Роберт Кортнидж

Роберт Кортнидж (29 июня 1859 — 6 апреля 1939) — британский театральный менеджер-продюсер и драматург. Его лучше всего помнят как соавтора лёгкой оперы «Том Джонс» (1907) и продюсера «Аркадийцев» (1909). Он был отцом актрисы Сисели Кортнидж , сыгравшей во многих его постановках начала 20 века.
Кортнидж начинал как комический актер в конце 1870-х годов, работая с Кейт Сэнтли , Джорджем Эдвардсом и другими. В начале 1890-х он гастролировал по Австралии с Edwardes и JC Williamson компаниями . В 1896 году он стал театральным менеджером в Манчестере , а затем театральным продюсером Вест-Энда. В первые годы 20-го века он начал ставить музыкальные театральные постановки, а также писать или соавтор книг для некоторых своих постановок, включая «Том Джонс» (1907). Среди его самых популярных постановок - «Аркадийцы» (1909), «Принцесса Каприс» (1912), «О! Ой! «Дельфина» (1913) и «Звезда кино» (1914). В 1917 году он поставил популярный мюзикл «Мальчик» .
После войны он представил Пэдди «Следующее лучшее» , который продержался долгое время, а затем отправился с гастрольной труппой в Австралию, представив репертуар комедий. В 1920-х годах он вернулся к продюсированию туров по британским провинциям и стал арендатором театра «Савой» , представляя смесь постановок, от Шекспира до фарса. Будучи пожизненным социалистом, он присоединился к другим менеджерам в кампании за справедливую оплату труда и обращение с актерами. Он также ненадолго вернулся к актерскому мастерству. Позже в том же десятилетии он представил больше мюзиклов и оперетт Вест-Энда, продюсируя свое последнее шоу в 1930 году. В 1933 году он написал роман « Джудит Клиффорд» .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]
Кортнидж родилась в Глазго , Шотландия. [ 1 ] Он выступал как актер-любитель в Эдинбурге , а затем в Манчестере . [ 2 ] На Рождество 1878 года он дебютировал в пантомиме «Дети в лесу» в Театре Принца в Манчестере. [ 1 ] Он гастролировал с компаниями Чарльза Диллона и Барри Салливана . [ 3 ] а позже с Кейт Сэнтли , играющей Хамета Абенселла в Вете (1886). [ 4 ] В 1885 году он сыграл мистера Дринкуотера в « » Г. Дж. Байрона , Дне открытых дверей спектакле, который газета Manchester Guardian оценила как «хорошо изученный набросок тщеславного и раздражительного старого вдовца». [ 5 ] Он дебютировал в Лондоне в 1887 году в театре Адельфи в спектакле «Колокола Хаслемира» . [ 1 ] Среди других его ролей - Пепин в » Огюста Коэдса Роберта Риса английской версии «Жируэты (1889) и майор Стикс в шотландском мюзикле «Пим Пом», действие которого происходит в обезьяннике в зоопарке. [ 6 ]
Женой Кортнидж была Розалин Мэй, урожденная Адамс (сценическое имя Рози Нотт). Она была дочерью певицы и актрисы Сисели Нотт и сестрой трех других актрис, включая Аду Бланш , известную звезду пантомимы. [ 7 ] В 1892 году Кортнидж с женой отправился в Австралию, где он играл комические роли в труппе Джорджа Эдвардса « Веселье » в бурлесках , «Кармен до даты» , «Фауст в курсе» , «Мисс Эсмеральда» и «Жанна д'Арк» . [ 3 ] Он и его жена оставались в Австралии в 1893 и 1894 годах; он присоединился к труппе Джей Си Уильямсона , появляясь в фильмах «На переменах» , «Маскотта» , «Сладкая лаванда» и «Принцесса Ида» , а также в пантомиме. [ 8 ] Его дочь Сисили родилась, когда он и его жена были в Сиднее. [ 7 ]
Вернувшись в Англию, Кортнидж гастролировала с Кейт Вон и Мэй Фортескью . [ 1 ] а в 1895 году он сыграл Гроссмита роль губернатора во время турне его превосходительства ; The Manchester Guardian написала: «Мистер Кортнидж… хотя и обладает очень небольшими вокальными способностями, но умеет петь скороговорку». [ 9 ] К 1896 году он принял участие в 19 рождественских пантомимах. [ 8 ]
Управление
[ редактировать ]В 1896 году Кортнидж стала менеджером Принс-Театра в Манчестере. В следующем году, анализируя его прогресс на сегодняшний день, The Manchester Guardian написала:
Г-н Роберт Кортнидж взял на себя некоторые обязательства, которые обещают сохранить прежний престиж Театра Принца как особого дома в Манчестере комедии, легкой оперы и музыкального фарса. Среди экспонатов можно упомянуть «Тётя Чарли» , «Марокко Баунд» , «Монте-Карло» , «Ньюмаркет» , «Джентльмен Джо» , новую пьесу мистера Джорджа Дэнса, «Новую барменшу» , «Гейшу» , «Дика Терпина в модном стиле» , мистера Эдварда Терри» «Сезон , визит компании Карла Розы , мисс Ольги Нетерсол Сезон , Леди Рави , Маленький Тич в Лорде Томе Нодди , Белый Слон , Балетница , Циркачка , мистер Ван Бьен в «Сломанной мелодии» , мистер Артур Робертс в «Денди Дэн-спасатель» . Новая пьеса г-на Дж. Х. Маккарти « Мой друг-принц» , Макс О'Релл в «На континонге » и г-н Льюис Уоллер в новой пьесе г-на Сиднея Гранди ». [ 10 ]

Кортнидж оставался руководителем Театра Принца до 1903 года, но он также зарекомендовал себя как продюсер и режиссер в лондонском Вест-Энде. В 1898 году он поставил успешный Джорджа Дэнса и Карла Киферта мюзикл «Весёлая Гризетта» . [ 3 ] Среди его более поздних постановок в Манчестере был «Сон в летнюю ночь» 1901 года, в котором Боттома сыграла У. Х. Денни , а крошечную роль Пизблоссом исполнила восьмилетняя дочь Кортнидж Сисели, дебютировавшая на сцене. [ 7 ] [ 11 ]
Покидая Манчестер через семь лет, Кортнидж получил в подарок свиток с надписью представителей театральной профессии во главе с Генри Ирвингом и местной общественностью во главе с К. П. Скоттом «тому, кто так много сделал для чести и достоинства английской сцены». . [ 12 ] Его карьера продюсера-режиссера продолжилась в Вест-Энде. Джордж Эдвардс пригласил его поставить Ивана Кэрилла комическую оперу «Герцогиня Данцич » в 1903 году. [ 1 ] Как независимый продюсер Вест-Энда, Кортнидж начала свою деятельность в 1905 году с «Голубой луны» . [ 13 ] Вскоре он начал работать над сборниками мюзиклов, которые он продюсировал, хотя в некоторых случаях он вносил лишь минимум, необходимый для того, чтобы он мог претендовать на авторские права и гонорары за произведение. [ 3 ] Среди произведений, приписываемых ему как солибреттисту, - «Доярки» (1906) и «Том Джонс» (1907). [ 3 ]
В 1909 году Кортнидж стал арендатором театра Шефтсбери . [ 1 ] В том же году он добился самого большого успеха с «Аркадианцами» , в котором было дано более 800 представлений. [ 1 ] За этим в 1911 году последовала «Мусме» , восточная пьеса в духе, уже знакомом по «Микадо» , «Гейше» и «Сан Той» . [ 14 ] Несмотря на щедрую постановку, включая захватывающую сцену землетрясения, [ 15 ] это имело лишь скромный успех. [ 3 ]
В 1912 году Кортнидж присоединилась к нескольким другим менеджерам театра, выступившим против попытки отменить театральную цензуру. Менеджеры считали, что лицензия лорда -камергера на представление произведения застраховала их от судебных исков со стороны полиции, местных властей или кого-либо еще. Среди тех, к кому Кортнидж присоединилась в этом успешном противостоянии, были Эдвардс, Герберт Бирбом Три , Чарльз Фроман , Джеральд дю Морье и Руперт Д'Ойли Карт . [ 16 ] В том же году Кортнидж представила английскую версию Лео Фолла оперы « Любовь Августина» в роли принцессы Каприс с актерским составом, включающим Кортис Паундс и дочь Кортнидж Сисели. [ 17 ] В театральных кругах бытовало мнение, что восхождение Сисили к звездному статусу было связано скорее с тем, что она была дочерью Роберта Кортниджа, чем с каким-либо особым талантом. [ 7 ]

Из двух постановок Кортниджа 1913 года Ивана Кэрилла американский мюзикл Oh! Ой! «Дельфина» получила теплый прием, но «Жемчужная девушка» имела умеренный успех. [ 3 ] В 1914 году Сисили Кортнидж и Джек Халберт снялись в фильме «Звезда кино» , адаптации Халберта и Гарри Грэма « Die Kino-Königin» , немецкой комической оперы Жана Гилберта 1913 года . Для Кортнидж это был успех, и в театре Шефтсбери собирались полные залы , пока Великобритания и Германия не вступили в войну в августе 1914 года; Антигерманские настроения привели к преждевременной и резкой остановке гонки. [ 7 ] Следующие шоу Кортнидж: «Моя леди Фрейл» , «О, Цезарь!» и «Светлый блюз» (все 1916 год, последний из которых включал молодого Ноэля Кауарда ) в состав [ 18 ] все провалилось, [ 19 ] а патриотическая оперетта «Молодая Англия» имела лишь скромный успех. [ 3 ]
