Портрет актера

Портрет актера ( итальянский : Ritratto di un attore ; французский : Portrait de Comédien ; русский : Портрет актера ) — картина Доменико Фетти , хранящаяся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Россия. Вероятно, она была написана в 1621 или 1622 году в Мантуе , Италия. Натурщик, держащий театральную маску , предположительно является актером комедии дель арте , то ли Тристано Мартинелли , то ли Франческо Андреини . [1] [2] в Венеции хранится известная копия портрета работы неизвестного художника В Галерее Академии . [3]
Провенанс
[ редактировать ]Первое упоминание о портрете Фетти - это опись кардинала Мазарини коллекции 1653 года во Дворце Мазарини в Париже, где он описан как «Арлекин, sur toile, par Fety [Арлекин, на холсте, Фетти]». [4] В описи, составленной после смерти кардинала в 1661 году, он указан как позиция 1266: «Un autre faict par Fety (1), sur toile, représentant Harlequin, comédien, tenant un masque [Еще одна работа Фетти (1), изображающая Арлекина, актера. , держа маску ]". [5] Позже картина попала в коллекцию Пьера Кроза и была воспроизведена как «Портрет Комедиена» , гравюра Николя де Лармессена в Recueil Crozat (1729), где отмечается, что актер находился на службе у герцога де Мантуя . [6] Он также упоминается в описи, составленной после смерти Кроза в 1740 году. [7] и был унаследован племянником Кроза, Луи-Антуаном Кроза. В описи 1755 года он был описан как портрет «Comédien la tête découverte, tenant un masque d'Arlequin; par le Feti [Актер с непокрытой головой, держащий маску Арлекина; автор: Фетти]». [8] После смерти Луи-Антуана Кроза он был продан его наследником в 1772 году российской Екатерине II и упоминается как находившийся в коллекции Эрмитажа с 1774 года. [9]
Идентификация няни
[ редактировать ]С конца XIX века личность персонажа на «Портрете актера» Фетти вызывает большой интерес и разногласия. Среди портретов, написанных Фетти во время его пребывания при дворе Гонзага в Мантуе (1614–1622), немногие были идентифицированы с уверенностью, но ни один из других не привлек такого большого внимания, как этот. Памела Аскью объясняет: «Причина, несомненно, кроется в впечатляющей силе характеристики и исполнения. Во многих отношениях [это] самый величественный и самый проницательный из портретов Фетти». [10]
Бывшие атрибуции
[ редактировать ]Эдуард Шафарик , автор монографии о Фетти 1990 года, перечисляет пять человек, ранее предложенных другими в качестве сюжета картины Фетти: актеры Франческо Габриелли , Джованни Габриелли , Джованни Баттиста Андреини и Тристано Мартинелли , а также композитор Клаудио Монтеверди . [11] Из них, кроме Мартинелли, широкую известность получили только двое — Джованни Габриелли и Монтеверди. [10]
Джованни Габриэлли
[ редактировать ]Брюнингк и Сомофф, редакторы каталога Галереи картин Эрмитажа 1891 года, определили героя портрета Фетти как итальянского актера комедии дель арте Джованни Габриелли, которого они приравняли к гораздо более молодому персонажу из « Аннибале Карраччи » Портрета . Лютнист ( ок. 1600 ). [12] Трехсторонняя корреляция между «Актером Фетти» и «Лютнистом» Аннибале с гравюрой » Агостино Карраччи « Джованни Габриелли ( ок. 1599 ) была прослежена Дени Маоном , который поставил под сомнение это в 1947 году. [13] Ошибка усугубилась в 1962 году, когда Хеннер Менц, директор Дрезденской галереи , где находится картина Аннибале, дал ей название «Портрет лютниста Джованни Габриэль» и описал ее как «картину музыканта», что привело к путаница актера с одноименным венецианским композитором Джованни Габриэли . Эти ошибочные идентификации сохранились, несмотря на то, что Познер категорически отверг их в 1971 году, когда он назвал субъекта Лютниста членом семьи Маскерони из Болоньи , основываясь на Карло Чезаре Мальвазиа описании натурщика в его книге 1678 года «Фельсина Питтриче» . [14] Например, популярная книга «Пять веков музыки в Венеции» Х. К. Роббинса Лэндона и Джона Джулиуса Норвича , опубликованная на английском, итальянском, французском и японском языках в качестве дополнения к пятисерийному телесериалу «Маэстро» , включала полностраничный цветная пластина с изображением лютниста в виде портрета композитора Габриэли в 1991 году. [15] В 1978 году Аскью решительно поддержал идентификацию Познером натурщицы как члена семьи Маскерони. [16] а совсем недавно Дрезденская галерея идентифицировала натурщика как Джулио Маскерони из Болоньи. [17]
- Гравюра по Фетти из Recueil Crozat , 1729 г.
