Порфировое дерево
В философии (особенно в теории категорий ) Порфирово дерево или Древо Порфирия — это классический инструмент для иллюстрации «шкалы бытия» ( лат . scala praedicamentalis III века нашей эры ), приписываемый греческому философу -неоплатонику и логику Порфирию . и возрожден благодаря переводам Боэция . [1]
Порфирий предлагает это дерево во введении (« Исагога ») к Аристотеля » «Категориям . Порфирий представил классификацию категорий Аристотеля таким образом, который позже был принят в виде древовидных диаграмм двустороннего деления, которые указывают, что вид определяется родом и дифференциацией и что этот логический процесс продолжается до тех пор, пока не будет достигнут низший вид. который больше не может быть так определен. В изданиях оригинальной работы Порфирия нет иллюстраций или диаграмм; в конечном итоге были созданы диаграммы, которые стали ассоциироваться со схемой, которую описывает Порфирий вслед за Аристотелем.
Порфирия «Исагога» изначально была написана на греческом языке, но была переведена на латынь в начале VI века нашей эры Боэцием . Переводы Боэция стали стандартным учебником по философской логике в средние века. [2] а теории категорий, основанные на работах Порфирия, все еще преподавали студентам- логикам до конца 19 века.
История
[ редактировать ]Философ Джеймс Франклин предлагает немного истории порфирового дерева:
- В средневековом образовании стандартным введением в труды Аристотеля была « Исагога » Порфирия , а разделение вошло в образованное сознание в форме «Древа Порфирия». Неясно, что сам Порфирий в соответствующем отрывке [3] В своих рекомендациях разделения он пошел дальше Аристотеля. Но его краткий комментарий был развит в Древе средневековыми логиками. Он появляется во Уильяма Шервудского «Введении в логику» и получает название Arbor Porphyrii в самой популярной средневековой логике, Испанского Петра «Summulae Logicales» . [4] Система статических и дискретных видов Линнея была просто результатом заполнения абстрактного Древа названиями реальных видов. [5]
Таким образом, представление о порфировом дереве как о реальной диаграмме появилось позже самого Порфирия. Тем не менее, ученые говорят о дереве Порфирия как в « Исагоге», и они имеют в виду только то, что идея разделения родов на виды посредством дифференций встречается в « Исагоге» . Но, конечно, Порфирий следовал лишь тому, что уже было у Аристотеля, а Аристотель следовал тому, что уже было у его учителя Платона . [6]
Пример
[ редактировать ]Следующее порфирово дерево состоит из трех столбцов слов; средний (жирным шрифтом) содержит ряд родов и видов , и мы можем принять его за аналог ствола дерева. Крайности (члены, выступающие влево и вправо), содержащие дифференции , мы можем принять за аналогии ветвей дерева:
На диаграмме показано, что высший род является субстанцией. (Является ли субстанция высшим родом, на самом деле здесь не подлежит сомнению: сейчас мы собираемся обсуждать только то, что показывает диаграмма, а не то, истинно или ложно то, что она показывает.) Технический термин для высшей субстанции — summum genus. . субстанция — это summum род Итак, с точки зрения этой диаграммы . На схеме видно, что род субстанции имеет две дифференциации, а именно «мыслящую» и «протяженную». Это указывает на то, что существует два вида рода субстанции: мыслящая субстанция и протяженная субстанция. Диаграмма не дает термина для вида мыслящей субстанции (это был бы «разум»), но дает термин для вида протяженной субстанции, а именно, тела. То есть тело есть вид рода субстанции; Тело есть тот вид субстанции рода, который протяжён.
Теперь, когда мы увидели тело как вид субстанции, мы рассматриваем тело как сам род. Как род, он имеет два собственных различия: неживое и живое. Итак, существует два вида тел: неодушевленное тело и живое тело. Схема не говорит нам, что такое термин для неодушевленного тела, но указывает термин для животного тела, а именно животное. Животное – одушевленный вид рода.
