Jump to content

Джалал-уд-Дин Халджи

Джалал-уд-Дин Халджи
Джалалуддин Халджи
Султан
Портрет султана Фируза Халджи (на троне), Ходжи Хасана и дервиша (ок. 1640 г.)
12-й султан Дели
Царствование 13 июня 1290 г. - 19 июля 1296 г.
Коронация 13 июня 1290 г.
Предшественник Шамсуддин Каюмарс
Преемник Алауддин Халджи
Рожденный в. 1220
Калат, Афганистан [1]
Умер 19 июля 1296 г. (76 лет)
Кара , Индия
Супруг Малика-и-Джахан
Проблема Хан-и-Хан Махмуд
Аркали Хан
Рукнддин Ибрагим Кадр Хан
Малика-и-Джахан (жена Алауддина Халджи )
Дом Халджи
Религия Суннитский ислам

Джалал-уд-Дин Халджи , также известный как Фируз ад-Дин Халджи или Джалалуддин Хилджи ( персидский : Джалалуддин Халджи ; ок. 1220 — 19 июля 1296, годы правления 1290–1296 ), был основателем и первым султаном династии Халджи правившей . Делийский султанат Индии с 1290 по 1320 год.

Первоначально названный Фирузом , Джалал-уд-Дин начал свою карьеру в качестве офицера династии Мамлюков и поднялся до важной должности при султане Муиззуддине Кайкабаде . После того, как Кайкабад был парализован, группа дворян назначила его маленького сына Шамсуддина Каюмарса новым султаном и впоследствии попыталась убить Джалал-уд-Дина. Вместо этого Джалал-уд-Дин убил группу дворян и стал регентом. Несколько месяцев спустя он сверг Каюмарса и стал новым султаном.

Будучи султаном, он отразил монгольское вторжение и позволил многим монголам поселиться в Индии после их обращения в ислам. Он захватил Мандавара и Джайна у Чахаманы царя Хаммиры , хотя ему не удалось захватить столицу Чахаманы Рантхамбор . Во время его правления его племянник Али Гуршасп совершил набег на Бхилсу в 1293 году и Девагири в 1296 году .

Джалал-уд-Дин, которому на момент вознесения на престол было около 70 лет, был известен широкой публике как кроткий, скромный и добрый монарх. В течение первого года своего правления он правил из Килохри, чтобы избежать конфронтации со старой тюркской знатью столицы империи Дели. Несколько дворян считали его слабым правителем и в разное время безуспешно пытались свергнуть его. Он наказывал мятежников мягкими наказаниями, за исключением дервиша Сиди Маулы, который был казнен якобы за сговор с целью свергнуть его. Джалал-уд-Дин был в конечном итоге убит своим племянником Али Гуршаспом, который впоследствии взошел на трон как Алауддин Халджи .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Джалал-уд-дин был членом племени Халадж . [2] [3] [4] племя изначально тюркского происхождения, которое после миграции из Туркестана обосновалось в Афганистане более чем на 200 лет, переняв многие афганские обычаи. Результатом стало рождение тюрко-афганской культуры. [5] [6] [7] [8] [9]

Современные хроники Делийского султаната не содержат много информации о происхождении Джалалуддина. Согласно тексту XV века Тарих-и-Мубарак Шахи , Джалалуддин был сыном «Бугруша», что, по-видимому, является ошибкой для Югруша. Согласно Табакат-и Насири (1260 г. н.э.), сын Амира Югруша - вероятно, Джалалуддин - посетил Дели с монгольским посольством в 1260 году. Согласно Ильханата летописцу Вассафу , Джалалуддин служил монголам в качестве командира ( шахны ) Бинбана, расположенного к западу от реки Инд . [10] [11] Согласно «Мифтах аль-Футух» Амира Хосрова , Джалалуддин воевал против непокорных монгольских и афганских племен в Соляном хребте : не исключено, что имеется в виду его подвиги на монгольской службе. [10]

Джалалуддин, вероятно, поступил на службу в Делийский султанат где-то во время правления Балбана . По словам Исами , он находился на службе у сына Балбана Бугра-хана . Вероятно, это произошло где-то до 1280 года, во время пребывания Бугра-хана на посту губернатора Саманы . Джалалуддин постепенно приобрел известность как полководец на северо-западе Индии со штаб-квартирой в Самане. [10]

До восшествия на престол Джалал-уд-дин был известен как Малик Фируз. Он и его брат Шихабуддин (отец Алауддина Халджи ) несколько лет служили Балбану. [12] Он дослужился до должности сар-и-джандара (начальника королевской охраны), а позже был назначен губернатором приграничной провинции Самана. Как губернатор он отличился в конфликтах Султаната с монгольскими захватчиками. [13]

