История Лорьяна
История Лорьяна начинается с основания города в 1666 году как базы Французской Ост-Индской компании . [ 1 ] Эта роль была усилена в 1675 году во время голландской войны, когда было решено отказаться от другой базы компании в Гавре в пользу только Лорьяна . Другие монопольные торговые компании впоследствии переехали и использовали порт и прилегающую территорию до конца Ancien Régime , помогая обеспечить город его удобствами; это место стало главной агломерацией на юге Бретани . Таким образом , с середины 18 века [ 2 ] С 1688 года порт также использовался Королевским флотом , корабли которого строились и вооружались здесь.
Политическое влияние Лорьяна усилилось после Французской революции , и город взял на себя административную роль в рамках Первой Империи . [ 3 ] В то время как коммерческая деятельность в первой половине XIX века оставалась сдержанной из-за частых конфликтов, военная деятельность приобрела все большее значение. Арсеналы выиграли от последовательных волн модернизации, вызванной паровой энергией, а затем стальным строительством. С конца 19 века развитие рыбной промышленности принесло городу новый полюс деятельности, который укрепился благодаря созданию Кероманского рыбного порта. в начале 1920-х годов [ 4 ]
Вторая мировая война стала ключевым периодом в истории города. Полуостров Кероман был выбран оккупационными силами для размещения крупнейшей базы подводных лодок того времени, что привело к почти полному разрушению города в результате бомбардировок союзников в период с января по февраль 1943 года. [ 5 ] Оккупация города продолжалась до капитуляции Лорьянского котла 10 мая 1945 года. Это ознаменовало начало эпохи реконструкции, которая создала новое лицо города, продолжавшейся до начала 1960-х годов. [ 6 ]
Недавняя история города отмечена серией последовательных кризисов, вызванных спадом активности в рыболовном порту Кероман в 1980-х и 1990-х годах, а также закрытием базы подводных лодок в 1997 году. Затем город вступил в фазу реконверсии. , отмеченный культурным развитием, вызванным Межкельтским фестивалем , развитием университетов, вызванным открытием Университета Южной Бретани в 1995 году, и экономическим развитием, основанным на деятельности связан с яхтингом и морскими гонками. [ 7 ]
Перед городом
[ редактировать ]Самые старые следы присутствия человека в регионе относятся к периоду неолита и подтверждаются находкой полированных топоров в районе Керолай. [ 8 ]
В средние века устье реки Блаве с 11 века стало приграничной зоной. Его левый берег принадлежал шателлени де Ностанг , герцогской, а затем королевской земле, а правый берег, где должен был быть основан Лорьян, принадлежал Кеменет-Эбоэ , долгое время принадлежавшему виконтам Рохана . город-крепость Эннебон Между 1264 и 1278 годами на левом берегу Блаве был основан , ставший резиденцией замка Ностан . [ 2 ]
В конце 16 века город Порт-Луи в устье Блаве начал приобретать военное и торговое значение после войн Лиги , а с 1590 года там была построена цитадель для обеспечения входа в гавань. где течет Блаве . Судовладельцы, которые до этого времени базировались в Эннебонте, покинули город в пользу Порт-Луи, и Эннебон начал направлять свою деятельность на внутренние районы. [ 9 ]
Современный период
[ редактировать ]Создание и раннее развитие города
[ редактировать ]Французская Ост-Индская компания была создана Кольбером в 1664 году. [ 1 ] конкурировать с голландской Ост-Индской компанией , которая имела фактическую монополию на торговлю с Индийским океаном. В октябре 1664 года компания обосновалась в порту Гавра , но ей не хватило места для расширения, и якорная стоянка подверглась английской и голландской агрессии. [ 10 ] В конце того же года компания купила землю в Байонне . [ 11 ] Проблемы в городе начались в 1665 году, поскольку жители были против проекта, и компании пришлось искать другое место. Рассматривался город Пембеф , но губернатор Порт-Луи, тогдашний королевский генерал-лейтенант в Бретани, использовал все свое влияние, и Кольбер приказал директорам компании обосноваться в хорошо защищенной гавани Порт-Луи. [ 12 ]

В июне 1666 года Людовик XIV издал указ о предоставлении Компании земли в Порт-Луи, а также на другой стороне гавани в Ле-Фауэдике. [ н 1 ] В августе 1666 года один из директоров компании Дени Ланглуа купил землю в конце гавани, у слияния рек Скорф и Блаве , и построил эллинги. Поначалу объект функционировал исключительно как пристройка к объектам в Порт-Луи, где располагались офисы и магазины компании. [ 13 ] В последующие годы этому месту несколько раз грозило закрытие, но в 1675 году, в разгар франко-голландской войны , Французская Ост-Индская компания решила покинуть свою базу в Гавре, которая была слишком уязвима в военное время, и передать свою базу в Гавре. инфраструктура там. », были построены часовня, мастерские, кузницы и офисы На месте, которое стало известно как « l'Enclos , и компания навсегда покинула берега Порт-Луи. [ 14 ]
Королевский флот также обосновался на этом месте под руководством Жана-Батиста Кольбера де Сенеле, сына Кольбера, который унаследовал от отца должность государственного секретаря военно-морского флота. Одновременно здесь нашли убежище и каперы из Сен-Мало. [ 14 ] Работы по приспособлению порта начались в 1687 году. Верфь была реквизирована для Королевского флота в 1688 году, когда война Аугсбургской лиги разразилась , и первые военные корабли были вооружены здесь в 1690 году. Здесь также было построено несколько кораблей, а между 1690 и 1708 годами , восемнадцать военных кораблей покинули верфь. Эти верфи привлекли от 800 до 900 рабочих, в основном из Прованса, Нормандии , Страны Басков и Нанта . Compagnie des Indes также была вынуждена уступить несколько построек Royale: универсальный магазин, веревочный завод и парусный чердак были проданы в 1689 году, а также часть жилых помещений в следующем году. [ 15 ]
