Jump to content

Постформальная мысль

Психология развития изначально фокусировалась на развитии детей посредством , предложенных Жаном Пиаже четырех стадий человека когнитивного развития , последняя стадия которых известна как формальная операциональная стадия . Распространяя психологию развития на взрослых, большинство неопиаже теорий когнитивного развития постулируют одну или несколько стадий постформального мышления . [ 1 ] Постформальная мысль также рассматривается в некоторых непиажеианских теориях психологии развития, включая Майкла Коммонса и модель иерархической сложности Отто Ласке конструктивную модель развития .

Постформальное мышление описывается как более гибкое, логичное, готовое принять моральные и интеллектуальные сложности и диалектическое , чем предыдущие стадии развития. [ 1 ] Что касается постформальной мысли, Гриффин и его коллеги сказали: «можно представить себе множественную логику, выбор или восприятие… чтобы лучше понять сложности и присущие «истине» предубеждения». [ 2 ] Ян Синнотт описал постформальное мышление как шаг за пределы формального мышления, «с помощью которого люди познают мир вне себя». [ 3 ] : 24 

Характеристики и операции постформального мышления

[ редактировать ]

Синнотт заявил, что существуют две основные характеристики постформального мышления: [ 3 ] [ нужна страница ]

  1. Самореференция: во всех знаниях присутствует некоторая доля субъективности, поэтому все знания в некоторой степени неполны. Людей постоянно побуждают действовать, хотя они всегда «пойманы в ловушку частичной субъективности». [ 3 ] : 34  из-за ограниченности своих знаний. Эта необходимость действовать означает, что они должны принимать решения и продолжать действовать, основываясь на выбранной ими логике. Таким образом, логика, которую они используют, в некоторой степени самореферентна.
  2. Упорядочение формальных операций. Когда люди решают, что является правдой, на основе этих выводов развиваются логические процессы, которые развиваются и становятся более сложными.

Синнотт также описал ключевые операции постформального мышления: [ 3 ] [ нужна страница ]

  1. Сдвиг метатеории: например, переход от абстрактного понимания проблемы к практическому. Серьезный сдвиг, вызванный новыми способами мышления в философском или эпистемологическом плане.
  2. Определение проблемы: название проблемы.
  3. Сдвиг процесса и продукта: разработка какого-то процесса, позволяющего рассмотреть схожие проблемы, но еще не найти ответа, уникального для этой проблемы.
  4. Настройка параметров: описание ограничений будущего решения.
  5. Прагматизм: практический выбор одного из нескольких решений.
  6. Несколько решений: создание более одного «правильного» решения.
  7. Множественные цели: описание нескольких точек, которые позволят «решить» проблему.
  8. Несколько методов: предложение разных способов достижения одного и того же решения.
  9. Множественная причинность: понимание и осмысление различных причин, связанных с проблемой.
  10. Парадокс: понимание противоречий.
  11. Самореферентная мысль: понимание того, что именно человек выбирает и оценивает логику, которая будет использоваться для создания решения.

Философские основы

[ редактировать ]

Поскольку постформальное мышление предполагает оценку нескольких «систем истины», [ 3 ] : 24  необходим субъективизм. То, как люди думают о субъективности, может включать в себя то, что Бассехес назвал тремя стилями мышления: [ 4 ] [ нужна страница ]

  1. Во-первых, универсалистское формальное мышление исходит из предположения, что действительно существует ряд устойчивых истин и что во Вселенной существует порядок. Этот порядок можно описать формально и абстрактно.
  2. Во-вторых, релятивистское мышление отвергает идею существования единого универсального порядка и вместо этого утверждает, что может быть несколько порядков. Реальность может различаться среди отдельных лиц или групп. Релятивисты отрицают существование «правильного пути» и интерпретируют формальное мышление как демонстрацию силы или порядка в отношении опыта других. Релятивисты также сопротивляются оценочному языку, который рассматривает способы существования как «лучшие» или «хуже», чем другие, и скорее настаивают на оценке, описании и понимании всех способов.
  3. Наконец, диалектическое мышление оказывается посередине этих двух традиций. Он предполагает, что Вселенная динамична, и поэтому «процесс поиска и создания порядка во Вселенной рассматривается как фундаментальный для человеческой жизни и исследований». [ 4 ] : 11  Диалектическое мышление направлено на то, чтобы понять то, что неизвестно или непонятно в существующих способах упорядочивания, а затем работает над созданием новых порядков, включающих в себя то, что раньше оставалось без внимания. В этом смысле диалектические мыслители демонстрируют тенденцию к выяснению того, каким может быть лучший порядок во Вселенной в текущий момент, и опасаются делать заявления о предполагаемом порядке, не оценивая критически многие другие точки зрения и доказательства.

