Студия Протеус
Промышленность | Комиксы |
---|---|
Штаб-квартира | |
Веб-сайт | studioproteus.com |
Studio Proteus — манги японская компания по импорту, переводу и леттерингу , основанная в 1986 году Тореном Смитом и базирующаяся в Сан-Франциско . [1] Среди других сотрудников были переводчики Дана Льюис, Алан Глисон и Фредерик Шодт , писатель Том Ожеховски и переводчик/писатель Томоко Сайто. Компания работала со многими различными издателями, включая Viz Media , Innovation Publishing и Eclipse Comics , но ее основными дистрибьюторами были Dark Horse для массовых изданий и Fantagraphics издательство Eros Comix для игр для взрослых ( хентай ).
История
[ редактировать ]Ранние годы (1986–1994)
[ редактировать ]Смит впервые заинтересовался аниме и мангой после того, как его познакомил с ними Джеймс Д. Хадналл в 1982 году. Смит несколько лет занимался комиксами как писатель, создавая рассказы для Marvel's Epic журналов и Eclipse Comics . Он чувствовал, что в Соединенных Штатах существует рынок японских комиксов (манги), и вместе с Хадналлом обратился к Eclipse Comics с идеей получения прав на различные названия, включая Akira . Неизвестность и трудности общения с японскими издателями привели к провалу первой попытки. Затем Смит решил, что единственное решение — поехать в Японию и договориться напрямую. Примерно в это же время известный эксперт по манге Фредерик Шодт познакомил Смита с Сейджи Хорибучи, который тогда планировал основание компании, которая будет называться Viz Media. Шодт чувствовал, что знание Смитом американской индустрии комиксов и связи Хорибучи с японским издательским гигантом Shogakukan составили бы идеальную команду. Однако ссора между Смитом и Хорибучи после года совместной работы над созданием Viz привела Смита к основанию собственной компании Studio Proteus, хотя Смит вместе перевел для Viz несколько манги, в том числе Навсикая из Долины Ветров (по просьбе создателя Хаяо Миядзаки ). [2]
В 1986 году Смит переехал в Японию, чтобы попытаться получить лицензию на публикацию манги в Америке, предварительно договорившись с Eclipse Comics о поддержке публикации. Студия Proteus была задумана как «упаковщик», доставляющий готовые материалы существующему издателю. Студия «Протеус» будет отвечать за выбор (с одобрения американского издателя), приобретение (контракты и переговоры с лицензиаром), а также производство перевода и надписей, а также доставку готовых страниц издателю. Издатель будет нести ответственность за рекламу и стимулирование продаж, организацию распространения, а также сбор и выплату доходов. Хотя отраслевой термин «упаковщик» является более точным, во избежание путаницы эти отношения обычно называют «совместной публикацией». Смит предпочитал работать на основе распределения прибыли, полагая, что это приводит к большему чувству ответственности с обеих сторон. [3] [4] Смит также настаивал на совместном владении производными авторскими правами на переводы, что должно было спасти его компанию в будущем. К началу девяностых студия Proteus работала с тремя издательствами: Eclipse Comics, Innovation Publishing и Dark Horse . [4] Работа с Eclipse началась через несколько месяцев после первой поездки Смита в Японию. Когда «Затмение» больше не хотело открывать возможности для публикации манги, Смит отправился на Comic Con в Сан-Диего в 1988 году и передал лицензию Джоджи Манабе » на «Чужестранцев молодой компании Dark Horse Comics. Первоначально Смит не смог продать комикс Dark Horse, но в тот вечер встретился за ужином с писателем-фантастом Рэймондом Э. Файстом . Файст дал Смиту совет, который он считает самым ценным деловым советом в своей карьере: «Не говорите им, насколько это хорошо; скажите им, сколько денег они собираются заработать». На следующий день Смит продал Outlanders компании Dark Horse и to Innovation Юдзо Такады 3x3 Eyes . [3]
Студия «Протеус» с самого начала была ориентирована на качество. Смит отказался работать с фотокопиями опубликованных книг, вместо этого снимая непосредственно с оригинала. Техники ретуширования звуковых эффектов были разработаны удостоенным наград художником комиксов Томасом Ожеховски, а затем усовершенствованы японским художником манги Томоко Сайто. Все переводчики имели более чем десятилетний опыт работы и помимо своей переводческой работы писали книги, журнальные статьи и художественную литературу. Чтобы стимулировать качество продукции, расценки на страницы для леттеристов и переводчиков Studio Proteus были самыми высокими в отрасли, а также им выплачивались гонорары — практика, уникальная для Studio Proteus. [3] В некоторых случаях оригинальные обложки заказывали сами художники манги.