Дели После смерти Балбана в 1287 году котвал Малик аль-Умара Фахруддин возвел на трон внука-подростка Балбана Муиза уд-дина Кайкабада (или Кайкубада) с титулом Муиззуддина. Кайкабад был слабым правителем, и администрацией фактически руководил его офицер Малик Низамуддин. [14] [15] После того, как Низамуддин был отравлен некоторыми конкурирующими офицерами, Кайкабад вызвал Джалал-уд-дина из Саманы в Дели, дал ему титул «Шайста-хан», назначил ариз-и-мумаликом и сделал губернатором Барана . [12]

К этому времени здоровье Кайкабада ухудшилось, и две конкурирующие фракции знати боролись за власть в Дели. Одна фракция, возглавляемая Маликом Айтемуром Сурхой, стремилась сохранить власть старой тюркской знати и хотела сохранить на троне семью Балбана. [12] Другая фракция, возглавляемая Джалал-уд-дином, поддержала подъем новой знати. [12]

Как регент Каюмарса

[ редактировать ]
Чеканка Джалал ад-Дина Фируза. Делийская мята. Датировано 691 г. хиджры (1291–2 гг. н.э.). Легенда со ссылкой на халифа Аль-Мустасима .

Когда Кайкабад был неизлечимо парализован, Малик Сурха и его соратник Малик Качхан назначили на трон его маленького сына Каюмарса (или Каюмарта) с титулом Шамсуддин II. Затем два дворянина сговорились убить своих соперников-дворян, в том числе Джалал-уд-дина (тогда Малика Фируза). В это время Джалал-уд-дин проводил смотр королевской армии в Бхугал-Пахари (Бахарпур по мнению Зиауддина Барани ). его племянник Малик Ахмад Чап, занимавший должность наиб-и амира-и хаджиба О заговоре ему сообщил . Затем Джалал-уд-дин перенес свою квартиру в Гияспур и вызвал своих родственников из Барана под предлогом подготовки к надвигающемуся монгольскому вторжению . Другие офицеры из списка Сурхи также присоединились к Халджи. [16]

Вскоре после этого Джалал-уд-дин получил приказ о вызове его к королевскому двору в Дели и понял, что это было частью заговора с целью его убийства. Он извинился под предлогом проведения инспекции армии в Каннаудже . Затем Качхан лично отправился из Дели в Каннаудж и сказал Джалал-уд-дину, что его присутствия немедленно требуют в Дели. Джалал-уд-дин сделал вид, что ничего не знает о заговоре, и попросил Качхана отдохнуть в палатке, пока он закончит проверку. В палатке Джалал-уд-дин приказал обезглавить Качхана и бросить его тело в реку Ямуна , начав войну между двумя соперничающими фракциями. [16]

Сыновья Джалал-уд-дина отправились в Дели, вошли в королевский дворец и привели титульного султана Каюмара в лагерь Джалал-уд-дина. Малик Сурха и его соратники пытались вернуть Каюмарса, но были схвачены и убиты. Люди Джалал-уд-дина также похитили нескольких сыновей Малика аль-Умара Фахруддина, котвала Дели, и поэтому Фахруддин отговорил жителей Дели от попыток вернуть Каюмарса. [16]

Уничтожив офицеров конкурирующей фракции, Джалал-уд-дин продолжал признавать Каюмарса султаном Дели. Он стал губернатором провинций Бхатинда , Дипалпур и Мултан . Первоначально он предложил регентство Каюмарса племяннику Балбана Малику Чаджу и Фахруддину. Однако Малик Чаджу предпочел быть губернатором Кара-Маникпура , и Фахруддин также отклонил это предложение. [16] Поэтому регентом стал сам Джалал-уд-дин. [17]

Кайкабад умер 1 февраля 1290 года: по словам Яхьи Сирхинди, он умер от голода из-за того, что за ним пренебрегали, но в другом сообщении говорится, что он был убит по приказу Джалал-уд-дина офицером, отец которого был казнен им. [18] Титулярное правление Каюмара (1290 г.) длилось около 3 месяцев, прежде чем он был свергнут Джалал-уд-дином. [17]

Восхождение на престол

[ редактировать ]
Размеры Делийского султаната на момент вознесения на престол Джалал-уд-дина Халджи (1290 г.)
Изображение Джалал-уд-дина Халджи

Джалал-уд-дин (до этого момента известный как Малик Фируз) взошел на трон Дели в июне 1290 года в недостроенном дворце Килохри (также Килугари или Кайлугархи) недалеко от Дели. [19] На момент своего вознесения на престол Джалал-уд-дин был очень непопулярен. У него было мало поддержки среди старой тюркской знати, которая считала его афганцем (пуштуном), полагая, что он имеет нетюркское происхождение. Кроме того, он был стариком около 70 лет, и его мягкий характер считался неподходящим для этой должности. [20] Из-за своей непопулярности он решил не переезжать во дворец Балбана в Дели и жил в Килохри, афганском анклаве, который служил де-факто столицей. [21] Он завершил строительство дворца и превратил Килохри в важный город. [20]

