Заговор Тондо
Заговор магинусов | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
|
| ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Агустин де Легаспи Большое спасибо |
Сантьяго де Вера Педро Сармьенто |
Заговор Тондо 1587 года , широко известный как Заговор магино ( испанский : La Conspiración de las Maginoos ), также известный как Восстание лаканцев , был восстанием, запланированным тагальской знатью, известной как магино , во главе с доном Агустином де Легаспи. Тондо и его двоюродный брат Мартин Панган, чтобы свергнуть испанское правительство на Филиппинах из-за несправедливости по отношению к филиппинцам. [ 1 ] Территориально это был один из крупнейших заговоров против испанского владычества после Катипунана . Оно простиралось от провинций около Манилы до Каламианских островов возле Палавана . [ 2 ]
Легаспи обратился за помощью к японскому морскому капитану по имени Хуан Гайо , который был христианином, и попросил оружие и воинов, чтобы сражаться вместе с ними, в обмен на половину дани, собранной на Филиппинах. [ 1 ] Они также запросили помощи у таких мест, как Борнео , Лагуна и Батангас, с планом нападения на город Манила и убийства испанцев. Однако их план был раскрыт испанцами, когда Магат Саламат раскрыл их план товарищу-повстанцу Антонио Сурабао , который оказался предателем, когда сообщил испанцам о заговоре. В результате повстанцы, принимавшие участие в заговоре, были наказаны: одних казнили, других сослали. Заговор против испанцев погиб вместе с ними.
Фон
[ редактировать ]Причина восстания
[ редактировать ]Многочисленные данные были не в пользу испанского правления, поскольку у них были противоречивые интересы в отношении власти и свободы. Примером тому является ослабление подчинения рабов данным. Это было вызвано инициативами испанцев по отмене рабства в надежде переключить преданность рабов с данных на королевских испанцев. Более того, эта ликвидация рабства институционализировала то, что рабы были обязаны платить испанцам дань вместо данных. Они оказались в вассальной зависимости, что и привело к плану восстания Дата против испанцев. [ 3 ]
Заговорщики
[ редактировать ]Мартин Панган, обвиненный в прелюбодеянии, Агустин де Легаспи, обвиненный в неуплате пошлин на посту губернатора Тондо (его брунейское мусульманское имя до крещения в католичество было Раджа Мухаммад Захир ад-Дин). [ 4 ] ), Габриэль Туамбасан и Питонггатан встретились в тюрьме, где заключили договор о помощи друг другу во времена нужды и трудностей. Они также заключили пакт, чтобы объединиться против испанцев, хотя еще не знали, каким образом.
После того, как они вышли из тюрьмы, Мартин Панган (сосланный из Тондо) поселился в деревне Тамбобонг, Навотас (известной сегодня как Малабон ), где он вместе с Легаспи запланировал тайную встречу. Они обратились к данным Пандакана , Навотаса , Тагига , Майсило, Катангалана и многих других в районе Манилы и близлежащих провинций, таких как Кандаба , Пампанга, которые уже довольно давно подумывали о начале восстания. Агустин Манугуит и его отец Фелипе Салалила (вождь из Майсило), Магат Саламат (вождь Тондо), Педро Балингит (вождь из Пандакана), Джеронимо Баси и Габриэль Туамбасан (вождь Легаспи) прибыли в Панган, Луис Аманикалао и его сын Калао. , Дионисио Каполо (вождь Кандабы) и его брат Фелипе Салонга (вождь Поло), Филип Амарлангаги (вождь Катангалана), Франсиско Акта (еще один вождь из Тондо) и Омагикон (вождь Навотаса). На тайное собрание были также приглашены Тимавас , слуги и другие союзники. [ 3 ]
Планирование заговора
[ редактировать ]Все заговорщики планировали в течение трех дней, притворяясь, что просто празднуют и пьют, но держали свое планирование в тайне. Вспомнив старые добрые времена до испанского завоевания, они укрепили свою единую связь. Впоследствии они договорились, что всегда будут защищать друг друга, и если инициативы испанцев по освобождению рабов датуса будут подкреплены, они объединятся, чтобы не допустить этого. [ 3 ]
Заинтересованные иностранные стороны
