Когнитивный избыток
Автор | Клэй Ширки |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Научная литература |
Издатель | Пингвин Групп |
Дата публикации | Мягкая обложка – 31 мая 2011 г. |
Тип носителя | Распечатать ( в мягкой обложке ) |
Страницы | 256 |
ISBN | 978-0143119586 |
«Когнитивный избыток: как технологии превращают потребителей в сотрудников» — научно-популярная книга Клея Ширки , вышедшая в 2010 году и первоначально опубликованная с подзаголовком «Творчество и щедрость в эпоху подключений». Книга является косвенным продолжением книги Ширки « А вот и все» , в которой рассказывается о влиянии социальных сетей . Cognitive Surplus фокусируется на описании свободного времени, которое люди имеют для совместной деятельности в рамках новых медиа . Текст Ширки пытается доказать, что глобальная трансформация может произойти благодаря тому, что люди посвящают свое время активному взаимодействию с технологиями. В целом реакция была неоднозначной: некоторые критики хвалили идеи Ширки, но также осуждали некоторые недостатки его теории.
Фон
[ редактировать ]Клэй Ширки уже давно интересовался и публиковал работы, посвященные Интернету и его влиянию на общество. В настоящее время он работает в Нью-Йоркском университете , где «доказывает, что Интернет по своей сути является социальной средой, основанной на участии». [1]
Ширки написал эту книгу через два года после того, как была опубликована ее предшественница « А вот и все» , посвященная темам Интернета и организации людей. В нем Ширки утверждает, что «Поскольку Интернет радикально снижает затраты на коллективные действия для всех, он изменит отношения между обычными людьми и крупными иерархическими институтами, которые были доминирующей силой в обществах 20-го века». [2] Эта трансформация отношений между людьми — это концепция, которую Ширки развивает в «Когнитивном излишке» . Основная задача Ширки, когда она писала книгу, заключалась в том, чтобы пролить свет на разницу между общественными и гражданскими ценностями, а также на то, что Интернет является средством достижения обоих. В частности, он был заинтересован в том, чтобы показать «излияния людей, объединяющих свое свободное время и талант», и показать, как мы можем создать культуру, «которая прославляет создание гражданских ценностей». [3]
Ширки заявил, что он заинтересован в изучении «изменений в способах сотрудничества людей». [4] которые стимулируются технологиями и новыми медиа, и эти изменения составляют большую часть того, что Cognitive Surplus посвящает изучению. Темы, о которых Ширки часто пишет, включают сетевую экономику, средства массовой информации и сообщества, глобализацию Интернета и программное обеспечение с открытым исходным кодом. [5] О нем также писали во многих журналах и журналах, включая The New York Times, Wall Street Journal и Harvard Business Review. [6]
Краткое содержание
[ редактировать ]Ширки утверждает, что с 1940-х годов люди учатся более конструктивно использовать свободное время для творческой деятельности, а не для потребительской, особенно с появлением онлайн-инструментов, которые позволяют использовать новые формы сотрудничества . Хотя Ширки признает, что действия, для которых мы используем наши когнитивные излишки, могут быть легкомысленными (например, создание LOLcats ), [7] эта тенденция в целом ведет к появлению новых ценных и влиятельных форм человеческого самовыражения. Эти формы человеческого сотрудничества, которые, по его мнению, обеспечивает Интернет, принимают форму четырех категорий разной степени ценности: личной, общественной, общественной и гражданской. [8] Ширки утверждает, что, хотя все это является законным использованием «когнитивного излишка», гражданская ценность (способность фактически изменить общество), которую обеспечивают социальные сети, — это то, что следует прославлять в Интернете.
