Jump to content

Деревянная церковь

(Перенаправлено из Деревянных церквей )

Деревянная церковь Боргунда в Боргунде, Лэрдал , является одной из самых посещаемых деревянных церквей Норвегии.
Деревянная церковь Хеддал , Нотодден , крупнейшая деревянная церковь в Норвегии.

Деревянная церковь средневековое деревянное христианское церковное здание, когда-то распространенное в северо-западной Европе . Название происходит от структуры здания, состоящей из столбов и перемычек , типа деревянного каркаса , в котором несущие столбы из рудной сосны называются стафр на древнескандинавском языке ( став на современном норвежском языке ). Два родственных типа церковных зданий, также названных в честь их структурных элементов, пост-церковь и церковь с частоколом , часто называют «деревянными церквями».

Первоначально гораздо более широко распространенные, большинство сохранившихся деревянных церквей находятся в Норвегии. Единственные сохранившиеся средневековые деревянные церкви за пределами Норвегии - это примерно в 1500 году деревянная церковь Хедаред, построенная в Швеции, и одна норвежская деревянная церковь, перенесенная в 1842 году в современный Карпач в горах Крконоше в Польше. Еще одна церковь, англосаксонская церковь Гринстед в Англии, во многом похожа на деревянную церковь, но обычно считается частоколовой церковью.

Строительство

[ редактировать ]
Рисунок Т. Прица во время реконструкции голской деревянной церкви, 1883 г.

Археологические раскопки показали, что деревянные церкви произошли от палисадных построек, а также от более поздних церквей с прикованными к земле столбами.

Подобные палисадные конструкции известны по постройкам эпохи викингов . Бревна раскалывали на две половины, втыкали или вбивали в землю (обычно это называлось столбом в наземном строительстве) и давали крышу. Это оказалась простая, но очень прочная конструкция. Если стена будет построена из гравия, она сможет прослужить многие десятилетия, даже столетия. Археологические раскопки в Лунде обнаружили столбы нескольких таких церквей.

В почтовых церквях стены поддерживались подоконниками , оставляя прикованными к земле только столбы. Такие церкви легко обнаружить на археологических объектах, поскольку они оставляют отчетливые отверстия там, где когда-то стояли столбы. Иногда часть древесины остается, что позволяет более точно датировать церковь с помощью радиоуглеродного датирования или дендрохронологии . Под деревянной церковью Урнеса были найдены остатки двух таких церквей, а под самой старой церковной постройкой были обнаружены христианские могилы.

обнаружена единственная церковь палисадной постройки Под деревянной церковью Хемсе .

На следующем этапе проектирования было обнаружено, что приземленные столбы подвержены воздействию влаги, из-за чего они со временем гниют. Чтобы этого не произошло, столбы ставили поверх крупных камней, что значительно увеличивало срок их службы. деревянная церковь в Рёлдале Считается, что относится к такому типу.

В более поздних церквях столбы устанавливались на приподнятом подоконнике, опирающемся на каменный фундамент. Это деревянная церковь в наиболее зрелом виде.

Сейчас принято группировать церкви на две категории: первая – без отдельно стоящих столбов, часто называемая типом А; и второй, с приподнятой крышей и отдельно стоящими внутренними стойками, обычно называемый типом Б.

Те, у кого приподнятая крыша, тип B, часто делятся на две подгруппы. Первые из них, группа Каупангер , имеют целый аркадный ряд столбов и промежуточных столбов по бокам и детали, имитирующие каменные капители . Эти церкви производят впечатление базилики .

Другая подгруппа — группа Боргунда . В этих церквях столбы соединены на полпути вверх одной или двумя горизонтальными двойными ″ клешневыми балками ″ с полукруглыми углублениями, обхватывающими ряд столбов с обеих сторон. Поперечные раскосы вставлены между столбами и верхней и нижней клешней балками (или над одной клешней балкой), образуя очень жесткое соединение и напоминающее трифорий каменных базилик . Такая конструкция позволила отказаться от отдельно стоящей нижней части промежуточных стоек. В некоторых церквях сохранились только четыре угловых столба (например, в деревянной церкви Ломен ).

Многие деревянные церкви имели или до сих пор имеют внешние галереи или амбулатории по всему периметру, свободно соединенные с дощатыми стенами. Вероятно, они служили для защиты церкви от сурового климата и для шествий.

Однонефная церковь типа А

[ редактировать ]

В основании церквей типа А расположены четыре тяжелые подоконные балки на невысоком каменном фундаменте. Они соединяются между собой в угловом вырезе, образуя жесткий каркас подоконника. Угловые стойки или клепки ( по-норвежски stavene ) имеют поперечный разрез на нижнем конце, надеваются на угловые вырезы и закрывают их, защищая от влаги.

В верхней части балки подоконника делается паз, в который входят нижние концы стеновых планок ( веггтилен ). Последняя стеновая планка имеет клиновидную форму и вбивается на место. Когда стена заполнена досками, каркас завершается настенной пластиной ( stavlægje ) с пазом внизу, удерживающим верхние концы стеновых досок. Вся конструкция состоит из рам: подоконника, опирающегося на каменный фундамент, и четырех стеновых рам, состоящих из подоконников, угловых стоек и настенной плиты.

Стеновые плиты поддерживают фермы крыши, состоящие из пары основных стропил и дополнительной пары пересекающихся «ножничных стропил». Для бокового крепления дополнительные деревянные кронштейны ( буекнер между стропилами вставляются ).

Каждая деталь фиксируется на месте другими деталями, что обеспечивает очень жесткую конструкцию; тем не менее, все точки, в противном случае подверженные суровым погодным условиям, покрыты.

  • Однонефная церковь имеет квадратный неф и более узкий квадратный хор. Этот тип деревянной церкви был распространен в начале XII века.
  • Длинная церковь ( Лангкиркье ) имеет прямоугольный план с нефом и хором такой же ширины. Неф обычно занимает две трети всей длины. Этот тип был распространен в конце 13 века.
  • Церковь с центральным столбом ( Midtmastkyrkje ) имеет единственный центральный столб, доходящий до конструкции крыши и соединенный с ней. А вот крыша простая шатровая, без приподнятой центральной части, как у церквей типа Б. Этот вариант церкви общего типа, найденный в Нумедале и Халлингдале , датируется примерно 1200 годом.

Однонефные церкви в Норвегии: Грип , Халтдален , Ундредал , Хедаль , Рейнли , Эйдсборг , Роллаг , Увдал , Норе , Хёййорд , Рёлдал и Гармо .

