Ценн Фаэлад, сын Айеллы
Цитаты в этой статье не содержат библиографической информации . ( Март 2018 г. ) |
Кенн Фаэлад мак Айлелла (псевдоним Кеннфаэлад ученым раннего средневековья, ; умер в 679 г.) был ирландским известным тем, что его память заметно улучшилась и, возможно, стала эйдетической после ранения головы в бою.
Родословная
[ редактировать ]Он был членом Cenél nEógain , внуком короля Báetán mac Muirchertaig (короля Cenel nEógain), прапрапрапраправнука Найалла Нойгиаллаха и двоюродного брата, когда-то изгнанного из Олдфрита Нортумбрии через его первого двоюродная сестра Фина. [ 1 ]
Его отец Эйлилл мак Баэтан был убит в Темплпорте в современном графстве Каван , Ирландская Республика , согласно «Анналам Ольстера»: «U620.1. Убийство в Маг Слехте на территории Коннахта родственников Баэтана, т.е. Эйлиль, сын Баэтана, и Маэля Дуина, сына Фергуса, сына Баэтана, и смерть Фиахры, сына Киарана, сына Эйнмира, сына Эйнмира; Сетна». По словам Джона Хили, сестра Кенна Фаэлада Сабина была матерью святого Катберта Линдисфарнского . [ 2 ]
Кэт Маг Рат
[ редактировать ]Кенн Фаэлад сражался в решающей битве при Мойре или Маг Рате ( , графство Даун , Северная Ирландия ) в 636 году Мойра . исцелился в доме настоятеля святого Брицина . То, что это аббатство находилось рядом с Маг-Слехтом , где 16 лет назад был убит его отец, возможно, не является совпадением. Возможно, его семья имела там землю. Этот дом был расположен «там, где три улицы сходились между домами трех профессоров. И в этом месте было три школы: школа латыни, школа ирландского права и школа ирландской поэзии. И все, что он хотел. слышать декламации трех школ каждый день, которые он должен был заучивать наизусть каждую ночь».
Это слияние латинского языка, местного ирландского права и народной поэзии обеспечило Кенну Фаэладу место в ирландской правовой традиции в его время и за его пределами. Его цитируют в « Брета Немед Тойсех» в разделе, посвященном Церкви, тем самым демонстрируя совместимость церковного образования с местным обучением. [ 3 ]
Ученый
[ редактировать ]Традиция гласит, что в результате ранения головы у Кенна Фаэлада «мозг забвения был выбит из него». Эффект этой травмы побудил его создать «образец поэзии на эти темы, и он написал их на грифельных досках и табличках и поместил в пергаментную книгу».
Суидигуд Теллаиг Темра рассказывает, что из-за своего огромного запаса знаний, когда Диармайт мак Сербайл пожелал установить первоначальные границы Тары, он обратился за помощью к Кенну Фаэладу. Но даже его знания не простирались так далеко во времени, и он собрал всех мудрейших людей Ирландии. Когда они, в свою очередь, не могут дать ответ, они консультируются с Финтаном мак Бохрой , одним из первых поселенцев, чудом оставшимся в живых. [ 4 ]
Все его стихи были составлены из четверостиший из пронумерованных слогов с регулярной рифмой и умеренным использованием аллитерации, в отличие от более архаичной формы, которая все еще практиковалась на юге Ирландии в то время (например, в Ленстере и Мюнстере ). Большая часть или все его исторические стихи относятся к его собственной династии Сенель Неогейн.
Он был первым поэтом, цитируемым в ирландских анналах , и его называли sapiens — технический термин, обозначающий директора или профессора монашеской школы (хотя и не обязательно самого монаха). Ему приписывались более поздние рукописи юридических и грамматических текстов, хотя самые ранние из них, по-видимому, датируются примерно пятидесятью годами позже его смерти.
Робин Флауэр заявил: «Насколько они на самом деле принадлежат ему, может быть предметом споров, но не может быть никаких реальных сомнений в том, что его сочинения существовали в тот период, когда народное знание активно культивировалось».
