Jump to content

Соловьев Д-30

(Перенаправлено с Авиадвигатель Д30-Ф6 )
Д-30
Тип ТРДД
Национальное происхождение Советский Союз
Производитель Соловьева Конструкторское бюро
Первый запуск 1963
Основные приложения Tupolev Tu-134
Tupolev Tu-154
Mikoyan MiG-31
Ильюшин Ил-76
Ильюшин Ил-62
Сухой Су-47
Развитый в Соловьев Д-30К

Соловьев Д-30 (ныне « Авиадвигатель ПС-30 ») — советский двухвальный малоконтурный ТРДД , официально именуемый «двухконтурным ТРД ». [ нужна ссылка ] . Это один из самых мощных турбовентиляторных двигателей, разработанных в Советском Союзе. Разработка ТРДД стимулировала появление множества версий с увеличенным диаметром вентилятора и измененным расположением компонентов. Разработанный в короткий срок (около трех лет) Д-30 оказался одним из самых надежных двигателей в истории советского двигателестроения и был отмечен Государственной премией СССР. [ 1 ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Первоначальная версия Соловьева Д-30 была разработана специально для установки на Ту-134 ближне-среднемагистральный реактивный авиалайнер ; однако он также послужил базой для разработки семейства перспективных двигателей. Разработка двигателя была начата в начале 60-х годов. К 1966 году двигатель был запущен в серийное производство. [ 1 ]

Двигатель Д-30 имел двухступенчатый золотник сжатия, трубчатую камеру сгорания и четырехступенчатую турбину и был первым двигателем советского производства, в котором использовались охлаждаемые лопатки турбины. Турбина была изготовлена ​​с использованием новейшего на тот момент термостойкого материала вместе с выхлопным соплом с лопастным смесителем. По техническим и экономичным параметрам Д-30 был конкурентоспособен и аналогичен западным двигателям того периода. [ 1 ] [ рекламный источник? ]

В 1969 году была создана модернизированная версия двигателя Д-30 II серии, основным отличием которой было добавление реверсора тяги и усовершенствованная система управления. Двигатель выпускался с 1970 по 1987 год и использовался на самолетах Ту-134ФА, Ту-134Б, Ту-134АК. [ 1 ]

В 1980 году был создан двигатель Д-30 III серии, являющийся дальнейшим усовершенствованием, с максимальной тягой 6930 кгс (с сохранением ее до до = +С). Число ступеней компрессора двигателя было увеличено до 5, улучшен запас газодинамической устойчивости, внедрена система защиты от превышения оборотов двигателя и перегрева температуры газов. Двигатель Д-30 третьей серии выпускался в 1983-1993 годах. Эти двигатели устанавливались на пассажирские авиалайнеры Ту-134-А-3, Ту-134Б-3 и Ту-134УБ-Л. Ядро Д-30 третьей серии также было взято за основу при разработке газотурбинных установок для российского ТЭК. [ 1 ]

Соловьев Д-30 выпускался в различных модификациях на Пермском моторном заводе (ныне АО «ОДК-ПМ»). Всего на этом моторном заводе было изготовлено около 3000 единиц двигателей Д-30 (серии I-III). [ 1 ]

Варианты

[ редактировать ]
Д-30КУ

Двигатель Д-30КУ, способный развивать на взлете 11 000 кгс, был разработан в 1971 году для замены двигателя Кузнецова НК-8-4 на Ил-62 дальнемагистральном авиалайнере , который имел некоторые трудности с покрытием межконтинентальных маршрутов из-за недостаточной дальности полета. . Авиаконструктор ОКБ Ильюшина принял решение оснастить самолет новыми двигателями с меньшим удельным расходом топлива. В отличие от базового Д-30, Д-30КУ имеет увеличенную степень двухконтурности и более высокую температуру на входе в турбину: его разработка была сопоставима с разработкой Pratt & Whitney серии JT8D-200 , но с еще большим увеличением тяги. Первый золотник компрессора имеет 3 ступени, второй — 11 ступеней, однако конструкция камеры сгорания аналогична конструкции Д-30. Горячая часть турбины имеет всего 6 ступеней, сопло общее для обоих потоков, имеет лопастной смеситель и камеру смешения. Двигатель Д-30КУ был первым авиационным двигателем в СССР, оснащенным ковшовым реверсором тяги. Самолет Ил-62М, оснащенный Д-30КУ, имел увеличенную на 1500 км дальность полета по сравнению с базовой моделью, оснащенной двигателями НК-8-4. Всего на Рыбинском моторном заводе (ныне ПАО НПО «ОДК-Сатурн») под авторизованным руководством Пермского конструкторского бюро было изготовлено 1584 двигателя Д-30КУ. [ 2 ]

