Базилика Нотр-Дам-дю-Пор
Базилика Нотр-Дам-дю-Пор — романская базилика , бывшая коллегиальная церковь , в портовом квартале Клермон-Феррана , между площадью Делиль и собором . С 10-го века до Французской революции ему служило сообщество каноников , регулярное до 13-го века, а затем светское .
История
[ редактировать ]Согласно традиции, церковь была основана епископом Авитом Клермона Клермонским в VI веке и была перестроена в XI или XII веке после того, как была сожжена норманнами . Создание здесь сообщества каноников произошло не ранее середины X века, при епископе Этьене II Клермонском.
церковь была официально объявлена малой базиликой 3 мая 1886 года .
В 19 веке была пристроена колокольня , а романская черепица заменена плитами из лавы. С тех пор их снова удалили, а крышу восстановили, максимально приблизив ее к первоначальному состоянию. В период с 2007 по 2008 год в интерьере церкви была проведена масштабная программа реставрации, состоящая из очистки всей каменной кладки, удаления цементных указателей после реставрации 19 века, реставрации картин и замены люстр ( крипт, однако, не был включен).
В воскресенье, 7 декабря 2008 года, статуя Нотр-Дам-дю-Пор («Богоматерь в Порте») была повторно установлена в церкви, хранившаяся в Клермонском соборе во время реставрационных работ, что ознаменовало повторное открытие здания для публики. .
В 1998 году базилика Нотр-Дам-дю-Пор была внесена в ЮНЕСКО список Всемирного наследия как часть маршрутов Сантьяго-де-Компостела во Франции .
Название «дю Порт» предположительно происходит от того, что церковь была построена в «портовом» районе, по латыни portus , здесь в смысле «рынок», а не «морской порт». Церковь сначала носила имя Сент-Мари-Принсипал; описание Портуса или дю Порта неизвестно до 11 века. Да и район Порта, по крайней мере в средние века, не был особенно торговым: районы Сен-Пьер и Сен-Жен были в гораздо большей степени торговыми.
Описание
[ редактировать ]Базилика — одна из пяти романских церквей Оверни, известных как «большие» церкви ( majeures ), остальные — церковь Сен-Остремуан в Иссуаре , базилика Нотр-Дам де Орсиваль , церковь Сен-Нектер , и церковь Сен-Сатурнен .
Построенное из аркозы , разновидности песчаника , здание обладает почти идеальной гармонией, предположительно являющейся результатом применения соотношения Золотого числа .
Церковь построена в плане латинского креста с шестипролетным нефом между двумя низкими боковыми нефами с простыми сводами. Есть трансепт с полукруглой часовней на каждом рукаве и дейр , окруженный амбулаторией , из которой открываются четыре расходящихся часовни, ни одна из которых не находится на главной оси, таким образом образуя шевет , который с его прекрасной мозаикой является ярким примером. романского искусства Оверни. Капители , которые являются одними из лучших в Оверни, в основном изображают сцены из Библии, а также некоторые из « Психомахии Пруденция » .
Галерея
[ редактировать ]-
Деталь Успения
-
Деталь столицы
-
Деталь столицы
-
Западная дверь
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Брейе, без даты: романская скульптура в Верхней Оверни . РГА, том. 23
- Кольер, Ги, nd: Романское искусство в Нижней Оверни: основные церкви. Подробный буклет доступен в некоторых из пяти крупнейших церквей Оверни.
- Краплет, Бернар, 1992: Романская Овернь . Éditions Zodiaque , переработанное издание
- Форнас, 1997: Символизм в романском искусстве . Тайландери
- Форнас, 1994: Романские церкви Нижней Оверни . Тайландери
- Мурлева: Геометрия золотого сечения в Нотр-Дам-дю-Пор , в Историческом и научном бюллетене Оверни , июль-сентябрь 1978 г.
- Порше, 1968: Бестиарий романа Овернья . РГА, том. 41