Единственная сохранившаяся церковь этого типа за пределами Норвегии — это церковь Хедаред в Швеции, которая имеет сходство с церковью в Халтдалене .

Церковь с приподнятой крышей, тип Б.

[ редактировать ]

На каменном фундаменте четыре огромные земляные балки ( грюннстоккер размещены в виде знака ⌗ ) , концы которых выступают на 1–2 метра из нахлеста в месте пересечения. Концы этих балок поддерживают подоконники наружных стен, образуя отдельный горизонтальный каркас. Высокие внутренние стойки размещены на внутреннем каркасе наземных балок и несут главную крышу над центральным нефом ( скип ). На внешней раме подоконников лежат доски главной стены ( veggtiler ), несущие крышу над пентиком или проходами ( omgang ), окружающими центральное пространство. Таким образом, крыша скатывается в две ступени, как в базилике .

Высокие внутренние стойки ( ставер ) соединяются между собой кронштейнами ( буекнэр ), а также соединяются с наружными стенами придверными стропилами, создавая жесткую с боков конструкцию. Ближе к верху стоек ( ставер ) вставленные между ними более короткие подоконники поддерживают верхнюю стену ( тайвегг ). Стеновые плиты столбов ( stavlægjer ) поддерживают фермы крыши, подобные фермам однонефных церквей.

В группу Каупангера входят: Каупангер , Урнес , Хопперстад и Лом .

В группу Боргунд входят: Боргунд , Гол , Хегге , Хёре , Ломен , Рингебу и Ойе .

Эту форму церкви можно также узнать по дырам, которые остались от более ранних приземных почтовых церквей, построенных на тех же местах. Мало что известно о том, как на самом деле выглядели эти старые церкви и как они были построены, поскольку все они были разрушены или заменены много веков назад.

Техника строительства

[ редактировать ]

Частоколные работы

[ редактировать ]
Частоколные работы

Самый старый прием часто назывался частоколом и представлял собой самонесущую стеновую конструкцию с плотно расположенными земляными столбами или досками, которая огораживала помещение и одновременно несла крышу. Позже стали использовать колотые бревна, что придавало стенам внутреннюю плоскость, а края можно было выравнивать или подгонять шпунтом. Частоколых церквей в Норвегии не обнаружено.

Чтобы предотвратить раннее гниение, столбы или доски смолили, а нижние концы обугливали сжиганием. Ряды частокола часто располагались во рвах, заполненных камнем. Долгое время считалось, что эта техника исчезла еще до начала прошлого тысячелетия, но новые исследования показывают, что она использовалась вплоть до начала 12 века.

Единственное сооружение в этой технике, сохранившееся до нашего времени, — это стена в средней части Гринстедской церкви в Англии. Это привело к тому, что эта церковь долгое время считалась старейшим деревянным сооружением в Европе. Обычно церковь датируется примерно 845 годом, но современные дендрохронологические датировки оценивают год постройки церкви сразу после 1053 года (+10 / -55 лет). [ 1 ]

Техника поста

[ редактировать ]
Техника поста

Подняв доски столбов от земли и уложив их на шпалы, зажатые между более мощными угловыми или промежуточными стойками, можно было снизить риск повреждения гнилью. Тогда в дополнительных частях конструкции можно было бы использовать более тонкие материалы. Земляные кучи из грубых круглых лесоматериалов могли стоять относительно долго, прежде чем сгнили. Возможно, их нижний конец был обожжен, чтобы избежать преждевременного гниения.

Ямы для столбов, часто с остатками бывших столбов, были обнаружены под несколькими деревянными церквями или рядом с ними, а также в местах, где, согласно легендам, должны были быть церкви. В Норвегии идентифицированы остатки примерно 25 колонных построек и косвенные следы еще 7–8. Остатки колонных церквей также можно найти под каменными церквями, такими как Мэре и Кинсарвик. [ 2 ]

Многие из самых ранних церквей в Норвегии были построены с использованием этой техники, но ни одно из таких зданий не сохранилось. Остается открытым вопрос, была ли ограниченность жизни причиной того, что их заменили настоящими деревянными церквями со шпалами, или были иные причины. Считается, что некоторые из более старых материалов, найденных в нескольких деревянных церквях, происходят из таких ранних колонных церквей, в частности из деревянной церкви Урнес в Ластере, где многие части здания с деревянными навесами в стиле урн, должно быть, принадлежали более старой церкви. . Теперь доказано, что повторно использованные части здания изначально принадлежали предшественнику нынешней церкви, дендрохронологически датируемому периодом 1070–1080 годов. Однако это была не почтовая церковь, а настоящая деревянная церковь, где на шпалах стояли угловые столбы и стеновые доски. [ 3 ]

Хокон Кристи предположил, что столбовая конструкция вышла из строя из-за того, что столбы сгнили снизу. [ 4 ] Йорген Х. Йенсениус считает, что археологический материал не обеспечивает однозначного подтверждения гипотезы Кристи; изменение размеров или переход к каменной церкви также может объяснить, почему раскопанные столбы вышли из употребления. В деревянной церкви Рёлдал, возможно, до 1913 года некоторые колонны были вкопаны в землю. В деревянной церкви Лом каменный фундамент был заложен примерно прямо над засыпанными столбами. Если не считать различных методов фундамента, Йенсениус считает, что колонные церкви по своей сути были похожи на деревянные церкви. [ 5 ]

Работа по нотам

[ редактировать ]
Работа по нотам

Из построек средневековья с стоячим бревном в несущих конструкциях до нашего времени сохранились только церкви в последнем развитом способе строительства — деревянном. [ 6 ] Подняв всю конструкцию на каменный фундамент и поставив опоры на шпалы, срок службы конструкции был значительно продлен. Эта техника была разработана еще в 11 веке, но была доказана только на предшественнике нынешней деревянной церкви. Это также была настоящая деревянная церковь, поскольку и угловые столбы, и плитка стояли на шпалах, которые повторно использовались в качестве фундамента для существующей церкви. [ 7 ]

Камень в качестве основы для столбов использовался еще во времена Римской империи, а дополнительные стены в шпалах, возможно, использовались с 400-х по 600-е годы. [ 8 ]

