Jump to content

Биафранский воздушный транспорт

Девушка во время нигерийско-биафрской войны конца 1960-х годов. Фотографии голода, вызванного нигерийской блокадой, вызвали сочувствие к биафранцам во всем мире.

Биафранский воздушный транспорт представлял собой международную операцию по оказанию гуманитарной помощи , которая доставляла продовольствие и лекарства в Биафру во время гражданской войны в Нигерии . Это была крупнейшая гражданская воздушная перевозка , а после Берлинской воздушной перевозки 1948–49 годов - крупнейшая когда-либо осуществлявшаяся небоевая воздушная перевозка. Воздушная перевозка в основном представляла собой серию совместных усилий протестантских и католических церковных групп, а также других неправительственных организаций (НПО), эксплуатирующих гражданские и военные самолеты с добровольными (в основном) гражданскими экипажами и вспомогательным персоналом. Правительства нескольких стран также поддержали эти усилия, в основном за кулисами. По оценкам, эти постоянные совместные усилия, которые длились в полтора раза дольше, чем их берлинский предшественник, спасли более миллиона жизней. [ 1 ]

Правительство Нигерии и некоторые нигерийские военные лидеры заявили, что угроза геноцида была сфабрикована и является «ошибочной гуманитарной чушью». Они также заявили, что массовый голод был запланированной целью, заявив: «Если дети должны умереть первыми, то это очень плохо, просто очень плохо». [ 2 ] и «На войне все справедливо, а голод — одно из орудий войны». Были обвинения в том, что по воздуху доставляли оружие в Биафру, но они остаются бездоказательными.

Расположение Биафры

К 1968 году, через год после начала гражданской войны в Нигерии, как сообщается, большое количество детей умерло от голода из-за блокады, введенной Федеральным военным правительством Нигерии (ФМГ) и военными. [ 3 ] К 1969 году сообщалось, что более 1000 детей в день умирали от голода. [ 4 ] Представитель FMG заявил: «Голод является законным оружием войны, и мы намерены его использовать». [ 5 ] С появлением глобальных телевизионных репортажей впервые миллионы людей во всем мире увидели голод , голод и гуманитарную помощь, требуя, чтобы правительство и частный сектор объединили усилия, чтобы спасти как можно больше людей от голодной смерти.

Международная реакция на тяжелое положение гражданского населения в сепаратистском регионе была разнообразной. Организация Объединенных Наций и большинство национальных правительств, выразив нежелание вмешиваться в то, что официально считалось внутренним делом Нигерии, хранили молчание по поводу эскалации гуманитарного кризиса. Генеральный секретарь ООН У Тан отказался поддержать переброску по воздуху. [ 6 ] Позиция Организации африканского единства заключалась в том, чтобы не вмешиваться в конфликты, которые ее члены считали внутренними, и поддерживать границы национальных государств, установленные в колониальную эпоху. [ 7 ] Правящая Лейбористская партия Великобритании поставляла оружие , которая вместе с СССР нигерийским военным, [ 8 ] назвал сообщения о голоде «вражеской пропагандой». [ 9 ] Марк Кертис пишет, что Великобритания, как сообщается, также оказала военную помощь в «нейтрализации взлетно-посадочных полос повстанцев», понимая, что их разрушение сделает их непригодными для дневных полетов с гуманитарной помощью. [ 10 ]

Группы и неправительственные организации, финансируемые церковью, стали наиболее откровенными международными сторонниками помощи Биафре. Объединенная церковь по воздушным перевозкам (JCA) предоставила гуманитарную помощь, а также попыталась создать военно-воздушные силы для Биафры. Американская неправительственная организация «Католическая служба помощи» (CRS) была лидером и организатором операции JCA, а Эдвард Кинни, исполнительный директор CRS, отвечал за безопасность парка больших грузовых самолетов, подаренных правительством США. На местах CRS координировал свои действия с хорошо зарекомендовавшими себя миссионерскими священниками и сестрами, особенно с отцами Святого Духа из Ирландии, чтобы организовать высокоэффективное распространение и служение на местах. [ 11 ] Это привело к запрету Федерального военного правительства на полеты гуманитарной помощи в регион. Международный комитет Красного Креста (МККК) принял запрет ОГФ и не участвовал в какой-либо международной рекламе Биафры, позиция, которая была осуждена более громкими и активными НПО, предоставляющими помощь, и здесь мы хотели бы подчеркнуть действенные голоса CRS и Каритас Интернешнл . Бернар Кушнер , французский врач и один из самых откровенных критиков, заявил, что молчание по поводу Биафры сделало сотрудников МККК «соучастниками систематических убийств населения». [ 12 ]

