Jump to content

Электрическая машина с двойной подачей

Электрические машины с двойным питанием , также генераторы с контактными кольцами , представляют собой электродвигатели или электрические генераторы , в которых как обмотки магнита возбуждения , так и обмотки якоря отдельно подключены к оборудованию вне машины.

Подавая переменный ток регулируемой частоты на обмотки возбуждения , магнитное поле можно заставить вращаться, позволяя изменять скорость двигателя или генератора. Это полезно, например, для генераторов, используемых в ветряных турбинах . [1] Кроме того, ветряные турбины на базе DFIG позволяют управлять активной и реактивной мощностью . [2] [3]

Введение

[ редактировать ]
Генератор с двойным питанием для ветряной турбины.

Электрические генераторы с двойным питанием аналогичны переменного тока электрическим генераторам , но имеют дополнительные функции, которые позволяют им работать на скоростях, немного превышающих или ниже их естественной синхронной скорости. Это полезно для больших ветряных турбин с регулируемой скоростью , поскольку скорость ветра может внезапно измениться. Когда порыв ветра попадает в ветряную турбину, лопасти пытаются ускориться, но синхронный генератор привязан к скорости электросети и не может ускориться. Столь большие силы возникают в ступице, коробке передач и генераторе, когда энергосистема отталкивается назад. Это приводит к износу и повреждению механизма. Если турбине позволить сразу же увеличить скорость при ударе порыва ветра, напряжения будут ниже, а энергия порыва ветра все равно преобразуется в полезную электроэнергию.

Один из подходов к изменению скорости ветряной турбины заключается в том, чтобы принять любую частоту, вырабатываемую генератором, преобразовать ее в постоянный ток, а затем преобразовать в переменный ток желаемой выходной частоты с помощью инвертора . Это обычное явление для небольших домашних и фермерских ветряных турбин. Но инверторы, необходимые для ветряных турбин мегаваттной мощности, большие и дорогие.

Генераторы с двойным питанием являются еще одним решением этой проблемы. Вместо обычной обмотки возбуждения, питаемой постоянным током, и обмотки якоря , куда выходит генерируемое электричество, имеются две трехфазные обмотки, одна стационарная и одна вращающаяся, обе отдельно подключенные к оборудованию вне генератора. термин «двойная подача» Таким образом, для машин такого типа используется .

Одна обмотка напрямую подключена к выходу и вырабатывает трехфазный переменный ток желаемой частоты сети. Другая обмотка (традиционно называемая полевой, но здесь обе обмотки могут быть выходными) подключена к трехфазному источнику переменного тока переменной частоты. Эта входная мощность регулируется по частоте и фазе, чтобы компенсировать изменения скорости турбины. [4]

Для регулировки частоты и фазы требуется преобразователь переменного тока в постоянный. Обычно он изготавливается из очень больших полупроводников IGBT . Преобразователь является двунаправленным и может передавать мощность в любом направлении. Мощность может течь как из этой обмотки, так и из выходной обмотки. [5]

Его происхождение связано с асинхронными двигателями с фазным ротором и многофазными обмотками на роторе и статоре соответственно, которые были изобретены Николой Теслой в 1888 году. [6] Комплект обмоток ротора электрической машины с двойным питанием соединен с набором резисторов через многофазные контактные кольца для запуска. Однако мощность скольжения терялась в резисторах. Таким образом, были разработаны средства повышения эффективности работы с регулируемой скоростью за счет восстановления мощности скольжения. В приводах Кремера (или Кремера) ротор был подключен к машине переменного и постоянного тока, которая питала машину постоянного тока, подключенную к валу машины с контактными кольцами. [7] Таким образом, мощность скольжения возвращалась в виде механической энергии, и приводом можно было управлять с помощью токов возбуждения машин постоянного тока. Недостаток привода Кремера заключается в том, что машины должны иметь завышенные размеры, чтобы справиться с дополнительной циркуляционной мощностью. Этот недостаток был исправлен в приводе Шербиуса , в котором мощность скольжения передается обратно в сеть переменного тока двигателями-генераторами. [8] [9]

Вращающееся оборудование, используемое для питания ротора, было тяжелым и дорогим. Усовершенствованием в этом отношении стал статический привод Шербиуса, в котором ротор был соединен с выпрямительно-инверторной установкой, построенной сначала на ртутно-дуговых устройствах, а затем на полупроводниковых диодах и тиристорах. В схемах с выпрямителем поток мощности был возможен только вне ротора из-за неуправляемого выпрямителя. Причём возможна была только субсинхронная работа в качестве двигателя.

