Jump to content

Хорватское дороманское искусство и архитектура

Хорватское дороманское искусство и архитектура или старое хорватское искусство — это дороманское искусство и архитектура хорватов с момента их прибытия на Балканы до конца 11 века, когда начинается доминирование романского стиля в искусстве; это было время хорватских правителей ( хорватских князей и Хорватского королевства ).

Историческая справка

[ редактировать ]

Хорваты были кочевой культурой железного века и старались избегать римских городов, вместо этого переезжая в близлежащую сельскую местность (например, на речной остров в дельте реки Ядро рядом с городом Салона). Хорваты ассимилировали аваров, приняли христианство, а правящая каста научилась говорить и писать по-латыни. [1]

Первым хорватским правителем, признанным папой, был герцог Бранимир в своем письме в 879 году назвал , которого папа Иоанн VIII dux Chroatorum .Первый король Хорватского королевства Томислав из дома Трпимировичей был коронован примерно в 925 году как rex Chroatorum и объединил Паннонское княжество и Приморское хорватское герцогство в респектабельную средневековую страну, расцвет которой пришелся на период правления Петра Крешимира IV (1058-1074).

Во времена хорватских правителей страной редко управляли из одного места, и королевский двор перемещался из города в город, в котором находился королевский замок. Важнейшими королевскими городами были Нин , Биоград-на-Мору и Книн . Другими крупными городами были Задар , Сплит , Крк , Осор , Трогир, Стон и Дубровник, в которых проживало большое количество первоначального римского населения, которое в конечном итоге было хорватизировано .

После смерти последнего правителя из династии Трпимировичей в 1091 году большая часть хорватской знати признала венгерского короля Коломана королем единого королевства Хорватии и Венгрии , закрепленного договором Pacta Conventa от 1102 года. В Венгерском королевстве, в Хорватии. все искусство уже имеет все характеристики романского стиля.

Архитектура

[ редактировать ]

В VII и VIII веках существовала тенденция строительства небольших зданий из материалов и декоративных элементов разрушенных старых римских зданий. В 9 веке, параллельно с основанием хорватских княжеств, возникла новая архитектура дороманских черт. Оно основывалось на многочисленных влияниях, наиболее сильными из которых были франкское и византийское. Постепенно эти унаследованные влияния превратились в более оригинальный стиль архитектурных форм.

С этого времени на хорватском побережье и на островах сохранились десятки больших церквей и более сотни маленьких. Все они построены из грубо обломанных камней, покрытых внутри и снаружи толстым слоем глины, и имеют узкие декоративные ниши с арочным верхом (как церковь Св. Петра в Прико возле Омиша и Св. Михаила возле Стона). Также они часто имеют каменные своды , апсиды и купола , а также каменное убранство (дверные и оконные рамы, перфорированные каменные окна и алтарные ограды), колонны, балки и порталы. Вместо классических римских форм, где каждая часть здания была четко выражена и имела свою узнаваемую форму, в новых дороманских зданиях эти части объединены в единую массу. Поэтому место, где стена переходит в свод или в барабан купола, практически незаметно. Несмотря на то, что они были построены грубо из простых материалов, они прекрасно, а зачастую и идеально, понимают архитектурное пространство. [2]

Церкви меньшего размера называют «церквями свободных форм». [3] как то, что средневековые архитекторы хотели изучить все возможности формирования на круглом и прямоугольном основании. Кубические церкви с куполом немного простые (Св. Пелегрин, Дуги оток), прямоугольные с эллиптическим основанием немного сложнее (Св. Георгий, Раваньска), а также однонефные церкви с куполом над средней частью (Св. Петр в Омиш) и кубические церкви, удлиненные с двумя апсидами (Церковь Св. Доната на Крке), а наиболее сложными являются церкви, основанные на греческом кресте с куполом в центре и большой апсидой в восточном крыле и двумя меньшими апсидами в северном и южном крыле. ( Церковь Святого Креста в Нине). [4]