Краткое содержание глав
[ редактировать ]Джин, телевидение и когнитивный избыток
[ редактировать ]Ширки представляет Gin Craze как старую версию современного концерна. Джин предлагал своим потребителям возможность постепенно разваливаться. [9] Он связывает это с тем, как сегодня общество распределяет свободное время по отношению к технологиям. После Второй мировой войны рост ВВП , уровня образования и продолжительности жизни заставил промышленно развитый мир столкнуться с тем, с чем нам никогда не приходилось иметь дело в национальном масштабе: со свободным временем. [10] Он утверждает, что этот ситком , наряду с другими технологиями и социальными сетями, стал современным увлечением джином. Что делает сегодняшний день замечательным, так это то, что мы можем относиться к свободному времени как к общему социальному активу, который можно использовать для крупных, совместно созданных проектов. Общество никогда не знает, что делать с излишком (отсюда и «излишек»). «Ошибка молочного коктейля» — это идея о том, что было бы ошибкой рассматривать значение или потенциал чего-либо, глядя на историю и первоначальное назначение продукта (например, пить молочные коктейли на завтрак). Ширки говорит, что мы делаем это, когда думаем о средствах массовой информации. Использование технологии в гораздо меньшей степени определяется самим инструментом/средой; когда мы используем сеть, самым важным активом, который мы получаем, является доступ друг к другу. Ушахиди был одним из первых примеров программы, направленной на использование избытка свободного времени для большего блага (когнитивный излишек). Это была служба, разработанная, чтобы помочь гражданам отслеживать вспышки этнического насилия в Кении. В результате когнитивного избытка компания стала больше и лучше представляла отчеты по обширной географической территории. Он объединил людей, чтобы добиться от сообщества достаточно коллективной доброй воли для создания ресурсов, о которых никто не мог себе представить много лет назад. [11] Наряду с добрыми делами люди с избытком свободного времени занимаются и творчеством ( ICanHasCheezburger ). Когнитивный избыток, вновь вытесненный с ранее разобщенного острова времени и таланта, — это всего лишь сырье. Чтобы извлечь из этого какую-то пользу, говорит Ширки, мы должны сделать так, чтобы это что-то значило или приносило пользу. Мы коллективно являемся не просто источником излишков; мы также являемся людьми, планирующими его использование своим участием и тем, чего мы ожидаем друг от друга, когда вместе боремся за нашу новую связанность. [12]
Означает
[ редактировать ]Во второй главе Ширки обсуждает влияние средств массовой информации на личную жизнь гражданских лиц, компаний и правительств. На протяжении всего текста Ширки ссылается на мясные бунты 2008 года в Южной Корее и на то, как они возникли, поскольку их возглавляли K-pop фанатки . Ширки также упомянул PickupPal и напряженность между ним и автобусной компанией Trentway-Wagar , которая пожаловалась на последнюю в OHTB . Ширки обсуждает кнопку публикации и вопрос о том, должна ли она существовать, поскольку теперь публиковать может каждый. Он ссылается на Наоми Вульф » «Миф о красоте и Харви Свадоса и использует их как часть своей аргументации. Он также упоминает ICanHasCheezeBurger, YouTube и AOL , которые являются платформами, которые может использовать каждый. Ширки сравнивает все это с изобретением печатного станка в пятнадцатом веке , а также перечисляет другие формы средств массовой информации, меняющие жизнь, включая фотопластинки , компакт-диски , радио и телевидение .
Мотив
[ редактировать ]В третьей главе Ширки объясняет, что средства — это платформы, инструменты или системы, которые мы используем, которые позволяют нам общаться, учиться и делиться. Сочетание времени, места и людей, которое позволяет нам делиться информацией и действовать, — это возможность. Ширки обсуждает типы мотивации, которые мог бы рассмотреть человек, разделяющий эту точку зрения. Внутренние мотивы, которые Ширки резюмирует как потребность в 1) повышении компетентности, 2) независимости в том, что мы делаем, 3) членстве в группе, разделяющей наши ценности и убеждения, 4) совместном использовании вещей с этой группой. Затем внешние мотивы, такие как вознаграждение, признание или наказание за определенное поведение. Эти мотивы также можно разделить на личные и социальные мотивы. Социальные мотивы включают членство и участие, а личные мотивы включают компетентность и автономию. На основании данных Бенклера и Ниссенбаума делается вывод, что социальные мотивы усиливают личные. Благодаря сегодняшним инструментам мы видим множество новых групп; большинство из них — большие, публичные и любительские группы. Целью этих групп является скорее масштаб, а не размер. Использование этих общедоступных средств массовой информации предназначено для охвата аудитории, которая как группа. У тех, кто делился информацией, всегда были одни и те же интересы (или мотивы) – именно возможность изменила их, а также способность легко общаться, делиться и учиться.
