Биафранский воздушный транспорт

Биафранский воздушный транспорт представлял собой международную операцию по оказанию гуманитарной помощи , которая доставляла продовольствие и лекарства в Биафру во время гражданской войны в Нигерии . Это была крупнейшая гражданская воздушная перевозка , а после Берлинской воздушной перевозки 1948–49 годов - крупнейшая когда-либо осуществлявшаяся небоевая воздушная перевозка. Воздушная перевозка в основном представляла собой серию совместных усилий протестантских и католических церковных групп, а также других неправительственных организаций (НПО), эксплуатирующих гражданские и военные самолеты с добровольными (в основном) гражданскими экипажами и вспомогательным персоналом. Правительства нескольких стран также поддержали эти усилия, в основном за кулисами. По оценкам, эти постоянные совместные усилия, которые длились в полтора раза дольше, чем их берлинский предшественник, спасли более миллиона жизней. [ 1 ]
Правительство Нигерии и некоторые нигерийские военные лидеры заявили, что угроза геноцида была сфабрикована и является «ошибочной гуманитарной чушью». Они также заявили, что массовый голод был запланированной целью, заявив: «Если дети должны умереть первыми, то это очень плохо, просто очень плохо». [ 2 ] и «На войне все справедливо, а голод — одно из орудий войны». Были обвинения в том, что по воздуху доставляли оружие в Биафру, но они остаются бездоказательными.
Фон
[ редактировать ]
К 1968 году, через год после начала гражданской войны в Нигерии, как сообщается, большое количество детей умерло от голода из-за блокады, введенной Федеральным военным правительством Нигерии (ФМГ) и военными. [ 3 ] К 1969 году сообщалось, что более 1000 детей в день умирали от голода. [ 4 ] Представитель FMG заявил: «Голод является законным оружием войны, и мы намерены его использовать». [ 5 ] С появлением глобальных телевизионных репортажей впервые миллионы людей во всем мире увидели голод , голод и гуманитарную помощь, требуя, чтобы правительство и частный сектор объединили усилия, чтобы спасти как можно больше людей от голодной смерти.
Международная реакция на тяжелое положение гражданского населения в сепаратистском регионе была разнообразной. Организация Объединенных Наций и большинство национальных правительств, выразив нежелание вмешиваться в то, что официально считалось внутренним делом Нигерии, хранили молчание по поводу эскалации гуманитарного кризиса. Генеральный секретарь ООН У Тан отказался поддержать переброску по воздуху. [ 6 ] Позиция Организации африканского единства заключалась в том, чтобы не вмешиваться в конфликты, которые ее члены считали внутренними, и поддерживать границы национальных государств, установленные в колониальную эпоху. [ 7 ] Правящая Лейбористская партия Великобритании поставляла оружие , которая вместе с СССР нигерийским военным, [ 8 ] назвал сообщения о голоде «вражеской пропагандой». [ 9 ] Марк Кертис пишет, что Великобритания, как сообщается, также оказала военную помощь в «нейтрализации взлетно-посадочных полос повстанцев», понимая, что их разрушение сделает их непригодными для дневных полетов с гуманитарной помощью. [ 10 ]
Группы и неправительственные организации, финансируемые церковью, стали наиболее откровенными международными сторонниками помощи Биафре. Объединенная церковь по воздушным перевозкам (JCA) предоставила гуманитарную помощь, а также попыталась создать военно-воздушные силы для Биафры. Американская неправительственная организация «Католическая служба помощи» (CRS) была лидером и организатором операции JCA, а Эдвард Кинни, исполнительный директор CRS, отвечал за безопасность парка больших грузовых самолетов, подаренных правительством США. На местах CRS координировал свои действия с хорошо зарекомендовавшими себя миссионерскими священниками и сестрами, особенно с отцами Святого Духа из Ирландии, чтобы организовать высокоэффективное распространение и служение на местах. [ 11 ] Это привело к запрету Федерального военного правительства на полеты гуманитарной помощи в регион. Международный комитет Красного Креста (МККК) принял запрет ОГФ и не участвовал в какой-либо международной рекламе Биафры, позиция, которая была осуждена более громкими и активными НПО, предоставляющими помощь, и здесь мы хотели бы подчеркнуть действенные голоса CRS и Каритас Интернешнл . Бернар Кушнер , французский врач и один из самых откровенных критиков, заявил, что молчание по поводу Биафры сделало сотрудников МККК «соучастниками систематических убийств населения». [ 12 ]
