Римско-католическая архиепископия Санта-Фе
Архиепископия Санта-Фе Архиепископия Святой Веры в Северной Америке Архиепископия Санта-Фе | |
---|---|
Расположение | |
Страна | Соединенные Штаты |
Территория | 19 округов на северо-востоке Нью-Мексико |
Церковная провинция | Санта Фе |
Статистика | |
Область | 61 142 квадратных миль (158 360 км ) 2 ) |
Население - Общий - Католики | (по состоянию на 2014 год) 1,473,000 323,850 (22%) |
приходы | 93 |
Информация | |
Номинал | католик |
независимая церковь | Латинская церковь |
Обряд | Римский обряд |
Учредил | 19 июля 1850 г. ( 174 года назад) |
Кафедральный собор | Соборная базилика Святого Франциска Ассизского |
покровитель | Святой Франциск Ассизский [ 1 ] |
Текущее руководство | |
Папа Римский | Фрэнсис |
Архиепископ | Джон Чарльз Вестер |
Карта | |
Веб-сайт | |
archdiosf.org |
Архиепископия Санта-Фе Латинской в юго-западном регионе США территория — церкви церковная или епархия в штате Нью-Мексико . В то время как материнская церковь , соборная базилика Святого Иоанна Крестителя, является крупнейшей церковью в мире. Святой Франциск Ассизский находится в Фе , Альбукерке. Санта- В состав епархии входят графства Апривер , Таос , Колфакс , Юнион , Мора , Хардинг , Лос-Аламос , Сандовал , Санта-Фе , Сан-Мигель , Куэй , Берналильо , Валенсия , Сокорро , Торранс , Гваделупе , Де Бака , Рузвельт и Карри . Нынешним архиепископом является Джон Чарльз Вестер , который был поставлен на престол 4 июня.
Архиепископия объявила, что подаст заявление о защите от банкротства 29 ноября 2018 года, несмотря на десятки продолжающихся судебных исков, связанных со скандалом о сексуальном насилии , который длится десятилетиями, и новым расследованием генерального прокурора штата по поводу действий Католической церкви в отношении неправомерных действий со стороны его духовенство. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Затем в июне 2019 года было объявлено о банкротстве, а в октябре 2022 года был принят план банкротства. [ 5 ] [ 6 ]
История
[ редактировать ]Истоки католицизма в Нью-Мексико
[ редактировать ]История католицизма в районе Санта-Фе началась в середине 16 века, с приходом в этот район испанцев. Хотя конкистадоры уже прошли через то, что сейчас известно как Нью-Мексико, в поисках золота и серебра еще в 1527 году, первое постоянное поселение появилось в этом районе только в 1598 году. В том же году Хуан де Оньяте прибыл из Новой Испании с 500 Испанские поселенцы и почти 7000 голов скота. [ 7 ] С ним приехали десять священников -францисканцев , которые основали первые испанские миссии в Нью-Мексико . [ 8 ] В частности, миссия Сан-Мигель считается одной из старейших церковных построек, первоначально построенных на континентальной части Соединенных Штатов. Первоначальные глинобитные стены и алтарь были построены индейцами Тлашкалан из Мексики в 1610 году, но большая часть конструкции была перестроена в 1710 году (см. Список старейших церквей в Соединенных Штатах ).
В 1608 году францисканцы обратили в католицизм более 7000 местных жителей. В то время как туземцы посещали мессу и вели себя как католики, коренные жители Пуэбло продолжали исповедовать свои местные обычаи и верования, к большому огорчению миссионеров. [ 9 ] Несмотря на попытки объявить вне закона использование энтеогенных препаратов , а также конфискацию масок, молитвенных палочек и чучел, используемых в религиозных церемониях, попытки полностью обратить туземцев в свою веру так и не были полностью успешными. Хотя первые попытки миссионеров обратить индейцев пуэбло можно рассматривать как неудачу, прозелитистский аспект испанской колонизации и сила миссии сохранялись. В конечном итоге это привело к напряженности между гражданской администрацией и духовенством. Испанский губернатор Бернардо Лопес де Мендисабаль пытался защитить права коренных жителей, обеспечивая соблюдение трудовых прав и позволяя туземцам практиковать местные религиозные церемонии. В ответ миссионеры арестовали губернатора и передали его мексиканской инквизиции , где он был признан виновным в ереси . [ 10 ] Это обеспечило власть миссионеров, которые навязывали свои строгие правила местному населению.
