Изабелла Леонарда
Изабелла Леонарда | |
---|---|
![]() Портрет из генеалогического древа Леонарды [ 1 ] | |
Рожденный | Новара , Италия | 6 сентября 1620 г.
Умер | 25 февраля 1704 г. Новара, Италия | (83 года)
Занятия |
|
Изабелла Леонарда (6 сентября 1620 — 25 февраля 1704) — итальянский композитор из Новары . [ 2 ] В возрасте 16 лет она поступила в Коллегио ди Сант'Орсола, женский урсулинок монастырь , где и осталась до конца своей жизни. Леонарда наиболее известна своими многочисленными сочинениями , которые она написала во время пребывания в монастыре, что сделало ее одной из самых продуктивных женщин-композиторов своего времени.
Биография
[ редактировать ]Изабелла Леонарда родилась 6 сентября 1620 года в семье Джаннантонио Леонарди и его жены Аполлонии. Леонарди были старой и известной новарезской семьей, в которую входили важные церковные и гражданские чиновники, а также небные рыцари. Отец Изабеллы, носивший графский титул , был доктором права . [ 3 ]
В 1636 году Леонарда поступила в Коллегио ди Сант'Орсола, женский монастырь урсулинок в Новаре. Ее семья поддерживала тесные связи с Сант'Орсолой в качестве благотворителей, что, по мнению некоторых, могло способствовать влиянию Леонарды в монастыре. На протяжении всего своего пребывания в Сант-Орсоле она занимала различные руководящие должности - мадре (1676 г.), супериорки (1686 г.), мадре викарии (1693 г.) и консильеры (1700 г.). Точное значение этих титулов неясно, но Superiora, вероятно, была самой высокой должностью в монастыре. [ 4 ]
Леонарда была очень уважаемым композитором в своем родном городе, но ее музыка, очевидно, была мало известна в других частях Италии. Лаццаро Агостино Котта назвал ее « la Musa novarese » (музой Новары), когда опубликовал сонет А. Саминьяти Луккезе, в котором восхвалял ее музыкальный талант, сравнивая его с военной доблестью императора Леопольда I. [ 5 ] [ нужна страница ] Ее опубликованные композиции охватывают период в 60 лет, начиная с диалогов 1640 года и заканчивая Motetti a voce sola 1700 года. Леонарде приписывают создание почти двухсот композиций за этот период, хотя ее единственными работами, появившимися до 1670 года, были диалоги. напечатано Гаспаро Казати. Похоже, что ей было за 50, прежде чем она начала регулярно сочинять, и именно в то время она начала публиковать произведения, которыми мы ее знаем сегодня. [ 6 ]
Работа в музыке
[ редактировать ]Леонарда не была широко известна как певица или инструменталистка, и о ее участии в этой деятельности известно немного. Однако это не умалило ее славы как одного из самых плодовитых монастырских композиторов эпохи барокко . [ 7 ] за свою жизнь написала около 200 композиций. [ 8 ]
Преподавание и обучение
[ редактировать ]О музыкальном образовании Леонарды до поступления в Сант'Орсолу известно немного, хотя многие предполагают, что она могла иметь такое образование из-за высокого социального и экономического статуса ее семьи. Также предполагалось, что находясь в монастыре, она училась у Гаспаро Казати (1610–1641), талантливого, но малоизвестного композитора, который с 1635 года до своей смерти был маэстро ди капелла в Новарском соборе . Казати Однако единственным прямым свидетельством, связывающим эти два произведения, является «Terzo libro di sari concenti» , содержащее два драматических диалога, самые ранние известные произведения Леонарды. [ 6 ]
В монастырском документе 1658 года Леонарда указана как magistra musicae (учитель музыки). [ 3 ] Судя по всему, она сыграла какую-то роль в обучении других монахинь музицированию . Монахини монастыря, возможно, исполняли произведения Леонарды. [ 9 ]
Композиции
[ редактировать ]Леонарда писала музыку почти во всех священных жанрах: мотеты и священные концерты для одного-четырех голосов, священные латинские диалоги, псалмы , респонсории , магнификаты , литании , мессы и сонаты да чиеза . [ 6 ] Кроме того, она писала музыку для соло и континуо , хора и струнных инструментов. [ 8 ] Леонарда также написала несколько духовных сольных песен на народные тексты. Ее соната да Кьеза , соч. 16, была первой опубликованной инструментальной сонатой, написанной женщиной. [ 6 ]
Хотя преобладающим жанром Леонарды был сольный мотет, большинство ее заметных исторических достижений пришлись на ее сонаты . Она была первой женщиной, опубликовавшей сонаты, и за свою жизнь сочинила множество сонат. [ 3 ] Например, сонаты с 1 по 11 предназначены для двух скрипок , виолоны и органа . Сонаты 1, 3, 4, 7 и 8 являются «концертными сонатами»: у каждого из трех инструментов есть хотя бы один сольный отрывок. Соната 12 — единственная сольная соната Леонарды и одно из самых известных ее произведений. Он разделен на семь частей с двумя медленными частями , напоминающими речитатив , требующими импровизированных украшений . [ 4 ]
Музыкальный стиль