Американский президент Линдон Джонсон потребовал от своего Госдепартамента «убрать этих негритянских младенцев с моего телевизора». [ 13 ] [ 5 ] Правительство США во многом опиралось на большую эффективную аудиторию, и пропагандистские усилия CRS начали предоставлять финансирование для оказания помощи. К 1969 году США продали CRS восемь военно-грузовых самолетов C-97 для JCA и, как сообщается, предоставили 49% всей помощи для оказания помощи. [ 14 ]
Канада, столкнувшись с собственной внутренней сепаратистской угрозой в виде движения за суверенитет Квебека , не хотела оказывать помощь территории, пытающейся отделиться от другого члена Содружества , особенно в регионе, в котором у нее не было предыдущего опыта. Однако на раннем этапе была оказана помощь продовольствием, материалами и одним военно-транспортным самолетом на несколько месяцев. Финансовая помощь также была оказана в последние месяцы переброски по воздуху. [ 6 ]
Франция ответила предоставлением помощи Биафре: гуманитарной помощи через Французский Красный Крест и военной помощи тихо, если не официально. [ 15 ]
Хотя подавляющее большинство правительств остались в стороне, помощи требовали люди во всем мире. Ответили примерно 30 неправительственных организаций. [ 16 ]
Воздушный транспорт
[ редактировать ]
Чрезвычайная помощь в Биафру начала прибывать по суше, морю и воздуху вскоре после начала гражданской войны в Нигерии в 1967 году. Стали появляться сообщения о массовом голоде, многие из которых исходили от неправительственных организаций, участвовавших в оказании гуманитарной помощи. Число рейсов с гуманитарной помощью увеличилось после того, как в июне 1968 года Нигерия наземная и морская блокада Биафры стала почти полной. Эти полеты осуществлялись в основном под эгидой МККК, при этом компания Nordchurchaid была основным донором/партнером. Также 5 июня 1969 г. [ 17 ] МККК самолет DC-7 был сбит нигерийскими вооруженными силами (в результате чего погибло три сотрудника по оказанию помощи); Нигерия потребовала, чтобы все рейсы с гуманитарной помощью были под их контролем; а МККК приостановил полеты из Котону и Санта-Исабель.
Между НПО и МККК возник спор по поводу позиции последнего выполнить требования Нигерии о запрете полетов гуманитарной помощи извне. МККК отстаивал свою позицию, заявляя, что «статья 23 Четвертой Женевской конвенции 1949 года, предназначенной для международных вооруженных конфликтов, предусматривает, что воюющее государство может убедиться в нейтральности материальной помощи». [ 18 ] [ 19 ] Ведущий критик позиции МККК заявил, что молчание по поводу Биафры сделало его рабочих соучастниками систематических убийств населения. [ 20 ]

В начале 1968 года Энтони Бирн, ирландский миссионер, действовавший в Оничсе до войны, начал операцию по оказанию помощи на острове Сан-Томе под эгидой Комитета международных церковных организаций помощи. В состав комитета входили Caritas Internationalis , Всемирный совет церквей , Католическая служба помощи и Nordchurchaid (коллектив скандинавских протестантских групп). Сан-Томе был заморским департаментом Португалии, находившимся под контролем губернатора Силвы Себастио, который занял нейтральную позицию в гражданской войне и предоставил свои порты обеим воюющим сторонам, хотя нигерийские федералы ими не воспользовались. Полеты по оказанию помощи начались всерьез в конце апреля. К сентябрю в распоряжении группы по оказанию помощи было несколько самолетов, и каждую ночь они отправляли в Биафру в среднем десять рейсов. При поддержке Себастио дети, больные Квашиоркором, были доставлены на остров для лечения. [ 21 ]
Рейсы с гуманитарной помощью приземлились в Ули под кодовым названием «Взлетно-посадочная полоса Аннабель», единственном действующем «аэропорте» в Биафре. На пике популярности воздушного транспорта он стал вторым по загруженности аэропортом в Африке после Йоханнесбурга. [ 22 ] Взлетно-посадочная полоса представляла собой расширенную дорогу, на которой не было приборов и навигационного оборудования. Полеты осуществлялись в основном с: острова Сан-Томе; остров Фернандо-По (тогда испанская колония, ныне известный как Биоко, Республика Экваториальная Гвинея ); и Котону, Дагомея (ныне Бенин ). [ 23 ] Гуманитарные воздушные перевозки осуществлялись почти исключительно гражданскими грузовыми самолетами без какой-либо военной или оборонительной авиации сопровождения. Французы также совершали рейсы из Либревиля, Габон, которые доставляли как гуманитарную помощь, так и военные поставки.