Клаудио Монтеверди
[ редактировать ]Де Логу предложил итальянского композитора Клаудио Монтеверди в 1967 году. [18] Однако эта атрибуция также была отвергнута. [19]
- Фрагмент копии картины Фетти « Актер» ( Академия, Венеция )
- Портрет Монтеверди с титульного листа Fiori поэтичи , 1644 год.
Текущие атрибуции
[ редактировать ]Тристано Мартинелли
[ редактировать ]Аскью впервые предложил Тристано Мартинелли в 1954 году. [20] и опубликовал подробный анализ в журнале The Burlington Magazine в 1978 году. [19] Мартинелли, вероятно, первый актер, использовавший имя Арлекин для роли секунданта занни в маске , и самый известный Арлекин до момента своей смерти в 1630 году. [21] заказал множество своих драматических портретов, три из которых он отправил во Францию, когда хотел вернуться в эту страну в 1626 году. [22] Возможно, это был портрет Фетти, позже приобретенный Мазарини. Ассоциация имени Мартинелли с портретом была впервые задокументирована в 1912 году, когда пастельная копия, приписываемая Фрагонару (1732–1806), была продана в Париже как Портрет автора и актера Мартинелли . [23]
Франческо Андреини
[ редактировать ]Исследователь Фетти Эдуард Шафарик предложил итальянского актера Франческо Андреини в качестве героя портрета Фетти в 1990 году. [24] Андреини начал свою карьеру как иннаморато (мужчина-любовник), а позже прославился в роли капитана Спавенто да Валь'Инферна. Также он иногда играл сицилийского доктора , пастуха Коринто и некроманта Фальсирона. [25] Атрибуция Шафарика основана на сравнении портрета Фетти (и рисунка, предположительно этюда к портрету) с фронтисписом « Le Bravure di Capitano Spavento » Андреини , выгравированного Авраамом Туммерманом и впервые опубликованного в 1609 году в Венеции. [26] Картина Эрмитажа была показана под названием «Портрет Фаческо Андреини» на выставке 1996 года (организованной Шафариком) в Палаццо Те в Мантуе. [27]
- Деталь портрета ( Эрмитаж )
- Рисунок для портрета (продается на Sotheby's )
- Фронтиспис к Франческо Андреини роману «Бравюра капитана Спавенто» , 1607 г.
- Деталь портрета Франческо Андреини в роли капитана Спавенто , ок. 1620–1625 гг.
- Портрет Франческо Андреини в роли капитана Спавенто
Атрибуция музея
[ редактировать ]В 2015 году кураторы Эрмитажа определили героя картины Фетти либо как Тристано Мартинелли, либо как Франческо Андреини. [2] но впоследствии эти приписывания были удалены. [28] Британский музей , в котором хранится отпечаток гравюры из « Рекуейля Кроза» (1729 г.), идентифицировал предмет как Франческо Андреини. [29]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Аскью 1978 (Мартинелли, маска Арлекина); Сафарик 1990 г. (Андреини).
- ^ Перейти обратно: а б «Портрет актера (Тристано Мартинелли или Франческо Андреини?)» , заархивировано из оригинала 14 января 2015 года, получено 21 апреля 2016 года, первоначально на сайте Эрмитажа.
- ^ Аскью 1978, с. 62. Венецианская копия воспроизведена на рис. 8. Подпись гласит: «Копия с Доменико Фетти».
- ^ Аумале 1861, с. 347 , цитируется Аскью (1978, стр. 64) и Шафариком (1990, стр. 284).
- ^ Коснак 1884, с. 342 , цитируется Аскью (1978, стр. 64) и Шафариком (1990, стр. 284).
- ^ Портрет комика (гравюра) в Галлике; для заметки см. Сборник гравюр , т. 1, с. 1 (1729), с. 40 , в Галлике.
- ^ Сафарик, 1990, с. 286, цитирует Stuffmann 1968, p. 68, примечание 92.
- ^ Рог Святого дворца 1755 г., с. 29 , цитируется Сафариком 1990, с. 284 .
- ^ Саффарик 1990, с. 284; Сотбис .
- ^ Перейти обратно: а б Аскью 1978, с. 59.
- ^ Сафарик 1990, с. 284, цитирует: Поссенти 1964, с. 165, рис. 6 (Франческо Габриэлли); Сомоф 1899, стр. 53, 54, примечания 236 (Джованни Габриелли); Де Логу 1967, стр. 706,–709, рис. 6 (Монтеверди); Леманн 1967, с. 205, примечания 63 (Джованни Баттиста Андреини); и Аскью 1978, стр. 59–65, рис. 2 (Мартинелли).
