Jump to content

Споры об учебниках NCERT

Национальный совет образовательных исследований и обучения ( NCERT ) является ведущей ресурсной организацией, созданной правительством Индии для оказания помощи и консультирования центрального правительства и правительств штатов по академическим вопросам, связанным со школьным образованием.Типовые учебники, опубликованные советом для принятия в школьных системах по всей Индии, на протяжении многих лет вызывали споры. Их обвиняли в использовании тактики Оруэлла для отражения политических взглядов партии, находящейся у власти в правительстве Индии. Недавно его проверяли на предмет шафранизации .

Национальный совет образовательных исследований и обучения (NCERT) был создан в 1961 году правительством Индии путем объединения ряда существующих организаций. [1] [2] В принципе, это автономный орган. Однако он финансируется правительством, а его директор назначается Министерством развития человеческих ресурсов (ранее Министерство образования). На практике NCERT действовал как полуофициальная организация, продвигающая философию образования, «спонсируемую государством». [3] [4]

В начале 1960-х годов национальная интеграция и объединение различных общин Индии стали серьезной проблемой для правительства. Образование рассматривалось как важное средство эмоциональной интеграции нации. [5] [6] Министр образования М.К. Чагла был обеспокоен тем, чтобы учебники по истории не декламировали мифы, а представляли собой светские и рациональные объяснения прошлого. Был создан комитет по историческому образованию, в состав которого вошли Тара Чанд , Нилаканта Шастри , Мохаммад Хабиб , Бишешвар Прасад , Б. П. Саксена и П. К. Гупта , который заказал ведущим историкам ряд учебников по истории. Книга Ромилы Тапар « Древняя Индия» для VI класса была опубликована в 1966 году, «Средневековая Индия» для VII класса — в 1967 году. Ряд других книг: Рама Шарана Шармы » «Древняя Индия , Сатиша Чандры » «Средневековая Индия , Бипана Чандры » « Современная Индия и Арджуна Дева Книга « Индия и мир» была опубликована в 1970-х годах. [7] [6] [8]

Эти тексты должны были стать «образцовыми» учебниками, «современными и светскими», свободными от общественных предубеждений и предрассудков. Однако Дипа Наир утверждает, что они также несли «марксистский отпечаток». Марксистский акцент на социальных и экономических вопросах подразумевал критику культуры и традиций. Ценность духовности снизилась. Премьер-министр Джавахарлал Неру симпатизировал марксистскому взгляду на историю и верил в научный взгляд на гражданское общество. Напротив, индуистская националистическая историография расходилась с марксистской историографией и основывала историю Индии в древности на славе индуистской цивилизации и культуры. Эти противоположные взгляды на историю создают почву для конфликта. [9]

Учебники с самого начала столкнулись с политическим давлением. В 1969 году Парламентский консультативный комитет хотел, чтобы в учебнике по Древней Индии категорически указывалось, что «арийцы» были коренными жителями Индии. Но это требование было отклонено редакцией, а также Тапаром как автором. Дальнейшая критическая реакция последовала со стороны индуистских и сикхских религиозных организаций, заявивших, что их соответствующие религии и религиозные лидеры не прославлялись. Индуистские Махасабха и Арья Самадж утверждали, что упоминание о поедании говядины в древние времена противоречило религиозным чувствам «индуистской национальности». [7] [ нужен лучший источник ]

Подобные споры продолжаются и по сей день. Споры разворачиваются вокруг обвинений в попытке « шафранного » переписывания индийской истории (т.е. приведения уроков в соответствие с хиндутвой ). [10] Обвинения в историческом ревизионизме с индуистской националистической повесткой дня возникали несколько раз: при правительстве партии Джаната в 1977–1980 годах и снова при правительстве партии Бхаратия Джаната с 1998 по 2004 год и с 2014 по 2019 год. В 2012 году организацию обвинили в попытке оскорблять правительство, публикуя в его учебниках «оскорбительные» карикатуры. [ нужна ссылка ]

Споры во время правления партии Джаната (1977-1979)

[ редактировать ]

