Беломорско-Балтийский канал
Беломорско-Балтийский канал | |
---|---|
Технические характеристики | |
Длина | 141 [ 1 ] миль (227 км) |
Максимальная длина лодки | 443 [ 1 ] футов 0 дюймов (135,0 м) |
Максимальная ширина лодки | 47 футов 0 дюймов (14,3 м) |
Максимальная осадка лодки | 4 м |
Замки | 19 [ 2 ] |
Максимальная высота над уровнем моря | 334 футов (102 м) |
Статус | Открыть |
История | |
Строительство началось | 1931 |
Дата первого использования | 2 августа 1933 г. |
Дата завершения | 1933 |
География | |
Начальная точка | Онежское озеро , Россия |
Конечная точка | Белое море в Беломорске , Россия. |
Беломорско -Балтийский канал ( Беломорско-Балтийский канал ), часто сокращенно Беломорканал ( Беломорканал ) — искусственный судоходный канал в России, открытый 2 августа 1933 года. Он соединяет Белое море в Северном Ледовитом океане с озером Онега , которая далее соединяется с Балтийским морем . назывался своим первоначальным названием: До 1961 года он Беломорско -Балтийский канал имени Сталина .
Канал был построен путем принудительного труда узников ГУЛАГа . Начиная и заканчивая рабочей силой в 126 000 человек, согласно официальным данным, погибло от 12 000 до 25 000 рабочих. [ 3 ] в то время как Энн Эпплбаум составляет 25 000 смертей. оценка [ 4 ]
Длина канала составляет 227 км (141 миль), частично вдоль нескольких канализированных рек и озера Выгозеро . По состоянию на 2008 год по нему осуществляется лишь небольшое движение - от десяти до сорока лодок в день. Его экономические преимущества ограничены минимальной глубиной 3,5 м (11,5 футов). [ нужна ссылка ] недостаточно для большинства морских судов. Эта глубина обычно соответствует речным судам с дедвейтом груза до 600 тонн, тогда как полезные морские суда дедвейтом 2000–3000 тонн обычно имеют осадку 4,5–6 м (15–20 футов). [ 5 ] [ 6 ] Первоначально предполагалось, что канал будет иметь глубину 5,4 м (17,7 футов); однако стоимость и временные ограничения первого сталинского пятилетнего плана вынудили его сделать гораздо более мелкий проект. [ 7 ]
Водный путь
[ редактировать ]Общая длина водного пути составляет 227 км (141 миль), из которых 48 км (30 миль) являются искусственными. Течение течет на север от Онежского озера к Белому морю все навигационные знаки , и по нему ставятся . Оказавшись в Онежском озере, суда могут выйти с юго-западного берега через реку Свирь (и два ее шлюза) до Ладожского озера , а затем продолжить путь вниз по Неве в Санкт-Петербург и Балтийское море. Альтернативно, из Онежского озера речные суда могут плыть на восток по Волго-Балтийскому водному пути .
Маршрут
[ редактировать ]Канал начинается у поселка Повенец в Повенецкой губе Онежского озера . За Повенцем идут семь шлюзов, сближенных друг с другом, образующих «Лестницу Повенца». Эти шлюзы являются южным склоном канала. Пруд на вершине канала на высоте 103 м имеет длину 22 км (14 миль) между шлюзами 7 и 8. На северном склоне имеется двенадцать шлюзов, пронумерованных 8–19. Маршрут северного склона пролегает через пять крупных озер; Озеро Маткозеро между шлюзами 8 и 9, озеро Выгозеро между шлюзами 9 и 10, озеро Палагорка между шлюзами 10 и 11, озеро Войцкое между шлюзами 11 и 12 и озеро Маткожня между шлюзами 13 и 14. Канал впадает в губу Сорока Белое море у Беломорска . поселки Повенец , Сегежа , Надвоицы Вдоль канала расположены , Сосновец, Беломорск.