Первые годы публикации манги в Америке были на удивление [ по мнению кого? ] успешным, чему способствовала новая популярность черно-белых комиксов на рынке прямых продаж от Marvel , а также самая продаваемая цветная версия Акиры . Этот льготный период подошел к концу, когда бум черно-белых комиксов рухнул. [5] в 1988 году. И Viz, и Studio Proteus экспериментировали с самыми разными жанрами манги, но когда рынок ужесточался, выжили только те, которые понравились основному рынку «магазинов комиксов». Лишь в начале 21 века манга снова охватывала столь широкий круг тем.
Студия Proteus активно участвовала в продвижении манги и аниме в первые годы, и Смит давал многочисленные интервью, появлялся на телевидении и радио (включая MTV и канадский Basic Black ), выступал в Джорджтаунском университете и Смитсоновском институте, а также написал десятки статей для журналов. Сотрудничая с аниме-компанией Gainax , студия Proteus также организовала первую крупную конвенцию по аниме и манге AnimeCon '91. Однако Смит публично признался, что, будучи очень закрытым человеком, ему не нравилась эта рекламная деятельность. [6] Как только появились другие представители манги и аниме (например, Триш Леду из Animag ), он ушел из поля зрения общественности и редко давал интервью примерно после 1993 года.
В 1994 году из-за неспособности Eclipse Comics выплатить причитающуюся часть прибыли Studio Proteus юридически приобрела все общие права на перевод и производственные материалы для всей их совместно изданной манги. Лицензия на них была повторно передана Dark Horse Comics и сразу же сделала Dark Horse вторым по величине издателем манги в Америке. Когда Eclipse объявила о банкротстве, Смит выплатил все причитающиеся гонорары своим японским лицензиарам из существующих фондов Studio Proteus.
Все игры Studio Proteus были выбраны Тореном Смитом лично и затем были приняты и одобрены издателями. Если оно было отклонено первым издателем, оно предлагалось другому. Если все отвергли, от него отказались. Инстинкты Смита почти всегда оказывались верными, даже когда его мышление было весьма нетрадиционным. В 1994 году Смит убедил Dark Horse опубликовать Oh My Goddess! , хотя Dark Horse так мало верила в эту мангу (несмотря на перекрестное продвижение с выпуском AnimEigo OAV), Смиту пришлось гарантировать им от потерь. [ нужна ссылка ] О, Моя Богиня! стала неожиданным хитом и в течение многих лет была одной из самых продаваемых манга Dark Horse. Кроме того, это была одна из первых переведенных манг, привлекшая большую женскую аудиторию, наряду с Ранмой ½ .
Средние годы (1995–2001)
[ редактировать ]На протяжении 1990-х годов команда Dark Horse и студии Proteus была одним из двух крупнейших издателей манги в США, конкурируя с Viz . Крах рынка прямых продаж в середине девяностых оказал огромное влияние на бизнес манги, что стало еще одним ударом после предыдущего краха в 1988 году. К моменту реорганизации рынка остался только один дистрибьютор ( Diamond Distributors ) и более половины магазинов комиксов в Америке прекратили работу. Растущая популярность манги спасла ее от худшего, но почти треть всех наименований манги была отменена из-за отсутствия продаж, а продолжающиеся трудности с доставкой коммерческих коллекций в мягкой обложке (графических романов) в книжные магазины привели к тому, что манга застопорилась на рынке на несколько лет. Студия Proteus отреагировала на это оптимизацией производственного процесса и сотрудничеством с небольшими дистрибьюторами книжных магазинов, для которых манга составляла ценный процент их продаж.