Стили мышления важны для понимания субъективности, свойственной постформальному мышлению. Синнотт [ 3 ] [ нужна страница ] сказал, что субъективность сама по себе многогранна. Субъективность одновременно релятивистская и нерелятивистская — релятивистская в том смысле, что человек может рассматривать, как системы истины могут быть логически эквивалентны, а также нерелятивистская в том смысле, что человек в конечном итоге должен сделать практический выбор между системами истины. Часто это требует понимания того, какую систему и стиль мышления использовать в зависимости от контекста.

Психологические основы

[ редактировать ]

Модель Пиаже представляла собой теорию развития, в основном направленную на понимание того, как работает мышление от маленьких детей до подростков. Пиаже предложил четыре линейных стадии: 1) сенсомоторную стадию, 2) предоперационный переходный период, 3) конкретно-операционную стадию и 4) формально-операциональную стадию. Синнотт утверждала, что первоначальный вопрос Пиаже о том, как рассуждение - или то, что она назвала адаптивным интеллектом - можно распространить и на понимание взрослых, и что «многие зрелые взрослые действительно демонстрируют другое качество адаптивного интеллекта, чем большинство детей или большинство подростков». [ 3 ] : 20  Многие в этой области начали задаваться вопросом, что можно назвать уникальным в мыслительных процессах взрослых.

Arlin [ 5 ] и Ригель [ 6 ] описал, что интеллект взрослых связан с обнаружением проблем , а не только с их решением . Постоянно называя и описывая новые проблемы, люди могут приступить к диалектическому мышлению. Синнотт расширила это и обнаружила, что концептуализация постформального мышления должна также включать объяснение того, как адаптируются навыки межличностного общения, поэтому ее исследование изучало, как взрослые понимают сложности межличностных отношений. [ 3 ] [ нужна страница ]

Синнотт отметила, что прежде чем приступить к исследованию постформального мышления, ее собственные исследования эффективности взрослых в том, что Пиаже назвал формальным мышлением, показали, что взрослые плохо справляются с этими задачами. В частности, пожилые люди (но не люди с какими-либо когнитивными возрастными нарушениями) по-прежнему показывали исключительно плохие результаты: только 11% сдали формальный экзамен по операциям, который она проводила. [ 3 ] [ нужна страница ] Дополнительные тесты показали, что «респонденты вовсе не «проваливали». Они, по сути, игнорировали упрощенные старые задачи и умственные процессы и выходили за их пределы в захватывающее новое место! Это новое место, казалось, сочетало в себе когнитивные процессы с эмоциями, намерениями и потребности человека в целом». [ 3 ] : 120  Другими словами, взрослые действительно продумывали ответ на проблему, но не обязательно использовали формально организованное мышление, создавая тем самым ложную видимость нелогичности их мышления. Синнотт описал эту загадку:

Но большинство моих зрелых и старших родственников были очень умными, творческими, практичными и, да, логичными людьми. Они изобрели технологически сложные (для того времени) вещи, которые позже кто-то запатентовал и успешно продал на рынок. Некоторые из них были мудрыми. Многие философствованные и рассказанные истории были сосредоточены на их любимых темах. Они рассказали богатые и сложные истории из своей жизни. Они вели бесконечные дебаты, в которых строили логические замки и с легкостью защищали их. И у них были друзья, которые делали то же самое — друзья, не сильно отличающиеся от моих талантливых исследовательских объектов, которые занимали профессиональную работу, имели ученые степени и делали логические вещи во внешнем мире. Я был уверен, что мои родственники были вполне логичны. Но даже с моими «повседневными» проблемами я не мог заставить своих респондентов выглядеть логично в моем тесте Пиаже по решению проблем, который потенциально может длиться всю жизнь. Они плохо справились с формальными логическими задачами Пиаже. Что здесь происходило? Чего мне не хватало? [ 3 ] : 4 

Позже Синнотт указала на многие сдвиги парадигмы, вдохновленные достижениями в физике, которые помогли ей концептуализировать постформальные операции как действия, которые «позволяют взрослому мыслителю, продолжающему свое логическое развитие, действовать адаптивно в мире относительного выбора. фрагментация и изоляция, присущие попыткам познать эмоциональные, межличностные и духовные аспекты мира только посредством абстрактной, формальной логики». [ 3 ] : 23 

Критическая дискуссия и дебаты

[ редактировать ]

Концепция постформального мышления подверглась критике со стороны Маршана. [ 7 ] Камень [ 8 ] [ 9 ] и Крамер. [ 10 ] Они выдвинули теоретические и эмпирические контраргументы против существования постформальной стадии. Вместо этого они предположили, что развитие взрослых — это форма интегративного мышления на формальной стадии, которая включает в себя большинство функций, которые считаются постформальными, таких как понимание различных точек зрения, принятие контекстуализма и интеграция различных точек зрения. [ 11 ]

Некоторые исследователи подняли вопрос о том, имеет ли постформальное мышление «логическую, временную или даже статистическую зависимость от достижения формального мышления». [ 12 ]

Крамер и Вудрафф [ 13 ] принял предположение, что постформальное мышление было одновременно релятивистским и диалектическим, и намеревался эмпирически понять их отношение к формальному мышлению. Их анализ показал, что для диалектики необходимы формальные операции, но одних их недостаточно. Более того, знание теории относительности также было необходимо для участия в формальных операциях, но опять-таки недостаточно. Они пришли к выводу, что характер этих двух видов деятельности может усиливаться с возрастом людей, но только диалектическое мышление можно считать постформальным.