Возможность
[ редактировать ]В четвертой главе Ширки исследует, как сами по себе средства и мотивы не могут объяснить новые способы использования нашего когнитивного излишка, объясняя, что мы используем возможности, которые нам открываются. Он утверждает, что мы часто находим нетрадиционные способы принести пользу обществу. Ширки приводит такие примеры, как пожилые люди используют Интернет как новое средство общения, а скейтбордисты превращают осушенные бассейны в рампы для катания на коньках. Рассказ о пострадавших от засухи водоемах доказал важный момент: предполагаемые возможности чего-либо не обязательно определяют его функции. Он продолжает обсуждать игру «Ультиматум» , в которой предлагающему и отвечающему дается задача разделить десять долларов. Согласно поведенческой экономике , предлагающие всегда должны предлагать разделение, которое в значительной степени выгодно им, а ответчик всегда должен принять это, потому что независимо от того, насколько мала их доля, выигрыш все равно есть. Однако на практике те, кто предлагает, склонны предлагать справедливые сделки, а те, кто отвечает, склонны отвергать несправедливые предложения. На каком-то уровне мы всегда чувствуем, что находимся в социальной ситуации, и будем либо относиться друг к другу справедливо, либо наказывать тех, кто этого не делает. По мнению Ширки, именно поэтому то, что он называет Государственный сектор настолько популярен; он предназначен для обогащения общества без какого-либо денежного стимула. В государственном секторе цифровые сети объединяют людей по всему миру и дают любителям возможность делиться своими мыслями и работой, хотя обычно они не могут этого сделать. нет контролеров В Интернете ; инновации активно поощряются, и молодые поколения в меняющихся условиях могут найти там свой голос.
Культура
[ редактировать ]Пятая глава разбита на четыре части: «Культура как инструмент координации» , «Экономика обмена» , «Профессора колледжей и нейрохирурги» и «Пациенты, подобные нам» . В первом разделе главы обсуждается эксперимент, опубликованный в статье опубликованной в «Журнале юридических исследований» , Ури Гнизи и Альдо Рустичини . Эксперимент демонстрирует неприятные последствия попытки регулировать групповое сотрудничество; при попытке сделать это путем приписывания времени людей денежной стоимости сообщество начнет рассматривать людей, предоставляющих услуги, как саму услугу, а не как отдельных лиц. Это подчеркивает точку зрения Ширки о том, что групповое сотрудничество необходимо для его процветания и функциональности. Другой пример, который он использует, — это «Невидимый колледж» , пример сотрудничества, которое привело к монументальным научным достижениям благодаря чувству общей цели. В отличие от алхимиков своего времени, Невидимый Коллегия делился информацией друг с другом, чтобы продвигать эту область, а не заявлять об отдельных достижениях как о своих собственных. Позже Ширки подчеркивает смысл принадлежность , которая является сложной частью этой групповой культуры. В своей аналогии с нейрохирургом он обсуждает ценности профессионала и любителя , и что, хотя в случае с нейрохирургом люди предпочитают профессионала, это не всегда так; например, в таких случаях, как критики еды, люди, как правило, предпочитают средства массовой информации, где обычные люди высказывают свое мнение. Он сравнивает различие между услугами, предлагаемыми проституткой (профессионалкой своего дела), и близостью между партнерами, демонстрируя, что чувство принадлежности часто ценится выше, чем мастерство. Это чувство принадлежности открывает новую дискуссию на примере сайта Patientlikeme.com, где пациенты с похожими заболеваниями могут открыто обсуждать свои недуги и чувствовать себя комфортно, зная, что они не единственные, кто страдает от этого. Кроме того, это позволяет исследователям сотрудничать с пациентами. Таким образом, демонстрируя, что платформы социальных сетей могут использоваться для усиления этой природы принадлежности к культуре, но также могут создавать реальную гражданскую ценность.