Спад на рынке комиксов в конце 1990-х годов повлиял на продажи всей манги, издаваемой в Америке. Ни одна из попыток американских издателей манги создать журнал-антологию манги, такой как Tokyopop Magazine и Viz's Animerica Extra с несколькими историями, публикуемыми одновременно, в то время не была очень успешной и в основном рассматривалась как лидер убытков для будущих продаж сборников. Super Manga Blast , журнал Dark Horse/Студия Протеус, [7] дал Смиту возможность привлечь читателей с помощью известных популярных книг, таких как «О, моя богиня!» и предложите им попробовать что-нибудь другое, например Club 9 .
Спустя годы критика и выкуп (2002–2004 гг.)
[ редактировать ]Однако с течением времени у Торена Смита сложились резкие отношения с более хардкорными представителями фэндома манги. По мере того, как сёдзё- манга становилась всё более популярной, фанаты ругали Studio Proteus и Dark Horse за то, что они не выпускают сёдзё, несмотря на неоднократные объяснения Смита, что, поскольку ему не нравится сёдзё-манга и он мало о ней знает, он не заинтересован в их выпуске. Первоначальная продукция Studio Proteus была преимущественно научной фантастикой и боевиками; это, возможно, отражало вкусы Смита как писателя и члена SFWA , но также отражало вкусы американского прямого рынка комиксов (которые были основными покупателями манги в то время) и фанатов манги 1980-х и 1990-х годов. Тем не менее, Studio Proteus также выпустила ненаучно-фантастическую мангу, такую как Макото Кобаяши комедия об отношениях «Клуб 9» и манга о домашних животных « Что такое Майкл?»
Однако Торен Смит продолжал открыто защищать «провалившуюся» мангу вплоть до 2002 года, когда она становилась непопулярной даже среди основных фэндомов манги. Его стали воспринимать как консервативную силу в публикации манги, несмотря на его публикацию неосновных манг, таких как трансгуманистическая манга «Версия » и «Меч повстанцев» , мангу о курдских революционерах, а также его десятилетия усилий по популяризации манги и преданность качественному производству. . Однако к концу 2002 года Смит был убежден, что его мнение о том, что читателям будет трудно адаптироваться к чтению манги «назад» (также известному как «незавершенное», чтение справа налево, как в оригинальной японской публикации), было неверным, ссылаясь на тот факт, что с тех пор, как он основал Studio Proteus, выросло целое поколение новых читателей манги, и у них не было мышления первых читателей манги, большинство из которых пришли к манге из обычных комиксов. Однако он утверждал, что, пока дистрибьюторы неохотно покупали мангу, которая не имела успеха, мало кто мог сделать, чтобы попытаться изменить индустрию.