- ^ Брюинингк и Сомофф 1891, с. 71, п. 236 , цит. по Mahon 1947, прим. 50, с. 267.
- ^ Махон 1947, с. 234, примечание 3; стр. 266–267, прим. 50.
- ^ Познер 1971, том. 2, с. 32; Мальвазия 1678, вып. 1, с. 502 : «музыканта Маскерони, его родственника и друга [Аннибале]».
- ^ Роббинс Лэндон 1991, с. 23, пластина 7.
- ^ Аскью 1978, стр. 59–60.
- ^ «Портрет лютниста Джулио Маскерони» , Государственное собрание произведений искусства Дрездена, получено 1 июня 2022 г. Архивированная копия (4 марта 2016 г.) .
- ^ Де Логу 1967.
- ^ Перейти обратно: а б Аскью, 1978 г.; Стивенс, 1994 г.; Шютце 2005, стр. 167–168. Стивенс и Шютце цитируют Де Логу (1967, Монтеверди) и Аскью (1978, Мартинелли), но упускают из виду Сафарика (1990, Андреини).
- ^ Аскью 1954 (диссертация/диссертация).
- ^ Аскью 1978, с. 64; Катрицкий 2006, стр. 103–104 . В письме к мантуанскому двору в 1595 году Мартинелли подписал себя «Тристано Мартинелли по прозвищу Арлекино, актер» (Richards & Richards 1990, стр. 222–223) и еще в 1627 году ссылался на «nostra arlichinesca persona» (Катрицкий).
- ↑ Письмо от 27 июля 1626 года, подписанное «Тристано Мартинелли, dit Arlequin , comédien», чрезвычайному послу Франции в Венеции, переведено с итальянского на французский и цитируется Баше 1862, стр. 301 ; Аскью 1978, с. 64, цитирует Smith 1930, p. 171.
- ^ Аскью 1978, с. 64.
- ^ Сафарик 1990, с. 284.
- ^ Дюшартр, стр. 232; Савойя 2008, стр. 10.
- ↑ Safariik 1990, стр. 284–287, цитируется Sotheby's .
- ^ Айкема 1997; Сафарик 1996, стр. 181–182.
- ^ «Фетти, Доменико – Портрет актера» , Эрмитаж. Архивная копия (3 марта 2016 г.) .
- ^ «Портрет комедия (Портрет Франческо Андреини по Фетти), офорт и гравюра» , Британский музей, получено 1 июня 2022 года. Архивированная копия (28 января 2015 года) . Гравюра была сделана Николя де Лармессеном.
Библиография
[ редактировать ]- Айкема, Бернар (1997). «Фетти. Мантуя» (обзор выставки, состоявшейся в 1996 году в Мантуе), The Burlington Magazine , vol. 139, нет. 1127 (февраль), стр. 142–144. JSTOR 887302 .
- Аскью, Памела (1954). «Доменико Фетти», диссертация, представленная в Институте искусств Курто Лондонского университета . OCLC 757139605 .
- Аскью, Памела (1978). «Пересмотр «Портрета актера» Фетти», The Burlington Magazine , vol. 120, нет. 899 (февраль), стр. 59–65. JSTOR 879098 .
- Омале, Анри Орлеанский, герцог (1861). Опись всей мебели кардинала Мазарини. Составлено в 1653 году и опубликовано по оригиналу, хранящемуся в Архиве Конде . Лондон: Уиттингем и Уилкинс. Скопируйте в Google Книги .
- Баше, Арман (1882). Итальянские актеры при дворе Франции при Карле IX, Генрихе III, Генрихе IV и Людовике XIII . Пэрис: Плон. Посмотреть в Google Книгах .
- Британский музей: «Портрет комедия (Портрет Франческо Андреини по Фетти), офорт и гравюра» на веб-сайте Британского музея, по состоянию на 29 января 2015 г.
- Брюнингк, Э.; Сомофф, А. (1891). Императорский Эрмитаж. Каталог Galerie des Tableuux. I. Школы Италии и Испании , третье издание. Санкт-Петербург: Императорская придворная типография. Копия в Галлике.
- Коннак, Габриэль-Жюль, граф (1884). Богатство Дворца Мазарини . Париж: Библиотека Ренуара. Издание 1884 года в Галлике; Издание 1885 года в Google Книгах.
- Де Логу, Джузеппе (1967). «Неизвестный портрет Монтеверди Доменико Фети», The Burlington Magazine , vol. 109, нет. 777 (декабрь), стр. 706–709. JSTOR 875498 .
- Дюшартр, Пьер-Луи (1929; переиздание 1966). Итальянская комедия в переводе Рэндольфа Т. Уивера. Лондон: Джордж Г. Харрап (1929). OCLC 1335281 . Нью-Йорк: Дувр (1966). ISBN 9780486216799 .
