Jump to content

Пьезоэлектрический двигатель

Внутренности скользящего пьезоэлектрического двигателя. Видны два пьезоэлектрических кристалла, обеспечивающие механический крутящий момент. [1]

Пьезоэлектрический двигатель или пьезодвигатель — это тип электродвигателя, основанный на изменении формы пьезоэлектрического материала при приложении электрического поля вследствие обратного пьезоэлектрического эффекта. Электрическая цепь создает акустические или ультразвуковые колебания в пьезоэлектрическом материале, чаще всего цирконате-титанате свинца , иногда в ниобате лития или других монокристаллических материалах, которые могут производить линейное или вращательное движение. в зависимости от своего механизма [2] Примеры типов пьезоэлектрических двигателей включают червячные двигатели , шаговые и скользящие двигатели, а также ультразвуковые двигатели , которые можно разделить на двигатели со стоячей волной и двигатели с бегущей волной. В пьезоэлектрических двигателях обычно используется циклическое шаговое движение, которое позволяет колебаниям кристаллов производить сколь угодно большое движение, в отличие от большинства других пьезоэлектрических приводов , где диапазон движения ограничен статической деформацией , которая может возникнуть в пьезоэлектрическом элементе.

Рост и формирование пьезоэлектрических кристаллов — хорошо развитая отрасль , обеспечивающая очень равномерное и постоянное искажение при заданной приложенной разности потенциалов . Это, в сочетании с минутным масштабом искажений, дает пьезоэлектрическому двигателю возможность совершать очень мелкие шаги. Производители заявляют о точности до нанометра . Высокая скорость отклика и быстрое искажение кристаллов также позволяют переходам происходить на очень высоких частотах — выше 5 МГц . Это обеспечивает максимальную линейную скорость примерно 800 мм в секунду, или почти 2,9 км/ч.

Уникальной способностью пьезоэлектрических двигателей является их способность работать в сильных магнитных полях. Это расширяет их полезность для приложений, которые не могут использовать традиционные электромагнитные двигатели, например, внутри ядерного магнитного резонанса антенн . Максимальная рабочая температура ограничена температурой Кюри используемой пьезоэлектрической керамики и может превышать +250 °C.

Основными преимуществами пьезоэлектрических двигателей являются высокая точность позиционирования, стабильность положения при отсутствии питания и возможность изготовления очень малых размеров или необычной формы, например, в виде тонких колец. Обычно пьезоэлектрические двигатели применяются в системах фокусировки в объективах камер, а также в точном управлении движением в специализированных приложениях, таких как микроскопия.

Типы резонансных двигателей

[ редактировать ]

Ультразвуковой двигатель

[ редактировать ]

Ультразвуковые двигатели во многом отличаются от других пьезоэлектрических двигателей, хотя оба обычно используют ту или иную форму пьезоэлектрического материала. Наиболее очевидным отличием является использование резонанса для усиления вибрации статора, контактирующего с ротором в ультразвуковых двигателях.

Обычно доступны два различных способа управления трением вдоль контактной поверхности статора и ротора: вибрация бегущей волны и вибрация стоячей волны . [3] Некоторые из самых ранних версий практических двигателей 1970-х годов, например, Сасида, использовали вибрацию стоячей волны в сочетании с ребрами, расположенными под углом к ​​контактной поверхности, чтобы сформировать двигатель, хотя и вращающийся в одном направлении. Более поздние разработки Сасиды и исследователей из Matsushita , ALPS, Xeryon и Canon использовали вибрацию бегущей волны для получения двунаправленного движения и обнаружили, что такая конструкция обеспечивает лучшую эффективность и меньший износ контактного интерфейса. В ультразвуковом двигателе с гибридным преобразователем с исключительно высоким крутящим моментом используются пьезоэлектрические элементы с кольцевой и аксиальной поляризацией для объединения осевых и крутильных вибраций вдоль контактной поверхности, что представляет собой технику вождения, которая находится где-то между методами вождения стоячей и бегущей волной.

Нерезонансные типы двигателей

[ редактировать ]

Червячный двигатель

[ редактировать ]
Рис. 1. Шаговые ступени нормально свободного двигателя.

В червячном двигателе используется пьезоэлектрическая керамика, которая толкает статор, используя движение шагающего типа. В этих пьезоэлектрических двигателях используются три группы кристаллов — две «запирающие» и одна «движущая сила», которая постоянно соединяется либо с корпусом двигателя, либо со статором (не с обоими одновременно). Группа мотивов, зажатая между двумя другими, обеспечивает движение.

Поведение этого пьезоэлектрического двигателя без питания является одним из двух вариантов: «нормально заблокирован» или «нормально свободен». Обычно свободный тип обеспечивает свободное перемещение при отсутствии питания, но все же может быть заблокирован путем подачи напряжения.

