Аббатство Торонет
Аббатство Тороне ( французский : L'abbaye du Thoronet ) — бывшее цистерцианское аббатство, построенное в конце двенадцатого и начале тринадцатого века, сейчас отреставрированное как музей. Он расположен между городами Драгиньян и Бриньоль в Вар департаменте Прованса на юго-востоке Франции. Это одно из трех цистерцианских аббатств в Провансе, наряду с аббатством Сенанк и Сильвакан , которые вместе известны как «Три сестры Прованса».
Аббатство Тороне – один из лучших примеров духа цистерцианского ордена. Даже акустика церкви налагала на монахов определенную дисциплину; из-за каменных стен, создававших длинное эхо, монахи были вынуждены петь медленно и четко вместе.
Хронология аббатства Торонет
[ редактировать ]- 1098 первого цистерцианского монастыря в Сито , недалеко от Дижона , в Бургундии — Основание Робертом де Молесмом .
- 1136 г. - Группа монахов-цистерцианцев из аббатства Мазан, «внучки» монастыря Сито, основала новый монастырь под названием Нотр-Дам-де-Флорьеж в регионе Вар .
- 1140 г. – Раймон и Этьен де Бо жертвуют землю для нового монастыря в отдаленной горной долине в 45 км к северо-западу от Фрежюса.
- около 1157 г. Монахи переезжают из Флориежа в Ле Тороне.
- около 1176–1200 гг. Строительство монастыря. [ 1 ]
- 1176 — Альфонс I , граф Прованса , подтверждает собственность аббатства.
- 1199 год — трубадур Фольке де Марсель становится аббатом Ле Тороне. [ 2 ]
- 1785 – Аббатство объявлено банкротом и секуляризовано.
- 1791 г. Объявлено о продаже собственности аббатства.
- 1840 г. Аббатство Тороне — одно из первых зданий во Франции, признанных историческим памятником.
- 1841 г. – Начало восстановления монастыря.
- 1854 г. – французское правительство приобретает монастырь и помещения монахов.
- 1938 г. – остальная часть монастыря выкуплена правительством Франции.
История
[ редактировать ]

В 1098 году Робер де Молесм основал «новый монастырь» в Сито в Бургундии , как реакцию на то, что он считал чрезмерной роскошью и украшением бенедиктинских монастырей, под руководством Клюни . Он призвал к более строгому соблюдению Правил святого Бенедикта , написанных в VI веке, и к трезвой эстетике, подчеркивающей объем, свет и тонкую каменную кладку, исключающую отвлечение внимания на детали. [ 3 ]
При Бернаре Клервоском Орден цистерцианцев начал быстрое расширение. К моменту его смерти в 1154 году во Франции насчитывалось 280 цистерцианских монастырей — к концу XII века — более 500.
Первая цистерцианская община в Провансе поселилась в Нотр-Дам-де-Флориэль, на реке Флорией, недалеко от Туртура. где им дали землю местные лорды Кастеллана . Первое место, очевидно, не подходило для их системы земледелия, поэтому примерно в 1157 году они переместились на двадцать пять километров к югу, чтобы занять уже принадлежавшую им землю в Ле Тороне. Новое место имело преимущества более плодородных земель, нескольких ручьев и источника.
Когда именно был построен монастырь, неизвестно, но работы, вероятно, велись в 1176 году, когда право собственности на собственность было подтверждено графом Провансом . Весь монастырь был построен сразу, что объясняет его необычное архитектурное единство. Церковь, вероятно, была построена первой, в конце 12 века, а остальная часть монастыря - в начале 13 века.