Полеты проводились под покровом темноты и без освещения, чтобы избежать нападения на нигерийские самолеты, которые сохраняли превосходство в воздухе в течение дня при поддержке советских рыболовных траулеров, наблюдавших за полетами в море. [ 24 ] Каждый самолет каждую ночь совершал до Ули до четырех рейсов туда и обратно. Самолеты – почти все из которых были гражданскими и эксплуатировались гражданскими пилотами – базировались, заправлялись, ремонтировались и обслуживались на стороне снабжения по воздуху, а не в Биафре. Три были уничтожены на земле в Ули нигерийской авиацией. Атакующие самолеты часто находились поблизости, пытаясь догнать авиалайнеры во время приземления или на земле, вынуждая пилотов зависать в темноте до тех пор, пока не раздалось сигнал «все ясно», и огни взлетно-посадочной полосы не могли быть активированы на время, достаточное для быстрой посадки. Разделение самолетов в воздухе поддерживалось кабинной радиосвязью между пилотами, поскольку радара не было. Враждебными самолетами управляли наемники, которые насмехались над пилотами воздушных перевозок по радио и использовали позывные, такие как «Геноцид». [ 25 ] Заходы на посадку осуществлялись низко над верхушками деревьев, а приземление производилось без огней взлетно-посадочной полосы. Иногда кратковременное освещение огней взлетно-посадочной полосы могло обеспечить достаточный ориентир для атакующего самолета. На земле воздушному и наземному экипажу часто приходилось эвакуировать самолет после приземления и укрываться от атакующих самолетов в траншеях вдоль взлетно-посадочной полосы. В радиопередачах из Ули обычно использовался код, например, «нет посадочных огней» вместо «нас бомбят».
Почти все самолеты, экипажи и материально-техническое обеспечение оплачивались, устанавливались и обслуживались совместными церквями через контрактные компании и волонтеров на местах. Самый большой самолет, C-97, прошел капитальное техническое обслуживание, выполненное волонтерами компании Israel Aircraft Industries, работающими в Швейцарии. [ 26 ] [ 27 ]
К 1968 году большая часть финансирования JCA исходила от правительства США и направлялась через JCA. [ 28 ]
На пике своего развития в 1969 году воздушные перевозки доставляли в среднем 250 метрических тонн продовольствия каждую ночь примерно от 1,5 до 2 миллионов человек, зависевших от поставок продовольственной помощи, большая часть которых была доставлена по воздуху. [ 29 ] В конце 1968 года, до прибытия C-97 из США (ПОДВЕРЬТЕ), каждую ночь совершалось примерно 15–20 полетов в Биафру: 10–12 из Сан-Томе (JCA, Canairelief и другие), 6–8 от Фернандо По (в основном МККК) и 3–4 из Либревиля, Габон (в основном французы). Это количество еды составляло менее 10% от количества, необходимого для того, чтобы накормить примерно 2 миллиона голодающих граждан. [ 15 ] В общей сложности JCA выполнила более 5300 миссий с использованием десяти различных перевозчиков, перевезя 60 000 тонн гуманитарной помощи. [ 6 ]
Груз включал в себя больше, чем просто еду. Некоторые пилоты согласились перевозить грузы, которые могли быть опасны для самолета: топливо для приготовления пищи и наземного транспорта (легковоспламеняющееся), а также соль (едкая). [ 30 ] На обратных рейсах из Ули некоторые рейсы перевозили материалы для продажи на экспорт. Другие везли детей, сирот или нуждающихся в медицинской помощи, которых, как говорят, увезли «далеко в небо». [ 31 ]
