М. В. Асама Мару (1928)
Асама Мару в 1936 году.
| |
История | |
---|---|
Япония | |
Имя | облачное небо |
Оператор | Ниппон Юсен ( Нью-Йорк ) |
Строитель | Mitsubishi Shipbuilding & Engineering Co., Нагасаки , Япония |
Номер двора | 450 |
Заложен | 10 сентября 1927 г. |
Запущен | 30 октября 1928 г. |
Завершенный | 15 сентября 1929 г. |
В эксплуатации | Осень 1929 года |
Не работает | 1 ноября 1944 г. |
Судьба | Торпедирован и потоплен авианосцем USS Atule (SS-403) в Южно-Китайском море , в 100 милях (160 км) к югу от Пратас . острова |
Общие характеристики | |
Тоннаж | 16 975 регистровых тонн брутто (брт) |
Длина | 178 м (584 фута) |
Луч | 21,9 м (72 фута) |
Черновик | 28.5' |
Движение | 4 дизеля Mitsubishi-Sulzer , четверные винты |
Скорость | 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) |
Емкость |
|
Экипаж | 330 |
Примечания | Стальная конструкция |
Асама Мару ( 浅間丸 , Асама мару ) — японский океанский лайнер, принадлежавший компании Nippon Yusen Kaisha (NYK). Корабль был построен в 1927–1929 годах компанией Mitsubishi Shipbuilding & Engineering Co. в Нагасаки , Япония . Судно было названо в честь важного синтоистского храма . [ 1 ]
Асама Мару установила рекорд своего первого рейса в Калифорнию и побила этот рекорд во время своего четвертого рейса из Иокогамы в Сан-Франциско. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Asama Maru и ее однотипные корабли Tatsuta Maru и Chichibu Maru высокоскоростного были построены для ведущего двухнедельного рейса NYK по транс-Тихоокеанскому маршруту Восток-Калифорния и вступили в строй осенью 1929 года. [ 3 ] В рекламе NYK эти корабли были охарактеризованы как «Царица моря». [ 4 ] Основными портами захода были Гонконг, Шанхай, Кобе, Иокогама, Гонолулу, Лос-Анджелес и Сан-Франциско. [ 5 ] Поездка из Иокогамы в Сан-Франциско обычно занимала 15 дней, стоимость проезда начиналась от 190 долларов во втором классе и от 315 долларов в первом классе.
Подробности
[ редактировать ]Судно водоизмещением 16 975 тонн имело длину 583 фута (178 м) и ширину 71 фут (22 м). Корабль имел четыре дизеля Mitsubishi-Sulzer , две трубы, две мачты, счетверенные винты и эксплуатационную скорость 21 узел. [ 6 ] На самом деле нужна была только одна воронка, но для красоты добавили вторую. [ 7 ]
Asama Maru предоставила размещение 222 пассажирам первого класса и 96 пассажирам второго класса. Также было место для 504 пассажиров третьего класса. Корабль и пассажиров обслуживала команда из 330 человек. [ 6 ]
Заложен 10 сентября 1927 года на верфи Mitsubishi Shipbuilding & Engineering Co., Нагасаки , Япония , заводской номер 450.
