Мехмед Эмин Али-паша
Мехмед Эмин Али | |
---|---|
![]() | |
Великий визирь Османской империи | |
В офисе 11 февраля 1867 г. - 7 сентября 1871 г. | |
Монарх | Абдулазиз |
Предшественник | Мехмед Рушди-паша |
Преемник | Махмуд Недим-паша |
В офисе 6 августа 1861 г. - 22 ноября 1861 г. | |
Монарх | Абдулазиз |
Предшественник | Киприот Мехмед Эмин-паша |
Преемник | Мехмед Фуад-паша |
В офисе 7 января 1858 г. - 18 октября 1859 г. | |
Монарх | Абдулмеджид I |
Предшественник | Мустафа Решид Паша |
Преемник | Киприот Мехмед Эмин-паша |
В офисе 2 мая 1855 г. - 1 ноября 1856 г. | |
Монарх | Абдулмеджид I |
Предшественник | Мустафа Решид Паша |
Преемник | Мустафа Решид Паша |
В офисе 6 августа 1852 г. - 3 октября 1852 г. | |
Монарх | Абдулмеджид I |
Предшественник | Мустафа Решид Паша |
Преемник | Дамат Мехмед Али-паша |
Регент Османской империи | |
В офисе 21 июня 1867 г. - 7 августа 1867 г. | |
Монарх | Абдулазиз |
Личные данные | |
Рожденный | 5 марта 1815 г. Стамбул , Османская империя |
Умер | 7 сентября 1871 г. (56 лет) Стамбул, Османская империя |
Подпись | ![]() |
Мехмед Эмин Али-паша , также известный как Мехмед Эмин Аали (5 марта 1815 — 7 сентября 1871), был видным османским государственным деятелем периода Танзимата , наиболее известным как архитектор Указа о реформе Османской империи 1856 года , а также за его роль в Парижский мирный договор (1856 г.) , положивший конец Крымской войне . Али-паша широко считался ловким и способным государственным деятелем, и ему часто приписывали предотвращение раннего распада империи. [ 1 ]
Али-паша выступал за западный стиль реформ для модернизации империи, включая секуляризацию государства и улучшение гражданских свобод. Ключевым партнером и другом в этом начинании был Фуад-паша . Али работал над усмирением националистических движений и в то же время отражал иностранных агрессоров, которые пытались ослабить Османское государство. Он выступал за османский национализм , который заменит разнообразные этнические и религиозные привязанности. С этой целью Крикор Агатон был назначен первым министром-немусульманином на светской должности в политической истории Османской/Турецкой Республики.
Будучи сыном привратника, Али-паша скромного происхождения поднялся по служебной лестнице в Османском государстве и стал министром иностранных дел на короткое время в 1840 году, а затем снова в 1846 году. В 1852 году он стал великим визирем на несколько месяцев. затем снова министр иностранных дел в 1854 году. [ 2 ] Между 1855 и 1871 годами он попеременно сменил две должности, в конечном итоге семь раз за свою жизнь занимая должность министра иностранных дел и пять раз великого визиря. [ 3 ] В 1851 году он был награжден орденом Красного Орла 1-й степени (для нехристиан).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мехмед Эмин Али-паша родился 5 марта 1815 года в Стамбуле в семье со скромным достатком. Он родился в семье лавочника, не имея никакого формального образования, за исключением трех классов начальной школы. Именно в начальной школе Али-паша научился читать и писать, а также выучил наизусть суры Корана некоторые . [ 4 ] Тем не менее, Али-паша продолжал заниматься самообразованием, в том числе изучая французский язык . Свою долгую карьеру на государственной службе он начал в возрасте 14 лет в качестве клерка в Императорском совете. В следующем году Али-пашу перевели в делопроизводство Императорского совета. Через год Али-пашу снова перевели, на этот раз в бюро переводов . [ 4 ]
Бюро переводов
[ редактировать ]Бюро переводов ( турецкий : Tercüme Odası , известное на английском языке как офис «драгомана » от турецкого tercüme , «перевод») было создано в ответ на независимость Греции. Это произошло из-за того, что до обретения Греции независимости многие греки работали переводчиками в государственных делах. Следовательно, восстание Греции за независимость привело к исходу греческих переводчиков, работающих на правительство, и оставило спрос на переводчиков. [ 5 ] Кроме того, более важными стали внутренние дела, включая поражение османских армий от египтян и договор Хюнкар-Искелеси с русскими, дипломатия. Такие события не только привели к росту бюро переводов, но и к более пристальному вниманию к бюро переводов, а также к увеличению заработной платы. [ 6 ] Однако эта работа не только улучшила судьбу Али-пахи; это также повлияло на его будущую политику. Например, Али-паша и другие сотрудники Бюро переводов, такие как будущий партнер Али-паши по реформе Мехмед Фуад-паша , получили необходимый опыт в мире дипломатии благодаря переводческой работе в этой самой области. Это знакомство с дипломатической сферой отдалило Мехмеда Эмина Али-пашу от ценностей традиционного османского общества и в то же время развило в нем ценности рационального бюрократа.