Райх и Озер [ 14 ] исследовали концепцию дополнительности, которую они определили как процесс осмысления, казалось бы, несовместимых теорий, таких как объективность и субъективность или личность и общество. Их исследование пришло к выводу, что формальное рассуждение действительно является необходимой основой для практики такого типа мышления, но одного только формального рассуждения недостаточно.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Бергер, Кэтлин Стассен (2014). Приглашение к продолжительности жизни (второе изд.). Нью-Йорк: Издательство Worth. стр. 399–401 . ISBN  978-1-4292-8352-6 .
  2. ^ Гриффин, Джеймс; Гудинг, Сара; Семески, Майкл; Фермер, Бретань; Манхен, Гарретт; Синнотт, Январь (август 2009 г.). «Четыре кратких исследования отношений между постформальным мышлением и некогнитивными факторами: личностью, концепциями Бога, политическими взглядами и социальными установками». Журнал развития взрослых . 16 (3): 173–182 (173). дои : 10.1007/s10804-009-9056-0 . S2CID   143492595 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Синнотт, Ян Д. (1998). Развитие логики во взрослом возрасте: постформальная мысль и ее приложения . Нью-Йорк. дои : 10.1007/978-1-4757-2911-5 . ISBN  978-1-4757-2911-5 . OCLC   851775294 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ Jump up to: а б Бассех, Майкл. (1984). Диалектическое мышление и развитие взрослого человека . Норвуд, Нью-Джерси: Alex Pub. Корпоративный ISBN  0-89391-017-1 . ОСЛК   10532903 .
  5. ^ Арлин, Патрисия К. (1975). «Когнитивное развитие во взрослом возрасте: пятый этап?». Психология развития . 11 (5): 602–606. дои : 10.1037/0012-1649.11.5.602 . ISSN   0012-1649 .
  6. ^ Ригель, Клаус Ф. (1975). «К диалектической теории развития». Человеческое развитие . 18 (1–2): 50–64. дои : 10.1159/000271475 . ISSN   1423-0054 .
  7. ^ Маршан, Хелена (2001). «Некоторые размышления о постформальной мысли» . Генетический эпистемолог . 29 (3): 2–9.
  8. ^ Каллио, Ива; Хелкама, Клаус (март 1991 г.). «Формальные операции и постформальные рассуждения: репликация». Скандинавский журнал психологии . 32 (1): 18–21. дои : 10.1111/j.1467-9450.1991.tb00848.x .
  9. ^ Каллио, Иева (июль 1995 г.). «Систематическое рассуждение: формальное или постформальное познание?». Журнал развития взрослых . 2 (3): 187–192. дои : 10.1007/BF02265716 . S2CID   145091949 .
  10. ^ Крамер, Дейдре А. (1983). «Постформальные операции? Необходимость дальнейшей концептуализации». Человеческое развитие . 26 (2): 91–105. дои : 10.1159/000272873 .
  11. ^ Каллио, Иева (декабрь 2011 г.). «Интегративное мышление — ключ к успеху: оценка текущих исследований развития мышления взрослых» . Теория и психология . 21 (6): 785–801. дои : 10.1177/0959354310388344 . S2CID   143140546 .
  12. ^ Лабуви-Вьеф, Гизела (1992). «Неопиажеский взгляд на когнитивное развитие взрослых». Интеллектуальное развитие . Штернберг, Роберт Дж., Берг, Синтия А. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 220. ИСБН  0-521-39456-2 . OCLC   23766221 .
  13. ^ Крамер, Дейдре А.; Вудрафф, Диана С. (1986). «Релятивистская и диалектическая мысль в трех возрастных группах взрослых». Человеческое развитие . 29 (5): 280–290. дои : 10.1159/000273064 . ISSN   1423-0054 .
  14. ^ Райх, К.Х.; Озер, Ф (1990). «Конкретно-операционное, формально-операциональное и дополняющее мышление, развитие концепций и теорий: какие отношения?». Неопубликованная рукопись, Фрибурский университет, Швейцария .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 70c66c56fc56d0ac3d28bd6d46a65ef5__1700601240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/f5/70c66c56fc56d0ac3d28bd6d46a65ef5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Postformal thought - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)