Алфавитный эффект
— Эффект алфавита это группа гипотез в теории коммуникации, утверждающая, что фонетическое письмо и, в частности, алфавитные сценарии служат развитию и поощрению когнитивных навыков абстрагирования , анализа, кодирования, декодирования и классификации. Сторонники этих гипотез связаны со Школой коммуникации Торонто , такие как Маршалл Маклюэн , Гарольд Иннис , Уолтер Онг , Вилем Флюссер и, в последнее время, Роберт К. Логан ; Термин «эффект алфавита» взят из работы Логана 1986 года (см. библиографию ниже, в которой есть ссылка на второе издание 2004 года).
Обзор
[ редактировать ]Теория утверждает, что требуется более высокий уровень абстракции из-за большей экономии символов в алфавитных системах; и эта абстракция и аналитические навыки, необходимые для интерпретации фонематических символов, в свою очередь, способствовали когнитивному развитию их пользователей. Сторонники этой теории считают, что развитие фонетического письма и алфавита в частности (в отличие от других типов систем письма ) оказало значительное влияние на западное мышление и развитие именно потому, что оно ввело новый уровень абстракции, анализа, кодирования, расшифровка и классификация. Маклюэн и Логан (1977), хотя и не предполагают прямой причинно-следственной связи, тем не менее предполагают, что в результате этих навыков использование алфавита создало среду, способствующую развитию кодифицированного права , монотеизма , абстрактной науки , дедуктивной логики , объективной истории. и индивидуализм . По словам Логана, «все эти инновации, включая алфавит, возникли в очень узкой географической зоне между Тигр-Ефрат Речная система и Эгейское море , и в очень узких временных рамках между 2000 г. до н.э. и 500 г. до н.э.» (Логан 2004). Появление кодифицированного права в Шумере , примером которого является Хаммурабский кодекс, фактически совпало с реформой аккадского закона . слоговой системы и находится под прямым влиянием не алфавита как такового, а, скорее, фонетической системы письма, состоящей всего из шестидесяти знаков. Также следует отметить, что в Китае существовала сильная научная традиция, но наука в том виде, в каком она практиковалась в древнем Китае, не существовала. не абстрактный, а конкретный и практический. Фактически, толчком к формулировке эффекта алфавита было объяснение, почему абстрактная наука зародилась на Западе, а не в Китае, несмотря на длинный список изобретений и технологий , впервые появившихся в Китае, как это описано Джозефом Нидэмом в его книге. «Великое титрование» (Needham 1969). Эффект алфавита дает альтернативное объяснение так называемому «Великому вопросу Нидхема» , а именно, почему Запад уступил Западу в науке и технике, несмотря на его предыдущие успехи.
что оно привело к изобретению нуля , разрядной системы счисления , отрицательных чисел и алгебры индуистскими Еще одно влияние алфавитного письма заключалось в том , и буддийскими математиками в Индии 2000 лет назад (Logan 2004). Эти идеи были подхвачены арабскими математиками и учеными и через 1400 лет добрались до Европы.
До появления письменности жрецы монополизировали знания. (Иннес: 1991, стр. 4) Это произошло потому, что считалось, что обучение грамоте требует очень много времени. Поэтому вся грамотность осталась в руках жрецов. Если бы священники монополизировали содержание религиозных текстов, разногласий среди общественности было бы мало или вообще не было бы. Таким образом, введение алфавита существенно ограничило власть священников, а религиозные тексты теперь были открыты для обсуждения обществом.
Социальным последствием введения алфавита стало создание социальных различий внутри общества. Ученый Эндрю Робинсон поддерживает эту точку зрения, заявляя, что неграмотные в обществе считаются неполноценными и «отсталыми» (Робинсон: 1995, стр. 215). Следовательно, развитие алфавита позволило сформировать в обществе различия между грамотным высшим классом и неграмотным низшим классом.
Развитие алфавита и, следовательно, письменного слова также повлияло на воздействие эмоций. Эту точку зрения разделяет и Маршалл Маклюэн, который считает, что перевести красивую картину в слова означало бы лишить ее правильного выражения своих лучших качеств (Маклюэн: 1964, с. 83). Поэтому письменное слово лишило и изображения, и красивые предметы должного уровня эмоциональности, с помощью которой можно было бы выразить свой точный облик.
Тот факт, что алфавит представил идею о том, что письмо человека может жить еще долго после его смерти, был еще одним социальным разветвлением алфавита. Этот аргумент разделяет и Эндрю Робинсон. Робинсон считает, что потребность в «бессмертии» всегда имела для многих авторов крайне важное значение. (Робинсон: 2006, стр. 83) В результате развитие письменного слова обеспечило «бессмертие» авторов и их письменных произведений.
