Династия Хун Бан
В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( июнь 2021 г. ) |
Штат Сич Куи красный демон (легендарно 2879–2524 гг. до н.э.) Штат Ван Ланг Бунро (легендарно 2524–258 гг. до н.э.) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Статус | Королевство | ||||||
Капитал | Тысяча рева (2879 г. до н.э. - 2524 г. до н.э.) [1] Нгиа Линь (29 в. до н.э.) [1] Фонг Чау (2524–258 до н.э.) [2] [3] | ||||||
Религия | Анимизм, народная религия | ||||||
Правительство | Монархия | ||||||
Король | |||||||
• 2879–2794 гг. до н.э. | Хунг Выонг I (первый) | ||||||
• 408–258 гг. до н.э. | Хунг Выонг XVIII (последний) | ||||||
Историческая эпоха | Древняя история , Бронзовый век , Железный век | ||||||
| |||||||
Сегодня часть | Вьетнам Китай |
Период Хонг Банга ( вьетнамский : Период Хонг Банга ), [4] также называемая династией Хун Бан , [5] — легендарный древний период во вьетнамской историографии, охватывающий период с начала правления Кинь Дунг Вонга над королевством Ван Ланг (первоначально называвшегося Сич Куэ ) в 2879 г. до н. э. до завоевания государства Ан Дунг Вонгом в 258 г. до н. э.
Во вьетнамской хронике XV века «Дай Вьет су кы тоан тху» ( «Дай Вьет», «Полная история» ) говорится, что этот период начался с Кинь Зыонг Выонга в качестве первого короля Хунг ( вьетнамский : Хунг Выонг ), титул, используемый во многих современных дискуссиях о древние вьетнамские правители этого периода. [6] Король Хун был абсолютным монархом страны и, по крайней мере теоретически, обладал полным контролем над землей и ее ресурсами. В Đại Việt sử ký toàn thư также записано, что столицей страны был Фонг Чау (современная провинция Фу Тхо на севере Вьетнама ), и утверждается, что Ван Ланг граничил на западе с Ба-Шу (современный Сычуань ), чтобы на севере - озеро Дунтин ( Хунань ), на востоке - Восточное море , а на юге - Чампа . [7]
Происхождение имени
[ редактировать ]Имя Хонг Банг представляет собой китайско-вьетнамское произношение иероглифов « 鴻 龐 », присвоенных этой династии в ранних вьетнамских историях на китайском языке; его значение предположительно — мифическая гигантская ( 龐 ) птица ( 鴻 ). [8]
Французский лингвист Мишель Ферлюс (2009) [9] включает 文 郎 Вэн Ланг ( древнекитайский : ZS * mɯn - raːŋ ; B&S * mə[n] - C.rˤaŋ ) в словесную семью * -ra:ŋ «человек, человек» этнонимов Юго-Восточной Азии в трех языковых семьях. , австроазиатский , китайско-тибетский , австронезийский , вместе с:
- Этноним маленг вьетийского народа , проживающего во Вьетнаме и Лаосе; Ферлус предполагает, что вьетийский * m.leŋ — это «поздняя ямбическая форма» * m.ra:ŋ .
- Королевство к северу от сегодняшнего дня - Камбоджа , китайский : 唐明 ; Táng-míng в Сангуочжи , а позже Dào-míng 道 明 в Тан документах
- Королевство, подчиненное Джаяварману II в 8 веке, известное как Maleṅ [məlɨə̆ŋ] на доангкорском языке и Malyaṅ [məlɨə̆ŋ] на ангкорском кхмерском языке ; Название королевства фонетически связано с Маленгом , но дальнейшие выводы не являются окончательными.
- Этноним Мьянма Мранма (1342 г.); в китайской транскрипции 木 浪 : OC* moːɡ-raːŋs → MC * muk̚-lɑŋᴴ → Мандаринский Mù-làng .
- Малайский * ʔuʀaŋ «человек, личность».
