Ян ван де Каппель
Ян ван де Каппель (или Жоаннес / ван дер / Капелле в различных комбинациях; 25 января 1626 г. (крещен) - 22 декабря 1679 г. (похоронен)) [ 1 ] был голландским художником Золотого века, рисовавшим морские и зимние пейзажи, а также известным как промышленник и коллекционер произведений искусства. Он «сейчас считается выдающимся художником-маринистом Голландии 17 века». [ 2 ]
Всю свою жизнь он прожил в Амстердаме и, работая художником, провел много, если не большую часть, [ 3 ] свое время помогал управлять крупными красильными мастерскими своего отца Франшуа, которые специализировались на дорогом красителе кармине и которые он в конечном итоге унаследовал в 1674 году. Предположительно из-за этой двойной карьеры сохранилось менее 150 картин. [ 2 ] относительно небольшое количество для трудолюбивых художников Золотого века Голландии. Его морские картины обычно изображают сцены устья или реки, а не открытого моря, а вода всегда очень спокойна, что позволяет ей действовать как зеркало, отражающее облачные образования наверху; этот эффект был специализацией Каппеля.
Жизнь
[ редактировать ]Его отец (1594–1674) был красильщиком тканей, мать была родом из Роттердама; они поженились в 1622 году в Амстердаме. Крещение Иоанна зарегистрировано в Новой Керке в Амстердаме 25 января 1626 года. [ 4 ] Он был описан ( Гербрандом ван ден Экхаутом ) как художник-самоучка, но, вероятно, получил некоторую форму обучения у Симона де Влигера , чей стиль он копировал или наиболее близок к его ранним картинам, и, возможно, у других мастеров, таких как Виллем ван де Влигер. Вельде Старший . Он получил гражданство Амстердама 24 июля 1653 года, что было по сути почетной церемонией для представителя городской элиты. [ 5 ] За несколько месяцев до этого, 2 февраля 1653 года, он женился на Аннетье Янсдр. Гротинг, дочь каменщика. Ван де Каппель был очень богатым человеком, которому никогда не приходилось полагаться на живопись как на источник средств к существованию. [ 2 ] и неизвестно, присоединился ли он к городской Гильдии Святого Луки или к отдельному «братству художников», основанному в 1653 году. [ 6 ] Продал ли он свои работы и как он это сделал, неясно.
Авраам Бредиус предположил, что Ван де Каппель был другом Рембрандта . [ 7 ] на чьих распродажах в 1656 и 1658 годах он был крупным покупателем и писал портреты его и его жены. Было высказано предположение, что он, возможно, использовал свои деловые контакты, чтобы помочь получить заказ на последний и очень полезный с финансовой точки зрения заказ Рембрандта на групповой портрет - Синдикат Гильдии торговцев 1662 года. [ 8 ]
Его самая ранняя датированная картина — важная и уже весьма совершенная — датируется 1645 годом, и только одна датирована 1660-ми годами. [ 9 ] Исходя из этого, большинство авторов предполагают, что последние годы своей жизни он посвятил своему бизнесу, в котором также работал его брат Франсуа. В мае 1661 года он купил дом на Коэстраат. [ 10 ] возле Ньюмаркта , двигаясь от еще более дорогого Кайзерсграхта . [ 11 ] [ 12 ] Дом с садом рядом со школой был продан сыном Свелинка , и в договоре купли-продажи ван де Каппель назван просто шильдером (художником), а не мастером-живописцем. [ 13 ]
Его жена умерла раньше него в 1677 году, а сам ван де Каппель был похоронен в Новой Керке 22 декабря 1679 года. У него осталось семеро детей. [ 14 ] Опись его имущества на момент смерти сохранилась и является основным источником информации о его впечатляющей коллекции произведений искусства. Чтобы перечислить все, потребовалось семь месяцев. [ 15 ] Своим детям он оставил шесть домов, загородный дом к югу от Лёнена на реке Фехт (Утрехт) , прогулочную яхту, «44 мешка дукатов», шелк и облигации на общую сумму 92 720 гульденов. [ 16 ] Был составлен длинный список вещей из его великолепного гардероба (включая фиолетовые чулки). [ 17 ] а также список его большой и важной коллекции произведений искусства. [ 14 ]
Работает