[ редактировать ]В итальянской музыке начала 17 века существовало различие между prima pratica и Seconda Pratica . В целом образование в стиле prima pratica не было широко доступно для женщин. Леонарда, однако, получила образование в области формального контрапункта и использует его во многих своих произведениях. [ 10 ] Леонардой Замысловатое использование гармоний является одним из примеров ее влияния на развитие полифонической музыки в Сант'Орсоле, как это делали многие другие итальянские композиторы-монахини в своих монастырях в тот же период. Этот стиль создавал атмосферу, способствующую творчеству музыканта, допуская легкую импровизацию или музыкальное украшение. [ 9 ]
Сонаты Леонарды необычны по своей формальной структуре. Принято считать, что Арканджело Корелли установил «стандартную» четырехчастную, медленную-быструю-медленную-быструю форму сонаты да Кьеза . Однако сонаты Леонарды варьируются от четырех (Сонаты 6 и 9) до тринадцати частей (Соната 4), а ее сонаты в четырех разделах не соответствуют модели «медленно-быстро-медленно-быстро». Кроме того, Леонарда использует припевы довольно необычно . Соната 5 — самая обычная; Соната 10 имеет два припева в схеме A–B–C–D–E–B–D–F–B–G. Соната 4 имеет довольно необычный план A–B–C–D–E–F–G–H–I–J–I'–J'–I' ' . По сути, разделы делятся на три типа: (1) быстрые разделы в двухметровом размере , часто с некоторой имитацией , заимствованные из традиции канцоны ; (2) медленные, выразительные, гомофонические части в двухметровом размере, возможно, связанные с токкатой и речитативом ; и (3) гомофонические отрывки (иногда с короткими имитационными отрывками) в тройном такте , очевидно, связанные с танцем. [ 4 ]
Посвящения публикации
[ редактировать ]Почти все работы Леонарды несут двойное посвящение – Деве Марии и высокопоставленному живому человеку. В одном из своих посвящений Леонарда заявила, что пишет музыку не для того, чтобы заслужить признание в мире, а для того, чтобы все знали, что она предана Деве Марии. [ 9 ] Среди ныне живущих посвященных - архиепископ Миланский , епископ Новарский и император Леопольд I. Необходимость искать финансовую поддержку для монастыря, вероятно, мотивировала многие из этих посвящений. [ 3 ] В посвящении к Опусу 10 она также отметила, что пишет музыку только во время, отведенное для отдыха, чтобы не пренебрегать своими административными обязанностями в монастыре. Это противоречит распространенному мнению, что Леонарда могла проводить больше времени за сочинением музыки, чем другие монахини того времени, благодаря своему авторитетному положению в монастыре. [ 9 ]
Избранные композиции
[ редактировать ]Вокальные произведения
- 16 мотетов, соч. 3
- Концертная месса , соч. 4
- 12 мотетов, соч. 6
- 12 мотетов, соч. 7
- 12 мотетов, соч. 11
- 12 мотетов, соч. 13
- 10 мотетов, соч. 14
- 11 мотетов, соч. 15
- Пляж Кара, Кари обожает, соч. 17, нет. 9
- Беатус, соч. 19, нет. 4
- О, Господи Иисусе (Трио)
- Альма Искупитель Матер (SATB)
- Радуйся, Царица Небесная, соч. 10 (САТБ)
Инструментальные композиции
- Сонаты, соч. 16
- Мотет для сольного голоса с инструментами, соч. 20
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сэди и Сэмюэл 1994 , с. 233.
- ^ Стерн 1978 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б с д Картер 1988 , с. жить
- ^ Jump up to: а б с Картер 2002 г.
- ^ Сэди и Сэмюэл 1994 .
- ^ Jump up to: а б с д Картер 1988 , с. viii
- ^ Бауэрс и Тик 1986 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б Картер 1982 , с. 1
- ^ Jump up to: а б с д Бауэрс и Тик 1986 , с. 128
- ^ Пендл 1991 , с. 58.
Источники
[ редактировать ]- Бауэрс, Джейн; Тик, Джудит (1986). Женщины, занимающиеся музыкой: традиция западного искусства, 1150–1950 гг . Урбана: Университет Иллинойса.
- Картер, Стюарт Арлен (1982). Музыка Изабеллы Леонарды (кандидатская диссертация). Стэнфордский университет . OCLC 10309314 .
- Картер, Стюарт, изд. (1988). Изабелла Леонарда: Избранные композиции . Издания AR.
- Картер, Стюарт (2002). «Изабелла Леонарда: La Musa Novarese » . Украшения (16). Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года.
- Пендл, Карин, изд. (1991). Женщины и музыка: история . Издательство Университета Индианы.
- Сэди, Джули Энн ; Сэмюэл, Риан (1994). Словарь женщин-композиторов Нортона/Гроува . WW Нортон и компания. ISBN 9780393034875 .
- Сэди, Джули Энн; Сэмюэл, Риан, ред. (1994). Словарь женщин-композиторов Нортона/Гроува (Первое американское издание). Нью-Йорк. ISBN 0-393-03487-9 . OCLC 33066655 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Стерн, Сьюзен (1978). Женщины-композиторы: Справочник . Метучен, Нью-Джерси и Лондон: Scarecrow Press.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Изабеллы Леонарды в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные партитуры Изабеллы Леонарды в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Блэр Джонстон. Изабелла Леонард в AllMusic