Постформальная мысль
Психология развития изначально фокусировалась на развитии детей посредством , предложенных Жаном Пиаже четырех стадий человека когнитивного развития , последняя стадия которых известна как формальная операциональная стадия . Распространяя психологию развития на взрослых, большинство неопиаже теорий когнитивного развития постулируют одну или несколько стадий постформального мышления . [ 1 ] Постформальная мысль также рассматривается в некоторых непиажеианских теориях психологии развития, включая Майкла Коммонса и модель иерархической сложности Отто Ласке конструктивную модель развития .
Постформальное мышление описывается как более гибкое, логичное, готовое принять моральные и интеллектуальные сложности и диалектическое , чем предыдущие стадии развития. [ 1 ] Что касается постформальной мысли, Гриффин и его коллеги сказали: «можно представить себе множественную логику, выбор или восприятие… чтобы лучше понять сложности и присущие «истине» предубеждения». [ 2 ] Ян Синнотт описал постформальное мышление как шаг за пределы формального мышления, «с помощью которого люди познают мир вне себя». [ 3 ] : 24
Характеристики и операции постформального мышления
[ редактировать ]Синнотт заявил, что существуют две основные характеристики постформального мышления: [ 3 ] [ нужна страница ]
- Самореференция: во всех знаниях присутствует некоторая доля субъективности, поэтому все знания в некоторой степени неполны. Людей постоянно побуждают действовать, хотя они всегда «пойманы в ловушку частичной субъективности». [ 3 ] : 34 из-за ограниченности своих знаний. Эта необходимость действовать означает, что они должны принимать решения и продолжать действовать, основываясь на выбранной ими логике. Таким образом, логика, которую они используют, в некоторой степени самореферентна.
- Упорядочение формальных операций. Когда люди решают, что является правдой, на основе этих выводов развиваются логические процессы, которые развиваются и становятся более сложными.
Синнотт также описал ключевые операции постформального мышления: [ 3 ] [ нужна страница ]
- Сдвиг метатеории: например, переход от абстрактного понимания проблемы к практическому. Серьезный сдвиг, вызванный новыми способами мышления в философском или эпистемологическом плане.
- Определение проблемы: название проблемы.
- Сдвиг процесса и продукта: разработка какого-то процесса, позволяющего рассмотреть схожие проблемы, но еще не найти ответа, уникального для этой проблемы.
- Настройка параметров: описание ограничений будущего решения.
- Прагматизм: практический выбор одного из нескольких решений.
- Несколько решений: создание более одного «правильного» решения.
- Множественные цели: описание нескольких точек, которые позволят «решить» проблему.
- Несколько методов: предложение разных способов достижения одного и того же решения.
- Множественная причинность: понимание и осмысление различных причин, связанных с проблемой.
- Парадокс: понимание противоречий.
- Самореферентная мысль: понимание того, что именно человек выбирает и оценивает логику, которая будет использоваться для создания решения.
Философские основы
[ редактировать ]Поскольку постформальное мышление предполагает оценку нескольких «систем истины», [ 3 ] : 24 необходим субъективизм. То, как люди думают о субъективности, может включать в себя то, что Бассехес назвал тремя стилями мышления: [ 4 ] [ нужна страница ]
- Во-первых, универсалистское формальное мышление исходит из предположения, что действительно существует ряд устойчивых истин и что во Вселенной существует порядок. Этот порядок можно описать формально и абстрактно.
- Во-вторых, релятивистское мышление отвергает идею существования единого универсального порядка и вместо этого утверждает, что может быть несколько порядков. Реальность может различаться среди отдельных лиц или групп. Релятивисты отрицают существование «правильного пути» и интерпретируют формальное мышление как демонстрацию силы или порядка в отношении опыта других. Релятивисты также сопротивляются оценочному языку, который рассматривает способы существования как «лучшие» или «хуже», чем другие, и скорее настаивают на оценке, описании и понимании всех способов.
- Наконец, диалектическое мышление оказывается посередине этих двух традиций. Он предполагает, что Вселенная динамична, и поэтому «процесс поиска и создания порядка во Вселенной рассматривается как фундаментальный для человеческой жизни и исследований». [ 4 ] : 11 Диалектическое мышление направлено на то, чтобы понять то, что неизвестно или непонятно в существующих способах упорядочивания, а затем работает над созданием новых порядков, включающих в себя то, что раньше оставалось без внимания. В этом смысле диалектические мыслители демонстрируют тенденцию к выяснению того, каким может быть лучший порядок во Вселенной в текущий момент, и опасаются делать заявления о предполагаемом порядке, не оценивая критически многие другие точки зрения и доказательства.