Наиболее оригинальными храмами являются церкви, построенные по форме круга с множеством апсид, расположенных в радиальном ритме. Церковь Святой Троицы в Сплите имеет радиальные 6 апсид, а церковь в Ошле (Стон) - единственная с 8 апсидами. Самая большая церковь с круглым основанием - церковь Святого Доната в Задаре 9 века. Вокруг его круглого купольного основания расположен кольцевой неф с галереей и тремя апсидами на востоке. С того времени в Центральной Европе осталась только Палатинская капелла Карла Великого в Аахене , которая может сравниться по своим размерам и красоте.

Большие церкви часто имеют один или три нефа, как, например , церковь Св. Спасителя в Цетине IX века с закругленными контрфорсами и колокольней над западным порталом ( западная работа ).

В X веке хорватская королева Елена Задарская , жена короля Михайло Крешимира II , построила в Солине две церкви: церковь Святого Стефана Островного , которая использовалась как королевский мавзолей, и церковь Богоматери Острова , одну. из крупнейших в Хорватии, которая использовалась как коронная базилика . Церковь Святого Стефана построена в каролингском стиле с вестибюлем, над которым располагалась галерея, окруженная с каждой стороны притвора двумя башнями (западными башнями). [5] который вёл к трёхнефной церкви с двумя рядами колонн и квадратной апсидой в конце центрального нефа.

В 11 веке рядом со старой «Церковью на холме» в Солине была построена Коронная церковь Св. Петра и Моисея (более известная как « Полая церковь »). Церковь имела единые хорватские дороманские формы и те романские формы, которые появились с приходом в эти края монахов-бенедиктинцев. Он имеет три нефа, множество тонких ниш внутри и три апсиды, из которых средняя квадратная, остальные полукруглые изнутри и квадратные снаружи. В этой церкви легат Папы Григория VII короновал хорватского Дмитрия Звонимира .

В северной Хорватии есть лишь несколько фрагментов переплетения, найденных в Сисаке , столице Людевита Посавского . было основано епископство Когда в Загребе (1090 г.), хорватская культура на побережье процветала уже 300 лет, а Хорватия находилась на закате своей независимости.

Скульптура

[ редактировать ]
Табличка Башка , самый известный памятник глаголицы, написанный поперечной глаголицей XI века.

Дороманские хорватские церкви также являются важнейшими историческими источниками того времени, поскольку на их балках и тимпанах алтарных оград, а также на некоторых порталах и кивориях мы нашли множество имен хорватских королей, герцогов и дворян, которые упоминаются как покровители и строители. из этих церквей. Самый старый из них находится в церкви в Рижинице (Солин), где упоминается хорватский герцог Трпимир ( PRO DVCE TREPIMERO ), примерно 850 года, а в надписи герцога Бранимира 888 года мы имеем самое старое упоминание о хорватах: CRVATORVM . На остальных памятниках X века мы нашли имена хорватских князей Мунцимира , Држислава и Светислава , вплоть до короля Звонимира конца XI века.Эта надпись короля Звонимира уже сделана на хорватском языке глаголицей ( ) табличка Башка .

Двойная грамотность и две письменности были замечены в нескольких памятниках, таких как табличка Пломин (Истрия) и табличка Валун ( Црес , 11 век), где мы имеем латынь и письменность, а также хорватский перевод глаголицей. Тем не менее, вскоре латинское письмо заменило глаголицу, что было единственным способом принятия хорватов в еще романизированную средневековую Европу. Однако хорваты будут использовать свой родной язык и письменность вплоть до 16 века, особенно в Истрии, Кварнере и на хорватском побережье. [4]

Баптистерий с фигурой хорватского короля 11 века; сейчас в Сплитском соборе .

