Бетти Хейг
Бетти Хейг | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1905 Мэрилебон , Лондон |
Умер | 1987 | ( 1987-00-00 )
Национальность | Британский |
Победы |
|
Элизабет Хейг (1905–1987) — британская автогонщица, участвовавшая в ралли , подъемах на холмы и исторических гонках . Она выиграла Олимпийское ралли 1936 года, первый и последний раз после 1900 года, когда автомобильная гонка была частью Олимпийских игр.
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Хейг родился в Мэрилебоне , Лондон, в 1905 году. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Она была членом шотландской семьи Хейг, производившей виски . [ 2 ] Ее отцом был полковник Оливер Хейг. Она также была внучатой племянницей фельдмаршала Дугласа Хейга , командующего Британским экспедиционным корпусом (BEF) на Западном фронте с 1915 по 1919 год. Ее ранние годы прошли в семейном доме в Раморни в Файфе, Шотландия. [ 1 ] В начале 1920-х годов ее родители развелись, и Хейг вместе с матерью и братом переехала в Сассекс.
В юности Хейг занималась конным спортом, таким как верховая езда, охота и конкур. [ 4 ] Еще будучи школьницей, ее прокатили на « Фиате Мефистофель» . [ 4 ] В 14 лет она купила свой первый моторизованный автомобиль; излишек мотоцикла «Дуглас» мощностью 2¾ л.с. , а в 16 лет Хейг купила свою первую машину, получив в подарок от двоюродной бабушки 50 фунтов стерлингов. [ 5 ] Эта машина сгорела во время пожара, и Хейг заработала деньги на стоимость ее замены, Austin 7 Sports, продав свою историю прессе по 10 фунтов стерлингов за штуку. [ 1 ] В том же году, когда был куплен Остин, она впервые проехала круг в Бруклендсе на Talbot 8 своего бойфренда Денниса Спрагга. Она также присутствовала на самом первом Гран-при Великобритании в 1926 году.
Хейг и Спрэгг поженились, но союз продлился недолго. Какое-то время, либо во время брака, либо вскоре после его расторжения, она жила в Африке. [ 4 ] [ 6 ]
После завершения развода Хейг вернулась в Англию. Она и ее соседка по квартире Джойс Ламберт купили два мотоцикла Raleigh объемом 600 куб.см , на которых они путешествовали по Европе. [ 2 ]
Другие покупки по ее возвращению в Англию включали множество автомобилей, в том числе второй Morgan и множество MG. [ 4 ]
В начале 1930-х годов (сообщается, что это был либо 1930, либо 1933 год) Бетти разбила свой Morgan Super Sport на объездной дороге Кингстона, в результате чего погибла пассажирка Молли Уоткинс. [ 6 ] [ 2 ]
Гонки
[ редактировать ]
Первой гонкой, в которой участвовала Хейг, была гонка Клуба юных автогонщиков Speed Hill Climb Chalfont St Peter в 1934 году, в которой она участвовала на своей недавно приобретенной Singer Nine Le Mans, регистрационный номер AKV 795. [ 2 ] [ 7 ] В том же году она и Ламберт приняли участие в ралли Париж — Сен-Рафаэль Феминен . Дуэт завершил гонку, и отчет Хейг Сингер о характеристиках автомобиля принес ей заводскую поддержку для возвращения на гонку в 1936 году, на которой она участвовала в одиночку, но во время гонки у нее отказала коробка передач.
Первое появление Хейг на мероприятии, проводимом на гоночной трассе, произошло в 1935 году на JCC High Speed Trials, где она управляла своим Aston Martin. [ 1 ]
В 1936 году Хейг выиграл золотую медаль, заняв первое место в олимпийском ралли, проводимом в рамках летних Олимпийских игр 1936 года . [ 8 ] Хейг использовал в гонке шестицилиндровый двигатель Singer Nine Le Mans, и его сопровождал штурман Ламберт. [ 2 ]
7 мая 1938 года Хейг был ранен в Бруклендсе, но не во время вождения. Delage загорелся на скорости, и когда водитель Жозеф Поль пытался покинуть трассу, его машина была сбита Darracq, которым управлял AC Lace, в результате чего горящий Delage пролетел через ограждение и упал в зону за пределами трассы. Хейг был среди одиннадцати раненых. Также был один летальный исход. [ 9 ]
Начиная с конца 1940-х годов Хейг работал журналистом, писал статьи и репортажи о гонках для популярного журнала Motor Sport .
Спустя годы
[ редактировать ]В послевоенные годы, начиная с 1950-х годов, Хейг имел тенденцию отдавать предпочтение клубным мероприятиям и восхождениям на холмы более крупным мероприятиям.