Существует также фонетически схожий прото-мон-кхмерский этимон: * t₂nra:ŋ «мужчина, мужчина». [10]
Однако самые ранние исторические упоминания о Ван Ланге были только что зафиксированы в китайскоязычных документах, датируемых династией Тан (7-9 века), в районе Фонг Чау ( Фу Тхо ). [11] [12] [13] [14] Однако китайские записи также указывают на то, что Ван Лангами называли и других людей, живших в других местах. [15] [16]
История
[ редактировать ]Додинастический
[ редактировать ]Территория, ныне известная как Вьетнам, была заселена со времен палеолита , а некоторые археологические памятники в провинции Тханьхоа, как сообщается, датируются примерно полумиллионом лет назад. [17] Доисторические люди постоянно жили в местных пещерах примерно с 6000 г. до н.э., пока не возникли более развитые материальные культуры. [18] Известно, что некоторые пещеры были домом для многих поколений древних людей. [19] Поскольку северный Вьетнам был местом с горами, лесами и реками, число племен выросло между 5000 и 3000 годами до нашей эры. [20]
В течение нескольких тысяч лет позднего каменного века население выросло и распространилось по всем частям Вьетнама. Самые древние люди жили вблизи рек Хонг (Красный) , Цу и Ма. Вьетнамские племена были основными племенами в то время. [20] Их территория включала современные меридиональные территории Китая до берегов реки Хонг на северной территории Вьетнама. Столетия развития цивилизации и экономики, основанной на выращивании орошаемого риса, способствовали развитию племенных государств и общинных поселений. [ нужна ссылка ]
Королевство Красного Демона
[ редактировать ]Легенда описывает важное политическое событие, произошедшее, когда Люк Тук пришел к власти в 2879 году до нашей эры. [21] Люк Ток был записан как потомок мифического правителя Шэннуна . [22] Он объединил другие племена и сумел объединить все вассальные государства (или автономные сообщества) на своей территории в единую нацию. Лок Тук провозгласил себя Кинь Зыонг Выонг и назвал свою новорожденную нацию Сич Куй. В « Полных анналах Дай Вьет» (вьетнамский: «Полные анналы Дай Вьет», китайский : 大越史記全書) говорится, что:
Затем император Мин назначил императора И своим наследником, правил севером, назвал короля королем Цзинъяна, правил югом и назвал страну Чигуй .
Император Мин основал императора Нги в качестве пагоды, правящего Севером, короновал его Кинь Зыонг Выонг, правящего Югом, с титулом Сич Куй Куок.
Император Мин недавно назначил Де Нги своим преемником для управления Севером и назначил его Кинь Зыонг Выонгом для управления Югом, назвав его страной Сич Куй.
О Минь (правнук императора Яна ) назначил О Нги своим преемником для управления северным регионом и даровал ему титул Кинь Дун Вонг [Лок Ток], чтобы управлять южным регионом, известным как страна Сич Цю.
Название Xích Quỷ赤鬼 происходит от китайско-вьетнамских слов xích赤 «красный» и quỷ鬼 «демон». Значение названия происходит от «Двадцати восьми особняков» , где 鬼 quỷ относится к созвездию 鬼宿 ( китайско-вьетнамский : Quỷ tú, вьетнамский : sao Quỷ), которое находится на юге (распространенный мотив вьетнамских топонимов). Красный 赤 ассоциируется с ярко-красной птицей юга ( китайско-вьетнамский : Chu Tước, chữ Hán : 朱雀).