Ограды алтаря и каменные перфорированные окна были украшены неглубоким переплетенным орнаментом, который мы называем хорватским переплетением . Мотивы этого переплетения часто имеют классическое происхождение (волны, трехструнное переплетение, пентаграммы, сетки из ромбов и т. д.), но если в римском искусстве оно использовалось лишь как обрамление, то здесь они покрывают всю поверхность. Само количество, а также качество каменной кладки этих памятников говорят нам о богатых каменных традициях многочисленных мастеров и мастерских на восточном побережье Адриатики. По сравнению с тысячами фрагментов, найденных в Далмации, в северной Хорватии подтвержденных находок всего две: одна в Лоборе и одна в Илоке . [6]

Иногда переплетение заменяется фигурами из Евангелия (как на алтарной ограде церкви Святого Воскресенья в Задаре), но эти фигуры уплощены, а их характерные линии сведены к графическим линиям в предельно линейной стилизации. Такой же рельеф из Коронной лощины церкви короля Звонимира в Солине с фигурой (хорватского) короля на троне с франкской короной , рядом с ним - паж, а на земле - кланяющийся предмет. Этот рельеф XV века представляет собой переднюю часть баптистерия Сплитского собора.

В церкви Святой Марии XI века в епископстве (Бискупия) недалеко от Книна была найдена самая старая фигура Святой Марии в Хорватии. [7]

Рисование

[ редактировать ]

Хорватское чересстрочное плетение изначально было окрашено, обычно каждая струна была окрашена в ярко-желтый, красный или синий цвет. Поскольку настенные росписи, упомянутые в нескольких буквальных источниках (например, портреты династии Трпимировичей в церкви Св. Георгия в Путале над Каштел-Сучурацем ), не сохранились, они представляют собой лишь тип дороманской хорватской живописи.

значительное количество церковных кодексов Сохранилось . Они выполнены на пергаме с использованием дороманских миниатюр высокого качества и техники. Самым старым из них является Сплитский Бревиарий , который был написан и расписан с 8 по 11 века на основе знаменитых Бревиариев докаролингской эпохи. В Загребе есть Liber psalmorum , который был иллюминирован в бенедиктинском стиле настоятелем Махоном для архиепископа Павла Сплитского (ок. 1015–1030). В Ватикане есть Бревиарий, также выполненный в бенедиктинском стиле Монте-Кассино (инициалы из переплетенных листьев, переплетения и голов животных), происходящий из монастыря Св. Николы в Осоре. Тот же стиль освещения мы можем найти в Бревиарах в Трогире , Шибенике и Дубровнике, но есть много книг, которые были записаны (например, 47 книг только в одной церкви в монастыре Святого Петра в Секе), но не сохранились.

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  • Йозеф Стржиговский, О развитии древнехорватского искусства , Загреб, Matica hrvatska, 1927. (час.)
  • Старое хорватское наследие, Grafički zavod Hrvatske, Загреб, 1976. (кр.)
  • Младен Пеякович, Старохорватская сакральная архитектура, Издательство Matice hrvatska, Christian Present (Загреб), 1982 (Кр.)
  1. ^ Искусство раннесредневековой Хорватии на Culturenet.hr
  2. ^ Радован Иванчевич из Culturenet.hr
  3. ^ Любо Караман, Старое хорватское искусство (Hr). Архивировано 28 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  4. ^ Перейти обратно: а б Culturenet.hr
  5. ^ В его руинах была найдена знаменитая могильная табличка царицы Елены († 976 г.), в которой говорилось, что она была «вдовой короля Михаила, матерью короля Стефана». http://www.culturalnet.hr/default.aspx?ID=23089
  6. ^ Радован Иванчевич, Искусство периода жизни I. , Профиль, Загреб, 2001, стр. 190.
  7. ^ Йосип Сольдо: История церкви в Хорватии, Загреб-Франкфурт/М., 1976.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 595f66ecb44129c3050aa3660ff04036__1720479720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/36/595f66ecb44129c3050aa3660ff04036.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Croatian pre-Romanesque art and architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)