Д-30КП

, аналогично Д-30КУ, был разработан новый вариант двигателя Д-30КП с тягой 12 000 кгс Для военно-транспортного самолета Ил-76 . Разработка завершилась к концу 60-х годов. В 1971 году руководству страны был продемонстрирован Ил-76МД с силовой установкой на базе четырех Д-30КП. В 1972 году двигатель прошел сертификационные испытания, а затем был представлен публике на очередном международном авиасалоне в Ле Бурже (Франция). К 1974 году двигатель был принят на вооружение не только самого военного Ил-76, но и многочисленных модификаций: самолета-заправщика Ил-78, «самолета-госпиталя» Ил-76МД «Скальпель», самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, тренажера невесомости. Ил-76К, бортовой стенд Ил-76ЛЛ для летных испытаний авиационных двигателей и др. Д-30КП был идентичен своему предшественнику Д-30КУ — оба ТРДД с малой двухконтурностью. Двигатель отличается лишь более высокой температурой газов на входе в турбину и увеличенной степенью сжатия компрессора и степенью двухконтурности. Ил-76, оснащенный четырьмя двигателями Д-30КП, способен поднимать полезную нагрузку массой 40 тонн (88 000 фунтов) на расстояние 5 000 км (2700 морских миль; 3100 миль) на крейсерской скорости до 900 км/ч. Двигатели Д-30КП производились в городе Рыбинске (Ярославская область) на Рыбинском моторном заводе (ныне НПО «ОДК-Сатурн»). Производство двигателей Д-30КП для нужд военного ведомства продолжается и в настоящее время. Всего изготовлено более 4700 двигателей Д-30КП. [ 3 ]

Китайский прототип Xi'an Y-20 также был оснащен четырьмя двигателями Д-30КП-2. [ 4 ]

Д-30КУ-154

Успешная замена двигателей на дальнемагистральных Ил-62 стимулировала руководство Министерства авиационной промышленности в СССР провести модернизацию другого популярного самолета — среднемагистрального пассажирского авиалайнера Ту-154 . В конечном итоге Ту-154М с двигателем Д-30КУ-154 был основой гражданской авиации Советского Союза до конца ХХ века. Двигатель Д-30КУ-154 с максимальной тягой 10500 кгс был разработан специально для Ту-154. Разработка началась в 1979 году. В качестве отправной точки Павел Соловьев использовал ядро ​​Д-30КУ. В ходе проектирования двигателя Д-30КУ-154 были усовершенствованы некоторые системы, добавлены новые узлы, и в 1984 году новый двигатель поступил в серийное производство. Замена двигателя Кузнецова НК-8 на двигатель Д-30КУ-154 на Ту-154 позволила снизить расход топлива на 28%! [ 5 ] Это в конечном итоге определило прибыльность авиаперевозок в Советском Союзе еще на 15 лет. В годы активной эксплуатации Д-30КУ-154 изготовитель Пермское конструкторское бюро продолжало работы по совершенствованию двигателя. Ярким примером тому является разработка системы шумоподавления с шумопоглощающими конструкциями из полимерных композиционных материалов. Всего было выпущено более 1500 двигателей Д-30КУ-154 производства Рыбинского моторного завода (ныне НПО «ОДК-Сатурн»). [ 5 ]

Д-30Ф-6

В середине 1970-х годов Советский Союз начал поиск скоростного перехватчика для дополнения и замены своего МиГ-25 . МиГ-25 имел два чрезвычайно мощных турбореактивных двигателя Туманского Р-15 , обеспечивающих скорость 3 Маха на больших высотах, но проблема заключалась в их слабых характеристиках на малых высотах, которых не хватало даже для преодоления границы в 1 Маха . [ нужна ссылка ] Более острые проблемы были связаны с тенденцией двигателей Foxbat выходить из строя при максимальном открытии дроссельной заслонки в условиях высоких скоростей. Для нового перехватчика потребовался новый двигатель, на этот раз малоконтурный турбовентиляторный. ОКБ - ОКБ Микояна-Гуревича (МиГ) заключило контракт с ( 19 ныне входящим в состав «Авиадвигателя» ) на создание такого двигателя для самолета, который впоследствии стал известен как МиГ-31 .

ОКБ Соловьева разработало ТРДДД Д-30Ф6. Способный генерировать 9500 кгс (20 900 фунтов силы или 93 кН ) на сухой тяге и 15 500 кгс (34 200 фунтов силы или 152 кН) на форсаже, двигатель обеспечивал новому перехватчику МиГа максимальную скорость, превышающую 3000 км / ч (1900 миль в час). [ нужна ссылка ] и максимальная взлетная масса 45 800 кг (101 000 фунтов). Эти мощные двигатели также позволили большому и сложному перехватчику достигать сверхзвуковой скорости на малых высотах до 1500 м (4900 футов). Данные из: Авиационные двигатели мира 1970 г., [ 6 ] Все самолеты мира Джейн, 1993–94 гг. [ 7 ]

Другие варианты
Д-30В12
Высотная версия Мясищева М-55 понижена до 49 кН (11 000 фунтов силы). [ 8 ]
Д-30Ф11
Двигатель для опытного двухмоторного С-37 (Су-47) прототипа [ 8 ]
Д-21А1
Еще один вариант двухкатушечного двигателя со сверхзвуковым соплом, предназначенный для высотного сверхзвукового бизнес-джета С-21 от ОКБ Сухого. Схема конструкции практически такая же, как у Д-30Ф6, за исключением отсутствия форсажной камеры. [ 8 ]
WS-18
Китайская реконструированная копия импортного Д-30КП-2.

