Том Джонс (Эдвард Герман)

«Том Джонс» — комическая опера в трёх действиях Эдварда Джермана основанная на Генри Филдинга 1749 года романе , «История подкидыша Тома Джонса» , с либретто Роберта Кортниджа и Александра М. Томпсона и стихами Чарльза Х. Тейлора .
После показа в Манчестере , Англия, опера открылась в Лондоне в театре «Аполло» 17 апреля 1907 года, и первоначально было представлено 110 представлений. В нем снимались Рут Винсент в роли Софии и Хайден Коффин в роли Тома Джонса. В 1907 году пьеса также гастролировала по провинции и была показана на Бродвее . Затем она исчезла из профессионального репертуара, но со временем стала очень популярной среди любительских коллективов.
Предыстория и постановки
[ редактировать ]Импресарио Роберт Кортнидж , отмечая в 1907 году двухсотлетие со дня рождения Филдинга, решил адаптировать роман Филдинга как комическую оперу. Он поручил Томпсону и Тейлору совместно работать над либретто, а Герману — написать музыку. Эротика романа была уменьшена для эдвардианской аудитории. Влияние предшественника Германа, Артура Салливана, оперы можно увидеть в скороговорках и псевдомадригале «Вот парадокс для влюбленных». Однако расширенные финалы и большая часть другой музыки, а также оркестровка демонстрируют более романтический стиль Германа. [ 1 ]
Премьера оперы состоялась в Принс-Театре в Манчестере , Англия, 3 апреля 1907 года, а премьера оперы состоялась в Лондоне в Театре Аполло 17 апреля 1907 года, где впервые состоялось 110 представлений. В нем снимались Рут Винсент в роли Софии и Хайден Коффин в роли Тома Джонса. Кэрри Мур сыграла Хонор, а комик Дэн Рольят сыграл Партриджа. Дочь продюсера, Сисели Кортнидж , дебютировала в профессиональной карьере в небольшой роли Рози. Эскизы костюмов выполнены К. Вильгельмом . [ 2 ]
И зрители, и критики приняли Тома Джонса с энтузиазмом. Критик Невилл Кардус писал: «На следующее утро я снова и снова слышал в своей голове большинство мелодий... Я наслаждался оркестровкой... Я возвращался к Тому Джонсу ночь за ночью; я продал несколько своих драгоценных книг, чтобы получить допуск". [ 1 ] Том Джонс все еще хорошо играл в «Аполло», когда он закрылся после 110 выступлений. Это длилось бы дольше, но Кортнидж уже забронировала тур по провинции с тем же составом. [ 1 ] Спектакль также имел популярный показ на Бродвее в Театре Астор, начиная с 11 ноября 1907 года. [ 3 ] песню «Король Нептун» из комической оперы Германии 1902 года « Веселая Англия» который вставил в третий акт . Затем он исчез из профессионального репертуара. [ 1 ]
Из-за того, что оригинальный роман воспринимался как пикантный, даже в 20 веке оперу первоначально избегали любительские исполнительские коллективы, но в конечном итоге она достигла уровня популярности, сравнимого с « Веселой Англией» . Несколько современных исполнительских групп, таких как Shaw Festival, сочли либретто чрезмерно разбавленной версией оригинального романа и выпустили переписанные версии с исправленными текстами и диалогами. Рихард Траубнер спросил в Opera News :
