Жан-Батист Грёз
Жан-Батист Грёз | |
---|---|
Рожденный | Турню , Франция | 21 августа 1725 г.
Умер | 4 марта 1805 г. Париж , Франция | ( 79 лет
Жан-Батист Грёз (англ. Французское произношение: [ʒɑ̃ batist ɡʁøz] , 21 августа 1725 — 4 марта 1805) — французский художник портретов, жанровых сцен и исторической живописи .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Грёз родился в Турну , торговом городке в Бургундии . Обычно говорят, что у него сформировался собственный талант; в раннем возрасте его наклонности, хотя и препятствовал его отец, поощрялись лионским художником по имени Грандон, или Грондом, который пользовался при жизни значительной репутацией художника-портретиста. Грандон не только убедил отца Греза уступить желанию сына и позволить мальчику сопровождать его в качестве ученика в Лион , но, когда позднее он уехал из Лиона в Париж, Грандон взял с собой юного Греза. [ 1 ]
Поселившись в Париже, Грез работал с живой модели в школе Королевской академии, но не привлекал внимания своих учителей; и когда он создал свою первую картину « Отец семьи, объясняющий Библию для детей» , возникли серьезные сомнения относительно его участия в ее создании. С помощью других, более замечательных работ того же класса, Грез вскоре доказал свои неоспоримые претензии и завоевал внимание и поддержку известного знатока Ла Лив де Жюлли, зятя мадам д'Эпине . В 1755 году Грёз выставил свой «Авёгл-тромпе» , на который, представленный скульптором Пигалем , он сразу же получил одобрение Академии. [ 1 ]
В конце того же года он уехал из Франции в Италию вместе с аббатом Луи Гужено. Гужено имел некоторое знакомство с искусством и высоко ценился академиками, которые во время его путешествия с Грезом избрали его почетным членом своей организации за его исследования мифологии и аллегории ; Говорят, что его достижения в этом отношении были ими в значительной степени использованы, но для Грёза они имели сомнительную пользу, и он скорее проиграл, чем выиграл от этого визита в Италию в компании Гугено. Вероятно, он предпринял это для того, чтобы заставить замолчать тех, кто упрекал его в незнании великих образцов стиля, но итальянские сюжеты, составившие всю его работу в Салоне 1757 года, показали, что его наставили на ложный путь, и он быстро вернулся к источнику своего первого вдохновения. [ 1 ]
Отношения с Академией
[ редактировать ]В 1759, 1761 и 1763 годах Грёз выставлялся с постоянно растущим успехом; в 1765 году он достиг зенита своего могущества и репутации. В том году он был представлен как минимум тринадцатью работами, среди которых можно упомянуть «Молодую девушку, которая pleure son oiseau mort» , «La Bonne Mère» , «Le Mauvais fils puni» (Лувр) и «La Malediction paternelle» (Лувр). Академия воспользовалась случаем, чтобы потребовать от Греза его дипломной картины, выполнение которой долго откладывалось, и запретила ему выставляться на своих стенах, пока он не выполнит их правила. «Я прочитал письмо, — сказал Дидро , — которое представляет собой образец честности и благоговения; я видел ответ Грёза, который является образцом тщеславия и дерзости: ему следовало бы подкрепить его шедевром, и это именно то, что он этого не сделал». [ 2 ] [ 1 ]
Грез хотел, чтобы его воспринимали как исторического художника, и создал работу, которая намеревалась оправдать свое право презирать свою квалификацию художника-жанриста. Это неудачное полотно ( «Север и Каракалла» ) было выставлено в 1769 году рядом с портретом Жората работы Греза и его восхитительной «Petite Fille au chien noir» . Академики приняли нового члена со всеми почестями, но в конце церемонии режиссер обратился к Грёзу с такими словами: «Сэр, Академия приняла вас, но только как жанриста; Академия с уважением относится к вашим прежним постановкам. она закрыла глаза , которые превосходны, а на это , которое недостойно и ее, и тебя самого». [ 3 ] Грез, сильно разгневанный, поссорился со своими собратьями и прекратил выставляться до тех пор, пока в 1804 году революция не распахнула двери Академии для всего мира. [ 1 ]
