Jump to content

Кнуд Эйлер Лёгструп

Кнуд Эйлер Лёгструп
Лёгструп в 1979 году
Рожденный ( 1905-09-02 ) 2 сентября 1905 г.
Умер 20 ноября 1981 г. ( 1981-11-20 ) (76 лет)
Альма-матер Копенгагенский университет
Награды Премия Сёрена Гюльдендаля (1959)

Кнуд Эйлер Лёгструп (2 сентября 1905 — 20 ноября 1981) — датский философ и теолог . Его работы, сочетающие в себе элементы феноменологии , этики и теологии, оказали значительное влияние на послевоенную скандинавскую мысль. Совсем недавно его работу обсуждали видные деятели англоязычной философии и социологии, такие как Аласдер Макинтайр , Роберт Стерн , Саймон Кричли и Зигмунт Бауман .

Биография

[ редактировать ]

Лёгструп изучал теологию в Копенгагенском университете в период с 1923 по 1930 год, хотя его интересы были связаны с философскими аспектами этой дисциплины. Впоследствии он учился у ряда выдающихся учителей в Страсбурге ( Жан Геринг ), Париже ( Анри Бергсон ), Геттингене ( Ганс Липпс и Фридрих Гогартен ), Фрайбурге-им-Брайсгау ( Мартин Хайдеггер ), Вене ( Мориц Шлик ) и Тюбингене . Липпс, в частности, окажет особенно заметное влияние на мышление Лёгструпа. Хотя Лёгструп был в Страсбурге, когда Эммануэль Левинас , с которым его работы часто сравнивают, учился там, нет никаких оснований полагать, что он и Левинас встречались друг с другом.

Во Фрайбурге он встретил Розали Марию (Розмари) Поли (1914–2005), немецкую однокурсницу, на которой женился в 1935 году. В следующем году он устроился на должность приходского священника в Фюне и продолжил работу над своей диссертацией, посвященной критика идеалистической эпистемологии. Диссертация была окончательно принята в 1942 году после нескольких представлений. В 1943 году он был назначен профессором этики и философии Орхусского университета . Однако вскоре после этого Лёгструп был вынужден уйти в подполье из-за своей деятельности в поддержку датского сопротивления . [ 1 ]

С 1930-х годов Лёгструп был членом Tidehverv , сильного антипиетистского движения внутри Датской церкви, которое в то время поддерживало диалектическое богословие, находившееся под сильным влиянием Кьеркегора . Однако он все дальше отходил от группы (и от ее интерпретации Кьеркегора, особенно той, которую поддерживал Кристоффер Олесен Ларсен ) и порвал с движением в начале 1950-х годов. [ 2 ] Лёгструп ушел из Орхусского университета в 1975 году, но продолжил писать четырехтомный труд « Метафизика» . К моменту его внезапной смерти от сердечного приступа в 1981 году было опубликовано два тома. [ 3 ]

Этическое требование

[ редактировать ]

В книге Лёгструпа «Этическое требование» ( Den Etiske Fordring ) 1956 года развивается описание требования, которое Лёгструп считает необходимым включить в наш жизненный опыт с другими людьми:

Доверие не является нашим собственным изобретением; это дано. Наша жизнь устроена так, что ее нельзя прожить, за исключением случаев, когда один человек открывает себя другому человеку и отдает себя в руки этого человека, проявляя доверие или заявляя о нем. Своим отношением к другому человеку мы помогаем формировать мир этого человека. Своим отношением к другому человеку мы помогаем определить масштаб и оттенок его мира; мы делаем его большим или маленьким, ярким или тусклым, богатым или тусклым, угрожающим или безопасным. Мы помогаем формировать его мир не теориями и взглядами, а самим своим отношением к нему. В этом заключается невыраженное и, можно сказать, анонимное требование беречь жизнь, которую доверие отдало в наши руки. [ 4 ]