Стили мышления важны для понимания субъективности, свойственной постформальному мышлению. Синнотт [ 3 ] [ нужна страница ] сказал, что субъективность сама по себе многогранна. Субъективность одновременно релятивистская и нерелятивистская — релятивистская в том смысле, что человек может рассматривать, как системы истины могут быть логически эквивалентны, а также нерелятивистская в том смысле, что человек в конечном итоге должен сделать практический выбор между системами истины. Часто это требует понимания того, какую систему и стиль мышления использовать в зависимости от контекста.
Психологические основы
[ редактировать ]Модель Пиаже представляла собой теорию развития, в основном направленную на понимание того, как работает мышление от маленьких детей до подростков. Пиаже предложил четыре линейных стадии: 1) сенсомоторную стадию, 2) предоперационный переходный период, 3) конкретно-операционную стадию и 4) формально-операциональную стадию. Синнотт утверждала, что первоначальный вопрос Пиаже о том, как рассуждение - или то, что она назвала адаптивным интеллектом - можно распространить и на понимание взрослых, и что «многие зрелые взрослые действительно демонстрируют другое качество адаптивного интеллекта, чем большинство детей или большинство подростков». [ 3 ] : 20 Многие в этой области начали задаваться вопросом, что можно назвать уникальным в мыслительных процессах взрослых.
Arlin [ 5 ] и Ригель [ 6 ] описал, что интеллект взрослых связан с обнаружением проблем , а не только с их решением . Постоянно называя и описывая новые проблемы, люди могут приступить к диалектическому мышлению. Синнотт расширила это и обнаружила, что концептуализация постформального мышления должна также включать объяснение того, как адаптируются навыки межличностного общения, поэтому ее исследование изучало, как взрослые понимают сложности межличностных отношений. [ 3 ] [ нужна страница ]
Синнотт отметила, что прежде чем приступить к исследованию постформального мышления, ее собственные исследования эффективности взрослых в том, что Пиаже назвал формальным мышлением, показали, что взрослые плохо справляются с этими задачами. В частности, пожилые люди (но не люди с какими-либо когнитивными возрастными нарушениями) по-прежнему показывали исключительно плохие результаты: только 11% сдали формальный экзамен по операциям, который она проводила. [ 3 ] [ нужна страница ] Дополнительные тесты показали, что «респонденты вовсе не «проваливали». Они, по сути, игнорировали упрощенные старые задачи и умственные процессы и выходили за их пределы в захватывающее новое место! Это новое место, казалось, сочетало в себе когнитивные процессы с эмоциями, намерениями и потребности человека в целом». [ 3 ] : 120 Другими словами, взрослые действительно продумывали ответ на проблему, но не обязательно использовали формально организованное мышление, создавая тем самым ложную видимость нелогичности их мышления. Синнотт описал эту загадку:
Но большинство моих зрелых и старших родственников были очень умными, творческими, практичными и, да, логичными людьми. Они изобрели технологически сложные (для того времени) вещи, которые позже кто-то запатентовал и успешно продал на рынок. Некоторые из них были мудрыми. Многие философствованные и рассказанные истории были сосредоточены на их любимых темах. Они рассказали богатые и сложные истории из своей жизни. Они вели бесконечные дебаты, в которых строили логические замки и с легкостью защищали их. И у них были друзья, которые делали то же самое — друзья, не сильно отличающиеся от моих талантливых исследовательских объектов, которые занимали профессиональную работу, имели ученые степени и делали логические вещи во внешнем мире. Я был уверен, что мои родственники были вполне логичны. Но даже с моими «повседневными» проблемами я не мог заставить своих респондентов выглядеть логично в моем тесте Пиаже по решению проблем, который потенциально может длиться всю жизнь. Они плохо справились с формальными логическими задачами Пиаже. Что здесь происходило? Чего мне не хватало? [ 3 ] : 4
Позже Синнотт указала на многие сдвиги парадигмы, вдохновленные достижениями в физике, которые помогли ей концептуализировать постформальные операции как действия, которые «позволяют взрослому мыслителю, продолжающему свое логическое развитие, действовать адаптивно в мире относительного выбора. фрагментация и изоляция, присущие попыткам познать эмоциональные, межличностные и духовные аспекты мира только посредством абстрактной, формальной логики». [ 3 ] : 23
Критическая дискуссия и дебаты
[ редактировать ]Концепция постформального мышления подверглась критике со стороны Маршана. [ 7 ] Камень [ 8 ] [ 9 ] и Крамер. [ 10 ] Они выдвинули теоретические и эмпирические контраргументы против существования постформальной стадии. Вместо этого они предположили, что развитие взрослых — это форма интегративного мышления на формальной стадии, которая включает в себя большинство функций, которые считаются постформальными, таких как понимание различных точек зрения, принятие контекстуализма и интеграция различных точек зрения. [ 11 ]
Некоторые исследователи подняли вопрос о том, имеет ли постформальное мышление «логическую, временную или даже статистическую зависимость от достижения формального мышления». [ 12 ]
Крамер и Вудрафф [ 13 ] принял предположение, что постформальное мышление было одновременно релятивистским и диалектическим, и намеревался эмпирически понять их отношение к формальному мышлению. Их анализ показал, что для диалектики необходимы формальные операции, но одних их недостаточно. Более того, знание теории относительности также было необходимо для участия в формальных операциях, но опять-таки недостаточно. Они пришли к выводу, что характер этих двух видов деятельности может усиливаться с возрастом людей, но только диалектическое мышление можно считать постформальным.
