Дионисий Фракс
Дионисий Фракс ( греч . Dionysios ὁ Θρᾷξ Dionýsios ho Thrâix , 170–90 до н.э.) был греком. [1] грамматист и ученик Аристарха Самофракийского . Его долгое время считали автором самого раннего грамматического текста по греческому языку, который использовался в качестве стандартного руководства примерно 1500 лет. [2] и который до недавнего времени считался основой всей западной грамматической традиции. [а]
Жизнь
[ редактировать ]Местом его происхождения была не Фракия , как обозначает эпитет «Фракс», а, вероятно, Александрия . О его фракийском происхождении можно судить по имени его отца Тереса (Τήρης), [ нужна ссылка ] которое считается фракийским именем. [ нужна ссылка ] Одним из его однокурсников во время учебы в Александрии у Аристарха был Аполлодор Афинский , который также стал выдающимся грамматистом. [4] [5] Рудольф Пфайффер датирует свой переезд на остров Родос примерно 144/143 годом до нашей эры, когда, как полагают, политические потрясения, связанные с политикой Птолемея VIII Эвергета II, привели к его изгнанию. Согласно сообщению Афинея « Deipnosophistae » (11,489a, b), его родосские ученики, благодарные за его обучение, [6] собрал достаточно серебра, чтобы изготовить чашу, форма которой стремилась воссоздать форму Нестора , упомянутого в «Илиаде» ( Книга 11, строки 632–637 ). [7] [8]
Дионисий был прежде всего ученым-гомеристом , что было неотъемлемой частью его обучения под руководством Аристарха в Александрии. Его работа показывает некоторое влияние ранней грамматической теории стоиков , особенно на классы слов. [9] также сообщает, Варрон что он был эрудированным аналитиком греческой лирической поэзии, возможно, имея в виду его лингвистическое и просодическое использование этого материала. [10] Он много писал в трех жанрах: филологические вопросы (γραμματικά); бегущие комментарии (ὑπομνήματα) и трактаты (συνταγματικά). Из последнего жанра он написал полемическую монографию, критикующую гомеровские интерпретации Кратеса . Говорят, что еще одной его работой была «Περὶ ποσοτήτων» ( «О количествах» ). Из схолии [б] Из критических работ Аристоника и Дидима , которые извлекли из работы Дионисия, ясно, что он был решительно независим в своих текстуальных суждениях о гомеровском корпусе, поскольку он часто противоречит известным прочтениям своего учителя. [10] Его учение, возможно, оказало формирующее влияние на развитие римских грамматических исследований, если, как следует из записи в Суде , старший Тираннион был одним из его учеников. Основатель классической науки в Риме Л. Элий Стило, возможно, извлек пользу из наставлений Дионисия, поскольку он сопровождал на Родосе Квинта Метелла Нумидика , когда тот отправился в добровольное изгнание, и в то время как Дионисий еще преподавал там. [6]
Техне в грамматике
[ редактировать ]Дионисий Фракс традиционно считается автором первой дошедшей до нас грамматики греческого языка , «Искусства грамматики» ( Τέχνη γραμματική , Tékhnē grammatikē ). Греческий текст в издании Августа Иммануила Беккера занимает пятьдесят страниц. [11] [с] О его важности в византийской науке свидетельствует тот факт, что комментарии к нему византийских схоластов занимают около 600 страниц. [12] [3] Сам текст считался уникальным сохранившимся примером работы эллинистических ученых . [6] Этот общий консенсус начал разрушаться, когда исследования грамматических текстов, датируемых более поздним периодом, выявились среди находок папирусов Оксиринха , которые до относительно позднего времени не показали понимания ключевых элементов текста, приписываемого Дионисию Фраксу. В первую очередь речь идет о морфологическом описании греческого языка без какой-либо обработки синтаксиса . Произведение было переведено на армянский язык примерно в V-VI веках нашей эры. [13] и на сирийский язык Джозефа Хузая примерно в тот же период. [14] [3]
Дионисий определяет грамматику в начале «Техне » как «эмпирическое знание того, что большей частью говорят поэты и прозаики». [12] Он утверждает, что grammatikē , то, что мы сегодня могли бы назвать «литературной критикой», [д] состоит из шести частей:
Грамматика
- а) чтение вслух с правильным произношением , акцентом и пунктуацией .
- (б) экзегеза ... , : изложение тропов образного языка текстов.
- в) аподоз ( ... : обычное изложение устаревших слов и предметов.
- (г) εὕρεσις ἐτυμολογίας ( эурезис... ): нахождение правильного значения слов по их происхождению (этимологии).