Это строгое теократическое правление, навязанное уроженцам Пуэбло, привело к тому, что сейчас известно как Восстание Пуэбло . В ответ на арест 47 знахарей-пуэбло и казнь четырех индеец-пуэбло по имени Попе в 1680 году возглавил восстание с целью изгнания испанцев из этого района. [ 11 ] Было убито 400 испанских поселенцев, в том числе 21 из 33 францисканских миссионеров. Остальные, включая многих индийских рабов, отступили на юг, в Эль-Пасо-дель-Норте . [ 12 ] После восстания туземцы уничтожили все элементы католицизма в этом районе и очистились в ритуальной ванне. Их независимость была недолгой, и испанцы вернулись в 1692 году. После возвращения францисканских священников туземцы смогли практиковать свои традиционные ритуалы, церемонии и религию. [ 13 ]
По словам Архиепископии Санта-Фе, период после завоевания Нью-Мексико до обретения Мексикой независимости был временем примирения и роста. Хотя с обеих сторон по-прежнему продолжались злоупотребления и репрессии, последующие столетия породили «поистине уникальную» форму католицизма, отражающую культурные и исторические обстоятельства региона. [ 14 ]
Мексикано-американская война, Зубирия и кольцо Санта-Фе
[ редактировать ]В 1833 году Хосе Антонио Лауреано де Субирия-и-Эскаланте был назначен епископом Дуранго. Большая часть миссии Зубирии как епископа заключалась в укреплении связи между католицизмом и мексиканским национализмом. Зубирия планировал укрепить эту связь, восстановив институциональную иерархию церкви. Хотя он и добился заметного успеха, присоединение Нью-Мексико к Соединенным Штатам после американо-мексиканской войны (1846–1848) усложнило его планы. Большие части территории, которая когда-то подпадала под его юрисдикцию, внезапно стали территорией Соединенных Штатов, что усложнило понятие национальной, расовой и религиозной идентичности.
Была попытка ввести в регион евро-американское духовенство как способ вытеснить мексиканских священников и «американизировать» католическую церковь там, что создало напряженность между американцами мексиканского происхождения и американцами евро-американца. В то время большое количество американцев европейского происхождения считали католицизм «суеверной» церковью и считали, что мексиканцы, веря в это, были неполноценными в расовом отношении. [ 15 ] Между американцами евро-американского происхождения и американцами мексиканского происхождения, живущими в Нью-Мексико и других частях Юго-Запада, возник разрыв, который вызвал множество проблем для американцев мексиканского происхождения, которые идентифицировали себя с католицизмом. Евроамериканцы, пришедшие на смену мексиканским священникам, считали, что ассимиляция с американской культурой жизненно важна, и использовали расистские идеи, чтобы оправдать изменения, которые они вносили в католическую церковь. Однако Зубирия по-прежнему имела юрисдикцию над Донья-Ана, Ла-Месильей и Лас-Крусесом, что не позволяло недавно назначенному епископу Санта-Фе Жану Лами и его священнослужителям въезжать в Южный Нью-Мексико до 1868 года. Хосе Хесус Бака, священник, первоначально назначенный Зубирией, спросил: переход в архиепархию Дуранго после изменений. В ответ Зубирия назначил его руководить всеми крупными приходами на юге Нью-Мексико (Мора). Бака чувствовал себя наиболее комфортно в одном из приходов, названном Месилья, где он решил занять политическую позицию как часть Церкви, продолжая миссию сопротивления Зубирии. [ 15 ]
Бака стал политически активным в этом районе, оказывая поддержку Республиканской партии . Он поддерживал кандидатов от республиканской партии, потому что чувствовал, что это соответствует его католической вере, и что мексиканцы, поддерживающие демократов, «предают» свою религию. Несмотря на его поддержку республиканцев, в 1871 году Бака и Хосе Мануэль Гальегос , который был демократом, разделяли резкое сопротивление французскому контролю над приходами Нью-Мексико. Гальегос проиграл выборы, потому что его приверженность католицизму, казалось, внушила его оппонентам, что он предан Мексике, а не Соединенным Штатам. После этого Бака рассматривал Гальегоса как угрозу мексиканским католикам из-за его политической позиции. Бака призвал «лояльных католиков» голосовать за оппонента Гальегоса, полагая, что это позволит Баке и другим мексиканским американским священникам продолжать осуществлять юрисдикцию над приходами на юге Нью-Мексико.