Другая концепция использования статического преобразователя частоты включала циклоконвертер, подключенный между ротором и сетью переменного тока. Циклоконвертер может подавать мощность в обоих направлениях, поэтому машина может работать как на суб-, так и на сверхсинхронной скорости. Большие машины с двойным питанием, управляемые циклоконвертерами, использовались для запуска однофазных генераторов, питающих 16 + 2 3 Гц в Европе. Железнодорожная сеть [10] Машины с циклоконвертерами также могут запускать турбины гидроаккумулирующих электростанций. [11]

Сегодня преобразователь частоты, используемый в устройствах мощностью до нескольких десятков мегаватт, состоит из двух последовательно соединенных IGBT инверторов .

Также было разработано несколько бесщеточных концепций, позволяющих избавиться от контактных колец, требующих обслуживания.

Асинхронный генератор с двойным питанием

[ редактировать ]

Асинхронный генератор с двойным питанием (DFIG) — принцип генерации, широко используемый в ветряных турбинах . В его основе лежит асинхронный генератор с многофазным ротором и многофазным контактным кольцом со щетками для доступа к обмоткам ротора. Можно избежать сборки многофазных контактных колец, но возникают проблемы с эффективностью, стоимостью и размером. Лучшей альтернативой является бесщеточная электрическая машина с фазным ротором и двойным питанием. [12]

Принцип работы асинхронного генератора с двойным питанием, подключенного к ветряной турбине.

Принцип DFIG заключается в том, что обмотки статора подключены к сети, а обмотка ротора подключена к преобразователю через контактные кольца и преобразователь источника встречного напряжения , который управляет токами как ротора, так и сети. При этом ротора частота может свободно отличаться от частоты сети (50 или 60 Гц). Используя преобразователь для управления токами ротора, можно регулировать активную и реактивную мощность, подаваемую в сеть от статора, независимо от скорости вращения генератора. Используемым принципом управления является либо двухосное векторное управление током , либо прямое управление крутящим моментом (DTC). [13] DTC оказался более стабильным, чем управление вектором тока, особенно когда от генератора требуются высокие реактивные токи. [14]

Роторы генератора с двойным питанием обычно наматываются с числом витков, в 2–3 раза превышающим количество витков статора. Это означает, что напряжения ротора будут выше, а токи соответственно ниже. Таким образом, в типичном диапазоне рабочих скоростей ±30% от синхронной скорости номинальный ток преобразователя соответственно ниже, что приводит к снижению стоимости преобразователя. Недостаток заключается в том, что управляемая работа за пределами рабочего диапазона скоростей невозможна из-за напряжения ротора, превышающего номинальное. Кроме того, также будут увеличиваться переходные процессы напряжения из-за помех в сети (особенно трех- и двухфазных провалов напряжения). Чтобы предотвратить разрушение биполярных транзисторов с изолированным затвором и диодов преобразователя высоким напряжением ротора (и высокими токами, возникающими в результате этих напряжений), схема защиты (называемая ломом ). используется [15]

Лом закоротит обмотки ротора через небольшое сопротивление при обнаружении чрезмерных токов или напряжений. Чтобы иметь возможность продолжить операцию как можно быстрее, активный лом [16] должен быть использован. Активный лом может контролируемым образом устранить короткое замыкание ротора, и, таким образом, преобразователь на стороне ротора может быть запущен только через 20–60   мс после начала нарушения в сети, когда остаточное напряжение остается выше 15% от номинального напряжения. Таким образом, можно генерировать реактивный ток в сети во время остальной части падения напряжения и таким образом помочь сети восстановиться после повреждения. нулевого напряжения При прохождении обычно приходится ждать, пока провал не закончится, поскольку в противном случае невозможно узнать фазовый угол, в который следует подавать реактивный ток. [17]

Подводя итог, можно сказать, что асинхронная машина с двойным питанием представляет собой электрическую машину с двойным питанием с фазным ротором и имеет ряд преимуществ перед обычной асинхронной машиной в ветроэнергетических установках. Во-первых, поскольку цепь ротора управляется преобразователем силовой электроники, асинхронный генератор может как импортировать, так и экспортировать реактивную мощность . Это имеет важные последствия для стабильности энергосистемы и позволяет машине поддерживать сеть во время серьезных нарушений напряжения ( проезд при низком напряжении ; LVRT). [15] Во-вторых, контроль напряжений и токов ротора позволяет асинхронной машине оставаться синхронизированной с сетью при изменении скорости ветряной турбины. Ветряная турбина с регулируемой скоростью использует доступный ветровой ресурс более эффективно, чем ветряная турбина с фиксированной скоростью, особенно в условиях слабого ветра. В-третьих, стоимость преобразователя невелика по сравнению с другими решениями с регулируемой скоростью, поскольку только часть механической мощности, обычно 25–30%, подается в сеть через преобразователь, а остальная часть подается в сеть непосредственно от статора. . По той же причине эффективность DFIG очень высока.

