Мать маратхи из Тешмана
Мать маратхи из Тешмана | |
---|---|
![]() | |
Художник | Поль Гоген |
Год | 1893 |
Тип | Картина маслом |
Расположение | Институт искусств Чикаго , Чикаго |
Merahi metua no Tehamana (англ. Tehamana Has Много родителей или Предки Tehamana ) — картина французского художника Поля Гогена , написанная в 1893 году и в настоящее время находящаяся в коллекции Института искусств Чикаго . [ 1 ] Картина представляет собой портрет жены Поля Гогена Техаамана во время его первого визита на Таити в 1891–1893 годах. Этот брак всегда вызывал споры, поскольку он был организован и заключен в течение одного дня, а Гоген утверждал, что Техаамане в то время было всего тринадцать лет. [ 2 ] [ 3 ]
Известно также, что скульптурная голова является портретом Техааманы. Предполагается, что она позировала для множества других картин того времени, включая знаменитый «Дух мертвых, наблюдающих» . [ 4 ]
Делать
[ редактировать ]
Техаамана была родной женой Поля Гогена во время его первого визита на Таити в 1891–1893 годах. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] обычно В то время французские колонисты брали местных жен; жен просто называли вахине , что по-таитянски означает «женщина». Эти вахины часто были несовершеннолетними детьми, как и в случае с Техааманой, их брак устраивался семьей по соображениям статуса или финансового преимущества. Браки, как правило, не имели юридической силы. [ 8 ] Гогена Все три вахине , две, которые он взял после того, как Техаамана, в конце концов, вернулись домой, в то время как сама Техаамана отказалась продолжать их отношения, когда Гоген вернулся на Таити в 1895 году. [ 9 ] Техаамана, несомненно, считала себя замужем традиционным способом, согласно местным обычаям, но для Гогена этот брак явно был временным соглашением. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Тем не менее, он исповедовал нежную любовь к Техаамане в своем журнале Ноа Ноа . [ а ] Книга Пьера Лоти «Свадьба Лоти» , которая повлияла на решение Гогена поехать на Таити, была чрезвычайно популярным рассказом о таком браке двадцатью годами ранее, хотя в этом случае брак на самом деле был вымышленной смесью многих случайных связей, которым Лоти потворствовала во время двухмесячный визит в Папеэте . По версии Лоти, его жене было четырнадцать лет, а по версии Гогена Техаамане было всего тринадцать лет.
Имя Техаамана образовано от определенного артикля те , причинной частицы хаа и существительного мана («сила») и, таким образом, означает «дающий силу», отсюда его частое появление в древних молитвах и фольклоре. [ 13 ] В своем рассказе об их совместной идиллии Гоген описал, как по вечерам Техаамана, лежа в постели, рассказывала об их древних мифах. [ 14 ] Тем не менее Техаамана была христианкой, о чем свидетельствует миссионерское платье, которое она носит на портрете, и ничего не знала о таитянской мифологии. Бенгт Даниэльссон , антрополог Кон-Тики , отмечает, что Техаамана, пересказывающий старые мифы, является особенно откровенным вымыслом, потому что они не только были в значительной степени забыты, но и всегда скрывались от женщин. Все рассказы Гогена о древней таитянской религии в Ноа-Ноа были скопированы из других источников без надлежащего подтверждения. [ 15 ] [ 16 ] [ б ]
Мужчины использовали вахины ради сексуальных и других практических преимуществ, например, для сбора запасов еды. Это произошло потому, что таитянские семьи были самодостаточны в еде. Основные плоды хлебного дерева и бананы собирали высоко в горах еженедельно, а в лагунах было много рыбы. В подлеске охотились на свиней. Как следствие, торговля продуктами питания не велась, а предложение еды рассматривалось как акт благотворительности. Вместо того чтобы собирать еду самому, Гоген решил взять вахину , чтобы ее семья могла его обеспечить. Наличие вахине означало, по крайней мере, что у него был доступ к дикорастущим фруктам и свежим креветкам, собранным ею, а также к обширным продовольственным запасам ее собственной семьи. [ 17 ] [ 18 ]
Рассказ Гогена о Техаамане в «Ноа-Ноа» , где он называет ее Техурой , в основном ограничивается их браком, заключенным за один день во время запланированной экскурсии по острову, и несколькими другими эпизодами, включая, в частности, происхождение его картины «Дух наблюдающего мертвеца» . [ 19 ] В ходе своих исследований Даниэльссон смог найти некоторые устные и гражданские источники.
