Соглашение о передаче авторских прав
Соглашение о передаче авторских прав или соглашение об уступке авторских прав — это соглашение, которое передает авторские права на произведение от владельца авторских прав другой стороне. Это один из законных вариантов для издателей и авторов книг, журналов, фильмов, телешоу, видеоигр и других коммерческих художественных произведений, которые хотят включить и использовать произведение второго автора: например, разработчика видеоигр, который хочет заплатите художнику, чтобы он нарисовал босса и включил его в игру. Другой вариант — лицензировать право на включение и использование произведения вместо передачи авторских прав.
В некоторых странах передача авторских прав не разрешена законом, и возможно только лицензирование. [1] В некоторых странах, таких как США [2] и Соединенное Королевство, [3] Соглашения о передаче авторских прав обычно должны быть заключены в письменной форме и подписаны лицом, передающим авторские права. Во многих странах, если работник нанят с целью создания произведения, охраняемого авторским правом, для работодателя, этот работодатель по умолчанию является владельцем авторских прав. [1] поэтому соглашение о передаче авторских прав не требуется. Во многих странах, которые признают моральные права авторов, эти права не могут быть переданы, а соглашения о передаче авторских прав передают только экономические права. [1]
В академических публикациях соглашения о передаче авторских прав обычно не предполагают выплаты вознаграждения или гонораров . [4] Такие соглашения являются ключевым элементом академических публикаций на основе подписки . [5] Говорят, что они облегчают обработку разрешений, основанных на авторском праве, при публикации только в печатном виде. [6] В эпоху электронных коммуникаций преимущества соглашений о передаче авторских прав подвергаются сомнению. [7] и хотя они остаются нормой, открытые лицензии , используемые при публикациях в открытом доступе . в качестве альтернативы были созданы [8]
История
[ редактировать ]Соглашения о передаче авторских прав стали обычным явлением в издательском бизнесе после принятия Закона об авторском праве 1976 года в США и аналогичного законодательства в других странах. [9] переопределило авторское право как принадлежащее автору с момента создания (а не публикации) произведения. [7] Это требовало от издателей приобретения авторских прав у автора, чтобы продавать произведения или получать к ним доступ, а письменные заявления, подписанные правообладателем, стали необходимыми для того, чтобы передача авторских прав считалась действительной. [5] [10]
Цель
[ редактировать ]Ситуация, в которой авторские права принадлежат авторам, обычно требует значительных усилий в форме переписки и ведения документации и часто приводит к ненужным задержкам. Хотя для некоторых запросов это может показаться тривиальным, хороший научный журнал, публикующий интересные статьи, может рассчитывать на несколько сотен запросов в год; задача такого масштаба может стать обременительной. С другой стороны, если Журнал владеет авторскими правами, запросы, оценочные суждения и разрешения могут быть обработаны оперативно к удовлетворению всех заинтересованных сторон.
- Дж. Лаговский (1982) [6]
Предоставление издателям разрешения на копирование, показ и распространение произведения необходимо для того, чтобы издатели действовали как таковые, и такие положения содержатся в издательских соглашениях с широким кругом издателей. [4] [11] Сфера действия соглашений о передаче авторских прав может выходить далеко за рамки этого, и «[некоторые] издатели требуют, чтобы, насколько это возможно, авторские права были переданы им». [5] Это означает, что никто, включая авторов, не может повторно использовать текст, таблицы или рисунки в других публикациях без предварительного разрешения нового правообладателя. [12]
Соглашения о передаче авторских прав также требуют, чтобы авторы подтвердили, что они действительно владеют авторскими правами на все материалы, относящиеся к данному акту публикации, и во многих соглашениях, что объект, на который должны быть переданы авторские права, не был ранее опубликован и не рассматривается для публикации в другом месте, [12] ограничить частоту дублирования публикаций и плагиата . [4] [13]
Критика
[ редактировать ]Критики заявляют, что соглашение о передаче авторских прав в коммерческих научных публикациях «в равной степени касается обеспечения долгосрочного управления активами, как и предоставления услуг академическому сообществу», поскольку эта практика, похоже, предоставляет издателю благосклонность таким образом, который не очевидно, принесет пользу авторам. [14] Соглашения о передаче авторских прав часто противоречат самоархивирования . практике [15] или кажется, что это происходит из-за двусмысленности формулировок. [16]
