СМ У-1 (Австро-Венгрия)
![]() U-1 выходит из гавани Полы в 1914 году.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | СМ У-1 |
Заказал | 24 ноября 1906 г. |
Строитель | Военно-морская верфь Пола , Пола |
Заложен | 2 июля 1907 г. |
Запущен | 10 февраля 1909 г. |
Введен в эксплуатацию | 15 апреля 1911 г. |
Ремонт | конец 1914 – начало 1915 г. |
Судьба | Передан Государству словенцев, хорватов и сербов 31 октября 1918 г. |
![]() | |
Имя | У-1 |
Приобретенный | 31 октября 1918 г. |
Судьба | Передан союзным державам 10 ноября 1918 г. |
![]() | |
Имя | У-1 |
Приобретенный | 9 ноября 1918 г. |
Судьба | Передан Италии по Сен-Жермен-ан-Ле в 1920 году и расформирован в Поле. |
Послужной список | |
Командиры: |
|
Победы: | Никто |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Тип | У-1 класса Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 30,48 м (100 футов 0 дюймов) |
Луч | 4,8 м (15 футов 9 дюймов) |
Черновик | 3,85 м (12 футов 8 дюймов) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | |
Глубина испытания | 40 метров (131 фут 3 дюйма) |
Дополнить | 17 |
Вооружение | по 45 см (17,7 дюйма) 3 торпедных аппарата (два передних, один задний); 5 торпед |
Общие характеристики (после модернизации) | |
Смещение |
|
Длина | 30,76 м (100 футов 11 дюймов) |
Движение |
|
Вооружение |
|
SM U-1 или UI была головной лодкой класса U-1 подводных или лодок подводных лодок, построенных и эксплуатируемых ВМС Австро-Венгрии ( нем . kaiserliche und königliche Kriegsmarine или kuk Kriegsmarine ). U-1 был спроектирован американским военно-морским архитектором Саймоном Лейком из компании Lake Torpedo Boat Company и построен на военно-морской верфи в Поле . Она была одной из двух подводных лодок конструкции «Лейк», приобретенных в рамках конкурсной оценки проектов иностранных подводных лодок после того, как отечественные предложения были отклонены ВМФ.
Получив заказ 24 ноября 1906 года, U-1 была заложена в июле 1907 года и спущена на воду в феврале 1909 года. Она имела длину 30,48 метра (100 футов 0 дюймов) и водоизмещение 229,7 метрических тонн (226 длинных тонн ; 253 коротких тонны ) в надводном положении и 248,9 метрических тонн (245 длинных тонн; 274 коротких тонны) в подводном положении. Экспериментальная конструкция U-1 включала в себя уникальные особенности, такие как водолазная камера и колеса для передвижения по морскому дну . Первоначально оснащенные бензиновыми двигателями для надводного хода, ходовые испытания в 1909 и 1910 годах показали, что эти двигатели неспособны развивать контрактную скорость подводной лодки и представляют опасность отравления экипажа. U-1 была введена в эксплуатацию в апреле 1911 года и служила учебной лодкой до 1914 года, хотя была мобилизована ненадолго во время Балканских войн . U-1 как Историки военно-морского флота охарактеризовали конструкцию неудачную, которая устарела к тому времени, когда она была введена в состав ВМС Австро-Венгрии. Несмотря на эту критику, испытания ее конструкции предоставили информацию, которую ВМФ использовал при строительстве последующих подводных лодок.
В начале мировой войны Первой У-1 находился в сухом доке в ожидании новых аккумуляторов и замены дизелей . U-1 вернулась в строй в качестве учебной лодки до октября 1915 года. С ноября она совершала разведывательные походы из Триеста и Полы, пока в начале 1918 года ее не объявили устаревшей. Она продолжала выполнять учебные функции на базе подводных лодок на Бриони , но была в Поле в конце войны. Столкнувшись с поражением в октябре 1918 года, австро-венгерское правительство передало свой флот недавно сформированному государству словенцев, хорватов и сербов, чтобы избежать необходимости передавать свои корабли союзным державам . После перемирия на Вилле Джусти в ноябре 1918 года U-1 была захвачена итальянскими войсками и впоследствии передана Королевству Италии по Сен-Жермен-ан-Ле в 1920 году. Италия решила сдать подводную лодку на слом, и она была Позже в том же году она разбилась в Поле, ни разу за свою карьеру не потопив и не повредив ни одного судна.