Эта воздушная перевозка была первой крупной гражданской воздушной перевозкой в истории и, возможно, самой крупной из всех операций по оказанию помощи гражданам. Из основных участников только Oxfam имел опыт проведения полевых операций; Биафра была их второй. [ 20 ] Пилоты и часть обслуживающего персонала были, пожалуй, единственными подготовленными людьми. Большинство остальных были добровольцами, выполнявшими задачи, для выполнения которых у них не было никакой подготовки или предварительного опыта, от погрузки и разгрузки, складирования, инвентаря до обслуживания самолетов и механика двигателей. Операционные агентства были разнообразными и часто конкурировали между собой; многие из них также были новичками в этом типе усилий. Благодаря многомесячному опыту организация и логистика были значительно улучшены: время разгрузки сократилось с более чем 2 часов до 20 минут на самолет, часто находясь под атакой или угрозой нападения. [ 32 ]
Самолеты и экипажи
[ редактировать ]

Большая часть самолетов эксплуатировалась или была заключена по контракту с компанией «Joint Church Aid», часто называемой «Jesus Christ Airlines» от инициалов JCA, летавшей в основном из Сан-Томе и Котону.
Они эксплуатировались или предоставлялись:
- Balair (швейцарская чартерная авиакомпания) летала на бывших C-97 с американскими пилотами-добровольцами и на Transall C.160 . [ 33 ]
- Canairelief - летал на четырех самолетах, купленных бывшей компанией Nordair Super Constellations .
- «Исследования летных испытаний» - Компания Рассела О'Куинна, базирующаяся в Лонг-Бич, Калифорния, летала и обслуживала вместе с IAI четыре самолета C-97G Stratofreighter, проданные правительством США организации «Джойнт Черч Эйд-США» (один из них ушел в ночь 8 мая и потерялся). при аварийной посадке в Биафре)
- "Flughjálp HF" - зафрахтован компанией Nordchurchaid; базируется в Рейкьявике, Исландия; основана авиакомпанией Loftleidir , также известной как «Icelandic Airlines».
- « Трансавиа, действующая под названием Transavia Holland NV» - предоставила пять самолетов DC-6B.
- Фред. Компания Olsen Airtransport заключила контракт и эксплуатировала самолеты Douglas DC-6 . Один разбомбили при разгрузке в Ули. [ 34 ]
- Независимые подрядчики
Операции МККК осуществлялись в основном из Фермандо-По. Рейсы выполнялись или обеспечивались:
- Вооруженные силы Канады — C-130 Hercules от Фернандо По от имени МККК.
- МККК – 1967-1970 гг.
- Шведский и французский Красный Крест (C-130 Hercules)
Используемые самолеты в основном представляли собой устаревшие многовинтовые авиалайнеры, такие как DC-7 , DC-6 , DC-4 , DC3 , Avro Ansons , Lockheed Constellations и Lockheed L-1049 Super Constellations . Регистрация самолетов была снята со многих самолетов из-за того, что федеральное военное правительство и большая часть международного сообщества объявили эти полеты незаконными. Они были доступны по относительно низкой цене из-за быстро растущей доступности пассажирских самолетов нового поколения с реактивными двигателями. Военные транспортные средства, такие как бывшие в употреблении американские самолеты Boeing C-97 Stratofreighters , [ 26 ] C -130E Hercules из состава канадских вооруженных сил , [ 6 ] и Transall C.160, предоставленный Германией, также были предоставлены в аренду для этих целей.
Приехали пилоты воздушных перевозок со всего мира: из Австралии, Канады, Германии, Исландии, Норвегии, Швеции, США и других стран. Одним из известных пилотов был Август Мартин , первый афроамериканский пилот коммерческой авиакомпании и бывший летчик Таскиги , который погиб, когда его самолет разбился во время воздушной перевозки. [ 35 ] [ 36 ] Другим был исландский пилот Торстейн Э. Йонссон .
