Jump to content

Хорошо настроенное фортепиано

исполнение «The Well-Tuned Piano» 1987 года вместе с «The Magenta Lights» Зазилы. В 2000 году на DVD было выпущено

«Хорошо настроенное фортепиано» — это продолжающееся импровизационное сольное фортепианное произведение композитора Ла Монте Янга . Начавшись в 1964 году, Янг никогда не считал композицию или исполнение «законченными» и несколько раз исполнял ее воплощения с момента ее дебюта в 1974 году. [1] В композиции использовано фортепиано, настроенное точно по интонации . [2]

Обычное выступление длится пять-шесть часов. [3] Жена Янга, художница Мариан Зазила , предоставила световую работу «Пурпурные огни» . для этих представлений [4] Исполнение этого произведения в 1987 году было выпущено на DVD в 2000 году. The Guardian назвала его «одним из величайших достижений музыки 20-го века ». [1]

Вдохновение и влияние

[ редактировать ]

Янг отдает должное Деннису Джонсону , бывшему однокласснику и композитору из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, за то, что он вдохновил на создание «Хорошо настроенного фортепиано» . Джонсон написал обширную импровизационную сольную фортепианную пьесу под названием «Ноябрь» в 1959 году, за несколько лет до того, как Янг начал работать над «Хорошо настроенным фортепиано» . Хотя говорят, что пьеса длится целых шесть часов, магнитофонная запись, сделанная в 1962 году, внезапно обрывается всего через полтора часа. [5]

Янг также оказывал влияние на многих композиторов и музыкантов на протяжении всей своей жизни. Деннис Джонсон цитирует Янга, оказавшего влияние на его композицию «Вторая машина» , которая основана на четырех отдельных тонах « Четырех мечтаний Янга о Китае» . [6] Композитор и критик Кайл Ганн [7] сказал, что «Хорошо настроенное фортепиано » «вполне может быть самым важным американским фортепианным произведением со времен « Чарльза Айвза » Сонаты Конкорд по размеру, влиянию и революционным инновациям». [2] Ганн также назвал это произведение «самым важным фортепианным произведением конца 20 века». [8] В своей книге «Четыре музыкальных минималиста » Кейт Поттер утверждает, что «Хорошо настроенное фортепиано» имеет большое значение «в контексте музыкального минимализма, музыки, работающей на стыке композиции и импровизации, а также музыки двадцатого века для фортепиано соло». [9]

Настройка фортепиано в стиле вестерн против настройки Янга для «Хорошо настроенного фортепиано» [10]
Фортепиано
ключ
12-ТЕТ
(центов)
ГП
(≈ центов)
Джонстонс
обозначение
Интервал
соотношение
Частота
(≈ Гц)
E 000 000.00 E 1/1 297.989
E 100 176.65 Ф 7++ 567/512 330.000
Ф 200 203.91 Ж+ 9/8 335.238
F 300 239.61 Г 77+ 147/128 342.222
Г 400 470.78 А 7+ 21/16 391.111
G 500 443.52 А 77++ 1323/1024 385.000
А 600 674.69 Б 7+ 189/128 440.000
B 700 701.96 B 3/2 446.984
B 800 737.65 С 77+ 49/32 456.296
С 900 968.83 Д 77/4 521.481
C 1000 941.56 Д 77+ 441/256 513.333
Д 1100 1172.74 И 7+ 63/32 586.667
E 1200 1200.00 E 2/1 595.979
Обратите внимание, что все 12 центов TET относятся к E ♭ Янга.
это ровно 74,69 цента, что соответствует частоте A ровно 440 Гц . [11]
\relative c {\clef "treble_8" \omit Staff.TimeSignature <e fis abdega >1 }
Волшебный аккорд (как сыграно). [12] Продолжительность: 0 секунд.

Настройка фортепиано Ла Монте Янга — важный аспект «Хорошо настроенного фортепиано» . Янг датирует это произведение как «1964–73–81 – настоящее время», чтобы указать на развитие произведения через его настройки, где E была перенастроена в 1973 году, а C и G были перенастроены в 1981 году. [13] Янг держал настройку в секрете до 1993 года, пока не позволил Кайлу Ганну опубликовать подробности. [14] [15]

Янг всегда исполнял «Хорошо настроенное фортепиано» на пианино Imperial Bösendorfer , которое больше стандартного акустического рояля, охватывает восемь полных октав и девять нот, расширяющих бас фортепиано. [16] Янг описывает высоту своей настройки как «полученную из различных частей серии обертонов предполагаемого низкого основного эталона ми-бемоль на десять октав ниже самого низкого ми-бемоль на Bösendorfer Imperial». [17]