Фон
[ редактировать ]До 1904 года австро-венгерский флот практически не проявлял интереса к подводным лодкам, предпочитая вместо этого наблюдать за экспериментами других военно-морских сил с относительно новым типом кораблей. [ 2 ] В начале 1904 года, разрешив военно-морским силам других стран стать пионером в разработке подводных лодок, генеральный конструктор (нем. Generalschiffbauingenieur ) австро-венгерского флота Зигфрид Поппер приказал Военно-морскому техническому комитету (нем. Marinetechnisches Kommittee , MTK) разработать проект подводной лодки. . [ 3 ] Однако технические проблемы на начальном этапе проектирования задержали любые предложения от МТК почти на год. [ 4 ]
Изучив проект МТК, представленный в начале 1905 года, Морское отделение военного министерства (нем. Marinesektion ) отнеслось к нему скептически. Дополнительные предложения, представленные общественностью в рамках конкурса проектов, были также отклонены ВМС Австро-Венгрии как непрактичные. [ 3 ] В результате ВМФ принял решение закупить проекты подводных лодок трех разных иностранных фирм. Каждую конструкцию должны были сопровождать две подводные лодки для испытаний каждого корабля друг против друга. Это было сделано для того, чтобы должным образом оценить различные предложения, которые будут выдвинуты. [ 5 ] Саймон Лейк , владелец компании Lake Torpedo Boat Company в Бриджпорте, штат Коннектикут , был выбран одним из участников конкурса проектов ВМФ. [ 6 ] Получив рекомендацию Поппера, Лейк в 1906 году отправился в Австро-Венгрию, чтобы обсудить детали своего контракта с ВМФ, который 24 ноября официально заказал планы постройки двух лодок, включая U-1 . [ 5 ] [ 7 ]
Дизайн
[ редактировать ]предназначались для использования в качестве экспериментальной конструкции, Несмотря на то, что на момент первоначального заказа U-1 и ее однотипный корабль U-2 они станут первыми подводными лодками австро-венгерского флота. Однако оба корабля разочаровали. U-1 и ее однотипный корабль были описаны военно-морскими историками Дэвидом Диксоном, Винсентом О'Хара и Ричардом Уортом как «устаревшие и ненадежные, когда они были завершены, и страдали от проблем даже после модификаций». [ 8 ] Рене Грегер, другой военно-морской историк, написал, что U-1 и ее однотипный корабль «оказались полным провалом». [ 9 ]
Несмотря на эту критику и недостатки, экспериментальный характер подводной лодки предоставил ценную информацию для ВМС Австро-Венгрии, а проекты Лейка действительно учитывали то, что ВМФ просил при заказе подводного класса. [ 10 ] Джон Полухович пишет в своей книге «Аргонавт: подводное наследие Саймона Лейка» , что U-1 «был завершен к удовлетворению австрийских чиновников». [ 6 ] Сам Лейк похвалил оба корабля, особенно их перископы. [ 11 ]

Наша компания построила для австрийского правительства первые два катера — U-1 и U-2 . Позже был построен другой тип лодки, у которой был только фиксированный перископ... Однажды, когда эта подводная лодка шла вместе со своим перископом над поверхностью... некоторые офицеры подошли к быстрому маленькому катеру и оставили свои карты привязанными к перископ без ведома командира затопленного судна. Это прекрасно продемонстрировало, насколько важно и в военное, и в мирное время командиру подводной лодки знать, что происходит вблизи него на поверхности.