В то время прямой рынок комиксов все еще сокращался, а продажи манги в книжных магазинах росли, хотя и не очень быстро. Смит на протяжении многих лет указывал, что проблема рынка книжных магазинов заключалась в отсутствии поддержки со стороны покупателей в сетях и нехватке выделенного места на полках (комиксы часто были заставлены книгами по искусству, научной фантастикой и фэнтези). Смит часто ссылался на плохие продажи Tokyopop своих первых экспериментов с неудавшейся мангой как на доказательство того, что проблема вполне реальна. В 2002 году дистрибьютор графических романов Dark Horse LPC Group обанкротился, что нанесло ущерб присутствию манги Dark Horse (и, следовательно, Studio Proteus) в книжных магазинах. Судьба манги в Америке навсегда изменилась в тот год, когда Курт Хасслер из Borders (которого ICV2 назвал «самым влиятельным человеком в манге») [8] с этим обозначением Смит публично согласился, добавив, что считает его «самым важным человеком в истории американской манги». [ нужна указание авторства ] ) успешно убедил Waldenbooks собрать большое количество неудавшихся манг, даже разместив их в «мусорных баках» рядом с кассовыми аппаратами. Это был поворотный момент в продажах манги в Америке, и в результате успех того, что сейчас считается «стандартной» мангой (небольшие, неразвернутые книги в мягкой обложке по цене примерно 9,99 долларов), более чем вдвое увеличил размер авторитетных издателей манги, таких как Viz, и поднял Tokyopop. (партнер Waldenbooks в этом предприятии) к известности. Однако переворот на рынке манги, вызванный тем, что Хасслер открыл двери для оптовых продаж еще не получившей успеха манги, положил конец Super Manga Blast , и в хаосе, окружавшем преобразование большей части манги Dark Horse в преобладающий непрошедший стандарт, почти ничего из серии, представленные в журнале, были продолжены в виде графических романов, хотя некоторые из них (например, «Клуб 9 ») уже были завершены. [ нужна ссылка ]
В то время как Смит, наконец, смирился с идеей неуспешной манги теперь, когда книжные магазины были готовы ее покупать, стало ясно, что индустрия становится большим бизнесом: в мангу включаются такие издатели, как Del Rey и DC, а японские компании, такие как поскольку Shogakukan начинает относиться к своим операциям в Америке как к серьезному бизнесу, а не как к второстепенному делу. «Я просто фанат манги, который основал свою компанию, потому что никто больше не [публиковал мангу на английском языке]», — прокомментировал он на сайте Studio Proteus. «Чтобы двигаться вперед сейчас, мне потребуется стать более корпоративным человеком, и я знаю, что это не для меня».
В феврале 2004 года Dark Horse Comics объявила, что приобрела права на публикацию переводов Studio Proteus (а не самой компании, как широко и ошибочно сообщалось). Торен Смит остался консультантом и переводчиком некоторых изданий, но к 2006 году полностью ушел. В интервью The Comics Journal в 2004 году он выразил причины, по которым он по сути продал основанную им компанию: «Я выгорал. За 15 лет я выпустил 70 000 страниц манги. У меня не было жизни… Токиопоп выпускает за месяц больше, чем я заработал за всю свою карьеру. Бизнес манги как-то вышел из моей лиги. Но если кто-то считает, что расширение может продолжаться бесконечно, то он ошибается.. .По моему мнению, то, что произошло, — это коммерциализация продукта. Все, что [торговцев книжных магазинов] волнует, — это то, как он отформатирован и сколько он стоит… Долгое время Америка не видела ничего, кроме лучших японских комиксов. но там много всякой ерунды. Возможно, там есть умные покупатели книжных магазинов, которые смогут их отличить, но я их никогда не встречал». [4] Его противоречивые прогнозы, основанные на его опыте краха комиксов в 80-х и 90-х годах, подтвердились, и с тех пор индустрия манги пережила суровый цикл бума и спада, когда такие издатели, как Tokyopop, сократили свои выпуски более чем на 40%. в июне 2008 года и уволив 36 сотрудников, [9] и увольнение еще 15 сотрудников в декабре 2008 г. [10] и другие (например, Broccoli Books ) полностью уходят с рынка. [11] Тенденция продолжилась: компания Viz сократила 60 сотрудников. [12] и DC закрывают выпуск манги CMX [13] и Tokyopop окончательно закрыли свою издательскую деятельность в США в мае 2011 года. [14] Однако Смит также предсказал, что рынок в конечном итоге стабилизируется на устойчивом уровне, а не исчезнет полностью.