Условия плавания
[ редактировать ]Минимальные размеры замка составляют 14,3 м (47 футов) в ширину и 135 м (443 фута) в длину. Судоходный канал имеет ширину 36 м (118 футов), глубину 3,5 м (11,5 футов) и радиус кривизны 500 м (1640 футов). Скорость ограничена 8 км/ч (4,3 узла; 5,0 миль в час) на всех искусственных участках. В условиях плохой видимости (менее одного км) навигация прекращается.
В навигационные сезоны 2008–2010 гг. шлюзы каналов должны были работать с 20 мая по 15–30 октября, что давало 148–163 навигационных дня в году. [ 8 ]
Профиль
[ редактировать ]На следующей иллюстрации изображен профиль Беломорско-Балтийского канала. Горизонтальная ось — длина канала. Вертикальная ось — высота сегментов канала над средним уровнем моря.
Строительство
[ редактировать ]Советский Союз представил канал как пример успеха первой пятилетки . Его строительство завершилось на четыре месяца раньше запланированного срока, однако оно было слишком неглубоким для запланированного использования. Канал был построен за двадцать месяцев, с 1931 по 1933 год, почти полностью с помощью ручного труда.
Канал был первым крупным проектом, построенным в Советском Союзе с использованием принудительного труда . BBLAG , Дирекция лагерей ББК, руководила строительством, предоставив рабочую силу примерно в 100 000 заключенных. [ 9 ] ценой огромных жертв. [ 10 ] Хотя лагеря для военнопленных обычно держались в тайне, Беломорканал был пропагандистской витриной осужденных, «перековывающих» себя полезным трудом (советская концепция перековки , перековки или реабилитации). [ 11 ]
Маршалл Берман заявляет, что «канал стал триумфом рекламы; но если бы половина внимания, уделяемого рекламной кампании, была посвящена самой работе, жертв было бы гораздо меньше, а развития было бы гораздо больше». [ 12 ]
Организация и управление
[ редактировать ]Рабочую силу для канала поставляла дирекция лагерей Белбалтлаг (Управление Беломорско-Балтийских исправительно-трудовых лагерей, БИСК) ОГПУ ГУЛАГа .
- П. Ф. Александров (француз), исполняющий обязанности начальника WSBC с 16 января 1932 г., полный руководитель с 28 марта 1932 г., по крайней мере, до 15 января, [ 13 ]
- Матвей Берман , начальник ГУЛАГа большую часть 1930-х годов, непосредственный руководитель Фирина. [ 14 ]
- Семен Фирин , начальник строительства, также упоминается в документах 1933 года как руководитель WSBC. [ 13 ] [ 14 ]
- Нафталий Френкель , начальник работ, 16 ноября 1931 года, до окончания строительства. [ 13 ]
- Лазарь Коган , начальник строительной дирекции ББК [ 13 ]
- Рапопорт Яков Дмитриевич , заместитель начальника строительной дирекции ББК [ 13 ]
- Сенкевич Эдвард Иванович , начальник ВСБК, 16 ноября 1931 — 16 января 1932, также помощник начальника Строительного управления ББК. [ 13 ]
Генрих Ягода , заместитель председателя ОГПУ , а также Берман, Фирин, Коган и Раппопорт были награждены орденом Ленина за достройку канала . Политбюро 15 июля 1933 года [ 15 ]
Условия труда
[ редактировать ]Советы представили этот проект как свидетельство эффективности ГУЛАГа. Условия труда в лагере ББК, предположительно «перековывающие классовых врагов» (политических заключенных) посредством «исправительных работ», были жестокими: для выполнения масштабного строительного проекта заключенным давали только примитивные ручные инструменты. [ 16 ] Смертность составила около 8,7%, [ 17 ] и еще много больных и инвалидов.