После этих финансовых неудач Кортнидж поставила менее дорогие феерии в провинции , в том числе «О, Цезарь!» «Ярмарка юбок» , «Ярмарка модниц» (последние две из которых он написал) и «Слишком много девушек» . Он поставил популярный мюзикл «Мальчик» (1917) в театре Адельфи . [ 3 ]
1920-е и 30-е годы
[ редактировать ]
В 1920 году Кортнидж представила немузыкальную комедию «Пэдди: следующая лучшая вещь» в театре «Савой» . Рецензент «Таймс» выразил надежду, что люди в Ирландии не услышат о шоу: «В Ирландии достаточно недовольств, с которыми можно продолжать». [ 20 ] Тем не менее, спектакль имел успех, было проведено 867 представлений. [ 21 ] После этого Кортнидж отправилась с гастрольной труппой в Австралию, представив репертуар комедий, в том числе «Человек из Торонто» , » Сомерсета Моэма и «Дом и красота произведение австралийского автора « Спасение благодати ». Среди членов компании была младшая дочь Кортнидж Розалин. [ 22 ] Он вернулся в Англию через США, где подарил Пэдди «Следующее лучшее в Нью-Йорке». [ 1 ] Александр Вулкотт в «Нью-Йорк Таймс» восхвалял его не больше, чем его критически настроенный коллега в Лондоне, но пьеса прошла хорошо. [ 23 ]
В 1920-х годах Кортнидж вернулась к продюсированию турне по британским провинциям, в том числе к старомодной «Габриэль» (1921; сочинение Джорджа Клутсэма , Арчибальда Джойса и других), которая имела успех в течение нескольких лет. [ 3 ] В 1923 году он стал арендатором театра «Савой», где его первой постановкой стала «Молодая идея» 22-летнего Кауарда. [ 24 ] За этим он поставил смесь постановок, от Шекспира до фарса. [ 25 ]
В 1920-е годы Кортнидж, пожизненный социалист, присоединился к другим менеджерам, включая Артура Буршье, в кампании за справедливую оплату участников хора и исполнителей небольших партий. Многие другие руководители в этом отставали, например, не выплачивая зарплату во время репетиций. В 1924 году Кортнидж сказал: «Существует большая часть театральных менеджеров, которые не будут поступать справедливо. Актер снова прижат к стене и вынужден бороться за свои права». [ 26 ] Ранее он вышел из Ассоциации актеров, одним из основателей которой он был, не соглашаясь с ее политикой закрытия цехов , но его негодование по поводу предложенного нового стандартного контракта для актеров заставило его вернуться в нее. [ 27 ]
В 1925 году Кортнидж ненадолго вернулась к актерской деятельности. После пробы в своем старом манчестерском театре «Принц» он принес в «Савой» старый фарс «О переменах» , получив хорошие отзывы за исполнение главной роли тщеславного и обидчивого шотландского профессора, которую он впервые сыграл в 1880-х годах. . [ 28 ] [ 29 ] Хотя Сисели после Первой мировой войны делала карьеру вне его руководства, Кортнидж регулярно включала свою младшую дочь Розалину в свои роли в таких пьесах, как «Спорт королей» (1924) и «Несправедливый пол» (1925), вплоть до ее ранней смерти в 1925 году. 1926 год, в возрасте 23 лет. [ 30 ]
Кортнидж вернулась к представлению музыкальных шоу в Вест-Энде в 1927 году, поставив Легара » «Голубую мазурку (1927) с английскими стихами Гарри Грэма в Театре Дейли . [ 31 ] Его последним лондонским мюзиклом была «Дамасская роза» (1930), попытка подражать музыке Шопена успеху « Время сирени» , пьесы, написанной на . музыку Шуберта Адаптацию подготовил Клутсэм (который адаптировал «Время сирени »), а Кортнидж была соавтором книги. В сильный состав входил Уолтер Пассмор , и пьеса получила дружеские отзывы. [ 32 ] (1930) на гастролях у принца Его последней постановкой был мюзикл «Лаванда» на музыку Клутсама. [ 2 ] [ 3 ] В том же году Кортнидж опубликовал мемуары « Я когда-то был актером» , а в 1933 году написал роман « Джудит Клиффорд» . [ 1 ]
Кортнидж удалился в Брайтон , где и умер в 1939 году в возрасте 79 лет. [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Некролог, г-н Роберт Кортнидж», The Times , 8 апреля 1939 г., стр. 14
- ^ Jump up to: а б с «Мистер Р. Кортнидж», Manchester Guardian , 8 апреля 1939 г., стр. 7
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Роберт Кортнидж» , Британский музыкальный театр , Архив Гилберта и Салливана, по состоянию на 10 августа 2011 г.