Американский президент Линдон Джонсон потребовал от своего Госдепартамента «убрать этих негритянских младенцев с моего телевизора». [ 13 ] [ 5 ] Правительство США во многом опиралось на большую эффективную аудиторию, и пропагандистские усилия CRS начали предоставлять финансирование для оказания помощи. К 1969 году США продали CRS восемь военно-грузовых самолетов C-97 для JCA и, как сообщается, предоставили 49% всей помощи для оказания помощи. [ 14 ]

Канада, столкнувшись с собственной внутренней сепаратистской угрозой в виде движения за суверенитет Квебека , не хотела оказывать помощь территории, пытающейся отделиться от другого члена Содружества , особенно в регионе, в котором у нее не было предыдущего опыта. Однако на раннем этапе была оказана помощь продовольствием, материалами и одним военно-транспортным самолетом на несколько месяцев. Финансовая помощь также была оказана в последние месяцы переброски по воздуху. [ 6 ]

Франция ответила предоставлением помощи Биафре: гуманитарной помощи через Французский Красный Крест и военной помощи тихо, если не официально. [ 15 ]

Хотя подавляющее большинство правительств остались в стороне, помощи требовали люди во всем мире. Ответили примерно 30 неправительственных организаций. [ 16 ]

Воздушный транспорт

[ редактировать ]
Поле, которое было преобразовано во временный аэропорт в Калабаре, Нигерия, где оказанию помощи помогала вертолетная группа. Эти вертолеты могли бы быстро перевезти одну тонну сухой рыбы в ящиках в лагеря беженцев в зоне боевых действий Нигерии и Биафры.

Чрезвычайная помощь в Биафру начала прибывать по суше, морю и воздуху вскоре после начала гражданской войны в Нигерии в 1967 году. Стали появляться сообщения о массовом голоде, многие из которых исходили от неправительственных организаций, участвовавших в оказании гуманитарной помощи. Число рейсов с гуманитарной помощью увеличилось после того, как в июне 1968 года Нигерия наземная и морская блокада Биафры стала почти полной. Эти полеты осуществлялись в основном под эгидой МККК, при этом компания Nordchurchaid была основным донором/партнером. Также 5 июня 1969 г. [ 17 ] МККК самолет DC-7 был сбит нигерийскими вооруженными силами (в результате чего погибло три сотрудника по оказанию помощи); Нигерия потребовала, чтобы все рейсы с гуманитарной помощью были под их контролем; а МККК приостановил полеты из Котону и Санта-Исабель.

Между НПО и МККК возник спор по поводу позиции последнего выполнить требования Нигерии о запрете полетов гуманитарной помощи извне. МККК отстаивал свою позицию, заявляя, что «статья 23 Четвертой Женевской конвенции 1949 года, предназначенной для международных вооруженных конфликтов, предусматривает, что воюющее государство может убедиться в нейтральности материальной помощи». [ 18 ] [ 19 ] Ведущий критик позиции МККК заявил, что молчание по поводу Биафры сделало его рабочих соучастниками систематических убийств населения. [ 20 ]

Соленая сушеная треска, которую раздавали беженцам во время нигерийско-биафрской войны в конце 1960-х годов. Такая рыба помогла восполнить дефицит белка в рационе обитателей лагеря, страдавших от белковой недостаточности, что в конечном итоге привело к квашиоркору .

В начале 1968 года Энтони Бирн, ирландский миссионер, действовавший в Оничсе до войны, начал операцию по оказанию помощи на острове Сан-Томе под эгидой Комитета международных церковных организаций помощи. В состав комитета входили Caritas Internationalis , Всемирный совет церквей , Католическая служба помощи и Nordchurchaid (коллектив скандинавских протестантских групп). Сан-Томе был заморским департаментом Португалии, находившимся под контролем губернатора Силвы Себастио, который занял нейтральную позицию в гражданской войне и предоставил свои порты обеим воюющим сторонам, хотя нигерийские федералы ими не воспользовались. Полеты по оказанию помощи начались всерьез в конце апреля. К сентябрю в распоряжении группы по оказанию помощи было несколько самолетов, и каждую ночь они отправляли в Биафру в среднем десять рейсов. При поддержке Себастио дети, больные Квашиоркором, были доставлены на остров для лечения. [ 21 ]

