На Венере есть ли у нас раввин!

На Венере есть ли у нас раввин! — научно-фантастический роман , вышедший Уильяма Тенна в 1974 году . На Межзвездном неосионистском конгрессе , созванном на Венере , странные на вид инопланетяне утверждают, что они евреи . Эту юридическую трясину гениально разрешил Великий Раввин Венеры. Рассказ высмеивает вопрос « Кто такой еврей? ». [ 1 ] [ 2 ] Впервые оно было опубликовано в антологии « Блуждающие звезды: Антология еврейской фэнтези и научной фантастики» под редакцией Джека Данна . [ 3 ]
Сюжет
[ редактировать ]В кадре - мастер по ремонту телевизоров Мильчик, непосредственный свидетель событий, очень красноречиво и приукрашенно рассказывает "господину Важному Журналисту", как все это произошло.
Образец «Еврейского разговора» Мильчика.
|
---|
Примерно половина рассказа представляет собой живое объяснение того, чем так велик великий раввин Смоллман с Венеры и как администрация Венеры любит еврейский народ, кто такие неосионисты, и почему их конгресс был созван на Венере и какая огромная толпа евреев прибыли со всей галактики. Мильчик размышляет: «Я смотрю вокруг и вспоминаю обещание, данное Аврааму , Исааку и Иакову : «Я умножу семя ваше, как звезды небесные». [ 6 ] — и я думаю про себя: «Обещание есть обещание, но даже обещание может зайти слишком далеко. Звезд самих по себе более чем достаточно, но когда у каждой звезды может быть 10, 20 планет…»» Все еврейские жилые помещения плотно заселены, и однажды утром Мильчик находит в своей ванне «три существа, каждое длиной с мою руку и с толстый, как моя голова. Они похожи на три коричневые подушки, все сморщенные и перекрученные, с какими-то большими серыми пятнами с той и с другой стороны, и из каждого серого пятна растет короткое серое щупальце». Сын объясняет ему, что это Бульбасы , [ 7 ] делегаты с четвертой планеты Ригель .
И именно их аккредитация стала камнем преткновения на открытии сессии. Комитет заявил, что их полномочия в порядке, но есть одна маленькая деталь: они не могут быть евреями. - Но почему? - Из всего этого и прочего, евреи для начала должны быть людьми. - Бульбас любезно просит предоставить на это расценки. - зампред перехватывает неловкую ситуацию: "А ведь это на самом деле просто: никто не может быть евреем, кто не является ребенком еврейской матери". - Но Бульбасы охотно предъявляют свои свидетельства о рождении, чтобы подтвердить, что у них у всех еврейские матери... Кто-то призывает к голосованию, но мнений столько же, сколько и делегатов.
Их приняли в качестве делегатов, и кто мы такие, чтобы выдавать их за евреев? «Я приму их как евреев в религиозном смысле, — возражает кто-то другой, — но не в биологическом смысле». Что это за биологический смысл, спрашивает его делегат с другого конца зала; ты не имеешь в виду биологию, ты имеешь в виду расу, ты расист. Хорошо, хорошо, кричит маленький человек, сидящий перед ним, но ты бы хотел, чтобы твоя сестра вышла за него замуж?
Был созван Высший раввинский суд, и после некоторых манипуляций его членом стал раввин Смоллман. Бульбасы рассказывают свою историю перед судом. Первоначально это была небольшая православная община из Парамуса , штат Нью-Джерси, искавшая тихое место, которое, как они думали, они нашли на Ригеле IV, где Бульбасы находились в начале промышленной революции. С помощью трудолюбивых новичков оно принесло большой прогресс, но за ним последовали большие войны, большие депрессии, большие диктатуры. И на вопрос, кто во всем этом виновен, был только один ответ... И был первый погром на Ригеле IV... и дальше... Но евреи старались бороться за свое существование и приспособиться, и к тому времени, когда к власти пришло просвещенное правительство, все евреи выглядели как обычные Бульбасы. «И они выглядят как самые слабые, самые бедные Бульбы из всех, Бульбы самого низшего класса». И Бульбас узнал на съезде, что это происходит повсеместно. «В конце концов, разве не было блондинистых евреев в Германии, рыжеволосых евреев в России, черных евреев — Фалаши — в Эфиопии, высокие горские евреи на Кавказе, которые были такими же прекрасными наездниками и стрелками, как и их соседи? "
Бульбасу сказали, что описанное ими изменение противоречит экспериментальным фактам биологии. Бульбы, представившие свои полные генеалогические карты, возразили: «Кому вы поверите, экспериментальным фактам биологии — или вашим собратьям-евреям?»
И это оказался важный вопрос: « Руфь была моавитянкой , и от нее в конечном итоге произошел царь Давид . А как насчет Ездры и проблемы еврейских мужчин, взявших жен хананеев занимают самаритяне? » ? И какое место во всем этом Еврейским женщинам, как вы помните, не разрешалось выходить замуж за самаритянок. А что по этому поводу говорит Маймонид ?