[ редактировать ]Большинство его работ представляют собой виды моря или реки, почти всегда с несколькими судами, но он также оставил ряд небольших зимних пейзажей, несколько в манере Арта ван дер Неера ; [ 18 ] Кажется, все они датируются периодом между 1652 и 1654 годами. [ 19 ] Его морские пейзажи (в широком смысле этого слова) могут быть большими или маленькими; девять экземпляров в Национальной галерее в Лондоне , самой большой группе в одной коллекции, имеют размеры от 122 x 154,5 см (NG 967: 48 x 61 дюйм) до 34,8 x 48,1 см (NG 865: 14 x 19 дюймов). [ 20 ]
Его не интересовали бурное море или безоблачное небо. [ 21 ] показывает большое облачное небо с низким горизонтом, примерно на 15-20% высоты по вертикальной оси. Облака часто отражаются в мертвенно-спокойной воде, хотя может проявляться легкая рябь. Как это часто бывает в голландских морских пейзажах, часто присутствует военный корабль или «statenjacht» («Государственная яхта»), официальная яхта, используемая для перевозки, официальных приветствий и других дел. Край композиции часто прорезает сосуды, оставляя их наполовину видимыми. Ван де Каппель нарисовал множество парадных морских сюжетов, изображая «формальное собрание кораблей для торжественного случая». [ 2 ] Другие картины, в основном меньшего размера и с менее насыщенными сюжетами, тип, который часто называют «спокойным», демонстрируют «всепроникающую светящуюся атмосферу, которая смягчает все очертания и объединяет формы и местные цвета». [ 2 ] или, как выразился Кеннет Кларк : «Когда небо отражалось в воде, достигалось то единство светящейся атмосферы, в котором… вся суть ван де Капелле и ван де Вельде». [ 22 ]
В своих ранних работах он следовал приглушенной палитре «тональной школы», но оживлял ее локальными бликами яркого цвета, а в более поздних работах перешел к «более теплой золотой тональности, исключительно позволяя себе большее колористическое изобилие при задании розового свечения». закатного неба на фоне воды глубокого бирюзового цвета, как в « Сцене на реке с парусными судами» ( Роттердам , Музей Бойманса-ван Бёнингена )». [ 2 ] По словам его ведущего ученого Маргариты Рассел, «ван де Каппель был художником света больше, чем любой другой художник своего времени, за исключением только Рембрандта». [ 2 ]
Каппель сделал небольшое количество офортов; ему сейчас твердо приписывают лишь два подписанных пейзажа. [ 23 ] Менее двадцати из почти 750 его собственных рисунков в описи 1680 года достоверно сохранились. [ 24 ]
Коллекция произведений искусства
[ редактировать ]У него была одна из крупнейших коллекций произведений искусства своего времени — 192 экземпляра. [ 25 ] картин и более 7000 рисунков, [ 2 ] почти все голландцы, с несколькими фламандскими работами и в значительной степени концентрируясь на своих собственных специализациях - морской живописи и зимних пейзажах. У него были свои портреты Рембрандта (один из пары с женой) и Франса Хальса , и он единственный известный человек, которого рисовали оба величайших голландских портретиста. [ 26 ] Однако, если они выживут, идентичность обеих картин будет утеряна. Утверждалось, что Рембрандт был портретом художника 1648 года, когда-то находившимся в замке Говард . [ 27 ] а в 1961 году Нортон Саймон купил картину Хальса, которая тогда называлась «Портрет Каппелля», а теперь просто «Портрет молодого человека» . [ 28 ] Были также портреты Гербрандта ван ден Экхаута и Яна ван Нордта , также не найденные. [ 2 ]
В коллекции были следующие основные группы: [ 29 ]
- Рембрандт: 7 картин и пять портфолио с более чем 500 рисунками, [ 30 ] в том числе 56 « историй », альбом из 135 рисунков женщин и детей и 300 пейзажных рисунков — почти все известные из двух последних типов. Это была самая большая группа рисунков Рембрандта, когда-либо принадлежавшая коллекционеру. [ 31 ]
- Симон де Влигер : 9 картин и более 1300 рисунков, включая одну незаконченную картину. [ 32 ]
- Ян ван Гойен : 10 картин и более 400 рисунков.
- Ян Порселлис : 16 картин
- Хендрик Аверкамп : картины и около 900 рисунков
- Геркулес Зегерс : 5 картин, большая часть его известных работ, возможно, купленных у Рембрандта.
- В списке было семь картин, одна незаконченная, написанная самим ван де Каппелем, [ 33 ] но между 800 рисунками, возможно, около 1150, включая работы, описанные им как копии после Порселлиса и де Влигера.
- Несколько портфолио с рисунками Эсиаса ван де Вельде (88), Питера ван Лаера (41), Виллема Буйтевеха (86), Питера де Молейна (57) и Алларта ван Эвердингена (52).
