Льюис Уоллер

Уильям Уоллер Льюис (3 ноября 1860 — 1 ноября 1915), известный на сцене как Льюис Уоллер , был английским актёром и театральным менеджером, хорошо известным на лондонской сцене и в английских провинциях.
После раннего опыта работы в труппах Дж. Л. Тула и Хелены Моджеска с 1883 года, Уоллер к концу 1880-х годов стал известен своими романтическими ролями как в Шекспире, так и в популярных костюмированных драмах викторианской и эдвардианской эпох. Он привлек большое количество поклонниц, которые сформировали громкий и заметный фан-клуб. Он также пробовал свои силы в организации гастролей в 1885 и 1893 годах, а затем стал актером-менеджером . Королевского театра в Хеймаркете в середине 1890-х годов На рубеже веков он вернулся к менеджменту и оставался актером-менеджером до конца своей карьеры, как в Лондоне, так и на гастролях.
Несмотря на свой коммерческий успех в таких ролях, как главные роли в Бута Таркингтона » «Месье Бокере и Артура Конан Дойля » «Бригадир Джерард , Уоллер очень предпочитал играть в Шекспире, в котором его роли варьировались от Ромео до Отелло. Среди созданных им ролей был сэр Роберт Чилтерн в комедии Оскара Уайльда 1895 года «Идеальный муж» .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Уоллер родился в Бильбао , Испания, в семье английского инженера-строителя Уильяма Джеймса Льюиса и его жены Карлотты, урожденной Вайс. [1] Он получил образование в школе Королевского колледжа на юго-западе Лондона. [1] после чего, намереваясь продолжить коммерческую карьеру, он изучал языки на континенте. [2] С 1879 по 1883 год он работал клерком в лондонской фирме, принадлежавшей его дяде. [1] В 1882 году он женился на Флоренс Изабелле Брэндон (1858–1912), которая вскоре после этого стала профессиональной актрисой под именем Флоренс Уэст. У них родились сын и дочь. [3]

После участия в любительских спектаклях Уоллер решил сделать карьеру на сцене и в 1883 году был нанят Дж. Л. Тулом. Его первой ролью стала Достопочтенная. Клод Лорример в фильме Г. Дж. Байрона « Любимая дяди Дика» , в котором он был заявлен как «Уоллер Льюис». [4] К маю того же года он принял сценический псевдоним Льюис Уоллер. [5] В том же месяце он появился в Королевском театре Друри-Лейн на благотворительном утреннике для Благотворительного фонда актеров с труппой Тула и такими современными звездами, как Ратленд Баррингтон , Лайонел Бро , Артур Сесил , Нелли Фаррен , Джордж Гроссмит , Генри Ирвинг и Эллен. Терри . [6] Он оставался в компании Тула в течение года, играя легкие комедии и детские роли. Он присоединился к гастролирующей труппе, сыграв центральную роль, слепого Гилберта Воана, в спектакле Вызванный обратно» « Хью Конвея , инсценированном Дж. Коминсом Карром . [7] Он вернулся в Лондон в марте 1885 года, чтобы играть в Лицейском театре в труппе Хелены Моджески в роли аббата в «Адриенне Лекуврёр» , а затем гастролировал с ней, сыграв такие роли, как Мортимер в «Марии Стюарт» и Орландо в «Как вам это понравится» ; [7] Газета Manchester Guardian сообщила о последнем, что он «сохранил Орландо должным образом простодушным и сделал его энергичным и галантным молодым поклонником». [8]