Первым известным аббатом Ле Тороне был Фольке де Марсель , избранный в 1199 году. Родившийся около 1150 года в семье генуэзских купцов, он сделал замечательную карьеру, сначала как трубадур , композитор и певец светских любовных песен, прославившийся во всем мире. средневековая Европа. В 1195 году он оставил свою музыкальную карьеру и стал монахом, затем аббатом, затем, в 1205 году, епископом Тулузы . Менее чем через столетие после его смерти Данте почтил его, поместив в число обитателей Рая в Paradiso Canto IX. [ 4 ]
В 13 веке в монастыре насчитывалось не более двадцати пяти монахов, но деньги поступали за счет пожертвований, а аббатству принадлежали обширные земли между верхним Провансом и побережьем Средиземного моря. Важнейшим занятием монастыря было разведение крупного рогатого скота и овец. Мясо продавалось на местном рынке, а из овечьих шкур изготавливался пергамент , который использовался в скриптории монастыря. Аббатство также управляло соляными прудами в Йере и рыболовством на побережье в Мартиге , Йере и Сен-Максиме . Рыбу, которая не требовалась в аббатстве, продавали на местном рынке.
Большую часть сельского хозяйства и управления выполняли братья-миряне , монахи из низшего социального класса, которые делили монастырь с монахами-хористами , которые были образованы и часто происходили из знатных семей. Братья-миряне не участвовали ни в хоре, ни в решениях монастыря, а спали в отдельном здании.
К 14 веку монастырь пришел в упадок. В 1328 году аббат обвинил собственных монахов в попытке ограбить местных жителей, произошедших всего через несколько лет после Великого голода . В 1348 году Прованс снова был опустошен, на этот раз Черной чумой , которая еще больше сократила население. К 1433 году в Ле Тороне проживало всего четыре монаха.
В 14 веке папы в Авиньоне начали практику назначать посторонних настоятелями монастырей, находившихся в коммендаме . В 15 веке эту привилегию переняли короли Франции, которые часто выбирали аббатов по финансовым или политическим причинам. Новые коммендамские настоятели получали долю доходов монастыря, но не проживали там. К 16 веку, хотя церковь аббатства сохранялась, остальные здания в основном лежали в руинах. Монастырь, вероятно, был заброшен на время во время Религиозных войн .
В 18 веке аббат решил, что правила ордена слишком строги, и добавил декоративные элементы, такие как статуи и фонтан. и аллея каштанов. Аббатство было по уши в долгах, и в 1785 году аббат, живший в Бурже , объявил о банкротстве. Ле Тороне был расконсервирован в 1785 году, а семь оставшихся монахов переехали в другие церкви или монастыри. Здание должно было быть продано в 1791 году, но государственные чиновники, ответственные за продажу, заявили, что церковь, кладбище, фонтан и ряд каштанов являются «сокровищами искусства и архитектуры», которые должны оставаться «собственностью нации». " [ 5 ] Остальные монастырские постройки и земли были проданы.
В 1840 году разрушенные здания привлекли внимание Проспера Мериме , писателя и первого официального инспектора памятников. Он был внесен в первый список исторических памятников Франции , а восстановление церкви и колокольни началось в 1841 году. В 1854 году государство купило монастырь, дом капитула, двор и общежитие, а в 1938 году выкупило оставшиеся части церкви. монастырь до сих пор находится в частной собственности.
С 1978 года члены религиозного ордена Вифлеемских сестер служат воскресную мессу в аббатстве.
Здания аббатства
[ редактировать ]Следуя правилу святого Бенедикта, аббатство Торонет было задумано как автономное сообщество, заботящееся обо всех своих нуждах. Монахи жили изолированно в центре этой общины, куда доступ мирянам был строго запрещен.
Дизайн аббатства был выражением религиозных верований цистерцианцев. В нем использовались самые простые и чистые элементы; камень, свет и вода, чтобы создать строгий, чистый и простой мир для населявших его монахов. Расположение церкви буквально на вершине скалы символизировало [ нужна ссылка ] заповедь построения на сильной вере. Простота дизайна должна была вдохновлять на простую жизнь и отсутствие отвлекающих факторов.