По меньшей мере 29 пилотов и членов экипажей организаций по оказанию помощи погибли в результате несчастных случаев или по вине нигерийских сил в 10 отдельных инцидентах во время воздушной перевозки: 25 из JCA, 4 из Canairelief и 3 из МККК. [ 37 ] [ 1 ]
Авторы
[ редактировать ]Примерно 30 неправительственных организаций и несколько правительств предоставили невоенную прямую и косвенную помощь через Биафранский воздушный транспорт или в его поддержку. В число основных поставщиков таких предметов, как продукты питания, медикаменты, транспортные самолеты, воздушный и наземный экипаж, входили:
- Американская еврейская чрезвычайная операция по оказанию помощи Биафрану
- Канада (финансы, продукты питания, материалы, самолет C-130 Hercules)
- Canairrelief (неправительственная организация, организованная Пресвитерианской церковью Канады и Oxfam Canada. Более 10 000 тонн было перевезено 674 рейсами) [ 6 ]
- Благотворительный международный
- Всемирное церковное обслуживание
- Diakonisches Werk (немецкая церковная группа, обеспечивавшая полеты) [ 38 ]
- Франция
- Германия (один самолет C.160)
- Авиакомпания Holy Ghost (управляемая ирландскими католическими отцами Святого Духа , Африканским концерном)
- Международный комитет Красного Креста - также выступает в качестве головной группы для нескольких национальных агентств Красного Креста.
- Nordchurchaid (специальная организация протестантских церквей из Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции)
- Израиль ( Израиль Аэрокосмическая Промышленность ) [ 39 ]
- Оксфам
- Португалия
- Фонд спасения детей
- Швеция (самолет C-130 Hercules) [ 40 ]
- ЮНИСЕФ (предоставил четырех сотрудников полевой службы)
- США (финансовые, продовольственные, материальные и восемь транспортных самолетов C-97 ВВС США Национальной гвардии)
- Всемирный совет церквей
Другие, кто предоставил другую негуманитарную помощь, такую как военная поддержка и дипломатическое признание, сюда не включены. Страны и агентства, внесшие вклад исключительно или в основном через любую из вышеперечисленных организаций, отдельно не перечисляются.
Споры
[ редактировать ]Правительство Нигерии и некоторые нигерийские военные лидеры заявили, что угроза геноцида была сфабрикована и является «ошибочной гуманитарной чушью». Они также сказали, что массовый голод был запланированной целью, сказав: «Если дети должны умереть первыми, то это очень плохо, просто очень плохо». [ 2 ] и «На войне все справедливо, и голод — одно из орудий войны». [ 41 ] В совместном заявлении от 16 августа 1968 года Международный Красный Крест, ЮНИСЕФ, Всемирный совет церквей и КАРИТАС заявили: «Конфликт, который затронул не сотни тысяч, а миллионы людей, был величайшей чрезвычайной ситуацией, с которой они справились со времен Второй мировой войны». Война." [ 31 ] Были обвинения в том, что по воздуху поставляли оружие в Биафру, но они остаются бездоказательными. [ нужна ссылка ]
Наследие
[ редактировать ]Независимо от того, был ли запланирован массовый голод или нет, он стал фактом и наследием гражданской войны в Нигерии. То же касается и воздушных перевозок. Изображения детей с раздутыми от недоедания животами остаются международным историческим символом Биафры, и именно эти последствия для гражданского населения вдохновили на создание воздушных перевозок и принесли им пользу. «Американцы, возможно, мало что знают о Биафре, но они знают о детях». [ 24 ] В тот период изображения войн в Биафре и Вьетнаме ежедневно транслировались по всему миру. [ нужна ссылка ] Само существование воздушного транспорта было ярким примером силы общественного мнения и воодушевленного гражданского населения. Последующие усилия мировых правительств по оказанию помощи голодающим в таких местах, как Эфиопия, Сомали или бывшая Югославия, не были встречены таким же ответом, как в случае с Биафрой. [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Герои помощи Биафре: вспоминая - словами тех, кто был там... , Голос Биафры Интернэшнл . Проверено 03 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Нигерийский полковник Атакуни (лондонский экономист, 24 августа 1968 г., цитируется в газете Village Voice от 17 октября 1968 г.; и San_Francisco_Chronicle, 2 июля), цитируется в Village Voice от 17 октября 1968 г. Цитируется в The Tragedy of Biafra, A Отчет Американского еврейского конгресса за декабрь 1968 года , стр. 24 . Проверено 12 января 2013 г.