Через три месяца после того, как правительство партии Джаната возглавил Морарджи Десаи , премьер-министру был вручен анонимный меморандум Нанаджи Дешмукхом , бывшим лидером Джана Сангх и генеральным секретарем партии Джаната, который был направлен против учебников NCERT. Критикуемым книгам были «Средневековая Индия » Бипана Чандры » Тапара и «Современная Индия , а также две другие книги: «Борьба за свободу» Трипати, Де и Чандры и «Коммунализм и написание индийской истории» Тапара, Мухии и Чандры. (Только первые два были учебниками НЦЭРТ.) Премьер-министр направил министру образования меморандум с предложением изъять книги из обращения. В августе 1977 года была опубликована книга Р.С. Шармы «Древняя Индия» , которая также подверглась нападкам. Книги были названы «антииндийскими и антинациональными» по содержанию и «наносящими ущерб изучению истории». Главные проблемы, по-видимому, заключались в том, что они недостаточно критично относились к некоторым мусульманским захватчикам в средневековый период и подчеркивали роль таких лидеров, как Тилак и Ауробиндо в развитии индуистско-мусульманских антагонизмов. Индуистская националистическая организация «Раштрия Сваямсевак Сангх» начала отдельную кампанию против книг в своем журнале «Органайзер» . [11] [12] [7] [13]

Меморандум просочился, и последовали публичные дебаты, которые продолжались до 1979 года. Авторы книг приводили доводы в пользу легитимности независимых интерпретаций, если они основаны на надежных доказательствах. Самым горячо оспариваемым вопросом в споре 1977–1979 годов было изображение Индии эпохи Великих Моголов (под властью мусульман) и роли ислама в Индии . Ромилы Тапар » « Средневековую Индию критиковали за слишком симпатию к мусульманским точкам зрения и за слишком мало энтузиазма по отношению к индуистскому возрождению. [13] [14] В ноябре 1977 года комитету авторитетных историков было предложено изучить учебники, что поддержало их продолжение. [7] Тем не менее, в июле 1978 года правительство приняло закон об исключении книги Р.С. Шармы «Древняя Индия» из программы Центрального совета среднего образования. [12]

Изменения содержания (2002-2004 гг.)

[ редактировать ]

В 2002 году при правительстве NDA , возглавляемом Партией Бхаратия Джаната (BJP), правительство предприняло попытку изменить школьные учебники NCERT с помощью новой национальной учебной программы. [15] Историки-марксисты высказали возражения против новой учебной программы, заявив, что образование «шафранизировано» за счет повышения значимости индуистских культурных норм, взглядов и исторических личностей в школьных учебниках. [10] БДП полагала, что их единственной целью было перестроить застойные и перенасыщенные институты, такие как NCERT, и освободить их от предполагаемого династического контроля и гегемонии Индийского национального конгресса и коммунистов. [16] Члены партии также полагали, что их целью было не пропаганда сектантства, а представление более точной картины индийской истории и индийской культуры (например, ведической науки ), которая преуменьшалась левыми идеологами. [17] В 2003 году NCERT также подвергся обвинениям в плагиате, в основном со стороны журнала Frontline Magazine, издаваемого журналом Hindu. Было обнаружено, что учебник для XII класса «Современная всемирная история» содержит несколько разделов, взятых из книги « Мировые цивилизации - их история и их культура», авторами которой являются Эдвард МакНолл Бернс, Филип Ли Ральф, Роберт Э. Лернер и Стэндиш Мичем. Последняя книга, изданная американским издательством WW Norton & Company Inc, имеет специальное индийское издание, которое является единственным авторизованным, полным и несокращенным переизданием последнего американского издания. [18]