И опять-таки теперь, когда мы рассмотрели животное как вид тела рода, мы смотрим теперь на животное как на род и считаем его различия, показанные на схеме, иррациональными и разумными. Таким образом, согласно схеме существует два вида рода животных: неразумное животное и разумное животное. Диаграмма не говорит нам, что такое иррациональное животное, но диаграмма показывает, что разумное животное — это человек. Таким образом, человек является разумным видом рода животных.
Однако кроме человека не существует других видов. «Это» и «то», если их считать дифференциями, относятся к особому виду, который отображает человеческий вид не на новый вид, а на конкретных людей. [7] На схеме назван конкретный человек Платон. Платон не является видом (поэтому его имя не выделено жирным шрифтом, в отличие от вида выше). Итак, человек — самый низший вид на этой диаграмме. Техническое название самого низшего вида в такой схеме — вид infima . Итак, на этой диаграмме человек — это вид infima .
См. также
[ редактировать ]- Гегелевская диалектика
- Иерархия
- Онтология
- Сефер Халккарим
- Уровень анализа
- Дерево жизни
- Диаграмма Хассе
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джеймс Франклин, «Аристотель о видовых вариациях», Philosophy , 61:236 (апрель 1986 г.), стр. 245–252.
- ^ Стэнфордская энциклопедия философии - Средневековые теории категорий
- ^ Примечание Франклина: «Порфирий, Исагога , пер. Э. У. Уоррена (Торонто: Папский институт средневековых исследований, 1975), 34».
- ^ Примечание Франклина: « Н. Крецманн , Введение Уильяма Шервуда в логику (Миннеаполис: University of Minnesota Press, 1966), 54; Питер Испанский, Summulae Logicales , IM Bocheński (ред.) (Турин: Мариетти, 1947), 17 -18».
- ^ Джеймс Франклин, «Аристотель о видовых вариациях», Philosophy , 61:236 (апрель 1986 г.), стр. 245–252. Цитируемый здесь отрывок взят со стр. 251-252.
- ^ Ряд диалогов Платона содержат в себе идею разделения: см. «Софист» , «Филеб» , «Государственный деятель» , «Республика» (книга VII), «Парменид» .
- ^ Обсуждение «этого» и «то» как универсалий/дифференций см. в GWF Hegel , «Феноменология духа» , «A. Сознание», «I. Чувственная достоверность: или «это» и «значение» [Meinen] ", перевод А.В. Миллера, Oxford University Press, стр. 58-66.
Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чемберс, Эфраим , изд. (1728). «Арбор Порфириана» . Циклопедия, или Универсальный словарь искусств и наук (1-е изд.). Джеймс и Джон Кнаптон и др. п. 128.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Источники
- Порфирий, Исагога (Введение Порфирия в «Категории» Аристотеля ).
- Введение Порфирия , перевод и комментарии Джонатана Барнса, Оксфорд, Oxford University Press, 2003.
- Исследования
- Асталос, Моника. (1993). «Боэций как передатчик греческой логики на Латинский Запад: Категории». Гарвардские исследования по классической филологии , 95 (1993), стр. 367–407.
- Блюм, Пол Ришар. (1999). Бог и люди: Порфирийская беседка в семнадцатом и восемнадцатом веках. Журнал нео-схоластической философии 91: 18-49.
- Франклин, Джеймс. (1986). «Аристотель о видовом разнообразии». Философия, 61:236 (апрель 1986 г.), стр. 245–252.
- Крецманн, Норман. (1966). Введение Уильяма Шервуда в логику (Миннеаполис: University of Minnesota Press, 1966).
- Мартин, Джон Н. (2001). «Прокл и неоплатоническая силлогистика». Журнал философской логики , 30:3 (июнь 2001 г.), стр. 187–240.
- Петр Испанский . (1947). Summulae Logicales , IM Bocheński (ред.) (Турин: Marietti, 1947).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с порфировым деревом , на Викискладе?