Национальная галерея (Берлин)

Национальная галерея ( нем . Nationalgalerie ) в Берлине, Германия, — музей искусства 19, 20 и 21 веков. Он является частью Берлинских государственных музеев . Из Старой национальной галереи , построенной для нее и открытой в 1876 году, ее выставочное пространство расширилось и теперь включает еще пять локаций. Музеи являются частью Берлинских государственных музеев , принадлежащих Фонду прусского культурного наследия .
Локации
[ редактировать ]Фонды Национальной галереи в настоящее время представлены в пяти местах: [ 1 ]
- Старая национальная галерея : искусство XIX века на Музейном острове.
- Neue Nationalgalerie : искусство ХХ века на Культурфоруме . Здание, спроектированное Людвигом Мисом ван дер Роэ, открылось 15 сентября 1968 года. [ 2 ]
- Музей Берггрюна : в Шарлоттенбурге демонстрирует классику современного искусства 20-го века, собранную Хайнцем Берггрюном; добавлен в Национальную галерею в 1996 году. [ 3 ]
- Коллекция Шарфа-Герстенберга : в Шарлоттенбурге демонстрирует искусство 20-го века от французского романтизма до сюрреализма ; добавлен в Национальную галерею в 2008 году. [ 4 ] [ 5 ]
- Hamburger Bahnhof : Музей современности , современного искусства; добавлен в Национальную галерею в 1996 году. [ 3 ]
- Церковь Фридрихсвердер : скульптура XIX века, церковь, спроектированная Карлом Фридрихом Шинкелем, открытая как пристройка к Национальной галерее в сентябре 1987 года. [ 6 ] [ 7 ] С 2012 по 2020 год здание было закрыто из-за структурных повреждений. [ 8 ] [ 9 ]
История
[ редактировать ]Планирование, фундамент и строительство оригинального здания
[ редактировать ]Долго обсуждалась желательность создания национальной галереи в Берлине. [ 10 ] особенно в период революционного национализма около 1848 года , а с 1850 года это становилось все более серьезным, когда появились публикации, защищающие его. [ 11 ] С самого начала оно было связано с амбициями Пруссии и желанием превратить Берлин в столицу с мировым именем. [ 12 ] Решение было окончательно принято в 1861 году, после смерти банкира и мецената Иоахима Генриха Вильгельма Вагенера , завещавшего свою обширную коллекцию (262 произведения искусства) тогдашнему принцу-регенту, будущему королю Вильгельму I , в надежде стать катализатором формирования галереи «более позднего» искусства. [ 11 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Коллекция первоначально была известна как Wagenersche und Nationalgalerie (Вагенер и Национальная галерея) и размещалась в зданиях Прусской академии художеств . [ 16 ]
Фридрих Август Штюлер начал работу над проектом здания галереи в 1863 году по эскизу отца Вильгельма I, короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV . [ 17 ] Спустя два года и два неудачных плана его третье предложение было наконец принято. Штюлер умер до того, как планирование было завершено, и Карл Буссе выполнил оставшиеся детали в 1865 году. В 1866 году по приказу короля и его кабинета была создана Kommission für den Bau der Nationalgalerie (Комиссия по строительству национальной галереи). [ 18 ] Земля была заложена в 1867 году под руководством Генриха Штрака . В 1872 году строительство было завершено и начались внутренние работы. Открытие состоялось 22 марта 1876 года в присутствии Вильгельма I, который к тому времени был императором Германии. [ 19 ]
Здание, сегодня называемое Старой национальной галереей , напоминает греко-римский храм (форма, выбранная из-за ее символизма, которая, как было указано, не очень подходит для демонстрации искусства). [ 20 ] и стилистически представляет собой сочетание позднего классицизма и раннего неоренессанса . Он был призван выразить «единство искусства, нации и истории» и поэтому имеет аспекты, напоминающие церковь (с апсидой) и театр (парадная лестница, ведущая ко входу), а также храм. Отто Гейера Лестницу венчает конная статуя Фридриха Вильгельма IV, а на внутренней лестнице есть фриз работы , изображающий историю Германии с доисторических времен до XIX века. [ 17 ] Надпись над дверью гласит: «Немецкому искусству, 1871» (год основания Империи, а не год завершения строительства галереи). [ 21 ] [ 22 ] Во время своего первого визита в Берлин, в ноябре 1916 года, молодой Адольф Гитлер отправил товарищу по оружию открытку с изображением этого здания, чтобы поздравить его с получением Железного креста . [ 23 ]