Она регулярно появлялась в Гудвуде , среди других мест, на протяжении 1950-х годов. [ 10 ] В этот период Хейг также водил одноместные автомобили с открытыми колесами, участвуя в гонках Cooper 1000 в 1950 году и Cooper 500 в следующем году. [ 7 ]
Она выигрывала национальный женский чемпионат по восхождению на холмы два года подряд, в 1960 и 1961 годах, на Lotus Seven с двигателем Coventry-Climax. [ 11 ] Хейг удерживал женский рекорд по подъему на холм в Прескотте в течение шести лет. [ 7 ]
В 1966 году Хейг и фотограф Гай Гриффитс основали Клуб исторических спортивных автомобилей (HSCC). [ 12 ]
Хейг также был членом-учредителем таких клубов, как автомобильный клуб Frazer Nash. [ 13 ] и Порше-клуб Великобритании. [ 1 ]
В последние годы жизни Хейг жила в Шеллингфорд-Хаусе, бывшем доме священника, в Шеллингфорде , Оксфордшир. [ 4 ] [ 14 ] Она жила там со своим постоянным штурманом и давней спутницей Барбарой Маршалл до смерти последней в начале 1977 года. [ 3 ] [ 15 ]
Хейг умер в начале 1987 года. [ 16 ] [ 7 ]
Хейг увековечен такими событиями, как Кубок Бетти Хейг Triple-M Register за лучшие гоночные результаты года, Мемориальный трофей Бетти Хейг за самое быстрое время, показанное участницей гоночного автомобиля в Прескотте, и Бетти Клуба владельцев AC. Хейг Трофи самой быстрой женщине-участнице с гандикапом в Гудвуде. [ 17 ]
Автомобили
[ редактировать ]На протяжении своей жизни Хейг владела большим количеством автомобилей: в одной журнальной статье сообщалось, что к середине 1960-х годов у нее было более 60 автомобилей. [ 4 ] В список вошли как дорожные автомобили, так и специально созданные гоночные автомобили, а также представители таких марок, как ABC, AC Cars, Alvis, Aston Martin, Austin, Austin-Healy, BMW, Bugatti, Cooper, Elva, Frazer Nash, HRG, Healey, Jaguar, Lotus, MG, Morgan, Morris, Salmson, Singer, Triumph и Turner и другие. Некоторые из наиболее значимых автомобилей перечислены ниже.
- 1922 ABC — этот родстер с оппозитным двухцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением был самым первым автомобилем Хейга. [ 4 ]
- Sports Special 1934 года Singer Nine Le Mans . Эта модель с рядным шестицилиндровым двигателем объемом 1,5 лира, регистрационный номер BLN 291, была автомобилем, на котором Хейг завоевал золотую медаль в олимпийском ралли 1936 года. [ 18 ]
- 1953 Austin-Healey 100 — купленный Хейгом 16 июля 1953 года, этот автомобиль представлял собой предсерийный образец с алюминиевым кузовом и был первым построенным автомобилем с правым рулем. [ 19 ] Зарегистрированный под номером NUE 854, Хейг управлял этим автомобилем в 1954 году на ралли Париж – Сен-Рафаэль Феминен.
- 1954 год. AC Ace — номер шасси AE 01, зарегистрированный как UPJ 75. Это был первый AC Ace, построенный компанией AC Cars. [ 20 ]
- 1958 Lotus Seven . В 1960 году Хейг купил шасси № 421, зарегистрированное как VGJ4. По сути, это Lotus Eleven с кузовом Seven, этот автомобиль имел трубчатую заднюю подвеску De Dion , дисковые тормоза на всех четырех колесах и двигатель Coventry-Climax FWB объемом 1460 куб. См (89,1 куб. Дюймов), настроенный в соответствии со спецификациями Формулы 2 (F2). [ 11 ]
- BMW 328 — Хейгу удалось сэкономить на 300 фунтов стерлингов от цены автомобиля в 700 фунтов стерлингов, купив его совместно с соседкой по комнате и автогонщиком Энид Ридделл , которая не имела постоянного места жительства в Великобритании, и зарегистрировав его в Будапеште, а не в Англии. Автомобиль имел регистрационный номер EYW 3. [ 3 ]
- Jaguar XKSS — D-Type, доведенный до полной спецификации XKSS, это был самый быстрый дорожный автомобиль Хейга. Первоначально зарегистрированный как WVM 3, он был перерегистрирован как BLH 7. [ 21 ]
Гоночная карьера
[ редактировать ]
- Олимпийское ралли
- 1936 — Победа в общем зачете со штурманом Джойс Ламберт на Singer Le Mans 1500.
