Хорошо настроенное фортепиано
«Хорошо настроенное фортепиано» — это продолжающееся импровизационное сольное фортепианное произведение композитора Ла Монте Янга . Начавшись в 1964 году, Янг никогда не считал композицию или исполнение «законченными» и несколько раз исполнял ее воплощения с момента ее дебюта в 1974 году. [1] В композиции использовано фортепиано, настроенное точно по интонации . [2]
Обычное выступление длится пять-шесть часов. [3] Жена Янга, художница Мариан Зазила , предоставила световую работу «Пурпурные огни» . для этих представлений [4] Исполнение этого произведения в 1987 году было выпущено на DVD в 2000 году. The Guardian назвала его «одним из величайших достижений музыки 20-го века ». [1]
Вдохновение и влияние
[ редактировать ]Янг отдает должное Деннису Джонсону , бывшему однокласснику и композитору из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, за то, что он вдохновил на создание «Хорошо настроенного фортепиано» . Джонсон написал обширную импровизационную сольную фортепианную пьесу под названием «Ноябрь» в 1959 году, за несколько лет до того, как Янг начал работать над «Хорошо настроенным фортепиано» . Хотя говорят, что пьеса длится целых шесть часов, магнитофонная запись, сделанная в 1962 году, внезапно обрывается всего через полтора часа. [5]
Янг также оказывал влияние на многих композиторов и музыкантов на протяжении всей своей жизни. Деннис Джонсон цитирует Янга, оказавшего влияние на его композицию «Вторая машина» , которая основана на четырех отдельных тонах « Четырех мечтаний Янга о Китае» . [6] Композитор и критик Кайл Ганн [7] сказал, что «Хорошо настроенное фортепиано » «вполне может быть самым важным американским фортепианным произведением со времен « Чарльза Айвза » Сонаты Конкорд по размеру, влиянию и революционным инновациям». [2] Ганн также назвал это произведение «самым важным фортепианным произведением конца 20 века». [8] В своей книге «Четыре музыкальных минималиста » Кейт Поттер утверждает, что «Хорошо настроенное фортепиано» имеет большое значение «в контексте музыкального минимализма, музыки, работающей на стыке композиции и импровизации, а также музыки двадцатого века для фортепиано соло». [9]
Музыка
[ редактировать ]Тюнинг
[ редактировать ]Фортепиано ключ | 12-ТЕТ (центов) | ГП (≈ центов) | Джонстонс обозначение | Интервал соотношение | Частота (≈ Гц) |
---|---|---|---|---|---|
E ♭ | 000 | 000.00 | E ♭ | 1/1 | 297.989 |
E ♮ | 100 | 176.65 | Ф ++ | 567/512 | 330.000 |
Ф | 200 | 203.91 | Ж+ | 9/8 | 335.238 |
F ♯ | 300 | 239.61 | Г ♭ + | 147/128 | 342.222 |
Г | 400 | 470.78 | А ♭ + | 21/16 | 391.111 |
G ♯ | 500 | 443.52 | А ♭ ++ | 1323/1024 | 385.000 |
А | 600 | 674.69 | Б ♭ + | 189/128 | 440.000 |
B ♭ | 700 | 701.96 | B ♭ | 3/2 | 446.984 |
B ♮ | 800 | 737.65 | С ♭ + | 49/32 | 456.296 |
С | 900 | 968.83 | Д ♭ | 7/4 | 521.481 |
C ♯ | 1000 | 941.56 | Д ♭ + | 441/256 | 513.333 |
Д | 1100 | 1172.74 | И ♭ + | 63/32 | 586.667 |
E ♭ | 1200 | 1200.00 | E ♭ | 2/1 | 595.979 |
Обратите внимание, что все 12 центов TET относятся к E ♭ Янга. это ровно 74,69 цента, что соответствует частоте A ровно 440 Гц . [11] |
Настройка фортепиано Ла Монте Янга — важный аспект «Хорошо настроенного фортепиано» . Янг датирует это произведение как «1964–73–81 – настоящее время», чтобы указать на развитие произведения через его настройки, где E была перенастроена в 1973 году, а C ♯ и G ♯ были перенастроены в 1981 году. [13] Янг держал настройку в секрете до 1993 года, пока не позволил Кайлу Ганну опубликовать подробности. [14] [15]