Джалал-уд-дин избегал каких-либо радикальных изменений в административной структуре и сохранил старую тюркскую знать на должностях, которые они занимали во время правления Балбана. [22] Например, Фахруддин остался котвалом Дели , Ходжа Хатир остался визирем , а племянник Балбана Малик Чаджу остался губернатором Кара-Маникпура. [23] Выжившие члены королевской семьи Балбана переехали в Кара под властью губернатора Чаджу. [24] [25]

В то же время Джалал-уд-дин назначил на важные посты своих родственников и соратников. [19] Главой армейского министерства ( ариз-и-мамалик — племянника Ахмада Чапа ) он назначил своего брата Яграш-хана, а наиб-и барбеком . [26] Своему старшему сыну Махмуду он дал титул Хан-и-Хан; следующим двум сыновьям были присвоены титулы Аркали-хан и Кадр-хан. [22] Он также назначил своих племянников Али Гуршаспа (впоследствии султана Алауддина) и Алмас-бека церемониймейстера Амир-и-Тузуком (эквивалент ) и Ахур-бека (эквивалент мастера лошадей ) соответственно. [27] [25]

Постепенно Джалал-уд-дин преодолел первоначальную враждебность, с которой он столкнулся со стороны жителей Дели. Он приобрел репутацию скромного и добросердечного монарха, в отличие от предыдущих деспотов, таких как Балбан. После входа в Дели он приказал демонтировать королевский вход в Красный дворец и отказался сидеть на королевском месте в королевском зале аудиенций, заявив, что корона была навязана ему из-за злых намерений Сурхи и Качхана. [26]

Восстание Малика Чаджу

[ редактировать ]

В то время как широкая публика восхищалась Джалал-уд-дином как добросердечным и искренним человеком, часть знати презирала его как слабого правителя. В августе 1290 года племянник Балбана Малик Чаджу Кашли-хан, который теперь возглавлял бывшую царскую семью, поднял восстание против Джалал-уд-дина в Каре. Судя по всему, Чаджу решил стать губернатором самой восточной провинции Кара-Маникпур, чтобы оставаться в стороне от имперского контроля, и, возможно, потому, что он надеялся заручиться поддержкой своего двоюродного брата Бугра-хана (отца Кайкабада), который стал независимым правителем Восточная Бенгалия в 1287 году. [24]

Чаджу назвал себя султаном Мугисуддином и заявил о своей независимости. В знак своего суверенитета он выпустил собственные монеты и приказал читать хутбу от своего имени. [28] Али Хатим Хан, губернатор Авада , а также другие старшие дворяне, назначенные в восточном регионе, поддержали его. [24] Чаджу также поддержали ряд индуистских вождей равнин Ганги, которые не платили дань в течение нескольких лет и присягнули на верность семье Балбана. В этих обстоятельствах верные офицеры Джалал-уд-дина в районе Ганга-Ямуна-Доаб начали вывод войск из этого региона. [28]

Чаджу был уверен, что он пользуется большей поддержкой, чем Джалал-уд-дин, которому еще предстоит снискать благосклонность старой знати Дели и соседних районов. Поэтому он двинулся в сторону Дели вдоль левого берега реки Ганг, а затем реки Рамганга . Вероятно, он планировал войти в Дели из района Амрохи . В Бадауне к нему со своими войсками присоединились его сторонники Малик Бахадур и Альп Гази. [28]

Джалал-уд-дин намеревался подавить восстание после того, как назначил своего старшего сына, носившего титул Хан-и Ханан , главой Дели. Он повел свою армию к Бадауну через Койл (современный Алигарх). Авангард его армии, возглавляемый его вторым старшим сыном Аркали-ханом, шел впереди остальной армии и заметил армию Чаджу на другом берегу реки Рамганга. Солдаты Чаджу захватили все лодки, поэтому отряд Аркали-хана не смог переправиться через реку. Ночью Аркали-хан отправил в лагерь Чаджу рейдовый отряд на плотах и ​​лодках . Рейды вызвали панику среди солдат Чаджу, которые покинули свой лагерь и двинулись на север. Аркали-хан два дня грабил опустевший лагерь, а затем преследовал врага. Он встретил армию Чаджу при переправе через реку Рамганга и провел нерешительную битву. Тем временем армия Джалал-уд-дина переправилась через реку Ганг у Бходжпура (недалеко от Фаррухабада) и вступила в бой со сторонниками Чаджу. [29]

Ночью агент индуистского сторонника Чаджу Бхима Дева (Бирам Дева Котла по Тарих-и Мубараку Шахи ) сообщил ему, что Джалал-уд-дин нападет на его армию с тыла. Затем Чаджу тайно покинул лагерь вместе с некоторыми из своих последователей. Утром Аркали-хан переправился через реку и легко разгромил оставшуюся армию Чаджу. Сторонники Чаджу Альп Гази и Бхим Дева были убиты, а Малик Масуд и Малик Мухаммад Балбан взяты в плен. Затем остальная часть армии Чаджу сдалась. Сам Чаджу укрылся в окруженной стеной деревне, но староста деревни выдал его армии Джалал-уд-дина. [29]