Люк Ток основал самый ранний монархический режим, а также первую правящую семью по наследству в истории Вьетнама. Его считают предком королей Хун, отцом-основателем Вьетнама и вьетнамским культурным героем, которому приписывают обучение своего народа выращиванию риса. [ нужна ссылка ]
Королевство Ван Ланг
[ редактировать ]Начиная с третьей династии Хун с 2524 г. до н. э., королевство было переименовано в Ван Ланг, а столица была основана в Фонг Чау (в современном Вьет Три , Фу Тхо ) на слиянии трех рек, где дельта Красной реки от подножия начинается . гор. Свидетельства того, что вьетнамцы умели рассчитывать лунный календарь путем резьбы на камнях, датируются 2200–2000 годами до нашей эры. На каменных орудиях были вырезаны параллельные линии как счетный инструмент лунного календаря. [18] [ нужен лучший источник ]
Согласно вьетнамской легенде, в какой-то момент Ван Ланг вел войну против вторжения Шанского Китая , в которой Ван Ланг вышел победителем благодаря генералу Гионгу. [ нужна ссылка ]
Эпоха Хонг Банга окончательно закончилась в середине третьего века до нашей эры, когда военачальник Тхук Фан завоевал Ван Ланга, свергнув последнего короля Хунг. [ нужна ссылка ]
Королевство О Лак
[ редактировать ]Ван Ланг закончился в 258 г. до н.э., когда Тук Фан возглавил племена Ау-Вьет , чтобы свергнуть последнего короля Хунгов примерно в 258 г. до н.э. После завоевания Ван Ланга Тук Фан объединил племена Лак Вьет с племенами Ау Вьет, чтобы сформировать новое королевство О Лак . Он провозгласил себя Ан Дуонг Выонг и построил свою столицу и цитадель, Цитадель Ко Лоа , в современном районе Донг Ань в Ханое . [23] [24]
Организация
[ редактировать ]Первый Хынг Кинг основал первое «вьетнамское» государство в ответ на потребности сотрудничества в строительстве гидравлических систем и в борьбе со своими врагами. Это была очень примитивная форма суверенного государства с королем Хун во главе, а при нем суд состоял из советников – lạc hầu . [25] Страна состояла из пятнадцати «регионов», каждый из которых управлялся локомоном ; [25] обычно Лок Тонг был членом семьи королей Хун. Бо включал в себя сельскохозяйственные деревни и деревни, основанные на матриархальных клановых отношениях и возглавляемые бо чином , обычно старейшиной племени мужского пола. [25]
В «Сказании о клане Хонг Банг» утверждается, что короли Хонг называли принцесс «мо нг» (от Тай Мае Нанг , что означает принцесса), а принца - Цюань Лан (от слова Муонг, обозначающего благородного Муонга во все времена). [26]
Полуисторический источник описывает, что северная граница Ван Ланга простиралась до южной части современной провинции Хунань , а южная граница простиралась до дельты реки Цу , включая части современных Гуанси , Гуандуна и Северного Вьетнама . [25] Подобные утверждения не подтверждены археологическими исследованиями.
Согласно Трун Чонг Кима « книге Вьетнам sử lược» ( «Краткая история Вьетнама »), страна была разделена на 15 регионов, как показано в таблице ниже. [27] Однако на самом деле они взяты из китайско-вьетнамских названий более поздних командований, основанных китайцами в северном Вьетнаме.
Имя | Современное местоположение |
---|---|
Фонг Чау (столица короля) | Провинция Фу Тхо |
Чоу Ян (朱鳶) | Провинция Шонтай |
Фук Люк (福鲁) | Провинция Шонтай |
Тан Хунг (新興) | Хунг Хоа (часть провинции Фу Тхо ) и провинция Туен Куанг |
Ву Динь (武定) | Провинции Тхайнгуен и Провинция Каобанг |
Во Нинь (武宁) | Провинция Бакнинь |
Люк Хой (地海) | Провинция Лангшон |
Нинь Хай (宁海) | Куанг Йен (часть провинции Куангнинь ) |
Дуонг Туен (陽泉) | Провинция Хайзыонг |
Джао Чо | Ханой , провинция Хынгйен , провинция Намдинь и провинция Ниньбинь |
Девять Чан (九真) | Провинция Тханьхоа |
Хоай Хоан (懷驩) | Провинция Нгеан |
Вьет Тхонг (Вьет Санг) | Провинции Куангбинь и Провинция Куангчи |
Куок (九德) | Провинция Ха Тинь |
Бинь Ван (平文) | Нинь Бинь от реки Дай до горы Тара Дьеп |
Культура и экономика
[ редактировать ]Сельское хозяйство
[ редактировать ]Экономика основывалась преимущественно на рисовых полей выращивании , а также включала ремесла, охоту и собирательство, земледелие и рыболовство. Особенно на высоком уровне находилось мастерство бронзового литья. Самыми известными реликвиями являются бронзовые барабаны Донг Сон , на которых изображены дома, одежда, обычаи, привычки и культурная деятельность эпохи Хун.