Но ли Том Джонс сохранился Тони Ричардсона , который нравился изысканной эдвардианской клиентуре, особенно после знаменитой киноверсии 1963 года...? Я не так уверен. Либретто почти лишено грубости, многие тексты представляют собой жалкий набор латинских оборотов и/или староанглийских фа-ла-лас, а скороговорки представляют собой бледные списки. Остается музыка Эдварда Германа, которая по большей части очень совершенна, прекрасно оркестрована и пахнет как английской сельской местностью (Сомерсет), так и лондонскими садами развлечений (Рейнела) восемнадцатого века. Каким-то образом этот композитор старинной музыки для сцены... чувствует себя более комфортно в мире оперетты с елизаветинской обстановкой своей патриотической « Веселой Англии» . хочется относиться более дерзко К Тому Джонсу , возможно, в духе «Оперы нищего» . Но это лишило бы нас возможности услышать прекрасные военные песни Германии; его запутанное и сложное написание припева; несколько очень запоминающихся песенок для субретки «Хонор»; знаменитая колоратурная песня-вальс для героини Софьи; и самое главное, его размашистые финалы, широта которых иногда просто затрагивает Ральфа Воана Уильямса Территория . Возможно, вы... устали от такого количества джигов и прочих навязчивых кантри-танцев, но это именно Эдвард Джерман для вас. [ 4 ]
Опера наиболее известна благодаря сюите из трех танцевальных номеров для оркестра и песне-вальсу в третьем акте, которую можно найти на многочисленных записях. Запись 2009 года, сделанная Наксосом, стала первой полной профессиональной записью оперы под управлением Дэвида Рассела Халма . [ 4 ] [ 5 ]
Роли и оригинальный состав
[ редактировать ]
- Том Джонс, Подкидыш ) (высокий баритон – Хайден Гроб
- Мистер Олворти, судья Сомерсетшира бас ( ) – Джон Морли
- Блифил, его племянник (баритон) – Артур Сомс
- Бенджамин Партридж, деревенский цирюльник (комический баритон) – Дэн Рольят
- Сквайр Вестерн, «прекрасный староанглийский джентльмен» (баритон) – Эмброуз Мэннинг
- Грегори, Гризл и Доббин, его слуги (баритоны) — Джей Лорье , Бернард Горси и Генри Тёрпин.
- Сквайр Клодди, Пимлотт и Тони, друзья Сквайра Вестерна (не поют)
- Офицер ( тенор ) – Гарри Уэлчман
- Два разбойника и «почтовый мальчик» (не поет)
- Официант (не говоря ни слова)
- Полковники Хэмпстед и Уилкокс (не поют)
- Том Эдвардс (не поет)
- София, дочь сквайра Вестерна ( сопрано ) – Рут Винсент
- Честь, служанка Софии ( меццо-сопрано ) – Кэрри Мур
- Мисс Вестерн, сестра сквайра Вестерна (не поет) - Мари Дальтра
- Леди Белластон, знатная дама (сопрано или меццо-сопрано) – Дора Ринольд
- Этофф, ее служанка (не говорит) – Дороти Уорд
- Хозяйка гостиницы в Аптоне (сопрано) – Флоренс Парфри
- Бесси Визиакр, Летти Уиткрофт и Рози Лукас ( Сисели Кортнидж ), Друзья Софии (не поют)
- Сьюзен, служанка в Аптоне (не поет)
- Бетти и Пегги, служанки (сопрано и меццо-сопрано)
- Хор дам, галантов, охотников, солдат и т. д.
Краткое содержание
[ редактировать ]Акт 1 – Лужайка у Сквайра Вестерн
Том Джонс, подкидыш, которого в младенчестве усыновил мистер Олверти, популярен благодаря своей сердечности и спортивному мастерству. Том влюблен в Софию, дочь сквайра Вестерна, но ее отец желает, чтобы она вышла замуж за Блайфила, племянника и наследника Олверти. Чувства Тома к Софии взаимны. Нарушающая спокойствие сестра Вестерна обвиняет Тома в непристойном поведении с горничной Софи, Онор, но это ложное обвинение опровергается, и Хонор объединяется с Грегори, местным юношей. Блайфил также пытается опорочить благородную репутацию Тома, но Хонор его перехитрила.
Блифил делает предложение Софии, но получает отказ. Он и Том дерутся, и Том сбивает его с ног. Вестерн сердито отвергает просьбу Тома о руке Софии. Олверти отрекается от Тома, а София находится в опале у Сквайра Вестерна.