Затем Аакали-хан присоединился к Джалал-уд-дину, и объединенная имперская армия двинулась в восточные районы, чтобы наказать вождей, поддержавших Чаджу. Некоторые вожди, такие как Рупал, сдались и спаслись, предложив тяжелую дань . [29] Другие, такие как Кахсун, столкнулись с грабительскими набегами. Индуистские повстанцы были казнены, а мусульманские повстанцы индийского происхождения проданы в рабство. [30]

Джалал-уд-дин доброжелательно относился к тюркским мусульманским повстанцам, несмотря на возражения своего племянника Ахмада Чхапа. Когда заключенных в тюрьму мятежных дворян привезли в его лагерь в цепях, он не одобрял жестокое обращение с ними. Он приказал их отпустить, хорошо одеть и развлечь. Он пригласил на пир высокопоставленных мятежных дворян, таких как Амир Али Саржандар. Даже Малик Чаджу, схваченный несколько дней спустя, вместо казни был отправлен в почетное заключение в Мултане; его соратники были освобождены. [30] Джалал-уд-дин открыто хвалил повстанцев за верность покойному господину Балбану. [22] Когда Ахмад Чхап возразил против такой снисходительности, Джалал-уд-дин заявил, что у него нет привычки убивать мусульман. [27] и утверждал, что помилованные дворяне будут ему благодарны и останутся ему верны. [30]

Монгольское нашествие

[ редактировать ]

Через некоторое время после восстания Чаджу монголы вторглись на северо-западную границу Делийского султаната. Вторжение возглавил Абдулла, который был внуком Халлу ( Хулагу-хана ), согласно Зиауддину Барани , и сыном «принца Хорасана », согласно Яхьи из Тарих-и Мубараку Шахи . [31]

Приграничными провинциями Дипалпур , Мултан и Самана управлял сын Джалал-уд-дина Аркали-хан. Джалал-уд-дин лично возглавил армию для отражения захватчиков. Две армии встретились лицом к лицу в месте под названием Баррам, и их авангарды вступили в несколько стычек. Стычки закончились преимуществом войск Дели, и монголы согласились отступить. Джалал-уд-дин назвал Абдуллу своим сыном после обмена дружескими приветствиями. [31]

Группа монголов во главе с Улгу (еще одним внуком Хулагу) решила принять ислам и обратилась к Джалал-уд-дину за разрешением поселиться в Индии. [31] В Делийском султанате монголов считали закоренелыми преступниками, замешанными в убийствах и грабежах на дорогах. Несмотря на это, Джалал-уд-дин принял их сожаления и позволил им поселиться на равнине нижнего Ганга, на Лахнаути (Бенгалия). границе своего королевства [32] Он также обеспечил новых поселенцев жильем, пособиями и социальными званиями. [31] Эти монголы стали известны как «новые мусульмане». [33]

Кампания Рантхамбора

[ редактировать ]

Царь Чахамана . Хаммира-дева правил королевством, сосредоточенным вокруг Рантхамбора , расположенного к юго-западу от Дели Экспансионистская политика Хаммиры поставила под угрозу границы Аджмера и Харьяны Делийского султаната, что побудило Джалал-уд-дина вторгнуться в его королевство. [32]

Осада Мандавара

[ редактировать ]

Джалал-уд-дин прошел через Ревари и Нарнаул, чтобы достичь границы Алвара королевства Хаммиры. Сначала он осадил крепость Мандавара (названную Зиауддином Барани и Яхьей Сирхинди «Мандором» ). [32] Мандавар когда-то был частью Делийского султаната, но в предыдущие годы был захвачен Чахаманами; Джалал-уд-дин отбил его в 1292 году. [34] После этой победы он совершил набег на сельскую местность, заполучив большое количество скота. [32]

Яхьи По словам Тарих-и Мубарака Шахи , осада Мандавара длилась четыре месяца. Однако историк АБМ Хабибулла считает, что такова была продолжительность всей кампании Рантхамбора, включая осаду Мандавара, Джайна и Рантхамбора. [32]

Старший сын Джалал-уд-дина, Хан-и Ханан , умер накануне Мандаварской кампании. [35]

Битва при Джайне

[ редактировать ]

В 1291 году [36] Джалал-уд-дин прошел через регион Караули к Джайну , городу, который охранял подступы к столице Чахаманы Рантхамбору. Разведывательный отряд армии Дели под предводительством Кара Бахадура разгромил контингент Чахаманы. Затем Джалал-уд-дин послал более крупный отряд для осады форта Джайна. Когда захватчики подошли к на расстояние двух фарсангов форту , армия Чахаманы во главе с Гарданом Шайни вышла из форта и вступила с ними в бой. Армия Дели одержала победу, а Гардан Сайни погиб в бою. Затем захватчики преследовали отступающих солдат Чахаманы через Чамбал , Кунвари и Банас реки . Оставшиеся контингенты Чахаманы, дислоцированные в Джайне, затем эвакуировали форт и отступили в Рантхамбор. [32]

