Джон Лоуренс Тул
Дж. Л. Тул | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Джон Лоуренс Тул 12 марта 1830 г. Сент-Мэри-Акс , Лондонский Сити, Англия |
Умер | 30 июля 1906 г. Брайтон , Сассекс, Англия | (76 лет)
Годы активности | 1852–1893 |
Джон Лоуренс (Дж.Л.) Тул (12 марта 1830 – 30 июля 1906) был английским комическим актером, актером-менеджером и театральным продюсером. Он прославился своими ролями в фарсах и серьезно-комических мелодрамах, его карьера длилась более четырех десятилетий, и он был первым актером, в честь которого был назван театр Вест-Энда .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Тул родился в Лондоне , младший сын Джеймса Тула и его жены Элизабет. Его отец был посыльным Ост-Индской компании и в течение нескольких лет швейцаром в Олд-Бейли, который в течение многих лет в 1840-х годах исполнял обязанности тамады в лондонском Сити. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Он получил образование в школе лондонского Сити с 1841 по 1845 год и начал работать клерком в конторе виноторговца. [ 3 ] В 1854 году Тул женился на Сьюзен Хейл (урожденной Каслейк), вдове на пять лет старше его. У них были сын Фрэнк Лоуренс и дочь Флоренс Мейбл, но оба ребенка умерли в возрасте 20 лет. [ 4 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Тул начал свою актерскую карьеру, обучаясь в качестве любителя в Городском театральном клубе, начиная с 1850 года, а также выступая в других любительских спектаклях и в комических зарисовках. Он заслужил хорошую известность, особенно в роли Джейкоба Эрвига в «Сапогах у лебедя» , и вскоре встретил Чарльза Диккенса , который слышал о нем и пришел посмотреть, как он играет. [ 5 ] Его роль Симмонса в «Уивер Спиталфилдс» Томаса Хейнса Бэйли. [ 6 ] в театре Хеймаркет , 22 июля 1852 года. [ 7 ] было объявлено его «первым появлением» на сцене. [ 8 ] Вдохновленный Диккенсом, он появился позже в том же году в Королевском театре в Дублине под руководством Чарльза Диллона и к 1853 году стал главным « низким комиком » в Королевском театре в Эдинбурге . Его старший брат Фрэнсис был его менеджером на протяжении всей его карьеры. [ 2 ] В течение следующих двух лет он широко выступал в Ирландии и Шотландии, завоевав репутацию человека, обладающего солнечной импровизированной комедией, юмористическими выражениями и уникальным комическим голосом, свободой в своих текстах и привлекательным взаимопониманием с публикой. [ 1 ]


В 1854 году [ 9 ] Тул сделал свое первое профессиональное выступление в Лондоне в театре Сент-Джеймс , сыграв Сэмюэля Пеписа в «Сопернике короля » Тома Тейлора и Чарльза Рида и Уизела в «Моем друге майоре» Чарльза Селби . [ 3 ] [ 5 ] Там он также играл в Boots at the Swan и Honors before Titles . [ 10 ] Он вернулся в провинцию, но к 1856 году был занят в Лондоне в Театре «Лицеум» , в том числе в роли Илариона Фанфаронады в «Бельфегоре» , в котором Мари Уилтон впервые появилась в Лондоне. [ 11 ] После этого он часто выступал с Уилтоном. [ 5 ] В 1857 году, добившись большого успеха в Лондоне в роли Пола Прая в Джона Пула одноименном фарсе , он совершил свое первое из многих успешных летних турне по провинции и впоследствии часто повторял этого персонажа. Во время этого первого турне он встретился и выступал вместе с Генри Ирвингом , и они оставались близкими друзьями на протяжении всей своей долгой карьеры. [ 3 ] В 1858 году он добился заметного успеха, сыграв роль Тома Крэнки в Джона Холлингсхеда фарсе «Место рождения Поджерсов». [ 1 ]
Пиковые годы
[ редактировать ]В 1858 году по предложению Диккенса [ 5 ] Тул присоединился к Бенджамина Вебстера труппе в театре Адельфи и зарекомендовал себя как фарсёр, сыграв, среди прочего, Джо Сприггинса в «Иси на французском языке» Т.