Jump to content

Портрет актера

Портрет актера (ок. 1621-1622) работы Доменико Фетти

Портрет актера ( итальянский : Ritratto di un attore ; французский : Portrait de Comédien ; русский : Портрет актера ) — картина Доменико Фетти , хранящаяся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Россия. Вероятно, она была написана в 1621 или 1622 году в Мантуе , Италия. Натурщик, держащий театральную маску , предположительно является актером комедии дель арте , то ли Тристано Мартинелли , то ли Франческо Андреини . [1] [2] в Венеции хранится известная копия портрета работы неизвестного художника В Галерее Академии . [3]

Провенанс

[ редактировать ]

Первое упоминание о портрете Фетти - это опись кардинала Мазарини коллекции 1653 года во Дворце Мазарини в Париже, где он описан как «Арлекин, sur toile, par Fety [Арлекин, на холсте, Фетти]». [4] В описи, составленной после смерти кардинала в 1661 году, он указан как позиция 1266: «Un autre faict par Fety (1), sur toile, représentant Harlequin, comédien, tenant un masque [Еще одна работа Фетти (1), изображающая Арлекина, актера. , держа маску ]". [5] Позже картина попала в коллекцию Пьера Кроза и была воспроизведена как «Портрет Комедиена» , гравюра Николя де Лармессена [ фр ] в Recueil Crozat (1729), где отмечается, что актер находился на службе у герцога де Мантуя . [6] Он также упоминается в описи, составленной после смерти Кроза в 1740 году. [7] и был унаследован племянником Кроза, Луи-Антуаном Кроза. В описи 1755 года он был описан как портрет «Comédien la tête découverte, tenant un masque d'Arlequin; par le Feti [Актер с непокрытой головой, держащий маску Арлекина; автор: Фетти]». [8] После смерти Луи-Антуана Кроза он был продан его наследником в 1772 году российской Екатерине II и упоминается как находившийся в коллекции Эрмитажа с 1774 года. [9]

Идентификация няни

[ редактировать ]

С конца XIX века личность персонажа на «Портрете актера» Фетти вызывает большой интерес и разногласия. Среди портретов, написанных Фетти во время его пребывания при дворе Гонзага в Мантуе (1614–1622), немногие были идентифицированы с уверенностью, но ни один из других не привлек такого большого внимания, как этот. Памела Аскью объясняет: «Причина, несомненно, кроется в впечатляющей силе характеристики и исполнения. Во многих отношениях [это] самый величественный и самый проницательный из портретов Фетти». [10]

Бывшие атрибуции

[ редактировать ]

Эдуард Шафарик , автор монографии о Фетти 1990 года, перечисляет пять человек, ранее предложенных другими в качестве сюжета картины Фетти: актеры Франческо Габриелли , Джованни Габриелли , Джованни Баттиста Андреини и Тристано Мартинелли , а также композитор Клаудио Монтеверди . [11] Из них, кроме Мартинелли, широкую известность получили только двое — Джованни Габриелли и Монтеверди. [10]

Джованни Габриэлли

[ редактировать ]

Брюнингк и Сомофф, редакторы каталога Галереи картин Эрмитажа 1891 года, определили героя портрета Фетти как итальянского актера комедии дель арте Джованни Габриелли, которого они приравняли к гораздо более молодому персонажу из « Аннибале Карраччи » Портрета . Лютнист ( ок. 1600 ). [12] Трехсторонняя корреляция между «Актером Фетти» и «Лютнистом» Аннибале с гравюрой » Агостино Карраччи « Джованни Габриелли ( ок. 1599 ) была прослежена Дени Маоном , который поставил под сомнение это в 1947 году. [13] Ошибка усугубилась в 1962 году, когда Хеннер Менц, директор Дрезденской галереи , где находится картина Аннибале, дал ей название «Портрет лютниста Джованни Габриэль» и описал ее как «картину музыканта», что привело к путаница актера с одноименным венецианским композитором Джованни Габриэли . Эти ошибочные идентификации сохранились, несмотря на то, что Познер категорически отверг их в 1971 году, когда он назвал субъекта Лютниста членом семьи Маскерони из Болоньи , основываясь на Карло Чезаре Мальвазиа описании натурщика в его книге 1678 года «Фельсина Питтриче» . [14] Например, популярная книга «Пять веков музыки в Венеции» Х. К. Роббинса Лэндона и Джона Джулиуса Норвича , опубликованная на английском, итальянском, французском и японском языках в качестве дополнения к пятисерийному телесериалу «Маэстро» , включала полностраничный цветная пластина с изображением лютниста в виде портрета композитора Габриэли в 1991 году. [15] В 1978 году Аскью решительно поддержал идентификацию Познером натурщицы как члена семьи Маскерони. [16] а совсем недавно Дрезденская галерея идентифицировала натурщика как Джулио Маскерони из Болоньи. [17]

