Исаак Самуэль Реджио

Исаак Самуэль Реджио ( ЯШаР ) ( иврит : Ишар , Ицхак Шмуэль Реджио ) (15 августа 1784 — 29 августа 1855) — австро-итальянский учёный и раввин . Он родился и умер в Гориции .
Биография
[ редактировать ]Реджио изучал иврит и раввинику у своего отца, Авраама Виты, впоследствии раввина Гориции , приобретая в то же время в гимназии знания светской науки и языков. Отец Реджио, один из либеральных раввинов, поддерживавших Хартвига Вессели , уделял особое внимание религиозному обучению своего сына, который проявил необычайные способности к ивриту, и в возрасте четырнадцати лет написал метрическую панихиду о смерти Моисея Чефеца , раввина Гориция.
Помимо итальянского , своего родного языка, Реджио знал французский , немецкий и латынь , а также изучал несколько семитских языков в дополнение к ивриту. Он обладал феноменально ясным, если не глубоким, интеллектом, и, поскольку математика предлагала широчайшее поле для его аналитического таланта, поначалу она была его любимым занятием. В 1802 году он опубликовал в « Нойвидер Цайтунг» решение сложной математической задачи, что принесло ему репутацию математика. [1] Он также открыл новую демонстрацию теоремы Пифагора , получившую высокую оценку Коши , известного французского математика.
В 1803 году Реджо переехал в Триест , где в течение трёх лет был репетитором в доме богатой семьи. Там он подружился с Мордехаем Исааком де Колонья , после смерти которого (1824 г.) Реджио написал надгробную речь на итальянском языке. Он вернулся в Горицию в 1807 году, где год спустя женился на дочери богатого человека и начал самостоятельную учебную жизнь. Когда провинция Иллирия (1810 г.) стала французской зависимостью, Реджо был назначен французским губернатором профессором беллетристики , географии и истории и ректором лицея Гориции. Но три года спустя Иллирия снова стала австрийской провинцией, и австрийские антиеврейские законы вынудили Реджо уйти в отставку.
Затем он посвятил себя исключительно еврейской литературе и родственным предметам; он даже изучал каббалу , но чем больше он ее изучал, тем сильнее росло его отвращение к ее мистическим и якобы нелогичным доктринам. Взяв в качестве наставников Моисея Мендельсона и Хартвига Вессели , он затем прославил свое имя в связи с религиозной философией и действительно стал для итальянских евреев тем же, чем Мендельсон был для своих немецких единоверцев. В 1822 году был издан императорский указ, согласно которому никто не может быть назначен раввином, не получивший диплом философа, Реджо опубликовал в Венеции призыв на итальянском языке о создании раввинской семинарии, утверждая, что так же, как император не желает иметь раввинов лишенные философского образования, евреи также не желали иметь раввинов, не имевших раввинского образования. Этот призыв привел к созданию раввинской коллегии в Падуе , для которой Реджио разработал устав и образовательную программу.
Следуя примеру Мендельсона, Реджо стремился расширить знание иврита среди еврейских масс, переведя Библию на итальянский язык и написав к ней комментарий. Его простой, но ясный и привлекательный стиль произвел глубокое впечатление не только на итальянских, но даже на немецких евреев. Хотя он считал, что в основном текст Библии хорошо защищен от искажений, он признавал, что в него проскальзывали непроизвольные ошибки переписчиков и что не было бы грехом их исправить. [2] На упреки Меира Рандеггера (ум. 1853) по поводу его библейских исправлений Реджио ответил заявлением, что каждому разрешено интерпретировать текст в соответствии со своим пониманием, при условии, что такие интерпретации не противоречат принципам еврейской религии. [3]
Противник казуистики , Реджио отвергал агадические библейские интерпретации и пилпулистическое исследование Талмуда . Его преследовали многие немецкие раввины из-за его либеральных взглядов; даже его отец не полностью одобрял его методы. Тем не менее, в 1846 году, после смерти его отца, община Гёрица настояла на том, чтобы он принял должность раввина; он согласился, но отказался получать прилагаемую к этому зарплату. Проработав на этой должности десять лет, он подал в отставку.
Его работы
[ редактировать ]Реджио был выдающимся писателем. Он опубликовал:
- Маамар Тора мин ха-Шамаим (Вена, 1818 г.), о божественном авторитете еврейского закона, введение к его итальянскому переводу Торы .
- Сефер Торат Элохим (ib. 1821), Пятикнижие, с переводом на итальянский язык и комментарием на иврит.
- Ха-Тора веха-Философия (ib. 1827)
- Бехинат ха-Дат 'им Перуш ве-Хе'арот (ib. 1833), издание Дельмедиго Бехинат ха-Дат Элайджи , с комментариями и примечаниями.
- Иггерот Яшар (ib. 1834-36), сборник экзегетических, философских и исторических трактатов в форме писем другу.
- Маамар ха-Тиглахат (ib. 1835), решение («песах»), разрешающее брить бороду Чол Ха-Моеду ; эта работа вызвала два протеста: один со стороны Якоба Иезекииля ха-Леви под названием «Тиспорет Лулианит», Берлин, 1839 г., и один со стороны отца Реджио под названием «Тиглахат ха-Маамар», Ливорно, 1844 г.)
- Рукописный комментарий Абена Эсры к Исходу (Прага, 1840 г.), напечатанный и изданный М. И. Ландау в Лейпциге К. Л. Фриче. [4]
- Мафтах эль Мегилат Эстер (Вена, 1841 г.)