Хонг Вонги правили Ван Лангом по- феодально с помощью Лок Тонга, который контролировал общинные поселения вокруг каждой орошаемой территории, организовывал строительство и обслуживание дамб и регулировал подачу воды. Помимо выращивания риса, жители Ван Ланга выращивали другие зерновые и бобы, а также разводили скот, в основном буйволов, кур и свиней. Высокоразвитыми ремеслами были гончарное дело и обработка бамбука, а также плетение корзин, обработка кожи, плетение конопли, джута и шелка.
С 2000 года до нашей эры люди в современном Северном Вьетнаме создали сложное сельскохозяйственное общество, вероятно, благодаря обучению у династии Шан или Лаоса . Приливное орошение рисовых полей через сложную систему каналов и дамб началось в шестом веке до нашей эры. [28] Этот тип сложной сельскохозяйственной системы стал определяющим фактором вьетнамского общества. Это потребовало от сплоченных деревенских общин коллективного управления своими ирригационными системами. Эти системы, в свою очередь, давали урожайность, которая могла бы поддерживать гораздо более высокую плотность населения, чем конкурирующие методы производства продуктов питания. [29]
Бронзовые инструменты
[ редактировать ]Примерно к 1200 году до нашей эры развитие выращивания влажного риса и бронзового литья на равнинах рек Ма и Красной реки привело к развитию культуры Тонг Сон, примечательной своими сложными бронзовыми барабанами. Бронзовое оружие, инструменты и барабаны из памятников Тонгсон демонстрируют влияние Юго-Восточной Азии, что указывает на местное происхождение технологии бронзового литья. было обнаружено множество небольших древних медных рудников В северном Вьетнаме . Некоторые из сходств между памятниками Тонг Сон и другими памятниками Юго-Восточной Азии включают наличие гробов в форме лодок и погребальных кувшинов, жилищ на сваях, а также свидетельства обычаев жевания бетеля и чернения зубов.
Керамика
[ редактировать ]В период между концом третьего тысячелетия и серединой первого тысячелетия до нашей эры возникла все более сложная керамика, принадлежащая культурам до Донг Сон на севере Вьетнама и культурам до Са Хуон на юге Вьетнама. В этот период появилась керамика, изготовленная на круге, хотя использование весла и наковальни оставалось значительным в производстве. [30] Поверхности сосудов обычно гладкие, часто полированные, часто наблюдается красное скольжение. Маркировка шнура присутствует во всех культурах и составляет довольно высокий процент отходов. [ необходимо определение ] . Сложный резной декор также развивался с богатым орнаментальным орнаментом, и именно на основе резного декора вьетнамские археологи отличают разные культуры и фазы друг от друга.
Наиболее известна керамика, возникшая в результате последовательного культурного развития в долине Красной реки. Вьетнамские археологи здесь различают три культуры, существовавшие до Тонгшона: Фонг Нгуен , Донг Доу и Го Мун . Керамика этих трех культур, несмотря на использование разных декоративных стилей, имеет особенности, позволяющие предположить преемственность культурного развития в долине Красной реки. В долине реки Ма в провинции Тханьхоа вьетнамские археологи также выделяют три периода культурного развития до Донгшона: Кон Чан Тьен, Донг Хой (Бай Ман) и Куй Чу. На территориях, простирающихся от долин реки Красной до реки Цу , все местные культуры в конечном итоге превратились в культуру Тонг Сон , которая распространилась на территорию, намного большую, чем любая предыдущая культура, и вьетнамские археологи полагают, что она имела несколько региональных источников. Например, хотя бронза Тонг Сон практически одинакова в разных регионах северного Вьетнама, региональные особенности керамики довольно выражены. В целом керамика Донг Сон отличается высокой температурой обжига и разнообразна по форме, но декоративные узоры значительно сокращены по сравнению с предыдущими периодами и состоят в основном из отпечатков от обмотанных шнуром или резных весл. Резной декор практически отсутствует.
