Пассажиры, пересекающие границу, в районе Берлина, 1948–1961 гг.

Проблема с приграничными пассажирами (немцы, Гренцгангер ) в районе Берлина возникла в результате политического разделения Восточного и Западного Берлина в 1948 и 1949 годах. Она возникла в результате принадлежности муниципалитетов к двум разным валютам; Районы Восточного Берлина будут использовать знак Восточной Германии (Mark der DDR), а районы Западного Берлина - немецкий знак (DM). Другая причина заключалась в разнице между жилыми и промышленными районами по всему Берлину, причем западные районы были более процветающими. Партия Социалистического Единства (СЕПГ) , которая управляла Восточным Берлином, использовала проблему трансграничных пассажиров в своей пропаганде, называя их проблемой, что помогло им оправдать строительство Берлинской стены , начиная с августа 1961 года.
Появление
[ редактировать ]После введения немецкой марки в западных секторах Берлина и восточногерманской марки в советском секторе Берлина, а также советской зоны оккупации (которая завершила окружение Западного Берлина в районах, не граничащих с Восточным Берлином ), около 122 000 жителей Западного Берлина работали в Восточном Берлине или окрестностях Берлина, где им платили в восточногерманских марках (пассажиры, пересекающие восточную границу), в то время как 76 000 жителей Восточного Берлина работали в западных секторах Берлина. Берлин (пассажиры, прибывающие через границу с Запада), где первоначально, в первые месяцы, им платили в (западногерманских) марках в соответствии с общим потолком платежей. Поскольку обменный курс составлял 1:4 (1 немецкая марка к 4 восточногерманским маркам), что означало, что немецкая марка имела примерно в четыре раза большую покупательную способность, чем восточногерманская марка, будущее существование заработной платы более чем 120 000 домохозяйств Западного Берлина было в опасности.
Расчеты через Фонд компенсации заработной платы
[ редактировать ]Чтобы иметь возможность поддерживать единый берлинский рынок труда, 20 марта 1949 года, помимо отмены потолка оплаты труда, западные державы вместе с отменой верхнего предела создали Фонд компенсации заработной платы для работников промышленных предприятий. /бизнес-экономика. Это означало бы, что пассажиры, пересекающие границу с Востока, могли бы обменять 60% своей заработной платы, выплачиваемой в восточногерманских марках, на (западно)германские марки по курсу 1:1, как только они вернутся в Западный Берлин, в то время как жители Запада, пересекающие границу, пассажирам приграничной зоны платили только 10% их доходов в немецких марках и 90% их доходов в восточногерманских марках.
Проблема пассажиров, пересекающих восточную границу, которые работали на руководящих должностях, в качестве полицейских или учителей, была решена в 1948 и 1949 годах во время политического раздела Берлина. Им разрешили сохранить работу только в том случае, если они переедут в восточный сектор Берлина. Они все равно не были включены в Фонд оплаты труда в западных отраслях.
С другой стороны, СЕПГ не смог добиться соответствующего сокращения числа пассажиров, пересекающих границу с Западом. Если не считать кратковременного спада примерно в 1954 году и вплоть до строительства Берлинской стены в 1961 году, оно всегда составляло от 40 000 до 60 000 человек. Давление на этих пассажиров, пересекающих границу, оказывалось из-за недостатков в предоставлении жилья, возможностях обучения детей и выдаче разрешений на поездку. Произвольное толкование СЕПГ валютных правил, вплоть до тюремного заключения, не привело к отказу от работы в Западном Берлине, но вместо этого в более чем 50 000 случаях привело к бегству этих пассажиров на запад. постоянно. Тем не менее, число пассажиров, пересекающих границу с Западом, существенно не уменьшилось. Из-за сокращения числа пассажиров, пересекающих границу с Востока, Фонд компенсации заработной платы смог постоянно повышать ставку заработной платы для пассажиров, пересекающих границу с Запада. К августу 1961 года она выросла с 10% при первом установлении до 40% в августе 1961 года с максимальным обменным лимитом в 275 немецких марок. к тому, что было доступно в Восточном Берлине, и благоприятный обменный курс (западногерманских марок к восточногерманским маркам), несмотря на его юридическую неопределенность.