К несчастью для Бака, победа республиканцев не гарантировала, что он и другие мексиканские священники сохранят контроль над этими приходами. Выборы 1872 года подготовили почву для создания Кольца Санта-Фе. Кольцо Санта-Фе представляло собой группу влиятельной и влиятельной элиты в Нью-Мексико, которая манипулировала системой общинных земельных грантов с целью накопления земли. Хотя Бака предсказал, что мексиканцы потеряют контроль над приходами на юге Нью-Мексико с избранием демократа, потеря земель все равно произошла из-за огромного количества власти, которой обладало Кольцо Санта-Фе.
Американцы мексиканского происхождения, которые контролировали приходы на юге Нью-Мексико, постепенно начали уступать власть евроамериканцам. Этот период времени оказался временем острого конфликта между американцами мексиканского происхождения и американцами европеоидного происхождения. Американцы мексиканского происхождения, живущие в этом районе, столкнулись с чрезвычайными трудностями из-за своей веры. Попытки евроамериканцев ассимилировать американцев мексиканского происхождения создали разногласия между ними и привели к продолжающемуся замалчиванию американского населения мексиканского происхождения в Соединенных Штатах.
Основание архиепархии Жаном Лами
[ редактировать ]После американо-мексиканской войны Договор Гваделупе-Идальго предоставил Соединенным Штатам власть над большой территорией, которая ранее находилась под контролем Мексики, включая Нью-Мексико. Территория, которая сейчас включает архиепархию Санта-Фе, изначально была частью архиепархии Дуранго в Мексике под властью епископа Хосе Антонио Лауреано де Субирия . После этой аннексии территория попала под юрисдикцию Католической церкви США .
В 1851 году Папа Пий IX создал Апостольский викариат Нью-Мексико и назначил Жана-Батиста Лами его первым епископом. До своего назначения в Санта-Фе Лами был назначен в Данвилл, штат Огайо, в 1839 году после того, как сопровождал Джона Баптиста Перселла в Соединенные Штаты из южной Франции. [ 16 ] Жан Лами сыграл решающую роль в создании архиепархии Санта-Фе. Названный его епископом, Жан Лами путешествовал и в конце концов прибыл в Санта-Фе летом 1851 года.
Оказавшись там, Лами был проинформирован, что духовенство еще не признало его епископом, поскольку предыдущий епископ Зубирия еще не подтвердил это изменение. Лами взял на себя обязательство посетить Зубириа в Дуранго, чтобы подтвердить этот переход. Даже после этого визита конфликт между Лами и Зубирией продолжился. Субирия оставался епископом Дуранго , хотя после Гваделупского договора территория стала намного меньше. Основной конфликт между Зубирией и Лами был по поводу того, кто будет управлять югом Нью-Мексико. Когда Лами вернулся в Санта-Фе в 1852 году, стало очевидно, что его беды только начались. Когда Лами стал епископом, в Санта-Фе возникло множество споров. Многие из первоначальных действий, которые Лами предпринял в качестве епископа, не понравились прихожанам Нью-Мексико, и его решения противоречили многим епископам до него. Например, Лами объявил вне закона Братство-Покаявшееся и отлучил от церкви пятерых священников, которые сожительствовали с женщинами вне брака. Более того, Лами имел известную неприязнь к культуре Новой Мексики, и это стало очевидным из его обращения с мексиканскими священнослужителями. Лами сначала выразил свою неприязнь, назначив священнослужителей. Они не только не были местными, но он решил назначить как французских священников, так и европейцев, что не устраивало мексиканских католиков, живущих в Нью-Мексико. [ 17 ] Он продолжал выражать эту неприязнь, увольняя священников-диссидентов и приказывая построить собор, соответствующий западной архитектуре, а не более распространенному мексиканскому стилю церквей. Такое отношение к «американизации» католической церкви в Нью-Мексико создало напряженность между преимущественно мексиканским духовенством и ныне западной администрацией. прихода Таос Мексиканский священник из Антонио Хосе Мартинес составил список жалоб на Лами, подписанный многими другими священнослужителями. [ 16 ] Одна конкретная жалоба касалась отстранения Лами священника Хосе Мануэля Гальегоса , что вызвало разногласия как среди духовенства, так и среди прихожан, которые подали еще одну петицию в поддержку Гальегоса. Затем Гальегос баллотировался на пост в Нью-Мексико как демократ.