Личный, Коммунальный, Общественный, Гражданский
[ редактировать ]В шестой главе Ширки обрисовывает различия в формах обмена и типах получаемых в результате ценностей. Он утверждает, что существует четыре основные ценности: личная, общественная, общественная и гражданская. Личная ценность связана с усилиями отдельных агентов, которые делятся идеями по своей прихоти. Общая ценность — это разделение в небольшой группе, которое служит интересам сотрудничающих членов группы. Общественная ценность связана с группами, которые делятся друг с другом, чтобы создавать проекты, которые служат людям за пределами группы. Гражданская ценность – это когда группы сотрудничают в проекте, который приносит пользу обществу в целом. Суть в том, что ценность определяется тем, кто участвует и предполагаемыми благотворителями их усилий, а также уровнем сотрудничества, поддерживаемым в группе, и что в конечном итоге когнитивный избыток является движущим фактором таких усилий. Эффект от этих усилий может быть столь же незначительным (личным), как и распространение селфи на весь мир или хэштеги , созданные для привлечения большого количества подписчиков и поддержки проблем, которые могут изменить мир.
В поисках Мыши
[ редактировать ]В седьмой и последней главе Ширки начинает работать над выводом о том, каким образом его роман является ресурсом и как общество может его использовать. Он ссылается на события эпохи после Второй мировой войны и последовавшую за этим трансформацию, которую пережило общество. Ширки отмечает в Стивена Вебера книге «Успех открытого исходного кода» , что меньшие затраты и техническое качество не являются достойными объяснениями того, почему кто-то будет сотрудничать в проекте с открытым исходным кодом. Ширки утверждает, что в революции есть парадокс, который является результатом того, что кто-то может изменить будущее ранее существовавшего общества. Он также ссылается на другие средства массовой информации, которые произвели революцию в человеческом общении, заявляя, что PLATO , компьютерная система, существовавшая в 1960-х годах, была прародительницей сегодняшних электронных устройств. Он также рассказывает своим читателям, что SixDegrees был первой социальной сетью, а не Facebook и Friendster, как все думали раньше. Он дает своим читателям несколько рекомендаций, некоторые из которых заключаются в том, что нужно знать, что нецелесообразно начинать со сложного, начинать с малого, задавать вопросы и отмечать, что поведение направлено на поиск возможностей.
Критический прием
[ редактировать ]Негативная критика в основном касается проблемы негативного использования когнитивного излишка. [ нужна ссылка ] Например, Ширки обсуждает в книге лолкотов , но это довольно безобидный пример негативного или банального использования когнитивного избытка, особенно если принять во внимание реальность киберпреступлений и других гораздо более негативных применений. Основная критика Ширки заключается в том, что он нереалистично оценивает множество возможных способов, которыми мы можем растратить этот когнитивный излишек, или, что еще хуже, множество ужасных способов, которыми он может использоваться и используется для деструктивной и преступной деятельности, например, глобального джихадистского движения . [ нужна ссылка ] Положительным моментом является то, что Ширки хвалят за объяснение потенциальных возможностей, которые мы можем использовать. Он эффективно показывает нам, что мы можем не только лучше использовать свое время, но и что технологии позволяют нам делать это таким образом, чтобы максимально увеличить нашу способность делиться и общаться. [ нужна ссылка ]
Позитивный