В 2017 году Апелляционный суд 9-го округа по делу Джонсон против Сторикса оставил в силе передачу авторских прав без письменной уступки прав. [17] В этом случае автор, Энтони Джонсон, продавал программное обеспечение в качестве индивидуального предпринимателя и зарегистрировал свою компанию в 2003 году под названием Storix, Inc. Суд оставил в силе решение присяжных о том, что Джонсон передал авторские права корпорации при ее создании на основании годового отчета, который он написал и подписал, заявив, что он передал «все активы» из своего единоличного владения. Присяжные отклонили утверждение Джонсона, что он намеревался только передать лицензию на продажу программного обеспечения, и далее решили, что Джонсон стал работать по найму после создания корпорации, тем самым также потеряв все права на свои производные работы. Это первый случай, когда документ, который сам по себе не является контрактом или соглашением и не содержит никаких упоминаний об авторских правах, считался «запиской или меморандумом» о передаче авторских прав, и впервые единоличный владелец компании был признан произведением в аренду в целях владения авторскими правами. [ сомнительно – обсудить ] Это служит уроком того, что «письменный текст», требуемый Законом об авторском праве, не обязательно должен быть «ясным», но может содержать двусмысленные формулировки, которые могут быть истолкованы в ходе деловых отношений третьих сторон предполагаемой сделки.
Распространенность передачи авторских прав издателям
[ редактировать ]Традиционные методы научных публикаций требуют полной и исключительной передачи авторских прав от авторов издателю , обычно в качестве предварительного условия публикации. [18] [19] [20] [21] [22] Этот процесс передает контроль и право собственности на распространение и воспроизведение от авторов как создателей к издателям как распространителям, причем последние затем могут монетизировать этот процесс. [23] Передача и владение авторскими правами представляют собой тонкое противоречие между защитой прав авторов и интересами – финансовыми и репутационными – издателей и институтов. [24] При публикации в открытом доступе авторы обычно сохраняют авторские права на свою работу, а статьи и другие продукты получают различные лицензии в зависимости от типа.
Сроки процесса передачи прав сами по себе проблематичны по нескольким причинам. Во-первых, передача авторских прав обычно обусловлена публикацией и означает, что они редко передаются свободно или приобретаются без давления. [25] Во-вторых, автору становится очень сложно не подписать соглашение о передаче авторских прав из-за связи публикации с карьерным ростом ( публикация или гибель /давление публикации), а также потенциально потерянного времени, если необходимо начать процесс рецензирования и публикации. заново. Действует динамика сил, которая не приносит пользы авторам и вместо этого часто ставит под угрозу определенные академические свободы. [26] Это может частично объяснить, почему авторы научных исследований, в отличие от всех других отраслей, где оригинальные авторы получают гонорары или гонорары, обычно вообще не получают никаких платежей от издателей. Это также объясняет, почему многие авторы, похоже, продолжают отказываться от своих прав, одновременно не соглашаясь с обоснованием этого. [27]
Остается неясным, допустима ли вообще такая передача авторских прав. [28] Спонсоры исследований или институты, общественные музеи или художественные галереи могут иметь приоритетную политику, согласно которой авторские права на исследования, контент, интеллектуальную собственность, сотрудников или средства не могут передаваться третьим лицам, коммерческим или иным. Обычно один автор подписывает от имени всех авторов, возможно, без их ведома или разрешения. [25] Полное понимание соглашений о передаче авторских прав требует твердого понимания «юридической речи» и законодательства об авторском праве в условиях все более сложной среды лицензирования и авторских прав. [примечание 1] [примечание 2] и для которого существует крутая кривая обучения для библиотекарей и исследователей. [29] [30] Таким образом, во многих случаях авторы могут даже не иметь законных прав на передачу полных прав издателям, или в соглашения были внесены поправки, делающие полные тексты доступными в репозиториях или архивах, независимо от последующего контракта на публикацию. [31]
Это представляет собой фундаментальное несоответствие между целью авторского права (т.е. предоставить автору/создателю полный выбор при распространении произведений) и его применением, поскольку авторы теряют эти права при передаче авторских прав. Такие фундаментальные концептуальные нарушения подчеркиваются популярным использованием таких сайтов, как ResearchGate и Sci-Hub, для незаконного обмена файлами учеными и широкой общественностью. [32] [33] [34] [35] [36] Фактически, широкое и неограниченное распространение помогает продвигать науку быстрее, чем статьи с платным доступом, поэтому можно утверждать, что передача авторских прав оказывает фундаментальную медвежью услугу всему исследовательскому предприятию. [37] Также крайне нелогично, когда научные общества, такие как Американская психологическая ассоциация, активно отслеживают и удаляют защищенный авторским правом контент, который они публикуют от имени авторов. [примечание 3] поскольку это считается не отвечающим интересам ни авторов, ни повторному использованию опубликованных исследований, а также признаком того, что система передачи авторских прав является контрпродуктивной (поскольку оригинальные создатели теряют всякий контроль над своими собственными произведениями и права на них).