Вид сбоку на деревянную церковь Стедже, автор Г.А. Булл

Лоренц Дитрихсон считал, что деревянные церкви изначально были небольшими и лишь позже стали строиться большего размера. Он считал, что в основе этого лежит техника строительства. Он указывает, что самые молодые церкви типа Мёр являются самыми большими. Он рассчитал план земли и площадь 79 церквей, девять крупнейших из которых находились в Суннмёре, а площадь Хьёрунд-фьорда, Волды и Норддала составляла более 280 м2. 2 . Это в три раза больше, чем, например, Урнес и Хопперстад. По словам Дитрихсона, большие размеры деревянных церквей в Суннмёре отчасти были результатом более позднего расширения. Он оценил поперечные рычаги Волдинской деревянной церкви в 7,3 × 6 метров. Деревянная церковь Хьёрундфьорда представляла собой «полукрестовую церковь» только с одной траверсой размером 7,9 × 9,1 метра. Первая деревянная церковь после расширения имела поперечные балки размером 7,9×6,7 метра. Дитрихсон не был уверен, добавлялись ли поперечины в церквях Мёре в реечную конструкцию или это была средневековая деревянная конструкция. Он пришел к выводу, что некоторые из них первоначально числились в кольях как крестообразные церкви, в том числе Харейд, Волда, Ватне и Орста. Современные источники сообщают, что в некоторых других церквях (Бремснес и Корнстад на Нордмёре) к древесине позже были добавлены кресты. [ 9 ] По словам Хокона Кристи, эти церкви типа Мёр имели более простую конструкцию, были больше и длиннее, чем другие типы. [ 4 ] Роар Хауглид подсчитал, что большинство (80–90%) средневековых норвежских деревянных церквей представляли собой простые однонефные здания (тип А) и большинство из них были относительно небольшими. Хауглид назвал их «обычной норвежской деревянной церковью». [ 10 ]

Церковный камень в Еллинге в Дании
Портал деревянной церкви Фоберг
Украшение арки деревянной церкви Урнес

Деревянные церкви когда-то были обычным явлением в Северной Европе. Считалось, что только в Норвегии было построено около 1000 экземпляров; недавние исследования увеличили эту оценку, и теперь считается, что это могло быть ближе к 2000 году. [ 11 ]

Норвегия

[ редактировать ]

Норвежские деревянные церкви старше 1100-х годов известны только из письменных источников или из археологических раскопок, но письменные источники скудны и их трудно интерпретировать. [ 12 ] За тот же период в Норвегии была построена только 271 каменная церковь, из которых 160 существуют до сих пор, тогда как в Швеции и Дании было соответственно 900 и 1800 каменных церквей. [ 13 ] Правила закона о заморозке и закона о регулировании «угловых столбов» показывают, что деревянная церковь была стандартным церковным зданием в Норвегии, хотя католическая церковь предпочитала камень. [ 12 ] Все деревянные церкви в Норвегии до Реформации были построены с использованием шестов. Бревенчатое строительство моложе, чем бревенчатое строительство в Норвегии, и было введено в жилых домах примерно в 1000 году. Деревянное строительство не подвержено влиянию бревенчатой ​​техники. [ 14 ] [ 9 ] В Норвегии сохранилось всего 29 деревянных церквей. [ 15 ] Большинство из них были построены между 1150 и 1350 годами. [ 16 ]

Слово «деревянная церковь» неизвестно в древнескандинавском языке, предположительно потому, что других типов деревянных церквей не существовало. Когда церкви Норвегии после Реформации были построены из бревен, возникла необходимость в отдельном термине для старых церквей. В письменных источниках Средневековья есть четкое различие между стафром (столбами) и þili или vægþili (настенными досками). Однако в документах 1600–1700-х годов «клейка» использовалась и для обозначения стеновых досок или панелей. Эмиль Экхофф в своем «Свенском ставкиркоре» (1914–1916) также включил церковные здания с деревянным каркасом без столбов. [ 17 ]

Согласно старейшим письменным законам Норвегии и Старой норвежской книге проповедей , освящение церкви было действительным до тех пор, пока стояли четыре угловых столба. [ 12 ] Одна из проповедей в старинном сборнике проповедей известна как «Старая церковная проповедь». Проповедь датируется примерно 1100 годом и предположительно произносилась во время посвящений или их годовщин. Текст проповеди представляет собой богословскую интерпретацию строительных элементов церкви. В нем названо большинство строительных элементов деревянной церкви и может быть источником терминологии и техники. [ 18 ] [ 19 ] Например, в проповеди говорится: «Четыре угловых столба церкви являются символом четырех Евангелий, потому что их учение является сильнейшей опорой во всем христианстве». [ 20 ]

Здание церкви упоминается в Гулатингсловене (Законе Гулатинга), записанном в 1000-х годах. В главе о христианстве в 12-й статье говорится: [ 21 ]

Если один человек построит церковь, то это сделает либо Лендман , либо фермер, либо тот, кто построит церковь, должен содержать церковь и участок в хорошем состоянии. А если церковь разрушится и угловые столбы упадут, то он должен до двенадцати месяцев принести на участок дрова; если нет, то он заплатит епископу три марки в наказание, а лес привезет и церковь все равно отстроит.
( Если церковь построят отдельные лица, или это сделает помещик, или земледелец, или тот, кто построит церковь, он должен содержать ее, а не разрушать хохолок. А если церковь сломается и упадут угловые столбы, то он должен принести лес на пучок в течение двенадцати месяцев; а если не придет, то он заплатит за него три мерка и придет с лесом и все равно построит церковь .

В Норвегии деревянные церкви постепенно заменялись; многие из них дожили до 19 века, когда значительное их количество было уничтожено. Сегодня в Норвегии сохранилось 28 исторических деревянных церквей. Деревянные церкви были особенно распространены в менее населенных районах в высокогорных долинах и лесных массивах, а также в рыбацких деревнях на островах и в небольших деревнях вдоль фьордов. Примерно к 1800 году в Норвегии все еще были известны 322 деревянные церкви, большинство из которых располагались в малонаселенных районах. Если главная церковь была каменной, то пристройка могла быть деревянной церковью. [ 12 ] Каменные церкви в основном строились в городах, вдоль побережья и в богатых сельскохозяйственных районах Трёнделага и восточной Норвегии, а также в крупных приходах во фьордах западной Норвегии. [ 13 ] В 1400-х и 1500-х годах в Норвегии не было построено ни одной новой церкви. [ 22 ] Деревянные церкви Норвегии практически исчезли до 1700 года и были заменены бревенчатыми постройками. Несколько деревянных церквей были перепроектированы или расширены с использованием различных технологий в течение 1600–1700 годов; например, деревянная церковь Флесберга была преобразована в крестообразную церковь, частично построенную из бревен. [ 23 ] По словам Дитрихсона, большинство деревянных церквей было разобрано, чтобы освободить место для новой церкви, отчасти потому, что старая церковь стала слишком маленькой для прихожан, а отчасти потому, что деревянная церковь находилась в плохом состоянии. Другими причинами были пожар, шторм, лавина и разрушение. [ 9 ] В 1650 году в Норвегии осталось около 270 деревянных церквей, а в последующие сто лет исчезло 136 из них. В 1800 году все еще существовало 95 деревянных церквей, а более 200 бывших деревянных церквей все еще были известны по названиям или в письменных источниках. С 1850 по 1885 год исчезло 32 деревянные церкви; только деревянная церковь Фантофт . с тех пор утеряна [ 12 ]