Рейсы с гуманитарной помощью приземлились в Ули под кодовым названием «Взлетно-посадочная полоса Аннабель», единственном действующем «аэропорте» в Биафре. На пике популярности воздушного транспорта он стал вторым по загруженности аэропортом в Африке после Йоханнесбурга. [ 22 ] Взлетно-посадочная полоса представляла собой расширенную дорогу, на которой не было приборов и навигационного оборудования. Полеты осуществлялись в основном с: острова Сан-Томе; остров Фернандо-По (тогда испанская колония, ныне известный как Биоко, Республика Экваториальная Гвинея ); и Котону, Дагомея (ныне Бенин ). [ 23 ] Гуманитарные воздушные перевозки осуществлялись почти исключительно гражданскими грузовыми самолетами без какой-либо военной или оборонительной авиации сопровождения. Французы также совершали рейсы из Либревиля, Габон, которые доставляли как гуманитарную помощь, так и военные поставки.

Полеты проводились под покровом темноты и без освещения, чтобы избежать нападения на нигерийские самолеты, которые сохраняли превосходство в воздухе в течение дня при поддержке советских рыболовных траулеров, наблюдавших за полетами в море. [ 24 ] Каждый самолет каждую ночь совершал до Ули до четырех рейсов туда и обратно. Самолеты – почти все из которых были гражданскими и эксплуатировались гражданскими пилотами – базировались, заправлялись, ремонтировались и обслуживались на стороне снабжения по воздуху, а не в Биафре. Три были уничтожены на земле в Ули нигерийской авиацией. Атакующие самолеты часто находились поблизости, пытаясь догнать авиалайнеры во время приземления или на земле, вынуждая пилотов зависать в темноте до тех пор, пока не раздалось сигнал «все ясно», и огни взлетно-посадочной полосы не могли быть активированы на время, достаточное для быстрой посадки. Разделение самолетов в воздухе поддерживалось кабинной радиосвязью между пилотами, поскольку радара не было. Враждебными самолетами управляли наемники, которые насмехались над пилотами воздушных перевозок по радио и использовали позывные, такие как «Геноцид». [ 25 ] Заходы на посадку осуществлялись низко над верхушками деревьев, а приземление производилось без огней взлетно-посадочной полосы. Иногда кратковременное освещение огней взлетно-посадочной полосы могло обеспечить достаточный ориентир для атакующего самолета. На земле воздушному и наземному экипажу часто приходилось эвакуировать самолет после приземления и укрываться от атакующих самолетов в траншеях вдоль взлетно-посадочной полосы. В радиопередачах из Ули обычно использовался код, например, «нет посадочных огней» вместо «нас бомбят».

Почти все самолеты, экипажи и материально-техническое обеспечение оплачивались, устанавливались и обслуживались совместными церквями через контрактные компании и волонтеров на местах. Самый большой самолет, C-97, прошел капитальное техническое обслуживание, выполненное волонтерами компании Israel Aircraft Industries, работающими в Швейцарии. [ 26 ] [ 27 ]

К 1968 году большая часть финансирования JCA исходила от правительства США и направлялась через JCA. [ 28 ]

На пике своего развития в 1969 году воздушные перевозки доставляли в среднем 250 метрических тонн продовольствия каждую ночь примерно от 1,5 до 2 миллионов человек, зависевших от поставок продовольственной помощи, большая часть которых была доставлена ​​по воздуху. [ 29 ] В конце 1968 года, до прибытия C-97 из США (ПОДВЕРЬТЕ), каждую ночь совершалось примерно 15–20 полетов в Биафру: 10–12 из Сан-Томе (JCA, Canairelief и другие), 6–8 от Фернандо По (в основном МККК) и 3–4 из Либревиля, Габон (в основном французы). Это количество еды составляло менее 10% от количества, необходимого для того, чтобы накормить примерно 2 миллиона голодающих граждан. [ 15 ] В общей сложности JCA выполнила более 5300 миссий с использованием десяти различных перевозчиков, перевезя 60 000 тонн гуманитарной помощи. [ 6 ]

