Римские чрезвычайные указы
![]() |
---|
Периоды |
|
Конституция |
Политические институты |
Сборки |
Обычные судьи |
Чрезвычайные судьи |
Публичное право |
Последняя консультация Сената |
Титулы и почести |
Древнеримское . государство сталкивалось с различного рода внешними и внутренними чрезвычайными ситуациями Таким образом, они разработали различные ответы на эти проблемы.
Столкнувшись с чрезвычайной ситуацией, ранняя республика назначала диктаторов , которые брали на себя ответственность за чрезвычайную ситуацию с относительно свободными границами действий и разрешали этот кризис перед тем, как уйти в отставку. На территории республики различные указы позволяли диктаторам и магистратам проводить чрезвычайный набор войск и приостанавливать государственную деятельность. Во время поздней республики ультимум senatus Consultum возник , согласно которому сенат призывал магистратов нарушать законы для обеспечения безопасности государства, обычно с обещанием политического и юридического прикрытия, если магистраты позже будут привлечены к ответственности. Был принят еще один указ, согласно которому сенат лишал граждан их прав на гражданство, позволяя магистратам обращаться с ними как с иностранными врагами.
Падение республики и возникновение самодержавия сделали большинство республиканских указов устаревшими. Проблемы общественного порядка, которые они должны были решить, сами были решены введением полицейских сил. Различные люди, обычно свергнутые императоры или провинциальные повстанцы, продолжали объявляться врагами общества ( хостис ), но поскольку применение силы стало нормальной частью имперского правления, различные указы, разрешающие применение силы, стали ненужными.
Во времена республики
[ редактировать ]Во времена Римской республики государство имело различные меры, которые можно было принять в случае чрезвычайной ситуации. Основные задачи, стоящие перед республикой при подавлении восстаний и других чрезвычайных ситуаций, были тройными. Во-первых, государство не имело в своем распоряжении постоянной армии или полиции для поддержания общественного порядка. Во-вторых, применение силы для поддержания общественного порядка было незаконным, поскольку все граждане имели право на провокацию , позволяющее им апеллировать к народу против судебного принуждения. В-третьих, возможность привлечь участников беспорядков к ответственности посредством стандартной судебной процедуры была медленной, а также сама могла быть подорвана политической мафией. [ 1 ]
Диктатура
[ редактировать ]Последняя консультация Сената
[ редактировать ]Начиная с 121 г. до н. э., с репрессий против Гая Гракха и его сторонников, сенат мог призывать магистратов нарушать законы и применять силу для подавления неуказанных врагов общества. Такие указы были похожи на современные объявления чрезвычайного положения. [ 2 ]
Мировые судьи, действовавшие в соответствии с указом, получили политическое прикрытие для принятия любых незаконных действий, которые считались необходимыми для разрешения кризиса. [ 3 ] Действия, предпринятые в соответствии с таким указом, не были законными и не имели иммунитета, но судьи, привлеченные к ответственности за преступления (обычно убийство гражданина без суда), совершенные во исполнение такого указа, могли избежать наказания, если бы они могли оправдать свои действия. [ 2 ]
Шум
[ редактировать ]Тумултус — чрезвычайное положение, объявленное под угрозой нападения противника. Во время беспорядков государственные чиновники носили военную форму, все военные отпуска были отменены, а граждан призывали в армию. , Обычно также объявлялся юстициум закрывающий суды и приостанавливающий другие гражданские государственные дела. [ 4 ] [ 5 ] Право объявлять беспорядки обычно принадлежало диктатору, если он находился у власти, или сенату. [ 6 ]
Согласно Цицерону , ранняя республика различала два вида tumultus : tumultus Italicus, относящийся к войне в Италии, которая в поздней республике означала гражданскую войну, и Gallicus, относящийся к нападению галлов . tumultus [ 4 ] Также были объявлены беспорядки против восстаний рабов. [ 7 ] и в поздней республике могло быть объявлено сенатом или консульским органом только после принятия ультимум сената . [ 8 ] [ 9 ] С этой целью его перепрофилировали как средство формирования ополчений для подавления вооруженных восстаний. [ 10 ]
В средней республике чрезвычайный сбор tumultus граждане, не имевшие достаточного имущества для прохождения военной службы ( capite censi или proletarii был единственным случаем, когда в армию зачислялись ); в 281 г. до н.э., в ответ на вторжение Пирра , набранные пролетарии также были впервые вооружены за государственный счет. В более поздней республике декларация оставалась средством приема добровольцев и быстрого формирования армии на время чрезвычайного положения. [ 4 ] [ 11 ] На время действия декларации плебейским трибунам также иногда предлагалось закрывать глаза на соблюдение законов, освобождающих определенные классы людей, например пожилых людей, от военной службы. [ 12 ]
справедливость
