Хорватское дороманское искусство и архитектура
Хорватское дороманское искусство и архитектура или старое хорватское искусство — это дороманское искусство и архитектура хорватов с момента их прибытия на Балканы до конца 11 века, когда начинается доминирование романского стиля в искусстве; это было время хорватских правителей ( хорватских князей и Хорватского королевства ).
Историческая справка
[ редактировать ]Хорваты были кочевой культурой железного века и старались избегать римских городов, вместо этого переезжая в близлежащую сельскую местность (например, на речной остров в дельте реки Ядро рядом с городом Салона). Хорваты ассимилировали аваров, приняли христианство, а правящая каста научилась говорить и писать по-латыни. [1]
Первым хорватским правителем, признанным папой, был герцог Бранимир в своем письме в 879 году назвал , которого папа Иоанн VIII dux Chroatorum .Первый король Хорватского королевства Томислав из дома Трпимировичей был коронован примерно в 925 году как rex Chroatorum и объединил Паннонское княжество и Приморское хорватское герцогство в респектабельную средневековую страну, расцвет которой пришелся на период правления Петра Крешимира IV (1058-1074).
Во времена хорватских правителей страной редко управляли из одного места, и королевский двор перемещался из города в город, в котором находился королевский замок. Важнейшими королевскими городами были Нин , Биоград-на-Мору и Книн . Другими крупными городами были Задар , Сплит , Крк , Осор , Трогир, Стон и Дубровник, в которых проживало большое количество первоначального римского населения, которое в конечном итоге было хорватизировано .
После смерти последнего правителя из династии Трпимировичей в 1091 году большая часть хорватской знати признала венгерского короля Коломана королем единого королевства Хорватии и Венгрии , закрепленного договором Pacta Conventa от 1102 года. В Венгерском королевстве, в Хорватии. все искусство уже имеет все характеристики романского стиля.
Архитектура
[ редактировать ]В VII и VIII веках существовала тенденция строительства небольших зданий из материалов и декоративных элементов разрушенных старых римских зданий. В 9 веке, параллельно с основанием хорватских княжеств, возникла новая архитектура дороманских черт. Оно основывалось на многочисленных влияниях, наиболее сильными из которых были франкское и византийское. Постепенно эти унаследованные влияния превратились в более оригинальный стиль архитектурных форм.
С этого времени на хорватском побережье и на островах сохранились десятки больших церквей и более сотни маленьких. Все они построены из грубо обломанных камней, покрытых внутри и снаружи толстым слоем глины, и имеют узкие декоративные ниши с арочным верхом (как церковь Св. Петра в Прико возле Омиша и Св. Михаила возле Стона). Также они часто имеют каменные своды , апсиды и купола , а также каменное убранство (дверные и оконные рамы, перфорированные каменные окна и алтарные ограды), колонны, балки и порталы. Вместо классических римских форм, где каждая часть здания была четко выражена и имела свою узнаваемую форму, в новых дороманских зданиях эти части объединены в единую массу. Поэтому место, где стена переходит в свод или в барабан купола, практически незаметно. Несмотря на то, что они были построены грубо из простых материалов, они прекрасно, а зачастую и идеально, понимают архитектурное пространство. [2]
Церкви меньшего размера называют «церквями свободных форм». [3] как то, что средневековые архитекторы хотели изучить все возможности формирования на круглом и прямоугольном основании. Кубические церкви с куполом немного простые (Св. Пелегрин, Дуги оток), прямоугольные с эллиптическим основанием немного сложнее (Св. Георгий, Раваньска), а также однонефные церкви с куполом над средней частью (Св. Петр в Омиш) и кубические церкви, удлиненные с двумя апсидами (Церковь Св. Доната на Крке), а наиболее сложными являются церкви, основанные на греческом кресте с куполом в центре и большой апсидой в восточном крыле и двумя меньшими апсидами в северном и южном крыле. ( Церковь Святого Креста в Нине). [4]
Наиболее оригинальными храмами являются церкви, построенные по форме круга с множеством апсид, расположенных в радиальном ритме. Церковь Святой Троицы в Сплите имеет радиальные 6 апсид, а церковь в Ошле (Стон) - единственная с 8 апсидами. Самая большая церковь с круглым основанием - церковь Святого Доната в Задаре 9 века. Вокруг его круглого купольного основания расположен кольцевой неф с галереей и тремя апсидами на востоке. С того времени в Центральной Европе осталась только Палатинская капелла Карла Великого в Аахене , которая может сравниться по своим размерам и красоте.
Большие церкви часто имеют один или три нефа, как, например , церковь Св. Спасителя в Цетине IX века с закругленными контрфорсами и колокольней над западным порталом ( западная работа ).
В X веке хорватская королева Елена Задарская , жена короля Михайло Крешимира II , построила в Солине две церкви: церковь Святого Стефана Островного , которая использовалась как королевский мавзолей, и церковь Богоматери Острова , одну. из крупнейших в Хорватии, которая использовалась как коронная базилика . Церковь Святого Стефана построена в каролингском стиле с вестибюлем, над которым располагалась галерея, окруженная с каждой стороны притвора двумя башнями (западными башнями). [5] который вёл к трёхнефной церкви с двумя рядами колонн и квадратной апсидой в конце центрального нефа.
В 11 веке рядом со старой «Церковью на холме» в Солине была построена Коронная церковь Св. Петра и Моисея (более известная как « Полая церковь »). Церковь имела единые хорватские дороманские формы и те романские формы, которые появились с приходом в эти края монахов-бенедиктинцев. Он имеет три нефа, множество тонких ниш внутри и три апсиды, из которых средняя квадратная, остальные полукруглые изнутри и квадратные снаружи. В этой церкви легат Папы Григория VII короновал хорватского Дмитрия Звонимира .
