Янош Маттис-Тойч
Янош Маттис-Тойч | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 17 марта 1960 г. | (76 лет)
Образование | Франц Штук |
Известный | живопись, скульптура, линогравюра |
Заметная работа | Цветы души |
Движение | Постимпрессионизм фовизм Экспрессионизм Абстрактное искусство Школа Бая Маре Сюрреализм Социалистический реализм |
Янош Маттис-Тойч или Маттис-Тойч , Матис-Тойч ( IPA: [ˈjaːnoʃ ˈmɒtːiʃ ˈtʰɔʏ̯t͡ʃ] ; наиболее распространенные версии его имени на венгерском языке , все из которых также написаны без дефиса; его имя было переведено как Ганс или Йоханнес на немецком языке и Иоан на румынском языке ; 13 августа 1884 — 17 марта 1960) — румынский художник, скульптор, график, искусствовед и поэт. Наиболее известный своим циклом картин Seelenblumen («Цветы души»), он внес важный вклад в развитие современного искусства и авангардных тенденций в Румынии (где он провел большую часть своей жизни). Он был дедушкой художника Вальдемара Маттиса-Тойча .
Биография
[ редактировать ]Он родился в трансильванском городе Брассо (Брашов), который тогда входил в состав Венгерского королевства в составе Австро-Венгрии , ныне часть Румынии. Он был сыном Яноша Матиса, венгра секейского этнического происхождения, и его жены, саксонки Йозефины Шнайдер. [ 1 ] После того, как Матис умер в ранние годы своего сына, Йозефин женился на саксонце Фридрихе Тойче, который усыновил Яноша. [ 2 ] Он окончил начальную школу на венгерском языке, а затем посещал немецкоязычную среднюю школу Хонтерус; между 1901 и 1903 годами он изучал скульптуру в Национальной венгерской королевской школе прикладного искусства в Будапеште , а затем уехал в Мюнхен , где посещал Королевскую академию изящных искусств , и Париж — в этот период Маттис-Тойч, судя по всему, переехал от модерна до постимпрессионистских и фовистских тем и в конечном итоге перенял Die Brücke и Der Blaue Reiter . идеи [ 3 ]

Вскоре после своего возвращения из Франции в 1908 году Маттис-Тойч начал преподавать в Государственной школе столярного дела и в 1910 году сменил Яноша Купчая на посту профессора («ученого мастера»). [ 2 ] В 1909 году он женился на Жизелле Борсос (их свадьба вызвала скандал, так как она разорвала помолвку с другим). [ 2 ] Член группы художников, известной как Себастьян Ханн Ферейн , поддерживая тесные контакты с местными художниками, такими как Фридрих Мисс , Густав Коллар , Дьюла Тутчек , Герман Моррес , Фриц Киммель и Ханс Эдер , он выставил свои первые скульптуры во время совместной выставки. в Пеште (1910 г.), а затем на выставке, организованной Дьюла Вастахом в его родном городе. (1914). [ 4 ]
Он познакомился с Лайошем Кассаком и опубликовал линогравюры в журнале современного искусства MA ( рисунки «Пейзаж с деревом», 1917; « Композиция с двумя фигурами», 1919), [ 5 ] а также участвовал в совместных выставках, организованных последним, прежде чем их показали в Вене , и установил связи с Гервартом Вальденом и его группой экспрессионистов вокруг Der Sturm - в конце концов, он перенял этот стиль, продолжая находиться под прямым влиянием абстрактного искусства Василия Кандинского. и Казимира Малевича и переход к нефигуративному мировоззрению. [ 6 ] Его успех контрастировал с эмоциональным кризисом, вызванным смертью его жены в 1916 году; он женился повторно на Мари Конрад, австрийке , в 1919 году. [ 7 ]
Находясь в Будапеште во время Астровой революции , Маттис-Тойч, вероятно, стал непосредственным свидетелем создания Венгерской Советской Республики ; несмотря на противоречивые сведения и его социалистические убеждения, похоже, что он не участвовал в пробольшевистском движении . [ 2 ] Он оставался убежденным антифашистом , а позже выступал против влияния нацизма внутри трансильванской саксонской общины ( см. Немецкая партия (Румыния) ). [ 2 ]
К середине 1919 года он присутствовал в Трансильвании и организовал несколько выставок; поскольку регион стал частью Румынского королевства и на какое-то время его преподавательская должность пересматривалась новыми властями, он планировал переехать в Германию, прежде чем принять решение остаться в художественной жизни Румынии и регулярно участвовать в художественных выставках. в Бухаресте и по всей Трансильвании. [ 2 ] Активен внутри группы Contimporanul в Бухаресте (с Виктором Браунером , М. Х. Макси и Марселем Янко ) и с Das Ziel в Брашове. [ 8 ] Маттиса-Тойча сразу же приветствовали критики-модернисты (в том числе Николае Тоница , Отто Братсковен , Зигмунд Маур , Лучиан Блага , Карой Кос , Евгений Джебелеану и Эрно Лигети ). [ 9 ] Его работы были представлены на международной выставке 1924 года, организованной Contimporanul , наряду с работами Курта Швиттерса , Пауля Клее , Константина Брынкуши (с которым Маттис-Тойч уже встречался лично), [ 10 ] Ганс Арп , Янко, Браунер и Макси.