Гражданская карьера
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]«Асама Мару» была спущена на воду 30 октября 1928 года и покинула Иокогаму 11 октября 1929 года в свой первый рейс в Калифорнию, прибыв туда 24 октября. [ 6 ]
Во время последующего перехода, по прибытии в Сан-Франциско 14 декабря 1930 года, агенты таможни США изъяли большое количество опиума во время торжеств, посвященных первой годовщине перехода корабля через Транстихоокеанский регион. [ 8 ]
В августе 1932 года Асама Мару перевез олимпийскую сборную Японии в Лос-Анджелес на летние Олимпийские игры 1932 года . Находясь в Лос-Анджелесе, барон Такеичи Ниси , золотой медалист, развлекал своих друзей, Дугласа Фэрбенкса и Мэри Пикфорд . [ 9 ]
Во время рейса, отправляющегося из Сан-Франциско 1 апреля 1937 года, Асама Мару нес Хелен Келлер с посланием доброй воли от президента Франклина Д. Рузвельта . [ 9 ]
Бедствие обрушилось на Асаму Мару во время Великого тайфуна в Гонконге в 1937 году . когда она стояла на якоре в заливе Коулун в Гонконге Ночью 2 сентября, , сильный ветер оторвал Асаму Мару от причала и отнес ее в залив Чай Ван , где она приземлилась. Впоследствии ее протаранил итальянский пассажирский лайнер SS Conte Verde водоизмещением 18 765 тонн, который также оторвался от причала. Он был снят с мели 12 сентября после того, как два его двигателя и другие элементы были сняты для уменьшения веса, и ремонтировался в Нагасаки с 2 апреля по 15 сентября. [ 10 ]
«Инцидент с Асама Мару»
[ редактировать ]Во время рейса, отправляющегося из Сан-Франциско 6 января 1940 года, Асамы Мару в пассажирском манифесте был 51 гражданин Германии. 21 января он был перехвачен в международных водах в 35 милях (56 км) от маяка Нодзаки, на южной оконечности полуострова Босо Королевского флота , легким крейсером HMS Liverpool . Британцы получили сведения о том, что члены экипажа затопленного немецкого лайнера «Колумбус» , сбежавшие в Соединенные Штаты, перешли на Асама Мару , пытаясь вернуться в Германию. [ 11 ] Японии В прямое нарушение нейтралитета и международного права британское правительство разрешило главнокомандующему Китайской станции подняться на борт при условии, что побережья Японии не будет в пределах видимости. [ 12 ] Сначала она отказалась остановиться, но была вынуждена сделать это после того, как «Ливерпуль» произвел холостой выстрел. Вооруженная абордажная группа удалила 21 пассажира судна, всех бывших офицеров и техников танкеров Standard Oil , утверждая, что они были немецкими военнослужащими. [ 13 ] Правительство Японии официально опротестовало эту акцию на основании статьи 47 Лондонской декларации 1909 года, в которой говорится, что с кораблей нейтральных стран могут быть сняты только лица, фактически зачисленные в вооруженные силы воюющих стран. Более того, тот факт, что инцидент произошел так близко к берегам Японии, еще больше обострил напряженность между двумя странами. [ 13 ] Несмотря на всплеск антибританских настроений в Японии, правительство премьер-министра Мицумаса Йонаи заняло более примирительную позицию. В обмен на обещание не предлагать в будущем проезд некоторым категориям немцев призывного возраста британцы согласились вернуть часть задержанных пассажиров. [ 14 ] 29 февраля, когда Асама Мару покидал Иокогаму, девять из ранее захваченных немецких гражданских лиц были возвращены в Асама Мару британским вооруженным торговым крейсером HMAS « Канимбла» .
Позже гражданская карьера
[ редактировать ]25 октября 1940 года Асама Мару покинул Сан-Франциско. Во время этого путешествия 14 членов экипажа (шесть офицеров и восемь матросов) «Колумбуса» , переодетые американскими студентами, находились на борту и 12 ноября достигли Иокогамы. [ 15 ] : 50–53
4 февраля 1941 года она перевезла польских еврейских беженцев из Иокогамы в США, совершив аналогичное путешествие 20 апреля. [ 16 ]
29 июня 1941 года он был уполномочен правительством Германии для эвакуации 666 граждан Германии и Италии, задержанных в Нидерландской Ост-Индии после вторжения стран Оси в Нидерланды . [ 9 ]
18 июля 1941 года Асама Мару вылетел из Иокогамы всего с 98 пассажирами, 47 из которых были американцами японского происхождения, родившимися в Соединенных Штатах. Однако 24 июля в середине Тихого океана Асама Мару получил приказ подняться и остановиться. 26 июля президент Франклин Д. Рузвельт подписал указ о конфискации японских активов в Соединенных Штатах в ответ на японское вторжение во Французский Индокитай . В тот вечер экипаж «Асамы Мару» покрасил ее трубы в черный цвет и нарисовал японские флаги на корпусе и палубе. 27 июля было опубликовано уведомление о том, что кораблю приказано вернуться в Японию; однако через 36 часов было опубликовано еще одно уведомление о том, что корабль возобновит свой первоначальный курс, и 31 июля он пришвартовался в Гонолулу. 1 августа она вылетела из Гонолулу в Сан-Франциско; однако 4 августа ее снова отозвали в Японию, и она вернулась в Иокогаму 10 августа. [ 9 ]
30 августа Асама Мару перевезла 350 польских еврейских беженцев, прибывших в Японию через Сибирь, из Кобе в Шанхай , где их приняло Шанхайское гетто . 6 ноября она отправилась в Сингапур, чтобы эвакуировать 450 японских мирных жителей, и прибыла в Кобе 26 ноября. Это должен был быть ее последний гражданский рейс, поскольку он был реквизирован Императорским флотом Японии 30 ноября .
