Римские кантаты (Берлиоз)

Французский композитор Гектор Берлиоз предпринял четыре попытки получить музыкальную премию Prix de Rome , и наконец добился успеха в 1830 году. В рамках конкурса ему нужно было написать кантату на текст, заданный экзаменаторами. Попытки Берлиоза получить эту премию подробно описаны в его «Мемуарах» . Он считал это первым этапом в своей борьбе против музыкального консерватизма, представленного судьями, в число которых входили такие известные композиторы, как Луиджи Керубини , Франсуа-Адриан Буалдье и Анри-Монтан Бертон . Пребывание Берлиоза в Италии в результате получения премии также оказало большое влияние на более поздние произведения, такие как «Бенвенуто Челлини» и «Гарольд в Италии» . Композитор впоследствии почти полностью уничтожил партитуры двух кантат ( «Орфея» и «Сарданапале» ) и повторно использовал музыку всех четырех из них в более поздних произведениях. В конце 20 века возродился интерес к кантатам, особенно к «Клеопатре» , которая стала излюбленной демонстрацией голоса сопрано и меццо-сопрано .
Берлиоз и Римская премия
[ редактировать ]Римская премия была наградой для композиторов, позволяющей победителю провести год обучения на вилле Медичи в Риме. Это также давало ему право на пятилетнюю пенсию. Премия была присуждена Парижской консерваторией . Участники должны были представить фугу в качестве доказательства своих композиционных способностей, а затем четыре успешных кандидата должны были написать драматическую кантату на текст, выбранный судьями.
Кантаты
[ редактировать ]Четыре кантаты:
Смерть Орфея
[ редактировать ]La Mort d'Orphée ( Смерть Орфея ) (1827), текст Бертона. Для тенора , хора и оркестра. Результат: неудачно.
Гермиона
[ редактировать ]Гермини ( Эрминия ) (1828), текст Пьера-Анжа Вьейяра . Для сопрано и оркестра. Результат: вторая премия.
- Речитатив: Какая беда преследует тебя, несчастная Гермини!
- Ария: О! если нежность
- Речитатив: Что я говорю?
- Ария: Стоп! Останавливаться! Дорогой Танкред
- Ария: Давай! Приходить! Ужасное оружие! - и молитва: Бог христиан, ты, которого я игнорирую
Тема первой части позже была использована как идея-фикс в «Фантастической симфонии» 1830 года. [ 1 ]
Клеопатра
[ редактировать ]Клеопатра ( Клеопатра ) [ 2 ] (1829), текст Пьера-Анжа Вьейяра . Для сопрано и оркестра. Результат: первая премия не присуждена. [ 3 ]
Сарданапале
[ редактировать ]Сарданапале ( Sardanapalus ) (1830), текст Жана Франсуа Гайля . Для тенора, хора и оркестра. Результат: совместная первая премия.
Записи
[ редактировать ]Все четыре кантаты
[ редактировать ]- Кантаты : Беатрис Урия-Монцон ( «Клеопатра» ), Мишель Лагранж ( «Гермини» ), Даниэль Гальвес-Валлехо ( «Смерть Орфея» , «Смерть Сарданапале» ). Региональный хор Нор-Па-де-Кале, Национальный оркестр Лилля, Жан-Клод Казадезюс, дир. (Harmonia Mundi, 10.1994 и 11.1995)
Гермиона
[ редактировать ]- Эрмини (с Les Nuits d'été ): Мирей Делунш , Оркестр Парижских Елисейских полей, Филипп Эрревеге, дир. (Гармония Мунди)
- Эрмини (с Фантастической симфонией ): Аурелия Легай, Камерный оркестр Малера / Les Musiciens du Louvre , Марк Минковский , дир.
- Гермини (с Клеопатрой ): Джанет Бейкер , Лондонский симфонический оркестр , сэр Колин Дэвис, дир. (Филипс, 1979 г.)