[ редактировать ]Легаспи рассказал своим сообщникам, что он знал японского капитана торгового судна по имени Хуан Гайо, японского христианина, которого он часто развлекал у себя дома. Они смогли общаться через его переводчика Дионисио Фернандеса. Через него заговорщики были уверены в оружии, которое они могли использовать для восстания. Он также якобы пообещал предоставить им японских воинов при условии, что половина дани будет собрана на Филиппинах. Воины должны были прибыть в Манилу и притвориться, что прибыли с мирными намерениями, принеся испанцам корабельные флаги. Как только они захватят испанцев, Легаспи должен был стать королем. [ 5 ] Однако не было никакого мелкого шрифта, определяющего, как долго будет продолжаться эта сделка, что свидетельствует об отсутствии организации в плане. [ 2 ]
Легаспи также имел связи с Брунеем , так как был зятем султана . Таким образом, заговор также обратился за помощью к Борнео . Они верили, что присоединятся к восстанию и помогут ему не только из-за их очевидных кровных связей, но и из-за их исторического столкновения с испанцами-христианами. [ 2 ] План заключался в том, что, как только флот Борнея прибудет в Кавите, заставив испанцев призвать на помощь вождей, они прибудут со своими людьми и нападут на испанцев в их собственных домах. [ 5 ]
События и сюжеты
[ редактировать ]Заговор долго оставался заговором, так как прошел почти год, прежде чем заговорщики смогли придумать еще один шаг в своем заговоре. В 1588 году они узнали, что английский пират Томас Кандиш захватил испанский галеон « Санта-Ана» . Очевидно, он угрожал испанцам захватить Манилу. [ 6 ] Они ждали его прибытия в надежде, что он выполнит свою угрозу и сразится с испанцами; как только он это сделал, они планировали свергнуть правительство, победив его на суше. Однако они не связались с Кандишем, чтобы сообщить им о своих планах. Он добрался до Висайских островов (где ему не удалось сжечь галеон, строящийся в Аравело), а затем в Индию, а затем в Англию. [ 6 ]
Заговор начал воплощаться в жизнь после того, как Панган встретился с Эстебаном Таесом, вождем Булакана . Они планировали общетагальское восстание : Таес пригласил всех остальных вождей Булакана в Тондо, а Панган планировал послать письма гобернадорсильо Малолоса и Гуигинто, а также связаться с вождями Лагуны и Батангаса. Однако запланированная встреча со всеми руководителями так и не состоялась. Таким образом, Панган отправился к Дату из Пампанги, надеясь, что они смогут объединить свое дело, потому что несколько вождей Пампанго собирались подать петицию с просьбой к правительству приостановить освобождение их рабов. Однако они не были заинтересованы в присоединении к восстанию, поскольку были на стороне испанцев и короля. [ 6 ] Именно после невозможности организовать встречу с другими вождями тагальцев и отказа вождей пампанго заговорщики обратились за помощью к жителям Борнеаса.
Однако, когда пришло время атаки, Гайо не смог справиться ни с оружием, ни с воинами либо потому, что потерял интерес, либо предал повстанцев. [ 7 ] Пока они тщетно ждали помощи, которая так и не пришла, заговорщики были пойманы, когда Магат Саламат раскрыл Антонио Сурабао свой план против испанцев.
Магат Саламат был выбран главным посланником, который должен был отправиться на Борнео и сообщить план султану. По пути Саламат остановился на острове Куйо , где ему удалось завербовать местного вождя по имени Сумаклоб, чтобы тот присоединился к восстанию. [ 2 ] После переезда на другой остров Каламианес Саламат встретил Сурабао, уроженца Куйо, притворившегося сторонником. На самом деле он был слугой Педро Сармьенто, испанского энкомендеро . Затем Сурабао выдал план повстанцев своему хозяину Сармьенто, который привез в Манилу в качестве пленников Магата Саламата, дона Агустина Манугита и дона Хуана Банала. [ 2 ] 26 октября 1588 года он разоблачил план заговорщиков против испанского правительства генерал-губернатору Сантьяго де Вера , причем этот план находился в разработке более 15 месяцев. [ 1 ] В результате, когда Саламат находился в плену, план, их письма и подарки так и не дошли до султана Брунея. [ 2 ] Более того, губернатор распорядился арестовать всех участников заговора, которые предстали перед судом и были расследованы в суде.