- Мазкерет Яшар (ib. 1849), библиографический очерк (подарен друзьям на шестьдесят пятом году жизни), в котором он перечисляет 103 произведения.
- Бехинат ха-Каббала (Гёриц, 1852 г.)
- Ялкут Яшар (ib. 1854), Collectanea, включая защиту Реджио мнения, согласно которому Книга Исайи 40–66 принадлежит автору, жившему после вавилонского плена .
Он написал также метрический итальянский перевод Книги Исайи (Удине, 1831), а также перевел на итальянскую прозу книги Иисуса Навина , Руфи и Плача , трактат «Пиркей Авот » и Моисея Мендельсона переписку с Лафатером о религии. В примечаниях к Элайджи Дельмедиго Реджио » « Бехинат ха-Дат часто дополняет или критикует эту работу; он, кроме того, опровергает Аарона Хорина в примечаниях 8, 15–19 и нападает на Каббалу в примечаниях 9–13. Следует отметить, что тринадцатью годами ранее Моисей Куницер напечатал в своей книге «Сефер ха-Мезареф» письмо Реджио в защиту каббалы.
Реджио был неутомимым автором большинства еврейских журналов своего времени и умелым апологетом. Он также был редактором «Биккуре Иттим ха-Хадашим», Буша еврейской части «Яхрбюхера» (Вена, 1845 г.), и «Мегед гереш Йерахим», приложения к Центральному органу для еврейских интересов (ib., 1849 г.). Можно добавить, что Реджо был весьма способным художником. Его рисунков и картин имеется более двухсот, в том числе портреты многих еврейских знаменитостей, а нарисованная им карта хранится в библиотеке Триеста. В 1812 году он написал всю Книгу Эстер на небольшом кусочке пергамента длиной в полторы ладони. Он оставил также большое количество неопубликованных произведений, среди которых проповеди и стихи на иврите и итальянском языке.
Его философия
[ редактировать ]Наиболее важными произведениями Реджио являются «Ха-Тора веха-Пилусуфия», «Мафтеах эль-Мегилат Эстер» и «Бехинат ха-Каббала» . Первый, религиозно-философский очерк в четырех разделах («маамарим»), был написан как ответ раввинам старой школы, протестовавшим против создания раввинской коллегии в Падуе . Следует пояснить, что Реджио применяет термин «философия» ко всем исследованиям, выходящим за рамки Талмуда и раввиники. Реджио не только пытается примирить еврейскую религию с современной наукой, но и пытается доказать, что они незаменимы друг для друга. Одна глава, озаглавленная «Ха-Олам веха-Адам», была переиздана Мартине в его «Тиферет Исраэль» (Бамберг, 1837 г.). Еще одна глава, в которой обсуждалось, противоречит ли Тора каббале, была вычеркнута цензурой. Позже эта глава была заимствована С.М. Розенталем, который опубликовал ее в издании Фюрста « » Леона Модены Ари Нохема . [5]
«Мафтеах эль Мегилат Эстер» представляет собой введение к Книге Эстер и заслуживает особого внимания ввиду своей оригинальности. Сделав вывод, что персидским царем в этой книге был Дарий Гистасп , Реджио показывает, что главной целью писателя было доказать, что Дарий был первым, кто учредил этот пост. Тщательно анализируя текст, Реджио утверждает, что Мардохей ни в коем случае не был таким великим человеком, каким его утверждают раввины, а, напротив, был обычным евреем; ибо он не только не дал религиозного образования своей приемной дочери Есфири, но даже приказал ей отказаться от своей расы и религии. В его отказе поклониться Аману не было необходимости, поскольку такой поступок не нарушил бы какой-либо еврейский религиозный закон. Даже когда ему сообщили о неминуемой опасности для его единоверцев, вытекающей из его бессмысленного отказа, он не прибегал к молитве и посту; это сделала Эстер. О его бесчеловечности свидетельствует его приказ убивать женщин и детей ( Эст. 8:11). Впоследствии, когда Мардохей обрел великую власть, он не сделал ничего, чтобы улучшить участь своих братьев в Иерусалиме (сравните Неем. 9:36-37). Такая точка зрения на Реджио вызвала протест со стороны Исаака Баера Левинсона . [6] и подвергся резкой критике со стороны Мендельсона. [7]
« Бехинат ха-Кабала» представляет собой издание Леона Моденского двух брошюр «Кол Сакаль» и «Шаагат Арье» ; эти Реджио снабжены предисловием и сотней критических примечаний, составляющих вторую часть работы. В предисловии Реджио изложил биографию Леона Модены. Примечания представляют собой самостоятельные трактаты, в которых глава за главой рассматриваются произведения Модены, то дополняющие, то опровергающие его взгляды. Главный аргумент Реджио заключается в том, что большинство постановлений Талмуда не предназначались для постоянного соблюдения; их практиковали только строгие фарисеи . Он заявляет, что лишь намного позже казуисты (« посехим ») установили такие постановления как часть Закона. Следовательно, Модена во многих случаях ошибалась, нападая на талмудистов. Теория Реджио была опровергнута Саймоном Штерном в предисловии к его немецкому переводу сочинений Модены, опубликованному под названием Der Kampf des Rabbiners Gegen den Talmud im XVII. Ярхундерт.
Ссылки
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Исидор Зингер ; Макс Селигсон (1901–1906). «Исаак Самуэль Реджио» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.