Еще больше споров возникло, когда Лами назначил Дамасо Таладрида вместо Мартинеса на посту священника в Таосе. Таладрид не пользовался популярностью среди духовенства, и многие сомневались в решении Лами назначить священником неуроженца. В романе 1927 года « Смерть приходит за архиепископом » Уилла Катер пишет о персонаже, исполняющем роль Лами. Ее изображение первых священников в Нью-Мексико негативно отражает культуру Новой Мексики и описывает действия Лами по назначению французов и европейцев как акт подавления мексиканского влияния в церкви. [ 18 ] Пребывание Лами на посту архиепископа Санта-Фе началось с ряда задержек и противоречий и только ухудшилось после его решения объявить Братство Кающегося вне закона , что в конечном итоге стало известно как его крупнейшая первоначальная реформа.
Первоначальные реформы
[ редактировать ]Пренебрежение католической церковью к американцам мексиканского происхождения проложило путь для Братства Пенитенте в Нью-Мексико. Братство Пенитенте — это католическое братство мирян, действующее до сих пор. Penitentes верят в три основных принципа; благотворительность, молитва и подача хорошего примера. Помимо удовлетворения религиозных потребностей сообщества, в центре их убеждений были взаимопомощь и общественная благотворительность. Penitentes приобрели популярность в Нью-Мексико в 1820-х годах после обретения Мексикой независимости. После обретения независимости Католическая церковь вывела своих священнослужителей и священников из этого района, создав религиозную пустоту для жителей Нью-Мексико, которую заполнило Братство Пенитенте. Penitentes долгое время были источником напряженности внутри католической церкви, задолго до их основания в Нью-Мексико. Во многом это напряжение возникает из-за практики бичевания, которая исторически была очень важной идеей в народном католицизме. Бичевание можно определить как порку или избиение либо как религиозное наказание, либо как средство сексуального удовлетворения. (определения гугла) Бичевание можно сделать и самому себе, что еще больше усложняет обсуждение. Братство Пенитенте было известно актами насилия по отношению к себе, особенно в том, что они носили только белые хлопчатобумажные брюки с шарфом, чтобы скрыть нижнюю часть лица, тащили тяжелые кресты и били себя кнутом. Многие из этих актов бичевания происходят каждую пятницу Великого поста , на протяжении Страстной недели и по пятницам между Страстной неделей и Пятидесятницей . Более того, по мере приближения конца Великого поста эти акты покаяния становятся более открытыми для публики, в первую очередь в молитвенных домах, называемых Морадас. [ 19 ]
Задолго до своего основания в Нью-Мексико братство и его вера в бичевание подвергались критике со стороны религиозных лидеров и правительств. Папа Климент VI издал буллу против бичевания в 1300-х годах, и немецкие епископы также запретили собрания немецких бичевателей в этот период. В Испании королевская седула 1777 года запрещала некоторые виды поведения Penitente, особенно бичевание. Эта реформа будет проведена Испанией в Мексике и вступит в силу также в Нью-Мексико. Даже мексиканские священники хотели сохранить Братство в тайне. В феврале 1833 года приходской священник Антонио Хосе Мартинес с молчаливого одобрения епископа Субирии запретил публичные акты покаяния, но все же разрешил совершать эту практику ночью и наедине. Он понимал, какой силой обладает Penitente, и позволял группе существовать до тех пор, пока практика бичевания оставалась конфиденциальной. Затем священник Мартинес получил известность в 1847 году, когда возглавил восстание, в ходе которого был убит губернатор. Чарльз Бент , первый американский губернатор недавно приобретенных территорий в Нью-Мексико.
После аннексии территории Соединенными Штатами изолированное мексиканское духовенство и набожные католики обратились к Penitente. В 1851 году Папа Пий IX создал Апостольский викариат Нью-Мексико и назначил Жана Лами его первым епископом. Жозеф Лами, француз, категорически не одобрял бы братство и в дальнейшем хотел бы объявить его вне закона. Братство Пенитенте не подчинилось своему епископу и превратилось в более секретное общество, каким оно и является сегодня.