Янг всегда исполнял «Хорошо настроенное фортепиано» на пианино Imperial Bösendorfer , которое больше стандартного акустического рояля, охватывает восемь полных октав и девять нот, расширяющих бас фортепиано. [16] Янг описывает высоту своей настройки как «полученную из различных частей серии обертонов предполагаемого низкого основного эталона ми-бемоль на десять октав ниже самого низкого ми-бемоль на Bösendorfer Imperial». [17]
Номер гармоники | 1 | 3 | 7 | 9 | 21 | 49 | 63 | 147 | 189 | 441 | 567 | 1323 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Обозначение Джонстона | Эб | Бб | Д7б | Ж+ | А7б+ | C77b+ | E7b+ | G77b+ | B7b+ | D77b+ | F7++ | А77b++ |
Как объяснил Кайл Ганн, [14] В системе Янга используется 7-предельная настройка , система справедливой интонации , в которой каждый класс высоты звука в гамме строится на основе ранее построенной высоты звука путем взятия только седьмой высоты звука из его серии обертонов или серий полутонов . Янг ссылается на отвращение к пятой гармонике, поэтому Янг использует только номера обертонов и полутонов 2, 3, 4, 6 и 7 при построении своей шкалы. Следствием этого является то, что соотношение между частотами любых двух тонов является рациональным числом , числитель и знаменатель которого имеют простые множители, состоящие только из 2, 3 и 7. Множители 2 соответствуют октавным сдвигам, поэтому в теории настройки соотношения равны нормализуется так, чтобы лежать в пределах октавы 1/1–2/1 путем умножения или деления на степени 2.
Все высоты звука шкалы Янга можно разместить в двумерной сетке . [18] где высота звука на горизонтальной оси связана соотношением 3/2 ( идеальная квинта ), а высота звука на вертикальной оси связана соотношением 7/4 ( гармоническая септима ). Этот набор из 12 тонов затем назначается клавишам стандартной фортепианной клавиатуры таким образом, что высоты звука с соотношением 3/2 обычно охватывают 8 клавиш, которые при стандартной настройке фортепиано образуют идеальную пятую часть. Каждая октава фортепиано следует одной и той же последовательности интервалов. В следующей таблице показана сетка вместе с назначением клавиш фортепиано:
Б | F ♯ | C ♯ | G ♯ | |
---|---|---|---|---|
49/32 | 147/128 | 441/256 | 1323/1024 | |
С | Г | Д | А | И |
7/4 | 21/16 | 63/32 | 189/128 | 567/512 |
E ♭ | B ♭ | Ф | ||
1/1 | 3/2 | 9/8 |
Клавиша А на фортепиано настроена на А440 , а остальные клавиши настроены относительно этого. Это делает клавишу Eb Янга на 74,69 цента более плоской, чем Eb при равной темперации с той же ля. Следует подчеркнуть, что названия клавиш не предназначены для настройки стандартных названий тонов, а представляют собой просто присвоение нот удобно расположенному фортепиано. ключи. Некоторые высоты звука, например G ♯ и G, акустически находятся в обратном порядке.
Основные согласные интервалы в шкале Янга: [19]
Соотношение | центы | Имя |
---|---|---|
3/2 | 701.96 | Идеальная пятая часть |
4/3 | 498.05 | Идеальная четвертая |
7/4 | 968.83 | Семеричная минорная седьмая |
7/6 | 266.87 | Септимальная минорная треть |
9/7 | 435.08 | Семеричная мажорная треть |
12/7 | 933.13 | Семеричная мажорная шестая |
14/9 | 764.92 | Семеричная минорная шестая |
В 12-TET все интервалы, измеряемые в центах, кратны 100. По словам Кайла Ганна, слушая «Хорошо настроенное фортепиано », «первые четыре часа вы проводите, знакомясь с уютной семиморной минорной терцией, экспансивной Септимальная большая терция, и к пятому часу вы вряд ли сможете вспомнить, чтобы интервалы когда-либо были других размеров». [19] В 5-лимитной настройке мажорная терция обычно имеет соотношение 5/4 ( ), что по цене 386,31 цента ближе к мажорной трети 12-TET 400 центов, чем к септимальной мажорной терции 9/7 ( ) по цене 435,08 цента. [10] Еще один момент для сравнения: при трехпредельной настройке мажорная терция Пифагора имеет соотношение 81/64, что составляет 407,8 цента.
