Кнуд Эйлер Лёгструп
Кнуд Эйлер Лёгструп | |
---|---|
![]() Лёгструп в 1979 году | |
Рожденный | |
Умер | 20 ноября 1981 г. | (76 лет)
Альма-матер | Копенгагенский университет |
Награды | Премия Сёрена Гюльдендаля (1959) |
Кнуд Эйлер Лёгструп (2 сентября 1905 — 20 ноября 1981) — датский философ и теолог . Его работы, сочетающие в себе элементы феноменологии , этики и теологии, оказали значительное влияние на послевоенную скандинавскую мысль. Совсем недавно его работу обсуждали видные деятели англоязычной философии и социологии, такие как Аласдер Макинтайр , Роберт Стерн , Саймон Кричли и Зигмунт Бауман .
Биография
[ редактировать ]Лёгструп изучал теологию в Копенгагенском университете в период с 1923 по 1930 год, хотя его интересы были связаны с философскими аспектами этой дисциплины. Впоследствии он учился у ряда выдающихся учителей в Страсбурге ( Жан Геринг ), Париже ( Анри Бергсон ), Геттингене ( Ганс Липпс и Фридрих Гогартен ), Фрайбурге-им-Брайсгау ( Мартин Хайдеггер ), Вене ( Мориц Шлик ) и Тюбингене . Липпс, в частности, окажет особенно заметное влияние на мышление Лёгструпа. Хотя Лёгструп был в Страсбурге, когда Эммануэль Левинас , с которым его работы часто сравнивают, учился там, нет никаких оснований полагать, что он и Левинас встречались друг с другом.
Во Фрайбурге он встретил Розали Марию (Розмари) Поли (1914–2005), немецкую однокурсницу, на которой женился в 1935 году. В следующем году он устроился на должность приходского священника в Фюне и продолжил работу над своей диссертацией, посвященной критика идеалистической эпистемологии. Диссертация была окончательно принята в 1942 году после нескольких представлений. В 1943 году он был назначен профессором этики и философии Орхусского университета . Однако вскоре после этого Лёгструп был вынужден уйти в подполье из-за своей деятельности в поддержку датского сопротивления . [ 1 ]
С 1930-х годов Лёгструп был членом Tidehverv , сильного антипиетистского движения внутри Датской церкви, которое в то время поддерживало диалектическое богословие, находившееся под сильным влиянием Кьеркегора . Однако он все дальше отходил от группы (и от ее интерпретации Кьеркегора, особенно той, которую поддерживал Кристоффер Олесен Ларсен ) и порвал с движением в начале 1950-х годов. [ 2 ] Лёгструп ушел из Орхусского университета в 1975 году, но продолжил писать четырехтомный труд « Метафизика» . К моменту его внезапной смерти от сердечного приступа в 1981 году было опубликовано два тома. [ 3 ]
Работа
[ редактировать ]Эта статья является частью серии, посвященной |
Консерватизм в Дании |
---|
![]() |
Этическое требование
[ редактировать ]В книге Лёгструпа «Этическое требование» ( Den Etiske Fordring ) 1956 года развивается описание требования, которое Лёгструп считает необходимым включить в наш жизненный опыт с другими людьми:
Доверие не является нашим собственным изобретением; это дано. Наша жизнь устроена так, что ее нельзя прожить, за исключением случаев, когда один человек открывает себя другому человеку и отдает себя в руки этого человека, проявляя доверие или заявляя о нем. Своим отношением к другому человеку мы помогаем формировать мир этого человека. Своим отношением к другому человеку мы помогаем определить масштаб и оттенок его мира; мы делаем его большим или маленьким, ярким или тусклым, богатым или тусклым, угрожающим или безопасным. Мы помогаем формировать его мир не теориями и взглядами, а самим своим отношением к нему. В этом заключается невыраженное и, можно сказать, анонимное требование беречь жизнь, которую доверие отдало в наши руки. [ 4 ]
Поскольку мы в состоянии в некоторой степени влиять на то, насколько хорошо складывается для него жизнь другого человека (даже в очень незначительной степени), мы оказываемся в положении власти над ним, и «поскольку власть присутствует во всех человеческих отношениях , мы всегда заранее вынуждены решать, использовать ли нашу власть над другим для служения ему или для служения себе». [ 5 ] По мнению Лёгструпа, требование, встроенное в наши отношения с другими, заключается в том, что мы действуем односторонне ради другого человека, а не ради себя: «все, что человек имеет возможность сказать и сделать по отношению к другому человеку, должно быть сделано и сказано». не ради него самого, а ради того или ее, чья жизнь в его руках». [ 6 ] Это требование в конечном итоге оказывается для Лёгструпа невыполнимым в том смысле, что «требуется, чтобы это требование не было необходимым». [ 7 ] Другими словами, в любой ситуации, когда этическое требование становится актуальным, агент уже не смог его оправдать; агент должен был просто действовать спонтанно, бескорыстно заботясь о другом.
Лёгструп считает, что этические требования стоят выше социальных норм или моральных принципов. Такие принципы и нормы нельзя просто игнорировать, [ 8 ] и они могут заставить нас действовать так, как мы бы поступили, если бы осознали этическое требование; по этой причине они морально полезны. Но в конечном итоге они являются лишь заменой подлинного осознания этического, а не составной частью этого, как предполагает господствующая моральная философия . «Этическое требование» содержит анализ конкретных явлений, таких как доверие, которое Лёгструп считает фундаментальным для моральной жизни. Доверие, по мнению Лёгструпа, концептуально предшествует недоверию: основная установка, встроенная в дискурс, — это доверие к искренности собеседника, и, следовательно, только постепенно мы учимся не доверять другим.