После этой победы захватчики занялись грабежами и разрушили форт Джайна. [32] Джалал-уд-Дин, иконоборец , разбил неисламских идолов, хотя и восхищался их скульптурой и резьбой. [37]

Через три дня после этого шах в полдень вошел в Джайн и занял частную квартиру рай. Затем он посетил храмы, украшенные искусной работой из золота и серебра. На следующий день он снова пошел в храмы и приказал разрушить их, а также форт, поджег дворец и таким образом превратил ад в рай. Пока солдаты искали любую возможность для грабежа, шах занимался сжиганием храмов и уничтожением идолов. Там было два бронзовых идола Брахмы, каждый из которых весил более тысячи человек. Их разбили на куски, а фрагменты раздали офицерам с приказом бросить их у ворот мечети по возвращении .

Мифтахул-Футух [38]

В «Мифтах аль-Футух» , написанном его придворным Амиром Хосровом , утверждается, что тысячи защитников были убиты при осаде Джайна, в то время как армия Дели потеряла только одного тюркского солдата. [39]

Султан всегда был враждебен индусам. По словам Зиауддина Барани , считается, что это сказал Джалалуддин.

Какова наша защита веры, что мы позволяем этим индусам, которые являются величайшими врагами бога (Аллаха) и религии Мустафы , жить в комфорте и не проливать потоки своей крови? [40]

Осада Рантхамбора

[ редактировать ]

После завоевания Джайна Джалал-уд-дин приказал своей армии осадить форт Рантхамбор , который располагался на крутом холме и слыл неприступным. Он издал приказ о строительстве осадных машин, таких как маграби ( катапульты ), сабаты , гаргаджи и пашеб (курган, доходящий до вершины холма). По словам делийского летописца Зиауддина Барани , он отказался от осады, когда вышел проверить ход строительства, и понял, что последующая осада будет стоить жизни многим мусульманам. Барани утверждает, что Джалал-уд-дин заявил, что не станет рисковать волосами ни одного мусульманина ради «десяти таких фортов». Племянник Джалал-уд-дина Ахмад Чап выступил против этого решения, заявив, что оно придаст смелости индусам, и попросил его подражать более ранним мусульманским королям, таким как Махмуд и Санджар , «чье несомненное благочестие никогда не ограничивало их царственные действия». Но Джалал-уд-дин утверждал, что сравнения с Махмудом и Санджаром несправедливы, поскольку в их владениях не было «ни одного идолопоклонника ». [39]

Заговоры против Джалал-уд-Дина

[ редактировать ]
Монета Джалал-уд-Дина Халджи.

Заговор Таджуддина Кучи

[ редактировать ]

Некоторые из придворных Джалал-уд-Дина считали его слабым королем, который не мог вселить необходимый страх среди своих подданных и врагов султаната. Во время кампании Рантхамбора некоторые из его ближайших соратников встретились в доме Малика Таджуддина Кучи. В пьяном угаре они говорили об убийстве Джалал-уд-Дина и возведении на престол Таджуддина. [39]

Когда Джалал-уд-дин узнал об этом, он созвал заблудших придворных на частное совещание. Но вместо того, чтобы наказать их, он пристыдил их, заставив убить его собственным мечом. [39] Придворные попросили прощения, объяснив свое поведение пьянством, а Нусрат Саббах сделал «умное и лестное признание». [41] Встреча завершилась дегустацией вина и чтением стихов Джалал-уд-Дина. [39]

Предполагаемый заговор Сиди Маулы

[ редактировать ]

Джалал-уд-Дин был снисходителен к своим клеветникам, и даже самые стойкие недоброжелатели были сосланы в иктас всего на один год. Единственный случай, когда он применил более суровое наказание, был во время предполагаемого заговора Сиди Маулы. [35]

Сиди Маула был религиозным лидером иностранного происхождения, принадлежавшим к секте неортодоксальных мусульманских дервишей . Он владел огромной ханкой и славился своей огромной благотворительной деятельностью еще со времен правления Кайкабада. Его учреждение привлекло большинство обездоленных амиров и офицеров эпохи Балбана. Среди его последователей также были дворяне Джалал-уд-Дина, в том числе Кази Джалал Кашани и ныне покойный наследный принц Хан-и Ханан . [35]

Сиди Маула якобы планировал убить Джалал-уд-Дина, чтобы стать халифом , хотя эти обвинения так и не были доказаны. Согласно почти современному отчету, обвинения были выдвинуты завистливыми дервишами конкурирующей секты. Утверждалось, что Сиди Маула попросил Хатью Пайка и Ниранджана Котвала убить Джалал-уд-Дина в пятницу. Эти двое были индуистскими офицерами эпохи Балбана ( пахилванами или борцами, по словам Зиауддина Барани ). Малик Улгу, монгольский военачальник, поступивший на службу к Джалал-уд-Дину, сообщил об обвинениях Аркали-хану, в то время как Джалал-уд-Дин был занят осадой Мандавара. Аркали Хан, который не любил соратников своего старшего брата Хан-и Ханана , принял обвинения за правду и арестовал предполагаемых заговорщиков. [35]