В следующем году, 4 марта 1805 года, он умер в Лувре в большой нищете. Он получал значительное богатство, которое он растратил из-за расточительности и плохого управления (а также растраты со стороны жены), так что в последние годы своей жизни он был вынужден вымогать заказы, которые его ослабленные силы больше не позволяли ему выполнять. с успехом. [ 1 ] «На похоронах давно забытого старика молодая женщина, накрытая глубоким покрывалом и охваченная эмоциями, ясно видимыми сквозь вуаль, положила на гроб, незадолго до его выноса, букет бессмертников и предалась своим молитвам. Вокруг стебля На бумаге было написано: «Эти цветы, предложенные наиболее благодарными из его учеников, являются символами его славы. Это была мадемуазель Майер , впоследствии подруга Прюдона». [ 4 ]
Блестящая репутация, которую приобрел Грёз, по-видимому, была обусловлена не его достижениями как художника (ибо его практика, очевидно, была распространена в его время), а характером предметов, которые он обрабатывал. То возвращение к природе, которое вдохновляло Руссо нападки на искусственную цивилизацию, требовало выражения в искусстве. [ 1 ]
Наследие
[ редактировать ]Дидро в «Натуральном сыне» и «Отце семьи» пытался использовать на сцене жилку домашней драмы; того, чего он пытался и не смог сделать, Грёз в живописи достиг с необыкновенным успехом, хотя в его произведениях, как и в пьесах Дидро, сказывалась та самая искусственность, против которой они протестовали. Однако пронизывающий их налет мелодраматического преувеличения находит извинение в твердой и блестящей игре линий, в свежести и силе телесных оттенков, в соблазнительной мягкости выражения, в манящем воздухе здоровья и молодости, Короче говоря, чувственными влечениями, которыми Грёз наделяет свои уроки буржуазной морали. [ 1 ]
La Jeune Fille à l'agneau была куплена на распродаже у Пурталя в 1865 году как минимум за миллион франков. Одна из учениц Греза, г-жа Ле Ду, с успехом подражала манерам своего учителя; его дочь и внучка, мадам де Валори, также унаследовали некоторые традиции его таланта. Мадам де Валори опубликовала в 1813 году комедию-водевиль « Грёз или деревенский договор» , к которой она приставила описание жизни и творчества своего деда, а Салоны Дидро также содержат, помимо многих других подробностей, эту историю в полном объеме. продолжительность ссоры Грёза с Академией. Четырем наиболее выдающимся граверам того времени, Массару-отцу, Флипару, Гайару и Левассеру, Грез специально доверил воспроизведение своих сюжетов, но есть также превосходные гравюры других граверов, особенно Карса и Ле Баса. [ 5 ]
Грёз был отцом художницы Анны-Женевьевы Грёз , которая также была его ученицей. [ 6 ]
Культурные ссылки
[ редактировать ]Во второй главе Артура Конан Дойля « » о Шерлоке Холмсе рассказа Долина страха Холмс обсуждает своего врага, профессора Мориарти , используя находящуюся у него картину Грёза, призванную проиллюстрировать богатство Мориарти, несмотря на его небольшую законную зарплату как ученого. Эпизод радиосериала «Новые приключения Шерлока Холмса » 1946 года под названием «Девушка с газелью» сосредоточен вокруг кражи вымышленной одноименной картины Грёза, созданной профессором Мориарти . [ 7 ]
В шестой части «Леопард романа итальянского писателя Джузеппе Томази ди Лампедуза » принц Салины смотрит картину Греза «Смерть праведника » и начинает думать о смерти (как о «безопасном выходе», облегчающем пожилых людей). своих тревог) и судит, что красивые девушки, окружавшие умирающего, и «беспорядок их одежды скорее наводили на мысль о сексе, чем о печали… были настоящим предметом картины». [ 8 ]
В шестнадцатой главе Э. М. Форстера романа « Морис » Клайв упоминает, что он не может подойти к «предмету» Греза с какой-либо иной, кроме чисто эстетической точки зрения, противопоставляя при этом работы Греза работам Микеланджело. В главе 31, когда Морис навещает доктора Барри, на стенах висят копии Грёза.
Китайская писательница Сяо И упоминает произведение Грёза «Разбитый кувшин» на протяжении первой половины своего романа «Синие ногти» . Разбитый кувшин также упоминается в первой сцене Жана-Поля Сартра пьесы «Почтенная проститутка» .
Грёз упоминается в песне Ноэля Кауарда «(We All Wear A) Green Carnation», воспевающей лагерь и странность, из его оперетты 1929 года « Bitter Sweet» :
Мы верим в Искусство,
Хотя мы на разных полюсах
От дураков, которые в восторге от Грёза.