Город развивался за пределами периметра Кольцев в соответствии с постановлением 1700 года, которое вынуждало людей покидать территорию вокруг Кольцев и селиться на болотах Фауэдов. В 1709 году был создан приход Лорьян на базе Племёра . К 1702 году в городе проживало около 6000 жителей, но деятельность Ост-Индской компании и Королевского флота оставалась ограниченной, и город начал приходить в упадок. [ 16 ]
В 1903 году Альфред Треска совместил планы Лорьяна 1903 и 1703 годов. [ 17 ]
События в рамках Постоянной Ост- Индской компании
[ редактировать ]Коммерческий бум
[ редактировать ]Город пережил новый бум, когда Джон Лоу де Лористон в 1719 году создал Compagnie perpétuelle des Indes (Вечную компанию Ост-Индии), купив несколько других торговых компаний, и выбрал Лорьян в качестве своей операционной базы. [ 18 ] Королевский флот не хотел позволять новой компании использовать помещения в Л'Энкло , но 28 июня 1719 года Морской совет приказал компании освободить помещения, что она и сделала к концу того же года. [ 19 ]

Несмотря на крах системы Закона в 1720 году, город пережил новый этап развития. [ 18 ] 400 000 фунтов перца, 500 000 фунтов чая, от 1,5 до 2 миллионов фунтов кофе, 150 000 кусков хлопка и муслина и 150 000 кусков китайского фарфора . В среднем через город ежегодно проходит [ 20 ] Именно в этот период город принял участие в трехсторонней торговле : в период с 1720 по 1790 год 156 кораблей депортировали около 43 000 рабов. [ 21 ] В то время, когда Нантская торговля замедлялась, а Индская компания получила «исключительную привилегию торговли в Гвинее, включая работорговлю», Лорьян зарекомендовал себя как ведущий невольничий порт Франции между 1723 и 1725 годами. [ 22 ] В 1732 году компания Compagnie perpétuelle des Indes решила перенести штаб-квартиру всех своих продаж из Нанта в Лорьян и поручила архитектору Жану-Шарлю Габриэлю построить новые тесаные здания для этой деятельности и украсить территорию Энкло. [ 18 ] С 1734 года здесь проводились распродажи, на которых было заключено до двадцати пяти миллионов турнских ливров. [ 23 ] Однако монополия компании была отменена в 1769 году под влиянием физиократов. [ 24 ]

Судостроительные мощности увеличились со строительством нового стапеля в 1728 году, а первое 600-тонное судно «Филибер» было построено в 1730 году. Начиная с 1732 года, каждый год строилось по три корабля, что позволило компании обновить весь свой флот в течение двенадцати лет. годы. были открыты три новых эллинга . В 1755 году в Кодане на противоположном берегу Скорфа [ 25 ]
Структура города
[ редактировать ]Город выиграл от процветания компании. В 1738 году его население составляло 14 000 человек, а затем увеличилось до 20 000, включая пригороды Керентрех, Мервиль, Ла-Перьер, Кальвин и Керьядо. [ 23 ] Большая часть населения города прибыла из Бретани. Из присутствовавшего парусного состава 42,8% были выходцами из прихода Порт-Луи и 25,1% из прихода Сен-Мало . [ 26 ] Что касается офицеров, то 40% прибыли из прихода Сен-Мало и 28% из Порт-Луи. [ 27 ] Остальные 88% иммигрантов прибыли из бретоноязычных департаментов Морбиан , Финистер и Кот-д’Армор . [ 28 ] несколько раз заставляли город учитывать этот лингвистический элемент. [ н 2 ] [ 29 ]
В 1735 году внутри городских стен были проложены новые улицы. В 1738 году город получил статус « городской коммуны ». [ н 3 ] Начались работы по благоустройству, включая мощение улиц, строительство набережных и доков вдоль берегов ручья Фауэдик , а также снос коттеджей с соломенными крышами, которые будут заменены домами по образцу Приложений. [ 23 ] Стены были возведены в 1744 году, чтобы закрыть город, и подверглись испытанию в сентябре 1746 года во время британского рейда на город. [ 30 ] ( Осада Лорьяна ). Муниципальная больница Hôtel-Dieu была открыта в 1740 году благодаря пожертвованию города филантропа, а уже в 1754 году город и Compagnie perpétuelle des Indes планировали построить совместное медицинское учреждение. В 1766 году это было достигнуто за счет слияния городской структуры с другой компанией, а в 1771 году она была преобразована в больницу второго класса. [ 29 ] Исчезновение Compagnie perpétuelle des Indes в 1769 году привело к сокращению населения города на одну седьмую. [ 31 ]
Статус города как « городской коммуны », предоставленный в 1738 году, позволил ему направлять представителей в парламент Ренна . Между 1738 и 1751 годами он получил около 170 000 фунтов стерлингов на модернизацию своих портовых сооружений, а также на снижение подушевого налога (налога на душу населения) между 1746 и 1750 годами после британского набега на город. Однако административный и политический вес города оставался ниже его экономического веса, и он зависел от других близлежащих городов, таких как Хеннебонт . в вопросах правосудия и других вопросов [ 29 ]
Конец нового режима
[ редактировать ]Американская война за независимость привела к всплеску активности в городе с 1775 года, и несколько каперов использовали город в качестве порта приписки. С 1778 года Джон Пол Джонс использовал город и его порт в качестве базы для своего корабля Bonhomme Richard . [ 3 ] и многие из его военных уловов были репатриированы сюда. [ 32 ] Всего в Лорьяне был привезен и продан 121 улов, сделанный британцами Джоном Полом Джонсом и другими. [ 33 ] По окончании войны в 1783 году было открыто несколько трансатлантических линий из Лорьяна в США. [ 31 ]