Демография
[ редактировать ]Современные вьетнамские историки установили существование различных этнических меньшинств, которые сейчас проживают в высокогорьях Северного и Центрального Вьетнама на раннем этапе правления династии Хонг Банг. [31]
Хронология
[ редактировать ]История периода Хонг Банга разделена в зависимости от правления каждого короля Хун . [32] Датировка событий до сих пор остается предметом исследований. [33] Диапазоны дат представляют собой консервативные оценки дат для известных периодов: [33] Линии королей расположены в порядке багуа и Небесных стволов .
|
|
|
|
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Не в официальных историях, а в неофициальных царей « Нефритовых генеалогиях Хун». Фан Дуй Кха (2012) «Расшифровка нефритовых генеалогий королей Хунг» . Издатель: Вьетнамский национальный исторический музей.
- ^ Ngô Sĩ Liên , Đại Việt sử ký toàn thư , « Записи о клане Хонг Банг - Короли Хун » цитируют: «Сын Повелителя Енотовидных Драконов также <отсутствует табу>. Ду Фэнчжоу (теперь это также округ Байхэ>). перевод: « Лонг Куана Сын (табуированное имя неизвестно) основал свою столицу в Фонг Чау (ныне в префектуре Боч Хак)»
- ^ Ань Тхо Ха, Хонг Док Тран (2000). Краткая хронология истории Вьетнама с. 4 цитата: «в то время как оставшиеся сыновья последовали за своим отцом к морю на юге, за исключением старшего, который был назначен преемником своего отца в качестве следующего короля Хунга. Король Хун назвал свою страну Ван Ланг вместе с Фонг Чау (район Бох Хак, Фу Тхо..."
- ^ Дрор, с. 33 и 254 «Период Хун Банга»
- ^ Пелли, с. 151
- ^ Такер, Оксфордская энциклопедия войны во Вьетнаме
- ^ «ДВСКТТ НК 1 — Вьетнамские тексты» . сайты.google.com .
- ^ Тич Нят Хон , Мастер Тан Хой : Первый Учитель Дзен во Вьетнаме и Китае – 2001 г. Страница 1 «В то время цивилизация северного Вьетнама была известна как Ван Ланг (ван означает красивый, а ланг означает добрый и исцеляющий, как хороший врач). ). Правящий дом Ван Ланга назывался Хун Банг, что означает «вид огромной птицы».
- ^ Мишель Ферлюс. «Формирование этнонимов в Юго-Восточной Азии». 42-я Международная конференция по сино-тибетским языкам и лингвистике , ноябрь 2009 г., Чиангмай, Таиланд. 2009. стр. 4-5
- ^ Шорто, H. Мон-кхмерский сравнительный словарь, Ed. Пол Сидвелл, 2006. №692. п. 217
- ^ Кирнан 2019 , с. 53.
- ^ Ду Ю , Tongdian , Vol. 184 «Провинция Фэн (ныне префектура Цзянин) [была] древней нацией Вэньлан с водой Вэньлан и землей Лулян». там была река Вэньлан, а также земля странников».