Клаудио Монтеверди

[ редактировать ]

Де Логу предложил итальянского композитора Клаудио Монтеверди в 1967 году. [18] Однако эта атрибуция также была отвергнута. [19]

Текущие атрибуции

[ редактировать ]

Тристано Мартинелли

[ редактировать ]

Аскью впервые предложил Тристано Мартинелли в 1954 году. [20] и опубликовал подробный анализ в журнале The Burlington Magazine в 1978 году. [19] Мартинелли, вероятно, первый актер, использовавший имя Арлекин для роли секунданта занни в маске , и самый известный Арлекин до момента своей смерти в 1630 году. [21] заказал множество своих драматических портретов, три из которых он отправил во Францию, когда хотел вернуться в эту страну в 1626 году. [22] Возможно, это был портрет Фетти, позже приобретенный Мазарини. Ассоциация имени Мартинелли с портретом была впервые задокументирована в 1912 году, когда пастельная копия, приписываемая Фрагонару (1732–1806), была продана в Париже как Портрет автора и актера Мартинелли . [23]

Франческо Андреини

[ редактировать ]

Исследователь Фетти Эдуард Шафарик предложил итальянского актера Франческо Андреини в качестве героя портрета Фетти в 1990 году. [24] Андреини начал свою карьеру как иннаморато (мужчина-любовник), а позже прославился в роли капитана Спавенто да Валь'Инферна. Также он иногда играл сицилийского доктора , пастуха Коринто и некроманта Фальсирона. [25] Атрибуция Шафарика основана на сравнении портрета Фетти (и рисунка, предположительно этюда к портрету) с фронтисписом « Le Bravure di Capitano Spavento » Андреини , выгравированного Авраамом Туммерманом и впервые опубликованного в 1609 году в Венеции. [26] Картина Эрмитажа была показана под названием «Портрет Фаческо Андреини» на выставке 1996 года (организованной Шафариком) в Палаццо Те в Мантуе. [27]

Атрибуция музея

[ редактировать ]

В 2015 году кураторы Эрмитажа определили героя картины Фетти либо как Тристано Мартинелли, либо как Франческо Андреини. [2] но впоследствии эти приписывания были удалены. [28] Британский музей , в котором хранится отпечаток гравюры из « Рекуейля Кроза» (1729 г.), идентифицировал предмет как Франческо Андреини. [29]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Аскью 1978 (Мартинелли, маска Арлекина); Сафарик 1990 г. (Андреини).
  2. ^ Перейти обратно: а б «Портрет актера (Тристано Мартинелли или Франческо Андреини?)» , заархивировано из оригинала 14 января 2015 года, получено 21 апреля 2016 года, первоначально на сайте Эрмитажа.
  3. ^ Аскью 1978, с. 62. Венецианская копия воспроизведена на рис. 8. Подпись гласит: «Копия с Доменико Фетти».
  4. ^ Аумале 1861, с. 347 , цитируется Аскью (1978, стр. 64) и Шафариком (1990, стр. 284).
  5. ^ Коснак 1884, с. 342 , цитируется Аскью (1978, стр. 64) и Шафариком (1990, стр. 284).
  6. ^ Портрет комика (гравюра) в Галлике; для заметки см. Сборник гравюр , т. 1, с. 1 (1729), с. 40 , в Галлике.
  7. ^ Сафарик, 1990, с. 286, цитирует Stuffmann 1968, p. 68, примечание 92.
  8. ^ Рог Святого дворца 1755 г., с. 29 , цитируется Сафариком 1990, с. 284 .
  9. ^ Саффарик 1990, с. 284; Сотбис .
  10. ^ Перейти обратно: а б Аскью 1978, с. 59.
  11. ^ Сафарик 1990, с. 284, цитирует: Поссенти 1964, с. 165, рис. 6 (Франческо Габриэлли); Сомоф 1899, стр. 53, 54, примечания 236 (Джованни Габриелли); Де Логу 1967, стр. 706,–709, рис. 6 (Монтеверди); Леманн 1967, с. 205, примечания 63 (Джованни Баттиста Андреини); и Аскью 1978, стр. 59–65, рис. 2 (Мартинелли).
  12. ^ Брюинингк и Сомофф 1891, с. 71, п. 236 , цит. по Mahon 1947, прим. 50, с. 267.
  13. ^ Махон 1947, с. 234, примечание 3; стр. 266–267, прим. 50.
  14. ^ Познер 1971, том. 2, с. 32; Мальвазия 1678, вып. 1, с. 502 : «музыканта Маскерони, его родственника и друга [Аннибале]».
  15. ^ Роббинс Лэндон 1991, с. 23, пластина 7.
  16. ^ Аскью 1978, стр. 59–60.
  17. ^ «Портрет лютниста Джулио Маскерони» , Государственное собрание произведений искусства Дрездена, получено 1 июня 2022 г. Архивированная копия (4 марта 2016 г.) .
  18. ^ Де Логу 1967.
  19. ^ Перейти обратно: а б Аскью, 1978 г.; Стивенс, 1994 г.; Шютце 2005, стр. 167–168. Стивенс и Шютце цитируют Де Логу (1967, Монтеверди) и Аскью (1978, Мартинелли), но упускают из виду Сафарика (1990, Андреини).
  20. ^ Аскью 1954 (диссертация/диссертация).
  21. ^ Аскью 1978, с. 64; Катрицкий 2006, стр. 103–104 . В письме к мантуанскому двору в 1595 году Мартинелли подписал себя «Тристано Мартинелли по прозвищу Арлекино, актер» (Richards & Richards 1990, стр. 222–223) и еще в 1627 году ссылался на «nostra arlichinesca persona» (Катрицкий).
  22. Письмо от 27 июля 1626 года, подписанное «Тристано Мартинелли, dit Arlequin , comédien», чрезвычайному послу Франции в Венеции, переведено с итальянского на французский и цитируется Баше 1862, стр. 301 ; Аскью 1978, с. 64, цитирует Smith 1930, p. 171.
  23. ^ Аскью 1978, с. 64.
  24. ^ Сафарик 1990, с. 284.
  25. ^ Дюшартр, стр. 232; Савойя 2008, стр. 10.
  26. Safariik 1990, стр. 284–287, цитируется Sotheby's .
  27. ^ Айкема 1997; Сафарик 1996, стр. 181–182.
  28. ^ «Фетти, Доменико – Портрет актера» , Эрмитаж. Архивная копия (3 марта 2016 г.) .
  29. ^ «Портрет комедия (Портрет Франческо Андреини по Фетти), офорт и гравюра» , Британский музей, получено 1 июня 2022 года. Архивированная копия (28 января 2015 года) . Гравюра была сделана Николя де Лармессеном.

