Наука, порядок и творчество
![]() | |
Автор | Дэвид Бом , Ф. Дэвид Пит |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Наука , Творчество |
Издатель | Bantam Books / Рутледж |
Дата публикации | 1987 / 1989 |
Место публикации | США/Великобритания |
ISBN | 978-0-553-34449-3 |
«Наука, порядок и творчество» — книга физика-теоретика Дэвида Бома и физика и писателя Ф. Дэвида Пита . Первоначально оно было опубликовано в 1987 году издательством Bantam Books , США, затем в 1989 году в Великобритании издательством Routledge . Второе издание, опубликованное в 2000 году после смерти Бома, включает новое предисловие Пита, а также дополнительную вступительную главу, в которой вымышленный диалог между Бомом и Питом знакомит читателя с контекстом и темами книги.
В книге «Наука, порядок и творчество» авторы подчеркивают роль творчества и коммуникации для науки, а также, помимо науки, для человечества в целом.
Содержание по главам
[ редактировать ]- 1 Революции, теории и творчество в науке
- Авторы рассматривают форму творчества, состоящую из метафоры и отождествления двух разнородных вещей, основанную на акте восприятия сходства. Они подчеркивают роль общения и искусства как части творчества, ссылаясь на пример Хелен Келлер , которая благодаря общению со своим наставником Энн Салливан пришла к пониманию сходства ощущений воды и символического жеста, приложенного к ее ладони, который ее представлял. .
- 2 Наука как творческое восприятие-коммуникация
- Авторы развивают аспект общения, обсуждая науку как социальную деятельность и роль языка в науке, обсуждая, в частности, также примеры различных интерпретаций квантовой механики , включая возражения, выдвинутые против причинной интерпретации квантовой механики . Они отмечают, что ее математическая основа открыта для ряда модификаций, которые выходят «за рамки современной квантовой теории», например, относительно роли траекторий. [1]
- 3 Что такое порядок?
- Вводится понятие, что все процессы происходят в определенном порядке , причем конкретный порядок зависит от контекста. [2] Они различают порядки первой, второй и более высоких степеней и интерпретируют случайность как порядок бесконечной степени. В то же время сама степень зависит от контекста, а также от того, что известно и принимается во внимание относительно лежащих в основе процессов. Бом и Пит далее предлагают спектр порядка, в котором причинные законы и статистические законы представляют собой предельные случаи более общего диапазона возможностей. [3]
- 4. Генерирующий порядок и подразумеваемый порядок
- В этой главе вводятся понятия порождающего порядка и импликативного порядка , приводятся примеры, среди прочего, из математики ( фрактальный порядок, предложенный Бенуа Мандельбротом , [4] Ряд Фурье и затрагивание понятия Гете об Urpflanze и морфологии растений. [5] ) арт (по схемам [6] переход от живописи эпохи Возрождения к вихревому порядку Дж. М. У. Тёрнера , к использованию света Клодом Моне и исследованию композиции и структуры Поля Сезанна ), наука (голография, функция Грина и ее связь с диаграммами Фейнмана и принципом Гюйгенса). , а также неявный порядок Бома , суперимпликативный порядок и голодвижение в бесконечном расширении). Импликативный и порождающий порядки подчеркиваются как основа всякого опыта , доступная непосредственному опыту посредством восприятия четко определенных форм, например, реверберации более ранних музыкальных нот, или просмотра сцены фильма в целом, или различных резонансы слов и образов в поэзии. Напротив, явные порядки подчеркиваются обществом постольку, поскольку они считаются абсолютно необходимыми для его выживания и подходящими для крупномасштабной организации и технологии.
- 5. Генеративный порядок в науке, обществе и сознании
- Эти соображения развиваются дальше, цитируя, среди прочего, работы Конрада Хэла Уоддингтона , Стивена Джея Гулда , Брайана Гудвина и Руперта Шелдрейка, посвященные порождающему порядку, который лежит за пределами как ламаркизма , так и дарвинизма . В этой главе также представлен взгляд на роль человеческого творчества , когда вниманию позволено свободно двигаться, для создания «новых сенсорных порядков и структур, которые формируются в новое восприятие».
- 6 Творчество во всей жизни
- Рассмотрены индивидуальное, космическое и социальное измерения. Считается, что блокировки творчества можно преодолеть и что «ослабление» жестко удерживаемого интеллектуального содержания в неявной инфраструктуре сознания» играет главную роль в пробуждении творческого интеллекта.
- 7. Порядок между и за пределами
- Приведены примеры разработки различных заказов. Чтобы решить проблемы, стоящие перед обществом, необходимо найти не просто «промежуточные порядки» (как форму компромисса между другими порядками), но, скорее, творчески расшириться до более богатых «порядков за пределами», которые охватывают различные порядки вместе в другой форме. В качестве одного из примеров поиска «запредельного порядка» авторы приводят работу Бома и его коллеги Бэзила Хили по поиску основного предпространства , которое позволило бы устранить несовместимость квантовой теории и теории относительности. Авторы подчеркивают, что творчество, в том числе поиск «запредельных порядков», способствует «движению к новому сознанию».
Прием
[ редактировать ]Книга цитируется в сфере образования. [7] и научное образование , [8] [9] и управление знаниями , среди многих других. Ссылаясь на эту книгу, в рамках своей концепции Тотальной человеческой экосистемы Зев Наве также назвал неявные порядки «очень важными» для многофункциональных ландшафтов в ландшафтной экологии . [10]
Ссылки
[ редактировать ]- Дэвид Бом, Ф. Дэвид Пит: наука, порядок и творчество , 1987, Рутледж, 2-е изд. 2000 г. (переведено на цифровую печать 2008 г., Routledge): ISBN 0-415-17182-2
- ^ Авторы цитируют Д. Бома и Дж. П. Вигье , Physical Review , vol. 96, нет. 208 (2008)
- ^ Наука, порядок и творчество , с. 135
- ^ Наука, порядок и творчество , с. 141
- ↑ Авторы цитируют «Фрактальную геометрию природы» , Фримен, Нью-Йорк, 1983.
- ^ Авторы цитируют Рональда Х. Брэди, «Каузальное измерение морфологии Гете» , в книге Амрин, Цукера и Уиллера, ред., «Гете и науки: пересмотр» , Рейдель, Дордрехт, Голландия, 1986.
- ^ В качестве схем авторы цитируют Эрнеста Х. Гомбриха : Искусство и иллюзии , Серия Боллингена, Princeton University Press, Принстон, 1972.
- ^ Эдмунд О'Салливан: Преобразующее обучение: образовательное видение 21 века , 1999 г.
- ^ Стивен К. Флерья и Майкл Л. Бентлея: Обучение учителей начальных наук: альтернативные концепции природы науки , Преподавательское образование, том. 3, нет. 2, 1991 г., дои : 10.1080/1047621910030207 , стр. 57-67.
- ^ Филип Б.Б. Мохеноа: На пути к полностью гуманитарному научному образованию: предварительное исследование отношения будущих учителей к гуманитарному научному образованию , International Journal of Science Education, vol. 15, нет. 1, 1993, дои : 10.1080/0950069930150108 , стр. 95-106.
- ^ Зев Наве : Десять основных предпосылок целостной концепции многофункциональных ландшафтов , Ландшафт и городское планирование, 57 (2001), стр. 269–284, стр. 278
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рецензия на книгу «Наука, порядок и творчество» Детлефа Дюрра.