Семья Техаамана происходила с Раротонги , одного из островов Кука . Прежде чем поселиться на Таити, они провели некоторое время на Хуахине , одном из островов Общества , где родился Техаамана. [ 20 ] На Таити они поселились в Фааоне, примерно в пятнадцати милях к востоку от бамбуковой хижины Гогена в Матайе, где Гоген встретил их где-то во время или после ноября 1891 года, взяв Техааману в качестве своей вахине в тот же день . Неизвестно ни одно свидетельство о рождении, подтверждающее ее возраст, но вполне вероятно, что она была еще подростком, как и две его последующие вахины . [ 21 ] Согласно письму Гогена, к августу 1892 года она была беременна. [ 22 ] но дальнейших записей о ребенке нет: Дэниэлссон думал, что он был абортирован, Мэтьюз думает, что, скорее всего, его усыновили, как это обычно было принято в таитянском обществе. Гоген записывает, что Техаамана был на пристани 14 июня 1893 года, чтобы пожелать ему традиционно слезливого отъезда с Таити. Когда Гоген вернулся в 1895 году, Техаамана снова вышла замуж, но, тем не менее, провела с ним неделю, прежде чем вернуться к мужу, согласно письму, которое Гоген отправил Монфриду. [ 23 ] Гоген больше не упоминает Техаамана. После его смерти, когда он стал знаменитым, Техаамана не предпринял никаких усилий, чтобы выступать в качестве его вахине . Мэтьюз считает, что это может указывать на то, что на самом деле не было ни одной Техааманы или что она была просто безразлична к его памяти из-за незначительного значения. [ 24 ]
После отъезда Гогена в 1893 году Техаамана осталась в Матайе, сначала работая на вождя Тетуануи, но вскоре вышла замуж за молодого таитянского мальчика по имени Маари из соседнего Папара. У них было двое сыновей, один из которых был еще жив, когда Даниэльссон изучал Гогена. От него Даниэльссон получил информацию о том, что причина, по которой Техаамана отказалась жить с Гогеном в 1895 году, несмотря на щедрые подарки в виде бус и медных колец, заключалась в том, что она испытывала отвращение к Гогену и сифилитическим язвам, покрывающим все его тело. [ 25 ] [ с ] Даниэльссон смог найти свидетельство о смерти, свидетельствующее о том, что Техаамана умер 9 декабря 1918 года в Матайе от эпидемии испанского гриппа , унесшей четверть коренного населения Таити. Она похоронена в Матайе, хотя на ее надгробии нет никаких указаний на ее отношения с Гогеном. Фотография молодой таитянской девушки, сделанная Чарльзом Жоржем Шпитцем примерно в 1888 году, часто воспроизводится как фотография Техааманы, хотя Дэниелссон отмечает, что нет никаких доказательств идентификации. [ 27 ]
Описание
[ редактировать ]
Надпись под идолом гласит: «MERAHI METUA NO | TEHAMANA». [ 1 ] Это означает, что «У Техаамана много родителей», ссылка на то, что у Техаамана есть приемные родители, а также ее настоящие родители в соответствии с таитянским обычаем фаааму (Гогену приходилось вести переговоры с обеими группами родителей при организации свадьба). [ 29 ] Размещение надписи под идолом может также подчеркивать веру в то, что все таитяне произошли от союза древних божеств Хины и Таароа . [ 30 ]
Даниэльссон счел картину прощальным портретом, изображающим Техааману в царственном состоянии, одетую в свою лучшую церковную одежду и держащую плетеный пальмовый веер, символ красоты. [ 29 ] Красный цветок тиаре , который она носит на левом ухе, означает, что она замужем. [ 31 ] Работая над своей книгой, Даниэльссон показал фотографию портрета уроженцу Путоура а Таитерафаатоа, которому было пятнадцать лет в 1893 году, когда портрет был написан. Таитерафаато сразу узнала Техааману, определив шрам над ее правым глазом, образовавшийся в результате несчастного случая, который она пережила, когда была очень маленькой, катаясь на пони, бросая вызов своим родителям. [ 32 ] Портрет был куплен на аукционе Гогена в отеле Drouot в 1895 году всего за 300 франков и впоследствии подарен Даниэлю де Монфриду , великому защитнику Гогена на Таити, что позволяет предположить, что он имел сентиментальную ценность для Гогена. [ 30 ]