В северной Хорватии есть лишь несколько фрагментов переплетения, найденных в Сисаке , столице Людевита Посавского . было основано епископство Когда в Загребе (1090 г.), хорватская культура на побережье процветала уже 300 лет, а Хорватия находилась на закате своей независимости.
Скульптура
[ редактировать ]Дороманские хорватские церкви также являются важнейшими историческими источниками того времени, поскольку на их балках и тимпанах алтарных оград, а также на некоторых порталах и кивориях мы нашли множество имен хорватских королей, герцогов и дворян, которые упоминаются как покровители и строители. из этих церквей. Самый старый из них находится в церкви в Рижинице (Солин), где упоминается хорватский герцог Трпимир ( PRO DVCE TREPIMERO ), примерно 850 года, а в надписи герцога Бранимира 888 года мы имеем самое старое упоминание о хорватах: CRVATORVM . На остальных памятниках X века мы нашли имена хорватских князей Мунцимира , Држислава и Светислава , вплоть до короля Звонимира конца XI века.Эта надпись короля Звонимира уже сделана на хорватском языке глаголицей ( ) табличка Башка .
Двойная грамотность и две письменности были замечены в нескольких памятниках, таких как табличка Пломин (Истрия) и табличка Валун ( Црес , 11 век), где мы имеем латынь и письменность, а также хорватский перевод глаголицей. Тем не менее, вскоре латинское письмо заменило глаголицу, что было единственным способом принятия хорватов в еще романизированную средневековую Европу. Однако хорваты будут использовать свой родной язык и письменность вплоть до 16 века, особенно в Истрии, Кварнере и на хорватском побережье. [4]
Ограды алтаря и каменные перфорированные окна были украшены неглубоким переплетенным орнаментом, который мы называем хорватским переплетением . Мотивы этого переплетения часто имеют классическое происхождение (волны, трехструнное переплетение, пентаграммы, сетки из ромбов и т. д.), но если в римском искусстве оно использовалось лишь как обрамление, то здесь они покрывают всю поверхность. Само количество, а также качество каменной кладки этих памятников говорят нам о богатых каменных традициях многочисленных мастеров и мастерских на восточном побережье Адриатики. По сравнению с тысячами фрагментов, найденных в Далмации, в северной Хорватии подтвержденных находок всего две: одна в Лоборе и одна в Илоке . [6]
Иногда переплетение заменяется фигурами из Евангелия (как на алтарной ограде церкви Святого Воскресенья в Задаре), но эти фигуры уплощены, а их характерные линии сведены к графическим линиям в предельно линейной стилизации. Такой же рельеф из Коронной лощины церкви короля Звонимира в Солине с фигурой (хорватского) короля на троне с франкской короной , рядом с ним - паж, а на земле - кланяющийся предмет. Этот рельеф XV века представляет собой переднюю часть баптистерия Сплитского собора.
В церкви Святой Марии XI века в епископстве (Бискупия) недалеко от Книна была найдена самая старая фигура Святой Марии в Хорватии. [7]
Рисование
[ редактировать ]Хорватское чересстрочное плетение изначально было окрашено, обычно каждая струна была окрашена в ярко-желтый, красный или синий цвет. Поскольку настенные росписи, упомянутые в нескольких буквальных источниках (например, портреты династии Трпимировичей в церкви Св. Георгия в Путале над Каштел-Сучурацем ), не сохранились, они представляют собой лишь тип дороманской хорватской живописи.
значительное количество церковных кодексов Сохранилось . Они выполнены на пергаме с использованием дороманских миниатюр высокого качества и техники. Самым старым из них является Сплитский Бревиарий , который был написан и расписан с 8 по 11 века на основе знаменитых Бревиариев докаролингской эпохи. В Загребе есть Liber psalmorum , который был иллюминирован в бенедиктинском стиле настоятелем Махоном для архиепископа Павла Сплитского (ок. 1015–1030). В Ватикане есть Бревиарий, также выполненный в бенедиктинском стиле Монте-Кассино (инициалы из переплетенных листьев, переплетения и голов животных), происходящий из монастыря Св. Николы в Осоре. Тот же стиль освещения мы можем найти в Бревиарах в Трогире , Шибенике и Дубровнике, но есть много книг, которые были записаны (например, 47 книг только в одной церкви в монастыре Святого Петра в Секе), но не сохранились.
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2013 г. ) |
- Йозеф Стржиговский, О развитии древнехорватского искусства , Загреб, Matica hrvatska, 1927. (час.)
- Старое хорватское наследие, Grafički zavod Hrvatske, Загреб, 1976. (кр.)
- Младен Пеякович, Старохорватская сакральная архитектура, Издательство Matice hrvatska, Christian Present (Загреб), 1982 (Кр.)
- ^ Искусство раннесредневековой Хорватии на Culturenet.hr
- ^ Радован Иванчевич из Culturenet.hr
- ^ Любо Караман, Старое хорватское искусство (Hr). Архивировано 28 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Culturenet.hr
- ^ В его руинах была найдена знаменитая могильная табличка царицы Елены († 976 г.), в которой говорилось, что она была «вдовой короля Михаила, матерью короля Стефана». http://www.culturalnet.hr/default.aspx?ID=23089
- ^ Радован Иванчевич, Искусство периода жизни I. , Профиль, Загреб, 2001, стр. 190.
- ^ Йосип Сольдо: История церкви в Хорватии, Загреб-Франкфурт/М., 1976.