Резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы 1416 (2005 г.)
Резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 1416 (2005 г.) , озаглавленная «Конфликт вокруг Нагорно-Карабахского региона, рассматриваемый Минской конференцией ОБСЕ», представляет собой резолюцию ПАСЕ о ситуации на оккупированных территориях, находящихся в настоящее время во владении Азербайджана. вооруженными силами Армении, принятый ПАСЕ 25 января 2005 года. [ 1 ]
Текст резолюции
[ редактировать ]В этой резолюции соавторы ПАСЕ подтверждают, что «значительные части территории Азербайджана все еще оккупированы армянскими силами , а сепаратистские силы по-прежнему контролируют регион Нагорного Карабаха». [ 2 ] В то же время ПАСЕ подчеркнула свою обеспокоенность «предшествовавшими широкомасштабными этническими враждебными действиями, которые привели к широкомасштабному этническому изгнанию и созданию моноэтнических территорий, которые напоминают ужасную концепцию этнических чисток». [ 3 ] Заявив, что «независимость и отделение региональной территории от государства могут быть достигнуты только посредством законного и мирного процесса, основанного на демократической поддержке жителей такой территории, а не в результате вооруженного конфликта, ведущего к этническому изгнанию и де-факто аннексия такой территории к другому государству». ПАСЕ отвергла утверждения о том, что региональные территории, на которых проживают меньшинства, имеют абсолютное право на отделение.
ПАСЕ «ссылается на резолюции 822 (1993), 853 (1993), 874 (1993) и 884 (1993) Совета Безопасности ООН и призывает заинтересованные стороны соблюдать их, в частности… путем вывода вооруженных сил с любых оккупированных территорий. ». [ 4 ] Этот документ является важным международным документом, подтверждающим участие вооруженных сил Армении в оккупации азербайджанских земель. [ 5 ] Резолюция ПАСЕ – документ, принятый ради мирного решения нагорно-карабахского урегулирования. Резолюция призывает стороны использовать только мирные средства для урегулирования конфликта. Те же опасения были высказаны Европейским парламентом в его резолюции от 20 мая 2010 года. [ 6 ] Как сказано в тексте резолюции, Европарламент «серьезно обеспокоен тем, что сотни тысяч беженцев и вынужденных переселенцев, покинувших свои дома во время или в связи с нагорно-карабахской войной, остаются перемещенными и лишенными своих прав, в том числе права на возвращение, права собственности и право на личную безопасность; …требует в этой связи вывода армянских войск со всех оккупированных территорий Азербайджана».
Проект резолюции
[ редактировать ]Проект резолюции был подготовлен Комитетом по политическим вопросам ПАСЕ, где наибольшую озабоченность вызвало «вытеснение сотен тысяч людей» с их земель и оккупация «значительных частей территории Азербайджана армянскими силами». [ 7 ]
В пояснительном меморандуме, подготовленном Дэвидом Аткинсоном из Соединенного Королевства, Европейской демократической группы, утверждалось, что границы Азербайджана были международно признаны на момент признания страны независимым государством в 1991 году, и эта территория Азербайджана включала Нагорный Карабах. Карабахский регион. [ 8 ]
Специальный комитет по Нагорному Карабаху
[ редактировать ]В резолюции №1416 ПАСЕ поручила своему бюро создать специальный комитет с участием, в том числе, глав делегаций стран Минской группы . Соответственно, 28 января 2005 года был создан Подкомитет по Нагорному Карабаху, который возглавил бывший председатель ПАСЕ, британский парламентарий лорд Рассел Джонстон . Целью комитета было активизировать усилия по достижению мирного решения конфликта. Однако вскоре — в 2008 году — из-за смерти Рассела Джонстона комитет приостановил свою деятельность. [ нужна ссылка ]
В отчетах, подготовленных во время президентства Джонстона, указывалось, что «ничего не было сделано для подготовки населения двух стран к возможности компромисса. министры». [ 9 ]
Попытки возродить комитет начались в начале 2010 года. 28 января 2011 года Бюро ПАСЕ согласилось на реформирование подкомитета и единогласно избрало испанского парламентария Хорди Шукла Косту председателем . В апреле того же года, прежде чем официально начать деятельность комитета, Коста заявил, что намерен «наладить сотрудничество с политиками, послами и академическими кругами» в Армении и Азербайджане. [ 10 ]
Коста особо признал, что армянская делегация с подозрением относится к деятельности комитета, хотя и не выступает против нее. [ 10 ] Председатель армянской делегации Давид Арутюнян выразил обеспокоенность тем, что комитет проявляет явную предвзятость, называя представителей Нагорно-Карабахской Республики «каким-то представителем какой-то общины», подчеркивая, что Нагорный Карабах является независимой партией, а также тем, что ПАСЕ Президент Мевлют Чавушоглу также был турецким парламентарием. [ 11 ] В ответ Чавушоглу заявил, что решение о восстановлении комитета было принято ПАСЕ за несколько месяцев до его избрания председателем, и что ни один турок не участвовал в этой инициативе. [ 11 ]
Официальные лица Армении также выразили недовольство отказом ПАСЕ признать так называемую Нагорно-Карабахскую Республику в качестве независимой стороны в ходе переговоров, а также в деятельности комитета. [ 11 ]
не Минская группа ОБСЕ делала никаких официальных заявлений по поводу возобновления работы комитета. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 62/243
- Список резолюций Совета Безопасности ООН по нагорно-карабахскому конфликту
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Резолюция 1416 (2005) Конфликт вокруг Нагорно-Карабахского региона, рассматриваемый Минской конференцией ОБСЕ» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2010 г. Проверено 10 июля 2019 г.
- ^ "Там же (дата обращения 21.09.2011)" . Архивировано из оригинала 28 ноября 2010 г. Проверено 10 июля 2019 г.
- ^ «Там же. См. пункт 2 Постановления» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2010 г. Проверено 10 июля 2019 г.
- ^ РЕЗОЛЮЦИИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ - 1993 г.
- ^ Буффа, Франческо (2017). «У российских границ». Путешествие по странам и истории: столетие исторических событий глазами Европейского суда по правам человека . Ключевой редактор. п. 304. ИСБН 978-88-6959-822-7 .
- ^ «Там же. См. пункт 2 Постановления» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2010 г. Проверено 10 июля 2019 г.
- ^ Резолюция Европейского парламента от 20 мая 2010 г. о необходимости стратегии ЕС для Южного Кавказа (2009/2216 (INI))
- ^ См. пункт 5 проекта.
- ^ ПАСЕ (20 декабря 2006 г.). «Выполнение Арменией обязательств и обязательств (Отчет)» . Архивировано из оригинала 13 июня 2021 года . Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Жорди Шукла-и-Коста тщательно изучит нагорно-карабахский конфликт» . news.am. Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с "Подкомитет ПАСЕ по Нагорному Карабаху - это не инициатива президента ПАСЕ?" . news.am. 21 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 26 февраля 2011 года . Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ «Подкомитет ПАСЕ по Нагорному Карабаху: возможность для многовекторной дипломатии» . Кавказское издание — Журнал трансформации конфликтов. 15 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 23 января 2022 г. . Проверено 15 октября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Резолюция ПАСЕ «Необходимость стратегии ЕС для Южного Кавказа» (получено 21 сентября 2011 г.)
- Резолюция 60/285 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 20 сентября 2005 г. на 60-й сессии Генеральной Ассамблеи [1]