Райх и Озер [ 14 ] исследовали концепцию дополнительности, которую они определили как процесс осмысления, казалось бы, несовместимых теорий, таких как объективность и субъективность или личность и общество. Их исследование пришло к выводу, что формальное рассуждение действительно является необходимой основой для практики такого типа мышления, но одного только формального рассуждения недостаточно.
См. также
[ редактировать ]- Двухконтурное обучение – модель обучения
- Мышление высшего порядка – Концепция образования и реформы образования
- In Over Our Heads - Книга Роберта Кегана о психологическом развитии.
- Интегративная сложность – психометрические исследования
- Интегративный уровень - набор явлений, возникающих из ранее существовавших явлений.
- Структура наблюдаемых результатов обучения – Модель уровней возрастающей сложности понимания
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бергер, Кэтлин Стассен (2014). Приглашение к продолжительности жизни (второе изд.). Нью-Йорк: Издательство Worth. стр. 399–401 . ISBN 978-1-4292-8352-6 .
- ^ Гриффин, Джеймс; Гудинг, Сара; Семески, Майкл; Фермер, Бретань; Манхен, Гарретт; Синнотт, Январь (август 2009 г.). «Четыре кратких исследования отношений между постформальным мышлением и некогнитивными факторами: личностью, концепциями Бога, политическими взглядами и социальными установками». Журнал развития взрослых . 16 (3): 173–182 (173). дои : 10.1007/s10804-009-9056-0 . S2CID 143492595 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Синнотт, Ян Д. (1998). Развитие логики во взрослом возрасте: постформальная мысль и ее приложения . Нью-Йорк. дои : 10.1007/978-1-4757-2911-5 . ISBN 978-1-4757-2911-5 . OCLC 851775294 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Бассех, Майкл. (1984). Диалектическое мышление и развитие взрослого человека . Норвуд, Нью-Джерси: Alex Pub. Корпоративный ISBN 0-89391-017-1 . ОСЛК 10532903 .
- ^ Арлин, Патрисия К. (1975). «Когнитивное развитие во взрослом возрасте: пятый этап?». Психология развития . 11 (5): 602–606. дои : 10.1037/0012-1649.11.5.602 . ISSN 0012-1649 .
- ^ Ригель, Клаус Ф. (1975). «К диалектической теории развития». Человеческое развитие . 18 (1–2): 50–64. дои : 10.1159/000271475 . ISSN 1423-0054 .
- ^ Маршан, Хелена (2001). «Некоторые размышления о постформальной мысли» . Генетический эпистемолог . 29 (3): 2–9.
- ^ Каллио, Ива; Хелкама, Клаус (март 1991 г.). «Формальные операции и постформальные рассуждения: репликация». Скандинавский журнал психологии . 32 (1): 18–21. дои : 10.1111/j.1467-9450.1991.tb00848.x .
- ^ Каллио, Иева (июль 1995 г.). «Систематическое рассуждение: формальное или постформальное познание?». Журнал развития взрослых . 2 (3): 187–192. дои : 10.1007/BF02265716 . S2CID 145091949 .
- ^ Крамер, Дейдре А. (1983). «Постформальные операции? Необходимость дальнейшей концептуализации». Человеческое развитие . 26 (2): 91–105. дои : 10.1159/000272873 .
- ^ Каллио, Иева (декабрь 2011 г.). «Интегративное мышление — ключ к успеху: оценка текущих исследований развития мышления взрослых» . Теория и психология . 21 (6): 785–801. дои : 10.1177/0959354310388344 . S2CID 143140546 .
- ^ Лабуви-Вьеф, Гизела (1992). «Неопиажеский взгляд на когнитивное развитие взрослых». Интеллектуальное развитие . Штернберг, Роберт Дж., Берг, Синтия А. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 220. ИСБН 0-521-39456-2 . OCLC 23766221 .
- ^ Крамер, Дейдре А.; Вудрафф, Диана С. (1986). «Релятивистская и диалектическая мысль в трех возрастных группах взрослых». Человеческое развитие . 29 (5): 280–290. дои : 10.1159/000273064 . ISSN 1423-0054 .
- ^ Райх, К.Х.; Озер, Ф (1990). «Конкретно-операционное, формально-операциональное и дополняющее мышление, развитие концепций и теорий: какие отношения?». Неопубликованная рукопись, Фрибурский университет, Швейцария .