До 1933 года
[ редактировать ]Первым директором Национальной галереи был Макс Джордан , назначенный на эту должность в 1874 году, еще до завершения строительства. [ 14 ] Когда здание открылось, помимо коллекции Вагенера, в нем находилось свыше 70 карикатур на фризы на мифологические и религиозные сюжеты Петера фон Корнелиуса ; Для их размещения были спроектированы галереи с высокими потолками. [ 21 ] Коллекция Вагенера не ограничивалась немецким искусством; в частности, в него входили популярные в то время бельгийские художники; при Иордане фонды галереи быстро пополнились необычайно большой коллекцией скульптур и отделом рисунков. [ 21 ] Однако на протяжении всего его пребывания в должности Иордании препятствовала Региональная художественная комиссия, которая состояла из представителей академического художественного истеблишмента и сопротивлялась всем попыткам приобрести модернистское искусство. [ 24 ]
В 1896 году его сменил на посту директора Гуго фон Чуди , бывший помощник руководителя берлинских музеев при Вильгельме фон Боде . [ 24 ] Хотя раньше он не имел никакого отношения к современному искусству, он с энтузиазмом относился к импрессионизму во время визита в Париж, где его познакомили с арт-дилером Полем Дюран-Рюэлем , и он решил приобрести репрезентативную коллекцию импрессионистского искусства для Национального музея искусств. Галерея. Когда комиссия наложила вето на его просьбы, он заручился покровительством большого числа богатых буржуазных коллекционеров произведений искусства, большинство из которых были евреями. [ 25 ] Он также перестроил выставочные пространства, поместив многие предметы в хранилище, чтобы освободить место для работ Мане , Моне , Дега и Родена , а также более ранних Констебля и Курбе . Одной из первых, вскоре после того, как Чуди занял этот пост, была « В консерватории» Мане ; [ 26 ] В 1897 году Берлинская национальная галерея стала первым музеем в мире, приобретшим картину Сезанна . [ 27 ] Это решительно отвлекло галерею от акцента на Пруссию и остальную часть Германской империи. В ответ на жалобы академических знатоков Вильгельм II в 1899 году постановил, что все приобретения для Национальной галереи должны осуществляться с его личного разрешения; Первоначально Чуди подчинился и перевесил старые постройки, но императорский указ оказался неисполнимым, что побудило кайзера вместо этого построить общественные памятники своей власти. В 1901 году на открытии мемориалов на Siegesallee он произнес речь, осуждающую «искусство сточной канавы», которая стала известна как Rinnsteinrede (речь сточной канавы). [ 25 ] [ 28 ] [ 29 ]

Чуди также очень ценил немецких романтиков , многие из картин которых были включены в первоначальное завещание Вагенера. [ 26 ] [ 30 ] Выставка 100-летия немецкого искусства в Национальной галерее в 1906 году способствовала пробуждению интереса к таким художникам, как Каспар Давид Фридрих . [ 30 ] Этот же интерес разделял и преемник Чуди, Людвиг Юсти , который был директором с 1909 по 1933 год и пополнил фонды галереи немецкой живописью начала XIX века. [ 30 ]
В 1919 году, после отмены прусской монархии, галерея приобрела Дворец наследного принца ( Kronprinzenpalais ) и использовала его для демонстрации современного искусства. Это стало известно как Neue Abteilung (Новый отдел) или Национальная галерея II и удовлетворило спрос современных художников на Галерею живых художников. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Он открылся работами берлинских сепаратистов , импрессионистов и экспрессионистов . [ 34 ] Это была первая государственная реклама произведений экспрессионистов, которые были непопулярны среди широкой публики. [ 35 ] но коллекция, по мнению помощника Юсти Альфреда Хентцена , превосходила коллекцию всех других немецких галерей, собиравших тогда современное искусство. [ 36 ] Безусловно, большая часть произведений искусства на выставке «Дегенеративное искусство» 1937 года при нацистах была взята из этой коллекции. [ 37 ]