Рабочая сила была организована в бригады по 25–30 человек, которые составляли фаланги по 250–300 человек. [ 18 ] Были нормы труда, например 2,5 м. 3 (3,3 куб. ярда) камня, выкопанного вручную, в день на бригаду. Для заключенных действовала разветвленная система поощрений. Увеличены продовольственные пайки для заключенных, перевыполнивших норму. Выполнившие и перевыполнившие норму (2,5 м³ в день на земляные работы) получали повышенную хлебную норму (до 1200 г), бонусное блюдо (например, 75-граммовые пирожки с капустой или картофелем), денежную премию. Использовались и моральные стимулы: вручение бригаде или фаланге Красного Знамени, объявление благодарности, вручение грамот, занесение фамилий ударников на доску почета, а также зачет 3 рабочих дней за 5 дней работы, а для ударников - «день через два». В других случаях эти команды соревновались друг с другом в превышении норм, и чемпионам обещали сокращение сроков, еду и денежные бонусы. После успешного строительства в качестве награды были освобождены 12 484 заключенных, а 59 516 заключенным были сокращены сроки заключения. В процессе строительства погибло, по официальным данным, 12,3 тыс. рабочих, в том числе в 1931 г. - 1438 (2,24% от численности рабочих), в 1932 - 2010 гг. (2,03%), в 1933 г. - 8870 (10,56%), что было обусловлено к сокращению поставок из-за голод в стране и спешка перед завершением строительства [ 3 ] [ 17 ] в то время как Энн Эпплбаум составляет 25 000 смертей. оценка [ 4 ]
Канал и русские писатели
[ редактировать ]Тщательно подготовленный визит в августе 1933 года на Беломорско-Балтийский канал, возможно, скрыл худшие проявления жестокости от группы из 120 русских писателей и художников, так называемой Писательской бригады, в которую входили Максим Горький , Алексей Николаевич Толстой , Виктор Шкловский , и Михаил Зощенко , составивший восхваляющий проект труд — 600-страничный « Беломорско-Балтийский канал имени И.В. Сталина» ( Беломорско-Балтийский канал имени Сталина ), изданный в конце 1934 года. [ 19 ] Шкловский посетил Беломорканал самостоятельно, а не с группой. Горький, ранее посетивший Соловецкий трудовой лагерь в 1929 году и написавший о нём в советском журнале « Наши достижения», [ 20 ] организовал поход на Белое море, но сам в нем не участвовал. В поездке на Белое море также присутствовал Николай Погодин , сценарист комедии 1936 года «Каторжники» о трудовом лагере БелтБалтЛаг. [ 21 ]
Вполне вероятно, что по крайней мере некоторые из приезжих писателей осознавали жестокость лагерной жизни. На самом деле один из авторов, Сергей Алымов, был узником лагеря и редактором лагерной газеты «Перековка» («Перековка»). Точно так же рассказ Александра Авдеенко о Беломоре включает разговоры между главой ОГПУ Семеном Фириным и князем Мирским , которые показывают, что по крайней мере некоторые из авторов знали об его истинной природе.
История использования
[ редактировать ]В 1930-е годы
[ редактировать ]НКВД был реорганизован в Беломорско-Балтийский комбинат (ББК), остававшийся в системе НКВД После завершения строительства канала и открытия его для судоходства Белбалтлаг приказом начальника . Совнаркома от 17 августа 1933 года. На комбинат возлагалась эксплуатация канала и руководство хозяйственным освоением прилегающих территорий, в том числе 2,8 млн га лесных угодий и промышленных объектов, построенных вдоль трассы. [ 22 ]
Большую часть рабочей силы комбината составляли 75–85 000 узников Белбалтлага. Кроме того, в состав комбината входил 21 «спецпоселок» ( спецпоселок ) с населением около 30 тысяч человек, в основном раскулаченными крестьянскими семьями, перевезенными в Карелию из более теплых регионов СССР. Помимо зеков и «спецпоселенцев», в комбинате работало около 4500 вольных сотрудников и военизированная охрана. Всего работники комбината составляли около 25% населения Карельской АССР . [ 22 ]
До 1936 года все финансовые операции комбината были освобождены от налогов и пошлин. [ 22 ]
ББК способствовал развитию Беломорска как крупного промышленного города. новые города и поселки городского типа По маршруту канала развивались , такие как Медвежьегорск , Сегежа , Надвоицы . Повенец , который в 1920-х годах был преобразован из города в деревню, теперь снова стал городом и крупным портом.