- (e) ἐκλογισμὸς ἀναλογίας ( эклогисмос... ): изложение или рассмотрение аналогий.
- (е) кризис стихов ( krisis... ): критическая оценка рассмотренных произведений. [16] [и] [18]
В параграфе 6 описываются στοιχεῖα ( стойхеия ), или буквы алфавита, вместе с делением на гласные, дифтонги и согласные.
В абзацах 7–10 речь идет о слогах: долгом (долгие слоги), кратком (краткие слоги) и анцепсах (общие слоги).
В параграфе 11 рассматриваются классы из восьми слов , хотя существуют сильные сомнения относительно того, восходит ли это разделение к Дионисию Фраксу, поскольку древние свидетельства утверждают, что он объединял имена собственные и наименования и классифицировал артикль вместе с местоимениями . [19] В тексте, приписываемом Дионисию, восемь классов, которые, как утверждают Ди Бенедетто и другие, вероятно, были разработаны Трифоном через несколько десятилетий после Дионисия, заключаются в следующем:
- (а) «имя» ( ὄνομα ónoma ), переводимое как существительное : часть речи, склоняющаяся по падежу . три его рода: мужской ( ἀρσενικόν ), женский ( θηλυκόν ) и нейтральный ( οὐδέτερον ), а также пять падежных окончаний. Выделяются [ф] Он также отмечает, однако, что также используются два других термина: κοινόν (общий), обозначающий те слова, пол которых варьируется в зависимости от пола существа, например ἵππος ( «бегемоты » «лошадь») и ἐπίκοινον (эпицен), используемые для определения слов, чей пол стабилен, но может относиться к любому полу, например χελιδών ( хелидон «ласточка»). [23] Имя такие включает в себя различные виды, как существительные , прилагательные , имена собственные, наименования, собирательные, порядковые, числительные и многое другое. [24]
- (б) глагол ( ῥῆμα ) с его временами.
- (в причастие )
- (г) артикль ( ἄρθρον )
- местоимение ) ( е
- предлог ( е )
- (g) наречие ( ἐπίρρημα )
- союз ) ( h [27]
Далее в абзацах 12–20 последовательно развиваются части речи. [26]
Авторство
[ редактировать ]Современный скептицизм по поводу атрибуции связан, в частности, с новаторской работой Винченцо Ди Бенедетто , хотя еще в 1822 году Карл Вильгельм Гёттлинг , анализируя схолии по тексту, недавно собранному и опубликованному А. И. Беккером, пришел к выводу, что текст как мы знаем, что оно должно было быть датировано не эллинистическим периодом, а скорее византийским периодом . [28] Диссертация Геттлинга не убедила ни Морица Шмидта , ни Густава Улига и исчезла из поля зрения. В 1958/1959 году Ди Бенедетто возродил сомнения, сравнив полученный текст с обнаруженными с тех пор древними грамматическими папирусами. [29] Он утверждал, что до III-IV веков нашей эры ни один папирус по греческой грамматике не раскрывает материал, структурированный так же, как изложение, которое мы имеем в трактате Дионисия, что сохранившиеся свидетели периода до этой поздней даты, а именно такие авторы, как Секст Эмпирик , Элий Иродиан Аполлоний Дискол и Квинтилиан не цитируют его, и что работа Дионисия только начинает получать явное упоминание в работах, написанных, начиная с V века, такими учеными, как Тимофей из Газы , Аммоний Гермий и Прискиан . [30] Ди Бенедетто пришел к выводу, что только первые пять абзацев трактата написаны рукой Дионисия. [19]
Хотя первоначально аргументы Ди Бенедетто были отвергнуты учеными уровня Пфайфера и Хартмута Эрбсе , сегодня они нашли общее признание среди специалистов. [19]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Это считалось опорным текстом всей западной грамматической традиции». [3]
- ^ Существуют обширные схолии к Techne , которые были отредактированы А. Хилгардом в 1901 году: Scholia in Dionysius Thracis Artem Grammaticam, recensuit et apparatum Criticum Indexque Adiecit Alfredus Hilgard, Lipsiae: in aedibus BG Teubneri 1901. Коллекции схолий - это следующие: Пролегомены Воссиана (стр. 1); Комментарий Мелампода или Диомеда (стр. 10); Комментарий к Гелиодору (с. 67); Ватиканское собрание ученых (стр. 106); Сборник ученых Марцианы (стр. 292); Сборник лондонских ученых (стр. 442); Византийский комментарий (стр. 565–586).
- ^ Иммануэль Беккер, Anecdota Graeca , Том 2, Берлин, 1816 г., стр. 627–643.