[ редактировать ]Один критик Рассел Дэвис пишет: «В каждой главе есть поучительные мысли, и они особенно важны для людей, пытающихся вести бизнес в Интернете, поскольку проливают свет на некоторые фундаментальные мотивы и силы, которые мы часто упускаем из виду или неверно истолковываем». [13] Сорин Адам Матей из Университета Пердью , Уэст-Лафайет, пишет: «Несмотря на недостатки, «Когнитивный излишек» в целом остается очень хорошо написанным и в целом хорошо информированным вкладом в нашу дискуссию о социальных эффектах социальных сетей . Академические исследования, которые формируют некоторые из его предположений, и выводы хорошо переведены на повседневный язык». [14] Дэвис описывает Ширки как «лучшего и самого полезного писателя об Интернете и обществе». [13] Он похвалил книгу за то, что она раскрывает возможности новых технологий для бизнеса. Дэвис говорит, что Ширки разъяснил различие между личными и общественными СМИ: «Это многое для меня объясняет. Это очевидно, когда вы это читаете, но неспособность понять слитое состояние публичных и личных СМИ является причиной многих вещей, которые мы ошибаемся в Интернете. Мы часто считают, что это коммерческое публичное медиа-пространство (и нам всегда кажется, что мы ищем еще одну небольшую группу профессионалов, с которыми можно было бы иметь дело) – но дело не только в этом. Вещи, которые совершенно уместны в общественных СМИ, просто не подходят. Работайте в личных СМИ. Вы не стали бы открывать письма людей и вставлять рекламу в журналы, но иногда мы ведем себя именно так». [13] После выпуска Cognitive Surplus получил высокую оценку Тома Чатфилда из The Guardian и Джеймса Харкина из The Financial Times , которые оба хвалили описание Ширки Интернета и его влияния на общество. [15] [16]
Отрицательный
[ редактировать ]Его подход подвергся критике со стороны Фархада Манджу в The New York Times за то, что он слишком академичен и поддерживает положительные примеры онлайн-использования когнитивного излишка. [17] Точно так же Леманн описывает его как «последнюю монотонную часть прочной традиции энергичных высказываний в сети». [18]
В обзоре Леманна противоречия, которые Ширки допускает в своем аргументе о демократизации качества, сравниваются с восхвалением «каскада нерецензируемого цифрового контента как прорыва в творчестве и критическом мышлении, что примерно сродни приветствию новостей о массовом национальном отзыве яиц путем увольнения национальных инспекторов по контролю за продуктами питания. ." [18] Более того, он возражает против избирательного использования Ширки анекдотов в поддержку своей точки зрения. [18] Между тем, он считает дезориентирующим и непристойным предположение, что Интернет восхваляет новую экономику и отмену классов в разгар финансовых затруднений и безработицы. [18] Он также подвергает сомнению предположение Ширки о том, что до появления Интернета свободное время тратилось впустую, и предполагает, что вместо этого люди тратили свое время на полезные дела. Кроме того, он ставит под сомнение внутреннюю ценность времени, проведенного в Интернете, поскольку большая часть времени, проведенного в Интернете, может быть использована для таких вещей, как азартные игры и порно. В сети нет ничего изначально сострадательного или щедрого. Несмотря на все хорошие поступки, которые люди делают в Интернете, кто-то может делать в Интернете и что-то плохое. [18]
Леманн также предполагает, что когнитивный излишек поднимает вопрос о том, какова была базовая ценность затраченного времени. «Один», как он утверждает, «это лучше сформулировать как «Излишек для чего?» Чей избыток, белый человек? » или « [18] В том же духе Леманн обвиняет Ширки в близорукости. Ширки говорит, что самое худшее в сети — это LOLcats, хотя на самом деле есть и плохие вещи, такие как, например, фальшивые свидетельства о рождении Обамы. [18] Ширки говорит, что вы не можете общаться с обществом на основе веб-поиска, на что Леманн отвечает:
Идея общества как абсолютно неотзывчивой и неразговорчивой сущности, безусловно, стала бы новостью для поколений защитников труда и гендерного равенства, которые настойчиво воздействовали на общественный порядок, требуя избирательных бюллетеней и восьмичасового рабочего дня. Это также странно звучало бы в ушах лидеров движения за гражданские права, которые использовали согласованную стратегию ненасильственного протеста как средство обращения к одержимой изобилием белой американской общественности, которая не могла найти время рассматривать расовое неравенство как проблему. острая социальная озабоченность. Между тем, явное содержание таких протестов обвиняло ту же самую белую американскую общественность на основе гражданских и политических стандартов – или, скорее, двойных стандартов – равенства и возможностей, которые подпитывали шовинистическое самоуважение нации. [18]