Еще одна область, над прекращением которой работали Католическая церковь и, в частности, Лами, - это сожительство, определяемое как «отношения между людьми, сожительствовавшими без выгоды брака». [ 20 ] Эта деятельность дезавуируется Католической церковью. Одним из способов, с помощью которого Лами хотел положить конец такого рода отношениям, было отлучение от церкви пятерых испаноязычных священнослужителей для сожительства. [ 21 ] Например, одним из священнослужителей, которого исключил Лами, был Хосе Мануэль Гальегос. Некоторые даже утверждают, что прекращение сожительства было одной из причин, по которой Джин Лами была отправлена в Нью-Мексико. Например, один миссионер, выступавший за отправку Лами в Соединенные Штаты, сказал, что касается Нью-Мексико, он «до сих пор жалко называет себя католической страной… Немногие священники лишены руководства и дисциплины. соблюдают религиозные обряды, а некоторые из них живут в открытом сожительство». [ 22 ]
Иски о сексуальном насилии и банкротство
[ редактировать ]Архиепископия объявила, что подаст заявление о защите от банкротства 29 ноября 2018 года после десятков продолжающихся судебных исков, связанных со скандалом о сексуальном насилии, который длится уже несколько десятилетий. [ 2 ] [ 4 ] Генеральный прокурор штата также приказал провести новое расследование действий католической церкви в отношении неправомерных действий ее духовенства. [ 2 ] [ 4 ] 21 июня 2019 года Архиепископия Санта-Фе официально подала заявление о банкротстве по главе 11 после того, как было объявлено, что 395 человек подали в суд на Архиепископию за сексуальное насилие в прошлом. [ 5 ]
До подачи заявления о банкротстве Архиепископия передала активы на сумму более 150 миллионов долларов в трасты и зарегистрированные в них приходы. В октябре 2020 года судья по делам о банкротстве постановил, что лица, пережившие насилие, могут подавать иски, утверждая, что эти переводы были мошеннической попыткой избежать более крупных выплат жертвам. [ 23 ] Утверждалось также, что такая стратегия вписывается в более широкую схему аналогичного сокрытия активов Католической церковью от заявлений о банкротстве, связанных со злоупотреблениями, по всей стране. [ 24 ]
По состоянию на апрель 2024 года архиепископия Санта-Фе остается в состоянии банкротства, при этом по крайней мере один истец утверждает, что одно из основных условий мирового соглашения - то, как архиепископия согласилась составить список достоверно обвиняемых священнослужителей, - все еще нарушается церковными чиновниками. [ 25 ]
Епископы
[ редактировать ]Апостольский викарий Нью-Мексико
[ редактировать ]- Жан-Батист Лами (1850–1853), титул изменен на епископа Санта-Фе с основанием епархии.
Епископ Санта-Фе
[ редактировать ]- Жан Батист Лами (1853–1855) возведен в сан архиепископа.
Архиепископы Санта-Фе
[ редактировать ]- Жан-Батист Лами (1855–1885)
- Жан-Батист Сальпуант (1885–1894; архиепископ-коадъютор 1884–1884)
- Пласид Луи Шапель (1894–1897; архиепископ-коадъютор 1891–1894), назначен архиепископом Нового Орлеана , а затем апостольским делегатом на Кубе и Пуэрто-Рико и чрезвычайным посланником на Филиппинах.
- Питер Бургад (1899–1908)
- Иоанн Креститель Питавал (1909–1918)
- Альберт Дэгер , OFM (1919–1932)
- Рудольф Геркен (1933–1943)
- Эдвин Бирн (1943–1963)
- Джеймс Питер Дэвис (1964–1974)
- Роберт Форчун Санчес (1974–1993)
- Майкл Джарбо Шиэн (1993–2015)
- Джон Чарльз Вестер (2015 – настоящее время)
Вспомогательные епископы
[ редактировать ]- Иоанн Креститель Питавал (1902–1909), назначен архиепископом этой архиепархии.
- Сидней Мэтью Мецгер (1939–1941), назначен епископом Эль-Пасо.