НДА потерпело поражение на выборах 2004 года, и новое правительство УПА пообещало «дешафранизировать» учебники и учебные программы по всей стране и восстановить светский характер образования. [10] В марте правительство ОПА выпустило новые учебники НЦЭРТ, основанные на текстах, использовавшихся до спорных обновлений 2002 года. [10] Министерство развития человеческих ресурсов, курировавшее этот проект, заявило, что оно внесло лишь незначительные изменения в книги, предшествовавшие «шафрановой» эпохе. [10] В Дели Управление образования в сотрудничестве с Государственным советом по образовательным исследованиям и обучению подготовило 47 новых учебников, и ожидалось, что правительства других штатов сделают то же самое. [10] комиссию в составе Дж. С. Гревала , Баруна Де и С. Сеттара В июне 2004 года NCERT сформировала для проверки новых учебников. Эта комиссия предположила, что учебники, которые использовались в школьных программах, имели плохое содержание, были представлены некачественно и содержали значительное количество нерелевантной информации. [10] Комиссия рекомендовала министру развития человеческих ресурсов (HRD) не использовать новые книги до тех пор, пока не будут устранены дефекты. Это побудило учащихся Дели использовать учебники, которые использовались в школьных программах до «шафранового» периода. [10]

В сообщениях прессы говорилось, что спешка с «дешафранизацией» школьных текстов привела к тому, что версии на урду не были готовы к учебному году, который начался в апреле. [10] В сообщениях утверждалось, что эта неудача нанесла ущерб студентам, говорящим на урду, лишив их необходимых учебников. [19] NCERT опроверг эти утверждения. [10]

Споры во время правления УПА (2004-2014 гг.)

[ редактировать ]

УПА и предыдущие правительства, возглавляемые Конгрессом, были обвинены БДП в пересмотре истории, чтобы представить марксистскую предвзятость, и в приукрашивании истории мусульманских злодеяний для получения мусульманских голосов. [20] [21] [22]

Поправки были внесены в учебник истории для XII класса на уроках сикхизма после протеста сикхских организаций в 2006 году. [23] В 2012 году прошли акции протеста против удаления скандальной антихинди-агитации и карикатуры на Амбедкара. [24] [25]

Мультфильмы (2012)

[ редактировать ]

В апреле 2012 года группа Атавале Республиканской партии Индии (RPI) потребовала от NCERT запретить учебник для одиннадцатого класса, заявив, что нарисованная карикатура в книге оскорбила доктора Бабасахеба Амбедкара . Первоначально опубликованная в 2006 году книга не признавалась частью учебной программы до 2012 года. 2 апреля Рамдас Атавале провел пресс-конференцию и сжег копии страниц из учебника, предусмотренного в учебной программе по политическим и гражданским наукам. Атавале потребовал отставки профсоюзного министра по развитию человеческих ресурсов Капила Сибала, который также был президентом правления NCERT. Работники РПИ сожгли его чучело. Карикатура изображена на странице 18 первой главы под названием «Конституция, почему и как» в книге « Конституция Индии в действии » . На нем изображен Амбедкар, сидящий на улитке с надписью «Конституция» и щелкающий кнутом. За ним стоит Пандит Неру , также изображенный с кнутом. Подпись гласит: «Впечатление карикатуриста о «черепичьей скорости», с которой создавалась Конституция. Атавале заявил, что карикатура оскорбила создателя Конституции Индии, и с ответственными за это людьми необходимо разобраться. NCERT тоже оскорбила его, отметил он. Этот вопрос вызвал бурю негодования среди главных советников обеих палат парламента. Йогендра Ядав и Сухас Палшикар подали в отставку в пятницу после того, как правительство принесло извинения и пообещало удалить карикатуру. Выступая перед журналистами, Палшикар сказал, что, похоже, у правительства не было выбора, и поэтому решил согласиться с протестующими депутатами. «Карикатура была символом прогрессивного мировоззрения в образовании. Сейчас это отменено. Мы придерживаемся мнения, что как советники мы можем иметь другое мнение. Следовательно, мы не считаем уместным для нас занимать такое положение». больше." Сухас Палшикар — профессор кафедры политики и государственного управления Университета Пуны . [26]