Деревянная церковь Хеддал была первой деревянной церковью, описанной в научной публикации, когда Йоханнес Флинто написал эссе в Samlinger til det Norske Folks Sprog og Historie (Christiania, 1834). В книге также напечатаны рисунки Флинтоу фасада, первого этажа и плана этажа - первый известный архитектурный рисунок деревянной церкви. [ 24 ]

Между 1950 и 1970 годами под деревянной церковью Лом, а также под каменными церквями, такими как церковь Кинсарвик , были обнаружены столбы из старых зданий. [ 12 ] и это открытие стало важным вкладом в понимание происхождения деревянных церквей. Впервые ямы для столбов были обнаружены во время раскопок в деревянной церкви Урнеса. [ 25 ]

Другие страны

[ редактировать ]

Количество деревянных церквей, построенных в Исландии и остальной Европе, неизвестно. [ нужна ссылка ] Некоторые считают [ ВОЗ? ] это были первые церкви, построенные в Скандинавии ; однако почтовые церкви относятся к более старому типу, хотя разница между ними незначительна. Деревянная церковь имеет нижнюю конструкцию, установленную на каркасе, а почтовая церковь – столбы, прикованные к земле.

В Швеции деревянные церкви считались устаревшими в средние века и были заменены. В Дании следы почтовых церквей были найдены в нескольких местах, а от некоторых из них до сих пор сохранились части. Доска одной такой церкви была найдена в Ютландии . Доска сейчас выставлена ​​в Национальном музее Дании в Копенгагене , а попытка реконструкции церкви представлена ​​в Музее Мосгорда недалеко от Орхуса . Следы, созданные несколькими старыми почтовыми церквями, были также найдены в старой каменной церкви в Еллинге .

В Швеции средневековая деревянная церковь Хедаред была построена ок. 1500 г., на том же месте, что и предыдущая деревянная церковь. Другими примечательными местами являются церковь Марии Минор в Лунде со следами почтовой церкви с частоколом и некоторые старые части деревянной церкви Хемзе на Готланде . В одном только Сконе было около 300 таких церквей, когда Адам Бременский посетил Данию в первой половине XI века, но сколько из них были деревянными церквями или почтовыми церквями, неизвестно.

В Англии есть еще одна похожая церковь саксонского происхождения, и вызывает много споров о том, является ли она деревянной церковью или предшествует им. Это Гринстедская церковь в Эссексе . По общему мнению, ее относят к саксонскому типу А. Другая церковь имеет сходство с деревянными церквями — средневековая каменная церковь Святой Марии в Килпеке в Херефордшире . На нем изображено несколько голов драконов.

В Германии есть одна каменная церковь с мотивом, изображающим дракона, похожим на те, которые часто можно увидеть на норвежских деревянных церквях и на сохранившихся артефактах из Дании и Готланда. Можно ли объяснить это украшение культурным сходством или оно указывает на схожие методы строительства в Германии, вызвало споры.

Копии деревянных церквей были построены в нескольких американских общинах, в основном на Верхнем Среднем Западе, где проживают норвежские или островные иммигранты.

Детали деревянной церкви Боргунда

Лоренц Дитрихсон в своей книге De norske Stavkirker («Норвежские деревянные церкви») (1892) утверждал, что деревянная церковь представляет собой «блестящий перевод романской базилики с камня на дерево» (« En genial oversettelse fra sten til tre av den romanske»). базилика »). Дитрихсон утверждал, что тип B демонстрирует влияние раннехристианских и римских базилик. Предполагалось, что стиль будет перенесен через англосаксонскую и ирландскую архитектуру, где только конкретная конструкция крыши была местной. Дитрихсон подчеркнул фонарный фон , аркады и капители . [ 9 ] «Теория базилики» была представлена ​​Н. Николайсеном в «Мемориалах средневекового искусства Норвегии» (1854). Николайсен писал: «Наши деревянные церкви теперь являются единственными сохранившимися в своем роде, и, судя по скудным записям и известным обстоятельствам, кажется, что ничего подобного не существовало, за исключением, возможно, Британии и Ирландии». (« Наши деревянные церкви теперь единственные в своем роде, и, насколько можно предположить по скудным сведениям и другим обстоятельствам, они, по-видимому, также не имели прежде аналогов, за исключением разве что Великобритании и Ирландии ».) [ 26 ] Николайсен далее утверждал, что планировка и дизайн, возможно, были вдохновлены византийской архитектурой. Николайсен писал: «Все факты позволяют предположить, что деревянные церкви, как и каменные церкви, и вся средневековая архитектура в Западной Европе произошли от римской базилики». (« Все, кажется, указывает на то, что образец для наших деревянных церквей, как и для каменных церквей и вообще для всей западноевропейской архитектуры в средние века, произошел от римской базилики. ») [ 27 ] Эту теорию в дальнейшем развили Андерс Бугге и Роар Хауглид . Питер Анкер считал, что влияние зарубежной каменной архитектуры заключалось прежде всего в декоративных деталях. [ 28 ]

Пер Йонас Нордхаген не отвергает теорию базилики, но предполагает развитие по двум путям и что базилика была развитием более крупных и технически более сложных церквей. Главный, прогрессивный путь, по мнению Нордхагена, ведет к Торпо и Боргунду. [ 29 ]

Фольклор и косвенные свидетельства, похоже, позволяют предположить, что деревянные церкви были построены на месте старых коренных народов скандинавской эпохи мест поклонения — хоф . Дитрихсон считал, что деревянные церкви были тесно связаны с хофом, а «теория хофа» вызвала интерес в 1930-х и 1940-х годах. Теория предполагала, что хофы имели квадратную приподнятую крышу, поддерживаемую четырьмя колоннами. [ 28 ] Во время христианизации Норвегии местные вожди были вынуждены либо демонтировать суды, либо превратить суды в церкви. нет никаких оснований полагать, что последние дворы и первые церкви имели какие-либо серьезные различия» (« Бугге и Норберг-Шульц соответственно утверждали, что « церкви »). [ 30 ] Это предположение несколько раз отвергалось археологическими данными, в случае с Исландией Оге Русселем. [ 31 ] Олаф Олсен описал хоф просто как функцию, связанную с обычными зданиями на крупных фермах. По словам Олсена, если хоф был конкретным зданием, его еще предстоит идентифицировать. [ 32 ] Олсен отверг теорию Хофа. Николай Николайсен также пришел к выводу, что не известно ни одного случая, чтобы хоф был превращен в церковь. [ 33 ]