Х. Уильямса; [ 12 ] Огюст де Рошервиль в «Ивовой роще» Бусико. [ 13 ] в «Место рождения Поджерса» , Тома Дибблса в «Ни на что не годном» Дж . Б. Бакстона и в «Бенгальском тигре» . [ 10 ] Он оставался в «Адельфи» в качестве главного комика в течение девяти лет, часто сотрудничая с Полом Бедфордом , чей уравновешенный комический стиль дополнял его собственный контрастный энергичный стиль. [ 1 ] Среди его самых успешных ролей были Боб Крэтчит в «Рождественской песне»; или «Прошлое, настоящее и будущее» (1859), главная роль в «Асмодее» 1859 года, [ 14 ] Питер Фамилиас в «Переписи населения» Уильяма Бро (среди многих произведений Бро), [ 15 ] Милвуд в «Джордже де Барнуэлле» Г. Дж. Байрона (1862 г.), [ 16 ] Калеб Пламмер в «Точке» (1862) Бусико Дион [ 11 ] Кувшин в районе Красавицы (1864), [ 17 ] и Благоразумный в «Быстрой семье» Б. Вебстера-младшего. [ 18 ] Другими его большими успехами там были роли мистера Теттерби в экранизации Диккенса « Человек с привидениями» и испуганного слуги в «Призраке » Бусико . [ 10 ] В 1867 году он отыграл сезон с впечатляющей новой труппой в Королевском театре , в которую входили Ирвинг , Генриетта Ходсон , Лайонел Бро и Чарльз Уиндем , где он появился в таких произведениях Г. Дж. Байрона « Дорогой, чем жизнь» , как Майкл Гарнер и У. С. Гилберт ». « Ла Вивандьер» в роли сержанта Сульпицио. Фредерик Уодди писал о Туле в 1873 году, что в роли Гарри Кока в «Вне линии » «мистер Тул создает одну из тех прекрасных картин повседневной жизни низшего класса, в которых он так часто проявлял себя непревзойденным художником. В широком фарсе было бы трудно найти актера равных по достоинству... Как и Пол Прай, он держит публику в реве всякий раз, когда находится на сцене». [ 10 ]


Затем в 1868 году Тул был приглашен в театр «Гейети» Холлингсхеда, появившись там во многих пьесах, включая «Теспис» (1871), первое сотрудничество Гилберта и Салливана , а также в роли Джона Локвуда в драме под названием « Ожидание и надежда» . [ 10 ] В 1872–1874 годах, среди других успехов, он изобразил Тома Ларкина в «Хороших новостях» Г. Дж. Байрона. [ 19 ] ирландец Брюлгруддери в «Джоне Булле» Джорджа Колмана Младшего ; Боб Эйкрес в «Соперниках» Ричарда Бринсли Шеридана вместе с Чарльзом Джеймсом Мэтьюзом и Сэмюэлем Фелпсом ; главная роль в Роберта Риса бурлеске « Дон Жуан» в Венеции ; еще одна главная роль в фильме Г. Дж. Байрона «Гай Фокс» и роль адвоката Хаммонда Кута в «Парике и платье» Джеймса Олбери . [ 1 ] [ 20 ] Слава Тула достигла своего пика в 1874 году, когда он отправился в турне по Америке, но ему не удалось воспроизвести там успех, достигнутый им в Англии. [ 3 ] Он оставался в основном в «Гейети» до конца 1877 года, когда на два года перешел в театр «Глобус» под своим собственным руководством. [ 21 ]
В 1878 году Тул исполнил роль Чарльза Ликорпонда в «Дураке и его деньгах» Г. Дж. Байрона . Ликорпонд был лакеем на пенсии, которого неожиданно настигло богатство, и нарочито превосходное произношение Тула, особенно его собственного имени, имело огромный успех. В расцвете сил Тул добился широкой известности как комический актер, отличаясь комической подачей слов, но не ограничивался исключительно комедией. Он также преуспел в отечественных мелодрамах (адаптациях Дион Бусико и др. Чарльза Диккенса и подобных писателей), играя «нежносердечных жертв судьбы», где он отлично умел сочетать юмор и пафос. The Times сказала о его исполнении в «Дорогой, чем жизнь» романе Генри Джеймса Байрона :
«Г-н Дж. Л. Тул... ассоциируется в сознании широкой публики главным образом с частями, вызывающими бурный смех; но можно справедливо задаться вопросом, не принадлежит ли ему сердце, как и его предшественнику, и он сам не видит большего преимущества в выразительных зарисовках из повседневной жизни, которым мы, за неимением лучшего, называем домашнюю драму, что-то более реалистичное, чем жестокий холод и голод, от которых он, можно сказать, почти страдает. , в сцена на чердаке, как Майкл Гарнер, было бы трудно себе представить». [ 22 ]
Спустя годы
[ редактировать ]В 1879 году Тул реализовал амбиции всей своей жизни, взяв на себя управление театром «Фолли» в Лондоне. Он отремонтировал здание и переименовал его в Театр Тула в 1881 году, став первым актером, в честь которого был назван театр Вест-Энда . [ 1 ] Он часто бывал в британских провинциях, но поставил ряд пьес в Лондоне:
- Г. Дж. Байрон "Дурак и его деньги" (1879) [ 23 ]
- Винга Пинеро Артура Тайна Эстер (1880)
- Байрона Верхняя корка (1880) и тетушка (1882) [ 24 ] [ 25 ]
- Девочки и мальчики А.В. Пинеро : детская сказка (1882) с Тулом в роли Соломона Протеро в главной роли [ 26 ]
- ФК Бернанда «Сцена Дора» ; или «Кто убил Петуха Робина» (1883), пародия на «Федору» Сарду с Тулом в главной роли.