- ^ Вспоминая кошмар Биафры , Бесплатная библиотека . Проверено 4 января 2013 г.
- ^ Нью-Йорк Таймс, 24 августа 1969 г. Проверено 4 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Филип Гуревич, Торговцы милостыней, The New Yorker, 11 октября 2010 г. Проверено 2 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Рой Томас, Рождение CANAIRELIEF , журнал Vanguard, сентябрь 2006 г. [ постоянная мертвая ссылка ] . Проверено 03 января 2013 г.
- ↑ Шестидесятые в Америке. Архивировано 8 февраля 2013 года в Wayback Machine . Проверено 11 января 2013 г.
- ↑ BBC, этот исторический день, 1969 год: Нигерия запрещает помощь Красного Креста Биафре.
- ↑ Секретные документы раскрывают интригу Биафры, BBC News, 3 января 2000 г. Проверено 03 января 2013 г.
- ^ Война Нигерии за Биафру, 1967-70, Марк Кертис . Проверено 2 января 2013 г.
- ^ «Удивительный биафранский воздушный транспорт — героизм в небе и на земле» . Беспокойство во всем мире . Проверено 17 апреля 2021 г.
- ^ Биафра и рождение нового гуманизма . Проверено 5 января 2013 г.
- ↑ Коэн и Такер, стр. 275. Проверено 2 января 2013 г.
- ↑ Нью-Йорк Таймс, 21 июля 1969 г. Проверено 4 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Трагедия Биафры: отчет Американского еврейского конгресса, декабрь 1968 г. Проверено 11 января 2013 г.
- ^ Гуманитарная помощь и война в Биафре: невыученные уроки , Развитие Африки, Том. XXXIV, № 1, 2009 г., Совет по развитию социальных исследований в Африке, 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ] . Проверено 03 января 2013 г.
- ^ Годвин Алаби-Исама, Трагедия победы, Ибадан, 2013. стр. 385-393.
- ^ Международный комитет Красного Креста и гуманитарная помощь — анализ политики, 31 октября 1996 г .. Проверено 12 января 2013 г.
- ^ «Врачи без границ», ОПЫТ MSF , Рони Брауман и Джоэль Танги (1998). Архивировано 12 апреля 2013 года в Wayback Machine . Проверено 13 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Джоэл (24 августа 2006 г.). «Биафра и рождение «нового гуманизма» » . Дальние выбросы . Проверено 12 января 2013 г.
- ^ Хоу, Марвин (25 сентября 1968 г.). «Операция по оказанию помощи Биафре преображает остров Сан-Томе». Нью-Йорк Таймс . п. 3.
- ^ Хоры, страница 256.
- ^ Потерянный американец , Фред Куни. «Линия фронта», PBS . Проверено 2 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Биафра: Преданный народ , Курт Воннегут, 1979 . Проверено 13 января 2013 г.
- ↑ Воздушный транспорт НПО в Биафране столкнулся с федеральными наемниками в небе , Смотри и учись, декабрь 1973 года . Проверено 2 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Полная история секретного спасения с воздуха в Биафре . Проверено 2 января 2013 г.
- ^ Биафранский воздушный транспорт: секретная миссия Израиля по спасению жизней . Проверено 24 ноября 2013 г.
- ^ Дэвид Л. Корен: Мир глубок , Воздушный транспорт Биафран, Друзья Нигерии. Архивировано 7 ноября 2013 г. в Wayback Machine. Проверено 2 января 2013 г.
- ^ Война Нигерии за Биафру, 1967-70, Марк Кертис . Проверено 2 января 2013 г.
- ^ М. Лоуренс Курц, в Корене, стр. 305-307.
- ^ Jump up to: а б РОЖДЕННЫЙ ДЛЯ СЛУЖЕНИЯ: Биография доктора Акану Ибиама , составленная DC Nwafor. Архивировано 26 ноября 2010 г. в Wayback Machine . Проверено 5 января 2013 г.