Вскоре после того, как этот спор был разрешен, шахский имам мечети Фатехпури Мохд. Мукаррам Ахмед написал Капилу Сибалу с просьбой удалить средневековую картину, изображающую архангела Гавриила и другую картину паломников в Каабе, из главы «Центральные исламские земли» на том основании, что они противоречат шариату . Письмо от 10 сентября 2012 года также было отправлено главному министру Дели Шейле Дикшит , министру образования Киран Валии и руководителю NCERT Парвину Синклеру. «Джибрил (Габриэль) — главный ангел, который принес послания исламскому пророку . Картина в книге комична, изображая архангела. Во-вторых, в подписи к иллюстрации, изображающей паломников у Каабы, говорится, что они «трогательные». камень, хотя его принято целовать, но картина Джибриля самая неприятная, и ее нельзя терпеть», - сказал Ахмед в своем письме. Однако, отвергая это, Наджаф Хайдер, доцент Центра исторических исследований Университета Джавахарлала Неру сказал: «Картина Габриэля была взята из текста 13-го века под названием Аджаиб-уль-Махлукат , написанного известным ученым Казвини. Вторая иллюстрация была взята из коллекции фрагментированных произведений 15-го века. В письме только говорится, что картины противоречат шариату. и не указывает точно, что в них предосудительного. Более того, эти тексты (откуда взяты картины) были написаны в мусульманских судах людьми, которые были гораздо более образованными и набожными, чем кто-либо может утверждать сегодня». [27]

Изменения в содержании во время правления БДП (2014 – настоящее время)

[ редактировать ]

Стихотворение «Сабсе Хатарнак» хинди-поэта Паша было включено в учебник NCERT для учащихся 11-го класса хинди в 2006 году. В 2017 году БДП, связанное с правительством RSS, попыталось удалить его, но безуспешно. [28] [29]

В 2017 году NCERT внес два спорных изменения в учебник политологии XII класса «Политика в Индии с момента обретения независимости». Он изменил заголовок отрывка, описывающего беспорядки в Гуджарате 2002 года , с «Антимусульманские беспорядки в Гуджарате» на просто «Беспорядки в Гуджарате». . [30] [31] В другом учебнике XII класса, озаглавленном « Современная мировая политика », регион Аксай-Чин показан как спорная территория и окрашен в тот же цвет, что и Китай. По данным NCERT, спорная карта была не картой Индии, а картой Восточной и Юго-Восточной Азии, опубликованной Техасским университетом в Остине. [32] Карта была заменена через несколько месяцев после проверки СМИ. [33]

Перед началом 2019–20 учебного года NCERT решил вырезать из учебника истории для IX класса важные главы: об одежде и кастовых конфликтах; история крикета; и влияние колониального капитализма на крестьян и фермеров. Аналогичным образом, из учебника истории X класса были удалены главы «Националистическое движение в Индокитае», «Работа, жизнь и отдых – города в современном мире» и «Романы, общество и история». Директор NCERT Хрушикеш Сенапати подчеркнул, что у студентов должно быть время для занятий на свежем воздухе. Программа социальных наук, охватывающая историю, географию, политологию и экономику, состояла из 24 глав в классе IX по сравнению с 15 главами в естествознании и математике. Аналогичным образом, в классе X социальных наук было 28 глав по сравнению с 16 в естественных науках и математике. В результате этого общее количество глав по общественным наукам в классе IX и X сократилось до 20 и 25 соответственно. [34]

7 ноября 2020 года было подано заявление RTI с просьбой к NCERT предоставить источник, подтверждающий его утверждение о том, что храмы были реконструированы во время правления Аурангзеба . [35] [36]

NCERT объявила о своем решении удалить некоторые главы, посвященные Империи Великих Моголов , из учебников истории для 12-го класса, в которых партия БДП и многие ее политики, такие как Капил Мишра, приветствовали решение исключить часть истории Великих Моголов из учебников. Этот шаг по исключению истории Великих Моголов из учебной программы вызвал резкую критику со стороны различных фракций на политической арене. [37] [38]

Стёртые главы относятся к «Царям и хроникам»; Суды Великих Моголов (ок. 16-17 вв.)» из книги «Темы индийской истории. Часть II».