Под руководством Мустафы Решида-паши
[ редактировать ]В 1835 году Али-паша был назначен вторым секретарем посольства в Вене, где изучал организацию Австрийской империи . Несколько лет спустя Али-паша оказался советником Мустафы Решид-паши . Хотя Мустафа Решид-паша был всего лишь послом при дворе Святого Иакова , более известном как королевский двор Великобритании, он был назначен великим визирем в 1839 году и начал период реформ в Османской империи, известный как период Танзимата . Мустафа оставил Али-пашу главным, а сам отправился обратно в Османскую империю, чтобы занять должность великого визиря. [ 4 ] Такое развитие событий в конечном итоге привело к тому, что Али-паша стал официальным послом, и он продолжал подниматься все выше и выше на политической должности. Когда в 1852 году сам Али-паша был назначен великим визирем, он был самым молодым из когда-либо назначенных. [ 7 ]
Крымская война
[ редактировать ]В 1854 году во время Крымской войны Али-паша был отозван из отставки, чтобы во второй раз взять на себя управление иностранными делами при Решид-паше, и в этом качестве принял участие в 1855 году в Венской конференции. В 1855 году он снова стал великим визирем сроком на один год и занимал эту должность не менее пяти раз; в этой роли он представлял Порту на Парижском конгрессе в 1856 году и подписал мирный договор, положивший конец Крымской войне . [ нужна ссылка ]
Али-паша в качестве посла
[ редактировать ]
В 1846 году Мехмед Эмин Али-паша был назначен министром иностранных дел при Мустафе-паше, что неудивительно, учитывая его отточенные дипломатические навыки. Султан Абдулазиз , который часто конфликтовал с Али-пашой по поводу полномочий великого визиря, признал, что не может заменить такого человека, столь признанного в Европе. Именно во время своей должности посла Али-паша способствовал дружбе с Англией и Францией , а также внедрению западных практик в Османскую империю. Например, основываясь на своем опыте работы с системой образования Франции, Али-паша заложил фундамент престижной Галатасарайской средней школы в ее современном виде, где дети религиозных меньшинств будут обучаться среди студентов-мусульман. Это было сделано для того, чтобы люди других религий перестали видеть в турках врагов. [ 8 ] Обязанности и признание Али-паши еще больше возросли, когда он был выбран ведущим делегатом на мирных переговорах, а также снова был назначен великим визирем на Венском конгрессе 1855 года после Крымской войны. Именно там он сформировал мирное соглашение, которое включило Османскую империю в Европейский концерт , баланс сил между европейскими странами, и что другие державы Европейского Концерта будут уважать территории Османской империи и ее независимость. Впоследствии он был несколько изменен и включен в седьмую статью Парижского договора 1856 года. [ 9 ]
Указ 1856 г.