Номер гармоники 1 3 7 9 21 49 63 147 189 441 567 1323
Обозначение Джонстона Эб Бб Д7б Ж+ А7б+ C77b+ E7b+ G77b+ B7b+ D77b+ F7++ А77b++

Как объяснил Кайл Ганн, [14] В системе Янга используется 7-предельная настройка , система справедливой интонации , в которой каждый класс высоты звука в гамме строится на основе ранее построенной высоты звука путем взятия только седьмой высоты звука из его серии обертонов или серий полутонов . Янг ссылается на отвращение к пятой гармонике, поэтому Янг использует только номера обертонов и полутонов 2, 3, 4, 6 и 7 при построении своей шкалы. Следствием этого является то, что соотношение между частотами любых двух тонов является рациональным числом , числитель и знаменатель которого имеют простые множители, состоящие только из 2, 3 и 7. Множители 2 соответствуют октавным сдвигам, поэтому в теории настройки соотношения равны нормализуется так, чтобы лежать в пределах октавы 1/1–2/1 путем умножения или деления на степени 2.

Все высоты звука шкалы Янга можно разместить в двумерной сетке . [18] где высота звука на горизонтальной оси связана соотношением 3/2 ( идеальная квинта ), а высота звука на вертикальной оси связана соотношением 7/4 ( гармоническая септима ). Этот набор из 12 тонов затем назначается клавишам стандартной фортепианной клавиатуры таким образом, что высоты звука с соотношением 3/2 обычно охватывают 8 клавиш, которые при стандартной настройке фортепиано образуют идеальную пятую часть. Каждая октава фортепиано следует одной и той же последовательности интервалов. В следующей таблице показана сетка вместе с назначением клавиш фортепиано:

Б F C G
49/32 147/128 441/256 1323/1024
С Г Д А И
7/4 21/16 63/32 189/128 567/512
E B Ф
1/1 3/2 9/8

Клавиша А на фортепиано настроена на А440 , а остальные клавиши настроены относительно этого. Это делает клавишу Eb Янга на 74,69 цента более плоской, чем Eb при равной темперации с той же ля. Следует подчеркнуть, что названия клавиш не предназначены для настройки стандартных названий тонов, а представляют собой просто присвоение нот удобно расположенному фортепиано. ключи. Некоторые высоты звука, например G и G, акустически находятся в обратном порядке.

Основные согласные интервалы в шкале Янга: [19]

Соотношение центы Имя
3/2 701.96 Идеальная пятая часть
4/3 498.05 Идеальная четвертая
7/4 968.83 Семеричная минорная седьмая
7/6 266.87 Септимальная минорная треть
9/7 435.08 Семеричная мажорная треть
12/7 933.13 Семеричная мажорная шестая
14/9 764.92 Семеричная минорная шестая

В 12-TET все интервалы, измеряемые в центах, кратны 100. По словам Кайла Ганна, слушая «Хорошо настроенное фортепиано », «первые четыре часа вы проводите, знакомясь с уютной семиморной минорной терцией, экспансивной Септимальная большая терция, и к пятому часу вы вряд ли сможете вспомнить, чтобы интервалы когда-либо были других размеров». [19] В 5-лимитной настройке мажорная терция обычно имеет соотношение 5/4 ( Играть ), что по цене 386,31 цента ближе к мажорной трети 12-TET 400 центов, чем к септимальной мажорной терции 9/7 ( Play ) по цене 435,08 цента. [10] Еще один момент для сравнения: при трехпредельной настройке мажорная терция Пифагора имеет соотношение 81/64, что составляет 407,8 цента.

Настройка — это выбор высоты звука в гамме, который позволяет судить об интонации высоты звука, а темперамент — это настройка, при которой делается компромисс в пользу идеальной настройки (например, просто интонации ) для удовлетворения других требований, например, возможности использовать любая высота звука как тональный центр западной гармонической практики. Баха В «Хорошо темперированном клавире» в полной мере использовано развитие темперамента, при котором можно было разумно использовать все 24 мажорные и минорные гаммы. Напротив, «Хорошо настроенное фортепиано» Янга организовано вокруг определенных фиксированных непереставляемых наборов тонов, которые функционируют как гаммы, например, « Волшебный аккорд» . Хотя простая интонация устраняет грубые биения между гармониками двух тонов, компромиссом является потеря общей переносимости на другие тональные центры из-за того, что 2, 3 и 7 являются взаимно простыми , а фортепиано имеет физический предел количества клавиш на октаву. .