Отсутствие исторических свидетельств существования хофов как зданий подрывает теорию хофов. [ 34 ] Николайсен также представил гипотезу общественных центров, согласно которой дома были разрушены, а церкви построены в одном и том же удобном для местного сообщества месте. По словам Николайсена, расположение рядом с предыдущим Хофом было бы совпадением. Папа Григорий I призвал (601 год) Августина Кентерберийского повторно использовать дохристианские храмы, но, по мнению Николайсена, это не имело большого значения для Норвегии. Ян Брендальсмо в своей диссертации пришел к выводу, что церкви часто основывались на крупных фермах или фермах местных вождей, а также недалеко от пиршественных залов или кладбищ. [ 35 ]

Деревянные церкви иногда кажутся построенными на основе или с использованием материалов старых языческих мест поклонения и считаются лучшим свидетельством существования скандинавских языческих храмов и лучшим руководством относительно того, как они выглядели. [ 36 ] Считается, что планировка церквей имитировала по дизайну старые языческие храмы и, возможно, была разработана для того, чтобы соответствовать старым скандинавским космологическим верованиям, особенно потому, что некоторые церкви были построены вокруг центральной точки, такой как мировое дерево. Деревянные церкви также часто располагались рядом с крупными природными образованиями или на их виду, которые также играли значительную роль в скандинавском язычестве, что также предполагало форму преемственности посредством размещения и символизма. [ 37 ] Более того, головы драконов и другая ясная мифологическая символика предполагают культурное смешение скандинавских мифологических верований и христианства в непротиворечивом синтезе. [ нужны разъяснения ] Благодаря этим доказательствам новые исследования показали, что христианство пришло в Норвегию гораздо раньше, чем предполагалось ранее. [ нужна ссылка ]

Церковные поджоги и покушения

[ редактировать ]
, Деревянная церковь Фантофт отреставрированная в 1997 году. [ 38 ]

Хотя пожары в деревянных церквях в Норвегии являются относительно обычным явлением из-за легковоспламеняемости древесины, с 1992 по 1995 год их число резко возросло. [ 39 ] В период с 1992 по 1996 год в Норвегии произошло не менее 50 нападений на христианские церкви. [ 40 ] [ 41 ] некоторые из них были деревянными церквями. участники норвежской блэк-метал-сцены Считается, что большую часть ответственности несут ; В каждом раскрытом случае поджога виновными были фанаты блэк-метала. [ 42 ]

Первой сожженной церковью была норвежская деревянная церковь Фантофт , которая сгорела дотла в июне 1992 года. Полиция считает, Варг Викернес из метал-группы Burzum . что виноват [ 40 ] а обложка EP Aske («Пепел») Burzum представляет собой фотографию разрушенной церкви. [ 38 ] 16 мая 1994 года [ 43 ] Викернес был признан виновным в поджоге часовни Холменколлен , церкви Скьольд и церкви Осане . [ 44 ] [ 45 ] Осужденные за поджоги церквей не проявили никакого раскаяния и назвали свои действия символическим «возмездием» против христианства в Норвегии. [ 46 ] Викернеса стали считать «виновником немногих и вдохновителем многих пожаров». [ 47 ]

Ниже приводится неполный список поджогов церквей:

1992

1993

1994

1995

Архитектура и декор

[ редактировать ]
Деталь портала деревянной церкви Тёньюм

Несмотря на структурные различия деревянных церквей, общее впечатление они производят узнаваемое. Формальные различия могут скрывать общие черты их планировки, а внешне схожие здания могут оказаться с совершенно разной организацией конструктивных элементов. Несмотря на это, некоторые основные принципы должны были быть общими для всех типов зданий.

Основные геометрические фигуры, числа, с которыми было легко работать, одна или несколько единиц длины и простые соотношения и, возможно, пропорции, были среди теоретических пособий, унаследованных всеми строителями. Специалистом считался человек, который настолько хорошо знал конкретный тип здания, что мог систематизировать его элементы несколько иначе, чем в предыдущих проектах зданий, тем самым продвигая разработку на новый уровень.

«Обнажение деревянного каркаса внутри и/или снаружи конструкций высвобождает его матрицу из деревянных элементов и его способность придавать зданиям архитектурную выразительность. Матрица, образующая «линии» в пространстве, обладает выразительным потенциалом, который включает в себя способность определять пропорции, направлять движение глаз, предлагать пространственную замкнутость, создавать узоры, обеспечивать прозрачность и устанавливать непрерывность с ландшафтом». [ 55 ]

Главный портал деревянной церкви Хедаль
Рисунок Г.А. Булла главного портала деревянной церкви Хедаль, ок. 1853 г.

Сохранились порталы или части порталов примерно от 140 деревянных церквей. Существует примерно три типа порталов: портал простого профиля, портал колонны и портал балки.

Портал простого профиля представляет собой дверной проем, обрамленный простыми профилями или пилястрами. Эти порталы чаще всего используются на шнуровых дверях. Сохранилось около 20 таких дверей.

Портал колонны заимствован из каменной архитектуры. Он имеет полные или полуколонны с изогнутым архивольтом. Колонны имеют основания и главы. Они богато декорированы и использовались как на входных дверях, так и на внутренних сечениях. Известно около 40 таких порталов.

Балочный (или пышный) портал состоит из двух портальных планок и верхней части со сплошным декором. Верхняя часть имеет от двух до пяти горизонтальных планок, сложенных друг в друга шпунтом и пазом. Это поддерживается стоящими настенными досками по бокам дверного проема. Сохранилось 75 более или менее полных порталов этого типа. В некоторых балочных порталах мотив колонн также включен в декор поверхности с архивольтом или без него.

Большая часть сохранившегося материала происходит из Согн-Хардангера и горных деревень восточной Норвегии. Основная часть порталов выполнена в романском стиле и лишена готических черт.

Возможно, порталы были раскрашены, но это сложно определить с уверенностью. Краска на тех немногих, что нарисованы сегодня, кажется более новой.

Порталы принято разделять по стилю на стиль Урнеса и романский стиль .