Настройка — это выбор высоты звука в гамме, который позволяет судить об интонации высоты звука, а темперамент — это настройка, при которой делается компромисс в пользу идеальной настройки (например, просто интонации ) для удовлетворения других требований, например, возможности использовать любая высота звука как тональный центр западной гармонической практики. Баха В «Хорошо темперированном клавире» в полной мере использовано развитие темперамента, при котором можно было разумно использовать все 24 мажорные и минорные гаммы. Напротив, «Хорошо настроенное фортепиано» Янга организовано вокруг определенных фиксированных непереставляемых наборов тонов, которые функционируют как гаммы, например, « Волшебный аккорд» . Хотя простая интонация устраняет грубые биения между гармониками двух тонов, компромиссом является потеря общей переносимости на другие тональные центры из-за того, что 2, 3 и 7 являются взаимно простыми , а фортепиано имеет физический предел количества клавиш на октаву. .
Форма
[ редактировать ]Хорошо настроенное фортепиано , будучи импровизационным по своей природе, а также постоянно меняющимся, не имеет определенной формы. Ближе всего слушатель может прийти к пониманию структуры произведения Янга, изучая аннотации к записи Gramavision 1981 года . В примечаниях Янг разбивает спектакль на семь основных разделов и далее деконструирует каждый из этих разделов на несколько подразделов. Разделы и подразделы не обозначены и не описаны, а просто перечислены с указанием продолжительности каждого раздела, чтобы слушатель мог легко следить за ним. [20] Семь основных разделов заключаются в следующем:
- Вступительный аккорд (00:00:00–00:21:47)
- Волшебный аккорд (00:21:47–01:02:29)
- Волшебный вступительный аккорд (01:02:29–1:23:54)
- Волшебный гармонический аккорд тропического леса (1:23:54–03:05:31)
- Романтический аккорд (03:05:31–04:01:25)
- Елисейские поля (04:01:25–04:59:41)
- Концовка (04:59:41–05:01:22)
Подразделы часто называют темами, и каждый из них имеет обширное и описательное обозначение. Несколько примеров: «Ковер-самолет», который относится к разделу «Романтический аккорд» , и «Солнечный свет в старой стране», который находится в разделе «Волшебный вступительный аккорд» . Каждая тема состоит из определенной, уникальной комбинации звуков. Однако более мелкие темы, включенные в один более крупный раздел, часто имеют много общих тем. [21]
История выступлений
[ редактировать ]Янг дал мировую премьеру «Хорошо настроенного фортепиано» в Риме в 1974 году, через десять лет после создания произведения. Ранее Янг представил это как записанное произведение. В 1975 году Янг представил его в Нью-Йорке, дав одиннадцать живых выступлений в апреле и мае. По состоянию на 25 октября 1981 года, дату записи « The Well-Tuned Piano» на Gramavision , Янг исполнил это произведение 55 раз. [22] Единственный человек, который когда-либо исполнял это произведение, кроме Янга, - это его ученик, композитор и пианист Майкл Харрисон . Янг научил Харрисона этому произведению, что не только позволило ему исполнить его, но и помогло в настройке и подготовке фортепиано к выступлениям. [23] В 1987 году Янг снова исполнил это произведение в рамках более крупной серии концертов, в которую вошли многие другие его произведения. [24] Это выступление 10 мая 1987 года было записано на видео и выпущено на DVD в 2000 году на лейбле Янга Just Dreams . [8]
Каждая реализация представляет собой отдельную и независимую композицию, на сегодняшний день насчитывающую более 60 реализаций. Мировая премьера: Рим, 1974 г. Американская премьера: Нью-Йорк, 1975 г. Аккорды из «Хорошо настроенного фортепиано» (1981 – настоящее время) представлены как звуковое окружение. Включает: «Вступительный аккорд» (1981), « Волшебный аккорд» (1984), «Волшебный вступительный аккорд» (1984);
Отзывы
[ редактировать ]Игра то нарастает, то затухает, медленные партии ритуально просты и повторяются, а быстрые части кружатся и сбиваются в жуткие, независимо генерируемые голоса... Такая музыка определенно не для всех, и даже для тех, кто на нее реагирует. Иногда возникает вопрос, следует ли на этом концентрироваться, медитировать или просто прожить. Что бы кто ни делал, мистер Янг остается очаровательной, хотя и строгой фигурой в нашей музыкальной жизни.