Последствия
[ редактировать ]Заговорщикам были назначены суровые наказания, особенно лидерам Агустину де Легаспи и Мартину Пангану, которых жестоко повесили, а их головы отрубили и поместили в железные клетки. [ 1 ] Их имущество также было конфисковано: половина пошла в королевскую казну, а другая половина - на судебные расходы. Более того, их дома вспахивали и засеивали солью, чтобы оставаться бесплодными. [ 1 ] Похожая судьба постигла Дионисио Фернандеса, который также был повешен, а его имущество конфисковано. Другими казненными заговорщиками были Магат Саламат, Джеронимо Баси и Эстебан Таес. [ 1 ]
В то время как некоторые люди были наказаны строго, другие были освобождены от более мягкого приговора, такого как уплата крупных штрафов или изгнание из своих городов. Известными членами, сосланными в Новую Испанию, были Педро Балунгит, Пинтонггатан, Фелипе Салонга, Калао и Агустин Манугит. [ 1 ] Балангуиту было предъявлено обвинение в шести годах изгнания и выплате шести таэлей золота орехаса, Пинтонггатану - в двух годах, Салонге - в восьми годах, Калао - в четырех годах, а Манугите - в шести годах изгнания и выплате 20 таэлей золота орехаса. [ 5 ]
проезжала через Калифорнию, названную в честь женщины-халифа из романа « Приключения Эспландиана По иронии судьбы, семья Агустина де Легаспи, включая его жену по происхождению брунейского халифа, по пути в Мексику ». Их изгнание также сделало их одними из первых филиппинских иммигрантов в Америку. Позже смешанные христианско-мусульманские семьи недавно латиноамериканизированных Филиппин в Америке выступили против проблемы рабства в Америке. Они были по разные стороны в вопросе рабства по сравнению со своими крипто-мусульманскими и крипто-еврейскими испанскими единоверцами, приехавшими прямо из Испании, которые поддерживали рабство в Америке. [ 8 ] Филиппинцы в Америке твердо поддерживали борьбу коренных американцев и африканцев против рабства . [ 9 ] [ 10 ]
Значение
[ редактировать ]В начале Манильской торговли галеонами между Манилой и Акапулько происходил обмен рабами и изгнанниками . Эти изгнанники имели большое значение, поскольку сообщалось, что они были первыми филиппинцами, поселившимися в Мексике. [ 11 ]
Заговор также стоит отметить, поскольку это единственный зарегистрированный заговор во время испанского колониального периода, когда вожди Лусона пытались заручиться помощью мусульман. След и влияние ислама в Маниле и тагальских регионах исчезли с кончиной этих тагальских вождей, что обеспечило стабильность католицизму в регионе в будущем. [ 6 ] Также стоит указать, что индейцы попытались бороться за утраченную свободу лишь после того, как быстро сдались испанцам. Таким образом, в результате их восстания их заклеймили как повстанцев, поскольку они уже находились под властью Испании; это отличало их от мусульман, которые никогда не сдавались испанцам. [ 2 ] Более того, оно отличалось от других восстаний семнадцатого века, поскольку основной целью было свержение испанского правления, а не протест против притеснений сборщика дани, алькальда или монаха . Вожди стремились избавиться от испанского контроля, а не довольствоваться смертью конкретного испанского чиновника. Именно в этом восстании впервые проявился образ предателя. планировалось Наконец, заговор не был единичным случаем, поскольку в таких регионах, как Себу и Панай, также несколько других восстаний. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Халили, MC История Филиппин. Книжный магазин Рекс, Inc., 2004.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мартинес, Мануэль Ф. Убийства и заговоры: от Раджи Хумабона до Имельды Маркос. Манила: Издательство Anvil Publishing, 2002.
- ^ Jump up to: а б с Кимуэлл-Габриэль, Нэнси (ноябрь 2014 г.). «Тундо Бонифачо, Бонифачо в Тундо». Электронный исследовательский журнал . Том 3, номер 2.
- ^ https://www.geni.com/people/Agust%C3%ADn-de-Legazpi/6000000043070647198
- ^ Jump up to: а б с де Маркина, Эстебан (1903). Блэр, Эмма Хелен ; Робертсон, Джеймс Александр (ред.). Заговор против испанцев: показания в ходе некоторых расследований, проведенных доктором Сантьяго де Вера, президентом Филиппин, май-июль 1589 года . Том. 7. Огайо, Кливленд: Компания Артура Х. Кларка. стр. 86–103.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с д и Корпус, Онофре (30 июня 2007 г.). Корни филиппинской нации . Издательство Филиппинского университета. стр. 100-1 111–119.
- ^ Ста. Романа, Эльпидио Р. и Рикардо Т. Хосе. «Никогда не воображайте себя другим…: филиппинский образ Японии на протяжении веков» Азиатские исследования: 65-94. http://asj.upd.edu.ph/mediabox/archive/ASJ-29-1991/staromanajose.pdf
- ^ [Евреи и новые христиане в атлантической работорговле https://academic.oup.com/nyu-press-scholarship-online/book/18113/chapter-abstract/176023000?redirectedFrom=fulltext ]
- ^ Лозано, Херардо (6 октября 2021 г.). «Филиппинец фигурировал в 200-летии независимости Мексики» . БизнесЗеркало . Проверено 7 октября 2021 г.
- ^ «Филиппинцы в Новой Испании: филиппино-мексиканец отношения, метисы и идентичность в колониальной и современной Мексике. (Страница 414; Цитата 56: «По словам Рикардо Пинсона, эти два филиппинских солдата - Франсиско Монгой и Исидоро Монтес де Ока - были настолько выдающимися В битве за то, что их считают народными героями в Мексике, генерал Висенте Герреро позже стал первым президентом Мексики африканского происхождения. См. Флоро Л. Мерсене, «Центральная Америка: филиппинцы в мексиканской истории» (информационная база «Эзилон», 28 января 2005 г.). ))" . Апрель 2005 года . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ Мерсен, Флоро Л. Манила Мужчины в Новом Свете: филиппинская миграция в Мексику и Америку из шестнадцатого века. Кесон-Сити: Издательство Филиппинского университета, 2007 г.