Иконография

[ редактировать ]

На большинстве порталов изображены драконы, «львы» и виноградные лозы, которые не относятся к конкретным библейским или другим христианским историям. Одним из исключений являются христианские мотивы, встречающиеся на западном портале. [ 56 ] из разрушенной деревянной церкви Хемседала, которая показывает мученическую кончину святого Олафа и его статус христоподобного святого. [ 57 ]

Проблемой исследования стала иконография портала. Что касается порталов в стиле урнес, то идея о том, что они должны иметь языческое содержание, отвергается. [ 58 ] Крупное животное было интерпретировано как лев. Лев может представлять Христа, который борется со злом и побеждает его.

Общими чертами большинства порталов являются то, что они монументальны и имеют боевых драконов, которые могут быть символом магии, предотвращающей боль. Бугге полагает, что это может быть языческая иконография в христианской интерпретации. [ 59 ] На порталах Согн-Валдрес лев заменен виноградной лозой, которая также символизирует христианство. в отношении Джо. 15.5: «Я — лоза, вы — ветви». Холер выступает против этой интерпретации. [ 60 ] Она считает, что порталы не могут иметь религиозного содержания, а являются отражением замысла заказчика или застройщика, определяющим мотивом. В Европе много порталов, которые представляют собой чистое украшение. Она ссылается на Бернхарда Клервоского, который выступал против использования животных в христианском контексте.

Какое оправдание имеют монастырские звери бесформенному сокровищу формы и бесформенной бесформенности? Какое отношение тамошние картинки имеют к нечистым обезьянам, диким львам, удивительным кентаврам и полулюдям? Зачем служить тиграм, боевым рыцарям, охотникам, трубящим в рога? Там видишь под головой несколько тел, а там на четвероногом теле видишь змеиный хвост, там на рыбе голову животного – повсюду такое богатое и фантастическое собрание различных форм, что взгляд устремляешься на скульптуры, а не содержание священных книг. [ 61 ]

Поэтому она считает, что животные мотивы в романском искусстве не имеют большого религиозного значения, а порталы могут быть чистыми символами правителя.

Хофтун считает, что многие из так называемых языческих мотивов порталов несут ясное христианское послание, полагая, что в принципе мотивы норвежских деревянных церквей не отличаются от многих мотивов, встречающихся в другом романском церковном искусстве, например, на романских церковных порталах и камне. крестильные купели в Швеции и Дании. [ 62 ]

Другие исследователи полагают, что порталы вдохновлены английским искусством. Фоном могут быть рукописи и каменная скульптура. [ 63 ] Некоторые из этих рукописей представляют собой книги о животных христианского аллегорического содержания, часто называемые бестиариями . Их источником является « Физиолог» , собрание аллегорий о животных с христианскими интерпретациями, которые, как говорят, возникли в Александрии во 2 веке. Этот основной текст был на греческом языке, и в средние века текст переводился на ряд языков. Эти истории также являются фоном для всех бестиариев, хранящихся в различных библиотеках и коллекциях. Источниками «Физиологуса » являются индийские, еврейские и египетские истории о животных, а также различные классические тексты, написанные, в частности, Аристотелем и Плинием Старшим . Ни один ранний греческий текст не сохранился; самые старые из сохранившихся написаны на латыни, но они должны быть очень близки к греческому оригиналу. Постепенно иллюстрировать тексты стало обычным явлением, но произошел скачок в развитии, и ряд текстов с иллюстрациями утерян.

Линдквист называет Физиолога фоном для изображений животных на порталах Готланда. [ 64 ] Эти каменные церкви часто строились после того, как деревянные церкви в тех же местах стали слишком малы. К сожалению, большая часть деревянных церквей исчезла, поэтому изучить декор не представляется возможным. Но небезосновательно предположить, что они имели тот же декор, что и норвежские деревянные церкви, и что эти мотивы могли быть затем продолжены в каменных порталах. Предыстория и происхождение тогда были бы примерно такими же.

Датировка церквей

[ редактировать ]

Деревянные церкви можно датировать различными способами: по историческим записям или надписям, по стилистическим средствам с использованием деталей конструкции или орнаментов, или по дендрохронологии и радиоуглеродному датированию . Часто исторические записи или надписи указывают на год, когда известно о существовании церкви. Археологические раскопки могут дать находки, которые обеспечивают относительную датировку структуры, тогда как методы абсолютного датирования, такие как радиоуглеродное датирование и дендрохронология, могут обеспечить более точную дату. Одним из недостатков дендрохронологии является то, что она склонна упускать из виду возможность того, что древесина могла быть повторно использована из более старой постройки или срублена и оставлена ​​на много лет перед использованием.

Важная проблема при датировке церквей заключается в том, что твердые грунтовые подоконники являются элементами конструкции, у которых, скорее всего, еще сохранились внешние части бревен. Тем не менее, они наиболее восприимчивы к влажности, а поскольку в то время люди повторно использовали части зданий, церковь, возможно, перестраивалась несколько раз. Если это так, то дендрохронологическая датировка может быть основана на записи более поздней реконструкции.

Для датировки важны и находки монет, сделанные под полом церкви.

Результаты исследований с использованием фотодендромного метода, опубликованные в 2019 году, содержат скорректированные оценки возраста используемой древесины. Особенно тщательно были осмотрены церкви в Урнесе, Каупангере и Хопперстаде. [ 65 ]

  • Деревянная церковь Хоппестад датируется 1131–1132 годами, ранее предполагалось, что это 1125–1250 годы.
  • Деревянная церковь Каупангер, датированная 1137–1138 годами, ранее построенная в 1170–1200 годах.
  • Деревянная церковь Гола 1204–05 гг., Ранее предполагалось, что это 1170–1309 гг.
  • Деревянная церковь Боргунда 1180–1181 гг., ранее предполагалось, что это 1150–1250 гг.
  • Деревянная церковь Кверннеса, 1633 года, ранее считавшаяся средневековой, является единственной известной деревянной церковью в Норвегии, построенной после Реформации. [ 66 ]

Программа деревянных церквей

[ редактировать ]

Плохое состояние деревянных церквей побудило Совет по национальному наследию начать в 2001 году Программу деревянных церквей. Целью программы было создание положительного волнового эффекта в виде более активной местной деятельности с традиционными способами использования материалов и ресурсов.

Целями программы были:

  • восстановить деревянные церкви, чтобы их можно было сохранить для потомков,
  • сохранить декор и церковное искусство,
  • дополнить документацию деревянных церквей как основу для исследования и реконструкции утраченных частей.