Позже он вернулся к фигуративному искусству, интересу, который он объединил со своими социалистическими убеждениями в попытке создать социально сознательное искусство (как это определено в его Kunstideologie , «Идеология живописи», журнале, который он редактировал в Брашове). [ 11 ] После момента Contimporanul он присоединился к редакции «Интеграла » и определил свой новый стиль, считавшийся близким к сюрреализму , как «конструктивный реализм ». [ 12 ] Хотя он был среди художников, которые проводили лето в Бая-Маре ( см. Школу Бая-Маре ), Маттис-Тойч никогда не адаптировал свои темы к ландшафтному искусству, поощряемому группой, и по-прежнему интересовался в основном социальными темами. [ 2 ]
Смерть его дочери в 1933 году и политические факторы заставили его прекратить работу до 1940-х годов. [ 13 ] В конце Второй мировой войны , с началом советской оккупации и, в конечном итоге, с установлением коммунистического режима , его ранние работы подверглись пропагандистским атакам, когда он пытался адаптироваться к темам социалистического реализма . [ 2 ] создание портретов Иосифа Сталина и стахановских сцен с участием каменщиков и шахтеров. [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мансбах; Мурадин
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мурадин
- ^ Францке; Главный; Мурадин
- ^ Григореску, стр. 128, 441; Мурадин
- ^ Григореску, стр. 441; майоры; Мансбах; пропуск; Вида
- ^ Дрэгуц и др. , с. 260; Григореску, стр. 373, 389, 440, 441; майоры; Мурадин; пропуск; Вида
- ^ Мурадин; Жизнь
- ^ Григореску, стр. 389; Мансбах; пропуск; Вида
- ^ Григореску, стр. 442; Мурадин; Вида
- ^ Францке
- ^ Францке; Главный; Мансбах; Мурадин
- ^ Дрэгуц и др. , с.259-260; Григореску, стр.440; проход
- ^ Jump up to: а б Главный
Ссылки
[ редактировать ]- Маттис Тойч и Der Blue Reiter (виртуальная выставка) :
- Василе Дрэгуц, Василе Флоря, Дан Григореску , Марин Михалаке, Румынская живопись в изображениях , Издательство Meridiane , Бухарест, 1970
- Дэн Григореску, История потерянного поколения: экспрессионисты , Издательство Эминеску , Бухарест, 1980 г.
- Кристина Пассут, «Пейзажные видения Яноша Маттиса Тойча», в «Венгерском ежеквартальном журнале» , 163/XLII, осень 2001 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Биография в Будапештском музее изящных искусств
- Работы Маттиса-Тойча
- Джон О'Брайен, «Янош Маттис Тойч» на ArtScene. Путеводитель по художественным галереям и музеям Южной Калифорнии
- (на немецком языке) Роланд Прюгель, «Маттис-Тойч, Ганс» на Клагенфуртского университета сайте
- (на немецком языке) Клаус Стефани, «Ретроспектива Маттиса Тойча в Мюнхене» , в Siebenbürgische Zeitung , 28 августа 2001 г.
- 1884 рождения
- 1960 смертей
- Художники-экспрессионисты
- фовизм
- Румынский народ немецкого происхождения
- Венгерские школьные учителя
- Венгерские скульпторы
- Румынский народ венгерского происхождения
- Венгерские социалисты
- Люди из Брашова
- Румынские искусствоведы
- Румынские журналисты
- Румынские художники
- Румынские поэты-мужчины
- румынские школьные учителя
- Румынские скульпторы
- Румынские социалисты
- Румынские художники-сюрреалисты
- Художники-социалисты-реалисты
- Секели люди
- Трансильванские саксы
- Выпускники Академии изящных искусств Мюнхена
- Скульпторы в стиле модерн
- Венгерские художники 20 века.
- Скульпторы 20 века
- Венгерские поэты ХХ века
- Румынские поэты ХХ века
- Румынские писатели-мужчины ХХ века
- Венгерские педагоги ХХ века
- Румынские педагоги ХХ века
- Венгерские писатели-мужчины XX века
- Журналисты 20-го века
- Венгерские художники-мужчины
- Венгерские художники-мужчины 20-го века
- Венгерские художники-графики
- Румынские художники-графики