Копия одной из приписываемых ему работ существует в Тринити-колледже в Дублине Ms 1317 , написанная дедушкой Дубхалтаха Мак Фирбхисига .
Эдвард О'Рейли дает полный отчет о своих произведениях в своей книге «Ирландские писатели», LXIV кв.; д. год 678. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ [1] Архивировано 24 апреля 2009 года в Wayback Machine . Олдфрит Нортумбрийский и ирландские генеалогии . Ирландия, Калифорния, в Celtica 22 (1991).
- ^ Джон Хили (сентябрь 2009 г.). Статьи и адреса: богословские, философские, биографические, археологические . БиблиоБазар. п. 89. ИСБН 978-1-113-59643-7 .
- ^ Робин Чепмен Стейси (2007). Темная речь: исполнение закона в ранней Ирландии . Издательство Пенсильванского университета. п. 200. ИСБН 978-0-8122-3989-8 .
- ^ Надь, Джозеф Фалаки. Разговор с ангелами и древними: литературные мифы средневековой Ирландии , Cornell University Press, 1997, ISBN 9780801483684 , с. 4]
- ^ Эдвард О'Рейли (1820 г.). Труды Иберно-Кельтского общества за 1820 год. Том. I-часть. I. Содержит хронологический отчет почти четырехсот ирландских писателей: начиная с самого раннего отчета об истории Ирландии и заканчивая 1750 годом Господа нашего; с описательным каталогом их произведений, которые до сих пор сохранились в стихах или прозе, состоящим из более чем тысячи отдельных трактатов . Напечатано для Общества А. О'Нилом в типографии Минервы, Чансери-лейн. п. 12.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Энциклопедия Ирландии, 2003 г.; ISBN 0-7171-3000-2 .
- «Ирландская традиция», Робин Флауэр , 1947: ISBN 1-874675-31-7
- О'Рейли, Юджин и О'Рейли, Джон: Святой Брицин из Томрегана, стр. 464–488, в журнале Breifne Journal, том VII, номер 25, 1987.
- Юджин О'Карри: О манерах и обычаях древних ирландцев, стр. 92–95.
- Полный текст «О нравах и обычаях древних ирландцев» в различных форматах (PDF, JP2 и т. д.)
- Юджин О'Карри: Лекции по рукописным материалам древней ирландской истории, стр. 48–51 и 418–419.
- Полный текст «Лекций по рукописным материалам древней ирландской истории» в различных форматах (PDF, JP2 и т. д.)
- Джон О'Донован: Битва при Муйге Рате, стр. 279–285
- Полный текст «Кэт Муиге Рат» в различных форматах (PDF, JP2 и т. д.)
- Книга Ахилла
- Auraicept na N-Éces (Букварь ученого)
- Полный текст «Auraicept na N-Éces» (издание Колдера 1917 года) в различных форматах (PDF, JP2 и т. д.)
- Дэвид Джорджи: Потрясающий удар по голове: грамотность и тревога памяти в легенде о мозге забывания Кенна Фаэлада, в материалах Гарвардского кельтского коллоквиума, Vol. 16/17, (1996/1997), стр. 195–205. Опубликовано: Департамент кельтских языков и литературы Гарвардского университета * [2]
- Эоин Макнилл: пионер народов * [3]
- Филип О'Коннелл: Килморская епархия, стр. 116–121.
- Полный текст «Килморской епархии»
- «Почему Кенн Фаэлад «потерял» свой «мозг забвения»». Хильдегард Л. К. Тристрам (Hrsg.), Немцы, кельты и ирландцы (юбилейное издание Gearóid Mac Eoin ), Гамбург: Buske 1990, 207–248.
- Ирландские поэты VII века
- Ирландские солдаты
- Ирландские христианские монахи
- Христианские святые VII века
- Средневековые ирландские святые
- Средневековые ирландские историки
- Историки VII века
- 679 смертей
- Ирландские писатели VII века
- Люди из графства Каван
- Писатели VII века на латыни
- Ирландские поэты-мужчины