Червячные двигатели могут достигать позиционирования в нанометровом масштабе, изменяя напряжение, приложенное к движущему кристаллу, когда задействован один набор фиксирующих кристаллов.

Пошаговые действия

[ редактировать ]
Пьезоэлектрический двигатель «червяк».

Процесс срабатывания червячного двигателя представляет собой многоступенчатый циклический процесс: [2]

  1. Сначала активируется одна группа «запирающих» кристаллов, чтобы заблокировать одну сторону и разблокировать другую сторону «сэндвича» из пьезокристаллов.
  2. Затем срабатывает и удерживается группа кристаллов «мотив». Расширение этой группы перемещает разблокированную «запирающую» группу по траектории движения двигателя. Это единственный этап, на котором двигатель движется.
  3. Затем срабатывает группа «запирания», сработавшая на первой ступени (в двигателях с «нормальной блокировкой» она срабатывает на другой).
  4. Затем «движущая» группа освобождается, втягивая группу «скользящей блокировки».
  5. Наконец, обе «блокирующие» группы возвращаются в состояние по умолчанию.

Шаговый или ходовой двигатель

[ редактировать ]
Биморфные кантилеверы, используемые в шаговых или шагающих двигателях.

Не путать с одноименным электромагнитным шаговым двигателем . Эти двигатели похожи на червячный двигатель, однако пьезоэлектрические элементы могут представлять собой биморфные приводы , которые изгибаются для подачи питания на ползунок, а не используют отдельный расширяющийся и сжимающийся элемент. [4]

Скользящий двигатель

[ редактировать ]
Привод с скользящей рукояткой.

Механизм скользящих двигателей основан на инерции в сочетании с разницей между статическим и динамическим трением. Шаговое действие состоит из фазы медленного растяжения, когда статическое трение не преодолевается, за которым следует фаза быстрого сжатия, когда преодолевается статическое трение и изменяется точка контакта между двигателем и движущейся частью.

Двигатели с прямым приводом

[ редактировать ]

Пьезоэлектрический двигатель с прямым приводом создает движение посредством непрерывной ультразвуковой вибрации. Его схема управления подает на пьезоэлектрические элементы двухканальную синусоидальную или прямоугольную волну, которая соответствует резонансной частоте изгиба трубки с резьбой — обычно это ультразвуковая частота от 40 до 200 кГц. Это создает орбитальное движение, которое приводит в движение винт.

Второй тип привода, волнистый двигатель, использует пьезоэлектрические элементы, прикрепленные ортогонально к гайке. Их ультразвуковые колебания вращают центральный ходовой винт.

Одиночное действие

[ редактировать ]
Рис. 2: Шаговый двигатель с пьезо-храповым механизмом.

На основе пьезоэлектрических кристаллов можно изготовить очень простые шаговые двигатели простого действия. Например, с твердым и жестким ротором-шпинделем, покрытым тонким слоем более мягкого материала (например, полиуретановой ряд наклонных пьезоэлектрических преобразователей резины), можно разместить . (см. рис. 2). Когда схема управления запускает одну группу датчиков, они толкают ротор на один шаг. Эта конструкция не может обеспечивать такие маленькие и точные шаги, как более сложные конструкции, но может достигать более высоких скоростей и дешевле в производстве.

Первым патентом США, раскрывающим двигатель с вибрационным приводом, может быть «Способ и устройство для доставки вибрационной энергии» (патент США № 3184842, Маропис, 1965 г.). В патенте Maropis описано «вибрационное устройство, в котором продольные вибрации в резонансном соединительном элементе преобразуются в крутильные колебания в резонансном концевом элементе тороидального типа». Первые практические пьезомоторы были спроектированы и изготовлены В. Лавриненко в лаборатории пьезоэлектроники, начиная с 1964 года, Киевского политехнического института , СССР. Другие важные патенты на раннем этапе разработки этой технологии включают:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ ротатор attocube ANR101
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рупитч, Стефан Иоганн (2019), «Пьезоэлектричество» , «Пьезоэлектрические датчики и приводы» , «Темы горного дела, металлургии и материаловедения», Берлин, Гейдельберг: Springer Berlin Heidelberg, стр. 43–81, doi : 10.1007/978-3-662- 57534-5_3 , ISBN  978-3-662-57532-1 , получено 5 мая 2021 г.
  3. ^ Чжао, Чуньшэн (2011). Ультразвуковые двигатели . Берлин, Гейдельберг: Springer Berlin Heidelberg. дои : 10.1007/978-3-642-15305-1 . ISBN  978-3-642-15304-4 .
  4. ^ Спаннер, Карл; Коч, Бурханеттин (26 февраля 2016 г.). «Пьезоэлектрические двигатели, обзор» . Актуаторы . 5 (1): 6. дои : 10.3390/act5010006 . ISSN   2076-0825 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c32aac124259d12da56b0edea790c0c6__1718024160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/c6/c32aac124259d12da56b0edea790c0c6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piezoelectric motor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)