Груз включал в себя больше, чем просто еду. Некоторые пилоты согласились перевозить грузы, которые могли быть опасны для самолета: топливо для приготовления пищи и наземного транспорта (легковоспламеняющееся), а также соль (едкая). [ 30 ] На обратных рейсах из Ули некоторые рейсы перевозили материалы для продажи на экспорт. Другие везли детей, сирот или нуждающихся в медицинской помощи, которых, как говорят, увезли «далеко в небо». [ 31 ]

Эта воздушная перевозка была первой крупной гражданской воздушной перевозкой в ​​истории и, возможно, самой крупной из всех операций по оказанию помощи гражданам. Из основных участников только Oxfam имел опыт проведения полевых операций; Биафра была их второй. [ 20 ] Пилоты и часть обслуживающего персонала были, пожалуй, единственными подготовленными людьми. Большинство остальных были добровольцами, выполнявшими задачи, для выполнения которых у них не было никакой подготовки или предварительного опыта, от погрузки и разгрузки, складирования, инвентаря до обслуживания самолетов и механика двигателей. Операционные агентства были разнообразными и часто конкурировали между собой; многие из них также были новичками в этом типе усилий. Благодаря многомесячному опыту организация и логистика были значительно улучшены: время разгрузки сократилось с более чем 2 часов до 20 минут на самолет, часто находясь под атакой или угрозой нападения. [ 32 ]

Самолеты и экипажи

[ редактировать ]
Боинг C-97 с маркировкой воздушных перевозок, хранится в Музее авиации Пима.
Вертолет, приземлившийся во временном аэропорту в Калабаре, Нигерия, загружен ящиками с сушеной рыбой, основным продуктом питания в этом районе, для отправки в лагеря беженцев во время нигерийско-биафрской войны.

Большая часть самолетов эксплуатировалась или была заключена по контракту с компанией «Joint Church Aid», часто называемой «Jesus Christ Airlines» от инициалов JCA, летавшей в основном из Сан-Томе и Котону.

Они эксплуатировались или предоставлялись:

  • Balair (швейцарская чартерная авиакомпания) летала на бывших C-97 с американскими пилотами-добровольцами и на Transall C.160 . [ 33 ]
  • Canairelief - летал на четырех самолетах, купленных бывшей компанией Nordair Super Constellations .
  • «Исследования летных испытаний» - Компания Рассела О'Куинна, базирующаяся в Лонг-Бич, Калифорния, летала и обслуживала вместе с IAI четыре самолета C-97G Stratofreighter, проданные правительством США организации «Джойнт Черч Эйд-США» (один из них ушел в ночь 8 мая и потерялся). при аварийной посадке в Биафре)
  • "Flughjálp HF" - зафрахтован компанией Nordchurchaid; базируется в Рейкьявике, Исландия; основана авиакомпанией Loftleidir , также известной как «Icelandic Airlines».
  • « Трансавиа, действующая под названием Transavia Holland NV» - предоставила пять самолетов DC-6B.
  • Фред. Компания Olsen Airtransport заключила контракт и эксплуатировала самолеты Douglas DC-6 . Один разбомбили при разгрузке в Ули. [ 34 ]
  • Независимые подрядчики

Операции МККК осуществлялись в основном из Фермандо-По. Рейсы выполнялись или обеспечивались:

  • Вооруженные силы Канады — C-130 Hercules от Фернандо По от имени МККК.
  • МККК – 1967-1970 гг.
  • Шведский и французский Красный Крест (C-130 Hercules)

Используемые самолеты в основном представляли собой устаревшие многовинтовые авиалайнеры, такие как DC-7 , DC-6 , DC-4 , DC3 , Avro Ansons , Lockheed Constellations и Lockheed L-1049 Super Constellations . Регистрация самолетов была снята со многих самолетов из-за того, что федеральное военное правительство и большая часть международного сообщества объявили эти полеты незаконными. Они были доступны по относительно низкой цене из-за быстро растущей доступности пассажирских самолетов нового поколения с реактивными двигателями. Военные транспортные средства, такие как бывшие в употреблении американские самолеты Boeing C-97 Stratofreighters , [ 26 ] C -130E Hercules из состава канадских вооруженных сил , [ 6 ] и Transall C.160, предоставленный Германией, также были предоставлены в аренду для этих целей.