- Лапа Бернанда Клавдиан (1884), пародия на костюмированную (византийскую) драму 1883 года «Клавдиан» Генри Германа и У. Г. Уиллса.
- Пинеро Девочки и мальчики (1885)
- «Побег мистера Гаффина» и «Великий Тай-Кин» на слова Артура Лоу и музыку Джорджа Гроссмита с Тулом в главной роли (1885) [ 27 ] [ 28 ]
- Возрождение Билли Тейлор (1886)
- «Дворецкий » Германа Чарльза Меривейла с Тулом в главной роли (1886)
- Пепита , оперетта Шарля Лекока (1888)
- «Дон » Меривейла с Тулом в главной роли (1888). [ 29 ]
- Бунгало Фреда Хорнера (1890) [ 30 ]
- Дж. М. Барри «Призрак Ибсена » , или «Тул в курсе событий» , одноактная сатира на лондонские постановки Ибсена, включая Гедду Габлер , с Ирен Ванбру и Тулом в главных ролях (1891).
- «Уокер Барри» , Лондон , очень успешный фарс, режиссер Тул (1892). [ 31 ]
К 1880-м годам Тул часто страдал подагрой , из-за которой ему было трудно ходить и влияла на его работоспособность. [ 1 ] Его здоровье еще больше ухудшилось после череды семейных трагедий, которые оставили его безутешным: его сын умер в 1879 году от футбольной травмы, его дочь в 1888 году от брюшного тифа, а его жена три месяца спустя, в 1889 году. [ 4 ] [ 1 ] К этому времени его игра стала немодной: его стали считать последним из линии старомодных низкокомических актеров, которые были популярны ранее в этом веке, включая Бакстона, Джона Листона и Эдварда Ричарда Райта . [ 1 ] Тем не менее, в 1890 году он совершил поездку по Австралии и Новой Зеландии. [ 5 ] Свои воспоминания он опубликовал в 1888 году, и постепенно его выступлений на сцене стало меньше. После болезни в 1893 году во время выступления Ральфа Ламли «Чистокровный» он ушел с лондонской сцены, хотя время от времени появлялся в провинции примерно до 1896 года. Его театр был снесен в 1895 году для расширения больницы Чаринг-Кросс , и после этого он распустил свою театральную труппу. тур 1896 года.
Критик Клемент Скотт назвал Тула «одним из самых добрых и гениальных людей, которые когда-либо дышали… Никто не действовал с большим энтузиазмом и не получал такого удовольствия от игры». [ 11 ] Его гениальный и отзывчивый характер был заметен как на сцене, так и на ней, и он был известен как великий шутник. [ 1 ]
В конце концов он удалился в Брайтон , где после долгой борьбы с болезнью Брайта и дегенеративным заболеванием позвоночника умер в 1906 году в возрасте 76 лет. Он похоронен на кладбище Кенсал-Грин в Лондоне, рядом с женой и детьми. Тул был хорошим бизнесменом и оставил после себя значительное состояние в размере более 81 000 фунтов стерлингов, из которых он передал ряд завещаний на благотворительность, нуждающимся актерам и своим друзьям. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Читай, Майкл. «Тул, Джон Лоуренс (1830–1906)», Оксфордский национальный биографический словарь Oxford University Press (2004), онлайн-издание , 2008 г. , по состоянию на 9 июня 2008 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б «Документы Джона Лоуренса Тула» - 1850–1907, библиотеки Рочестерского университета.