[ редактировать ]
Хотя вмешательство Англии, Франции и Сардинии в Крымскую войну в дополнение к Парижскому договору 1856 года спасло Османскую империю от России, Османская империя теперь столкнулась с внешним давлением со стороны своих спасителей, требующих одинакового обращения со всеми своими гражданами, независимо от религии. В ответ великий визирь Али-паша сформулировал указ о реформе Хатт-и Хумаюна 1856 года . Это обещало равенство всех перед законом, открыло гражданские должности для всех подданных, гарантировало безопасность жизни и собственности немусульман и обещало, что никто не будет принужден изменить свою религию. В результате число христианских миссионеров в Османской империи увеличилось. Это вызвало опасения, что мусульмане обратятся в христианство и откажутся от военной службы. В ответ на этот страх Османская империя в конечном итоге приняла политику, запрещающую обращение. Короче говоря, обращенные в христианство могли быть арестованы и наказаны. Новые свободы также были непопулярны среди некоторых немусульманского населения Османской империи. Христианские подданные, например, были недовольны тем, что их поставили на один уровень с евреями. [ 10 ]
Али-паша против оппозиции
[ редактировать ]Али-паша постоянно боролся с султаном за полномочия великого визиря во время своего пребывания у власти. Он не только настаивал на том, чтобы султан подчинялся ему при назначении министров, но также секретарей и даже обслуживающего персонала. [ 11 ] Али-паша также был известен тем, что устранял тех, с кем он был не согласен в политическом отношении, таких как младоосманы . Молодые османы были категорически не согласны с реформой Танзимата и считали ее потворством требованиям Европы в ущерб законам шариата . [ 12 ] Али-паша, с другой стороны, хотел слияния всех подданных, предоставляя равные возможности в образовании и государственных должностях, в результате чего христиане больше не считали себя угнетенными со стороны Османского государства, что привело к созданию более стабильной империи. [ 13 ] Эта идея слияния османских граждан была известна как османизм , и молодые османы не разделяли эту точку зрения, выражая свои взгляды через средства массовой информации, такие как газеты. Хотя оппозиционная тактика младоосманов находилась в пределах стамбульской цензуры, Али-паша, тем не менее, закрыл их газеты и изгнал их. [ 12 ]
Во время европейского турне Абдул Азиза в 1867 году Али-паша остался в столице и был назначен регентом Османского султаната на 44 дня. [ 14 ]
Обращение с бахаи
[ редактировать ]См. . письмо Бахауллы Али-паше здесь [ 15 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]
Его близким другом и коллегой-реформатором Танзимата был Фуад-паша , который умер в 1869 году в качестве исполняющего обязанности министра иностранных дел. После его смерти Али-паша взял на себя обязанности министра иностранных дел и премьер-министра (великого визиря). Скорбя по поводу смерти Фуада-паши и из-за дополнительного стресса, связанного с проведением реформ в одиночку, здоровье Али-паши начало ухудшаться. [ 3 ] Он заболел туберкулезом и умер 7 сентября 1871 года после трех месяцев болезни в возрасте 56 лет. [ 2 ]
В ответ на его смерть молодые османы вернулись из изгнания, надеясь найти правительство, более соответствующее их идеалам. Период Танзимата был прекращен. Новый визир Махмуд Недим-паша был сторонником султанского абсолютизма, и единственное, что он вообще разделял с младоосманами, - это вера в исламский характер Османской империи. [ 12 ]
Политика
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( август 2024 г. ) |
Историк Родерик Дэвисон описывает Али как маленького и хрупкого человека, с тихой речью, говорящим едва громче шепота, но с активными глазами. Он был не только дотошным, но и ценил формальность и иерархию. Хотя у него не было соперников, он также не подготовил преемников, что стало поворотным моментом в империи после его смерти в 1871 году. Его политика сделала его консервативным реформатором, монархистом и сторонником исламского превосходства , хотя он решительно выступал за равенство перед законом и Иттихад-и Анасир . В отличие от Фуада, он последовательно не доверял парламентам и конституциям. Он был ярым сторонником независимости Порты, и со временем у него развились авторитарные тенденции. Его место в османском правительстве сделало его анафемой молодых османов . [ 16 ]
Завещание Али-паши
[ редактировать ]В 1910 году было опубликовано политическое завещание покойного Али-паши. Документ был написан в 1871 году, незадолго до его смерти, и адресован султану Абдулазизу . В нем он рассказывает о своих достижениях, таких как сохранение Османской империи в целостности, улучшение бюрократии, борьба с восстаниями с небольшими уступками, начало строительства железной дороги и умиротворение европейских держав. Он также упоминает некоторые недостатки со своей стороны, такие как неадекватная налоговая система, и дает султану советы на будущее. Такие советы включают сохранение свободы вероисповедания, прием немусульман в вооруженные силы и на государственную службу, а также улучшение налоговой системы путем использования контролируемых компаний для сбора налогов. [ 18 ] Однако более поздние исследования поставили под серьезные сомнения точность и подлинность завещания. [ 19 ] Айдогду показал, что завещание было воспринято как мистификация, когда оно было впервые опубликовано в газете в 1871 году после смерти Али-паши, и его не защищал никто из наследников паши.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Барчард 2004 .