Чарльз Стаки отмечает, что два спелых манго, положенные на низкий столик справа от Техаамана, вероятно, символизировали щедрость Таити, если не плодородие самой Техаамана. Считается, что идол представляет собой изображение Хины, заимствованное из индуистских скульптур, изображающих животворящий жест. В качестве противовеса головы, парящие над плечами Техаамана, представляют собой злых духов , предполагающих диалог между добром и злом или между жизнью и смертью. Глифы за головой Техаамана — это глифы Ронгоронго с острова Пасхи , хотя примеры Гогена являются воображаемыми. Эти глифы были обнаружены всего тридцатью годами ранее, и Гоген видел примеры как на Всемирной выставке 1889 года, так и в Папеэте, где местный епископ, исследовавший их, имел на своем попечении ряд примеров. Глифы так и не были расшифрованы, и намерением Гогена, вероятно, было подчеркнуть непроницаемость таитянской культуры. В своем рассказе о Ноа Ноа он заметил, что считает саму Техааману непроницаемой, поэтому, возможно, Выражение Моны Лизы он придает ей на портрете. [ 30 ] [ 33 ]
Портрет основан на наброске углем и, в сочетании с чрезмерно короткими пропорциями рук, позволяет предположить, что портрет, возможно, не был написан непосредственно с модели. [ 30 ]
Другие портреты
[ редактировать ]
Единственный другой портрет, о котором достоверно известно, что это Техаамана, - это скульптурная голова в форме полой маски, хранящаяся в Музее Орсе. [ 4 ] Резьба по дереву любопытна тем, что внутри нее находится грубо вытесанная фигура Евы. Стаки предполагает, что это отсылка к Эдемскому раю, который, по словам Гогена, он нашел вместе с Техааманой, но также отмечает, что Гоген усомнился в ее верности в своем рассказе о Ноа Ноа , и предполагает, что эта фигура также может представлять собой фантазии со стороны Техаамана как Евы-Ноа. искусительница, зеленые глаза полихромной головы, возможно, означают ревность. [ 34 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ См. Соломон-Годо, с. 326 за феминистскую деконструкцию пасторали Гогена. Даниэльссон (1965) назвал любовь Гогена к Техаамане «антропологической», т.е. непереносимой между культурами, и отметил, что Гоген в это время скрывал свой роман с Техааманой от своей бывшей жены Метте Гад в Копенгагене, а также заботился о том, чтобы описал Метте как свою «покойную жену» Техаамане (стр. 115).
- ↑ Уодли (1985), признавая, что Техаамана ничего не знал о древних мифах, исследует стр. 108-19 вопрос о плагиате Гогена из книги Жака-Антиона Моренаута 1837 года « Путешествие по островам Великого океана» , защищая Гогена на том основании, что Ноа Ноа всегда задумывался как свадьба фактов и вымысла. Он приводит несколько примеров, в которых косвенно упоминается Моренхаут, например, в замечании: «Кто создал небо и землю? Моренхаут и Техура ответили мне…!»
- ↑ Сью Тейлор, стр. 203, представляет источники, в том числе письмо Армана Сегена Родерику О'Конору , в котором указывается, что в начале 1895 года в Париже у Гогена появилась сифилитическая сыпь, которая задержала его отъезд на Таити на несколько месяцев, поскольку он обращался за лечением. . [ 26 ]
Ссылки и источники
[ редактировать ]- Ссылки
- ^ Jump up to: а б «Предки Техаманы ИЛИ У Техаманы много родителей (Merahi metua no Tehamana), 1893» . Художественный институт Чикаго . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ Смарт, Аластер (19 сентября 2010 г.). «Правильно ли восхищаться искусством Поля Гогена?» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2015 года . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ Роджерс, Пол (23 января 2011 г.). «Британский родственник Гогена оспаривает известность художника» . Independent.co.uk . Независимый . Архивировано из оригинала 23 марта 2015 года.