Аббатство было построено из камней простой огранки, взятых из близлежащего карьера. Все камни были одного вида и цвета, гармонировали с каменистым грунтом вокруг церкви, придавая ансамблю гармонию. Камни были тщательно огранены и уложены так, чтобы поверхность тесаного камня была гладкой , чтобы избежать каких-либо дефектов или отвлекающих факторов.
Водоснабжение было решающим фактором для цистерцианских монахов; его использовали для питья и приготовления пищи, для питания мельницы и для религиозных церемоний, таких как мандатум , которые проводились раз в неделю. Монахи разработали хитроумную систему водоснабжения, которая, вероятно, обеспечивала проточную воду на кухне и в фонтанах, где монахи мылись, а также чистую воду для религиозных церемоний.
Церковь аббатства
[ редактировать ]
Церковь аббатства расположена на самой высокой точке участка и имеет форму латинского креста длиной около сорока и шириной двадцать метров, ориентированного с востока на запад, с хором и алтарем на восточном конце, как обычно. . Внешний вид совершенно простой, без каких-либо украшений. Поскольку внутрь допускались только монахи, монументального входа не было, а были только две простые двери: для братьев-мирян слева и для монахов справа.
Дверь для монахов была известна как «Дверь мертвых», так как через эту дверь после мессы выносили тела умерших монахов. Сначала их поместили на депозитар , длинную полку у южной стены, а затем закопали прямо в землю кладбища.
Простая колокольня, вероятно, была построена между 1170 и 1180 годами и имеет высоту более тридцати метров. Правила Ордена запрещали каменные колокольни или колокольни чрезмерной высоты, но исключения были сделаны в Провансе, где ветры Мистраля сдували более хрупкие деревянные конструкции.
Внутри церковь состоит из главного нефа с тремя пролетами, перекрытыми остроконечным цилиндрическим сводом, и двух боковых приделов. Арки, поддерживающие свод, опираются на полуколонны, которые опираются на тщательно вырезанные каменные основания примерно в двух метрах от середины стен нефа.
Хор в восточном конце завершается полукупольной сводчатой апсидой с тремя полукруглыми арочными окнами, символизирующими [ нужна ссылка ] Троица. Три аркады в нефе открывают доступ к другим частям здания. В апсидах трансепта расположены две небольшие часовни, выровненные так же, как и главное святилище, как в цистерцианских аббатствах Сито и Клерво .
Шевет . аббатства, полукруглое пространство за алтарем, не имеет украшений, но утонченность исполнения, а также идеально округлая форма сами по себе были выражением религиозных идей цистерцианцев Круг должен был приближаться к совершенству божественного, в отличие от квадрата, принадлежавшего светскому миру. [ нужна ссылка ]
Три окна в апсиде и круглый окул наверху привлекают внимание к алтарю. Обратившись на восток, они улавливают первый утренний свет и смотрят в том же направлении, откуда ожидалось возвращение Христа на землю. Они и четыре маленьких окна в трансепте пропускали ровно столько света, чтобы дать жизнь камню внутри, особенно во время восхода и заката солнца, которые также были временем самых важных религиозных служб, хвалебных речей и вечерни . Свет, проникающий через окна, менял цвет камня и создавал медленно движущиеся формы тьмы и света, отмечая течение времени, важнейшего элемента жизни монастыря.
Бледные витражи датируются 1935 годом — они воссозданы по образцу витражей XII века из аббатства Обазин в Коррезе .
Здание монахов
[ редактировать ]Здание монахов расположено к северу от церкви и соединено с ней лестницей, которая давала монахам прямой доступ к службам.
Общежитие находится на верхнем этаже монашеского корпуса. У настоятеля была отдельная келья с левой стороны, вверх по короткой лестнице. Общежитие освещалось рядами полукруглых окон. Перед каждым окном спал монах.