Смит заявил, что он «сожалеет» о том, что споры о провале и непровале последних нескольких лет его карьеры, похоже, затмили его двадцатилетнюю борьбу за продвижение и публикацию качественной манги.
Последней мангой, созданной сотрудниками Studio Proteus в перевернутом американском формате комиксов слева направо, была Blade of the Immortal # 131 в ноябре 2007 года, что сделало ее самой продолжительной мангой, когда-либо опубликованной в американском формате. Затем сериал перешел в формат только графических романов.
Торен Смит также работал над мангой за пределами Studio Proteus, например, редактировал мангу Тори Мики. [15] Anywhere But Here , написание послесловий для различных сборников манги в Японии, таких как переиздание Gekko no Sasayaki Масахико Кикуни в твердом переплете , Кенджи Цуруты , Suiso - Hydrogen консультирование по английскому языку для аниме-компаний и другая деятельность, связанная с мангой и аниме, в США. Штаты и Япония.
Награды и номинации
[ редактировать ]Несмотря на относительно небольшой объем выпуска «Студии Протеус» по сравнению с крупными издательствами манги в Америке, компания собрала большое количество наград и номинаций за свои публикации.
Награды, полученные мангой Studio Proteus:
- Что Майкл? , Книжная премия Нью-Йоркской библиотеки, 1991 г.
- Клинок Бессмертного , Премия индустрии комиксов Уилла Эйснера, 2000 г.
- Одинокий волк и детеныш , премия индустрии комиксов Уилла Эйснера, 2001 г.
- Акира , Премия индустрии комиксов Уилла Эйснера, 2002 г.
- Легенда о матери Саре , приз родителей, 1995 г.
- Что Майкл? , Премия "Выбор родителей", 1 997 г.
- Одинокий волк и детеныш , Harvey Awards, 2001 г.
- Lone Wolf and Cub ( Лучшее издание иностранного материала в США ) Eisner Awards, 2001 г.
- Одинокий волк и детеныш , Harvey Awards, 2002 г.
- Одинокий волк и детеныш , Harvey Awards, 2003 г.
- Акира (двойные награды: лучшая архивная коллекция/проект и лучшее издание иностранного материала в США), Eisner Awards, 2002 г.
- Где угодно, только не здесь , десятка лучших по версии Entertainment Weekly, 2005 г.
Номинации на премию:
- Что Майкл? , Премия Эйснера, 1998 г.
- Клинок Бессмертного , Премия Эйснера, 1999 г.
- Intron Depot 2: Blades , Премия Эйснера (лучшее издание иностранного материала в США), 1999 г.
- Intron Depot 2: Blades , премия Эйснера (лучшая книга, связанная с комиксами), 1999 г.
- Навсикая , Harvey Awards, 1 990
- Яблочное семя , Harvey Awards, 1 990
- Призрак в доспехах , Harvey Awards, 1 996
- Навсикая из Долины Ветров , Harvey Awards, 1 996
- О, Моя Богиня! , Премии Харви, 1997 г.
- Кошки-оружейники , Harvey Awards, 1 997
- Навсикая из Долины Ветров , премия Эйснера, 1998 г.
- Клинок Бессмертного , Harvey Awards, 1 998
- О, Моя Богиня! , Премии Харви, 1998 г.
- Клинок Бессмертного , Harvey Awards, 1 999
- Клинок Бессмертного , Harvey Awards, 2001 г.
- Одинокий волк и детеныш , Harvey Awards, 2001 г.
- Акира , премия Эйснера, 2001 г.
- Одинокий волк и детеныш , Eisner Awards (Лучшая архивная коллекция/проект), 2 001
- Акира , Harvey Awards, 2002 г.
- Одинокий волк и клуб , Harvey Awards, 2002 г.
- Что Майкл? , Премия Эйснера (Лучший писатель/художник: юмор), 2002 г.
- Супер-манга-взрыв , Harvey Awards, 2002 г.