Последующая работа
[ редактировать ]В течение десятилетий после выхода «Этического требования» Лёгструп продолжал развивать свою «онтологическую этику» как альтернативу стандартным деонтическим , утилитарным и этическим основам добродетели . Он продолжал настаивать на том, что, хотя добродетели, черты характера и обязанности могут с пользой служить «заместителями» мотивов морального действия, они всегда второстепенны: этическое требование требует спонтанного любящего ответа на другое. Системы норм вступают в игру в моральных действиях только тогда, когда эта спонтанная реакция уже потерпела неудачу.
Следовательно, Лёгструп критически относится к акценту на следовании правилам и универсальным принципам в большинстве англоязычных моральных теорий. В качестве примера Лёгструп приводит Стивена Тулмина пример повседневной ситуации : «Я одолжил книгу у Джона, и теперь вопрос в том, почему я должен вернуть ее сегодня, как я ему обещал?» По мнению Тулмина, этот вопрос подтолкнет нас к размышлению над принципами все более высоких уровней абстракции: «Я всегда должен выполнять свои обещания», «Я никогда не должен лгать» и т. д. Для Лёгструпа эта растущая универсализация приводит к «морализму». это абстрагируется от конкретной ситуации и потребностей реального человека. Вместо этого моральное размышление должно оставаться на уровне данной ситуации: «Потому что моему другу нужна книга обратно!» [ 9 ]
Суверенные проявления жизни
[ редактировать ]Одна из первых критических замечаний в адрес «Этического требования» заключалась в том, что оно поддерживает форму натуралистического заблуждения: оно выводит (нормативную) ответственность действовать ради другого из (описательного) факта, что другой находится в нашей власти. Частично в ответ на это возражение Лёгструп продолжил развивать концепцию «суверенных проявлений жизни» ( suværene livsytringer ), которая впервые появилась в его книге 1968 года Opgør med Kierkegaard («Сведение счетов с Кьеркегором» или «Противостояние Кьеркегору»). ) и получили дальнейшее развитие в Norm og Spontaneitet («Норма и Спонтанность», 1972). В эту категорию входят такие явления, как доверие, открытость речи и милосердие. Эти явления представляются нам, согласно Лёгструпу, как изначально хорошие, а не как нейтральные явления, которые нам необходимо оценивать по внешнему стандарту. Они исходят не от агента, а от самой жизни и требуют подчинения, а не применения (как в случае с принципами) или развития (как в случае с добродетелями).
Переведенные произведения
[ редактировать ]- К.Е. Лёгструп. Метафизика . Университет Маркетта, Милуоки, 1995 г., перевод и предисловие Рассела Л. Диса. ISBN 0-87462-603-X .
- К.Е. Лёгструп. Этическое требование . Издательство Университета Нотр-Дам, Нотр-Дам, 1997. 1-й перевод, 3-е издание, введение Ганса Финка и Аласдера Макинтайра. ISBN 0-268-00934-1 .
- К.Е. Лёгструп. Этическое требование . Издательство Оксфордского университета, Оксфорд, 2020 г., 2-й перевод и введение Роберта Стерна и Бьёрна Рабьерга ISBN 0-198855982 [ 10 ]
- К.Е. Лёгструп. За пределами этического требования . Издательство Университета Нотр-Дам, Нотр-Дам, 2007 г., перевод Сьюзен Дью и введение Киса ван Кутена Никерка.
- К.Е. Лёгструп. Анализ существования и его отношение к провозглашению Кьеркегора и Хайдеггера . Oxford University Press, Оксфорд, 2020 г., перевод, введение и примечания Роберта Стерна [ 11 ]
- К.Е. Лёгструп. Этические концепции и проблемы . Oxford University Press, Оксфорд, 2020 г., перевод Киса ван Кутена Никерка и Кристиана-Альберто Люкке Кобоса, введение Ханса Финка и примечания Роберта Стерна и Бьёрна Рабьерга [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ханс Финк и Аласдер Макинтайр (1997) «Введение» в «Этическое требование » (Нотр-Дам, Индиана: University of Notre Dame Press)
- ^ Бьорн Рабьерг (2007) «Критика Кьеркегора Лёгструпом: бесконечная качественная разница между потерей и любовью» Res Cogitans 1 (4): 20–58
- ^ Вигго Мортенсен (2011) «Мириться с плюрализмом - это духовная лень»: Лёгструп и мультирелигиозность в Бьорне Рабьерге и Рене Дюбдал Петерсен (ред.) Menneskets Evil og Lifets Goodhed: Философия жизни Лёгструпа (Орхус: Издательство Орхусского университета) стр. .170
- ^ К.Э. Лёгструп Этическое требование (Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам, 1997), стр.18
- ^ Лёгструп Этическое требование стр.53
- ^ Лёгструп Этическое требование стр.44
- ^ Лёгструп Этическое требование стр.146
- ^ Лёгструп Этическое требование, стр. 100–104.
- ^ К.Э. Лёгструп (1997) За пределами этического требования (Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам), стр.103
- ^ Лёгструп, Кентукки (19 марта 2020 г.). Этическое требование . ISBN 978-0198855989 .
- ^ Лёгструп, Кентукки (19 марта 2020 г.). Анализ существования и его отношение к провозглашению Кьеркегора и Хайдеггера . ISBN 978-0198855996 .
- ^ Этические концепции и проблемы . ОУП Оксфорд. 11 июня 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андерсен С. и Никерк К. (ред.). Забота о других: взгляды на этику К.Э. Лёгструпа (Нотр-Дам, University of Notre Dame Press, 2007).
- Иоганн-Кристиан Пыдер, Свидетельства этики. Фундаментальная этика Кнуда Э. Лёгструпа (Тюбинген, Мор Зибек, 2011).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архив Лёгструпа
- Роберта Стерна, Веб-сайт посвященный его проекту Лёгструп