Ризница облачений , помещение высотой два метра, шириной три метра и длиной четыре метра, с единственным окном, построенное напротив церковного трансепта, служило местом хранения церковных . и священных облачений Он имел прямой доступ в церковь через дверь в трансепт. Ризничий . отвечал за казну аббатства, звонил в колокол общежития во время ночных служб и поднимался на крышу, чтобы проводить астрономические наблюдения и определять точное время религиозных служб в зависимости от сезона

Армарий (библиотека) представляет собой помещение размером три на три метра на нижнем уровне монастырского корпуса, выходящее на монастырь. В армарии находились светские книги, которыми регулярно пользовались монахи. Считается, что здесь находились книги по медицине, геометрии, музыке, астрологии, а также классические труды Аристотеля , Овидия , Горация и Платона .
Дом Капитула , или Капитулярный зал, был комнатой, где монахи ежедневно собирались для чтения одной главы правила Св. Бенедикта и для обсуждения общественных вопросов. В этом зале также проходили выборы новых настоятелей. Его архитектура — с крестово-ребристыми сводами, опирающимися на две колонны с украшенными капителями, — была самой изысканной в монастыре и отражала влияние новой готики . Стены и колонны датируются примерно 1170 годом, своды - 1200-1240 годами.
Во время чтения Устава и бесед монахи сидели на деревянных скамьях, а настоятель сидел на востоке, лицом ко входу. Главный скульптурный элемент — простой орденский крест на южной колонне, перед которым монахи ненадолго кланялись. На капители северной колонны высечена рука, держащая крест – символ власти настоятеля. Его иногда хоронили в этой комнате, чтобы после смерти память о нем прибавляла авторитет живому настоятелю.
Зал монахов находился в северной части здания монахов, но превратился в руины, и от него мало что осталось. Помещение использовалось для изготовления одежды, как мастерская для обучения новых монахов и как скрипторий , помещение, где писались рукописи, поскольку это было единственное отапливаемое помещение в аббатстве.
Монастырь
[ редактировать ]Клуатр , расположенный в центре монастыря, был центром монастырской жизни. Его сторона составляет около тридцати метров, он имеет форму вытянутой трапеции и повторяет рельеф местности, спускаясь от монастырского корпуса к реке. Несмотря на свою странную форму и расположение на очень неровной местности, ему удается сохранять свое архитектурное единство и гармонировать с окружающей средой; в некоторых местах скала на склоне холма становится частью архитектуры.
Строительство началось в 1175 году, что сделало монастырь Торонет одним из старейших существующих цистерцианских монастырей. Южная галерея является самой старой, за ней следует восточная галерея, рядом с домом капитула, который имеет более современный слегка заостренный сводчатый потолок. Завершили строительство северной галереи рядом с бывшей трапезной и западной галереи. Позднее был построен второй уровень галерей, который также исчез.
Толстые стены галерей, их двойные аркады, простые круглые проемы над каждой центральной колонной и простые капители придают монастырю особую мощь и простоту.
, лавабо В монастыре перед входом в трапезную стоит или фонтан для омовения. Он расположен в собственной шестиугольной конструкции с ребристой сводчатой крышей. Вода поступала из близлежащего источника и использовалась монахами для мытья, бритья, постригания и стирки. Лавабо представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте оригинального центрального бассейна.
Бывшее Северное крыло
[ редактировать ]В северном крыле цистерцианского монастыря, обращенном к церкви, традиционно располагаются трапезная (столовая), кухни и келейная или отапливаемая гостиная. Северное крыло превратилось в руины и было заброшено в 1791 году.
Здание для Lay Brothers
[ редактировать ]Крыло монастыря братьев-мирян было построено в тринадцатом веке, значительно позже других построек. Здание было двухэтажным, со столовой на первом этаже и общежитием наверху. Две арки здания пересекают реку Томбареу. В этой части здания располагались уборные.