Хорошо настроенное фортепиано , будучи импровизационным по своей природе, а также постоянно меняющимся, не имеет определенной формы. Ближе всего слушатель может прийти к пониманию структуры произведения Янга, изучая аннотации к записи Gramavision 1981 года . В примечаниях Янг разбивает спектакль на семь основных разделов и далее деконструирует каждый из этих разделов на несколько подразделов. Разделы и подразделы не обозначены и не описаны, а просто перечислены с указанием продолжительности каждого раздела, чтобы слушатель мог легко следить за ним. [20] Семь основных разделов заключаются в следующем:

  1. Вступительный аккорд (00:00:00–00:21:47)
  2. Волшебный аккорд (00:21:47–01:02:29)
  3. Волшебный вступительный аккорд (01:02:29–1:23:54)
  4. Волшебный гармонический аккорд тропического леса (1:23:54–03:05:31)
  5. Романтический аккорд (03:05:31–04:01:25)
  6. Елисейские поля (04:01:25–04:59:41)
  7. Концовка (04:59:41–05:01:22)

Подразделы часто называют темами, и каждый из них имеет обширное и описательное обозначение. Несколько примеров: «Ковер-самолет», который относится к разделу «Романтический аккорд» , и «Солнечный свет в старой стране», который находится в разделе «Волшебный вступительный аккорд» . Каждая тема состоит из определенной, уникальной комбинации звуков. Однако более мелкие темы, включенные в один более крупный раздел, часто имеют много общих тем. [21]

История выступлений

[ редактировать ]

Янг дал мировую премьеру «Хорошо настроенного фортепиано» в Риме в 1974 году, через десять лет после создания произведения. Ранее Янг представил это как записанное произведение. В 1975 году Янг представил его в Нью-Йорке, дав одиннадцать живых выступлений в апреле и мае. По состоянию на 25 октября 1981 года, дату записи « The Well-Tuned Piano» на Gramavision , Янг исполнил это произведение 55 раз. [22] Единственный человек, который когда-либо исполнял это произведение, кроме Янга, - это его ученик, композитор и пианист Майкл Харрисон . Янг научил Харрисона этому произведению, что не только позволило ему исполнить его, но и помогло в настройке и подготовке фортепиано к выступлениям. [23] В 1987 году Янг снова исполнил это произведение в рамках более крупной серии концертов, в которую вошли многие другие его произведения. [24] Это выступление 10 мая 1987 года было записано на видео и выпущено на DVD в 2000 году на лейбле Янга Just Dreams . [8]

Каждая реализация представляет собой отдельную и независимую композицию, на сегодняшний день насчитывающую более 60 реализаций. Мировая премьера: Рим, 1974 г. Американская премьера: Нью-Йорк, 1975 г. Аккорды из «Хорошо настроенного фортепиано» (1981 – настоящее время) представлены как звуковое окружение. Включает: «Вступительный аккорд» (1981), « Волшебный аккорд» (1984), «Волшебный вступительный аккорд» (1984);

Игра то нарастает, то затухает, медленные партии ритуально просты и повторяются, а быстрые части кружатся и сбиваются в жуткие, независимо генерируемые голоса... Такая музыка определенно не для всех, и даже для тех, кто на нее реагирует. Иногда возникает вопрос, следует ли на этом концентрироваться, медитировать или просто прожить. Что бы кто ни делал, мистер Янг остается очаровательной, хотя и строгой фигурой в нашей музыкальной жизни.

Грандиозное пространство для выступлений было тускло освещено пурпурными огнями. Стульев не было. Слушатели были босиком, полулежа на плюшевых белых ковриках… Работа длится около четырех часов, и слушателям предлагается посетить многочисленные выступления. Сознание этого слушателя стало немного беспокойным после двух часов обертонального воздействия, но г-н Янг явно добился чего-то экстраординарного, создав неизведанные области звука.

- Эдвард Ротштейн , New York Times (1981), [26]

Мой личный опыт работы с «Хорошо настроенным фортепиано» был примером такой повышенной концентрации… поток инерции управлял вибрациями воздуха в комнате, медленно заставляя ухо осознавать звуки, которые на самом деле не воспроизводились… Я подумал Я слышал туманные горны, рев машин, деревянные бруски, диджериду и, самое главное, низкую, низкую вибрацию ми-бемоль с частотой 18 циклов в минуту, которую ухо воспринимало как « недостающую основную часть » обертонов фортепиано. .