Нацистская Германия
[ редактировать ]Юсти был одним из 27 руководителей художественных галерей и музеев, изгнанных нацистами в 1933 году в соответствии с Законом о восстановлении профессиональной государственной службы , и его на несколько месяцев сменил Алоис Шардт. [ 38 ] а затем Эберхардом Ханфштенглем , который, в свою очередь, был уволен в 1937 году; [ 39 ] он отказался встретиться с комиссией под руководством Адольфа Циглера , президента Имперской палаты визуальных искусств, которой было поручено очистить галерею от «дегенеративных» произведений. Некоторые произведения искусства от дилера были сожжены в печах здания Национальной галереи в 1936 году. [ 37 ] [ 40 ] а пристройка современного искусства во дворце наследного принца была закрыта в 1937 году как «рассадник культурного большевизма». [ 32 ] [ 41 ] [ 42 ] Галерея была передана под контроль Государственных музеев Берлина, и Ханфштенгля через некоторое время заменил Пол Ортвин Рэйв . [ 43 ] который, несмотря на то, что был более приемлем для нацистского режима, добросовестно охранял произведения искусства, а когда война подходила к концу, пошел с ними на шахту, где они должны были храниться в целях безопасности, и был там, когда Красная Армия . прибыла [ 44 ] Он оставался руководителем галереи до 1950 года. [ 45 ]
Пост-был
[ редактировать ]

После Второй мировой войны галерея и другие музеи Музейного острова располагались в зоне советской оккупации, которая стала Восточным Берлином. Коллекция Национальной галереи, большая часть которой была конфискована, а затем возвращена различными оккупационными державами, была разделена между Востоком и Западом и еще больше уменьшилась в результате войны; Картины XIX века из бывшей пристройки были уничтожены пожаром. [ 26 ] В то время как здание Старой национальной галереи было отремонтировано, в западном секторе картины первоначально размещались во дворце Шарлоттенбург . В 1949 году город Берлин (Запад) основал новый музей искусства ХХ века; [ 46 ] в конечном итоге это было объединено с Западным филиалом Национальной галереи, [ 26 ] а Западный Берлин затем создал свой собственный культурный центр « Культурфорум» , в который входила Новая национальная галерея (Новая национальная галерея), модернистское здание, спроектированное Людвигом Мисом ван дер Роэ . Он открылся 15 сентября 1968 года и первоначально представлял весь спектр искусства XIX и XX веков. [ 2 ] [ 47 ] Вернер Хафтманн , ставший директором в 1967 году, сказал, что нервничал по поводу переезда галереи в престижное современное здание, сравнив себя с «несчастным учеником… садящимся в роскошный Мерседес ». [ 48 ]
Церковь Фридрихсвердер , готическая достопримечательность, спроектированная Карлом Фридрихом Шинкелем , была разрушена во время войны; между 1979 и 1986 годами он был отреставрирован, а затем вновь открыт в сентябре 1987 года в рамках празднования 750-летия Берлина как пристройка Национальной галереи, где представлены скульптуры XIX века. В галерее находится музей Шинкеля. [ 6 ] [ 7 ]
После воссоединения Германии старое здание было капитально отремонтировано. [ 49 ] и новое здание теперь используется для искусства 20-го века, а старое здание - для искусства 19-го века.
В 1996 году, когда Старая национальная галерея все еще медленно ремонтировалась, были добавлены еще два выставочных пространства для современного искусства. В сентябре Музей Берггрюна , в котором хранится коллекция современной классики Хайнца Берггрюна , особенно посвященная Пикассо, открылся в западной части пары неоклассических зданий напротив дворца Шарлоттенбург, например, Старая национальная галерея, спроектированная Фридрихом Августом Штюлером как реализация эскизов. Фридрих Вильгельм IV; здесь размещался Музей древностей Западного Берлина, пока эта коллекция не была возвращена на Музейный остров после воссоединения Германии. [ 3 ] [ 50 ] Берггрюн первоначально сдал коллекцию в аренду Берлинским государственным музеям сроком на десять лет, но в 2000 году продал ее им за небольшую часть оценочной стоимости. [ 51 ] В ноябре Гамбургский вокзал , бывший музей техники, но разрушенный во время войны, открылся после шестилетней реконструкции как Музей Гегенварта , в котором представлено современное искусство, первоначально большая часть которого принадлежала Эриха Маркса . коллекции [ 3 ]