Результаты программы с подробным описанием того, что было сделано в отдельных церквях, были задокументированы в отчете в 2008 году. [ 67 ]

Список деревянных церквей

[ редактировать ]

Большинство деревянных церквей находится в Норвегии, но их также можно найти в Исландии, Швеции, Дании и Германии. Деревянные церкви — довольно популярное явление, и по всему миру было построено или перестроено несколько таких церквей. Двумя наиболее копируемыми являются Боргунд и Хедаред, с некоторыми вариациями, а иногда и с адаптациями для добавления элементов из известных деревянных церквей этого района. В других местах они имеют более свободную форму и предназначены для показа.

Старые деревянные церкви

[ редактировать ]

Норвегия

[ редактировать ]

За пределами Норвегии

[ редактировать ]

Известные копии и позже построенные церкви

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Управление культурного наследия, деревянных церквей
  • Анкер, Питер (1997). Деревянные церкви: их уникальность и история (на норвежском языке). Осло: Издательство JW Cappelen. ISBN  978-82-02-15978-8 .
  • Линдгрен, Мерет; Лидберг, Луиза; Сандстрем, Биргитта; Вакльберг, Анна Грета (2002). История шведского искусства (на шведском языке). Кристианстад. ISBN  978-91-85330-72-0 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Бугге, Гуннар; Меццанотте, Бернардино (1993). Деревянные церкви (на норвежском языке). Осло: Грёндал и Дрейер. ISBN  978-82-504-2072-4 .
  • Бугге, Гуннар (1981). Деревянные церкви в Норвегии (на норвежском языке). Осло: Дрейер. ISBN  978-82-09-01890-3 .
  • Хофтун, Оддгейр (2002). Деревянные церкви - и норвежское средневековое общество (на норвежском языке). Копенгаген. ISBN  978-87-21-01977-8 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Хофтун, Оддгейр (2003). Деревянные церкви – и средневековое общество в Норвегии (на немецком языке). Кёльн: Издательство книжного магазина König. ISBN  978-3-88375-675-2 .
  • Хофтун, Оддгейр (2008). Иконография процесса христианизации и правящей власти в скандинавском средневековье (на норвежском языке). Осло: Солум. ISBN  978-82-560-1619-8 .
  • Холер, Эрла Бергендал (1999). Норвежская деревянная церковная скульптура . Том 1–2. Осло: Издательство Скандинавского университета. ISBN  978-82-00-12748-2 .
  • Лагерлёф, Эрланд; Сванстрем, Гуннар (1991). Церкви Готланда (на шведском языке). Кристианстад: R&S. ISBN  978-91-29-61598-2 .
  • Эльстад, Халльгейр (2002). «Норвежские деревянные церкви – введение» . Факультет теологии Университета Осло, учебная программа. Архивировано из оригинала 11 ноября 2005 года. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  • Хауглид, Роар, Норске Ставкиркер , Осло, 1973, многочастная работа.
Обратите внимание, что Роар Хауглид — плодовитый автор, и указанное название — лишь одно из нескольких. Среди других его книг: Norwegische Stabkirchen, Осло, 1970 г., ISBN   82-09-00938-9 и норвежские деревянные церкви, Осло, 1970 г.

Примечание. Некоторые разделы этой статьи переведены с норвежской версии. Полные подробные ссылки на норвежском языке см. в оригинальной версии на сайте no:Stavkirke .