Ближе к концу 1885 года Уоллер впервые рискнул заняться менеджментом, гастролируя по постановке « Called Back» , переключившись на роль доктора Бэзила Норта, в которой Manchester Guardian сочла его «слишком мелодраматичным». [9] Тур был умеренно успешным, но не таким, чтобы побудить Уоллера на данный момент поставить новые постановки. [7]
Роли Вест-Энда
[ редактировать ]Уоллер вернулся в Вест-Энд , работая на нескольких менеджеров. В театре «Стрэнд» в начале 1887 года он сыграл Роя Карлтона в «Джеке из коробки» , который его биограф в Оксфордском национальном биографическом словаре описывает как его первый значительный успех в Лондоне. [1] В Opera Comique он сыграл Эрнеста Вейна в «Масках и лицах». [10] и Капитан Абсолют в «Соперниках» ; а в театре «Гейети» он сыграл Жака Розни в «Гражданской войне» . [7]

Затем Уоллер присоединился к Уильяму Хантеру Кендалу и Джону Хэру в театре Сент-Джеймс , где он сыграл герцога де Блиньи в «Айронмастере» , сэра Джорджа Барклая в «Леди Кланкарти» и лорда Ардена в «Секрете жены» . Когда Ратленд Баррингтон взял на себя управление «Сент-Джеймс» в 1888 году, Уоллер сыграл Джорджа Сабина в «Дочери декана» и Ральфа Крэмптона в «Брантингем-холле» . [7] Рудольф де Кордова в биографическом очерке 1909 года отмечает: «В этот период лишь немногие театры давали регулярные дневные спектакли, так что актеры по большей части работали только вечером. Однако многие утренники проводились для того, чтобы представить новые пьесы и новые актеры, и таким образом мистер Уоллер сыграл большое количество новых ролей, все эфемерного характера». [11] В частности, он сыграл несколько ролей Ибсена в этих утренниках в начале 1890-х годов, привлекая к нему внимание влиятельных людей в театре, таких как Уильям Арчер , Джейкоб Грейн и Бернард Шоу . Уоллер играл Освальда в «Призраках» , Ловборга в «Гедде Габлер» , Росмера в «Росмерсхольме» и Солнесса в «Мастере-строителе» . ОДНБ отмечает, что Арчер был «рад, что известный актер из Вест-Энда внес свой вклад в возрождение Ибсена, но знал, что Уоллер не смог преодолеть ни неадекватный период репетиций пьес, ни его опыт ярких выступлений в Вест-Энде». [1]

В октябре 1893 года Уоллер вернулся к управлению, организовав турне Уайльда « Женщина, не имеющая значения» , в которой он сыграл лорда Иллингворта, а его жена сыграла миссис Арбутнот. The Manchester Guardian назвала ее «сносной туристической компанией, в которой никто не пользуется большой известностью». [12] Вернувшись в Лондон, Уоллер в партнерстве с Х. Х. Морреллом арендовал Королевский театр в Хеймаркете, пока его постоянный арендатор Герберт Бирбом Три находился на гастролях в США. Он начал с премьеры «Идеального мужа» Уайльда , сыграв сэра Роберта Чилтерна в актерском составе, в который входили его жена в роли миссис Чивли, Джулия Нилсон в роли леди Чилтерн и Чарльз Хоутри в роли лорда Горинга. [13] Уоллер и Моррелл оставались у руля до 1897 года, когда Три пригласил Уоллера присоединиться к его труппе в недавно отстроенном Театре Ее Величества .