Грандиозное пространство для выступлений было тускло освещено пурпурными огнями. Стульев не было. Слушатели были босиком, полулежа на плюшевых белых ковриках… Работа длится около четырех часов, и слушателям предлагается посетить многочисленные выступления. Сознание этого слушателя стало немного беспокойным после двух часов обертонального воздействия, но г-н Янг явно добился чего-то экстраординарного, создав неизведанные области звука.
- Эдвард Ротштейн , New York Times (1981), [26]
Мой личный опыт работы с «Хорошо настроенным фортепиано» был примером такой повышенной концентрации… поток инерции управлял вибрациями воздуха в комнате, медленно заставляя ухо осознавать звуки, которые на самом деле не воспроизводились… Я подумал Я слышал туманные горны, рев машин, деревянные бруски, диджериду и, самое главное, низкую, низкую вибрацию ми-бемоль с частотой 18 циклов в минуту, которую ухо воспринимало как « недостающую основную часть » обертонов фортепиано. .
- Кайл Ганн, The Village Voice (1987), [27]
3 января 2016 года запись The Well-Tuned Piano от Gramavision от 25 октября 1981 года транслировалась на BBC Radio 3 (за ней последовали отрывки из других композиций и совместных работ Янга) с 1 до 7 часов утра (по Гринвичу). [28]
Записи
[ редактировать ]- Компакт-диски с выступлениями 1981 года Ла Монте Янг, Хорошо настроенное фортепиано: 81 X 25 (18:17:50–23:18:59, Нью-Йорк) , автор: Ла Монте Янг, Gramavision 18-8701-2, 1987, пять компакт-дисков. [29]
- DVD 1987 года с выступлением Ла Монте Янг, Мэриан Зазила, Хорошо настроенное фортепиано в пурпурном свете (87 V 10 18:43:00 - 87 V 11 1:07:45 Нью-Йорк) , DVD, продюсеры Ла Монте Янг и Мэриан Зазила (Нью-Йорк: Just Dreams Inc., 2000).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Сервис, Том . «Путеводитель по музыке Ла Монте Янга» . Хранитель . Проверено 12 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ганн 1993 .
- ^ Поттер 2000 , с. 81.
- ^ «Мариан Зазила: Повествование» . MelaFoundation.org . Проверено 30 октября 2012 г.
- ^ Ганн 2010 , стр. 481.
- ^ Ганн 2010 , стр. 482.
- ^ Гиллеспи, Дон Д. «Ганн, Кайл» . Гроув Музыка онлайн . Проверено 13 октября 2012 г. (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б Ганн, Кайл (2002). «Придавленный фортепиано» . Деревенский голос . Том. 47, нет. 36. с. 122 . Проверено 7 ноября 2012 г.
- ^ Поттер 2000 , с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Уэлч 1999 , с. 184.
- ^ Ганн 1993 , стр. 162.
- ^ Ганн 1993 , стр. 143.
- ^ Ганн 1993 , стр. 141.