Преобразование города началось, когда король приобрел помещения компании за 17 500 000 фунтов стерлингов для размещения своего военно-морского флота. [ 24 ] Частное судостроение расширялось, и между 1769 и 1777 годами было построено водоизмещением 13 000 тонн. Тоннаж, построенный Compagnie, а затем Royale, составлял лишь 39% от общего объема производства в Лорьяне. [ 34 ] В то же время развивалась частная торговля, и между 1769 и 1785 годами, когда была основана компания Calonne, на долю Лорьяна приходилось 57 800 из 151 955 баррелей, построенных во Франции. [ 35 ] В 1785 году по требованию Шарля Александра де Калонна , генерального инспектора финансов, была создана новая торговая компания — Ост-Индско-Китайская компания, обосновавшаяся в Лорьяне. [ 31 ]
, Начала появляться буржуазия составлявшая 6% населения на момент подушной регистрации 1788 года . Судостроение составило 24%, торговля – 43,7%. Его развитие привело к возникновению культурной жизни: в 1778 г. [ 36 ] открыт зрительный зал на 790 мест. В следующем году в городе появилась постоянная театральная труппа. Лорьянская масонская ложа была влиятельной в то время: в 1786 году она насчитывала 105 членов. [ 37 ] Первоначально это было связано с присутствием Compagnie des Indes . [ н 4 ] [ 38 ]
Современный век
[ редактировать ]Революция и Империя
[ редактировать ]Французская революция и последовавшие за ней войны против Соединенного Королевства положили конец коммерческой деятельности в Лорьяне почти на два десятилетия. [ 39 ]
Город был одним из немногих в Морбиане, поддержавших революцию . [ 40 ] Важную роль в распространении своих идей сыграла торговая буржуазия. [ 41 ] а большое присутствие строителей сыграло свою роль в радикализации движения в городе. [ 42 ] Благодаря поддержке революции город получил в 1790 году титул уездного города, а в 1795 году — тюрьму. [ 43 ]
В июне 1793 года городской совет встал на сторону жирондистов против монтаньяров , что привело к аресту его мэра и изгнанию городского совета в пользу элементов, более симпатизирующих монтаньярам. [ 44 ] Террор непокорных обрушился на город в 1793–1794 годах, тридцать человек, в том числе пятнадцать священников , были казнены. [ 45 ]
Крестьянское восстание охватило сельскую местность департамента, но утихло в конце марта 1793 года, но возобновилось только с прибытием шуанского генерала Жоржа Кадудаля весной 1794 года и последствиями Киберонской экспедиции летом 1795 года. [ 46 ] Коммерческая деятельность порта продолжалась до британской блокады 1793 года. [ 47 ] С тех пор судостроение для Республики взяло на себя деятельность города. [ 48 ] С 1793 по 1815 год было построено 96 новых кораблей и 86 приняты на вооружение. [ 49 ]
Консульство, тогда еще Первая Империя , предоставило городу новые административные структуры. В 1800 году Лорьян стал главным городом четвертого морского округа. [ 50 ] суд первой инстанции . В том же году был создан [ 51 ] В 1801 году городу был предоставлен Торговый совет, что привело к созданию Торговой палаты в 1807 году. [ 52 ]
Город расширился, поглотив пригород Керентрех в 1791 году и Мервиль в 1808 году. [ 53 ]
От Реставрации ко Второй Империи
[ редактировать ]
Морская деятельность города пришла в упадок в начале 19 века, и арсенал, и военно-морской порт работали с низкой пропускной способностью в течение периода, который длился до Реставрации и Июльской монархии . Затем Лорьян обратился к административной деятельности: [ 51 ] лазарет . был построен в 1823 году на острове Сен-Мишель, а казармы - в 1839 году [ 43 ] Однако город оставался зависимым от военно-морской деятельности до рубежа 1860-1880-х годов. [ 54 ] Торговая палата несколько раз безуспешно пыталась получить государственное финансирование для строительства трансатлантического торгового порта, чтобы диверсифицировать деятельность города. [ 55 ] Мокрый док и внешняя гавань были построены между 1839 и 1848 годами. [ 56 ] Однако к 1860 году Лорьян был всего лишь 26-м по величине торговым портом Франции. [ 57 ] и город начал заниматься торговлей сельскохозяйственной продукцией. [ 53 ]
Морфология города изменилась. Внутренний город был полностью застроен в 1833 году, а решение о расширении к западу от Ле Фауэдика было принято между 1857 и 1861 годами. Район Нувель-Виль был построен в 1873 году, что удвоило площадь города. [ 58 ]
В 1822 году в городе была открыта средняя школа, предвещавшая колледж, а затем и среднюю школу. [ 43 ] Были предложены курсы для подготовки студентов к конкурсным экзаменам в Военно-морскую школу , и ее директор, [ 59 ] Луи-Антуан Дюфилоль вскоре добавил подготовительные курсы к конкурсным экзаменам в Политехническую школу. К 1853 году в колледже обучалось 350 студентов, готовившихся к поступлению в Политехнический институт, Навале, Сен-Сир и Высшую нормальную школу . [ 60 ] Между 1840 и 1860 годами колледж подготовил 187 студентов для Сен-Сира, 314 студентов для Навале и будущих политехников, таких как Гийсс и Дюпюи де Лом. В 1827 году также была создана морская инженерная школа с приложениями на арсенале. [ 61 ]

Город модернизировался во второй четверти девятнадцатого века: реконструкцию арсенала начали с открытия первого крытого эллинга и первого сухого дока в 1825 году. [ 51 ] в 1825 году открылся завод по консервированию сардин по методу Апперта, [ 62 ] и газовый завод открылся в 1845 году. [ 63 ] Появление паровой машины во второй половине XIX века позволило портам возобновить свою деятельность. [ 43 ] Первый локомотив пересек Скорф в 1865 году по виадуку, построенному для прибытия железной дороги. [ 62 ] Первый сухой док был расширен, а второй открыт в 1861 году. В том же году из арсенала вышел линкор La Couronne, а в 1876 и 1879 годах — линкоры La Dévastation и Le Redoutable. [ 64 ] город уже построил два первых колесных парохода военно-морского флота: L'Africain в 1818 году и Le Voyageur в 1819 году. [ 60 ]