Из программы 11 класса были удалены такие главы, как «Центральные исламские земли», «Противостояние культур» и «Промышленная революция». Помимо этого, из книги по гражданскому праву для 12-го класса «Политика в Индии после обретения независимости» были удалены такие главы, как «Расцвет народных движений» и «Эра однопартийного доминирования».

Из учебников «Демократическая политика-II» для 10-го класса были удалены такие главы, как «Демократия и многообразие», «Народная борьба и движение», «Вызовы демократии».

NCERT удалил из новых учебников по политологии и истории для 12-го класса такие ссылки, как «неприязнь индуистских экстремистов к стремлению Махатмы Ганди к индуистско-мусульманскому единству» и запрет Раштрии Сваямсевак Сангха (RSS) после его убийства.

Сравнение нового учебника политологии для 12-го класса под названием «Политика в Индии со времени обретения независимости» с его старой версией показало, что упоминание о том, как «неуклонное стремление Ганди к индуистско-мусульманскому единству настолько спровоцировало индуистских экстремистов, что они предприняли несколько попыток убить Ганди». » также был удален из подтемы « Жертвоприношение Махатмы Ганди » в первой главе. [39]

Ганди «особенно не любили те, кто хотел, чтобы индуисты отомстили, или кто хотел, чтобы Индия стала страной для индуистов, точно так же, как Пакистан был для мусульман», также было удалено. Ссылки на подавление организаций, распространяющих межобщинную ненависть, запрет на некоторое время RSS и потерю привлекательности общинной политики также были удалены.

Ссылки на далитовского писателя Омпракаша Валмики были удалены из учебников по общественным наукам для 7 и 8 классов в рамках последней редакции. Из темы учебника 7 класса «Наше прошлое-2» исключены страницы 48 и 49. На этих страницах упоминалась «Императоры Великих Моголов: основные кампании и события».

Удаление также затронуло учебники по биологии и химии, поскольку теория эволюции и таблица Менделеева также были удалены из учебников NCERT для 10 класса. [40] [41]

В апреле 2024 года NCERT пересмотрел свою учебную программу по политологии для 11 и 12 классов. В результате изменений были исключены ссылки на несколько спорных событий в истории Индии, включая снос мечети Бабри Масджид, беспорядки в Гуджарате и роль хиндутвы в Индии. политика. NCERT объяснил эти изменения регулярными обновлениями, отражающими текущую позицию правительства. Критики, однако, утверждали, что изменения были политически мотивированы и направлены на преуменьшение роли этих событий в формировании современной Индии. [42]

По мнению историка С. Ирфана Хабиба , переписывание истории соответствует попыткам БДП навязать свою индуистскую националистическую пропаганду. [43] [44] Хабиб сказал: «Политизация учебников для студентов приводит к поляризации страны, представляя искаженное прошлое». Он далее назвал это «сознательным действием нынешнего правительства, направленным на дальнейшее религиозное разделение в Индии путем промывания мозгов молодым детям». Нынешнее правительство нападает на дух Индии, отравляя школьную программу». [44]

По словам Апурвананда , профессора Делийского университета , индуистское националистическое правительство Нарендры Моди «стремится изобразить Индию как исторически исключительно индуистскую страну». [45] Он добавляет: «Маргинализация Великих Моголов и мусульман в учебниках отражает то, с чем мусульмане в Индии Моди сталкиваются в реальной жизни. Недавние правки в учебниках являются частью культурного геноцида ». [45]

По словам Одри Трушке , историка из Университета Рутгерса , «вычеркивание Великих Моголов из учебников не вычеркивает их из истории Индии». [46] По словам Харбанса Мухии , историка средневековой Индии , возглавляемая Моди БДП использует стратегию для победы на следующих всеобщих выборах в 2024 году путем объединения голосов индуистов, прикрепляя версию о том, что индуисты находятся под угрозой со стороны мусульман. [46]

По мнению Адитьи Мукерджи , профессора современной истории Индии, исключение истории Великих Моголов из учебника было попыткой стереть историю конкретной общины, за которой обычно следует геноцид общины. [46] [47]