Некоторые коммерческие издатели, такие как Elsevier , используют « номинальное авторское право », требуя передачи полных и исключительных прав от авторов издателю на статьи открытого доступа, в то время как авторские права на имя остаются за авторами. [38] Предположение о том, что такая практика является условием публикации, вводит в заблуждение, поскольку даже произведения, находящиеся в общественном достоянии, могут быть перепрофилированы, напечатаны и распространены издателями. Вместо этого авторы могут предоставить простую неисключительную лицензию на публикацию, отвечающую тем же критериям. Однако, согласно опросу Тейлора и Фрэнсиса , проведенному в 2013 году, почти половина опрошенных исследователей ответили, что они по-прежнему будут довольны передачей авторских прав на статьи открытого доступа. [39]
Поэтому критики утверждают [28] что в научных исследованиях авторское право в значительной степени неэффективно при его предполагаемом использовании, но во многих случаях оно также приобретено неправомерно и практически противоречит его основной цели - помочь защитить авторов и дальнейшие научные исследования. План S требует, чтобы авторы и их соответствующие институты сохраняли авторские права на статьи, не передавая их издателям; что-то также поддерживается OA2020. [примечание 4] Исследователям не удалось найти доказательств того, что передача авторских прав необходима для публикации или любого случая, когда издатель реализовал авторские права в интересах авторов. Хотя одним из аргументов издателей в пользу передачи авторских прав может быть то, что это позволяет им защищать авторов от любых нарушений авторских прав, [примечание 5] издатели могут взять на себя эту ответственность, даже если авторские права остаются за автором, как это предусмотрено политикой Королевского общества. [примечание 6]
Другие модели
[ редактировать ]Соглашения о передаче авторских прав являются одним из способов регулирования разрешений на основе авторских прав. С момента появления цифровых публикаций различные комментаторы указывали на преимущества сохранения авторских прав: [7] [40] и издатели начали это внедрять [41] с использованием лицензионных соглашений, по которым автор произведения сохраняет авторские права и дает издателю разрешение (исключительное или нет) на воспроизведение и распространение произведения. Третья модель — это так называемая модель лицензирования «просмотра» или «переноса по клику». [42] оно становится все более популярным в форме лицензий Creative Commons : оно позволяет любому (включая издателя) воспроизводить и распространять произведение с некоторыми возможными ограничениями. Лицензии Creative Commons используются многими журналами открытого доступа . [43] NFT могут обеспечить передачу авторских прав на актив посредством метаданных в блокчейне. [44]
Дополнения автора
[ редактировать ]Соглашения о передаче авторских прав обычно подготавливаются издателем, а некоторые печатные журналы включают копию заявления в каждый публикуемый ими выпуск. [45] Если авторы желают отклониться от формулировки по умолчанию – например , если они хотят сохранить авторские права или не хотят предоставлять издателю исключительное право на публикацию – они могут указать желаемые изменения, либо путем непосредственного редактирования документа, либо путем присоединения дополнения к нему. копия версии по умолчанию. Однако политика издателей в отношении принятия таких дополнений различается. Некоторые учреждения предлагают сотрудникам инструкции и помощь в создании таких дополнений. [46] [47]
См. также
[ редактировать ]- Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений
- Комитет по публикационной этике
- ЭТБЛАСТ
- Добросовестное использование
- Мошенничество
- Интеллектуальная собственность
- Научное нарушение
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Семь вещей, которые каждый научный издатель должен знать об исследователях» . 30 августа 2016 г. , Элис Медоуз и Карин Вульф, «Научная кухня». (2016)
- ^ «Гостевой пост — ученые и право собственности: невежество, замешательство или заблуждение?» . 2017-10-31. , Элизабет Гэдд, «Научная кухня». (2017)
- ^ «Мониторинг несанкционированного размещения журнальных статей в сети Интернет» . , Американская психологическая ассоциация.