В социальном отношении город оставался преимущественно рабочим. В 1839 году в городе было всего 840 избирателей по переписи. [ 65 ] а в 1848 г. арсеналы составляли 60% электората. [ 66 ] На президентских выборах 1848 года Кавеньяк получил 66% голосов, Ледрю-Роллен — 23%, а Бонапарт — 12%. [ 67 ] [ n 5 ] но это не помешало городу проголосовать за Бонапарта на плебисците 1851 года, одобрить создание Второй империи в следующем году и проголосовать за него 73% на плебисците 8 мая 1870 года. [ 68 ]
Город во времена Третьей республики
[ редактировать ]
В это время морфология города снова менялась. Укрепления постепенно сносились: валы были снесены в 1906 году, а в следующем году были снесены и ворота Морбиан и Племёр, построенные в 1745 году. [ 69 ] Транспорт был развит с введением трамвая и морского сообщения с Гроа в 1901 году. [ 70 ] за которым последовало строительство моста Боном между Коданом и Кервиньяком в 1904 году и моста Кермело в 1913 году. В 1901 году были построены субпрефектура и торговый суд, в 1902 году - деревенская ратуша, в 1906 году - больница Боделио в В 1924 г. - у спортивного парка, в 1935 г. - у автовокзала. [ 70 ]
В политическом отношении, в отличие от остальной части департамента, городом в этот период управляли левые мэры, и он испытывал противостояние между радикальными социалистами и социалистами . Мэры были настроены антиклерикально, что привело к запрету религиозных шествий в 1898 году. [ 71 ] Политика радикального Эмиля Комба , запретившего использование бретонского языка в проповедях, привела к развитию бретонского движения в городе. [ 72 ] 1930-е годы были более трудными: последствия экономического кризиса сильно ударили по городу. Число безработных выросло с 927 в 1929 году до 1952 в 1930 году. [ 73 ] Политический климат стал напряженным, а противостояние между левыми кругами города и Croix-de-Feu , возглавляемым в то время уроженцем города Франсуа де Ла Роком , привело к жестоким демонстрациям в 1934 и 1936 годах. [ 73 ]
Арсенал и гавань Лорьяна были модернизированы, и город снова стал военным портом. [ 74 ] В 1889 году мастерские перешли с чугуна на литейную сталь, в 1894 году был построен электрозавод, а в следующем году — электрическая кузница. [ 75 ] В 1900 году проведенные работы сделали гавань доступной для судоходства крупнейших линкоров той эпохи, таких как « Мирабо» , спущенный на воду в 1908 году. [ 76 ] В 1912 году в порт был добавлен 150-тонный кран «Титан», а в период с 1919 по 1922 год был вырыт третий бассейн. [ 75 ]
Город развивал коммерческую деятельность с Уэльсом , откуда импортировался уголь для паровых двигателей города и куда экспортировалась морская сосновая древесина для укрепления валлийских шахт, что позволяло городу сбалансировать свою торговлю. [ 77 ] Эта торговля рухнула к концу 1920-х годов. [ n 6 ] и городу пришлось заняться экспортом сардин. [ 78 ]

Рыболовство начало развиваться с созданием в 1889 году городского рыбного рынка. [ 63 ] связан с железными дорогами в 1906 году, [ 79 ] и прибытие первого парового траулера в 1900 году. К 1909 году трафик в Лорьяне сравнялся с трафиком трех портов Дуарнене , Пон-л'Аббе и Конкарно вместе взятых. [ 80 ] но развитие остановилось во время Первой мировой войны, когда армия реквизировала траулеры. [ 81 ] Проект инженера Анри Верьера получил более тридцати миллионов франков государственного финансирования. [ 82 ] и работы проводились с 1919 по 1927 год. [ 83 ] Он включал в себя развитие бухты Кероман с причалами длиной 1530 м, водным участком площадью 7,90 га и несколькими зданиями, в том числе холодильной установкой. [ 82 ] Эти работы позволили увеличить объем вылова рыбы в период с 1926 по 1939 год на 50%, однако консервные заводы пострадали от кризиса и столкнулись с трудностями в реализации своей продукции. [ 73 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Рыболовный траулер из Лорьяна «Ле Гронден» 8 апреля 1917 года подвергся нападению немецкой подводной лодки, которая, вооружившись, сумела его потопить. [ 84 ] 9 августа 1917 года этот же траулер спас экипаж из 37 человек торпедированного португальского парохода « Берлинга» ; затем 26 августа 1917 года — 13 из 60 человек экипажа большого кунардера « Володя» ; 29 ноября 1917 года спас 21 экипаж потерпевшего кораблекрушение с « Жанны Консель» и 3 — с парусника « Нотр-Дам-де-Ростренен» ; наконец, 8 января 1918 года он спас 24 экипажа парохода «Вольтер II» . [ 85 ]
Несколько траулеров из Лорьяна подорвались на минах ( «Провиденс» , «Сен-Корантен» , «Стелла», «Ла Танш» ); « Гага » затонула после столкновения. [ 85 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Город на войне
[ редактировать ]Период Странной войны в Лорьяне был отмечен дезорганизацией города. Многочисленные государственные служащие были отправлены на фронт, а транспортные средства и траулеры были конфискованы армией. [ 86 ] а первые официальные ограничения были введены в январе 1940 года. Морской префект города отвечал за береговую оборону и морское движение в пятом регионе, простирающемся от Пуэнт-де-ла-Торш до испанской границы. [ 87 ] Лорьян использовался в качестве резервной базы перед лицом немецкого наступления в июне 1940 года. [ 88 ] Золото бельгийского и польского национальных банков было эвакуировано через его порт 17 и 18 июня 1940 года. В тот же день адмирал Дарлан отступивший в Бордо приказал местным войскам противостоять наступлению немцев. 19 июня траулер La Tanche взорвался на морской мине при попытке покинуть город с последними беженцами, в результате чего погибло более 200 человек. [ 89 ] Вице-адмирал Пенфентеньо, отвечавший за оборону города, применил политику выжженной земли: в портах города поджигались нефтяные резервуары, в гавани топились боеприпасы, а ворота сухих доков арсенала взрывались. 21 июня 1940 года немецкие войска перегруппировались в Кемперле и атаковали Гидель . Лорьян пал в тот же день. [ 90 ]