  1. ^ «Генераторы для ветряных турбин. Стандартная серия генераторов с контактными кольцами для концепции двойного питания мощностью от 1,5 до 3,5 МВт» (PDF) . АББ . 2014 . Проверено 24 апреля 2018 г.
  2. ^ М. Дж. Харанди, С. Г. Лиаси и М. Т. Бина, « Компенсация переходного потока статора во время симметричных и асимметричных неисправностей с использованием виртуального потока на основе тока размагничивания в ветряных турбинах DFIG », Международная конференция по энергосистемам (PSC), 2019 г., Тегеран, Иран, 2019 г., стр. 181-187, два : 10.1109/PSC49016.2019.9081565 .
  3. ^ М. Нираула и Л. Махарджан, «Регулирование частоты статора автономного DFIG с диодным выпрямленным выходом», 5-й Международный симпозиум по экологически чистым источникам энергии и приложениям (EFEA), 2018.
  4. ^ С. МЮЛЛЕР; С.; и др. (2002). «Системы индукционных генераторов с двойной подачей для ветряных турбин» (PDF) . Журнал отраслевых приложений IEEE . 8 (3). ИИЭР: 26–33. дои : 10.1109/2943.999610 .
  5. ^ Л. Вэй, Р. Дж. Керкман, Р. А. Лукашевски, Х. Лу и З. Юань, «Анализ возможностей циклического включения питания IGBT, используемых в ветроэнергетической системе с индукционным генератором с двойной подачей», Конгресс и выставка IEEE Energy Conversion, 2010 г., Атланта, Джорджия, 2010 г. , стр. 3076-3083, дои : 10.1109/ECCE.2010.5618396 .
  6. ^ «Силовая электроника — Wiki по истории техники и технологий» . ethw.org .
  7. ^ Леонхард, В.: Управление электроприводами. 2-е изд. Springer 1996, 420 страниц. ISBN   3-540-59380-2 .
  8. ^ Шивели, ЕК; Уитлоу, Гео. С. (1932). «Автоматическое управление преобразователями частоты с переменным передаточным числом». Труды Американского института инженеров-электриков . 51 : 121–127. дои : 10.1109/T-AIEE.1932.5056029 . S2CID   51636516 .
  9. ^ Лившиц, ММ; Килгор, Луизиана (1942). «Исследование модифицированного привода Крамера или асинхронно-синхронного каскадного регулируемого привода». Труды Американского института инженеров-электриков . 61 (5): 255–260. дои : 10.1109/T-AIEE.1942.5058524 . S2CID   51642497 .
  10. ^ Пфайффер, А.; Шейдль, В.; Эйцманн, М.; Ларсен, Э. (1997). «Современные ротационные преобразователи для железнодорожного транспорта». Материалы совместной железнодорожной конференции IEEE/ASME 1997 года . стр. 29–33. дои : 10.1109/RRCON.1997.581349 . ISBN  0-7803-3854-5 . S2CID   110505314 .
  11. ^ А. Бокель, Дж. Яннинг: Привод с регулируемой скоростью 4 * 300 МВт для насосно-аккумулирующих электростанций. Конференция EPE 2003, Тулуза.
  12. ^ «Обзор состояния исследований и разработок бесщеточной системы машин с двойной подачей». Китайский журнал электротехники . 2 (2). Китайское общество электротехники . Декабрь 2016.
  13. ^ Патент США 6 448 735.
  14. ^ Нииранен, Йоуко (2008). «Об измерениях активной и реактивной мощности при испытаниях на выдерживание несимметричного провала напряжения». Ветроэнергетика . 11 (1): 121–131. Бибкод : 2008WiEn...11..121N . дои : 10.1002/ср.254 .
  15. ^ Перейти обратно: а б М.Дж. Харанди, С. Гасеминежад Лиаси, Э. Никравеш и М.Т. Бина, «Улучшенная стратегия управления для прохождения низковольтного двигателя DFIG с использованием метода оптимального размагничивания», 10-я Международная конференция по силовой электронике, приводным системам и технологиям (PEDSTC), Шираз, 2019 г., Иран, 2019, стр. 464-469, два : 10.1109/PEDSTC.2019.8697267 .
  16. ^ : активный лом например, патент США 7 164 562.
  17. ^ Семан, Славомир; Нииранен, Йоуко; Виртанен, Рейо; Мацинен, Яри-Пекка (2008). «Анализ прохождения низкого напряжения ветряной турбины DFIG мощностью 2 МВт - проверка соответствия сетевым нормам». 2008 Общее собрание Общества энергетики и энергетики IEEE – Преобразование и доставка электрической энергии в 21 веке . стр. 1–6. дои : 10.1109/PES.2008.4596687 . ISBN  978-1-4244-1905-0 . S2CID   41973249 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 73bcd131ee74c72c195c5fcf9dea0f03__1714149120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/03/73bcd131ee74c72c195c5fcf9dea0f03.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Doubly fed electric machine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)