Спящий принц
Арии Матамоэ (Королевский конец) | |
---|---|
Художник | Поль Гоген |
Год | 1892 |
Каталог | 2008.5 |
Тип | Масло на грубой ткани [ 1 ] |
Размеры | 45,1 см × 74,3 см (17,8 × 29,3 дюйма) |
Расположение | Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес, Калифорния |
Арии Матамоэ или Королевский конец ( фр . La Fin royale ) — картина на грубой ткани французского художника Поля Гогена , созданная в 1892 году во время первого визита живописца на Таити . На нем изображена отрубленная голова мужчины на подушке, выставленная перед скорбящими, и хотя он не изображал обычный или современный таитянский траурный ритуал, возможно, он был вдохновлен смертью Помаре V в 1891 году, вскоре после прибытия Гогена. [ 2 ] Куратор музея Дж. Пола Гетти предположил, что Гоген, вероятно, нарисовал полотно, «чтобы шокировать парижан» после его ожидаемого возвращения в город. [ 2 ]
Происхождение и описание
[ редактировать ]В 1891 году Гоген отплыл на Таити (путешествие длилось два месяца), надеясь увидеть нетронутый Эдем, далекий от его европейского опыта. Вместо этого он был разочарован, обнаружив, что Папеэте , столица таитянской колонии, была сильно европеизирована и полна дорогих развлечений. Не найдя жизнь в Папеэте благоприятной для своего творчества, Гоген через три месяца переехал в изолированную деревню Матайя, недалеко от Папеари . Именно здесь расцвело его видение, вдохновленное Таити, и здесь он написал десятки картин.
«Я только что закончил отрубленную голову канака [жителя островов Тихого океана], красиво разложенную на белой подушке во дворце моего изобретения и охраняемом женщинами моего изобретения», - писал Гоген своему другу (и будущему биографу) Даниэлю де Монфрейду. в июне 1892 года. [ 1 ] Считается, что смерть Помаре V вскоре после прибытия Гогена, а также то, что Гоген стал свидетелем публичной казни на гильотине несколькими годами ранее, послужили основой для работы; [ 1 ] Позже Гоген напишет в книге-коллаже «Ноа Ноа , которая включает в себя фотографию Арии Матамоэ ( «Ноа Ноа» была составлена после пребывания Гогена на Таити и впервые опубликована в 1901 году), что смерть последнего таитянского короля казалась ему метафора исчезновения родной таитянской культуры от рук европейцев. [ 1 ] Помаре V, на которого в 1880 году вынудили отречься от престола и передать Таити и его островные владения Франции, и который позже впал в алкоголизм, не был обезглавлен и не выставлен на подобное публичное выставление напоказ. [ 3 ] В лучшем случае такие ритуалы были редкостью в истории Таити. [ 2 ]
В «Арии Матамое » Гоген достигает тропической чувствительности посредством цветовой палитры, варьирующейся от приглушенных пурпурных и коричневых до желтых, красных и ярко-розовых. [ 1 ] Деревенские, экзотические качества воображаемого «дворца» Гогена подчеркнуты выбором художником для своего полотна грубой, похожей на мешковину ткани. [ 1 ] Отрубленная голова, выставленная на низком столе или сервировочном блюде, прилично представлена лишь с намеком на кровь; рядом приседает отчаявшаяся обнаженная женщина, а фигура недалеко от комнаты, кажется, объявляет о смерти мужчины еще большему количеству людей, находящихся еще дальше. [ 1 ] Интерьер богат фигурами в стиле Тики и выразительными геометрическими узорами. [ 4 ] Свободно смешивая восточные и западные влияния, Гоген объединил мотивы и образы, заимствованные из таитянских, яванских , французских и перуанских источников, и тем самым создал богатый символический микс, который, по мнению исследовательницы Гогена Элизабет Чайлдс, указывает на то, что он «был заинтересован в доказательстве того, что себя на парижский арт-рынок». [ 2 ]
Слова «ARii» (означающие «благородный» или «королевский», родственные гавайскому слову ali'i ) и «МАТАМОЭ» (означающие «спящие глаза» и подразумевающие в данном контексте смерть) написаны здесь в верхнем левом углу. фон над отрубленной головой, [ 1 ] который сам по себе отсылает к образам, часто встречающимся в европейской живописи, таким как Иоанн Креститель и Орфей . [ 1 ] Фраза «ARii MATAMOE», написанная четкими заглавными буквами, чем-то напоминает латинскую фразу « ET IN ARCADIO EGO » в картинах Пуссена , например, напоминая как фигурам внутри сцены, так и внешнему наблюдателю об их смертности. [ 4 ]
Куратор Getty Скотт К. Аллан утверждал, что Арии Матамоэ - это одновременно «символический автопортрет» и «самомифологизирующая работа», которая одновременно служит фетишизации фантазий Гогена о культурном отчуждении и мученичестве, одновременно намекая на возможное искупление и обновление. [ 4 ]
Провенанс и история выставок
[ редактировать ]Картина была выставлена в Париже дилером Полем Дюран-Рюэлем в ноябре 1893 года. [ 2 ] [ 4 ] вместе с 40 другими недавно созданными работами Гогена, но не сразу проданными; ему также не удалось найти покупателя на Бернхайм-Жён в 1895 году. аукционе работ Гогена [ 1 ] Художник Анри Леролл купил Арии Матамоэ на аукционе в 1895 году за 400 франков у Друо . [ 5 ] и в конце концов завещал его своей жене в 1929 году. [ 1 ] Некоторое время он принадлежал писателю-коллаборационисту и коллекционеру произведений искусства Эмилю Рошу , который продал его «перед войной». [ 1 ] Жоржу Левену , известному франко-еврейскому юристу и исполняющему обязанности директора Вселенского израильского союза до своей смерти в 1941 году; Наследники Левена передали картину неизвестной женевской галерее между 1941 и 1945 годами. [ 1 ]
Хотя картина хорошо известна искусствоведам и ученым, после Второй мировой войны она находилась в частной собственности швейцарского коллекционера, который после 1946 года одалживал ее только один раз для малоизвестной домашней выставки. [ 1 ] [ 2 ] После восьми лет переговоров Музей Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе объявил о своей покупке в марте 2008 года, отказавшись назвать имя последнего частного владельца картины или ее стоимость ( Le Figaro оценивает ее примерно в 30 миллионов долларов ). [ 5 ] В то время куратор картин Getty Скотт Шефер назвал Арии Матамоэ «настоящим натюрмортом» и «самой известной картиной Гогена, которую никто не видел». [ 3 ] После легкой чистки картина с тех пор была выставлена на всеобщее обозрение и была предоставлена Гетти для нескольких выставок. [ 1 ] [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Арии Матамоэ (Королевский конец)» . Музей Дж. Пола Гетти . Проверено 16 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вятт, Эдвард (12 марта 2008 г.). «Музей Гетти покупает редко выставляемую картину Гогена» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Мучник, Сюзанна (12 марта 2008 г.). «Гоген на блюде» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 16 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Аллан, Скотт С. (2012). « «Прекрасная картина»: «Арии Матамоэ» Гогена ». Исследовательский журнал Гетти (4): 75–90. JSTOR 41413133 .
- ^ Jump up to: а б Дюпоншель, Валери (26 марта 2008 г.). «Америка захватывает малоизвестного Гогена» . Ле Фигаро . Проверено 17 декабря 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ноа Ноа , Париж: La Plume, [1901].
- Ноа Ноа: окончательное издание , Париж: Editions G. Crès et Cie, 1924.