[ редактировать ]В течение срока действия юстициума все гражданские государственные дела, включая работу государственной казны, [ 13 ] – было приостановлено; [ 14 ] якобы это было сделано для того, чтобы позволить римскому народу сосредоточить свои усилия на сборе налогов. [ 4 ] Обычно его объявлял мировой судья. [ а ] – обычно консул или диктатор – по рекомендации сената. [ 16 ] Отменить его мог только судья, провозгласивший его. [ 15 ] Провозглашение юстициума обычно происходило одновременно с провозглашением тусовки , но в противном случае оно могло быть объявлено в начале военной кампании или войны. [ 17 ]
врага Объявление
[ редактировать ]
Хостис . ( лат .: враг общества) [ 18 ] Декларация представляла собой заявление сената, иногда ратифицированное народным собранием, с целью объявить, что определенные поименованные граждане являются врагами государства и лишены гражданства. Лишение гражданства означало, что гражданин не мог вызвать провокацию (право апеллировать к народу против смертной казни или физического наказания) и мог быть убит без суда и следствия. [ 10 ]
Первыми людьми, объявленными хостами, были Гай Марий и одиннадцать его сторонников во время консульства Суллы в 88 г. до н. э.; [ 19 ] позже Сулла был избран хозяином сената под руководством Луция Корнелия Цинны . [ 20 ] Его принятие было спорным: Квинт Муций Сцевола Авгур возражал против такого голосования сначала против Мариуса, а позже некоторые сенаторы стремились не присутствовать на заседаниях сената, где могли быть предложены такие заявления. [ 21 ]
Во времена империи
[ редактировать ]необходимость в различных декларациях снизилась Во время принципата . Из-за формирования преторианской гвардии и регулярных полицейских сил с городскими когортами и бдениями крупномасштабные городские беспорядки стали более редкими. [ 22 ] Более того, военная автократия сделала ненужным юридические оправдания жестоких репрессий против бунтовщиков и восстаний. [ 23 ]
Однако заявление о том, что кто-то был хостисом , сохранялось: когда узурпатора не удалось немедленно подавить или в результате переворота был смещен нынешний император, возникает несколько случаев, когда сенат объявлял узурпатора или бывшего императора врагом государства. [ 24 ] Появление автократического правления также ухудшило нормальную защиту, доступную римским гражданам. [ б ] Декларации Хостиса также использовались против провинциальных восстаний, в результате чего провинциальные восстания были отнесены к внешним войнам, а не к мерам внутренней безопасности. [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ ли Тиберий Гракх провозгласил юстициум Ученые обсуждали, во время своего пребывания на посту плебейского трибуна, чтобы остановить все государственные дела: Моммзен назвал это таковым; однако современные ученые с этим не согласны. [ 15 ]
- ↑ В частности, провокационные императору передавались призывы, уменьшающие их влияние, а сенаторы и другие свободные люди подвергались пыткам в нарушение обычного запрета. Другие императоры казнили предполагаемых заговорщиков после тайного суда или вообще без суда. [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Келли 2016 , стр. 374–75.
- ^ Jump up to: а б Момильяно и Линтотт 2012 .
- ^ Золотой 2013 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б с д Треве и Корнелл, 2012 .
- ^ Бергер и Линтотт 2012 .
- ^ Золотой 2013 , с. 44.
- ^ Золотой 2013 , с. 70.
- ^ Золотой 2013 , с. 84. «Если бы был принят ультимум senatus Consultum , консул Цицерон счел бы себя свободным применить любую меру, которую он счел полезной... и о декларации tumultus он мог бы сразу же подумать [после сообщений], что Катилина... вышел в бой с армией».
- ^ Золотой 2013 , с. 145. «Вероятно также, что в это время [начало января 49 г. до н.э., незадолго до вторжения Цезаря в Италию состояние смятения ». ] действовало
- ^ Jump up to: а б Келли 2016 , с. 377.
- ^ Золотой 2013 , с. 48.
- ^ Золотой 2013 , с. 45.
- ^ Золотой 2013 , с. 103.
- ^ Золотой 2013 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б Золотой 2013 , с. 88.
- ^ Золотой 2013 , стр. 87–88.
- ^ Золотой 2013 , стр. 88, 93.
- ^ Льюис, Чарлтон (1890). «хостис» . Элементарный латинский словарь . Нью-Йорк: Американская книжная компания – через цифровую библиотеку Персея.
- ^ Бауман, Р. (1973). «Декларация «хостис» 88 и 87 гг. до н.э.» . Атенеум . 51 : 270 и далее.
- ^ Золотой 2013 , с. 120 н. 56.
- ^ Келли 2016 , с. 377. См. Cic. Кот. , 4.
- ^ Келли 2016 , с. 379.
- ^ Келли 2016 , с. 380.
- ^ Келли 2016 , с. 378.
- ^ Келли 2016 , стр. 378–79.
- ^ Келли 2016 , с. 383.
Источники
[ редактировать ]- Хорнблауэр, Саймон; и др., ред. (2012). Оксфордский классический словарь (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-954556-8 . OCLC 959667246 .
- Бергер, Адольф; Линтотт, Эндрю. « Юстициум ». В ОКР 4 (2012) .
- Корнелл, Тим. " полиция ". В ОКР 4 (2012) .
- Момильяно, Арнальдо; Линтотт, Эндрю. « последнее совещание сената ». В ОКР 4 (2012) .
- Треве, Пьеро; Корнелл, Тим. « возмут ». В ОКР 4 (2012) .
- Келли, Бенджамин (2016). «Репрессии, сопротивление и восстание». Ин дю Плесси, Поль Дж; и др. (ред.). Оксфордский справочник по римскому праву и обществу . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-1987-2868-9 .
- Голден, Грегори К. (2013). Кризисное управление в период Римской республики . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-05590-2 . OCLC 842919750 .