В 2008 году коллекция произведений искусства ХХ века Шарфа-Герстенберга открылась в восточном здании Штюлера, в котором размещалась египетская коллекция, пока она не вернулась на Музейный остров. Коллекция находится в десятилетней аренде у Stiftung Sammlung Dieter Scharf zur Erinnerung an Otto Gerstenberg (основателя коллекции Дитера Шарфа в память об Отто Герстенберге), которая фокусируется на фантастическом и сюрреалистическом и была создана Дитером Шарфом на основе некоторые работы из коллекции его деда Отто Герстенберга. [ 4 ] [ 5 ]
В декабре 2011 года было объявлено, что старые мастера, выставленные в настоящее время в Gemäldegalerie на Культурфоруме, будут перенесены, чтобы освободить место для репрезентативной постоянной выставки современного искусства, для которой в Новой национальной галерее нет достаточного места. [ 52 ]
Директора
[ редактировать ]- 1874–1895: Макс Джордан
- 1896–1908: Гуго фон Чуди
- 1909–1933: Людвиг Юсти
- 1933–1937: Эберхард Ханфштенгль
- 1937–1950: Пол Ортвин Рэйв
- 1950–1957: Людвиг Юсти
- 1957–1964: Леопольд Райдемайстер
- 1965–1966: Стефан Вацольд
- 1967–1974: Вернер Хафтманн
- 1974–1975: Виланд Шмид
- 1975–1997: Дитер Хониш
- 1999–2008: Петер-Клаус Шустер [ 2 ] [ 53 ]
- 2008–2020: Удо Киттельманн [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] (с Йоахимом Йегером в качестве заместителя директора и руководителя Новой национальной галереи с декабря 2011 г.) [ 57 ]
См. также
[ редактировать ]- Макс Зильберберг
- Список требований о реституции произведений искусства, разграбленных нацистами
- Список национальных галерей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Национальная галерея и друзья» . Ассоциация друзей Национальной галереи (на немецком языке) . Проверено 4 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Роланд Кейтч, «Оглядываясь назад на величайшие и самые хаотичные выставки: день рождения Новой Национальной галереи» , Bild , 15 сентября 2008 г. (на немецком языке)
- ^ Jump up to: а б с д «Странные спасатели» , Der Spiegel , 28 октября 1996 г. (на немецком языке)
- ^ Jump up to: а б Открытие коллекции Шарфа-Герстенберга «Сюрреалистические миры», Коллекция Шарфа-Герстенберга, Национальная галерея, 11 июля 2008 г. , Новости, Государственные музеи в Берлине, Прусское культурное наследие, получено 4 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Жемчужина искусства для Берлина» , газета сегодня, Der Tagesspiegel , 10 июля 2008 г. (на немецком языке)
- ^ Jump up to: а б Коллекция — История. Архивировано 15 декабря 2012 г. в archive.today , Церковь Фридрихсвердер, Государственные музеи Берлина , Прусское культурное наследие .
- ^ Jump up to: а б Петер-Клаус Шустер, Старая национальная галерея , Берлин: Берлин: SMB-DuMont, 2003, ISBN 9783832173708 , с. 45 .
- ^ Страница малого и среднего бизнеса
- ^ https://www.tagesspiegel.de/kultur/der-schinkel-bau-offnet-wieder-4135786.html . [ только URL ]
- ^ Более 40 лет, пока оно наконец не открылось: Искусство в Берлине, 1815–1989 , каталог выставки, Высокий художественный музей, Атланта, Джорджия, Сиэтл: Вашингтонский университет, 1989, ISBN 9780939802609 , с. 59 .
- ^ Jump up to: а б Кейш, Клод (2005). Старая национальная галерея, Берлин . Лондон/Мюнхен: Скала/Бек. п. 8. ISBN 9783406526756 .
- ^ Виерегг, Хильдегард (1991). Предыстория музейного образования: Представлено развитие музеев в городах Берлин, Дрезден, Мюнхен и Гамбург до начала Веймарской республики (на немецком языке). Мюнстер: Музеи, история и современность 2. с. 42. ИСБН 9783886607624 . .
- ^ Питер Гей, Буржуазный опыт: от Виктории до Фрейда, том 5, Войны удовольствий , Нью-Йорк/Лондон: Нортон, 1998, ISBN 9780393045703 , с. 184 .
- ^ Jump up to: а б Виереггер, с. 25 .
- ^ Эмиль Кюшке, «Национальная галерея в Берлине», Our Time NF XIII.2 (1877) 241–66, стр. 242 (на немецком языке) : «превратиться в национальную галерею, представляющую новейшую живопись в ее дальнейшем развитии».
- ^ Кюшке, с. 243 .
- ^ Jump up to: а б Кейш, с. 7 .