- Саймон Лейк, Подводная лодка в войне и мире: ее развитие и возможности (1918) [ 11 ]
U-1 был построен в соответствии с военно-морской политикой Австро-Венгрии того времени. [ 12 ] [ 9 ] в котором особое внимание уделялось береговой обороне и патрулированию Адриатического моря. [ 13 ] [ 8 ] Однако после начала Первой мировой войны стало ясно, что австро-венгерские подводные лодки лучше всего подходят для наступательных операций, а именно для совершения набегов на корабли союзников в Адриатическом и Средиземном морях. [ 8 ]
Общие характеристики
[ редактировать ]Построенный с двойным корпусом , [ 14 ] У-1 имел общую длину 30,48 метра (100 футов), ширину 4,8 метра (15 футов 9 дюймов) и осадку 3,85 метра (12 футов 8 дюймов). U-1 была рассчитана на водоизмещение 229,7 метрических тонн (226 длинных тонн; 253 коротких тонны) в надводном положении, но в подводном положении она водоизмещала 248,9 метрических тонн (245,0 длинных тонн; 274,4 коротких тонны). [ 15 ] [ 14 ] После ее модернизации длина У-1 была увеличена до 30,76 метра (100 футов 11 дюймов). [ 16 ]
U-1 был создан на основе более ранней концепции подводной лодки, предназначенной для мирных морских исследований. В результате у нее появилось несколько особенностей, типичных для более ранних разработок Лейка. К ним относятся водолазная камера под носовой частью и два гребных винта изменяемого шага . Водолазная камера предназначалась для пилотируемых подводных задач, таких как уничтожение кораблей взрывчаткой и перерезание морских телеграфных кабелей, [ 15 ] а также для выхода или входа на подводную лодку во время аварийной ситуации. Эта водолазная камера в конечном итоге доказала свою полезность во время ходовых испытаний U -1 и ее однотипного корабля, когда экипаж одной подводной лодки забыл принести на борт обеды перед проведением подводных испытаний на выносливость. Водолаз с берега смог доставить обед для экипажа без необходимости всплывать субмарине. [ 17 ] Конструкция Лейка также предусматривала два выдвижных колеса, которые теоретически могли бы позволить путешествовать по морскому дну. В конструкции также водолазные цистерны располагались выше ватерлинии цилиндрического корпуса , что потребовало установки тяжелого балластного киля для обеспечения вертикальной устойчивости. Расположение водолазных резервуаров также требовало затопления с помощью насосов.
Двигательная установка У-1 состояла из двух бензиновых двигателей для надводного хода и двух электродвигателей для подводного хода. [ 15 ] Бензиновые двигатели могли развивать мощность 720 л.с. (540 кВт ), а электродвигатели - 200 л.с. (150 кВт). [ 14 ] Эти двигатели могли развивать скорость 10,3 узла (19,1 км/ч ; 11,9 миль в час ) на поверхности и 6 узлов (11 км/ч; 6,9 миль в час) под водой. U-1 имел дальность полета 950 морских миль (1760 км ; 1090 миль ) при движении со скоростью 6 узлов (11 км / ч; 6,9 миль в час) в надводном положении и 40 морских миль (74 км; 46 миль) при движении со скоростью 2 узла. (3,7 км/ч; 2,3 мили в час) при погружении в воду. [ 15 ] Для подводного управления в ее конструкции использовались четыре пары пикирующих самолетов . Эти самолеты обеспечивали подводным лодкам значительную маневренность. [ 14 ]
Подводная лодка имела три 45-сантиметровых (17,7 дюйма) торпедных аппарата — два в носовой части, один в корме — и могла нести до пяти торпед. [ 15 ] но обычно носили три. [ 7 ] В 1917 году У-1 была оснащена 37-миллиметровой (1,5 дюйма) палубной пушкой , которую в конечном итоге сняли в январе 1918 года, когда подводная лодка возобновила учебные задания. [ 9 ] У-1 был рассчитан на экипаж из 17 офицеров и солдат. [ 15 ]
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]