Приехали пилоты воздушных перевозок со всего мира: из Австралии, Канады, Германии, Исландии, Норвегии, Швеции, США и других стран. Одним из известных пилотов был Август Мартин , первый афроамериканский пилот коммерческой авиакомпании и бывший летчик Таскиги , который погиб, когда его самолет разбился во время воздушной перевозки. [ 35 ] [ 36 ] Другим был исландский пилот Торстейн Э. Йонссон .

По меньшей мере 29 пилотов и членов экипажей организаций по оказанию помощи погибли в результате несчастных случаев или по вине нигерийских сил в 10 отдельных инцидентах во время воздушной перевозки: 25 из JCA, 4 из Canairelief и 3 из МККК. [ 37 ] [ 1 ]

Примерно 30 неправительственных организаций и несколько правительств предоставили невоенную прямую и косвенную помощь через Биафранский воздушный транспорт или в его поддержку. В число основных поставщиков таких предметов, как продукты питания, медикаменты, транспортные самолеты, воздушный и наземный экипаж, входили:

  • Американская еврейская чрезвычайная операция по оказанию помощи Биафрану
  • Канада (финансы, продукты питания, материалы, самолет C-130 Hercules)
  • Canairrelief (неправительственная организация, организованная Пресвитерианской церковью Канады и Oxfam Canada. Более 10 000 тонн было перевезено 674 рейсами) [ 6 ]
  • Благотворительный международный
  • Всемирное церковное обслуживание
  • Diakonisches Werk (немецкая церковная группа, обеспечивавшая полеты) [ 38 ]
  • Франция
  • Германия (один самолет C.160)
  • Авиакомпания Holy Ghost (управляемая ирландскими католическими отцами Святого Духа , Африканским концерном)
  • Международный комитет Красного Креста - также выступает в качестве головной группы для нескольких национальных агентств Красного Креста.
  • Nordchurchaid (специальная организация протестантских церквей из Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции)
  • Израиль ( Израиль Аэрокосмическая Промышленность ) [ 39 ]
  • Оксфам
  • Португалия
  • Фонд спасения детей
  • Швеция (самолет C-130 Hercules) [ 40 ]
  • ЮНИСЕФ (предоставил четырех сотрудников полевой службы)
  • США (финансовые, продовольственные, материальные и восемь транспортных самолетов C-97 ВВС США Национальной гвардии)
  • Всемирный совет церквей

Другие, кто предоставил другую негуманитарную помощь, такую ​​как военная поддержка и дипломатическое признание, сюда не включены. Страны и агентства, внесшие вклад исключительно или в основном через любую из вышеперечисленных организаций, отдельно не перечисляются.

Правительство Нигерии и некоторые нигерийские военные лидеры заявили, что угроза геноцида была сфабрикована и является «ошибочной гуманитарной чушью». Они также сказали, что массовый голод был запланированной целью, сказав: «Если дети должны умереть первыми, то это очень плохо, просто очень плохо». [ 2 ] и «На войне все справедливо, и голод — одно из орудий войны». [ 41 ] В совместном заявлении от 16 августа 1968 года Международный Красный Крест, ЮНИСЕФ, Всемирный совет церквей и КАРИТАС заявили: «Конфликт, который затронул не сотни тысяч, а миллионы людей, был величайшей чрезвычайной ситуацией, с которой они справились со времен Второй мировой войны». Война." [ 31 ] Были обвинения в том, что по воздуху поставляли оружие в Биафру, но они остаются бездоказательными. [ нужна ссылка ]

Наследие

[ редактировать ]