- ^ Jump up to: а б с д и свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Тул, Джон Лоуренс ». Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 47. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Jump up to: а б Вырезка о смерти сына Тула в 1879 году. Архивировано 3 июля 2007 года в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д и Некролог, The Times , 31 июля 1906 г., стр. 5
- ^ Бэйли, Томас Х. Уивер из Спиталфилдса .
- ^ «Театр Тула, улица короля Вильгельма IV, Стрэнд, Лондон» . Артур Ллойд . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Театральная программа/плакат: Королевский театр Хей-Маркет, 22 июля 1852 г., бенефис Фредерика Вебстера. «Мистер Дж. Л. Тул (его первое появление на сцене)».
- ^ Поллок, WH (1886). «Мистер Джей Эл Тул». У Мэтьюза, Брандера; Хаттон, Лоуренс (ред.). Актеры и актрисы Великобритании и США . Нью-Йорк: Cassell & Co., стр. 267–271 .
- ^ Jump up to: а б с д и Вадди, Фредерик. Карикатурные портреты и биографические очерки людей того времени , стр. 22–24, Tinsley Brothers: London (1873), по состоянию на 2 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Театр Тула, Полиграфический зал, Театр Чаринг-Кросс, Безумие (Артур Ллойд), по состоянию на 11 октября 2007 г.
- ^ Уильямс, Томас Джон (1889). Здесь мы говорим по-французски . Нью-Йорк, Х. Рурбах.
- ^ Календарь театра Адельфи 1859–60 (2013), по состоянию на 27 марта 2015 г.
- ^ Адамс, с. 85
- ^ Адамс, пассим
- ^ Адамс, с. 572
- ^ Адамс, с. 72
- ^ Адамс, с. 496
- ^ Адамс, с. 595
- ^ Адамс, стр. 411 и 621.
- ^ Холлингсхед, Джон . Старая добрая веселость (1903) Лондон, с. 39
- ↑ «Таймс» , 27 декабря 1871 г.
- ^ МакМайкл, Дж. Холден. История Чаринг-Кросса и его ближайших окрестностей (1906), Chatto & Windus, по состоянию на 12 октября 2007 г.
- ^ Верхняя корка и тетушка . The New York Times , 26 апреля 1880 г., по состоянию на 11 октября 2007 г.
- ^ Адамс, с. 92
- ^ Адамс, с. 582
- ^ Гроссмит, Джордж (1888). Светский клоун: Воспоминания . Бристоль/Лондон: Эроусмит. Глава 8 доступна онлайн здесь. Архивировано 17 декабря 2008 г. на Wayback Machine.
- ^ Адамс, с. 606
- ^ Адамс, с. 410
- ^ Объявления и плакаты к пьесам Театра Тула. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Выставочный сайт Питера Пэна. Архивировано 20 февраля 2007 г. в Wayback Machine.
Ссылки
[ редактировать ]- Адамс, Уильям Давенпорт. Словарь драмы (1904) Chatto & Windus, Лондон
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Форстер, Дж. Жизнь Чарльза Диккенса , 3 тт. (1872–4)
- Фулкс, Р. (редактор) Британский театр 1890-х годов (1992)
- Годдард, А. Игроки того периода , 2 тт. (1891)
- Холлингсхед, Джон. Хроники веселья (1898)
- Ирвинг, Л. Генри Ирвинг: актер и его мир (1951)
- Паско, CE (ред.) Драматический список , 2-е изд. (1880 г.)
- Тул, Джон Лоуренс и Джозеф Хаттон. Воспоминания о Дж. Л. Туле (1889) Hurst and Blackett, Ltd. (2 тома)
- Ванбру, И. Рассказать свою историю (1948)
- Уилман, Джордж (1882), «Дж. Л. Тул» , Зарисовки живых знаменитостей , Лондон: Гриффит и Фарран, стр. 15–24.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Блог, посвященный жизни Дж. Л. Тула
- Фотографии и другие изображения Тула
- Аноним (1873 г.). Карикатурные портреты и биографические очерки людей того времени . Иллюстрировано Фредериком Уодди . Лондон: Братья Тинсли. стр. 22–24 . Проверено 3 января 2011 г.