Другие священники этой епархии, ставшие епископами
[ редактировать ]- Артур Тафойя , назначен епископом Пуэбло в 1980 году.
- ( Джеффри Нил Стинсон , бывший епископальный епископ, а затем священник этой архиепархии, был назначен ординарием кафедры Святого Петра в 2012 году, но не смог стать католическим епископом)
Церкви
[ редактировать ]Кафедральный собор
[ редактировать ]Епископ Жан-Батист Лами начал строительство соборной базилики Святого Франциска Ассизского (широко известного как собор Святого Франциска ) в 1869 году. Это будет третья церковь, занимающая этот участок земли. Первой была часовня, построенная -францисканцами монахами в 1610 году. был разрушен во время восстания пуэбло 1680 года; второй была глинобитная приходская церковь, построенная в 1717 году, которую заменил собор Св. Франциска. Строительство не было завершено до 1884 года, когда епархия стала архиепархией , а собор , посвященный святому Франциску Ассизскому, стал ее материнской церковью . Архиепископ Лами погребен на алтарном этаже собора, а бронзовая статуя, освященная в 1925 году, стоит в его память у главного входа в собор.
Он был построен в романском стиле, характерном для родной Франции епископа Лами. Интерьер отражает пастельные тона Нью-Мексико; Скамьи сделаны из светлого дерева, а стены и колонны выкрашены в темно-розовый цвет с бледно-зеленой отделкой. Камень для здания был добыт на территории нынешнего Лами, штат Нью-Мексико , названной в честь архиепископа, а витражи были импортированы из Франции. Первоначально предполагалось, что собор будет иметь два шпиля, возвышающиеся над его знаменитыми колокольнями, но из-за затрат это было отложено и, наконец, отменено, что придало колокольням очень характерный вид.
Часовня Конкистадоры
[ редактировать ]Прилегающая часовня Конкистадоры — это все, что осталось от второй церкви. В этой крошечной часовне, построенной в 1714 году, находится Конкистадора , старейшая Мадонна в Соединенных Штатах, привезенная монахами-францисканцами в 1626 году. [ нужна ссылка ]
Возведение в базилику
[ редактировать ]15 июня 2005 года архиепископ Шиэн объявил, что Бенедикт XVI объявил собор базиликой Папа . Собор был официально возведен 4 октября 2005 года. Его полное название — Собор Святого Франциска Ассизского — впоследствии было изменено на Соборная базилика Святого Франциска Ассизского . Возвышение собора базилики Святого Франциска - Архиепископия Санта-Фе
Часовня Лоретто
[ редактировать ]В архиепархии также находится капелла Лоретто , в которой есть восходящая винтовая лестница — здание, которое сестры Лоретто считают чудом из -за необычной конструкции лестницы ( см. в капелле Лоретто более подробное обсуждение ).
Образование
[ редактировать ]Средние школы
[ редактировать ]- Средняя школа Святого Михаила - Санта-Фе
- Средняя школа Святого Пия X - Альбукерке
Суфраган видит
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Anton Docher
- Католическая церковь по странам
- Католическая церковь в США
- Церковная провинция Санта-Фе
- Католическая церковь по странам
- Жан-Батист Лами
- Список католических архиепархий (по странам и континентам)
- Список католических епархий (в алфавитном порядке) (включая архиепархии)
- Список католических епархий (структурированный вид) (включая архиепархии)
- Список католических соборов в США
- Список католических епархий в США
- Часовня Лоретто
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Пастырское послание к 150-летию Архиепископии Санта-Фе» .
- ^ Jump up to: а б с «Архиепископия Санта-Фе объявляет о банкротстве» . Лас-Крусес Сан-Ньюс .
- ^ Моссрмосс, Ребекка (9 июня 2019 г.). «Срок подачи исков о злоупотреблениях против Архиепископии Санта-Фе приближается» . Новости Таоса .
- ^ Jump up to: а б с Хейвуд, Федра (9 ноября 2018 г.). «Архиепископии Санта-Фе предъявлено пять новых исков о сексуальном насилии» . Санта-Фе, Нью-Мексико .
- ^ Jump up to: а б "По делу о банкротстве церкви подано 395 исков" .