- ^ «Итоговое заявление конференции» . , Берлин 14-я конференция открытого доступа.
- ^ «Elsevier, Авторское право: защита авторских прав» . .
- ^ «Лицензия Королевского общества на публикацию» (PDF) . .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ а б с «Понимание авторских и смежных прав» (PDF) . 2016. с. 14, 20 . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ «Основы авторского права» (PDF) . п. 3 . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ «Уведомление об авторских правах: передача авторских прав» (PDF) . п. 3 . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ а б с Гадд, Э.; Оппенгейм, К.; Пробец, С. (2003). «Исследование RoMEO 4: анализ соглашений об авторских правах с издателями журналов» . Изучал издательское дело . 16 (4): 293. дои : 10.1087/095315103322422053 . hdl : 10150/105141 . S2CID 40861778 .
- ^ а б с Фридман, бакалавр (1982). «Авторское право с точки зрения специалиста по разрешениям». Журнал химической информации и моделирования . 22 (2): 70–72. дои : 10.1021/ci00034a001 .
- ^ а б Лаговский, Дж. (1982). «Проблемы авторского права в журналах: взгляд редактора». Журнал химической информации и моделирования . 22 (2): 72–73. дои : 10.1021/ci00034a600 .
- ^ а б с Бахрах, С.; Берри, РС; Блюм, М.; Фон Ферстер, Т.; Фаулер, А.; Гинспарг, П.; Хеллер, С.; Кестнер, Н.; Одлизко А.; Окерсон, А.; Вигингтон, Р.; Моффат, А. (1998). «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: Кому должны принадлежать научные статьи?». Наука . 281 (5382): 1459–1460. Бибкод : 1998Sci...281.1459B . дои : 10.1126/science.281.5382.1459 . ПМИД 9750115 . S2CID 36290551 .
- ^ Кэрролл, MW (2011). «Почему важен полный открытый доступ» . ПЛОС Биология . 9 (11): е1001210. дои : 10.1371/journal.pbio.1001210 . ПМК 3226455 . ПМИД 22140361 .
- ^ «Передача авторских прав» . Журнал прикладной кристаллографии . 11 : 63–64. 1978. doi : 10.1107/S0021889878012753 .
- ^ «Глава 2 — Циркуляр 92 — Бюро авторских прав США» . Авторское право.gov . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ Гаэта, Ти Джей (1999). «Авторство: «Закон» и порядок» . Академическая неотложная медицина . 6 (4): 297–301. дои : 10.1111/j.1553-2712.1999.tb00393.x . ПМИД 10230981 .
- ^ а б Берквист, TH (2009). «Соглашение о передаче авторских прав: мы его подписываем, но понимаем ли мы его?». Американский журнал рентгенологии . 192 (4): 849–851. дои : 10.2214/AJR.09.2655 . ПМИД 19320070 .
- ^ Ли, И.С.; Спектор, М. (2012). «Как справиться с копированием и конфликтами (интересов)» . Биомедицинские материалы . 7 (1): 010201. doi : 10.1088/1748-6041/7/1/010201 . ПМИД 22287538 .
- ^ Виллинский, Джон (4 ноября 2002 г.). «Противоречия авторских прав в научных публикациях» . Первый понедельник . 7 (11). дои : 10.5210/fm.v7i11.1006 .