- ^ «Вета», The Era , 4 сентября 1886 г., с. 14
- ^ «Театр комедии», The Manchester Guardian , 2 сентября 1885 г., стр. 5
- ^ «Пим Пом», The Era , 1 марта 1890 г., стр. 11
- ^ Jump up to: а б с д и Пепис-Уайтли, Д. «Кортнидж, дама (Эсмерельда) Сесили (1893–1980)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004; онлайн-издание, январь 2011 г., по состоянию на 8 августа 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б «Игроки того времени», The Era , 18 апреля 1896 г., стр. 10
- ^ "Королевский театр", The Manchester Guardian , 4 июня 1895 г., стр. 5
- ^ «Манчестерский драматический сезон 1897 года», The Manchester Guardian , 13 марта 1897 года, стр. 7
- ^ «Театры», The Manchester Guardian , 24 сентября 1901 г., стр. 5
- ^ «Г-н Роберт Кортнидж – Прощальная презентация», The Manchester Guardian , 18 февраля 1903 г., стр. 12
- ^ «Голубая луна», Иллюстрированная пьеса , май 1905 г., стр. 121–36.
- ^ «Новая японская пьеса», The Observer , 10 сентября 1911 г., стр. 8
- ^ «Театр Шефтсбери – Мусме », The Times , 11 сентября 1911 г., стр. 9
- ^ «Менеджеры театра и цензура – петиция королю», The Times , 1 апреля 1912 г., стр. 12
- ^ «Театры», The Times , 6 мая 1912 г., стр. 12.
- ^ «Хронология» , Общество Ноэля Кауарда, по состоянию на 10 августа 2011 г.
- ^ Гэй, с. 492
- ^ «Пэдди - следующая лучшая вещь», The Times , 6 апреля 1920 г., стр. 8
- ^ Тревин, JC "Столетие театра Савой", Illustrated London News , 31 октября 1981 г., стр. 69
- ^ «Мистер Роберт Кортнидж – Снова в Австралии» , The Argus , 9 июня 1920 г., стр. 10
- ^ Вулкотт, Александр. «Пьеса – импорт из Лондона» , The New York Times , 28 августа 1920 г.
- ^ «Театры – планы г-на Кортниджа», The Times , 13 ноября 1922 г., стр. 10
- ^ «Театры», The Times , 28 августа 1924 г., стр. 8
- ^ «Контракт с гильдией сцены денонсирован - апелляция г-на Кортниджа», The Times , 9 сентября 1924 г., стр. 10
- ^ Этот контракт между менеджерами и Сценической гильдией, не входящей в профсоюз, отменил минимальный период найма, позволил менеджерам платить некоторым актерам меньше минимальной заработной платы и предусматривал немедленное увольнение любого исполнителя, который не был идеальным на словах, после третьей репетиции. . Кортнидж назвала эти условия «скандально несправедливыми». См. «Контракт с гильдией сцены денонсирован – апелляция г-на Кортниджа», The Times , 9 сентября 1924 г., стр. 10
- ↑ Manchester First Nights», The Manchester Guardian , 4 июня 1925 г., стр. 11.
- ^ «Театр Савой – «О переменах»», The Times , 29 июня 1925 г., стр. 16
- ^ «Мисс Розалин Кортнидж», The Times , 9 декабря 1926 г., стр. 11
- ^ «Театр Дейли - «Голубая мазурка»», The Times , 21 февраля 1927 г., стр. 10
- ^ «Театр Принца – Дамасская роза », The Manchester Guardian , 4 февраля 1930 г., стр. 13, «Театр Савой – «Дамасская роза», The Times , 27 марта 1930 г., стр. 13. 12, и « Дамасская роза », The Observer , 30 марта 1930 г., с. 15
Ссылки
[ редактировать ]- Кортнидж, Роберт, Автобиография: Однажды я был актером (Хатчинсон, Лондон, 1930)
- Гэй, Фреда, изд. (1967). Кто есть кто в театре (четырнадцатое изд.). Лондон: сэр Исаак Питман и сыновья. OCLC 5997224 .