У-1 был заложен 2 июля 1907 года на военно-морской верфи Пола (нем. Seearsenal ) в Поле. [ 18 ] [ 15 ] [ 4 ] Строительство подводной лодки было отложено из-за необходимости импортировать двигатели американского производства. [ 17 ] , первый корабль своего класса, U-1 был спущен на воду 10 февраля 1908 года. [ 15 ] [ 4 ] [ а ]
После завершения строительства подводной лодки австро-венгерский флот оценил U-1 на ходовых испытаниях в 1909 и 1910 годах. Эти испытания были значительно дольше, чем другие ходовые испытания, из-за экспериментального характера подводных лодок и желания австро-венгерских военно-морских чиновников протестируйте все возможные аспекты корабля. В ходе этих испытаний были выявлены обширные технические проблемы с бензиновыми двигателями обеих подлодок. Выхлопные газы и пары бензина часто отравляли воздух внутри лодки и увеличивали риск внутренних взрывов, а сами двигатели не могли достичь контрактной скорости, которая должна была составлять 12 узлов (22 км/ч) в надводном положении и 7 узлов. (13 км/ч) под водой. [ 15 ] [ 19 ] [ 20 ] [ б ] Действительно, проблемы с двигателем У-1 были настолько серьезными, что ее экипажу неоднократно приходилось проводить экстренную замену поверхности, чтобы обеспечить поступление свежего воздуха в корабль. [ 20 ] Из-за проблем ВМС Австро-Венгрии посчитали двигатели непригодными для использования в военное время и оплатили только корпуса и вооружение У-1 . [ 15 ] Хотя запасные дизельные двигатели были заказаны у австрийской фирмы Maschinenfabrik Leobersdorf, они согласились на аренду бензиновых двигателей за плату в размере 4544 долларов США в год как для U-1 , так и для ее однотипного корабля U-2 . [ 5 ]
Наполнение водолазных баков, необходимое для погружения, в ранних испытаниях занимало более 14 минут 37 секунд, но позже было сокращено до 8 минут. Несмотря на проблемы с двигателем, U-1 и ее аналог показали лучшие показатели по погружению и рулевому управлению среди подводных лодок, оцениваемых ВМФ. [ 3 ] На глубине 40 метров (130 футов) ее корпус начал проявлять признаки напряжения и оказался под угрозой разрушения. В результате комиссия, наблюдавшая за ходовыми испытаниями U-1, установила максимальную глубину погружения в 40 метров (130 футов). Во время всплытия форма корпуса U-1 привела к возникновению значительной носовой волны, в результате чего нос корабля погрузился под воду при всплытии. Чтобы исправить эту проблему, в январе 1915 года были реконструированы палуба и носовой корпус подводной лодки. Другие испытания показали, что использование подводных колес У-1 на морском дне практически невозможно. [ 21 ] 5 апреля оба электродвигателя У-1 были повреждены в результате наводнения во время испытаний. [ 4 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Довоенный
[ редактировать ]U-1 был введен в состав ВМС Австро-Венгрии 15 апреля 1911 года и до 1914 года служил в качестве учебной лодки, совершая до десяти учебных походов в месяц. Несмотря на то, что U-1 использовался в основном для учебных целей, U-1 был мобилизован в конце 1912 года. во время Балканских войн . К концу ноября 1912 года угроза конфликта между Австро-Венгрией, Италией, Сербией и Россией в сочетании с обвинениями в жестоком обращении сербов с австро-венгерским консулом в Присрене привела к панике войны на Балканах. И Россия, и Австро-Венгрия начали мобилизацию войск вдоль своей границы, а Австро-Венгрия начала мобилизацию против Сербии. Во время кризиса весь австро-венгерский флот также был полностью мобилизован. U-1 и ее аналогу U-2 было приказано присоединиться к остальной части австро-венгерского флота, собирающегося в Эгейском море, на случай войны с Сербией и Россией. [ 22 ]