- ↑ Строго говоря, «литературная критика» — это более или менее то, чему посвящен шестой раздел трактата, krisis poiēmatōn . Эта фраза была переведена Ди Бенедетто как «текстовая критика», которая, однако, на классическом греческом языке называлась διόρθωσις ( diorthōsis ). [15]
- ^ Diorthōsis (διόρθωσις), буквально «исправление», указывает на научную работу по «редактированию» текста, то есть установлению правильного текста путем критического анализа и выбора конкретных чтений. Экдоз ἔκδοσις ( ) является конечным результатом такой операции. [17]
- ^ Классификация по полу была, по мнению Аристотеля , изобретением Протагора . [20] Он обозначил среднюю категорию словом σκεῦoς (неодушевленная вещь; σκεύη в NOM мн.ч.), [21] который Аристотель заменил на μεταξύ (между), что означает ни мужчина, ни женщина, терминология, которая была принята в стоических подходах, которые, однако, установили οὐδέτερον как термин по умолчанию. [22]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Дионисий Фракс | Греческий грамматист» . Британская энциклопедия . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Шкилян 2000 , стр. 91.
- ^ Перейти обратно: а б с Ильдефонсе 1997 , с. 447.
- ^ Робертсон 2008 , с. 4, н. 10.
- ^ Де Йонге 2008 , с. 101.
- ^ Перейти обратно: а б с Пфайффер 1968 , с. 266.
- ^ Афиней 1933 , стр. 174–175.
- ^ Робинс 1998 , с. 15.
- ^ Де Йонге 2008 , стр. 100, 137.
- ^ Перейти обратно: а б Пфайффер 1968 , с. 267.
- ^ Пфайффер 1968 , стр. 267–268.
- ^ Перейти обратно: а б Пфайффер 1968 , с. 268.
- ^ Клаксон 1998 , стр. 121–133.
- ^ Сэндис 2010 , с. 138.
- ^ Пфайффер 1968 , с. 269,н.2.
- ^ Пфайффер 1968 , стр. 268–269.
- ^ Широни 2018 , с. 20, н. 64.
- ^ Берглунд 2018 , с. 226.
- ^ Перейти обратно: а б с Де Йонге 2008 , с. 92.
- ^ Аристотель, Риторика 3.5.5.
- ^ σκεῦος . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ^ Майкл 2010 , стр. 110–111.
- ^ Майкл 2010 , с. 111.
- ^ Термин « онома » у Дионисия Фракса, 14. «Искусство грамматики», Περὶ ὀνοματος в переводе Томаса Дэвидсона, «Об существительном».
- и такого рода вещи предицируются: во-первых, предложные, прилагательные, к тому, что они имеют, как к тому, что они имеют, омонимичные, синонимические, омонимные, омонимичные, этнические, вопросительные, инфинитивные, референциальные, так называемые сравнительные, указательные и контрфактический, сводный, разделительный, всеобъемлющий, убежденный, общий, собственный, регулярный, арифметический, аполимменомный, переходный.
- также называемые видами : собственный, аппеллятивный, прилагательный, относительный, квазиотносительный, омоним, синоним, фероним, дионим, эпоним, национальный, вопросительный, неопределенный, анафорический (также называемый ассимилятивным, демонстративным и ретрибутивным), коллективный, распределительный, инклюзивный, звукоподражательное, общее, специальное, порядковое, числительное, соучаствующее, самостоятельное.
- ^ Де Йонге 2008 , с. 100.
- ^ Перейти обратно: а б Пфайффер 1968 , с. 269.
- ^ Де Йонге 2008 , с. 91.
- ^ Пфайффер 1968 , с. 272.
- ^ Ди Бенедетто 2007 , стр. 381–461.
- ^ Пагани 2014 , стр. 206–207.
Источники
[ редактировать ]- Афиней (1933). Гулик, Чарльз Бертон [на немецком языке] (ред.). Деипнософисты . Том. 5. Издательство Гарвардского университета .
- Берглунд, Карл Йохан (2018). «Интерпретация читателей: роль греко-римского образования в ранней интерпретации писаний Нового Завета» . В Уилке, Флориан (ред.). Интерпретация Священного Писания на стыке образования и религии: памяти Ганса Конзельмана . Брилл . стр. 204–246. ISBN 978-9-004-38569-6 .
- Берреттони, Пьеранджело (2004). «На геометрической основе определения сравнительных данных Дионисия Фракса». В Петрилли, Рафаэлла; Гамбарара, Даниэле (ред.). Новости от выпускников по теории языка . Публикации Нодус. стр. 17–36. ISBN 3-89323-314-8 .