Военная карьера
[ редактировать ]Во время нападения на Перл-Харбор Асама Мару служил военным кораблем и только что прибыл на Сайпан . В начале 1942 года он совершил несколько рейсов между Японией, Филиппинами и Борнео , включая транспортировку десантников 3-го специального военно-морского десанта Йокосука в Таракан на Борнео 16 января 1942 года. [ 9 ]
В июне 1942 года «Асама Мару» был временно назначен судном дипломатического обмена и использовался для репатриации довоенного дипломатического персонала Японии и союзных стран. Она покинула Иокогаму 25 июня вместе с послом США Джозефом Грю и 430 другими американскими дипломатами, а также сотрудниками посольства Испании в Японии. Достигнув Гонконга 29 июня, она погрузила на борт еще 377 американцев, канадцев и других граждан союзников, которые удерживались в течение 44 месяцев в лагере для интернированных Стэнли . [ 17 ] она приняла 114 репатриантов 3 июля в Сайгоне и еще больше в Сингапуре 6 июля, так что, когда она достигла Лоренсу-Маркеша в Португальской Восточной Африке 22 июля , на ее борту было 789 гражданских лиц. Они были обменены на 1500 японских и сиамских дипломатов (включая посла Кичисабуро Номура и Сабуро Курусу ), бизнесменов и журналистов в США и Бразилии на момент начала войны, которые были доставлены в это место на корабле MS Gripsholm . [ 18 ] Он вернулся в Иокогаму 20 августа и снова был реквизирован Императорским флотом Японии 5 сентября.
Асама Мару снова был отправлен в качестве военного корабля и транспорта, доставляя людей и припасы из Японии в различные точки Юго-Восточной Азии. 10 октября ей было поручено перевезти 1000 военнопленных союзников из Макассара в Нагасаки. [ 9 ] Это был первый из нескольких рейсов по перевозке пленных союзников, за что Асама Мару впоследствии получил прозвище « адский корабль ».
В феврале 1943 года «Асама Мару» оснастили гидрофоном и стойкой для 16 глубинных бомб . Она едва избежала четырех торпед, выпущенных по ней авианосцем « Санфиш» 10 марта у Такао (ныне Гаосюн ), но была вовремя предупреждена оператором гидрофона и смогла уклониться. [ 9 ]
23 февраля 1944 года он был слегка поврежден в результате атаки авианосца USS Grayback (SS-208) в Южно-Китайском море в 20 милях к востоку от Тайваня . Нефтяник Нанпо Мару был потоплен Грейбеком в той же атаке. [ 9 ]
В октябре 1944 года «Асама Мару» был одним из кораблей крупного конвоя, перевозившего подразделения Императорской японской армии из 1-й дивизии Китая на Филиппины. Несмотря на постоянные атаки американских подводных лодок и самолетов, более 12 000 человек были успешно отправлены для усиления японского гарнизона на Лусоне перед высадкой американцев. На обратном пути из Манилы в Такао Асама Мару погрузил на борт 1383 военнослужащих и гражданских лиц, включая выживших с затонувших торговых судов, а также 170 тонн железного лома , 80 тонн пеньки, 80 тонн сырого каучука и другие припасы. 1 ноября конвой был атакован в проливе Баши авианосцем USS Atule (SS-403) в Южно-Китайском море в 100 милях (160 км) к югу от острова Пратас . «Асама Мару» дважды была торпедирована по правому борту, поразив как главное, так и вспомогательное машинное отделение. Через несколько минут еще две торпеды по правому борту взорвались и затопили трюмы №3 и №4. Асама Мару Менее чем через десять минут затонула кормой первой. В число спасенных выживших вошли 103 человека из ее экипажа из 201 человека и 1028 из 1383 пассажиров. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Понсонби-Фейн, Ричард. (1935). Номенклатура флота NYK, с. 50.