К декабрю 1912 года в составе австро-венгерского флота, помимо У-1 и У-2 , было в общей сложности семь линкоров , шесть крейсеров , восемь эсминцев , 28 торпедных катеров и четыре подводные лодки, готовые к бою. [ 22 ] Кризис в конечном итоге утих после подписания Лондонского договора , и 28 мая 1913 года австро-венгерская армия и флот были впоследствии демобилизованы. [ 23 ] После демобилизации U-1 возобновила выполнение функций учебного судна. Во время одного из таких учебных походов 13 января 1914 года возле Фасаны он был протаранен австро-венгерским броненосным крейсером «Санкт Георг» . В результате этого столкновения был разрушен перископ подводной лодки . [ 4 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
Начало Первой мировой войны застало U-1 в сухом доке в ожидании установки новых батарей и дизельных двигателей. [ 24 ] Для установки новых двигателей она прошла ремонт, который длился до начала 1915 года. Этот ремонт увеличил длину подводной лодки примерно на 11 дюймов (28 см). Модификации и новые двигатели снизили ее надводное водоизмещение до 223,0 тонны (245,8 коротких тонны), но увеличили подводное водоизмещение подводной лодки до 277,5 тонны (305,9 коротких тонны). [ 15 ] После завершения ремонта в начале 1915 года U-1 вернулся к тренировочным обязанностям до 4 октября, а затем был размещен в Триесте 2 ноября . Перебазирование U-1 в Триест было предпринято отчасти для того, чтобы предотвратить нападения итальянских военно-морских сил или рейды на важнейший австро-венгерский город, а ее размещение в городе помогло отговорить итальянские планы бомбардировки порта, поскольку итальянская военная разведка предположила, что U- 1 -1 и У-2 несли регулярное патрулирование в водах северной Адриатики. [ 25 ] Из Триеста U-1 совершала регулярные разведывательные походы до 22 декабря 1917 года, когда ее перевели на военно-морскую базу в Поле. 11 января 1918 года U-1 была признана устаревшей вместе с однотипным кораблем, но была сохранена в качестве учебной лодки на австро-венгерской базе подводных лодок, расположенной на острове Бриони . [ 4 ] В середине 1918 года У-1 рассматривался как потенциальный кандидат на службу в качестве тральщика, поскольку имевшаяся на субмарине водолазная камера могла позволить водолазам перерезать якорные тросы морских мин. Однако плохое состояние подводной лодки помешало осуществлению плана. [ 26 ]
Ближе к концу войны ее еще раз перевезли в Полу. [ 27 ] хотя к октябрю 1918 года стало ясно, что Австро-Венгрия терпит поражение в войне. Поскольку различные попытки подавить националистические настроения потерпели неудачу, император Карл I решил разорвать союз Австро-Венгрии с Германией и обратиться к союзным державам в попытке сохранить империю от полного краха. 26 октября Австро-Венгрия сообщила Германии, что их союз расторгнут. В Поле австро-венгерский флот находился в процессе раскола по этническим и националистическим мотивам. [ 28 ] 29 октября Национальный совет в Загребе объявил, что династические связи Хорватии с Венгрией официально завершились. Это новое временное правительство, хотя и свергло венгерское правление, еще не провозгласило независимость от Австро-Венгрии. Таким образом, правительство императора Карла I в Вене обратилось к государству словенцев, хорватов и сербов за помощью в поддержании флота, дислоцированного в Поле, и поддержании порядка на флоте. Национальный совет отказался оказать помощь, пока австро-венгерский флот сначала не будет передан под его командование. [ 29 ] Император Карл I, все еще пытаясь спасти Империю от краха, согласился на передачу при условии, что другие «нации», составлявшие Австро-Венгрию, смогут позже претендовать на свою справедливую долю стоимости флота. [ 30 ] Таким образом, все моряки не словенского, хорватского, боснийского или сербского происхождения были на время отправлены в отпуск, а офицерам был предоставлен выбор: присоединиться к новому флоту или выйти в отставку. [ 30 ] [ 31 ]