- Клаксон, Джеймс Питер (1998) [Впервые опубликовано в 1995 году]. « Техне по-армянски». В законе, Вивьен; Слейтер, Инеке (ред.). Дионисий Фракс и Technē Grammatikē . Мюнстер: Nodus Publikationen. стр. 121–133. ISBN 3-89323-451-9 .
- Де Йонге, Каспер Константин (2008). Между грамматикой и риторикой: Дионисий Галикарнасский о языке, лингвистике и литературе . Брилл . ISBN 978-9-004-16677-6 .
- Ди Бенедетто, Винченцо (1958–1959). «Дионисий Фракс и приписываемая ему Техна». Анналы Scuola Normale Superiore в Пизе (ASNP) . 62/28: 169–210, 87–118.
- Ди Бенедетто, Винченцо (1990). «У истоков греческой грамматики». Глотта . 68 :19–39.
- Ди Бенедетто, Винченцо (2007). Воспоминание текста. Вклад в филологию и литературу . Том 2. Издания ETS . стр. 381–461. ISBN 978-8-846-71940-9 . Архивировано из оригинала 2 апреля 2019 года . Проверено 10 марта 2019 г.
- Ильдефонс, Фредерик (1997). Рождение грамматики в греческой древности . Париж: Врин . ISBN 2-7116-1311-9 .
- Янко, Ричард (1995). «Крат Маллос, Дионисий Фракс и традиция стоической грамматической теории» . Ин Эйрес, Л. (ред.). Страстный интеллект. Очерки трансформации классических традиций, представленные профессору И.Г. Кидду . Издательство Университета Рутгерса . стр. 213–233. ISBN 9781412830539 .
- Кемп, Дж. Алан, изд. (1986). «Техне Грамматика Дионисия Фракса». Лингвистическая историография . 13 (2/3): 343–363. дои : 10.1075/гл.13.2-3.12кем .
- Лалло, Жан (2003) [Впервые опубликовано в 1998 году]. Грамматика Дионисия Фракийского (2-е изд.). Париж: CNRS Editions .
- Майкл, Ян (2010). Английские грамматические категории: и традиции до 1800 года . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-14326-4 .
- Пагани, Лара (2014). «Techne Grammatike и папирусная документация» . Журнал филологии и классического образования . 142 : 205–217. doi : 10.1484/J.RFIC.5.123263 .
- Пфайффер, Рудольф (1968). История классической науки от начала до конца эллинистической эпохи . Том. 1. Кларендон Пресс . ISBN 9780198143420 .
- Робертсон, Дэвид (2008) [Впервые опубликовано в 1903 году]. Слово и значение в древней Александрии: теории языка от Филона до Плотина . Издательство Эшгейт . ISBN 978-0-754-60696-3 .
- Робинс, Роберт Генри (1987). «Техне грамматика Дионисия Фракса в ее исторической перспективе: эволюция традиционной европейской системы классов слов». В Свиггерсе, Пьер; ван Хек, Вилли (ред.). Mots et party du discurs . Левен: Издательство Левенского университета . стр. 9–37.
- Робинс, Роберт Генри (1998) [впервые опубликовано в 1995 году]. «Подлинность Техне». В законе, Вивьен; Слейтер, Инеке (ред.). Дионисий Фракс и Technē Grammatikē . Мюнстер: Nodus Publikationen. стр. 13–26. ISBN 3-89323-451-9 .
- Сэндис, Джон Эдвин (2010) [впервые опубликовано в 1903 году]. История классической науки: с конца шестого века до нашей эры до конца средневековья . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-108-02706-9 .
- Широни, Франческа (2018). Лучший из грамматиков: Аристарх Самофракийский об «Илиаде» . Издательство Мичиганского университета . ISBN 978-0-472-13076-4 .
- Шкилян, Дубравко (2000). «Амнестические синдромы структурализма» . В Томиче – Ольга Мишеска; Радованович, Милорад (ред.). История и перспективы изучения языка: статьи в честь Ранко Бугарского . Издательство Джона Бенджамина . стр. 85–99. ISBN 978-9-027-23692-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фракс, Дионисий художественная грамматика [Искусство грамматики] (на греческом языке). Архивировано из оригинала 25 августа 2004 года.
- Фракс, Дионисий (1883). Художественная грамматика (на греческом и латыни). Б.Г. Тевбнер – через Интернет-архив .
- В греческом Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Dionysios ὁ Θρᾷξ .
- В английском Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Грамматика Дионисия Фракса.