Потери, нанесенные конвоям союзников Дёница «серыми волками» во время битвы за Атлантику, заставили их отреагировать. 12 октября 1942 года на базу был предпринят американский рейд с целью проверки прочности бункеров, однако нанесенный ущерб был минимальным. 14 января 1943 года Черчилль приказал разрушить города, окружающие базы, чтобы ограничить их снабжение. [ 91 ] Лорьян был обозначен как приоритетная цель, и в период с 14 января по 17 февраля 1943 года на город было сброшено более 4000 тонн бомб. Нетронутыми остались только базы Керомана, [ 92 ] в то время как в городе, где 3 февраля был издан приказ об эвакуации, было разрушено 3500 зданий, 230 человек погибли. [ 93 ]
Французское Сопротивление также развивалось на строительной площадке и вокруг нее. В декабре 1940 года геологические изыскания были сфальсифицированы, чтобы замедлить строительство. [ 94 ] Планы базы были отправлены в Лондон в декабре 1941 года Альфонсом Танги . [ 95 ] инженер арсенала. Заместитель директора арсенала Жак Штосскопф проинформировал союзников о передвижениях подводных лодок . В период с декабря 1940 по январь 1944 года в арсенале было официально зарегистрировано восемнадцать действий. С июля 1943 года диверсии в городе и вокруг него увеличились, равно как и акты пассивного сопротивления, такие как демонстрации. [ 96 ]
База подводных лодок Кероман
[ редактировать ]В начале июня 1940 года вице-адмирал Карл Дёниц направил офицеров своего штаба для проверки портов вдоль французского побережья, которые могли служить базами для его подводных лодок. [ 97 ] и он прибыл в Лорьян 23 июня 1940 года. [ 90 ] он решил разместить здесь свой штаб и 2-ю флотилию подводных лодок . 28 июня 1940 года [ 98 ] и переехал на виллу в районе Керневель Лармор-Плаж , напротив полуострова Кероман , 16 октября 1940 года. [ 99 ] Немецкие рабочие с базы Вильгельмсхафен отправились в город в конце июня, а со 2 августа проводили ремонт на месте. Гавань была проверена на наличие магнитных мин и 6 июля объявлена открытой. [ 100 ] первая подводная лодка U -30 . На следующий день на дозаправку прибывает [ 98 ] Начинаются работы по обновлению портовой инфраструктуры, а некоторые из них, например стапель в рыбном порту, укрепляются, чтобы их можно было использовать подводным лодкам. [ 99 ]

Полуостров Кероман выбран местом для базы подводных лодок . Проект был построен на основе стапеля, где подводные лодки оставались сухими в камерах. Проект был принят Гитлером, и работы начались в январе 1941 года. [ 94 ] Работы начались в январе 1940 г., а в мае 1941 г. два Дом-Бункера [ н 7 ] были открыты вокруг стапеля в рыбном порту. [ 101 ] Строительство базы Кероман I началось в феврале 1941 года, а Кероман II — через три месяца, в мае. Кероман I был инаугурирован 1 сентября 1941 года, а Кероман II — в декабре того же года. [ 102 ] В Ланстере с ноября 1940 года был построен бункер-укрытие для двух подводных лодок. [ 4 ] и открыт 1 октября 1941 года. [ 103 ] Для строительства крепости было использовано около миллиона кубометров бетона, что составляет почти четверть бетона, использованного во Франции для военных действий Германии, а также 40 000 м3 опалубки. [ 5 ]
Лорьянский карман и освобождение
[ редактировать ]Бретань начала освобождаться союзниками в августе 1944 года, а город Брест сдался в середине сентября. Человеческие потери союзников были высокими: более 10 000 солдат были ранены или убиты. Города Лорьян и Сен-Назер больше не имели такого стратегического приоритета, и армия США насчитала там всего 32 погибших. до конца конфликта [ 104 ] Первые солдаты прибыли к северу от оборонительных сооружений города 7 августа. Накануне Королевские ВВС безуспешно попытались разрушить крышу одного из бункеров Керомана, сбросив шеститонную бомбу. [ 105 ] В котле оборону организовали около 25 000 солдат. Бункеры Керомана были переоборудованы в жилые помещения, а военно-морская авиационная база Ланн-Биуэ продолжала поддерживать связь с Германией до 8 августа 1944 года. [ 106 ] Лорьянский котел сопротивлялся нападению девять месяцев. [ 104 ] перед капитуляцией 10 мая 1945 г. [ 107 ]
Реконструкция
[ редактировать ]90% зданий города были разрушены, когда город был возвращен Франции: (4095 зданий были разрушены в Лорьяне и Керьядо, еще 3245 зданий нуждались в срочном ремонте. Задержка с датой освобождения не позволила ему получить первые средства. выпущено Министерством реконструкции и градостроительства , и муниципалитету пришлось ввести систему прописки, чтобы ограничить число жителей. Зимой 1945 года их не было. В реконструкции занято 8000 жителей и 6500 рабочих, большинство из которых проживают во временных жилищах. [ 108 ] В 1946 году здесь было 436 казарм. [ 109 ] раскинулся на одиннадцать населенных пунктов; в 1947 г. число населенных пунктов было увеличено до 29, а в 1948 г. это число еще больше увеличилось. [ 110 ] К 1961 году на окраинах города еще насчитывалось 856 деревянных домов и еще 1062 за чертой города. [ 111 ]
Детали реконструкции обсуждались между муниципалитетом и местными жителями, а также с архитектором-градостроителем Жоржем Турри . Было решено сохранить существовавшие ранее коммерческие тенденции, изменив при этом ширину улиц, расположение отдельных зданий и высоту зданий. План был одобрен муниципалитетом 13 января 1946 г., а 7 марта 1946 г. был поднят вопрос о консолидации земель. Так продолжалось до 1947 года, когда 19 декабря 1946 года национальный комитет городского планирования принял план реконструкции. [ 112 ] Городу пришлось справиться с трудностями финансирования реконструкции: возмещение ущерба, причиненного войной, покрыло только стоимость объекта, но не стоимость его восстановления, и город получил только 70% необходимой суммы. [ 113 ]