Ширки основывает многие свои выводы о щедрости на эксперименте с игрой «Ультиматум» , против которого Леманн возражает: «Полезность игры «Ультиматум» для новой рыночной теории человеческой природы значительно снижается, когда понимаешь, что игроки обмениваются незаработанными деньгами». и если вы «Проверите практически любую новостную статью, рассказывающую о жизни победителя лотереи после неожиданного выигрыша – не говоря уже о хорошо описанном в прошлом десятилетии крахе рынка ценных бумаг с ипотечным покрытием – и вы быстро получите образование в как игры на чужие деньги могут оказать пагубное влияние на поведение человека». [18]
Леманн также критикует ожидания Ширки относительно того, что Интернет изменит экономику и правительственные системы. Например, он критикует идеализацию дилетантизма Ширки:
Что касается краудсорсинга как «труда любви» (Ширки строго напоминает нам, что термин «любитель» «происходит от латинского amare — «любить » ), определяющей метафорой здесь, похоже, является не столько цифровая издольщина, сколько цифровая плантация. По слишком очевидным причинам сублимации вины патрицианские апологеты довоенного рабства также настаивали на том, что их неоплачиваемые работники любили свою работу, и аналогичным образом воспринимали своих надсмотрщиков как виртуальных членов семьи. Я должен предостеречь, что я не хочу заклеймить Ширки как современного апологета рабства, а, скорее, хочу отметить, что это исключительно высокомерный трюк привилегий — рассказывать своим экономическим подчиненным, онлайн или оффлайн, что они делают и что не любят, и каковы должны быть внематериальные источники их мотивации. Если использовать старомодную концепцию Просвещения, то это, как минимум, вторжение в частную жизнь цифрового автора – даже в разрушающем барьеры мире Интернета 2.0, где люди делятся информацией и дружат. Справедливый и правильный ответ любому пропагандисту, призывающему к достоинствам неоплачиваемого труда из эмпиреев, находящихся где-то намного выше простого «общества», будет: «Попробуй, приятель».
Идея краудсорсинга как более эгалитарного экономического инструмента также вызывает критику, утверждая, что краудсорсинг — это просто сокращение затрат, во многом похожее на аутсорсинг . [18] Возможность Интернета фундаментально изменить правительство также подвергается сомнению, поскольку
Когнитивный избыток уже сильно стареет, а скандал WikiLeaks показывает, насколько мало сетевого трафика необработанной информации, независимо от того, насколько разоблачительной или смущающей, перевернуло громоздкие планы старого национального государства на глобальной шахматной доске реальной политики – места где все имеет цену, часто измеряемую человеческими жизнями. Более того, книга Ширки непреднамеренно напоминает нам об уроке, который мы должны были усвоить более полно после краха рынка высоких технологий в 2000 году: утопические энтузиазмы кибер-элиты нашей страны иллюстрируют не просто то, что историк Э. П. Томпсон назвал « огромная снисходительность потомков», но и опасный вид экономической и гражданской неграмотности. [18]
Позиция Запада в период Холодной войны породила заблуждение относительно способности распространения информации свергнуть авторитарные режимы. В восточных странах этого не будет. [18] Пол Барретт занимает аналогичную, хотя и более мягкую позицию, утверждая, что все примеры Ширки относительно скучны и умеренно прогрессивны. Более того, Ширки представляет все как гражданские перемены, хотя некоторые вещи, такие как услуги совместного использования автомобилей, действительно растягивают срок. [19]