- ^ Дерби, Зульцер: плакат, рекорд скорости .
- ^ Левин, Дэвид. Графический дизайн 1920-х и 1930-х годов в журнале Travel Ephemera : «План размещения пассажиров на теплоходах «Асама Мару» и «Тацута Мару», 1929 год.
- ^ Нью-Йорк (Гонконг): история. Архивировано 28 апреля 2009 г. в Wayback Machine .
- ^ Дерби, дизельные двигатели Sulzer. Архивировано 16 июля 2011 г. в Wayback Machine : Asama Maru . 29 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Хаворт, РБ Индекс корабля Мирамар : ID № 4035342 .
- ^ Тейт, Э. Моубрей (1986). Транстихоокеанский пар: история парового плавания от тихоокеанского побережья Северной Америки до Дальнего Востока и антиподов, 1867–1941 гг . Книги Корнуолла. п. 68. ИСБН 0845347926 .
- ^ Кларк, Рональд Уильям, 1977, Человек, который сломал фиолетовый: жизнь полковника Уильяма Ф. Фридмана, расшифровавшего японский код во Второй мировой войне, Little Brown & Co, ISBN 0316145955
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Невитт, Аллин Д. (2009). « Асама Мару : Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com.
- ^ "Чудеса корабельной хирургии", Popular Mechanics, октябрь 1939 г.
- ↑ Статья из Los Angeles Times, 4 января 1940 г.
- ^ Бест, Энтони (1995), Великобритания, Япония и Перл-Харбор: предотвращение войны в Восточной Азии, 1936–41 , стр. 96
- ^ Jump up to: а б Мардер, Артур Джейкоб (1981), Старые друзья, новые враги: Королевский флот и Императорский флот Японии , стр. 106
- ^ Инцидент с Асама Мару
- ^ Гизе, О., 1994, Морская война Второй мировой войны, Том 3 :, Аннаполис: Военно-морской институт США, ISBN 1557503079
- ^ Дональд, А., 2012, Морская война Второй мировой войны, Том 3 , Bertke Publications, ISBN 1937470016
- ^ Джеффри Чарльз Эмерсон (2008). Интернирование в Гонконге, 1942–1945: Жизнь в японском гражданском лагере в Стэнли . Издательство Гонконгского университета. п. 63. ИСБН 978-962-209-880-0 .
- ^ Эллеман, Брюс (2006). Обмен японско-американскими гражданскими пленными и лагеря для задержанных, 1941–45 . Рутледж. п. 31 . ISBN 978-0-415-33188-3 . Проверено 14 сентября 2009 г.
- ^ «Асама Мару (+1944)» . Место крушения . Проверено 19 октября 2016 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Понсонби-Фейн , Ричард Артур Брабазон. (1935). Номенклатура флота NYK. Токио: Ниппон Юсен Кайша. ОСЛК 27933596
- Тейт, Э. Моубрей. (1986). Транстихоокеанский пар: история парового плавания от тихоокеанского побережья Северной Америки до Дальнего Востока и Антиподов, 1867–1941 гг. Нью-Йорк: Книги Корнуолла. ISBN 978-0-8453-4792-8 ; ОСЛК 12370774
Внешние ссылки
[ редактировать ]- DerbySulzer: сепия корабля, севшего на мель в Гонконге , 1937 год.
- Приказ Госдепартамента США [1]
- корабли 1928 года
- Корабли линии NYK
- Пароходы Японии
- Океанские лайнеры
- Отношения Японии и Великобритании
- Вспомогательные корабли Императорского флота Японии
- Пассажирские суда Японии
- Торговые корабли Японии времен Второй мировой войны
- Корабли, потопленные американскими подводными лодками
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Южно-Китайском море
- Корабли постройки Mitsubishi Heavy Industries
- Морские инциденты в январе 1940 г.
- Морские инциденты в октябре 1944 г.
- Японские адские корабли