1 700 000 м3 щебня [ 110 ] были использованы для заполнения бухты Кергройз, предоставив городу глубоководный порт , а также часть мокрого дока, чтобы обеспечить общественное пространство для населения. [ 112 ] Начиная с 1950-х годов был построен ряд зданий: Le Royal. [ н 8 ] кинотеатр открылся в 1951 году, за ним последовала школа Мервиля в 1952 году и школа Биссона в 1954 году, а лицей Дюпюи-де-Лом в прошлом году открылся открылся . Спортивный парк в 1958 году, в том же году, что и Мост Орадур , и Отель де Виль в 1960 году, а в 1964 году — Алле-де-Мервиль . [ 6 ]
Город под Пятой республикой
[ редактировать ]Развитие и кризис
[ редактировать ]
В 1960-е годы город расширился за счет строительства новых кварталов. Жилые комплексы для малообеспеченных слоев населения Кергийет, Кервенанец и Буа-дю-Шато начались в 1966 году и были завершены в 1971 году. [ 115 ] В 1962 году муниципальный совет проголосовал за объединение сил с соседней коммуной Лармор-Пляж . [ 116 ] но это не удалось в 1965 году. [ 117 ] В то же время создавалась администрация, связывающая коммуны, граничащие с городом. « Межобщинный синдикат по призванию (SIVOM) » был создан в 1974 году. Он объединил Кодан , Ланестер , Лорьян , Лармор-Пляж , Племёр и Кевен . В 1990 году его заменил «Район Пэи де Лорьян», и в следующее десятилетие к нему присоединились одиннадцать новых коммун. В 2000 году к власти пришло новое агломерационное сообщество под названием Cap l'Orient. [ 118 ]
Лорьян оставался политически левым, а Социалистическая партия предоставляла большинство своих мэров, за двумя исключениями: коммунист Шарль Ле Самеди руководил городом с 1951 по 1953 год, после того как переиграл в совете предыдущего мэра Жюльена Ле Пана и спровоцировал досрочные выборы; [ 119 ] а Луи Глотен , единственный мэр правого толка в истории города, находился у власти с 1959 по 1965 год, воспользовавшись расколом среди левых в то время. [ 120 ] Президентские выборы дали разные результаты: в 1965 году де Голль получил 66,56% голосов. [ 121 ] Помпиду получил наибольшее количество голосов в 1969 году, а Жискар д'Эстен - в 1974 году. [ 122 ]
В 1970-х годах были построены дороги, связывающие город с другими городами Бретона. План Бретонской дороги привел к строительству Национального маршрута 165 до Нанта и Бреста и Национального маршрута 24 до Плоэрмеля и Ренна. [ 123 ] Авиабаза Ланн -Биуэ открыла первое сообщение с Парижем в 1961 году. [ 124 ] В 1991 году вокзал Лорьян принял первые поезда TGV . [ 125 ]
Деятельность порта продолжала расширяться. Торговый порт Кергройз был модернизирован для приема более крупных судов и расширен. [ 126 ] что позволило увеличить коммерческие перевозки на 90,9% в период с 1965 по 1975 год. [ 127 ] В период с 1968 по 1983 год было инвестировано 365 миллионов франков в увеличение длины причала до 1000 метров. [ 128 ] Флот рыбного порта Кероман постепенно модернизировался: первый стальной траулер был приобретен на верфи Сен-Мало в 1958 году, в 1962 году город получил первый во Франции кормовой траулер. [ 127 ] в 1956 году была открыта конвейерная линия, в 1975 году открыт новый рыбный рынок, а в период с 1975 по 1976 год было добавлено 190 м причала. [ 123 ] Яхтинг начал развиваться: в 1975 году Морской клуб Лорьяна собрал около ста пятнадцати лодок в старой внешней гавани, [ 129 ] а в 1986 году рядом с ним был открыт Maison de la Mer. [ 130 ] База подводных лодок Лорьян повторно использовалась ВМС Франции до 11 февраля 1997 года, когда ее вернули в гражданское пользование. [ 131 ] Затем город вступил в период кризиса, вызванного замедлением деятельности в рыбном порту Кероман и закрытием базы подводных лодок. [ 114 ]
Недавние конверсии
[ редактировать ]Город получил финансирование от Европейского экономического сообщества для поддержки промышленной конверсии и военной реструктуризации в 1980-х и 1990-х годах. В период с 1980 по 1995 год было создано больше рабочих мест, чем потеряно. [ 114 ]
Район Quai de Rohan был реконструирован архитектором Роландом Кастро в конце 1990-х годов. [ 132 ] Территория Enclos du Port , возвращенная муниципалитетом после вывода ВМС Франции, также подверглась проекту реконструкции в конце 2000-х годов. [ 133 ]
В городе появились новые объекты, такие как новая муниципальная библиотека в районе Ориентис, открытая в 1992 году. [ 132 ] и большой театр, открытый в 2003 году рядом с ратушей. В 2007 году Cité de la voile Эрик Табарли [ 134 ] и центр океанских гонок были построены на месте бывшей базы подводных лодок. [ 135 ] , также создан имидж-центр В Enclos du Port , где с сентября 2000 года размещается канал TV Breizh , служащий ядром развития более широкого сектора деятельности за счет привлечения других компаний того же типа: [ 136 ] четыре из шестнадцати аудиовизуальных компаний, присутствовавших в Бретани в 2000 году, сейчас базируются в Лорьяне. [ 7 ]
Влияние города росло благодаря ряду событий. Университет Южной Бретани открылся в 1995 году после создания первого IUT в 1975 году. [ 29 ] В 1998 году футбольный клуб «Лорьян-Бретань Зюд» впервые вышел в Первую лигу и оставался там со второй половины 2000-х годов. [ 137 ] Лорьянский межкельтский фестиваль вырос и стал одним из крупнейших фестивалей Франции 1990-х годов. [ 138 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Буквально «буковый лес», эта фауэдская пустошь расположена у слияния рек Блавет и Скорф.