По словам политолога Сухаса Палшикара , удаление является «актом переписывания», добавив, что правительство БДП намерено «не упоминать неудобные факты». [48]

Около 1800 ученых, педагогов, преподавателей естественных наук, популяризаторов науки и граждан из различных авторитетных учреждений раскритиковали удаление теории эволюции Дарвина из учебников NCERT, заявив, что удаление глав по фундаментальным наукам серьезно затруднит мыслительный процесс студентов. Они написали открытое письмо правительству, призывая его продолжить преподавание теории эволюции. [49]

Сухас Палшикар и Йогендра Ядав , которые были главными консультантами по книгам по политологии, заявили, что им «стыдно быть связанными с этими учебниками» после рационализации книг NCERT, и написали письмо в NCERT с просьбой удалить их имена из книг по политологии. [50]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. Возглавляя перемены: 50 лет NCERT , NCERT, 19 августа 2011 г.
  2. ^ Мэтьюз, М. Мохан (2001). Индия, факты и цифры . Стерлинговые издательства. стр. 82–83. ISBN  9788120722859 .
  3. ^ Хоффман, Стивен А. (2001). «Историческое повествование и национальное государство в Индии». В Арвинде Шарме (ред.). Индуизм и секуляризм после Айодхьи . Пэлгрейв. стр. 95–122. ISBN  0-333-79406-0 .
  4. ^ Кумар, Кришна (4 ноября 1989 г.). «Секуляризм: его политика и идеология». Экономический и политический еженедельник . 24 (44/45): 2473+2475–2476. JSTOR   4395556 .
  5. ^ Ядав 1974 , с. 202.
  6. ^ Jump up to: а б Наир 2009 , с. 148.
  7. ^ Jump up to: а б с д Тапар 2014 .
  8. ^ Гопал, С. (январь 1978 г.). «Страх перед историей» . Семинар .
  9. ^ Наир 2009 , стр. 149–150.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бюро демократии, прав человека и труда. «Индия: Отчет о международной религиозной свободе, 2005 г.» . Государственный департамент США . Проверено 10 апреля 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  11. ^ Инженер Асгар Али (1985 г.). Индийские мусульмане: исследование проблемы меньшинств в Индии . Публикации Аджанты. п. 209. ИСБН  8120201396 .
  12. ^ Jump up to: а б Джафрелот 1996 , стр. 287–288.
  13. ^ Jump up to: а б Рудольф, Ллойд И.; Рудольф, Сюзанна Хобер (1983). «Переосмысление секуляризма: генезис и последствия разногласий по поводу учебников, 1977–79». Тихоокеанские дела . 56 (1): 15–37. дои : 10.2307/2758768 . JSTOR   2758768 .
  14. ^ «Резолюция о. Переориентация изучения средневековой истории Индии с целью содействия культурной и эмоциональной интеграции индийского народа». Официальные дебаты Раджья Сабхи (PDF) . Нью-Дели: Секретариат Раджья Сабхи. 1977. стр. 126–127. «Средневековая Индия», написанная доктором Ромилой Тапар, была прописана в качестве учебника, и в этой заметке делается попытка сказать, что доктор Ромила Тапар, с одной стороны, коммунист, а с другой — коммуналист. Использованы следующие слова: Коммунист» и «коммуналист». Я не могу прочесть все возражения в этой так называемой записке, но одна из вещей, которые в ней говорится, такова: «Эта книга в основном дает лишь более светлую сторону мусульманских правителей в Индии». "
  15. ^ Мукерджи, Мридула; Мукерджи, Адитья (декабрь 2001 г.). «Обзор». В группе историков Дели (ред.). Коммунализация образования: споры об учебниках истории (PDF) . Университет Джавахарлала Неру . Проверено 10 апреля 2015 г.
  16. ^ Р. Упадхьяй (26 февраля 2000 г.). «Оппозиция в Индии: в поисках реальных проблем» . Аналитическая группа Южной Азии . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 9 октября 2007 г.