Поскольку мы в состоянии в некоторой степени влиять на то, насколько хорошо складывается для него жизнь другого человека (даже в очень незначительной степени), мы оказываемся в положении власти над ним, и «поскольку власть присутствует во всех человеческих отношениях , мы всегда заранее вынуждены решать, использовать ли нашу власть над другим для служения ему или для служения себе». [ 5 ] По мнению Лёгструпа, требование, встроенное в наши отношения с другими, заключается в том, что мы действуем односторонне ради другого человека, а не ради себя: «все, что человек имеет возможность сказать и сделать по отношению к другому человеку, должно быть сделано и сказано». не ради него самого, а ради того или ее, чья жизнь в его руках». [ 6 ] Это требование в конечном итоге оказывается для Лёгструпа невыполнимым в том смысле, что «требуется, чтобы это требование не было необходимым». [ 7 ] Другими словами, в любой ситуации, когда этическое требование становится актуальным, агент уже не смог его оправдать; агент должен был просто действовать спонтанно, бескорыстно заботясь о другом.

Лёгструп считает, что этические требования стоят выше социальных норм или моральных принципов. Такие принципы и нормы нельзя просто игнорировать, [ 8 ] и они могут заставить нас действовать так, как мы бы поступили, если бы осознали этическое требование; по этой причине они морально полезны. Но в конечном итоге они являются лишь заменой подлинного осознания этического, а не составной частью этого, как предполагает господствующая моральная философия . «Этическое требование» содержит анализ конкретных явлений, таких как доверие, которое Лёгструп считает фундаментальным для моральной жизни. Доверие, по мнению Лёгструпа, концептуально предшествует недоверию: основная установка, встроенная в дискурс, — это доверие к искренности собеседника, и, следовательно, только постепенно мы учимся не доверять другим.

Последующая работа

[ редактировать ]

В течение десятилетий после выхода «Этического требования» Лёгструп продолжал развивать свою «онтологическую этику» как альтернативу стандартным деонтическим , утилитарным и этическим основам добродетели . Он продолжал настаивать на том, что, хотя добродетели, черты характера и обязанности могут с пользой служить «заместителями» мотивов морального действия, они всегда второстепенны: этическое требование требует спонтанного любящего ответа на другое. Системы норм вступают в игру в моральных действиях только тогда, когда эта спонтанная реакция уже потерпела неудачу.

Следовательно, Лёгструп критически относится к акценту на следовании правилам и универсальным принципам в большинстве англоязычных моральных теорий. В качестве примера Лёгструп приводит Стивена Тулмина пример повседневной ситуации : «Я одолжил книгу у Джона, и теперь вопрос в том, почему я должен вернуть ее сегодня, как я ему обещал?» По мнению Тулмина, этот вопрос подтолкнет нас к размышлению над принципами все более высоких уровней абстракции: «Я всегда должен выполнять свои обещания», «Я никогда не должен лгать» и т. д. Для Лёгструпа эта растущая универсализация приводит к «морализму». это абстрагируется от конкретной ситуации и потребностей реального человека. Вместо этого моральное размышление должно оставаться на уровне данной ситуации: «Потому что моему другу нужна книга обратно!» [ 9 ]

Суверенные проявления жизни

[ редактировать ]

Одна из первых критических замечаний в адрес «Этического требования» заключалась в том, что оно поддерживает форму натуралистического заблуждения: оно выводит (нормативную) ответственность действовать ради другого из (описательного) факта, что другой находится в нашей власти. Частично в ответ на это возражение Лёгструп продолжил развивать концепцию «суверенных проявлений жизни» ( suværene livsytringer ), которая впервые появилась в его книге 1968 года Opgør med Kierkegaard («Сведение счетов с Кьеркегором» или «Противостояние Кьеркегору»). ) и получили дальнейшее развитие в Norm og Spontaneitet («Норма и Спонтанность», 1972). В эту категорию входят такие явления, как доверие, открытость речи и милосердие. Эти явления представляются нам, согласно Лёгструпу, как изначально хорошие, а не как нейтральные явления, которые нам необходимо оценивать по внешнему стандарту. Они исходят не от агента, а от самой жизни и требуют подчинения, а не применения (как в случае с принципами) или развития (как в случае с добродетелями).