- ^ Гуманитарная помощь и война в Биафре: невыученные уроки , Развитие Африки, Том. XXXIV, № 1, 2009 г., Совет по развитию социальных исследований в Африке, 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ] . Проверено 03 января 2013 г.
- ^ Гражданская война в Нигерии (Биафра), 1967-70 гг . Том Купер, 13 ноября 2003 г.
- ^ Сундби, Джон (1993). А/С Фред. Олсенсу Флюзельскапу 60 лет (на норвежском языке). Бэрум: Мир. Олсенс Флайвесельскап. стр. 42.
- ^ Один из первых чернокожих пилотов авиакомпаний , AvStop.com . Проверено 2 января 2013 г.
- ^ Корен, Дэвид Л. стр.168.
- ^ Шон Мэлони, Где Биафра? , Журнал Maccleans, 16 июля 2008 г. Проверено 2 января 2013 г.
- ^ Дэвид Л. Корен: Мир глубок , Воздушный транспорт Биафран, Друзья Нигерии. Архивировано 7 ноября 2013 г. в Wayback Machine. Проверено 3 января 2013 г.
- ^ Биафранский воздушный транспорт: секретная миссия Израиля по спасению жизней
- ^ C130Hercules.net . Проверено 12 января 2013 г.
- ↑ Приписывается вождю Аволово и вождю Эллисон Айиде, в книге « Была страна: блокада, голод и реквием по Биафре» , The Nation, 23 октября 2012 г. Архивировано 25 октября 2012 г., в Wayback Machine . Проверено 13 января 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Коэн, Уоррен И. и Такер, Нэнси Бернкопф (редакторы): Линдон Джонсон противостоит миру: американская внешняя политика 1963-1968 гг . Издательство Кембриджского университета, 1994. ISBN 0-521-41428-8
- Корен, Дэвид Л.: Далеко в небе: воспоминания о воздушном транспорте в Биафре . Дэвид Л. Корен, 2011 г. ISBN 1467996149
- Шваб, Питер: Биафра , факты в архиве (1971). ISBN 087196192X
- Чинуа Ачебе: Была страна: личная история Биафры (Пингвин, Нью-Йорк, 2012). ISBN 978-1-59420-482-1
- Н.У. Акпан Борьба за отделение 1966–1970: личный отчет о гражданской войне в Нигерии (Фрэнк Касс и компания, Лондон, 1972). ISBN 0-7146-2930-8
- Элечи Амади : Закат в Биафре: Дневник гражданской войны (Хейнеманн, Серия африканских писателей , Лондон, 1973). АСИН B000NPB7EU
- Эндрю Брюин и Дэвид Макдональд: Канада и трагедия Биафры (Джеймс Льюис и Сэмюэл, Торонто, 1970). ISBN 0888620071
- Майкл И. Дрейпер: Тени: воздушные перевозки и воздушная война в Биафре и Нигерии 1967–1970 (Hikoki Publications, Лондон, 2000). ISBN 978-1902109633
- Фредерик Форсайт: Создание африканской легенды: История Биафры (Penguin, Лондон, 1969, переиздано в 1977 году). ISBN 1902109635
- Джон де Сен-Жорр Гражданская война в Нигерии (Ходдер и Стоутон, Лондон, 1972). ISBN 978-0340126400
- Биафра: случайные мысли К. Одумегву Оджукву, генерала народной армии (Harper & Row, Лондон, 1969). АСИН B0007G6D9E
- Бенгт Сундклер, Кристофер Стид: История Церкви в Африке . Издательство Кембриджского университета (2000). ISBN 052158342X
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Трагедия Биафры: отчет Американского еврейского конгресса, декабрь 1968 г.
- Дэвид Л. Корен: Мир глубок , Воздушный транспорт Биафран, Друзья Нигерии.
- Памятка ACOA о помощи Нигерии и Биафре № 4, 1 ноября 1968 г.
- Гражданская война в Нигерии , Государственный архив США, международные отношения, 1969–1976 гг., Том E-5, Документы по Африке, 1969–1972 гг.