Как будет показано ниже, в 1930-е годы несколько небольших военных кораблей были переброшены с Балтики на Белое море для обеспечения боевыми кораблями советской Северной военно-морской флотилии, которая в 1937 году стала Северным флотом. [ 23 ]
Во Второй мировой войне
[ редактировать ]боевых действий в районе Беломорско-Балтийского канала не велось Во время Зимней войны 1939–1940 годов, когда СССР вторгся в Финляндию, Германии . После полномасштабного вторжения в СССР в 1941 году при поддержке Финляндии в войне-продолжении маршрут канала стал линией фронта.
23 июня 1941 года, на следующий день после немецкого вторжения, 16 финских коммандос были переправлены на канал двумя немецкими гидросамолетами Heinkel He 115 из Оулуярви . Коммандос были финскими добровольцами, завербованными немецким майором Шаллером, и были оснащены немецкой формой и оружием, поскольку генеральный штаб Финляндии не хотел брать на себя ответственность за операцию. Спецназовцы должны были взорвать шлюзы каналов, но им это не удалось из-за усиленной безопасности. [ 24 ]
28 июня канал впервые подвергся бомбардировке финских ВВС , нацеленной на шлюзы № 6, 7, 8 и 9, а на следующий день финские войска наступали вдоль границы Финляндии и СССР. Авиабомбардировками шлюзового трапа Повенца удалось прервать движение лодок по каналу лишь с 28 июня по 6 августа, а затем повторно с 13 по 24 августа 1941 года. 28 августа состоялся пятый и последний бомбардировочный налет в навигации 1941 года. место против замка № 7, но это не причинило вреда.
В августе руководство ББК и большая часть из 800 сотрудников канала были эвакуированы из Медвежьегорска на шлюз № 19 в Беломорске, на своих станциях осталось лишь 80 человек.
В ноябре караван пассажирских судов, эвакуировавший семьи работников и жителей Повенецкого канала вместе с техникой, вмерз в лед озера Выгозеро . В ночь с 12 на 13 ноября еще один караван лодок замерз в Заонежском заливе у острова Мегостров, а позже был захвачен финскими войсками. 5 декабря финские войска вошли в Медвежьегорск.
6 декабря при морозе -37°C финские войска захватили Повенец - южный вход в ББК. [ 25 ] В тот же день советские войска приступили к сносу сооружений канала. Первым был взорван шлюз №1. К утру 8 декабря шлюзы № 1–6, плотины № 4 и 20 были снесены.
В то же время тяжелые бои развернулись возле Повенецкого шлюза (шлюзы №№ 1–7). Финны пересекли канал и захватили деревню Габсельга на востоке, но после нескольких дней боев были отброшены на западную сторону канала.
Советские саперы взорвали шлюз №7 11 декабря после отступления Красной Армии. После разрушения шлюзов Повенецкой лестницы вода из водораздельных озер беспрепятственно лилась в Онежское озеро через село Повенец, почти полностью разрушенное наводнением. Маршрут ББК стал линией фронта, отделявшей финские войска на западном берегу канала от советских войск на его восточном берегу. Противоборствующие армии удерживали эти позиции до июня 1944 года.
Послевоенные годы
[ редактировать ]После выхода Финляндии из войны в сентябре 1944 года повреждения канала, включая полное разрушение его южной части и города Повенец, а также повреждение маяков и других сооружений, были устранены. Восстановление было завершено к июлю 1946 года, а судоходство по каналу было восстановлено 28 июля 1946 года.