Критика теории как этноцентрической
[ редактировать ]Гроссвайлер (2004) отмечает, что многие ученые (в том числе бывшие приверженцы теории, такие как Гуди) указали, что теория основана на определенном эллиноцентрическом подходе к науке, который игнорирует то, как разные культуры имели научную гегемонию, независимо от их систем письменности.
Критика теории китайской письменности
[ редактировать ]Некоторые ученые отметили, что логографическое описание китайской письменности устарело и неверно. Джон ДеФрэнсис предлагает использовать термин семасиографический, а не логографический, поскольку идея китайских иероглифов как изобразительных по своей природе верна лишь частично. Из аккаунта Доминика Ю:
- Возьмем, к примеру, иероглиф 他 , обозначающий местоимение третьего лица единственного числа «та». Левый компонент, радикал «человек», указывает на то, что этот иероглиф имеет какое-то отношение к человеку или людям. Я говорю «неопределенно», потому что это очень распространенный радикал, который также используется в таких иероглифах, как 份 , 假 и 做 , что означает «часть», «подделка» и «делать» соответственно. Правая часть представляет собой фонетический компонент, указывающий на то, что (на каком-то более раннем этапе развития китайского языка) этот иероглиф рифмовался с 也 , теперь произносимым как «йэ». Ничто в этом персонаже не указывает на идею «местоимения третьего лица единственного числа». Из этого примера мы видим, что китайские иероглифы в основном обозначают звуки и лишь в весьма незначительной степени представляют идеи. Таким образом, утверждение Логана о том, что китайские иероглифы представляют собой «идею слова», необоснованно.
Критика теории альтернативных путей к алфавитному алфавиту
[ редактировать ]Было высказано предположение (например, Гроссвайлер 2004), что исследование Шмандта-Бессерата происхождения письменности из трехмерных знаков дает альтернативу прогрессивистской интерпретации теории эффекта алфавита. Гроссвайлер предполагает, что именно возможность записи памяти, а не какая-то одна ее система, подталкивает культуру к научной мысли.
См. также
[ редактировать ]- Акрофония
- Двухпалатный менталитет
- История алфавита
- Латерализация функции мозга
- Левополушарный интерпретатор
- Гипотеза Сепира-Уорфа
Библиография
[ редактировать ]- Кроули, Д.; Хейер, П. (2006). Коммуникация в истории . Аллин и Бэкон Инк.
- ДеФрэнсис, Джон (1984). Китайский язык: факты и фантазии . Издательство Гавайского университета.
- ДеФрэнсис, Джон (1989). Видимая речь: разнообразное единство систем письма . Издательство Гавайского университета.
- Гроссвайлер, Пол (2004). «Разрушение эффекта алфавита» . Канадский коммуникационный журнал, том 29, № 2 (2004 г.).
- Хоффман, Джоэл М. (2004). В начале: Краткая история иврита . Нью-Йорк Пресс. ISBN 0-8147-3654-8 . — (Глава 3 прослеживает и суммирует изобретение алфавитного письма).
- Иннис, Х.; Хейер, П.; Кроули, Д. (1991). Предвзятость общения . Университет Торонто Пресс.
- Логан, Роберт К. (2004). Эффект алфавита: понимание медиаэкологией становления западной цивилизации . Хэмптон Пресс. ISBN 1-57273-523-6 .
- Маклюэн, М (1964). Понимание средств массовой информации: расширения человека . Latimer Trend & Co. Ltd, Великобритания.
- Маклюэн, Маршалл; Логан, Роберт К. (1977). Алфавит, мать изобретений. И так далее. Том. 34, стр. 373–383.
- Нидэм, Джозеф (1969). Великое титрование: наука и общество на Востоке и Западе . Джордж Аллен и Анвин Лтд., Лондон. ISBN 0-04-931005-4 .
- Уакнен, Марк-Ален; Бэкон, Жозефина (1999). Тайны алфавита: истоки письменности . Абвиль Пресс. ISBN 0-7892-0521-1 .
- Робинсон, А. (1995). История письма . Thames and Hudson Ltd, Лондон.
- Сакс, Дэвид (2004). Letter Perfect: чудесная история нашего алфавита от А до Я. Бродвейские книги. ISBN 0-7679-1173-3 .
- Ю, Доминик. «Мысли об эффекте алфавита Логана» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2016 г.