Когда Джалал-уд-Дин вернулся в Дели, предполагаемые заговорщики предстали перед ним и не признали себя виновными. Ортодоксальные мусульманские улемы , которые не смогли представить никаких конкретных доказательств против обвиняемых, предложили провести суд огнем . Когда Джалал-уд-Дин убедился в виновности обвиняемых, он приказал казнить индуистских заговорщиков Хатью и Ниранджана. Затем он изгнал Кази Джалала Кашани и офицеров эпохи Балбана, которые следовали за Сиди Маулой. Затем Джалал-уд-Дин обратился к Сиди Мауле и потерял самообладание, когда Сиди Маула неоднократно отрицал свою причастность к заговору. [35] Раздраженный Джалал-уд-Дин попросил группу каландаров зарезать Сиди Маулу. Позже Аркали-хан раздавил раненого Сиди Маулу ногами слона. [42]

За казнью Сиди Маулы последовала сильная пыльная буря и засуха , возникшая из-за отсутствия сезонных дождей. Эти условия привели к сильному голоду , во время которого цены на продовольственное зерно стали непомерными, и несколько человек покончили жизнь самоубийством, прыгнув в реку Ямуна . [34] Поклонники Сиди Маулы сочли эти печальные события доказательством его невиновности. [42]

Заговор Али Гуршаспа

[ редактировать ]

После свержения Малика Чаджу Джалал-уд-дин назначил своего племянника Али Гуршаспа (впоследствии султана Алауддина Халджи ) губернатором Кары (на берегу Ганга, в 69 км к западу от города Аллахабад в нынешнем районе Каушамби в Уттар-Прадеше). . Отец Али умер, когда он был молод, и Джалал-уд-дин воспитал его и его брата Алмас-бека (позже Улуг-хана ). Джалал-уд-дин также выдал своих дочерей замуж за Али и Алмаса. Домашняя жизнь Али была несчастной, так как он был не в хороших отношениях со своей женой и тещей, и он хотел положить конец своей зависимости от семьи Джалал-уд-дина. В Каре бывшие сторонники Малика Чаджу подстрекали его к свержению Джалал-уд-дина. [42]

Чтобы собрать деньги для переворота против Джалал-уд-дина, Али совершил набег на Бхильсу в 1293 году . Бхилса был храмовым городом в Парамара королевстве малва , которое уже было ослаблено вторжениями Вагхела , Чахамана и Ядава . [42] В результате этого набега он получил большое количество скота и драгоценные металлы. [43] Во время своего пребывания в Бхилсе он узнал об огромных богатствах южного королевства Ядава, а также о маршрутах, ведущих к их столице Девагири (современный Даулатабад в Махараштре). Он хитро сдал добычу из Бхилсы Джалал-уд-дину, чтобы завоевать доверие султана, но скрыл информацию о королевстве Ядава. Довольный добычей, Джалал-уд-дин передал Али должность Ариз-и Мамалика , которую когда-то занимал отец Али. Он также предоставил Али пост губернатора Авада в дополнение к губернаторству Кара-Маникпура . Он также удовлетворил просьбу Али использовать излишки доходов для набора дополнительных войск для набегов на другие богатые, но слабо защищенные территории за пределами Чандери. [43]

В течение следующих нескольких лет Али тайно планировал набег на Девагири . В 1296 году он выступил в Девагири с 8-тысячной кавалерией. Он оставил управление Карой Алаулу Мульку, который ввел в заблуждение администрацию Джалал-уд-дина в Дели относительно настоящего пункта назначения Али. [43] В Девагири Али собрал большое богатство. [44] Когда Джалал-уд-дин услышал об успехе Али при Девагири, он обрадовался перспективе прибытия к нему огромных сокровищ. Он переехал в Гвалиор , надеясь, что Али приедет туда и встретит его по пути в Кару. Однако Али двинулся прямо к Каре. Советники Джалал-уд-дина, такие как Ахмад Чап, посоветовали ему перехватить Али в Каре, но Джалал-уд-дин поверил своему племяннику и вернулся в Дели. В Дели брат Али Алмас-бек заверил султана в лояльности Али. [44]

Достигнув Кары, Али отправил Джалал-уд-дину подробный отчет о рейде и выразил обеспокоенность тем, что его враги могли настроить Джалал-уд-дина против него. Он попросил подписанное письмо о помиловании, которое Джалал-уд-Дин немедленно отправил. В Каре посланники Джалал-уд-дина были поражены, когда узнали о военной мощи Али и его планах свергнуть Джалал-уд-дина. Али задержал их и не позволил им общаться с Дели. [44] Тем временем Алмас-бек убедил Джалал-уд-дина, что Али всегда носит с собой яд в своем носовом платке и покончит жизнь самоубийством из-за вины, если бы Джалал-уд-дин не был помилован лично. Легковерный Джалал-уд-дин, обеспокоенный состоянием любимого племянника, попросил Алмаса навестить Кару и отговорить Али от самоубийства, пообещав вскоре после этого навестить Кару самому. [45]