- ^ Янн Лукас приводит пример вербовки бретоннцев в 1756 году для контроля въездов в город.
- ^ Это предоставило городу мэра и местную администрацию, а также позволило направить представителя в парламент Ренна. В 1752 году было куплено здание ратуши, а в 1763 году городской совет дал улицам имена.
- ↑ В 1745 году Великим магистром французского масонства был двоюродный брат Людовика XV, граф де Клермон , который также был директором Compagnie des Indes .
- ^ В Морбиане баллы составили 37,7% у Бонапарта, 60% у Кавеньяка и 2,3% у Ледрю-Роллена.
- ^ В 1918 году было экспортировано 28 756 тонн деревянных столбов по сравнению с 17 148 тоннами в 1930 году и 4 245 тоннами в 1931 году.
- ^ Название «Дом-Бункеры» произошло от их формы. Некоторые авторы также называют их «Бункерами собора».
- ^ В настоящее время используется в магазине Fnac .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Луи Шомей 1939 , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б Х.-Ф. Буфет 1937 , с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б Ж.-Л. Дебове 1977 , с. 207.
- ^ Перейти обратно: а б Люк Брауэр 2008 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Кристоф Серино и Ян Лукас 2003 , с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б Лорьян, реконструкция , город Лорьян, доступ на www.lorient.fr 8 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Флоренс Гурли 2004 , с. 116.
- ^ Шампетье, Жерар (2010). Полированные топоры, обнаруженные в Лорьяне . Общество археологии и истории стран Лорьяна.
- ^ Х.-Ф. Буфет 1937 , с. 60.
- ^ Рене Фавье, Европейцы и Ост-Индия , Gap-Paris, Ophrys, 1997, с. 29.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 23.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 24.
- ^ Луи Шомей 1939 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б Луи Шомей 1939 , с. 68.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 27.
- ^ Луи Шомей 1939 , с. 69.
- ^ Уведомление о плане на веб-сайте Муниципальных архивов Лорьяна.
- ^ Перейти обратно: а б с Луи Шомей 1939 , с. 70.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 29.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 44.
- ^ Рене Этьен, «Архивы коммерческих компаний и работорговля: пример Compagnie des Indes» , Историческая служба обороны, Лорьян, январь 2009 г., 19, стр. 16, доступ на сайте www.memoiredesfemmes.sga.defense.gouv.fr, 6 июня 2011 г.
- ^ Оливье Петре-Греноуйо . Нант . Палантины. п. 86. .
- ^ Перейти обратно: а б с Луи Шомей 1939 , с. 71.
- ^ Перейти обратно: а б Луи Шомей 1939 , с. 73.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 32.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 39.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 40.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ян Лукас 1997, с. 33
- ^ Луи Шомей 1939 , с. 72.
- ^ Перейти обратно: а б с Луи Шомей 1939 , с. 74.
- ^ Ж.-Л. Дебове 1977 , с. 211.
- ^ Ян Лукас 1997 , с. 33.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 121.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 123.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 144.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 145.
- ^ Флоренс Гурли 2004 , с. 212.
- ^ Луи Шомей 1939 , с. 75.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 149.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 151.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 160.
- ^ Перейти обратно: а б с д Луи Шомей 1939 , с. 77.
- ^ Ян Лукас 1997 , с. 47.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 163.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 165.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 166.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 167.
- ^ Ян Лукас 1997 , с. 48.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 168.
- ^ Перейти обратно: а б с Луи Шомей 1939 , с. 76.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 169.
- ^ Перейти обратно: а б Клод Ньер 1988, с. 169.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 189.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 172.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 173.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 174.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 199.
- ^ Университет и церковь в Ренне во времена Луи-Филиппа (Письмо Полю-Франсуа Дюбуа).
- ^ Перейти обратно: а б Клод Ньер 1988, с. 184.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 185.
- ^ Перейти обратно: а б Луи Шомей 1939 , с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Луи Шомей 1939 , с. 79.
- ^ Луи Шомей 1939 , с. 78.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 191.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 196.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 197.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 198.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 221.
- ^ Перейти обратно: а б Клод Ньер 1988, с. 222.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 203.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 204.
- ^ Перейти обратно: а б с Клод Ньер 1988, с. 219.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 205.
- ^ Перейти обратно: а б Клод Ньер 1988 , с. 207.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 206.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 210.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 214.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 212.
- ^ Луи Шомей 1939 , с. 81.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 213.
- ^ Перейти обратно: а б Клод Ньер 1988 , с. 216.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 217.
- ^ https://www.ouest-france.fr/bretagne/lorient-56100/quand-le-grondin-chasse-le-sous-marin-4919592
- ^ Перейти обратно: а б Огюст Дюпуи , «Бретонские рыбаки», 1920 г., переиздание «Синьор и Пюже», «Ле Гильвинек», 1978 г.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 226.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 227.
- ^ Кристоф Серино и Ян Лукас 2003 , с. 12.
- ^ Траулер Ла Танш. 70-я годовщина трагедии, Le Télégramme, 17 июня 2010 г., доступ на сайте www.letelegramme.com 17 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кристоф Серино и Ян Лукас 2003 , с. 14.
- ^ Кристоф Серино и Ян Лукас 2003 , с. 47.
- ^ Кристоф Серино и Ян Лукас 2003 , с. 50.
- ^ Луи Бурже-Морис и Жозиан Гранд Кола 1997 , с. 79.