- ^ Гадд, Э.; Оппенгейм, К.; Пробец, С. (2003). «Исследование RoMEO 1: Влияние владения авторскими правами на самоархивирование академических авторов» (PDF) . Журнал документации . 59 (3): 243. дои : 10.1108/00220410310698239 .
- ^ Коулман, А. (2007). «Самоархивирование и соглашения о передаче авторских прав библиотечных и информационных журналов, рейтингуемых ISI». Журнал Американского общества информатики и технологий . 58 (2): 286–296. дои : 10.1002/asi.20494 . hdl : 10150/105292 .
- ^ «Джонсон против STORIX, INC., Апелляционный суд, 9-й округ, 2017 г. — Google Scholar» . Scholar.google.com . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ Матушек, Курт Дж. (2017). «Взгляните еще раз на инструкцию для авторов» . Журнал Американской ветеринарной медицинской ассоциации . 250 (3): 258–259. дои : 10.2460/javma.250.3.258 . ПМИД 28117640 .
- ^ Бахрах, С.; Берри, РС; Блюм, М.; фон Ферстер, Т.; Фаулер, А.; Гинспарг, П.; Хеллер, С.; Кестнер, Н.; Одлизко А.; Окерсон, А.; Вигингтон, Р.; Моффат, А. (1998). «Кому должны принадлежать научные статьи?». Наука . 281 (5382): 1459–60. дои : 10.1126/science.281.5382.1459 . ПМИД 9750115 . S2CID 36290551 .
- ^ Гадд, Элизабет; Оппенгейм, Чарльз; Пробетс, Стив (2003). «Исследования RoMEO 4: Анализ авторских соглашений издателей журналов» (PDF) . Learned Publishing . 16 (4): 293–308. doi : 10.1087/095315103322422053 . hdl : 10150/105141 . S2CID 40861778 .
- ^ Виллинский, Джон (2002). «Противоречия авторских прав в научных публикациях» . Первый понедельник . 7 (11). дои : 10.5210/fm.v7i11.1006 . S2CID 39334346 .
- ^ Кэрролл, Майкл В. (2011). «Почему важен полный открытый доступ» . ПЛОС Биология . 9 (11): е1001210. дои : 10.1371/journal.pbio.1001210 . ПМК 3226455 . ПМИД 22140361 .
- ^ «Распутывание академических публикаций. История взаимосвязи коммерческих интересов, академического престижа и распространения исследований». 26 .
- ^ Файф, Эйлин; Макдугалл-Уотерс, Джули; Моксхэм, Ной (2018). «Кредит, авторское право и распространение научных знаний: Королевское общество в долгом девятнадцатом веке». Обзор викторианской периодики . 51 (4): 597–615. дои : 10.1353/впр.2018.0045 . hdl : 10023/16928 . S2CID 166171714 .
- ^ а б Гадд, Элизабет; Оппенгейм, Чарльз; Пробетс, Стив (2003). «Исследования RoMEO 1: Влияние владения авторскими правами на самоархивирование академических авторов» (PDF) . Журнал документации . 59 (3): 243–277. дои : 10.1108/00220410310698239 .
- ^ Дэвис, Марк (2015). «Академическая свобода: взгляд юриста» (PDF) . Высшее образование . 70 (6): 987–1002. дои : 10.1007/s10734-015-9884-8 . S2CID 144222460 .
- ^ Доддс, Фрэнсис (2018). «Изменение условий авторского права в академических публикациях» . Изучал издательское дело . 31 (3): 270–275. дои : 10.1002/прыжок.1157 .
- ^ а б Ванхолсбек, Марк; Такер, Пол; Саттлер, Сюзанна; Росс-Хеллауэр, Тони; Ривера-Лопес, Барбара С.; Райс, Курт; Ноубс, Энди; Масуццо, Паола; Мартин, Райан; Крамер, Бьянка; Хавеманн, Йоханна; Энхбаяр, Асура; Давила, Хасинто; Крик, Том; Крейн, Гарри; Теннант, Джонатан П. (11 марта 2019 г.). «Десять актуальных тем вокруг научных публикаций» . Публикации . 7 (2): 34. doi : 10.3390/publications7020034 .