Благодаря этой передаче правительство Австро-Венгрии решило без единого выстрела передать свой флот государству словенцев, хорватов и сербов. Это считалось более предпочтительным, чем передача флота союзникам, поскольку новое государство заявило о своем нейтралитете. Более того, государство словенцев, хорватов и сербов также еще публично не отвергло императора Карла I, сохраняя возможность реформирования Империи в тройную монархию . Передача государству словенцев, хорватов и сербов произошла утром 31 октября, когда контр-адмирал (нем. Konteradmiral ) Миклош Хорти встретился с представителями южнославянских национальностей на борту своего флагмана Viribus Unitis . Договоренности были улажены, и передача завершилась в тот же день, когда австро-венгерский военно-морской флаг был снят со всех кораблей, находящихся в гавани. [ 32 ]
Пост-был
[ редактировать ]По условиям перемирия на Вилле Джусти , подписанного между Италией и Австро-Венгрией 3 ноября 1918 года, передача флота Австро-Венгрии Государству словенцев, хорватов и сербов не признавалась. Таким образом, на следующий день итальянские корабли вошли в порты Триест, Пола и Фиуме. 5 ноября итальянские войска заняли военно-морские объекты в Поле. [ 33 ] Государству словенцев, хорватов и сербов не хватало солдат и офицеров для содержания флота, поскольку большинство моряков, не являвшихся южными славянами, уже ушли домой. Более того, Национальный совет не приказывал никому сопротивляться итальянцам, предпочитая вместо этого осудить действия Италии как незаконные. 9 ноября на всех оставшихся в гавани Пола кораблях был поднят итальянский флаг, включая U-1 . На конференции на Корфу союзные державы согласились, что передача ВМС Австро-Венгрии государству словенцев, хорватов и сербов недействительна, несмотря на симпатию со стороны Соединенного Королевства. [ 34 ] Столкнувшись с перспективой предъявления ультиматума о капитуляции бывших австро-венгерских военных кораблей, Национальный совет согласился передать корабли начиная с 10 ноября 1918 года. [ 35 ]
Лишь в 1920 году окончательное распределение кораблей было урегулировано между союзными державами в соответствии с условиями Сен-Жерменского договора . [ 36 ] И U-1 , и U-2 впоследствии были переданы Италии в качестве военных репараций и в том же году списаны в Поле. [ 15 ] Благодаря тренировочным и разведывательным миссиям, которые она выполняла на протяжении всей войны, U-1 за свою карьеру не потопила и не повредила ни один корабль. [ 37 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ В своей книге «Немецкая подводная война, 1914–1918 » Р. Х. Гибсон и Морис Прендергаст сообщают, что U-1 был запущен в 1911 году, а U-2 — в 1910 году (стр. 383).
- ↑ Иржи Новак в своей книге « Австро-венгерские подводные лодки в Первой мировой войне» сообщает , что у - U корабля-близнеца U-1, 2 , были столь же неадекватные двигатели. (стр. 16)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: КУК У1» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 5 августа 2018 г.
- ^ Новак 2011 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б с Гардинер 1985 , с. 340.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сиче 1980 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б с Сиче 1980 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Полухович 1999 , стр. 99.
- ^ Jump up to: а б Гибсон и Прендергаст 2003 , с. 383.
- ^ Jump up to: а б с Диксон, О'Хара и Уорт, 2013 г. , стр. 27.
- ^ Jump up to: а б с Грегер 1976 , с. 68.
- ^ Сиехе 1980 , стр. 17–18.
- ^ Jump up to: а б Озеро 1918 , с. 48.
- ^ Сокол 1968 , с. 37.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 199.
- ^ Jump up to: а б с д Сиче 1980 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Гардинер 1985 , с. 342.