Убийство

[ редактировать ]

В июле 1296 года Джалал-уд-дин двинулся в Кару с большим войском, чтобы встретиться с Али во время священного месяца Рамзан . Он приказал своему командиру Ахмаду Чапу переправить большую часть армии в Кару по суше, а сам спустился по реке Ганг с 1000 солдат. Когда окружение Джалал-уд-дина приблизилось к Каре, Али послал Алмас-бека ему навстречу. Алмас-бек убедил Джалал-уд-дина оставить своих солдат, заявив, что их присутствие напугает Али и заставит его покончить жизнь самоубийством. Джалал-уд-дин сел в лодку вместе с несколькими своими товарищами, которых заставили расстегнуть оружие. Пока они ехали на лодке, они увидели вооруженные войска Али, расквартированные вдоль берега реки. [45] Алмас сообщил им, что эти войска были вызваны, чтобы оказать достойный прием Джалал-уд-дину. [46] Джалал-уд-дин пожаловался на невежливость Али, который не пришел поприветствовать его в этот момент. [45] Однако Алмас убедил его в лояльности Али, сказав, что Али был занят организацией вручения добычи Девагири и пиршества для него. [46]

Удовлетворенный этим объяснением, Джалал-уд-дин продолжил свое путешествие в Кару, читая Коран на лодке. Когда он приземлился в Каре, его приветствовала свита Али, и Али церемонно бросился к его ногам. Джалал-уд-Дин с любовью поднял Али, поцеловал его в щеку и упрекнул за сомнение в привязанности дяди. [45] В этот момент Али подал знак своему последователю Мухаммаду Салиму, который дважды ударил Джалал-уд-дина своим мечом. [46] Джалал-уд-дин пережил первый удар и побежал к своей лодке, но второй удар убил его. Али поднял над головой королевский балдахин и провозгласил себя новым султаном. [45] Голову Джалал-уд-дина надели на копье и пронесли через провинции Али Кара-Маникпур и Авад. [46] Его товарищи на лодке также были убиты, а армия Ахмада Чапа отступила в Дели. [47]

По словам современного писателя Амира Хосрова , Али взошел на престол (как Алауддин Халджи ) 19 июля 1296 года (16 рамазана 695 года). Более поздний писатель Зиауддин Барани датирует смерть Джалал-уд-дина и вознесение Али 20 июля 1296 года, но Амир Хосров более надежен. [45]

Культурные мероприятия

[ редактировать ]

Придворный Джалал-уд-дина Амир Хосров написал «Мифтах аль-Футух» (1291 г.) в ознаменование своей победы. [48]