- ^ Моррисон, Крис; Секер, Джейн (2015). «Авторская грамотность в Великобритании: опрос библиотекарей и других специалистов сектора культурного наследия» . Библиотечно-информационные исследования . 39 (121): 75–97. дои : 10.29173/lirg675 .
- ^ Доусон, Патрисия Х.; Ян, Шэрон К. (2016). «Институциональные репозитории, открытый доступ и авторское право: какова практика и последствия?» (PDF) . Научно-технические библиотеки . 35 (4): 279–294. дои : 10.1080/0194262X.2016.1224994 . S2CID 63819187 .
- ^ Питер Субер (2 сентября 2007 г.). «Подрывает ли открытый доступ экспертную оценку?» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Бьорк, Бо-Кристер (2017). «Золотой, зеленый и черный в открытом доступе» . Изучал издательское дело . 30 (2): 173–175. дои : 10.1002/прыжок.1096 .
- ^ Чавла, Далмит (2017). «Издатели подали на ResearchGate в суд, заявив о массовом нарушении авторских прав» . Наука . дои : 10.1126/science.aaq1560 .
- ^ Джамали, Хамид Р. (2017). «Соблюдение и нарушение авторских прав в полнотекстовых статьях журнала ResearchGate». Наукометрия . 112 : 241–254. дои : 10.1007/s11192-017-2291-4 . S2CID 27138477 .
- ^ «Доступ и пиратство» . дои : 10.1629/uksg.333 . hdl : 10023/16938 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Лааксо, Микаэль; Полониоли, Андреа (2018). «Открытый доступ в исследованиях этики: анализ доступности открытого доступа и поведения авторов по самоархивированию в свете ограничений авторских прав на журналы» . Наукометрия . 116 : 291–317. дои : 10.1007/s11192-018-2751-5 .
- ^ Биази, Барбара; Мозер, Петра (2018). «Влияние авторских прав на науку - данные программы переиздания книг в США» (PDF) . дои : 10.3386/w24255 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Моррисон, Хизер (2017). «С места: Elsevier как издатель открытого доступа». Чарльстонский советник . 18 (3): 53–59. дои : 10.5260/chara.18.3.53 . hdl : 10393/35779 .
- ^ В. Фрасс; Дж. Кросс; В. Гарднер (2013). Опрос в открытом доступе: изучение взглядов авторов Тейлора, Фрэнсиса и Рутледжа (PDF) . Тейлор и Фрэнсис/Рутледж.
- ^ Уилбенкс, Дж. (2006). «Еще один повод открыть доступ к исследованиям» . БМЖ . 333 (7582): 1306–1308. дои : 10.1136/sbmj.39063.730660.F7 . ПМК 1761190 . ПМИД 17185718 .
- ^ Ватт, FM; Север, Р. (2004). «Некоммерческое издательство: открытый доступ и конец передачи авторских прав» . Журнал клеточной науки . 117 (Часть 1): 1. doi : 10.1242/jcs.00873 . ПМИД 14657267 .
- ^ Берк, Дэн Л. (2007). «Интеллектуальная собственность в контексте электронной науки» . Журнал компьютерной коммуникации . 12 (2): 600–617. дои : 10.1111/j.1083-6101.2007.00340.x .
- ^ Моллой, Дж. К. (2011). «Фонд открытых знаний: открытые данные означают лучшую науку» . ПЛОС Биология . 9 (12): e1001195. дои : 10.1371/journal.pbio.1001195 . ПМЦ 3232214 . ПМИД 22162946 .
- ^ Минтабл (09 августа 2021 г.). «Метаданные NFT — что это такое?» . Редакция Mintable . Проверено 10 августа 2022 г.
- ^ «Предстоящие документы». Прикладная физика A: Твердые тела и поверхности . 59 : А5. 1994. doi : 10.1007/BF00348410 . S2CID 198207309 .
- ^ «Права автора: использование Дополнения к автору SPARC для защиты ваших прав как автора журнальной статьи» . СПАРК . Архивировано из оригинала 30 октября 2013 года . Проверено 20 ноября 2013 г.
- ^ «Внесение изменений в издательское соглашение» . Библиотека Гарвардского университета . Проверено 20 ноября 2013 г.