- ^ Тайпин Юлань «Провинции, районы и подразделения 18», Раздел: Округ Линнань «В «Фан Ючжи» говорится: Фэнчжоу, уезд Чэнхуа. В древней стране Вэньлан была вода Вэньлан. Это также земля Лулян». В «Географических альманахах» говорилось: «Провинция Фэн, район Шэнхуа, это была древняя нация Вэньлан, там была река Вэньлан, а также земля странников…
- ^ Карты Юаньхэ и записи префектур и округов, том 38 «Фэнчжоу Чэнхуа ниже ... Земля древней страны Е (!) Лан в соответствии с нынешней границей округа Синьчан имеет перевод Е (!) Ланси: «Провинция Фэн, нижняя часть Шэнхуа .. Территория древней нации Е(!)лан Рядом с границей нынешней префектуры Синьчан находится ручей Е(!)лан». Примечание: не путать с королевством Елан в сегодняшнем Гуйчжоу . Китай
- ^ Тайпин Юлань «Провинции, районы и подразделения 18», Раздел: Район Линнань «Линьи Цзи» говорит: К югу от Цанву живут варвары Вэньлан, которые живут в бездомных домах и спят под деревьями. Они едят сырое мясо и собирают благовония. в «Записях Линьи » говорится: «От Цанву к югу живут дикие люди Вэньлана. Они не живут в домах, используют большие деревья в качестве места отдыха, едят сырое мясо ароматы - ; собирают и торгуют с другими народами, как люди во времена Государей .
- ^ Ли Даоюань , «Классики воды» Комментарий к главе 36 , цитата: «Линьи Цзи» говорит: Пересеките Бицзин и Чжуу. Уезд Чжуу Пу, сегодняшняя закрытая граница, к югу от Чжуу, в дикой природе живут оборотни. Он остался в своем доме , держались близко к деревьям, ели сырую рыбу и мясо, собирали благовония и торговали с людьми, как и люди императора от Бицзин до берегов префектуры Чжоуу . От Чжоуу на юге жили Вэньлан. Люди живут в пустыне, а не в домах, используют большие деревья в качестве места отдыха, едят сырое мясо и рыбу, их профессия — собирательство благовоний и они торгуют с другими народами на рынках. Суверены. К югу от префектуры находится порог Вэньлан; его нижнее течение представляет собой узкий поток».
- ^ «Проект Атласа миссии – ВЬЕТНАМ – Основные факты» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 сентября 2012 г. Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Найден древний календарь . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ 6000-летние гробницы, раскопанные на северо-востоке Вьетнама . Проверено 19 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Ламб, с. 52
- ^ Нго Си Лиен. «Полная книга исторических записей Дай Вьета» . Вьетнамские тексты . Проверено 30 декабря 2018 г.
- ^ Ву, Хун Лиен (2016). Рис и багет: история еды во Вьетнаме . Книги реакции. ISBN 9781780237046 .
- ^ Рэй, Ник; и др. (2010), «Цитадель Ко Лоа», Вьетнам , Lonely Planet, с. 123, ISBN 9781742203898 .
- ^ Шапюи, Оскар (1995). История Вьетнама: от Хонг Банга до Ту Дыка . Издательская группа Гринвуд. стр. 13, 14. ISBN. 0-313-29622-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Кхам Динь Вьет Су Тонг Гиам Куонг Мук, Том. 1
- ^ Келли (2016) , с. 172.
- ^ Чан Чонг Ким (2005). Краткая история Вьетнама (на вьетнамском языке). Хошимин: Главное издательство Хошимина. п. 18.
- ^ Карр, Карен (15 октября 2017 г.). «История Вьетнама от каменного века до наших дней» . quatr.us .
- ^ Электронная история, Университет штата Огайо. Гилмартен, Джон. « Америка и Вьетнам: Пятнадцатилетняя война ». 1991. Нью-Йорк: Военная пресса.
- ^ Хоанг и Буи, 1980 г.
- ^ Фан Хуй Ле, Чан Куок Выонг, Ха Ван Тан, Луонг Нинь, с. 99
- ^ Тан Дык Дао, с. 7
- ^ Jump up to: а б Выонг Куан Хоанг и Чан Три Дунг, подопечные. 64
- ^ Jump up to: а б с д Нго Ван Тао, Уорд. 823-824
Источники
[ редактировать ]- Баярд, DT 1977. Керамика Фу Вианг и предыстория северо-восточного Таиланда. MQRSEA 3:57–102.
- Дрор, Ольга (2007). Культ, культура и власть: принцесса Лиу Хань на вьетнамском языке .
- Хекерен, фургон отдела кадров. 1972. Каменный век Индонезии . Гаага: Нийхофф.
- Хоанг Суан Чинь и Буй Ван Тьен, 1980. Культура и культурные центры Донгсон в эпоху металла во Вьетнаме.