В коллекцию вошли картины Яна Ливенса , Хендрика Гольциуса , Паулюса Поттера , Адама Эльсхаймера , Дюрера , Давида Винкбонса , Питера Артсена , Гольбейна , Якоба Пинаса , Яна Минсе Моленаера , Маартена ван Хемскерка , Франса Флориса , Филипса Конинка и Питера Ластмана ; Среди представленных фламандских художников были Рубенс (три картины), Ван Дейк , Якоб Йорданс , Питер Брейгель Старший и Адриан Брауэр . Ван де Капелле принадлежало 83 рисунка Яна ден Уйла . Большие группы рисунков отдельных художников позволяют предположить, что он купил в их студии полный комплект рабочих рисунков после их смерти или выхода на пенсию. Рисунки Рембрандта, вероятно, были приобретены на его аукционах по банкротству в 1656 и 1658 годах. [ 34 ]
Репутация и местонахождение работ
[ редактировать ]Ван де Каппель оказал значительное влияние на художников как морской, так и зимней тематики, в том числе Виллема ван де Вельде Младшего в первой группе, Яна ван Кесселя во второй и Хендрика Дуббельса в обеих. [ 2 ]
Ван де Каппель, похоже, не принимал особого участия в мире коммерческого искусства своего времени, что может объяснить его отсутствие во всех современных собраниях биографий художников, таких как более 500 жизней Арнольда Хубракена в его De groote shouwburg. der Nederlandsche kunstschilders en schilderessen – «Большой театр голландских художников» (1718–21). Иоахим фон Сандрарт (1606–1688) и Самуэль ван Хоогстратен (1627–1678) также не обращают на него внимания. Вероятно, это также было отчасти результатом современных предубеждений биографов против морской живописи, пейзажа и натюрморта , считавшихся самыми низкими в иерархии жанров . Долгое время он был, возможно, более известен в Англии, чем в Голландии, и распространение его работ до сих пор отражает это. [ нужна ссылка ]
Самая большая коллекция его работ – это девять картин в Лондоне, как уже говорилось выше. Работы есть в Рейксмузеуме , Маурицхейсе , [ 35 ] Рейксмузеум Твенте , в Музее Гетти , Метрополитен-музей , [ 36 ] Национальный музей Уэльса , Детройтский институт искусств , Манчестерская художественная галерея (3), Национальный музей , Музей Вальрафа-Рихарца и другие места. [ 37 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также встречается «Капелле», которым он иногда пользовался сам. В его подписях также могут использоваться слова «Капель» и «Жоан». Макларен, 73 года
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Роща
- ↑ В 1666 году он дал профессию нотариусу « красильщику».
- ^ Йерун Гилтай и Ян Кельх, Похвала морю, голландские морские художники 17 века (Роттердам, 1996), стр. 187; Свидетельство о рождении Городской архив Амстердама [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Макларен, 73 года, Гроув.
- ^ Голландская культура в европейской перспективе: 1650 год, с трудом завоеванное единство. Дверь Виллем Фрайхофф, Марийке Шпис [2]
- ^ Бредиус, А. (1892) Художник Йоханнес ван де Капелле, с. 29. В: Oud-Holland 10. См. также Мишель 62 и большинство авторов.
- ^ Мишель, 156
- ^ Макларен, стр. 74, 76; это NG 966, где последняя цифра не читается. Другая картина, возможно, не подлинная, датируется 1671 или 1675 годом.
- ^ «Вид на Коэстраат» . Архивировано из оригинала 12 ноября 2007 года . Проверено 4 апреля 2010 г.
- ^ «Вид на Кайзерсграхт» . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 4 апреля 2010 г.
- ^ Покупка дома удивительна. Лидтке предполагает, что это было связано с расстоянием до красильного завода. Лидтке, В. (2008) Голландские картины в Метрополитен-музее, с. 120. Издательство Йельского университета. Нью-Хейвен и Лондон.
- ^ Брин, Дж. К. (1913) Дом Яна ван дер Хейдена на Коэстраате с некоторыми подробностями из истории этой улицы. В: Ежегодник Амстелодамум, с. 111. Быть «мистером художником» означало бы, что он был принят мастером в гильдию художников. [ нужна ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Гроув и Макларен
- ↑ После смерти сына, которого также звали Ян, его доля в коллекции была рассредоточена. Одна крупная распродажа состоялась 6, 7 и 8 ноября 1709 года. См. голландские рисунки в Библиотеке Пирпонта Моргана, Том 1 ; Дудок ван Хил, SAC (1975) Сто пятьдесят рекламных объявлений о продаже произведений искусства из сорока томов Amsterdamsech Courant 1672-1711, стр. 171. В: Ежегодник Амстелодамум.