- ^ Бернхард Мааз, изд. Старая национальная галерея: история, строительство и реконструкция , Государственные музеи Берлина, Прусское культурное наследие, Берлин: G + H, 2001, ISBN 9783886094530 , с. 226 (на немецком языке)
- ^ Кюшке, с. 241 .
- ^ Джеймс Дж. Шиэн, «Эстетическая теория и архитектурная практика: Музей Шинкеля в Берлине», в книге Дэвида Ветцеля, изд., От Берлинского музея до Берлинской стены: Очерки культурной и политической истории современной Германии , Вестпорт, Коннектикут: Прегер, 1996 г., ISBN 9780275954451 , стр. 11–30, стр. 26 .
- ^ Jump up to: а б с Кейш, с. 9 .
- ^ Фрэнк Б. Типтон, История современной Германии с 1815 года , Беркли: Калифорнийский университет, 2003, ISBN 9780520240506 , стр. 132–33 .
- ^ Томас Фридрих, тр. Стюарт Спенсер, Гитлеровский Берлин: оскорблённый город , Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет, 2012 г., ISBN 9780300166705 , с. 6 .
- ^ Jump up to: а б Эберхард Ротерс, «Родовые муки модернизма», в Берлине/Нью-Йорке: Подобное и непохожее: Очерки архитектуры и искусства с 1870 года по настоящее время , изд. Йозеф Пауль Клейхуес и Кристина Ратгебер, Нью-Йорк: Риццоли, 1993, ISBN 0-8478-1657-5 , стр. 180–93, стр. 187.
- ^ Jump up to: а б Ротерс, с. 188.
- ^ Jump up to: а б с д «Тощие плечи» , Der Spiegel , 9 сентября 1968 г. (на немецком языке)
- ^ Эмили Д. Бильски, Берлинский мегаполис: евреи и новая культура, 1890–1918 , каталог выставки, Беркли: Калифорнийский университет / Нью-Йорк: Еврейский музей, 1999, ISBN 9780520924512 , с. 3 .
- ^ Джон К.Г. Рёль, Вильгельм II, том 2. Построение личной монархии, 1888–1900 , Мюнхен: Бек, 2001, ISBN 9783406482298 , стр. 1022 , 1025 (на немецком языке) : «Оно может сделать это только в том случае, если искусство протянет руку, если оно поднимется вверх, а не упадет в сточную канаву!»
- ^ Джон К.Г. Рёль, тр. Шейла де Беллайг, Вильгельм II: личная монархия кайзера, 1888–1900 , Нью-Йорк: Кембриджский университет, 2004, ISBN 9780521819206 , с. 922 : «Такая ситуация может возникнуть только в том случае, если Арт протянет руку помощи, если она поднимется, а не упадет в сточную канаву».
- ^ Jump up to: а б с Кейш, с. 31.
- ^ Государственные музеи Берлина, Художественные сокровища Государственных музеев Берлина , Нью-Йорк: Абрамс, 1965, ОСЛК 475266 , с. 65 .
- ^ Jump up to: а б Франсуаза Форстер-Хан, Дух эпохи: картины девятнадцатого века из Национальной галереи, Берлин , каталог выставки, Национальная галерея, Лондон , Национальная галерея искусств, Вашингтон , Лондон: Национальная галерея, 2001, ISBN 9781857099607 , с. 55 .
- ^ Брайан Лэдд, Путеводитель по Берлину , Вудбридж, Саффолк / Рочестер, Нью-Йорк: Путеводители-компаньоны / Boydell & Brewer, 2004, ISBN 9781900639286 , с. 32 .
- ^ Джоан Вайнштейн, Конец экспрессионизма: искусство и ноябрьская революция в Германии, 1918–1919 , Чикаго: Чикагский университет, 1990, ISBN 9780226890593 , с. 85 .
- ^ Элизабет М. Грейди, «Народная оппозиция: политизация современного искусства в Национальной галерее в Берлине, 1918–1933», в изд. Джули Ф. Коделл, « Политическая экономия искусства: создание нации культуры» , Крэнбери, Нью Джерси: Университет Фэрли Дикинсон/Associated University Press, 2008 г., ISBN 9780838641682 , с. 96 .
- ^ Стефани Бэррон, Дегенеративное искусство: судьба авангарда в нацистской Германии , каталог выставки, Художественный музей округа Лос-Анджелес , Чикагский институт искусств , Нью-Йорк: Абрамс, 1991, ISBN 9780810936539 , с. 116 .