Библиография

[ редактировать ]
  • Айкема, Бернар (1997). «Фетти. Мантуя» (обзор выставки, состоявшейся в 1996 году в Мантуе), The Burlington Magazine , vol. 139, нет. 1127 (февраль), стр. 142–144. JSTOR   887302 .
  • Аскью, Памела (1954). «Доменико Фетти», диссертация, представленная в Институте искусств Курто Лондонского университета . OCLC   757139605 .
  • Аскью, Памела (1978). «Пересмотр «Портрета актера» Фетти», The Burlington Magazine , vol. 120, нет. 899 (февраль), стр. 59–65. JSTOR   879098 .
  • Омале, Анри Орлеанский, герцог (1861). Опись всей мебели кардинала Мазарини. Составлено в 1653 году и опубликовано по оригиналу, хранящемуся в Архиве Конде . Лондон: Уиттингем и Уилкинс. Скопируйте в Google Книги .
  • Баше, Арман (1882). Итальянские актеры при дворе Франции при Карле IX, Генрихе III, Генрихе IV и Людовике XIII . Пэрис: Плон. Посмотреть в Google Книгах .
  • Британский музей: «Портрет комедия (Портрет Франческо Андреини по Фетти), офорт и гравюра» на веб-сайте Британского музея, по состоянию на 29 января 2015 г.
  • Брюнингк, Э.; Сомофф, А. (1891). Императорский Эрмитаж. Каталог Galerie des Tableuux. I. Школы Италии и Испании , третье издание. Санкт-Петербург: Императорская придворная типография. Копия в Галлике.
  • Коннак, Габриэль-Жюль, граф (1884). Богатство Дворца Мазарини . Париж: Библиотека Ренуара. Издание 1884 года в Галлике; Издание 1885 года в Google Книгах.
  • Де Логу, Джузеппе (1967). «Неизвестный портрет Монтеверди Доменико Фети», The Burlington Magazine , vol. 109, нет. 777 (декабрь), стр. 706–709. JSTOR   875498 .
  • Дюшартр, Пьер-Луи (1929; переиздание 1966). Итальянская комедия в переводе Рэндольфа Т. Уивера. Лондон: Джордж Г. Харрап (1929). OCLC   1335281 . Нью-Йорк: Дувр (1966). ISBN   9780486216799 .
  • Эрмитаж: «Фетти, Доменико - Портрет актера (Тристано Мартинелли или Франческо Андреини?)» на сайте Эрмитажа, по состоянию на 29 января 2015 г.
  • Катрицкий, Массачусетс (2006). Искусство комедии: исследование комедии дель арте 1560–1620 годов с особым упором на визуальные записи . Амстердам: Родопи. ISBN   9789042017986 .
  • Курна Сент-Пале, Жан-Батист де (1755). Каталог картин из кабинета г-на Кроза, барона де Тьера . Париж: де Буре старейшина. Копия в Галлике.
  • Лэндон, ХК Роббинс ; Норидж, Джон Джулиус (1991). Пять веков музыки в Венеции . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN   9780500015032 . Объявления на WorldCat.
  • Леманн, Юрген М. (1967). Доменико Фетти. Жизнь и творчество римского художника , диссертация (докторская), Франкфурт а. М. OCLC   123148084 .
  • Махон, Денис (1947; переиздание 1971 г.). Исследования в области искусства и теории сейченто . Лондон: Институт Варбурга, Лондонский университет (1947). OCLC   1966882 . Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд (1971). ISBN   9780837147437 .
  • Мальвазия, Карло Чезаре (1678). Художник Фельсина. Жизнеописания болонских художников , 2 тома. Болонья: Доменико Барбьери. Оцифрованные версии в HathiTrust копий из Исследовательского института Гетти .