По словам Матеи, «более общий вывод книги заключается в том, что преобразование «когнитивного излишка» в социальный капитал и коллективные действия является продуктом технологий, подпитываемых страстью к утверждению индивидуальной потребности в автономии и компетентности». Его энтузиазм в отношении социальных сетей и Интернета порой приводит к слишком натянутым заявлениям. [18] Автор Джона Лерер раскритиковал то, что он считал предпосылкой Ширки о том, что формы потребления, в частности культурное потребление, по своей сути менее достойны, чем производство и обмен. [20]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Теннер, Э. (2010). Нет Брейнер? The Wilson Quarterly , 34(4): 92–95. (требуется подписка)
- Томлинсон Б., Зильберман М. Сикс (2012). Когнитивный излишек состоит из ископаемого топлива . Первый понедельник , 17 (11): 5 ноября. ISSN 1396-0466
- В этом эссе Томлинсон доказывает обоснованность когнитивного излишка Ширки и выдвигает теорию, что когнитивный излишек создается отчасти потому, что машины выполняют всю работу, которую раньше выполняли люди. Поскольку все эти машины работают на масле, когнитивный избыток на самом деле оказывает невероятное воздействие на окружающую среду. Томлинсон продолжает утверждать, что до тех пор, пока наш когнитивный избыток питается за счет ископаемого топлива, он не может поддерживаться. [21]
- Драйв , Дэниел Х. Пинк
- Мелководье , Николас Дж. Карр
- Соединение неформального и формального обучения в эпоху средств массовой информации , Глен Булл
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Девитт, Джеймс (7 декабря 2010 г.). «Эксперт по новым медиа Клэй Ширки станет профессором Института журналистики Картера Нью-Йоркского университета, Школы искусств Тиша» . Новости Нью-Йоркского университета . Нью-Йоркский университет . Проверено 18 февраля 2016 г.
- ^ Рецензия на книгу Ars: Клэй Ширки «А вот и все» . Арс Техника . 3 апреля 2008 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ «А вот и Клэй Ширки» . ИздательствоWeekly.com . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ «Разрушительная сила сотрудничества: интервью с Клэем Ширки» . МакКинси и компания . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ Ширки, Клей. «Интернет-сочинения Клея Ширки» . ширки.com . Архивировано из оригинала 5 апреля 2017 г. Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ «Клей Ширки» . Строгие ораторы . Архивировано из оригинала 8 мая 2016 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ Уокер, Тим (16 июля 2010 г.). «Когнитивный излишек, Клэй Ширки» . Независимый .
- ^ Ширки, Клей (2010). Когнитивный избыток . Группа Пингвин. стр. 171–175 . ISBN 9781594202537 .
- ^ Ширки, Клей (2010). Когнитивный избыток . Группа Пингвин. п. 1 . ISBN 978-1-59420-253-7 .
- ^ Ширки, Ширки. Когнитивный избыток . Группа Пингвин. п. 4.
- ^ Ширки, Клей. Когнитивный избыток . Группа Пингвин. п. 17.
- ^ Ширки, Клей. Когнитивный избыток . Группа Пингвин. п. 29.
- ^ Jump up to: а б с Дэвис, Рассел (2010). «Слияние государственных и частных СМИ в Интернете сбивает нас с толку». Кампания (21).
- ^ Матей, Сорен Адам (март 2012 г.). «Обзор «Когнитивного излишка» ». Информационное общество . 28 (2): 128–130. дои : 10.1080/01972243.2012.651047 . S2CID 6017303 .
- ^ Чатфилд, Том (27 июня 2010 г.). «Когнитивный избыток» Клея Ширки . Хранитель .
- ^ Харкин, Джеймс (5 июля 2010 г.). «Когнитивный излишек» . Файнэншл Таймс .
- ^ Манджу, Фархад (8 августа 2010 г.). «Когда экран гаснет» . Рецензия на книгу «Нью-Йорк Таймс» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Леманн, Крис (21 марта 2011 г.). «Ускоренная гримаса» . Нация : 30–35 . Проверено 18 февраля 2016 г.
- ^ Барретт, Пол (22 июля 2010 г.). «Стек: когнитивный избыток, Клэй Ширки» . Bloomberg.com .
- ^ Лерер, Иона (9 июня 2010 г.). «Когнитивный излишек» . bnreview.barnsandnoble.com .
- ^ Томлинсон, Билл; Зильберман, М. Сикс (31 октября 2012 г.). «Когнитивный излишек состоит из ископаемого топлива» . Первый понедельник . 17 (11). дои : 10.5210/fm.v17i11.4120 . ISSN 1396-0466 .