Приложения

[ редактировать ]

Технические характеристики

[ редактировать ]
Соловьев Д-30 II
Модель Д-30 II Д-30КУ-154 Д-30КП-2
Компрессор [ 9 ] [ 10 ] Осевой вентилятор, 4-ступенчатый компрессор низкого давления, 10-ступенчатый компрессор высокого давления Осевой вентилятор, 3-ступенчатый компрессор низкого давления, 11-ступенчатый компрессор высокого давления Осевой вентилятор, 3-ступенчатый компрессор низкого давления, 11-ступенчатый компрессор высокого давления
Камера сгорания [ 9 ] [ 1 ] Канюлярный с 12 жаровыми трубками
Турбина [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] 2-ступенчатая турбина ВД, 2-ступенчатая турбина НД 2-ступенчатая турбина ВД, 4-ступенчатая турбина низкого давления 2-ступенчатая турбина ВД, 4-ступенчатая турбина низкого давления
Толкать 66,68 кН (14 990 фунтов силы ) 103,02 кН (23 160 фунтов силы ) 117,68 кН (26 460 фунтов силы )
Сухой вес 1546 кг (3408 фунтов) [ 1 ] 2305 кг (5082 фунта) [ 5 ] 2640 кг (5820 фунтов) (с реверсом) [ 3 ]
Соотношение тяги к весу 4.45 4.56 5.21
Длина [ 11 ] 3983 мм (156,8 дюйма) [ 1 ] 5698 мм (224,3 дюйма) (с реверсом) 5448 мм (214,5 дюйма) (с реверсом)
Удельный расход топлива (Круизный режим)(кг/кгс час) [ 11 ] 0.781 [ 1 ] 0.705 0.715
Диаметр вентилятора 963 мм (38 дюймов) [ 1 ] 1455 мм (57 дюймов) [ 12 ] 1455 мм (57 дюймов) [ 3 ]
Коэффициент двухконтурности [ 11 ] [ 1 ] 1:1 2.50:1 2.24:1
Общий коэффициент давления [ 9 ] 18.6 17.1 [ 13 ] 20.1 [ 10 ]
Температура на входе в турбину (К) 1360 [ 1 ] 1336 [ 5 ] 1427 [ 3 ]

См. также

[ редактировать ]

Сопоставимые двигатели

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Д-30» . Avid.ru. ​Проверено 19 ноября 2019 г.
  2. ^ «Д-30КУ» . Avid.ru. ​Проверено 19 ноября 2019 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д «Д-30КП» . Avid.ru. ​Проверено 19 ноября 2019 г.
  4. ^ Фишер, Ричард Д. младший (4 сентября 2014 г.). «Китайский Y-20 «вступает во вторую фазу испытаний» » . IHS Jane’s 360 . Проверено 5 мая 2015 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д «Д-30КУ-154» . Avid.ru. ​Проверено 19 ноября 2019 г.
  6. ^ Уилкинсон, Пол Х. (1970). Авиационные двигатели мира 1970 (22-е изд.). Лондон: Пол Х. Уилкинсон. п. 224.
  7. ^ Тейлор, Майкл Дж. Х.; Ламберт, Марк; Мансон, Кеннет, ред. (1993). Jane's All the World's Aircraft 1993–94 (84-е изд.). Коулсон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. п. 633. ИСБН  978-0710610669 .
  8. ^ Jump up to: а б с «Д-30Ф6» . LeteckeMotory.cz . Проверено 19 ноября 2019 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д «данные» (PDF) . www.flightglobal.com . Проверено 19 ноября 2019 г.
  10. ^ Jump up to: а б с «данные» (PDF) . www.flightglobal.com . Проверено 19 ноября 2019 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д «Д-30КУ/КП. «ОДК-САТУРН» » . Нпо-сатурн.ру. Архивировано из оригинала 28 сентября 2020 г. Проверено 19 ноября 2019 г.
  12. ^ «Баттерворт-Хайнеманн - Проектирование гражданских реактивных самолетов - Файл данных двигателя - Разные двигатели» . Книжный сайт.elsevier.com . Проверено 19 ноября 2019 г.
  13. ^ Стивен Пейн. «Соловьев Д-30» . Parts.jspayne.com. Архивировано из оригинала 26 сентября 2020 г. Проверено 19 ноября 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7eec0072372baa209b3e27161feb1ebf__1712082840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7e/bf/7eec0072372baa209b3e27161feb1ebf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soloviev D-30 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)