Нам нравятся Бердслей и Грин Шартрез .
(...) Увядшие мальчики, измученные мальчики, будь что будет,
Искусство – наше вдохновение
И поскольку мы являемся причиной того, что «девяностые» стали геями,
Мы все носим зеленую гвоздику».
Выставки
[ редактировать ]Эдгар Мюнхолл организовал первую крупную выставку, посвященную художнику: «Жан-Батист Грёз, 1725–1805» (1976–1977). [ 9 ] Выставка открылась в Wadsworth Atheneum в Хартфорде, а затем посетила Калифорнийский Почетный легион в Сан-Франциско и Музей изящных искусств в Дижоне. [ 10 ] прошла первая выставка рисунков Грёза В 2002 году в коллекции Фрика в Нью-Йорке . Его также организовал Мюнхолл, написавший каталог. [ 11 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Ленивый мальчик , 1755 год.
-
Г-жа Жорж Гужено де Круасси , урожденная Вирани де Варенн, 1757 г.
-
Прачка (La Blanchisseuse) , 1761 год.
-
Граф д'Анживиллер , 1763 г.
-
В. А. Моцарт , 1763–64. Йельский университет
-
Проклятие отца , 1770 год.
-
Портрет графа Строганова в детстве , 1778 год.
-
Разбитые яйца , 1756 год, Метрополитен-музей.
-
Амур, коронованный Психеей , 1785-1790 гг.
-
Жанна Филиберта Леду , ок. 1790 г.
-
Николя-Пьер-Батист Ансельм , ок. 1790 г.
-
Два друга , XVIII век.
-
Девушка с голубой лентой , вторая половина XVIII века. [ 12 ]
-
Портрет маркизы де Шовлен , дата неизвестна.
-
Le petit mathématicien или Молодой математик , дата неизвестна.
-
Отшельник или Распространитель четок , дата неизвестна.
См. также
[ редактировать ]Ссылки и источники
[ редактировать ]- Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Дилке 1911 , стр. 584.
- ^ «Я видел письмо, которое является образцом честности и уважения; я видел ответ Грёза, который является образцом тщеславия и дерзости: необходимо было поддержать это руководителем работы, а этого Грёз не сделал». делать."
- ^ "Господин, Академия приняла вас, но как жанриста; она учла ваши прежние произведения, которые превосходны, и закрыла глаза на это, которое недостойно ни ее, ни вас. "
- ^ Странахан, CH, «История французской живописи: отчет о Французской академии живописи, ее салонах, школах инструкций и правил», Сыновья Чарльза Скрибнера, Нью-Йорк, 1896, стр. 118
- ^ Дилке 1911 , стр. 585.
- ^ Профиль Анны-Женевьевы Грез в Словаре пастелистов до 1800 года .
- ^ Гринвальд, Кен. «Краткое содержание рассказов о Шерлоке» . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ Лампедуза, Гиссеппе ди, Леопард , пер. Арчибальд Колкухун. Нью-Йорк: Книги Пантеона, 2007, стр. 227.
- ^ Опперман, Хэл Н. (1979). «Обзор о Жане-Батисте Грёзе, 1725–1805 Эдгара Мюнхолла ». Исследования восемнадцатого века 12/3, стр. 409–13.
- ^ Крамер, Хилтон (2002). « Жан-Батист Грёз, отечественный рисовальщик, человек вне времени ». Обозреватель , 3 июня. Проверено 9 августа 2016 г.
- ^ Манхолл, Эдгар (2002). Чертежник Грез . Коллекция Фрика, Нью-Йорк, 14 мая – 4 августа 2002 г.
- ^ «Девушка с голубой лентой» . POP: платформа открытого наследия . Министерство культуры (Франция) . Проверено 8 июня 2020 г.
- Источники
- Норманд, Ж. Б. Грёз (1892).
- Манхолл, Эдгар. Жан-Батист Грёз, 1725–1805 (1976).
- Эмма Баркер, Грез и живопись чувств (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2005). ISBN 0-521-55508-6 .
- Жилле, Луи (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- свободном доступе : Дилк, Эмилия Фрэнсис Стронг (1911). « Грёз, Жан Батист ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 584–585. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ]медиафайлы по теме: Жан-Батист Грёз Викискладе есть
- 68 работ Жана-Батиста Греза или после него на Art UK сайте
- Произведения и литература в PubHist
- Европа в эпоху просвещения и революции , каталог из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Грёзе (см. Указатель)