Было высказано предположение, что их проблему можно решить простым обращением в иудаизм . Но другие настаивали на том, что процедура обращения людей, которые уже являются евреями, будет издевательством.
В конце концов раввин Смоллман привел всех к общей точке зрения. «Привести кучку евреев — и ученых евреев! — к единому решению, это, друг мой, достижение, которое выдержит»…
История
[ редактировать ]Повесть написана примерно через семь лет после последней публикации рассказа автора (не считая переизданий в сборниках). [ 8 ]
В 2016 году журнал Tablet Magazine переиздал рассказ с предисловием, в котором описывалось происхождение истории. Уильям Тенн решил оставить писательскую деятельность и посвятить себя профессорской работе под своим первоначальным именем Филип Класс. Однако в 1973 году он встретился со своими поклонниками на научно-фантастическом съезде и, отвечая на вопрос, почему он ушел, ответил, что рынок для того, что он хотел написать, невелик, и упомянул это конкретное название, думая, что это пример не -стартер. Но оказалось, что один из поклонников планировал собрать сборник еврейской научной фантастики, поэтому Уильям Тенн написал то, что он назвал «небольшим памятником Шолом-Алейхему ». «Результат: авторитетное размышление о еврейской идентичности, истории, преследованиях, и патологии, которые одновременно глубоко продуманы и чрезвычайно веселы». [ 4 ]
In 1978 it was translated in German as Wir haben einen Rabbi auf der Venus and in 1998 in Russian as Таки у нас на Венере есть рабби! .
Уильям Тенн прочитал историю в на канале WNYC программе Spinning on Air с Дэвидом Гарландом 22 ноября 2002 года. [ 9 ] Чтение сопровождалось интервью. [ 10 ]
Обсуждение
[ редактировать ]Фил М. Коэн пишет: «Эта веселая история, вдохновленная идишскими интонациями и сардоническим юмором и стилем Шолом-Алейхема , представляет собой экскурс в еврейскую историю, тревогу и вечные слабости еврейского народа, когда они спорят о том, что составляет их идентичность, независимо от того, когда и где евреи могут оказаться — даже на Венере, с щупальцами или без них — они всегда будут спорным народом, укорененным в священном тексте и смотрящим через плечо на прошлое и прямо в будущее. с чувством юмора ». [ 11 ]
Бад Уэбстер определяет конфликт следующим образом: Бульбы — не просто инопланетяне (ведь с Альдебарана были голубые евреи ), они не просто другие, это бесчеловечные инопланетяне. Он пишет, что решение является как собственно талмудическим , так и собственно научно-фантастическим: Бульбы обладают достаточной человечностью, чтобы превзойти свою нечеловечность. [ 8 ]
Ник Геверс писал, что эта история показывает, «что даже самые старые предположения, возможно, более вечны, чем мы думаем, и создадут будущее по их собственному, в данном случае явно раввинскому, образу». [ 12 ]
Уолтер Рассел Мид по случаю переиздания журнала Tablet описывает эту историю как «кривую, забавную, остро наблюдаемую и глубоко человечную, это история, которая заслуживает постоянного места в анналах научной фантастики, американской литературы и еврейской фантастики ». Ханука — подарок миру с планшета ». [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Дэвид Килман, «Scide Splitters: Four by Tenn» , обзор четырёх историй из журнала Immodest Proposals , Amazing Stories , 25 января 2017 г.
- ^ Норман Дж. Феддер , Альянс еврейского театра
- ' ^ Блуждающие звезды: Антология еврейского фэнтези и научной фантастики, содержание публикации в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- ^ Jump up to: а б с «На Венере есть ли у нас раввин!» , полная история с предисловием, Tablet Magazine , 26 декабря 2016 г.
- ^ Мишна Синедрион 4:5 , ( вариант )
- ^ Исход 32:13
- ^ Примечание: « bulbe означает «картофель» » на идише .
- ^ Jump up to: а б Бад Вебстер , «В классе один (или вершины по шкале от одного до десяти)»
- ^ "На Венере есть ли у нас раввин!" , оригинальное чтение автора, Нью-Йорка. Архивы и сохранение
- ^ "Обзор книги Уильяма Тенна на Венере, есть ли у нас раввин!" , SFFaudio , 10 сентября 2004 г.
- ↑ Фил М. Коэн, Еврейская научная фантастика , Совет еврейской книги , 7 сентября 2020 г.
- ^ Ник Геверс , «Нескромные предложения», обзор , SF Site , 2001
- ^ "На Венере есть ли у нас раввин!" , The American Interest , 28 декабря 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Уильяма Тенна
- Американские романы 1974 года
- Научно-фантастические романы 1974 года
- Обращение в иудаизм в массовой культуре
- Романы, действие которых происходит на Венере
- Вымышленные евреи
- Еврейские американские романы
- Новеллеты
- Религия в научной фантастике
- Американские сатирические романы
- Романы о внеземной жизни