Переведенные произведения

[ редактировать ]
  • К.Е. Лёгструп. Метафизика . Университет Маркетта, Милуоки, 1995 г., перевод и предисловие Рассела Л. Диса. ISBN   0-87462-603-X .
  • К.Е. Лёгструп. Этическое требование . Издательство Университета Нотр-Дам, Нотр-Дам, 1997. 1-й перевод, 3-е издание, введение Ганса Финка и Аласдера Макинтайра. ISBN   0-268-00934-1 .
  • К.Е. Лёгструп. Этическое требование . Издательство Оксфордского университета, Оксфорд, 2020 г., 2-й перевод и введение Роберта Стерна и Бьёрна Рабьерга ISBN   0-198855982 [ 10 ]
  • К.Е. Лёгструп. За пределами этического требования . Издательство Университета Нотр-Дам, Нотр-Дам, 2007 г., перевод Сьюзен Дью и введение Киса ван Кутена Никерка.
  • К.Е. Лёгструп. Анализ существования и его отношение к провозглашению Кьеркегора и Хайдеггера . Oxford University Press, Оксфорд, 2020 г., перевод, введение и примечания Роберта Стерна [ 11 ]
  • К.Е. Лёгструп. Этические концепции и проблемы . Oxford University Press, Оксфорд, 2020 г., перевод Киса ван Кутена Никерка и Кристиана-Альберто Люкке Кобоса, введение Ханса Финка и примечания Роберта Стерна и Бьёрна Рабьерга [ 12 ]
  1. ^ Ханс Финк и Аласдер Макинтайр (1997) «Введение» в «Этическое требование » (Нотр-Дам, Индиана: University of Notre Dame Press)
  2. ^ Бьорн Рабьерг (2007) «Критика Кьеркегора Лёгструпом: бесконечная качественная разница между потерей и любовью» Res Cogitans 1 (4): 20–58
  3. ^ Вигго Мортенсен (2011) «Мириться с плюрализмом - это духовная лень»: Лёгструп и мультирелигиозность в Бьорне Рабьерге и Рене Дюбдал Петерсен (ред.) Menneskets Evil og Lifets Goodhed: Философия жизни Лёгструпа (Орхус: Издательство Орхусского университета) стр. .170
  4. ^ К.Э. Лёгструп Этическое требование (Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам, 1997), стр.18
  5. ^ Лёгструп Этическое требование стр.53
  6. ^ Лёгструп Этическое требование стр.44
  7. ^ Лёгструп Этическое требование стр.146
  8. ^ Лёгструп Этическое требование, стр. 100–104.
  9. ^ К.Э. Лёгструп (1997) За пределами этического требования (Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам), стр.103
  10. ^ Лёгструп, Кентукки (19 марта 2020 г.). Этическое требование . ISBN  978-0198855989 .
  11. ^ Лёгструп, Кентукки (19 марта 2020 г.). Анализ существования и его отношение к провозглашению Кьеркегора и Хайдеггера . ISBN  978-0198855996 .
  12. ^ Этические концепции и проблемы . ОУП Оксфорд. 11 июня 2020 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Андерсен С. и Никерк К. (ред.). Забота о других: взгляды на этику К.Э. Лёгструпа (Нотр-Дам, University of Notre Dame Press, 2007).
  • Иоганн-Кристиан Пыдер, Свидетельства этики. Фундаментальная этика Кнуда Э. Лёгструпа (Тюбинген, Мор Зибек, 2011).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ff203fc2fd607669d6ededc089286b1__1724411640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/b1/8ff203fc2fd607669d6ededc089286b1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Knud Ejler Løgstrup - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)