[ редактировать ]
  1. ^ Герман Кульке , Дитмар Ротермунд : История Индии. От цивилизации Инда до наших дней . 2-е улучшенное и дополненное издание. Бек, Мюнхен, 1998 г., ISBN   3-406-43338-3 ( Историческая библиотека Бека ).
  2. ^ А.Л. Шривастава 1966 , с. 98: Малик Фироз был тюрком из племени Халджи. Его предки переселились из Туркестана.
  3. ^ Аширбади Лал Шривастава (1966). История Индии, 1000–1707 гг. Н.э. (второе изд.). Шива Лал Агарвала. п. 98. OCLC   575452554 : «Его предки, мигрировавшие из Туркестана, жили более 200 лет в долине Гильменд и Ламгане, частях Афганистана, называемых Гармасир или жаркий регион, и переняли афганские нравы и обычаи. Поэтому они были Турецкая знать в Индии ошибочно считала их афганцами, поскольку они вступили в брак с местными афганцами и переняли их обычаи и манеры. Турки смотрели на них свысока как на нетюрков». {{cite book}}: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
  4. ^ Авраам Эрали (2015). Эпоха гнева: история Делийского султаната . Книги о пингвинах. п. 126. ИСБН  978-93-5118-658-8 «Однако предрассудки в отношении турок в данном случае были неуместны, поскольку Халджи на самом деле были этническими турками. люди, и поэтому чистокровные турки смотрели на них свысока как на нетюрков». {{cite book}}: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
  5. ^ Фишер, Майкл Х. (18 октября 2018 г.). Экологическая история Индии: с древнейших времен до двадцать первого века . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-107-11162-2 . В 1290 году тюрко-афганский клан Халджи положил конец первой династии мамлюков и затем правил в Дели, пока один из их турецких военачальников-мамлюков не восстал и не основал свою собственную династию Туглук.
  6. ^ Сатиш Чандра (2007). История средневековой Индии: 800-1700 гг . Ориент Лонгман. п. 93. ИСБН  978-81-250-3226-7 . Восстание Халджи приветствовалось нетурецкой частью дворянства. Халджи, имевшие смешанное турецко-афганское происхождение, не исключали турок из высоких должностей, но приход Халджи к власти положил конец турецкой монополии на высокие должности.
  7. ^ Радхи Шьям Чаурасия (2002). История средневековой Индии: с 1000 г. по 1707 г. н. э. Атлантика. п. 28. ISBN  81-269-0123-3 . «Халджи были турецким племенем, но, долгое время проживавшим в Афганистане, переняли некоторые афганские привычки и обычаи. При дворе Дели к ним относились как к афганцам. Их считали варварами. Турецкая знать выступала против восхождения Джалал-уд- дин на трон Дели».
  8. ^ Радхи Шьям Чаурасия (2002). История средневековой Индии: с 1000 г. по 1707 г. н. э. Атлантика. п. 28. ISBN  81-269-0123-3 : «Халджи были турецким племенем, но, долгое время проживавшим в Афганистане, переняли некоторые афганские привычки и обычаи. При дворе Дели к ним относились как к афганцам. Их считали варварами. Турецкая знать выступала против восхождения Джалал-уда -дин на трон Дели». {{cite book}}: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
  9. ^ племя Хильджи издавна проживало на территории современного Афганистана... Династия Халджи . Британская энциклопедия . 2010. Британская энциклопедия . 23 августа 2010 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Сунил Кумар 2013 , с. 44.
  11. ^ Питер Джексон 2003 , с. 80.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д К.А. Низами 1992 , с. 308.
  13. ^ А.Л. Шривастава 1966 , с. 140.
  14. ^ Питер Джексон 2003 , с. 53.
  15. ^ К.А. Низами 1992 , с. 304.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д К.А. Низами 1992 , с. 309.
  17. ^ Перейти обратно: а б К.А. Низами 1992 , с. 310.
  18. ^ Питер Джексон 2003 , с. 54.
  19. ^ Перейти обратно: а б ПРО Хабибулла 1992 , с. 311.
  20. ^ Перейти обратно: а б А. Л. Шривастава 1966 , с. 141.
  21. ^ Ли, Джонатан (2019). Афганистан: история с 1260 года по настоящее время . Книги реакции. п. 55. ИСБН  9781789140101 .
  22. ^ Перейти обратно: а б с А. Л. Шривастава 1966 , с. 142.
  23. ^ ПРО Хабибулла 1992 , стр. 311–312.
  24. ^ Перейти обратно: а б с ПРО Хабибулла 1992 , с. 313.
  25. ^ Перейти обратно: а б С. Рой 1967 , с. 12.
  26. ^ Перейти обратно: а б ПРО Хабибулла 1992 , с. 312.
  27. ^ Перейти обратно: а б Кишори Саран Лал 1950 , с. 41.
  28. ^ Перейти обратно: а б с ПРО Хабибулла 1992 , с. 314.
  29. ^ Перейти обратно: а б с ПРО Хабибулла 1992 , с. 315.
  30. ^ Перейти обратно: а б с ПРО Хабибулла 1992 , с. 316.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д ПРО Хабибулла 1992 , с. 317.
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г ПРО Хабибулла 1992 , с. 318.
  33. ^ А.Л. Шривастава 1966 , с. 144.
  34. ^ Перейти обратно: а б А. Л. Шривастава 1966 , с. 143.
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и ПРО Хабибулла 1992 , с. 320.
  36. ^ Питер Джексон 2003 , с. 132.
  37. ^ ПРО Хабибулла 1992 , стр. 318–319.
  38. ^ Эллиот, Х.М., изд. (1871), «Джалалуддин захватывает Джайна» , «История Индии», авторы собственных историков, том 3 , Türbman & Co, стр. 541–542
  39. ^ Перейти обратно: а б с д и ПРО Хабибулла 1992 , с. 319.
  40. ^ Лал, Кишори Саран, изд. (1993), «Джалалуддин» , Наследие мусульманского правления в Индии , Адитья Пракашан, с. 42
  41. ^ ПРО Хабибулла 1992 , стр. 319–320.
  42. ^ Перейти обратно: а б с д ПРО Хабибулла 1992 , с. 321.
  43. ^ Перейти обратно: а б с ПРО Хабибулла 1992 , с. 322.
  44. ^ Перейти обратно: а б с ПРО Хабибулла 1992 , с. 323.
  45. ^ Перейти обратно: а б с д и ж ПРО Хабибулла 1992 , с. 324.
  46. ^ Перейти обратно: а б с д А. Л. Шривастава 1966 , с. 145.
  47. ^ ПРО Хабибулла 1992 , с. 325.
  48. ^ Питер Джексон 2003 , с. 50.
  49. ^ Джайн, Аруши (4 октября 2017 г.). «Падмавати: Раза Мурад делится постером своего персонажа, но позже удаляет его» . Индийский экспресс . Проверено 14 октября 2017 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 544153945064d261eb1ba95d9674a6e3__1720912140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/e3/544153945064d261eb1ba95d9674a6e3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jalal-ud-Din Khalji - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)