Независимо от того, был ли запланирован массовый голод или нет, он стал фактом и наследием гражданской войны в Нигерии. То же касается и воздушных перевозок. Изображения детей с раздутыми от недоедания животами остаются международным историческим символом Биафры, и именно эти последствия для гражданского населения вдохновили на создание воздушных перевозок и принесли им пользу. «Американцы, возможно, мало что знают о Биафре, но они знают о детях». [ 24 ] В тот период изображения войн в Биафре и Вьетнаме ежедневно транслировались по всему миру. [ нужна ссылка ] Само существование воздушного транспорта было ярким примером силы общественного мнения и воодушевленного гражданского населения. Последующие усилия мировых правительств по оказанию помощи голодающим в таких местах, как Эфиопия, Сомали или бывшая Югославия, не были встречены таким же ответом, как в случае с Биафрой. [ нужна ссылка ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Герои помощи Биафре: вспоминая - словами тех, кто был там... , Голос Биафры Интернэшнл . Проверено 03 января 2013 г.
  2. ^ Jump up to: а б Нигерийский полковник Атакуни (лондонский экономист, 24 августа 1968 г., цитируется в газете Village Voice от 17 октября 1968 г.; и San_Francisco_Chronicle, 2 июля), цитируется в Village Voice от 17 октября 1968 г. Цитируется в The Tragedy of Biafra, A Отчет Американского еврейского конгресса за декабрь 1968 года , стр. 24 . Проверено 12 января 2013 г.
  3. ^ Вспоминая кошмар Биафры , Бесплатная библиотека . Проверено 4 января 2013 г.
  4. ^ Нью-Йорк Таймс, 24 августа 1969 г. Проверено 4 января 2013 г.
  5. ^ Jump up to: а б Филип Гуревич, Торговцы милостыней, The New Yorker, 11 октября 2010 г. Проверено 2 января 2013 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Рой Томас, Рождение CANAIRELIEF , журнал Vanguard, сентябрь 2006 г. [ постоянная мертвая ссылка ] . Проверено 03 января 2013 г.
  7. Шестидесятые в Америке. Архивировано 8 февраля 2013 года в Wayback Machine . Проверено 11 января 2013 г.
  8. BBC, этот исторический день, 1969 год: Нигерия запрещает помощь Красного Креста Биафре.
  9. Секретные документы раскрывают интригу Биафры, BBC News, 3 января 2000 г. Проверено 03 января 2013 г.
  10. ^ Война Нигерии за Биафру, 1967-70, Марк Кертис . Проверено 2 января 2013 г.
  11. ^ «Удивительный биафранский воздушный транспорт — героизм в небе и на земле» . Беспокойство во всем мире . Проверено 17 апреля 2021 г.
  12. ^ Биафра и рождение нового гуманизма . Проверено 5 января 2013 г.
  13. Коэн и Такер, стр. 275. Проверено 2 января 2013 г.
  14. Нью-Йорк Таймс, 21 июля 1969 г. Проверено 4 января 2012 г.
  15. ^ Jump up to: а б Трагедия Биафры: отчет Американского еврейского конгресса, декабрь 1968 г. Проверено 11 января 2013 г.
  16. ^ Гуманитарная помощь и война в Биафре: невыученные уроки , Развитие Африки, Том. XXXIV, № 1, 2009 г., Совет по развитию социальных исследований в Африке, 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ] . Проверено 03 января 2013 г.
  17. ^ Годвин Алаби-Исама, Трагедия победы, Ибадан, 2013. стр. 385-393.
  18. ^ Международный комитет Красного Креста и гуманитарная помощь — анализ политики, 31 октября 1996 г .. Проверено 12 января 2013 г.
  19. ^ «Врачи без границ», ОПЫТ MSF , Рони Брауман и Джоэль Танги (1998). Архивировано 12 апреля 2013 года в Wayback Machine . Проверено 13 января 2013 г.
  20. ^ Jump up to: а б Джоэл (24 августа 2006 г.). «Биафра и рождение «нового гуманизма» » . Дальние выбросы . Проверено 12 января 2013 г.
  21. ^ Хоу, Марвин (25 сентября 1968 г.). «Операция по оказанию помощи Биафре преображает остров Сан-Томе». Нью-Йорк Таймс . п. 3.
  22. ^ Хоры, страница 256.
  23. ^ Потерянный американец , Фред Куни. «Линия фронта», PBS . Проверено 2 января 2013 г.
  24. ^ Jump up to: а б Биафра: Преданный народ , Курт Воннегут, 1979 . Проверено 13 января 2013 г.