- Ралли Французских Альп
- 1946 — Второе место с победой в классе 2 L и кубком Coupe des Dames за рулем AC 16/80 Competition Sports 1937 года выпуска, регистрационный номер EPJ 101. [ 22 ] Штурман Энид Ридделл.
- 1949 — Седьмая победа в общем зачете и классе в классе 1,5 л и Coupe des Dames со штурманом Барбарой Маршалл на MG TC .
- 24 часа Ле-Мана
- 1951 — Пятнадцатое место и третье место в классе на Луиджи Чинетти 2 L Ferrari 166MM Coupé со штурманом Ивонной Саймон .
- Ралли Париж – Сен-Рафаэль Феминен : [ 23 ]
- Ралли Монте-Карло
- 1949 — Второе место в женском классе на турнире Morris Minor . Штурманы Элси Уиздом и Барбара Маршалл.
- 1950 — В МГ Я , регистрационный номер OWL543. Штурман Барбара Маршалл.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Тарр, Гарет (июль – август 2019 г.). «Разговор о BTM - История Бетти Хейг». Бруклендский бюллетень . Сассекс: члены Brooklands Trust, Brooklands Museum Trust, Whetsons Publishing. п. 35.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уолш, Мик (1 августа 2019 г.). «Жизнь в машине» . Классический и спортивный автомобиль .
- ^ Jump up to: а б с Маллетт, Делвин (21 марта 2019 г.). «Ментальные блуждания Маллетта» . Классический Порше .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бодди, Уильям (январь 1965 г.). «Машины Бетти Хейг» . Мотоспорт . стр. 28, 30, 31, 33, 34.
- ^ «Формула Гриффитса» (PDF) . Семидесятые . № 03. Клуб исторических спортивных автомобилей. Март 2016.
- ^ Jump up to: а б Бейкер, Питер. «БЕТТИ ХЕЙГ: ЖИЗНЬ ЗА РУЛЕМ» .
- ^ Jump up to: а б с д «Бетти Хейг» . 500race.org .
- ^ Уильямс, Джин (2 апреля 2014 г.). Современная история женского спорта, часть первая: Спортивные женщины, 1850–1960 гг . Рутледж. ISBN 978-0415886017 .
- ^ Снельман, Лейф (14 января 2019 г.). «Золотой век — 1938» . www.kolumbus.fi/leif.snellman . Архивировано из оригинала 7 октября 2010 года . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ Най, Дуг (18 января 2019 г.). «Дуг Най: настоящие королевы избыточной поворачиваемости Гудвуда» . www.goodwood.com .
- ^ Jump up to: а б Уотсон, Джон (январь 2003 г.). «Lotus Components VGJ4 — «Один из лучших Lotus Sevens» » (PDF) . Низкий полет . Клуб Лотос Семь.
- ^ "О нас" . hscc.org.uk.
- ^ «Жизнь за рулем - Биография Бетти Хейг» . www.frazernash.co.uk . 4 июня 2018 г.
- ^ Нэш, Дэвид (2008). «Шеллингфорд» . www.berkshirehistory.com .
- ^ Бодди, Уильям (февраль 1977 г.). «ВЭВ-сборник» . Мотоспорт .
- ^ Бодди, Уильям (июль 1987 г.). «Некролог: Бетти Хейг» . Мотоспорт . п. 65.
- ^ «Регистр Тройной-М» . www.triple-mracing.com .
- ^ «Лот № 517 — Специальный спортивный выпуск Singer Nine Le Mans 1936 года» . www.silverstoneauctions.com .
- ^ Крис, Диксон (23 января 2016 г.). «Первый Остин Хили с правым рулём 100 BN1 NUE 854» . www.rawlesclassiccars.co.uk .
- ^ «Фестиваль скоростной распродажи в Гудвуде» (pdf) . images1.bonhams.com . Январь 2018.
- ^ «ХКД540» . www.coventryracers.com .
- ^ «Разные митинги 1946 года» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2018 года . Проверено 13 января 2020 г. .
- ^ Харрис-Гардинер, Рэйчел (16 января 2011 г.). «Ралли Париж — Сен-Рафаэль» . Speedqueens.blogspot.com .
- ^ L'Action française (22 февраля 1938 г., стр. 4 Les Sports - Автомобили).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фармер, Роджер (1 сентября 2018 г.). БЕТТИ ХЕЙГ: Жизнь за рулем . Независимая издательская сеть. ISBN 978-1789260199 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Харрис-Гардинер, Рэйчел (26 августа 2011 г.). «Бетти Хейг» . Speedqueens.blogspot.com .
- «Бетти Хейг, Великобритания» . www.racingsportscars.com .