- ^ Перейти обратно: а б Кристоф Серино и Ян Лукас 2003 , с. 27.
- ^ Люк Брауэр 2008 , с. 49.
- ^ Люк Брауэр 2008 , с. 47.
- ^ Люк Брауэр 2008 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Кристоф Серино и Ян Лукас 2003 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б Кристоф Серино и Ян Лукас 2003 , с. 18.
- ^ Люк Брауэр 2008 , с. 5.
- ^ Люк Брауэр 2008 , с. 16.
- ^ Люк Брауэр 2008 , с. 29.
- ^ Люк Брауэр 2008 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б Кристоф Серино и Ян Лукас 2003 , с. 56.
- ^ Луи Бурже-Морис и Жозиан Гранд Кола 1997 , с. 83.
- ^ Луи Бурже-Морис и Жозиан Гранд Кола 1997 , с. 84.
- ^ Луи Бурже-Морис и Жозиан Гранд Кола 1997 , с. 86.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 261.
- ^ Американская модель известна как бунгало UK100 .
- ^ Перейти обратно: а б Клод Ньер 1988 , с. 264.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 265.
- ^ Перейти обратно: а б Клод Ньер 1988 , с. 262.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 263.
- ^ Перейти обратно: а б с Ян Лукас 1997 , с. 119.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 267.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 268.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 279.
- ↑ История Pays de Lorient , Cap L'Orient, просмотрена на сайте www.caplorient.com 9 июля 2011 г.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 269.
- ^ Клаудия Каратори (1 ноября 2009 г.). «Память. Эти мэры, возглавлявшие Лорьян» . сайт региональной ежедневной газеты Le Télégramme . Проверено 10 сентября 2011 г.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 271.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 272.
- ^ Перейти обратно: а б Клод Ньер 1988 , с. 275.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 276.
- ^ «Подписание протокола о намерениях по строительству высокоскоростной линии Бретань – Земли Луары» (PDF) . сайт префектуры региона Бретань . 29 июля 2008 года . Проверено 10 сентября 2011 г. .
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 273.
- ^ Перейти обратно: а б Клод Ньер 1988 , с. 274.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 280.
- ^ Клод Ньер 1988 , с. 282.
- ^ «Дом Лорьянского моря» . сайт ассоциации «Espace des Sciences» . 1986 год . Проверено 10 сентября 2011 г. .
- ^ Луи Бурже-Морис и Жозиан Гранд Кола 1997 , с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б Ян Лукас 1997 , с. 122.
- ^ «Портовое ограждение перепроектируется» , Le Télégramme , страницы Лорьяна, 6 мая 2011 г., просмотр на сайте www.letelegramme.com 24 августа 2011 г.
- ↑ Пьер-Эри Аллен, «Великая подтяжка лица» , Le Point , 11 мая 2006 г., доступ на www.lepoint.fr 22 августа 2011 г.
- ^ Морской гоночный центр , агломерация Кап-л'Ориент, доступ на www.caplorient.com 22 августа 2011 г.
- ^ Флоренс Гурли 2004 , с. 115.
- ^ страница истории официального сайта. Архивировано 18 августа 2011 г. в Wayback Machine .
- ^ Ален Кабон 2010 , с. 89.
Библиография
[ редактировать ]- Луи Шомей (1939). «Краткое изложение истории Лорьяна от основания (1666 г.) до наших дней (1939 г.)». Анналы Бретани . 46 :66–87. дои : 10.3406/abpo.1939.1788 .
- Клод Ньер (1988). История Лорьяна (на французском языке). Тулуза: Приват . ISBN 978-2-7089-8268-0 . LCCN 89121626 .
- Ян Лукас (1997). Лорьян: История города (на французском языке). Кемпер: Палантины. ISBN 978-2-911434-02-0 . LCCN 2001348498 .
- Франсуа Жегу (1870). История основания Лорьяна: Археологическое исследование (на французском языке). Лорьян: Ад. Леснард, книготорговец.
- Х.-Ф. «Шведский стол» (1937). «Лорьян при Людовике XIV». Анналы Бретани . 44 (1–2): 58–99. дои : 10.3406/abpo.1937.1757 .
- Дебове (1977). «Американец в Бретани: пребывание на западе Джона Пола Джонса (1778–1780) . Annales de Bretagne et des pays de l'Ouest . 84 (3): 203–221.
- Филипп Одрер, «Ост-Индская компания в Бретани», ArMen , Quimper, Éditions Fitamant, n тот 201, июль – август 2014 г., с. 18–25 (ISSN 0297-8644)
- Луи Бурже-Морис; Жозиан Гранд Колас (1997). И логово становится деревней: База подводных лодок Лорьян-Кероман (1940-1997) . Editions du Quantième. ISBN 978-2-9511948-1-6 .
- Люк Бройер (2008). База подводных лодок Лорьян . Ле Пулиген: Liv'Édition. ISBN 978-2-9525651-2-7 .
- Кристоф Серино; Ян Лукас (2003). Кероман: база подводных лодок, 1940-2003 гг . Пломелин: Éditions Palantines. ISBN 978-2-911434-34-1 .
- Николь Брюте де Ремюр, «Реконструкция Лорьяна», Норуа , т. 26, н тот 26, 1960, с. 147–160
- Франсуа Фрей (1987). 60-летие рыбного порта Лорьян-Кероман: 1927–1987 (на французском языке). Лорьян: Торгово-промышленная палата Морбиана. ISBN 978-2-900770-04-7 . LCCN 90202546 .
- Фредерико Х. Мартинес-Рода, «Портовый комплекс Лорьян», Норуа , н. тот 119, июль – сентябрь 1983 г., с. 407–420
- Ален Кабон (2010). Лорьянский межкельтский фестиваль (на французском языке). Ренн: Éditions Ouest-France . ISBN 978-2-7373-5223-2 .
- Флоренс Гурли (2004). Лорьян: Город в условиях глобализации (на французском языке). Ренн: Издательство Реннского университета . ISBN 978-2-86847-968-6 .