- ^ Jump up to: а б Дэниэлссон (1965), стр. 118, 126
- ^ Томсон, стр. 156-7.
- ^ Мэтьюз, стр. 179-82.
- ^ Дэниэлссон (1965), гл. v. Женитьба Коке у Гогена в Южных морях, стр. 107–35.
- ^ Дэниэлссон (1965) стр. 108.
- ^ Дэниэлссон (1965), стр. 182, 207, 228, 255
- ^ Томсон с. 164
- ^ Дэниэлссон (1965), стр. 115-7
- ^ Поллок, Становление коренным или Политика проституции в авангардных гамбитах: гендер и цвет истории искусства, стр. 35-42
- ^ Дэниэлссон стр. 112.
- ^ Поль Гоген Ноа Ноа с. 91 и след.
- ^ Даниэльсон с. 158
- ^ Соломон-Годо, стр. 326, 328
- ^ Даниэльссон с. 93
- ^ Соломон-Годо с. 325
- ^ Поль Гоген Ноас Ноа с. 61 и след.
- ^ Дэниэлссон (1965) с. 109
- ^ Мэтьюз стр. 179
- ^ Поль Гоген, письмо IX Монфриду , ошибочно датированное 31 марта 1892 года, а не сентябрем 1892 года, согласно Даниэльссону (1965), № 94.
- ↑ Поль Гоген, письмо XVI Даниэлю Монфриду.
- ^ Мэтьюз стр. 213
- ^ Дэниэлссон (1965), стр. 182, 157.
- ^ Тейлор с. 203
- ^ Даниэльссон (1975 - исправленное французское издание), стр. 123 н. 57
- ^ Стаки, стр. 224-5.
- ^ Jump up to: а б Дэниэлссон (1965), стр. 126-7.
- ^ Jump up to: а б с д Стаки стр.288-9
- ^ Поттер, Кэролайн. «По эту сторону рая: Руперт Брук и южные моря» . Asketchofthepast.com . Архивировано из оригинала 10 февраля 2015 года.
- ^ Даниэльссон (1975 - исправленное французское издание), стр. 144 н. 66)
- ^ Поль Гоген Ноа Ноа, стр. 71-2
- ^ Стаки стр.274
- Источники
- Даниэльссон, Бенгт (1965). Гоген в Южных морях . Нью-Йорк: Даблдей и компания .
- Даниэльссон, Бенгт (1975). Гоген на Таити и Маркизских островах (на французском языке). Агора. ISBN 2-266-02727-1 .
- Гоген, Поль; Морис, Чарльз (1901). Ноа Ноа: Таитянский журнал Поля Гогена .
- Мэтьюз, Нэнси Моулл (2001). Поль Гоген, Эротическая жизнь . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета , ISBN 0-300-09109-5 .
- Поллок, Гризельда . Авангардные гамбиты: пол и цвет истории искусства , Лондон: Темза и Гудзон, 1993.
- Соломон-Годо, Эбигейл. Становясь родным, Поль Гоген и изобретение модерниста-примитивиста. Расширяющийся дискурс: феминизм и история искусства. 1-е изд. Боулдер, Колорадо: WestView, 1992. 313–329.
- Стаки, Чарльз Ф. (1988). «Первые таитянские годы» . Искусство Поля Гогена . с Питером Зегерсом. Национальная галерея искусств . стр. 224–5, 273–4, 288–9 . ISBN 0-8212-1723-2 . ЛЦН 88-81005 .
- Томсон, Белинда (1987). Гоген . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-20220-6 .
- Тейлор, Сью. «Овири: дикая женщина Гогена». Журнал истории искусств , том 62, выпуск 3/4, 1993. 197–220.
- Уодли, Николас (1985). Нет Нет: Таити Гогена , Лондон: Phaidon Press . ISBN 0-7148-2375-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отрывок из Марио Варгаса Льосы романа «Путь в рай», посвященный визиту Техааманы к Гогену в 1895 году.
- Merahi metua no Tehamana ( «У Техаманы много родителей или предки Техаманы ») в цифровом издании Чикагского института искусств, картины, скульптуры и графики Гогена в Чикагском институте искусств.