  17. Знайте свою ценность в отношении разногласий вокруг NCERT, автор: К. Р. Малкани , Hindustan Times, 29 ноября 2001 г., архивировано на Hindustan.org.
  18. ^ «Сага о плагиате» . frontline.thehindu.com . Проверено 13 ноября 2019 г. .
  19. ^ «Рабочая таблица для 1 класса по английскому языку в формате PDF | Рабочие листы CBSE для 01 класса скачать бесплатно» . Индия празднует . 19 февраля 2021 г. Проверено 26 февраля 2021 г.
  20. ^ «БДП возражает против «детоксикации» учебников NCERT» . БДП. 1 июля 2005 г. Архивировано из оригинала 21 февраля 2005 г. Проверено 9 октября 2007 г.
  21. ^ «БДП разоблачает план УПА повозиться с учебниками истории» . «Трибьюн» , Чандигарх. 25 июня 2005 г. Проверено 9 октября 2007 г.
  22. ^ Гоэл, Сита Рам (1994). «Масштабы мусульманских злодеяний - II». История исламского империализма в Индии . Голос Индии . ISBN  81-85990-23-9 .
  23. ^ «NCERT вносит поправки в уроки по сикхизму – Times of India» . Таймс оф Индия . Проверено 1 декабря 2018 г.
  24. ^ «Борьба за гордость» . www.theweekendleader.com . Проверено 1 декабря 2018 г.
  25. ^ «НЦЭРТ попросил убрать из учебников мультфильм Амбедкара: Сибал» . Индус . ПТИ. 11 мая 2012 г. ISSN   0971-751X . Проверено 1 декабря 2018 г.
  26. ^ «Проблема мультфильмов впервые была поднята RPI» . Индус . Проверено 23 сентября 2012 г.
  27. ^ «У NCERT проблемы из-за изображения Джибриля, мусульманского паломника в учебнике истории» . Индия сегодня. 19 сентября 2012 года . Проверено 23 сентября 2012 г.
  28. ^ «Поклонники пенджабского поэта Автара Сингха Паша приветствуют обещание руководителя NCERT не удалять его стихотворение из учебников» . Индийский экспресс . 14 сентября 2017 г.
  29. ^ «Боязнь идей» . Линия фронта . 11 октября 2017 г.
  30. ^ «В новой книге NCERT антимусульманские беспорядки в Гуджарате теперь называются беспорядками в Гуджарате» . Индийский экспресс . 24 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 4 декабря 2020 г. Проверено 19 апреля 2021 г.
  31. ^ «Почему удаление слова «антимусульмане» из ссылки на книгу 12 класса о беспорядках в Гуджарате в 2002 году несправедливо» . www.dailyo.in . 24 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 г. Проверено 19 апреля 2021 г.
  32. ^ «НЦЭРТ дает разъяснения по поводу спора «Аксай-Китай»» . Новости АНИ . 23 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 года . Проверено 19 апреля 2021 г.
  33. ^ «NCERT заменит карту, показывающую Аксайчин как спорную территорию, в учебнике для 12 класса» . Индостан Таймс . 13 мая 2017 г. Архивировано из оригинала 20 сентября 2020 г. Проверено 19 апреля 2021 г.
  34. ^ «Главы истории удалены из школьных учебников, чтобы уменьшить давление» . Таймс оф Индия . 9 апреля 2019 г.
  35. ^ «Учебник истории утверждает, что Моголы ремонтировали индуистские храмы, пользователи Твиттера раздражены ответом NCERT на RTI» . АБП в прямом эфире . 14 января 2021 г.
  36. ^ «В книге NCERT утверждается, что Аурангзеб давал гранты на восстановление храмов, но нет информации об источнике» . ДНК Индии .
  37. ^ «Почему NCERT удалил главы, посвященные Моголам, из учебной программы по истории 12 класса?» . www.jagranjosh.com . 4 апреля 2023 г. Проверено 7 апреля 2023 г.
  38. ^ «Деловые новости сегодня: читайте последние деловые новости, живите в новостях рынка акций Индии, новости финансов и экономики | Mint» . www.livemint.com . Проверено 7 апреля 2023 г.