- ^ Новак 2011 , с. 135.
- ^ Jump up to: а б Новак 2011 , с. 10.
- ^ Сиехе, Эрвин. «Австро-Венгерские подводные силы» . Архив первичных документов Великой войны . Проверено 27 августа 2018 г.
- ^ Митчелл 1908 , с. 858.
- ^ Jump up to: а б Новак 2011 , с. 16.
- ^ Сиехе 1980 , стр. 16–18.
- ^ Jump up to: а б Вего 1996 , с. 140.
- ^ Вего 1996 , стр. 144–145, 153.
- ^ Гардинер 1985 , с. 341.
- ^ Новак 2011 , с. 67.
- ^ Новак 2011 , с. 123.
- ^ Гибсон и Прендергаст 2003 , с. 388.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 350–351.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 351–352.
- ^ Jump up to: а б Сондхаус 1994 , стр. 352.
- ^ Сокол 1968 , с. 136–137, 139.
- ^ Кобургер 2001 , с. 118.
- ^ Сиехе 1985 , с. 137 .
- ^ Sieche 1985 , стр. 138–140.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 357–359.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 359.
- ^ Новак 2011 , стр. 137–138.
Ссылки
[ редактировать ]- Диксон, В. Дэвид; О'Хара, Винсент; Стоит, Ричард (2013). Чтобы увенчать волны: Великие флоты Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-082-8 .
- Гардинер, Роберт, изд. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд : Издательство Военно-морского института . ISBN 978-0-87021-907-8 . OCLC 12119866 .
- Гибсон, Р.Х.; Прендергаст, Морис (2003) [1931]. Немецкая подводная война 1914–1918 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-314-7 . OCLC 52924732 .
- Грегер, Рене (1976). Австро-венгерские военные корабли Первой мировой войны . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-7110-0623-2 .
- Кобургер, Чарльз В. (2001). Центральные державы на Адриатике, 1914–1918 гг.: Война в Узком море . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. ISBN 978-0-275-97071-0 .
- Озеро, Саймон (1918). Подводная лодка в войне и мире: ее развитие и возможности . Филадельфия, Пенсильвания: Компания JB Lippincott. OCLC 656930559 .
- Митчелл, В. (1908). «Военно-морские записки» . Журнал Королевского объединенного института обслуживания . ЛИИ (359). ОСЛК 8007941 .
- Новак, Иржи (2011). Австро-венгерские подводные лодки в Первой мировой войне . Сандомир: Модель гриба. ISBN 978-83-61421-44-3 .
- Полухович, Джон Дж. (1999). Аргонавт: подводное наследие Саймона Лейка . Колледж-Стейшн, Техас: Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-0-89096-894-9 .
- Сиече, Эрвин Ф. (1980). «Австро-Венгерские подводные лодки». Военный корабль . Том. 2. Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-976-4 . OCLC 233144055 .
- Сиече, Эрвин Ф. (1985). «Хронология процесса роспуска и капитуляции австро-венгерского флота 1918–1923 гг.». Морской пехотинец – вчера, сегодня (на немецком языке). 12 (1): 129–141. OCLC 648103394 .
- Сокол, Энтони (1968). Императорский и Королевский флот Австро-Венгрии . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. OCLC 462208412 .
- Сондхаус, Лоуренс (1994). Военно-морская политика Австро-Венгрии, 1867–1918: военно-морской подход, промышленное развитие и политика дуализма . Вест-Лафайет, Индиана: Издательство Университета Пердью. ISBN 978-1-55753-034-9 .
- Вего, Милан Н. (1996). Австро-Венгерская военно-морская политика: 1904–14 . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-7146-4209-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баумгартнер, Лотар; Сие, Эрвин (1999). Корабли к.(у.)к. Kriegsmarine im Bild [ Австро-венгерские военные корабли в фотографиях ] (на немецком языке). Вена : Книжный магазин Stöhr Publishing. ISBN 978-3-901208-25-6 . OCLC 43596931 .