- ^ Jump up to: а б Тесса Фридерика Роузброк, Курт Мартин и Музей изящных искусств Страсбурга: Музейная и выставочная политика в «Третьем рейхе» и в послевоенный период , Ars et scientia 2, Берлин: Академия, 2012, ISBN 9783050051895 , с. 74 (на немецком языке)
- ^ «Шардт, Алоис Якоб, 1889–1955» , Справочник архивов по истории коллекционирования в Америке, Коллекция Фрика , получено 25 августа 2012 г.
- ^ Джонатан Петропулос, Фаустовская сделка: мир искусства в нацистской Германии , Нью-Йорк: Оксфордский университет, 2000, ISBN 9780195129649 , с. 16 .
- ^ Петропулос, с. 25 .
- ^ Кейш, с. 11 .
- ^ «Худые плечи», Der Spiegel : «Рассадник культурного большевизма».
- ^ Роузброк, с. 75 .
- ^ Петропулос, с. 60 .
- ^ Роузброк, с. 172 .
- ^ "Real Mies" , Der Spiegel , 21 августа 1963 г. (на немецком языке)
- ^ Т. Х. Элкинс с Б. Хофмейстером, Берлин: Пространственная структура разделенного города , Лондон: Метуэн, 1988, ISBN 0-416-92220-1 , электронное издание Тейлор и Фрэнсис, 2005 г., ISBN 0-203-98402-1 , стр. 193–94, 248 ( электронное издание, стр. 178–79, 229 ).
- ^ «Тощие плечи», Der Spiegel : «Это... как бедный ученик садится в Mercedes 600».
- ^ Ханс Белтинг, Немцы и их искусство: проблемные отношения , Нью-Хейвен: Йельский университет, 1998, ISBN 9780300076165 , стр. 106–07 содержит фотографии реконструируемого внешнего вида и говорит, что вопрос о выставке восточногерманского искусства еще не решен.
- ^ Музей Берггрюна. Архивировано 4 ноября 2013 г. в Wayback Machine , Государственные музеи Берлина , Прусское культурное наследие .
- ^ «Прощание с Джакометти» , ежедневная газета , 16 декабря 2006 г. (на немецком языке)
- ^ Аксель Лапп , «Берлинское искусство 20-го века обретет собственное пространство: директор Национальной галереи Удо Киттельманн получает зеленый свет на перестановку Gemäldegalerie с современными мастерами» , The Art Newspaper , 14 декабря 2011 г.
- ↑ Никола Кун, «Петер-Клаус Шустер: недостаток и масса» , Der Tagesspiegel , 6 октября 2008 г. (на немецком языке)
- ↑ Никола Кун, «Директор Национальной галереи: Искусство — интеллектуальный капитал» , Der Tagesspiegel , 29 октября 2008 г. (на немецком языке)
- ^ «Прогулка по Новой национальной галерее может вызвать слезы на ваших глазах!»: Искусство говорило исключительно с Удо Киттельманном, новым директором Национальной галереи в Берлине» , пресс-кит, искусство , 17 сентября 2009 г. (на немецком языке)
- ↑ Кэтрин Хикли (21 августа 2019 г.), Удо Киттельманн покинет Берлинскую национальную галерею в следующем году The Art Newspaper .
- ^ «Иоахим Йегер, новый заместитель Национальной галереи» , Kunstticker, Monopol , 12 декабря 2011 г. (на немецком языке)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пол Ортвин Рэйв . История Национальной галереи Берлина . Берлин: Национальная галерея государственных музеев прусского культурного наследия, [1968]. ISBN 9783886090938 . (на немецком языке)
- Кристофер Б.С. Прусская государственная художественная комиссия, 1862–1911: исследование государственных субсидий искусств . Искусство, культура и политика в Германской империи 6. Берлин: Манн, 1986. ISBN 9783786113232 .
- Аннегрет Янда и Йорн Грабовски. Искусство в Германии 1905–1937: Утерянная коллекция Национальной галереи в бывшем Кронпринцен-Пале . Каталог выставки. Иллюстрированный буклет Государственных музеев Берлина 70–72. Берлин: Манн, 1992. ISBN 9783786115878 . (на немецком языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интервью с Удо Киттельманном, директором Национальной галереи: На все, что мы когда-либо хотели знать о Национальной галерее... У директора Удо Киттельмана есть ответы. Национальная галерея, 29 марта 2011. Новости. Государственные музеи Берлина , Прусское культурное наследие .