Подвал
[ редактировать ]Подвал представляет собой длинную прямоугольную комнату, примыкающую к восточной галерее монастыря. Это здание претерпело многочисленные реконструкции и уже не имеет своей первоначальной формы. В шестнадцатом веке его превратили в винный погреб, и до сих пор можно увидеть винные прессы.
Ле Тороне и Ле Корбюзье
[ редактировать ]Аббатство Тороне оказало значительное влияние на швейцарского архитектора Ле Корбюзье. После Второй мировой войны отец Кутюрье , доминиканский священник и художник, имевший контакты с современными художниками Марком Шагалом , Фернаном Леже , Анри Матиссом и Пьером Боннаром , пригласил Ле Корбюзье спроектировать монастырь в Ла Туретте , недалеко от Лиона. Отец Кутурье писал Ле Корбюзье в 1953 году: «Я надеюсь, что вы сможете поехать в Ле Тороне, и что вам понравится это место. Мне кажется, что там вы найдете суть того, каким должен был быть монастырь того времени. оно было построено; место, где люди жили по обету молчания, посвящали себя размышлениям и медитации, а также общественной жизни, которая не сильно изменилась с течением времени». Ле Корбюзье посетил Тороне и написал о своем визите статью, включающую наблюдение: «Свет и тень являются громкоговорителями этой архитектуры истины». Монастырь, который он в конечном итоге построил, имеет ряд особенностей, вдохновленных Торонетом, в том числе башню и простые объемы, а также чередующиеся полные и пустые пространства, созданные ярким светом, падающим на стены.
Влияние Ле Тороне
[ редактировать ]Британский архитектор Джон Поусон также использовал Торонет как источник вдохновения для строительства цистерцианского аббатства Новый Двур в Чехии (2004 г.).
Ле Тороне был источником вдохновения для бельгийского поэта Анри Баухау (род. 1913), опубликовавшего в 1966 году «Пьер без огорчений».
В 1964 году французский архитектор Фернан Пуйон опубликовал «Дикие пьеры» — исторический роман в форме дневника главного работника аббатства. Он выиграл Prix des Deux Magots (1965) и был оценен Умберто Эко как «захватывающий вклад в понимание Средневековья».
Источники и цитаты
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Пуйон, Фернан 1964. Камни аббатства . ,
- Димье, отец Ансельм, 1982: Цистерцианское искусство . Издания Zodiaque: La Pierre-qui-Vire. (на французском языке)
- Молина, Натали, 1999: Аббатство Тороне , Monum - Editions du patrimoine.
- Денизо, Жерар, 2003: Визуальная история памятников Франции . Ларусс: Париж. (на французском языке)
- Флейшхауэр, Карстен, 2003: Архитектура цистерцианцев в Провансе: Сенанк — Ле Тороне — Сильвакан . Кафедра истории архитектуры Института истории искусств Кельнского университета. Кёльнский университет. (на немецком языке)
- Средневековая Франция , 2004: Monum, Éditions du patrimoine/Guides Gallimard. (на французском языке)
- Бастье, Альдо, nd: Тропы римского Прованса . Издания Ouest-France. (на французском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Аббатство Торонет - Официальный сайт
- Аббатство Тороне об аббатствах Прованса
- Архитектура Торонета
- Посетите аббатство Торонет на нескольких фотографиях
- (на французском языке) Romanes.com: Аббатство Ле Тороне, фотографии и план
- (на итальянском языке) Lucabardello.it: Аббатство Ле Тороне, фотографии и план
- Фотографии
- Романская архитектура Прованса.
- Цистерцианские монастыри во Франции.
- Здания и сооружения в Варе (департамент)
- 1120 заведений в Европе
- Заведения 1120-х годов во Франции
- Религиозные организации, основанные в 1130-х годах.
- Христианские монастыри, основанные в XII веке.
- Церкви в Варе (департамент)
- Музеи Вар (департамент)
- Религиозные музеи Франции.
- Исторические музеи Франции
- Памятники Национального центра памятников