- ^ «Архиепископия Санта-Фе подает план банкротства» . Ассошиэйтед Пресс . 12 октября 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Симмонс, Марк (1991). Последний конкистадор: Хуан де Оньяте и заселение далекого Юго-Запада . Западные биографии Оклахомы. Норман: Университет Оклахомы Пресс. стр. 96, 111. ISBN. 978-0-8061-2338-7 .
- ^ Райли, Кэрролл Л. (1995). Рио-дель-Норте: жители Верхнего Рио-Гранде с самых ранних времен до восстания пуэбло . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты. стр. 247–251 . ISBN 978-0-87480-466-9 .
- ^ Форбс, Джек Д. (1960). Апачи, навахо и испанцы (1-е изд.). Норман: Университет Оклахомы Пресс. п. 112 . LCCN 60013480 .
- ^ Санчес, Джозеф П. «Николас де Агилар и юрисдикция Салинаса в провинции Нью-Мексико, 1659–1662», Revista Complutense de Historia de América , 22, Servicio de Publicaciones, UCM, Мадрид, 1996, 139–159
- ^ Сандо, Джо С. (1992). Народы пуэбло: восемь веков истории индейцев пуэбло (1-е изд.). Санта-Фе, Нью-Мексико: Ясный свет. п. 63. ИСБН 978-0-940666-07-8 .
- ^ Флинт, Ричард и Ширли Кушинг. « Антонио де Отермин и восстание пуэбло 1680 года. [ постоянная мертвая ссылка ] .» Офис государственного историка Нью-Мексико, по состоянию на 13 декабря 2016 г.
- ^ Кесселл, Джон Л. (1979). Кива, крест и корона: индейцы Пекос и Нью-Мексико, 1540–1840 гг . Вашингтон: Служба национальных парков, Министерство внутренних дел США: на продажу Supt. документов, печать США. Выключенный.
- ^ «400 лет католицизма в Нью-Мексико - архиепископии Санта-Фе» . www.archdiocesesantafe.org . Архивировано из оригинала 24 июня 2016 г. Проверено 15 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Мора, Энтони П. (2011). Пограничные дилеммы: расовая и национальная неопределенность в Нью-Мексико, 1848–1912 гг . Дарем, [Северная Каролина]: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-4783-5 .
- ^ Jump up to: а б «Офис государственного историка Нью-Мексико | люди» . newmexicohistory.org . Проверено 15 декабря 2016 г.
- ^ Хорган, Пол (2003). Лами из Санта-Фе (1-е изд. Издательства Уэслианского университета). Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. ISBN 978-0-8195-6532-7 .
- ^ Кэтэр, Вилла (1955). Смерть приходит за архиепископом . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Современная библиотека. ISBN 978-0-394-60503-6 .
- ^ Кэрролл, Майкл П. (2002). Братство Пенитенте: патриархат и испано-католицизм в Нью-Мексико . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-7055-2 .
- ^ «Определение СОКУБИНАТА» . www.merriam-webster.com . Проверено 15 декабря 2016 г.
- ^ «Цифровая история» . www.digitalhistory.uh.edu . Проверено 15 декабря 2016 г.
- ^ Рогин, Майкл (5 октября 1975 г.). «Лами из Санта-Фе» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 15 декабря 2016 г.
- ^ «Судья: потерпевшие могут подать в суд на епархию Санта-Фе по поводу перевода» . АП Новости . 13 октября 2020 г. Проверено 20 ноября 2022 г.
- ^ Сол, Джош (8 января 2020 г.). «Католическая церковь скрывает активы на 2 миллиарда долларов, чтобы ограничить выплаты за злоупотребления» . Блумберг . Проверено 20 ноября 2022 г.
- ^ Хардин-Буррола, Элизабет (17 апреля 2024 г.). «Архиепископия Санта-Фе снова предстала перед судом, поскольку пережившая насилие заявляет о нарушении мирового соглашения» . Национальный католический репортер . Проверено 26 апреля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]35 ° 07'42 "N 106 ° 41'49" W / 35,12833 ° N 106,69694 ° W
- Римско-католическая архиепископия Санта-Фе
- Католическая церковь в Нью-Мексико
- Религиозные организации, основанные в 1850 году.
- Римско-католические епархии и прелатуры, основанные в XIX веке.
- 1850 заведений на территории Нью-Мексико
- Римско-католические епархии в США
- Компании, подавшие заявление о банкротстве по главе 11 в 2019 году