- ^ Перейти обратно: а б Ганн 1993 , стр. 135.
- ^ Ла Монте Янга" " Хорошо настроенное фортепиано Кайла Ганна, 1997
- ^ Ботштейн, Леон . «Бёзендорфер» . Гроув Музыка онлайн . Проверено 13 октября 2012 г. (требуется подписка)
- ^ Янг 1987 , Заметки о хорошо настроенном фортепиано.
- ^ Ганн, Кайл (1997). Ла Монте Янга « Хорошо настроенное фортепиано » . KyleGann.com . Проверено 7 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ганн 1993 , стр. 140.
- ^ Янг 1987 .
- ^ Ганн 1993 , стр. 143–144.
- ^ Янг 1987 , История выступлений.
- ^ Фельдман, Мортон ; Янг, Ла Монте (1987). «Разговор о композиции и импровизации (Бунита Маркус, Франческо Пеллицци, Мариан Зазила)». Res: Антропология и эстетика . 13 (13): 166. doi : 10.1086/RESv13n1ms20166768 . JSTOR 20166768 . S2CID 193655269 . (требуется подписка)
- ^ Палмер, Роберт (5 апреля 1987 г.). «Записи; Индивидуалист выходит на поверхность» . Нью-Йорк Таймс . (требуется подписка)
- ^ Роквелл, Джон (13 мая 1975 г.). «Ла Монте Янг исполняет свое соло на хорошо настроенном фортепиано ». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Ротштейн, Эдвард (15 сентября 1981 г.). Ла Монте Янга «Музыка: хорошо настроенное фортепиано ». Нью-Йорк Таймс . ПроКвест 121726020 . (требуется подписка)
- ^ Ганн, Кайл (8 июня 1987 г.). «Максимальный дух: Ла Монте Янг». Музыка в центре города: сочинения The Village Voice .
- ^ « Хорошо настроенное фортепиано » . Радио Би-би-си 3 . Проверено 1 января 2018 г.
- ^ Олевник, Брайан. Хорошо настроенное фортепиано 81 X 25 (18:17.50 – 23:18:59, Нью-Йорк) на AllMusic
Источники
- Ганн, Кайл (1993). Ла Монте Янга « Хорошо настроенное фортепиано ». Перспективы новой музыки . 31 (1): 134–162. дои : 10.2307/833045 . JSTOR 833045 . (требуется подписка)
- Ганн, Кайл (2010). «Реконструкция ноября ». Американская музыка . 28 (4): 481–491. дои : 10.5406/americanmusic.28.4.0481 . S2CID 201778521 . (требуется подписка)
- Поттер, Кейт (2000). «Ла Монте Янг». Четыре музыкальных минималиста: Ла Монте Янг, Терри Райли, Стив Райх, Филип Гласс . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-01501-1 .
- Уэлч, Эллисон (1999). «Встречи на грани: Свара и Тала в американской минималистической музыке». Американская музыка . 17 (2): 179–199. дои : 10.2307/3052713 . JSTOR 3052713 .
- Янг, Ла Монте (1987). Хорошо настроенное фортепиано: 81 x 25 18:17:50–23:18:59, Нью-Йорк (примечания для СМИ). Ла Монте Янг. Грамавидение. 18-8701-2.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Доти, Дэвид Б. «Интервью Ла Монте Янга: Часть вторая». Ежеквартальный журнал сети Just Intonation Network 6, вып. 1 (1990): 8–12.
- Янг, Ла Монте и Мариан Зазила . Хорошо настроенное фортепиано в The Magenta Lights 87 В 10 18:43:00 – 87 В 11 1:07:45 Нью-Йорк . DVD. Продюсеры Ла Монте Янг и Мэриан Зазила. Нью-Йорк: Просто мечты, 2000.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- « Хорошо настроенное фортепиано 81 Х 25 ». MelaFoundation.org .
- Браун, Кевин Макнейл (2011). « Ла Монте Янга и Мэриан Зазилы Сердце звука и света: Хорошо настроенное фортепиано в пурпурном свете ». DustedMagazine.com .