Помимо приграничных пассажиров, которые были официально зарегистрированы на рынках труда Восточного и Западного Берлина, существовали трансграничные пассажиры, работавшие на черном рынке, особенно в сфере уборки, транспорта и общественного питания. Их занятость была незаконной, нерегулярной, с почасовой оплатой и имела низкую экономическую значимость: от 8 000 до 20 000 рабочих, часто пенсионеров.
Решение проблемы SED
[ редактировать ]
В 1961 году, когда бегство из республики становилось все более частым, СЕПГ принял закон о закрытии границ Западного Берлина и, развязав охоту на ведьм для жителей западных приграничных районов в пропагандистских целях, изображая их на публичных мероприятиях и в кампании в прессе как предатели, преступники и паразиты. Ряд новых правил, вступивших в силу с 1 августа 1961 года, сделал практически невозможным для пассажиров, пересекающих границу, продолжать работу в Западном Берлине.
Однако, прежде чем эти положения могли полностью вступить в силу, СЕПГ устранил проблему трансграничных поездок в районе Берлина, построив Берлинскую стену 13 августа 1961 года. Берлин, в том числе 6000 на Deutsche Reichsbahn (Восточногерманских железных дорогах) . Остальные действовали в основном как артисты (70% солистов Немецкой государственной оперы на Унтер-ден-Линден были выходцами из Западного Берлина) или как ученые, техники или врачи. Из-за отсутствия платежей со стороны пассажиров, приграничных с Востока, Фонду компенсации заработной платы пришлось скорректировать свои выплаты пассажирам, прибывающим из восточного региона; они столкнулись с альтернативой: бросить работу на востоке или мигрировать на восток. Лишь немногие решили переселиться на восток. Поскольку правительству ГДР было трудно найти людей с такими навыками, их рабочие места оставались незаполненными. СЕПГ согласилась бы с этим недостатком в пользу общего закрытия ГДР.
Пассажиры, приграничные с Запада, к тому времени уже безработные, подвергались длительной дискриминации в повседневной жизни, работали на рабочих местах, не соответствующих их квалификации, и находились под наблюдением полиции.
Известные «пограничники»
[ редактировать ]- Хорст Бухгольц (1933–2003), актер.
- Бруно Деринг (1874–1961), пастор и богослов.
- Вальтер Фельзенштейн (1901–1975), театральный и оперный режиссер.
- Ганс Генрих (1911–2003), киномонтажер, сценарист и кинорежиссер.
- Регина Хильдебрандт (1941–2001), биолог и политик.
- Хорст Кутшер (1931–1963) 36-й известный погибший у Берлинской стены.
- Гюнтер Литфин (1937–1961), второй известный погибший у Берлинской стены и первый известный погибший, застреленный у Берлинской стены при попытке к бегству.
- Курт Шарф (1902–1990), священнослужитель и епископ Евангелической церкви в Берлине-Бранденбурге.
- Вольфганг Штаудте (1906–1984), кинорежиссер, сценарист и актер.
- Ингеборг Вебер-Келлерманн (1918–1993), фольклорист, антрополог, этнолог и академический педагог.
Литература
[ редактировать ]- Франк Роггенбух: Проблема трансграничных пассажиров в Берлине. Взаимозависимость и системная конкуренция до строительства Берлинской стены (Проблема трансграничных пассажиров Берлина; Взаимозависимость и системная конкуренция до строительства Берлинской стены). Вальтер де Грюйтер, Берлин, Нью-Йорк, 2008 г., ISBN 3110203448 (Публикации Исторической комиссии Берлина, том 107). (на немецком языке)
- Эрика М. Хернинг: Между фронтами. Берлинские приграничные пассажиры и приграничные торговцы 1948–1961 (Между фронтами. Берлинские приграничные пассажиры и приграничные торговцы 1948–1961). Бёлау, Кельн, Веймар, Вена 1992 г., ISBN 3-412-08091-8 . (на немецком языке)
- Франк Роггенбух: Взаимозависимость и системная конкуренция. Рассмотрение берлинской пограничной проблемы (Взаимозависимость и системная конкуренция; Рассмотрение берлинской пограничной проблемы). ( PDF-файл ) (на немецком языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гренцгангер на мосту Обербаум, 1950-е годы , снимок из Der Tages Sebene; Галерея изображений: Мост Обербаум во времена Берлинской стены (на немецком языке)