  • Менц, Хеннер (1962). Дрезденская галерея , перевод с немецкого Дафны Вудворд. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. OCLC   592334 .
  • Познер, Дональд (1971). Аннибале Карраччи: Исследование реформы итальянской живописи около 1590 года , 2 тома. Нью-Йорк: Файдон. ISBN   9780714814711 .
  • Поссенти, Э. (1964). «Актеры прозаического театра, в Театральном музее в Ла Скала , под редакцией Джампьеро Тинтори. Милан: Издания Театрального музея в Ла Скала. OCLC   1197054 .
  • Коллекция гравюр (1729, 1742). Полное название: Коллекция гравюр с самых красивых картин и самых красивых рисунков, находящихся во Франции в кабинете короля, в кабинете герцога Орлеанского и в других кабинетах, разделенных в соответствии с различными школами, с краткое изложение жизни художников и историческое описание каждой картины . Париж: Королевская империя. полет. 1, часть 1 (1729 г.) , т. 1, ч. 2 (1729 г.) и т. 1, ч. 2 (1729 г.) 2 (1742 г.) в Галлике.
  • Ричардс, Кеннет; Ричардс, Лаура (1990). Комедия дель арте: документальная история . Оксфорд: Бэзил Блэквелл. ISBN   9780631195900 .
  • Шафарик, Эдуард А. (1990). Фетти . Милан: Электа. ISBN   9788843532650 .
  • Шафарик, Эдуард А. (1996). Доменико Фетти 1588/89–1623 (каталог выставки в Мантуе, 15 сентября – 15 декабря 1996 г., под редакцией Electa, куратор Эдуард Шафарик). Милан: Электа. ISBN   9788843557776 .
  • Савойя, Франческа (2008). «Франческо Андреини», стр. 9–15 в журнале « Итальянские поэты и драматурги семнадцатого века». Литературно-биографический словарь , том 339, под редакцией Альберта Н. Манчини и Гленна Палена Пирса. Детройт: Обучение Гейла Сенгеджа. ISBN   9780787681579 .
  • Шютце, Джордж К. (2005). Конвергенции в музыке и искусстве: библиографическое исследование . Уоррен, Мичиган: Harmonie Park Press. ISBN   9780899901305 .
  • Смит, Уинифред (1930). Итальянские актеры эпохи Возрождения . Нью-Йорк: Кауард-Макканн. OCLC   1128123 , 852838084 .
  • Сомоф, Андрей Иванов (1899). Императорский Эрмитаж. Каталог Galerie des Tableuux. I. Школы Италии и Испании . Санкт-Петербург: Фирма Художественной Полиграфии. OCLC   739496464 . Издание 1909 года (Imprimerie A. Böhnke) в Галлике.
  • Сотбис (2007). Sotheby's, Нью-Йорк, 24 января 2007 г., лот 37 , по состоянию на 29 января 2015 г.
  • Стивенс, Денис (1994). «Мартинелли, а не Монтеверди», Старинная музыка , т. 22, нет. 1, Монтеверди II (февраль), стр. 185–186. JSTOR   3128507 .
  • Штуффманн, Маргарет (1968). Картины из коллекции Пьера Кроза , Париж: Gazette des Beaux-Arts. ОСЛК   27092484 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7d2ed941aceb8417efeec11177962c8a__1692564000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/8a/7d2ed941aceb8417efeec11177962c8a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Portrait of an Actor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)