- ^ Бредиус, А. (1892) Художник Йоханнес ван де Капелле, с. 26-40. В: Oud-Holland 10. Английский перевод его описи находится в: Russell, M. (1975).
- ^ Перепечатано здесь. Опись одежды, приложение II, Q, стр. 348-9.
- ^ Макларен, 73 года, говорит «около сорока» зимних пейзажей, но это кажется устаревшим или ошибкой. Гроув («менее двадцати») и более поздние источники дают гораздо меньше - см. список, предоставленный Lindsay Fine Art, архивированный 5 марта 2012 г. в Wayback Machine , где известно только около пятнадцати]
- ^ Ричард Грин. По словам Гроува, один из них, датированный 1644 годом, не обнаружен.
- ^ Макларен, 73-79, или см. онлайн-ссылку ниже.
- ↑ «Шторм», упомянутый в его инвентаре, не отслеживается.
- ^ Пейзаж в искусстве , 31.
- ↑ Гроув — Гольштейн дает ему девять, но большинство из них теперь не считаются его.
- ^ Бювело, Квентин; Буйс, Ганс (2002). Выборочная коллекция: голландские картины семнадцатого века из коллекции Фрица Лугта . ISBN 9789040086854 .
- ^ Русес, М. (1898) DE HOLLANDSCHE MEESTERS [3] Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine . Опись поместья Капеллы была впервые опубликована Авраамом Бредиусом, также в Уде, Голландия.
- ^ Сливы, 220
- ^ Рембрандт
- ^ Музей Нортона Саймона ; и покупка Саймона
- ^ обо всем этом см. примечание в конце раздела.
- ^ Чертежи см. в примечании в конце раздела. Что касается картин, кроме пары портретов, NG 1400, уникальный этюд гризайля для офорта Ecce Homo , соответствует одному из предметов инвентаря. Макларен, 346–349; Национальная галерея онлайн
- ^ JSTOR Четыре голландских пейзажных рисунка , Луиза С. Ричардс, Бюллетень Художественного музея Кливленда, Том. 48, № 10 (декабрь 1961 г.), стр. 266–270. Об их более поздней истории см. Уэдмор.
- ↑ Один из них описан в описи как «№ 5 Een gedoootverwde dito van Simon de Vlieger». («то же самое» относится к сюжету картины, указанному под «№ 4 Een gedootverwde см. van den Overleden» = Ян ван дер Капелле. Слово «onvolledig» буквально означает «не завершенный», в данном случае оно означает, вероятно, «gedoodverfd» (мертвый цвет: первые слои красок, довольно монотонные по оттенку, нанесенные художником Рейксбюро voor Kunsthistorische Documentatie RKD/Нидерландский институт истории искусств).
- ^ Бредиус, А. (1892) Художник Йоханнес ван де Капелле, с. 32-37. В: Oud-Holland 10. Два пейзажа (106, 107), море по Порселлису (116), буря (119), шенкеншанцы по де Влигеру и модель (?) (167).
- ^ Различные детали из рисунков Гроува, Макларена, Слайва и Слайва на рисунках Рембрандта ; Креншоу, 162, примечание 14. Опись была впервые напечатана Бредиусом в 1898 году и перепечатана в монографии Рассела.
- ↑ Art Tribune. Архивировано 19 сентября 2017 года при приобретении Wayback Machine Mauritshuis.
- ^ ХОРОШО
- ^ Артциклопедия
Ссылки
[ редактировать ]- Галерея Ричарда Грина, Зимний пейзаж и биография
- «Роща», Рассел Маргарита, Ян ван де Каппель в Grove Art Online , по состоянию на 1 апреля 2010 г.
- Нил Макларен , Голландская школа, 1600–1800, Том I , 1991, Каталоги Национальной галереи, Национальная галерея, Лондон, ISBN 0-947645-99-3
- Мишель, Эмиль, Рембрандт, его жизнь, его творчество и его время , Хайнеманн, 1894 г.
- Сеймур Слайв , голландская живопись, 1600–1800 , Йельский университет, 1995, ISBN 0-300-07451-4
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рассел, Маргарита. Ян ван де Каппель (1624/6–1679) , Льюис, Ли-он-Си, 1975 г. ISBN 0-85317-029-0 , ISBN 978-0-85317-029-7