  1. ^ «Британская археология, № 10, декабрь 1995 г.: Новости» .
  2. ^ Магнелл, Стейнар (2009): Первые церкви в Норвегии. Церковное строительство и строители церквей до XII века. Магистерская диссертация, Университет Осло.
  3. ^ Крог, 2011 с. 166–170
  4. ^ Jump up to: а б Хокон Кристи (1981). Деревянные церкви – архитектура . стр. 139–252. ISBN  8205122644 .
  5. ^ Йенсениус, Йорген Х. (2010): Создание технических и археологических заметок о деревянных церквях в Норвегии в эпоху викингов и средневековья. Коллегиум Средневековья .
  6. ^ Кристи 1974 с. 15
  7. ^ Крог, 2011 с. 74–98
  8. ^ Йенсениус, Йорген Х. (2001): Деревянные церкви раньше деревянных церквей. Докторская диссертация, Архитектурная школа в Осло, 2001 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д Дитрихсон, Л. (1892). Норвежские деревянные церкви: исследования их системы, происхождения и исторического развития: вклад в историю средневековой архитектуры Норвегии. Христиания: Каммермейер.
  10. ^ Хауглид, 1976, стр. 339–344.
  11. ^ «Ценные деревянные церкви: национальные древности» . Риксантикварен.но. Архивировано из оригинала 21 апреля 2008 года . Проверено 30 апреля 2010 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж Анкер, Лейф: Средневековье в дереве, Stavkirkers, ARFO forlag 2005, ISBN   82-91399-16-6 (Церкви в Норвегии; том 4)
  13. ^ Jump up to: а б Экролл, Эйстейн (1997): С клеем и известью. Норвежское каменное строительство в средние века. Осло: Самлагет.
  14. ^ Багге и Полночь, 1994, с. 17.
  15. ^ Хавран, Иржи (пер. Чаллман, Тим). Норвежские деревянные церкви: Путеводитель по 29 сохранившимся деревянным церквям . АРФО. ISBN 97882-91399-355
  16. ^ Сторслеттен, Ола (1993). Наследие в трёх частях: норвежские деревянные церкви . Осло: Ашехог. ISBN   8203220061 .
  17. ^ Заборы, Пер (1999). Столбы и столбы в контексте строительной техники. Каменные дома в Западной Норвегии. Семинар НИКУ по фахверковым домам, музей Брюггена, 23-25 ​​марта 1998 г. Под редакцией Хельге Шельдерупа и Олы Сторслеттен. Осло: Норвежский институт исследования культурного наследия.
  18. ^ Сторслеттен, Ола (1993). Крыши каменных церквей средневековья. Осло: Программа исследований по охране культурного наследия, Исследовательский совет Норвегии. ISBN   8212001040 .
  19. ^ Агустссон, Хёрдур 1976: «Церковный дом в скандинавской проповеди». Город и деревня, т. XXV, 1–38; по словам Йоргена Х. Йенсениуса «Проповедь деревянной церкви как источник истории строительства» В: Ежегодник Fortidsminneforeningens, 2001.
  20. ^ Древнескандинавская книга проповедей. Осло: Университетское издательство, 1971, с. 102.
  21. ^ Гуласлови. Осло: Самлагет. 1952 год
  22. ^ Врейм, Халвор (1947): Норвежская деревянная архитектура. Осло: Гильдендаль.
  23. ^ Мури, Сигурд: Старые церкви в новые времена . Осло: Самлагет, 1975, с. 14.
  24. ^ Бугге, Андерс (1954). Деревянная церковь Хеддал . Осло: Грондал.
  25. ^ Кристи, Хокон: предшественник деревянной церкви Урнес, освещенный раскопками под церковью, Foreningen til norske Fortidsminnesmarkers bevaring, Ежегодник 1958, том. 113, с. 49–74
  26. ^ Дитрихсон (1892) с. 82
  27. ^ Дитрихсон (1892) стр. 83
  28. ^ Jump up to: а б Питер Анкер (1997) Деревянные церкви: их особенности и история . Осло: Каппелен. ISBN   8202159784 .
  29. ^ Нордхаген, Пер Йонас, «Деревянные церкви» в истории норвежской архитектуры: от каменного века и бронзового века до 21 века. Осло: Самлагет 2003, ISBN   82-521-5748-3 , стр. 89–119.
  30. ^ Бугге и Норгберг-Шульц, 1994, с. 35.
  31. ^ Оге Руссель, Острова Гудехове , Stenberger 1943, страницы 215–223
  32. ^ Олаф Ольсен, Хорг, суд и церковь
  33. ^ Йенсениус, Йорген Х. (2001): Деревянные церкви раньше деревянных церквей. Диссертация доктор. [Докторская диссертация], Школа архитектуры в Осло, 2001 г.
  34. ^ Нордхаген 2003
  35. ^ Хансен, Маргарет (2014). Четыре церковных объекта в Ромсдале . Берген: Бергенский университет.
  36. ^ Дэвидсон, HR Эллис . 1988. Мифы и символы в языческой Европе: ранние скандинавские и кельтские религии . Сиракузы: Издательство Сиракузского университета. ISBN   0-8156-2441-7
  37. ^ Рид, Майкл Ф. «Норвежские деревянные церкви и их языческие предшественники». РАКАР: Revue D'art Canadienne / Canadian Art Review 24, вып. 2 (1997): 3–13
  38. ^ Jump up to: а б «Норвежская церковь привлекает поклонников блэк-метала» . Блаббермут.нет . 5 августа 2004 г. Архивировано из оригинала 30 июля 2020 г. Проверено 13 октября 2020 г.
  39. ^ Кэмерон, Джеймс Александр. «3 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА Дж. А. КЭМЕРОН Поджоги церквей из черного металла: исторический взгляд» . Витражные отношения . Проверено 6 января 2024 г.
  40. ^ Jump up to: а б с д и ж Груде, Торстейн (режиссер) (1998). Сатана едет на СМИ (кинофильм). Норвегия: Груде, Торстейн.
  41. ^ «Ойстейн 'Евронимус' Ошет» . Июнь 1992 года. Архивировано из оригинала 9 сентября 2009 года . Проверено 10 октября 2009 г. Ну, первоначальная идея была сделать специализированный цех по металлу вообще, но это давно было. Обычный метал уже не так популярен, все дети сейчас слушают «дэт-метал». Я бы предпочел продавать Judas Priest, чем Napalm Death, но, по крайней мере, теперь мы можем специализироваться на «дэт-метале» и открыть магазин, где все трендовые люди знают, что они найдут всю трендовую музыку. Это поможет нам заработать деньги, чтобы мы могли заказывать злым людям больше пластинок EVIL. Но какую бы дерьмовую музыку мы ни продавали, мы сделаем магазин в стиле BLACK METAL, в последнее время у нас было несколько «акций» в церквях, и магазин будет выглядеть как черная церковь в будущее. Мы также подумали о том, чтобы внутри была полная темнота, чтобы людям приходилось носить с собой факелы, чтобы увидеть записи.
  42. ^ Мойнихан и Содерлинд 2003 , стр. 106.
  43. ^ « Граф ни о чем не сожалеет» . Burzum.org
  44. ^ Мойнихан и Содерлинд 2003 , стр. 93.
  45. ^ Jump up to: а б Айтес, Аарон (режиссер, продюсер); Юэлл, Одри (режиссер, продюсер) (2009). Пока свет не заберет нас (кинофильм). Дисперсионные фильмы.
  46. ^ Jump up to: а б Мойнихан и Содерлинд 2003 , с. 89.
  47. ^ Смит, Питер (22 апреля 2019 г.). «Как блэк-метал-сцена в Норвегии привела к поджогу более 50 церквей» . Нанесено на карту . Проверено 6 января 2024 г.
  48. ^ Jump up to: а б с д и ж г Мойнихан и Содерлинд 2003 , стр. 82f.
  49. ^ Уильямс 2012 , с. 60.
  50. ^ Леданг, Мартин (режиссер); Осдал, Пол (режиссер) (2007). Однажды в Норвегии (кинофильм). Другой мир развлечений.
  51. ^ Кристиансен, с. 261.
  52. ^ Мойнихан и Содерлинд 2003 , стр. 117.
  53. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Стартовая страница kirken.no» . Церковь Норвегии, Церковный Совет . Проверено 18 марта 2018 г.
  54. ^ Jump up to: а б с д и ж «Стартовая страница kirken.no» . Церковь Норвегии, Церковный Совет . Проверено 18 марта 2018 г.
  55. ^ Выразительная способность деревянного каркаса Брит Андресен. Школа географии, планирования и архитектуры, факультет инженерии, физических наук и архитектуры, Университет Квинсленда, QLD 4072, Австралия. http://epress.lib.uts.edu.au/ocs/index.php/AASA/2007/paper/viewFile/54/7 . Проверено 2 ноября 2013 г.
  56. ^ Западный портал деревянной церкви Хемседала является сохранившимся историческим музеем в Осло.
  57. ^ Хофтун 2002; 2008 год
  58. ^ Анкер 2005 стр.61
  59. ^ Анкер 1997 с. 265
  60. ^ Анкер 2005 с. 62
  61. ^ Паулссон 1969
  62. ^ Хофтун 2002; 2008 год
  63. ^ Анкер 1997 с. 267
  64. ^ Линдквист 1997 с. 105
  65. ^ «Церкви кола в Норвегии старше, чем думают» . Близнецы.нет . 31 октября 2019 г.
  66. ^ Акснес, Сольвейг Нихус (11 декабря 2019 г.). «Маленькая дырочка открыла большую тайну» . НРК .
  67. ^ Риксантикварен (2008): Программа деревянной церкви 2001–2015 гг. Что произошло на данный момент? (на норвежском языке) (pdf)
  68. ^ Фрюинс, Клайв. Справочник исследователя церкви . Кентербери Пресс Лтд, 2005. ISBN   1-85311-622-X . п. 16.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6972d4e086b87f124ad1f9d093747209__1716219360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/09/6972d4e086b87f124ad1f9d093747209.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stave church - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)