  39. ^ «Исключено из учебников NCERT: неприязнь индуистских экстремистов к Махатаме Ганди, запрет RSS после убийства» . Индийский экспресс . 5 апреля 2023 г. Проверено 7 апреля 2023 г.
  40. ^ Шарма, Динеш К. (23 апреля 2023 г.). «Биология без Дарвина. Дальше физика без Ньютона и Эйнштейна?» . Проволока (Индия) . Проверено 23 апреля 2023 г.
  41. ^ Кумар, Рохит (23 апреля 2023 г.). «H означает индуистскую Раштру: создается ли «рационализированная» периодическая таблица элементов?» . Проволока (Индия) . Проверено 23 апреля 2023 г.
  42. ^ Пореча, Майтри (5 апреля 2024 г.). «Пересмотр учебника: NCERT опускает некоторые ссылки на снос Бабри, беспорядки в Гуджарате, Манипур» . Индус . ISSN   0971-751X . Проверено 5 апреля 2024 г.
  43. ^ Хабиб, С. Ирфан (24 июня 2022 г.). «Дорогой NCERT, какую историю следует читать индийским студентам? Ту, которая собирает голоса?» . Квинт .
  44. ^ Jump up to: а б Джасвал, Сришти (14 апреля 2023 г.). «То, что правое правительство Индии вытирает из школьных учебников» . Аль Джазира .
  45. ^ Jump up to: а б «Чистка учебников в Индии: почему Моди так боится истории?» . Аль Джазира . 13 апреля 2023 г.
  46. ^ Jump up to: а б с «Индийские школьные учебники — последнее поле битвы индуистского национализма» . Время . 7 апреля 2023 г.
  47. ^ «Индийское правительство обвиняется в переписывании истории после внесения правок в школьные учебники» . Хранитель . 6 апреля 2023 г.
  48. ^ «Пересмотр школьных учебников по обществознанию в Индии вызывает споры» . Дипломат . 27 июля 2022 г.
  49. ^ Тхакур, Раджеш Кумар (22 апреля 2023 г.). «Ученые раскритиковали исключение теории Дарвина из программы X-класса» . Новый Индийский экспресс . Проверено 23 апреля 2023 г.
  50. ^ Чопра, Ритика (9 июня 2023 г.). « Стыдно быть связанным с этими учебниками»: консультанты просят NCERT исключить их имена из книг по политологии» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 9 июня 2023 года . Проверено 9 июня 2023 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Группа историков Дели (декабрь 2001 г.). Коммунализация образования: споры об учебниках истории (PDF) . Университет Джавахарлала Неру . Проверено 10 апреля 2015 г.
  • Рудольф, Ллойд И.; Рудольф, Сюзанна Хобер (1982). «Культурная политика, противоречия в учебниках и индийская идентичность». В Эй Джей Уилсон; Д. Далтон (ред.). Государства Южной Азии: проблемы национальной интеграции . Лондон: Херст.
  • В книгах NCERT будет глава, посвященная табаку (декабрь 2017 г.). NCERT Книги для обучения студентов вреду табака .
  • Лалл, Мари (2005). «Политика образования Индии при правительстве NDA». В Кэтрин Адени; Лоуренс Саез (ред.). Коалиционная политика и индуистский национализм . Рутледж. ISBN  0-415-35981-3 .
  • Лалл, Мари (2010). «Глобализация и фундаментализация учебных программ: уроки Индии». В Мари Лалл; Эдвард Викерс (ред.). Образование как политический инструмент в Азии . Тейлор и Фрэнсис. стр. 157–178. ISBN  978-0415595360 .
  • Шури, Арун (2014). Выдающиеся историки: их технологии, их линия, их мошенничество . ХарперКоллинз. ISBN   9351365921 ISBN   9789351365921
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5f10745a8ca93161bcaf12a5a60ae608__1722510840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/08/5f10745a8ca93161bcaf12a5a60ae608.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
NCERT textbook controversies - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)