Уоллер оставался с Три в течение трех лет, сыграв широкий спектр ролей, в том числе романтические роли в популярных костюмированных драмах, а также в роскошных шекспировских постановках Три, Лаэрта в «Гамлете» , Брута в «Юлии Цезаре» , Фолконбриджа в «Короле Иоанне» и Лисандра в «Сне в летнюю ночь». . [14]
Двадцатый век
[ редактировать ]
Покинув компанию Три, Уоллер вернулся к менеджменту и оставался актером-менеджером до конца своей карьеры. Хотя он любил играть Шекспира, добавляя в свой репертуар роли Ромео, Отелло и Генриха V, по коммерческим причинам он был наиболее известен как звезда безрассудных романов. Его особенно отождествляли с главными ролями в постановках Бута Таркингтона » «Мосье Бокера и Артура Конан Дойля » «Бригадира Джерарда . [1] В фильме о последнем он снялся в 1915 году. [15]
Критик Хескет Пирсон похвалил Уоллера за «его красивую внешность [и] его мужественную игру и яркий голос», который «звенел в театре, как колокол, и шевелился, как труба». [16] У Уоллера было много поклонников-энтузиастов-женщин, которые сформировали клуб, известный как KOW [Keen On Waller] Brigade. [16] Пирсон посетовал, что «ребяческий характер пьес, которые он обычно ставил, и подростковое поведение его поклонниц не позволяли многим людям оценить его великолепный дар декламатора риторики Шекспира и часто подвергали его насмешкам». [17]
В 1911 и 1912 годах Уоллер совершил турне по США, Канаде и Австралии. В его отсутствие умерла его жена. [1] » Мэй Мартиндейл Его последней пьесой была «Все игроки , которая открылась в театре Уиндемс в Лондоне в июне 1915 года, с Джеральдом дю Морье и Мэдж Титерадж в главных ролях. The Manchester Guardian назвала постановку «личным актерским триумфом Льюиса Уоллера». [18] После выступления в Вест-Энде Уоллер взял спектакль на гастроли, во время которых он заболел пневмонией , от которой умер в Ноттингеме за два дня до своего 55-летия. [18]
Записи
[ редактировать ]Уоллер сделал небольшое количество записей для Gramophone Company :
Записано 3 января 1907 г.:
- 1351: « Атака лёгкой бригады » (Теннисон) (матрица 9641b)
- 1359: Речь Генриха V (Шекспира) (матрица 9639b)
- 1360: « Баллада о Кламфердауне» (Киплинг) (матрица 9640b)
- 1361: " Снарлейоу " (Киплинг) (матрица 9640b)
Записано 4 августа 1911 г.:
- 1442: Генрих V в Харфлере от Генриха V (Шекспира) (матрица y13914e), также выпущен на E164.
- 1443: «Атака легкой бригады» (Теннисон) (матрица y13915e), также выпущена на E164. [19]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Емельянов, Виктор. «Уоллер, Льюис (1860–1915)» , Оксфордский национальный биографический словарь, Oxford University Press, 2004; онлайн-издание, январь 2011 г., по состоянию на 26 сентября 2012 г. (требуется подписка)
- ^ Кордова, с. 1
- ^ «Уильям Уоллер Льюис, он же Льюис Уоллер» , Ancestry.co.uk, по состоянию на 18 апреля 2021 г.
- ^ Кордова, с. 1 и «Театры», The Observer , 25 марта 1883 г., стр. 4
- ^ «Уведомления», The Times , 30 мая 1883 г., стр. 10
- ↑ Афиша Королевского театра, 29 мая 1883 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Кордова, с. 2
- ^ «Королевский театр», The Manchester Guardian , 4 июня 1885 г., стр. 5
- ^ «Театр принца», The Manchester Guardian , 17 ноября 1885 г., стр. 8
- ^ "Театр Opera Comique", The Observer , 27 марта 1887 г., стр. 3
- ^ Кордова, стр. 2–3.
- ^ «Театр принца», The Manchester Guardian , 31 октября 1893 г., стр. 5
- ^ «В пьесе», The Observer , 6 января 1895 г., стр. 7
- ^ Кордова, с. 4
- ↑ «Бригадир Жерар» , Британский институт кино, по состоянию на 1 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Пирсон, с. 41
- ^ Пирсон, с. 42
- ^ Jump up to: а б «Мистер Льюис Уоллер», Manchester Guardian , 2 ноября 1915 г., стр. 10
- ^ Руст, с. 52
Ссылки
[ редактировать ]- Кордова, Рудольф де (1909). Роли, которые я сыграл: фотографическая и описательная биография г-на Льюиса Уоллера . Лондон: Эбби Пресс. OCLC 220723248 .
- Пирсон, Хескет (1950). Последние актеры-менеджеры . Лондон: Метуэн. ОСЛК 236244 .
- Раст, Брайан (1975). Граммофонные пластинки Первой мировой войны: каталог HMV 1914–1918 гг . Ньютон Эббот: Дэвид и Чарльз. ISBN 0715368427 .