- Келли, Лиам К. (2016), «Изобретая традиции во Вьетнаме пятнадцатого века», в Майре, Виктор Х.; Келли, Лиам К. (ред.), Имперский Китай и его южные соседи , Институт исследований Юго-Восточной Азии, стр. 161–193, ISBN. 978-9-81462-055-0
- Лэмб, Дэвид. Вьетнам сейчас: репортер возвращается . Общественные дела, 2008.
- Леви, П. 1943. Доисторические исследования в регионе Млу Прей. ПЕФЕО 30.
- Мурер, Р. 1977. Лаанг Спин и предыстория Камбоджи. MQRSEA 3:29–56.
- Нго Ван Тао (2005). Справочник докладчика 2005 г. Ханой: Центральный департамент идеологии и культуры, Центр информации и идеологической работы, 2005. 495 стр. : кол. больной.; 21 см.
- Павлин, BAV 1959. Краткое описание малайской доисторической керамики. АП 3 (2): 121–156.
- Пелли, Патрисия М. Постколониальный Вьетнам: новые истории национального прошлого 2002.
- Фан Хуй Ле, Чан Куок Выонг, Ха Ван Тан, Луонг Нинь (1991), История Вьетнама, том 1 .
- Сивекинг, Г. де Г. 1954. Раскопки в Гуа Ча, Келантан, 1954 г. (Часть 1). FMJ I и II: 75–138.
- Сольхейм II, рабочая группа
- 1959. Дополнительные заметки о гончарном комплексе Каланай на Филиппинах. АП 3 (2): 157–166.
- 1964. Археология Центральных Филиппин: исследование главным образом железного века и его взаимосвязей . Манила: Монография Национального института науки и технологий № 10.
- 1968. Места пещеры Батунган, Масбате, Филиппины, в антропологии на Восьмом Тихоокеанском научном конгрессе : 21–62, изд. РГ Сольхейм II. Гонолулу: Серия археологии Азии и Тихого океана, №. 2, Институт социальных наук, Гавайский университет.
- 1970а. Доисторическая археология в восточной части Юго-Восточной Азии и на Филиппинах. АП 13:47–58.
- 1970б. Северный Таиланд, Юго-Восточная Азия и предыстория мира. АП 13: 145–162.
- Тан Дык Дао (1994). О борьбе за демократию во Вьетнаме .
- Такер, Спенсер К. Оксфордская энциклопедия войны во Вьетнаме (издание в твердом переплете).
- Выонг Куан Хоанг и Чан Три Зунг. Культурные аспекты вьетнамского частного предпринимательства, The IUP J. Entrepreneurship Development, Vol. VI, № 3 и 4, 2009 г.
- Зиноман, Питер (2001). Колониальная Бастилия: история заключения во Вьетнаме, 1862–1940 гг . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 9780520224124 .
Кирнан, Бен (2019). Вьетнам: история с древнейших времен до наших дней . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780190053796 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Древние бронзовые инструменты Донг Сон» [древние бронзовые инструменты Донг Сон] (на вьетнамском языке).
- «Новый свет на забытое прошлое» [Новый свет на забытое прошлое] (на вьетнамском языке). Архивировано из оригинала 13 сентября 2012 г.
- Вонг, Лием (27 марта 2011 г.). «Вновь открывая этническое происхождение людей и исконные земли во времена королей Хун» . www.newvietart.com (на вьетнамском языке). Архивировано из оригинала 1 апреля 2011 года.
21 ° 16'54 "N 105 ° 26'31" E / 21,28167 ° N 105,44194 ° E
- Династия Хун Бан
- Древний Вьетнам
- Государства и территории, основанные в 3 тысячелетии до нашей эры.
- 258 г. до н.э.
- Разрушения III века до н.э.
- Разрушения во Вьетнаме в 1-м тысячелетии до нашей эры
- Бывшие страны в истории Вьетнама
- Заведения XX века до нашей эры
- Государства и территории, упраздненные в III веке до нашей эры.