- Super Manga Blast , Eisner Awards (лучшая антология), 2003 г.
- Что Майкл? , Eisner Awards (лучшее юмористическое издание), 2004 г.
Публикации
[ редактировать ]- См. Eros Comix, чтобы увидеть хентай -титулы.
Названия, опубликованные совместно Studio Proteus, и их первоначальные даты публикации в США включают:
- 3х3 глаза (1991)
- Акира (1988)
- Где угодно, только не здесь (2004)
- Яблочное семя (1988)
- Клинок Бессмертного (1996)
- Пушечный бог Эксаксион (2001)
- Караван Кидд (1992)
- Хроновар (1996)
- Клуб 9 (2001)
- Кибер 7 (1989)
- Грязная пара : Биологическая опасность (1988)
- Грязная пара : Опасные знакомства (1989)
- Грязная пара : Чума ангелов (1990)
- Доминион (1993)
- Дом (1995)
- Драку (1997)
- Призрак в доспехах (1995)
- Кошки-оружейники (1995)
- Адские гончие: Танковые полицейские (1994)
- Легенда о Камуи (1987)
- Легенда о матери Саре (1995)
- Одинокий волк и детеныш (2000)
- Затерянный континент (1990)
- Метрополис (2003)
- Навсикая из Долины Ветров (1988)
- О, Моя Богиня! (1994)
- Чужестранцы (1988)
- Меч мятежника (1994)
- Серафическое перо (2000)
- Леди-тень (1998)
- Интронное депо 1 (1992)
- Интронное депо 2: Лезвия (1992)
- Интронное депо 3: Баллистика (1992)
- Интронное депо 4: Пули (1992)
- Теневая звезда (2000)
- Дух чуда (1996)
- Два лица завтрашнего дня (1997)
- Венеринские войны (1991)
- Версия (1992)
- Что Майкл? (1997)
- Вы арестованы! (1995)
Переводы аниме
[ редактировать ]- Призрак в доспехах (переписанный сценарий)
- Венеринские войны (субтитры)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Информация о нашем веб-сайте ». Студия Протеус. Обновлено 30 марта 2003 г. Проверено 10 октября 2010 г. «Studio Proteus PMB № 926 5214-F Diamond Heights Blvd. Сан-Франциско, Калифорния 94131-2118».
- ^ Новое поколение Миядзаки
- ^ Перейти обратно: а б с «Внутри студии Proteus: разговор с Тореном Смитом». Удивительные герои . Июль 1990 г., стр. 27–38.
- ^ Перейти обратно: а б с 2004 — Хороший год, чтобы уйти из манга-бизнеса?
- ^ Черно-белое и повсюду мертвое
- ^ «Из Японии: комиксы, какими вы их никогда не видели». Калгари Геральд . 28 августа 1992 г., разд. С, стр. 1, 3.
- ^ «Профиль журнала манги Super Manga Blast» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2008 года . Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ Десять самых влиятельных людей ICv2 в американском издательстве манги
- ^ "Обновление Токиопопа; сокращение названий, увольнение 3" 9
- ^ "Издатель манги Tokyopop увольняет еще восемь сотрудников"
- ^ "Книги о брокколи закрываются"
- ^ "Виз Медиа увольняется на 60 лет"
- ^ "DC закрывает подразделение манги"
- ^ «Конец эпохи: Tokyopop закрывает издательское подразделение в США». Архивировано 6 марта 2012 г., в Wayback Machine.
- ^ "Три шага над Японией: Тори Мики"
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Студия Протеус (Архив)
- Интервью Dark Horse с Тореном Смитом
- Второе интервью Dark Horse с Тореном Смитом
- Dark Horse объявляет о покупке Studio Proteus
- Интервью The Comics Journal с Тореном Смитом
- « Dark Horse Comics приобретает компанию по производству манги Studio Proteus ». Комиксы о тёмной лошадке .