Акт 2 – Гостиница в Аптоне
София в сопровождении Хонор сбежала, намереваясь найти убежище у леди Белластон, своей кузины, в Лондоне. Блайфил и Сквайр Вестерн прибывают в гостиницу в погоне. Там они встречают Бенджамина Партриджа, деревенского парикмахера и шарлатана, который, как выясняется, что-то знает о рождении подкидыша Тома. Прибывают София и Хонор, но они и их преследователи не подозревают о присутствии друг друга. Следующими прибывают Том с леди Белластон, которую он спас от разбойников. Она очень увлечена своим доблестным спасителем, и София, полагая, что Том лжет, сразу же уходит. Он отправляется в погоню за ней.
Акт 3 – Сады Ранела
София переехала жить к своей кузине леди Белластон и прочно обосновалась в лондонском обществе. Том находит Софию, которая в конце концов понимает, что ошиблась, усомнившись в его верности ей. Партридж рассказал Вестерну тайну рождения Тома: он старший племянник и наследник Олверти, и теперь Вестерн с радостью соглашается на брак Тома и Софии.
Музыкальные номера
[ редактировать ]- Введение
Акт 1
- 1. «Разве вы не находите погоду очаровательной?» (Припев)
- 2. «Январским утром» (Сквайр Вестерн, Хор)
- 3. «Парень из Вест-Кантри» (Том, припев)
- 4. «Сегодня мой спинет» (Софья)
- 5. «Мудрость говорит: Festina Lente» (София, Честь, Том)
- 6. «Ячменная коса» (Хонор и Грегори, с Бетти, Пегги, Доббином, Гризлом)
- 7. Мадригал: «Вот парадокс для влюбленных» (София, Хонор, Том, Олверти)
- 8. Финал 1 акт (Ансамбль)
Акт 2
- 9. «Скорее, суета! Скорей, суета!» (Хор, Хозяйка, Офицер)
- 10. «Человек из частей» (Куропатка, хор)
- 11. «Мечта дня, Джилл» (София)
- 12. «Гурт дядя Ян Таппит» (Грегори, хор)
- 12а. «На карету миледи напали» (Припев, Хозяйка)
- 13. «Как все девицы» (Честь)
- 14. Смеющееся трио: «У тебя очень остроумный характер» (Хонор, Грегори, Партридж)
- 15. «Солдатская алая шинель» (Томь, припев)
- 16. «Любовь делает сердце прекрасным садом» (Софья, хор)
- 17. Финал 2 акта (Ансамбль)
Акт 3
- 18. Вступление к третьему акту « Танец Морриса».
- 18а. Гавот: «Стекло моды, форма формы» (Припев)
- 19. «Зеленая ленточка» (Честь, мужской хор)
- 20. «Если содержание любви» (Том)
- 21. Баркарола: «Обмани, обмани, музыкой сладкой» (Трио женских голосов, хор)
- 21а. Речитатив и песня-вальс: «Каково мое истинное я?» ... «На сегодняшний вечер» (София)
- 22. «Говорит изношенная пила» (Хонор, Партридж, Грегори)
- 22а. Мелос
- 23. Финальный акт 3: «Слушайте! Веселые свадебные колокола» (ансамбль)
Дополнительные музыкальные номера, вырезанные из оригинальной постановки, но включенные в запись Naxos 2009.
- Песня: Подкидыш (Том)
- Песня: Ночью и днём (Софья)
- Трио: Пойдем со мной, моя дорогая (София, Хонор, Том)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Подробные аннотации и информация о записи 2009 года.
- ^ "Искусство мистера Питчера" - некролог The Times, 3 марта 1925 г.
- ^ « Том Джонс » . IBDB.com . База данных Интернет-Бродвея .
- ^ Jump up to: а б Траубнер, Ричард . «Немецкий: Том Джонс » . Opera News , февраль 2010 г., вып. 74, нет. 8, по состоянию на 1 декабря 2010 г.
- ^ Эддинс, Стивен. Том Джонс , опера на AllMusic . Проверено 31 января 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вокальная партитура
- Том Джонс в дискографии Эдварда Германа
- в иллюстрированной пьесе
- Том Джонс в «Путеводителе по легкой опере и оперетте»
- Описание Тома Джонса
- Информация об опере с фотографиями
- Примечания к вкладышу Наксоса
- Обзор в Outlook
- Фотографии из постановки 1923 года.
- Том Джонс в базе данных Internet Broadway