Клеопатра
[ редактировать ]- Клеопатра (с Гарольдом в Италии ): Дженни Турель , Нью-Йоркский филармонический оркестр, Леонард Бернштейн, дир. (CBS, запись 10/1961)
- Клеопатра (с Сарой-купальщиком, «Религиозные размышления», «Смерть Орфея» ): Энн Пэшли , Английский камерный оркестр, сэр Колин Дэвис , дир. (Уазо-Лира, запись 1967 г.)
- Клеопатра (с другими произведениями Берлиоза): Джанет Бейкер , Лондонский симфонический оркестр, сэр Александр Гибсон , дир. (EMI, запись 09/1969)
- Клеопатра (с произведениями разных композиторов): Мэрилин Тайлер, Роттердамский филармонический оркестр, Жан Фурне дир. (Радио Нидерландов, запись 1973 г.)
- Клеопатра (с Les Nuits d'été ): Ивонн Минтон , Симфонический оркестр BBC, Пьер Булез конд. (CBS, запись 09/1976)
- Клеопатра (с Эрмини и 5 песнями) : Джанет Бейкер , Лондонский симфонический оркестр, сэр Колин Дэвис, дир. (Philips, запись от 03.1979 г.)
- Клеопатра (с «Троянами в Карфагене», отрывки): Надин Дениз, Новый филармонический оркестр Радио Франции, Жильбер Эми, дир. (Эрато, запись 1980 г.)
- Клеопатра (с Les Nuits d'été ): Джесси Норман , Парижский оркестр, Даниэль Баренбойм, конд. (DGG, рекомендация от 04/1981 г.)
- Клеопатра (с Траурно-триумфальной симфонией ): Дуня Вейзович, Чешский филармонический оркестр, Кристоф Эшенбах дир. (Супрафон, запись 01/1988)
- Клеопатра (с Эрмини и оркестровыми произведениями Берлиоза): Розалинда Плаурайт , Филармонический оркестр, Жан-Филипп Рушон, дир. (АСВ, 1994)
- Клеопатра (с Les Nuits d'été ): Вероник Жанс , Оркестр Национальной оперы Лиона , Луи Лангре дир. (Virgin, запись 06/2000)
- Клеопатра (с Фантастической симфонией ): Ольга Бородина , Венский филармонический оркестр, Валерий Гергиев дир. (Philips, запись от 05/2003 г.)
- Клеопатра (с произведениями Барбера, Равеля и Бриттена): Дженнифер Лармор , Оркестр Грант-Парка, Карлос Кальмар, конд. (Cedille Records, запись 08/2006)
- Клеопатра (с Фантастической симфонией ): Сьюзен Грэм , Берлинский филармонический оркестр, сэр Саймон Рэттл, дир. (EMI, рек. 06/2008)
- Клеопатра (с Фантастической симфонией ): Анна Катерина Антоначчи , Роттердамский филармонический оркестр, Янник Незе-Сеген , дир. (BIS, рек. 03/2010)
- Клеопатра (с Les Nuits d'été ): Карен Каргилл , Шотландский камерный оркестр , Робин Тиччати, конд. (Линн, запись 04.2012)
- Клеопатра (с Эрмини и Пленницей ): Лиза Ларссон, Het Gelders Orkest, Антонелло Манакорда конд. (Challenge Classics, запись 05.2013)
- Клеопатра (с Гарольдом в Италии ): Карен Каргилл , Лондонский симфонический оркестр, Валерий Гергиев дир. (LSO Live, запись 11/2013)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Стейнберг, Майкл . «Симфония: Путеводитель слушателя». п. 61-66. Издательство Оксфордского университета, 1995.
- ^ Это настоящее название. La Mort de Cléopâtre ( «Смерть Клеопатры ») ошибочна.
- ^ Блум, Питер (2008). Берлиоз: Сцены из жизни и творчества . Университет Рочестера Пресс. п. 133. ИСБН 9781580462099 .
Источники
[ редактировать ]- Дэвид Кэрнс: Берлиоз: Становление художника (первый том биографии композитора) (Андре Дойч, 1989)
- Хью Макдональд: Берлиоз («Мастера-музыканты», JMDent, 1982)
- Берлиоз: Мемуары (Дувр, 1960).