- ^ Jump up to: а б Balyuzi 1991 .
- ^ Jump up to: а б биография .
- ^ Jump up to: а б с Андик 2009 .
- ^ Финкель 2006 , с. 462.
- ^ Финдли 1980 , с. 135.
- ^ Барчард, Дэвид (1996). «Сын швейцара, спасший империю» . Журнал «Рог изобилия» .
- ^ Мурат .
- ^ Фикрет 2005 .
- ^ Финкель 2006 , стр. 458–469.
- ^ Финдли 1980 , с. 170.
- ^ Jump up to: а б с Ханиоглу 2008 .
- ^ Дэвисон 1954 .
- ^ Дэвисон 1963 , с. 236.
- ^ «Справочная библиотека бахаи – Призыв Господа Саваофа, страницы 161–175» .
- ^ Дэвисон 1963 , с. 83–84.
- ^ Дэвисон 1963 , с. 90.
- ^ Дэвисон 1980 .
- ^ Йылмаз Айдогду 2003 .
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Привет, Мехемет ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 2. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Балюзи, Хасан (1991). Бахаулла: Царь Славы (Второе изд.). Оксфорд, Великобритания: Джордж Рональд. п. 469. ИСБН 0-85398-328-3 .
- Андич, Фуат (8 июня 2009 г.), Политические завещания Ришелье и Али-паши два : 10.2139/ssrn.1416210
- Фикрет, Аданир (2005). «Вступление Турции в Концерт Европы». Европейский обзор . 13 (3): 395–417. дои : 10.1017/S1062798705000530 . S2CID 144456772 .
- Финдли, Картер В. (1980), Бюрократическая реформа в Османской империи: Блистательная Порта, 1789–1922 , Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press
- Ханиоглу, М. Шюкрю (2008), Краткая история поздней Османской империи , Принстон: Princeton University Press, стр. 103–4.
- Мурат, Али, Преподавание религии в светском обществе (PDF) , Стамбул, Турция: Университет Фатих, факультет социологии, S2CID 7158273 , заархивировано из оригинала (PDF) 12 декабря 2017 г. , получено 11 декабря 2017 г.
- «Али-паша (Мехмет Эмин)» , биография , получено 11 декабря 2017 г.
- Дэвисон, Родерик Х. (апрель 1980 г.). «Вопрос о политическом завещании Али Паши». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 11 (2). Кембриджский университет: 209–225. дои : 10.1017/s0020743800054398 . JSTOR 162285 . S2CID 146613395 .
- Дэвисон, Родерик (1963), Реформа в Османской империи: 1856-1876 , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета
- Дэвисон, Родерик Х. (июль 1954 г.). «Отношение Турции к христианско-мусульманскому равенству в девятнадцатом веке». Американский исторический обзор . 59 (4): 844–864. дои : 10.2307/1845120 . JSTOR 1845120 .
- Финкель, Кэролайн (2006). Мечта Османа: История Османской империи, 1300-1923 гг . Нью-Йорк: Основные книги. стр. 458–469.
- Барчард, Дэвид (2004). «Сын швейцара, спасший империю» . Рог изобилия (31).
- Йылмаз Айдогду, Нергиз (2003). «Некоторые новые сведения о завещании Али-паши» (PDF) . Диван . 15 (2).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные с Мехмедом Эмином Аали-пашой, на Викискладе?