  25. Воздушный транспорт НПО в Биафране столкнулся с федеральными наемниками в небе , Смотри и учись, декабрь 1973 года . Проверено 2 января 2013 г.
  26. ^ Jump up to: а б Полная история секретного спасения с воздуха в Биафре . Проверено 2 января 2013 г.
  27. ^ Биафранский воздушный транспорт: секретная миссия Израиля по спасению жизней . Проверено 24 ноября 2013 г.
  28. ^ Дэвид Л. Корен: Мир глубок , Воздушный транспорт Биафран, Друзья Нигерии. Архивировано 7 ноября 2013 г. в Wayback Machine. Проверено 2 января 2013 г.
  29. ^ Война Нигерии за Биафру, 1967-70, Марк Кертис . Проверено 2 января 2013 г.
  30. ^ М. Лоуренс Курц, в Корене, стр. 305-307.
  31. ^ Jump up to: а б РОЖДЕННЫЙ ДЛЯ СЛУЖЕНИЯ: Биография доктора Акану Ибиама , составленная DC Nwafor. Архивировано 26 ноября 2010 г. в Wayback Machine . Проверено 5 января 2013 г.
  32. ^ Гуманитарная помощь и война в Биафре: невыученные уроки , Развитие Африки, Том. XXXIV, № 1, 2009 г., Совет по развитию социальных исследований в Африке, 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ] . Проверено 03 января 2013 г.
  33. ^ Гражданская война в Нигерии (Биафра), 1967-70 гг . Том Купер, 13 ноября 2003 г.
  34. ^ Сундби, Джон (1993). А/С Фред. Олсенсу Флюзельскапу 60 лет (на норвежском языке). Бэрум: Мир. Олсенс Флайвесельскап. стр. 42.
  35. ^ Один из первых чернокожих пилотов авиакомпаний , AvStop.com . Проверено 2 января 2013 г.
  36. ^ Корен, Дэвид Л. стр.168.
  37. ^ Шон Мэлони, Где Биафра? , Журнал Maccleans, 16 июля 2008 г. Проверено 2 января 2013 г.
  38. ^ Дэвид Л. Корен: Мир глубок , Воздушный транспорт Биафран, Друзья Нигерии. Архивировано 7 ноября 2013 г. в Wayback Machine. Проверено 3 января 2013 г.
  39. ^ Биафранский воздушный транспорт: секретная миссия Израиля по спасению жизней
  40. ^ C130Hercules.net . Проверено 12 января 2013 г.
  41. Приписывается вождю Аволово и вождю Эллисон Айиде, в книге « Была страна: блокада, голод и реквием по Биафре» , The Nation, 23 октября 2012 г. Архивировано 25 октября 2012 г., в Wayback Machine . Проверено 13 января 2013 г.
  • Коэн, Уоррен И. и Такер, Нэнси Бернкопф (редакторы): Линдон Джонсон противостоит миру: американская внешняя политика 1963-1968 гг . Издательство Кембриджского университета, 1994. ISBN   0-521-41428-8
  • Корен, Дэвид Л.: Далеко в небе: воспоминания о воздушном транспорте в Биафре . Дэвид Л. Корен, 2011 г. ISBN   1467996149
  • Шваб, Питер: Биафра , факты в архиве (1971). ISBN   087196192X
  • Чинуа Ачебе: Была страна: личная история Биафры (Пингвин, Нью-Йорк, 2012). ISBN   978-1-59420-482-1
  • Н.У. Акпан Борьба за отделение 1966–1970: личный отчет о гражданской войне в Нигерии (Фрэнк Касс и компания, Лондон, 1972). ISBN   0-7146-2930-8
  • Элечи Амади : Закат в Биафре: Дневник гражданской войны (Хейнеманн, Серия африканских писателей , Лондон, 1973). АСИН B000NPB7EU
  • Эндрю Брюин и Дэвид Макдональд: Канада и трагедия Биафры (Джеймс Льюис и Сэмюэл, Торонто, 1970). ISBN   0888620071
  • Майкл И. Дрейпер: Тени: воздушные перевозки и воздушная война в Биафре и Нигерии 1967–1970 (Hikoki Publications, Лондон, 2000). ISBN   978-1902109633
  • Фредерик Форсайт: Создание африканской легенды: История Биафры (Penguin, Лондон, 1969, переиздано в 1977 году). ISBN   1902109635
  • Джон де Сен-Жорр Гражданская война в Нигерии (Ходдер и Стоутон, Лондон, 1972). ISBN   978-0340126400
  • Биафра: случайные мысли К. Одумегву Оджукву, генерала народной армии (Harper & Row, Лондон, 1969). АСИН B0007G6D9E
  • Бенгт Сундклер, Кристофер Стид: История Церкви в Африке . Издательство Кембриджского университета (2000). ISBN   052158342X
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 76a088764ee97cafa0290c9c09cc16ac__1716501300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/ac/76a088764ee97cafa0290c9c09cc16ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Biafran airlift - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)