- Кайл Ганн, The Village Voice (1987), [27]

3 января 2016 года запись The Well-Tuned Piano от Gramavision от 25 октября 1981 года транслировалась на BBC Radio 3 (за ней последовали отрывки из других композиций и совместных работ Янга) с 1   до 7   часов утра (по Гринвичу). [28]

  • Компакт-диски с выступлениями 1981 года Ла Монте Янг, Хорошо настроенное фортепиано: 81 X 25 (18:17:50–23:18:59, Нью-Йорк) , автор: Ла Монте Янг, Gramavision 18-8701-2, 1987, пять компакт-дисков. [29]
  • DVD 1987 года с выступлением Ла Монте Янг, Мэриан Зазила, Хорошо настроенное фортепиано в пурпурном свете (87 V 10 18:43:00 - 87 V 11 1:07:45 Нью-Йорк) , DVD, продюсеры Ла Монте Янг и Мэриан Зазила (Нью-Йорк: Just Dreams Inc., 2000).
  1. ^ Перейти обратно: а б Сервис, Том . «Путеводитель по музыке Ла Монте Янга» . Хранитель . Проверено 12 июня 2016 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Ганн 1993 .
  3. ^ Поттер 2000 , с. 81.
  4. ^ «Мариан Зазила: Повествование» . MelaFoundation.org . Проверено 30 октября 2012 г.
  5. ^ Ганн 2010 , стр. 481.
  6. ^ Ганн 2010 , стр. 482.
  7. ^ Гиллеспи, Дон Д. «Ганн, Кайл» . Гроув Музыка онлайн . Проверено 13 октября 2012 г. (требуется подписка)
  8. ^ Перейти обратно: а б Ганн, Кайл (2002). «Придавленный фортепиано» . Деревенский голос . Том. 47, нет. 36. с. 122 . Проверено 7 ноября 2012 г.
  9. ^ Поттер 2000 , с. 80.
  10. ^ Перейти обратно: а б Уэлч 1999 , с. 184.
  11. ^ Ганн 1993 , стр. 162.
  12. ^ Ганн 1993 , стр. 143.
  13. ^ Ганн 1993 , стр. 141.
  14. ^ Перейти обратно: а б Ганн 1993 , стр. 135.
  15. ^ Ла Монте Янга" " Хорошо настроенное фортепиано Кайла Ганна, 1997
  16. ^ Ботштейн, Леон . «Бёзендорфер» . Гроув Музыка онлайн . Проверено 13 октября 2012 г. (требуется подписка)
  17. ^ Янг 1987 , Заметки о хорошо настроенном фортепиано.
  18. ^ Ганн, Кайл (1997). Ла Монте Янга « Хорошо настроенное фортепиано » . KyleGann.com . Проверено 7 ноября 2012 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б Ганн 1993 , стр. 140.
  20. ^ Янг 1987 .
  21. ^ Ганн 1993 , стр. 143–144.
  22. ^ Янг 1987 , История выступлений.
  23. ^ Фельдман, Мортон ; Янг, Ла Монте (1987). «Разговор о композиции и импровизации (Бунита Маркус, Франческо Пеллицци, Мариан Зазила)». Res: Антропология и эстетика . 13 (13): 166. doi : 10.1086/RESv13n1ms20166768 . JSTOR   20166768 . S2CID   193655269 . (требуется подписка)
  24. ^ Палмер, Роберт (5 апреля 1987 г.). «Записи; Индивидуалист выходит на поверхность» . Нью-Йорк Таймс . (требуется подписка)
  25. ^ Роквелл, Джон (13 мая 1975 г.). «Ла Монте Янг исполняет свое соло на хорошо настроенном фортепиано ». Нью-Йорк Таймс .
  26. ^ Ротштейн, Эдвард (15 сентября 1981 г.). Ла Монте Янга «Музыка: хорошо настроенное фортепиано ». Нью-Йорк Таймс . ПроКвест   121726020 . (требуется подписка)
  27. ^ Ганн, Кайл (8 июня 1987 г.). «Максимальный дух: Ла Монте Янг». Музыка в центре города: сочинения The Village Voice .
  28. ^ « Хорошо настроенное фортепиано » . Радио Би-би-си 3 . Проверено 1 января 2018 г.
  29. ^ Олевник, Брайан. Хорошо настроенное фортепиано 81 X 25 (18:17.50 – 23:18:59, Нью-Йорк) на AllMusic

Источники

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Доти, Дэвид Б. «Интервью Ла Монте Янга: Часть вторая». Ежеквартальный журнал сети Just Intonation Network 6, вып. 1 (1990): 8–12.
  • Янг, Ла Монте и Мариан Зазила . Хорошо настроенное фортепиано в The Magenta Lights 87 В 10 18:43:00 – 87 В 11 1:07:45 Нью-Йорк . DVD. Продюсеры Ла Монте Янг и Мэриан Зазила. Нью-Йорк: Просто мечты, 2000.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0bb6cbddee0a52f282732adcd155e5d1__1714187520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/d1/0bb6cbddee0a52f282732adcd155e5d1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Well-Tuned Piano - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)