- Эрмитаж: «Фетти, Доменико - Портрет актера (Тристано Мартинелли или Франческо Андреини?)» на сайте Эрмитажа, по состоянию на 29 января 2015 г.
- Катрицкий, Массачусетс (2006). Искусство комедии: исследование комедии дель арте 1560–1620 годов с особым упором на визуальные записи . Амстердам: Родопи. ISBN 9789042017986 .
- Курна Сент-Пале, Жан-Батист де (1755). Каталог картин из кабинета г-на Кроза, барона де Тьера . Париж: де Буре старейшина. Копия в Галлике.
- Лэндон, ХК Роббинс ; Норидж, Джон Джулиус (1991). Пять веков музыки в Венеции . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 9780500015032 . Объявления на WorldCat.
- Леманн, Юрген М. (1967). Доменико Фетти. Жизнь и творчество римского художника , диссертация (докторская), Франкфурт а. М. OCLC 123148084 .
- Махон, Денис (1947; переиздание 1971 г.). Исследования в области искусства и теории сейченто . Лондон: Институт Варбурга, Лондонский университет (1947). OCLC 1966882 . Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд (1971). ISBN 9780837147437 .
- Мальвазия, Карло Чезаре (1678). Художник Фельсина. Жизнеописания болонских художников , 2 тома. Болонья: Доменико Барбьери. Оцифрованные версии в HathiTrust копий из Исследовательского института Гетти .
- Менц, Хеннер (1962). Дрезденская галерея , перевод с немецкого Дафны Вудворд. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. OCLC 592334 .
- Познер, Дональд (1971). Аннибале Карраччи: Исследование реформы итальянской живописи около 1590 года , 2 тома. Нью-Йорк: Файдон. ISBN 9780714814711 .
- Поссенти, Э. (1964). «Актеры прозаического театра, в Театральном музее в Ла Скала , под редакцией Джампьеро Тинтори. Милан: Издания Театрального музея в Ла Скала. OCLC 1197054 .
- Коллекция гравюр (1729, 1742). Полное название: Коллекция гравюр с самых красивых картин и самых красивых рисунков, находящихся во Франции в кабинете короля, в кабинете герцога Орлеанского и в других кабинетах, разделенных в соответствии с различными школами, с краткое изложение жизни художников и историческое описание каждой картины . Париж: Королевская империя. полет. 1, часть 1 (1729 г.) , т. 1, ч. 2 (1729 г.) и т. 1, ч. 2 (1729 г.) 2 (1742 г.) в Галлике.
- Ричардс, Кеннет; Ричардс, Лаура (1990). Комедия дель арте: документальная история . Оксфорд: Бэзил Блэквелл. ISBN 9780631195900 .
- Шафарик, Эдуард А. (1990). Фетти . Милан: Электа. ISBN 9788843532650 .
- Шафарик, Эдуард А. (1996). Доменико Фетти 1588/89–1623 (каталог выставки в Мантуе, 15 сентября – 15 декабря 1996 г., под редакцией Electa, куратор Эдуард Шафарик). Милан: Электа. ISBN 9788843557776 .
- Савойя, Франческа (2008). «Франческо Андреини», стр. 9–15 в журнале « Итальянские поэты и драматурги семнадцатого века». Литературно-биографический словарь , том 339, под редакцией Альберта Н. Манчини и Гленна Палена Пирса. Детройт: Обучение Гейла Сенгеджа. ISBN 9780787681579 .
- Шютце, Джордж К. (2005). Конвергенции в музыке и искусстве: библиографическое исследование . Уоррен, Мичиган: Harmonie Park Press. ISBN 9780899901305 .
- Смит, Уинифред (1930). Итальянские актеры эпохи Возрождения . Нью-Йорк: Кауард-Макканн. OCLC 1128123 , 852838084 .
- Сомоф, Андрей Иванов (1899). Императорский Эрмитаж. Каталог Galerie des Tableuux. I. Школы Италии и Испании . Санкт-Петербург: Фирма Художественной Полиграфии. OCLC 739496464 . Издание 1909 года (Imprimerie A. Böhnke) в Галлике.
- Сотбис (2007). Sotheby's, Нью-Йорк, 24 января 2007 г., лот 37 , по состоянию на 29 января 2015 г.
- Стивенс, Денис (1994). «Мартинелли, а не Монтеверди», Старинная музыка , т. 22, нет. 1, Монтеверди II (февраль), стр. 185–186. JSTOR 3128507 .
- Штуффманн, Маргарет (1968). Картины из коллекции Пьера Кроза , Париж: Gazette des Beaux-Arts. ОСЛК 27092484 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Портретом актера - Доменико Фетти на Викискладе?