2 февраля 1950 года Совет Министров РСФСР издал распоряжение о капитальном ремонте и реконструкции сооружений ББК с постепенной электрификацией сооружений и оборудования канала. В 1953 году сотрудники шлюзов наняли электриков; к 1957 г. завершилась электрификация шлюзов северного склона; а к 1959 году все береговые и плавучие навигационные огни были переведены на электроэнергию.
Значение ББК для народного хозяйства резко возросло после ввода в эксплуатацию в 1964 году современного Волго-Балтийского водного пути. Пропускная способность канала и годовой объём грузовых перевозок возросли в несколько раз.
Еще одна модернизация произошла в 1970-х годах. В ходе реконструкции гарантированная глубина фарватера была увеличена до 4 метров, а канал стал частью Единой глубоководной системы Европейской России .
Использование канала
[ редактировать ]За время первой навигации 1933 года по каналу было перевезено 1,143 миллиона тонн грузов и 27 тысяч пассажиров. [ 26 ] В 1940 году объем перевозок составлял около 1 миллиона тонн, что составляло 44% пропускной способности. [ 9 ]
Пик тоннажа грузов пришелся на 1985 год: было перевезено 7,3 миллиона тонн. [ 27 ] Тоннаж оставался высоким до 1990 года, а затем снизился после распада Советского Союза . В 21 веке потребление постепенно росло, но оставалось значительно ниже пика советских времен, составив всего 0,3 миллиона тонн в 2002 году.
За сезон 2007 года по каналу было перевезено 0,4 миллиона тонн грузов и 2500 пассажиров. [ 27 ] It is now operated by the White Sea and Lake Onega Waterways and Shipping Administration (Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства), which is also responsible for shipping on Lake Onega and in the Belomorsk harbor area (but not in the open waters of the White Sea). The canal was seemingly a small part of the agency's overall shipping business, which in 2007 amounted to 4.6 million tonnes and 155,000 passengers. [ 27 ]
По официальной статистике, за первые 75 лет его существования (1933–2008) по каналу было перевезено 193 миллиона тонн грузов. [ 27 ]
Канал позволяет отправлять тяжеловесные и негабаритные грузы из промышленных центров России на Белое море, а затем морскими судами в . северные порты Сибири Например, летом 2007 года крупная часть оборудования для «Роснефти сибирского Ванкорского месторождения » была доставлена на «Амуре-1516» из Дзержинска по Оке , по Волго-Балтийскому водному пути и Беломорканалу в Архангельск . а оттуда океанским арктическим сухогрузом класса СА-15 «Капитан Данилкин» до Дудинки на реке Енисей . [ 28 ] В 2011 году тяжелое оборудование для Саяно-Шушенской ГЭС было отправлено из Санкт-Петербурга по каналу, Северному Ледовитому морю и реке Енисей. [ 29 ]
Доставка нефтепродуктов
[ редактировать ]В советское время канал использовался для отправки нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов на реке Волге потребителям Мурманской области и за границу. Российская компания «Волготанкер» , располагающая флотом нефтяных танкеров и нефтеналивных судов подходящего размера , стала пионером по этому маршруту начиная с августа 1970 года, когда «Нефтерудовоз-3» доставил груз мазута в порт Кандалакша на Белом море . [ 30 ]
После многих лет перерыва «Волготанкер» возобновил движение по каналу в 2003 году. Компания планировала перевезти по каналу 800 000 тонн мазута в 2003 году и увеличить объем до 1 500 000 тонн (1 476 000 длинных тонн; 1 653 000 коротких тонн) в 2004 году. Перегрузка топлива из речных танкеров «Волготанкер» на латвийские морские танкеры осуществлялась на плавучей перегрузочной станции у острова Осинки в Онежском заливе Белого моря, в 36 км (22 мили) к северо-западу от порта Онега .
Перегрузочные операции начались 24 июня 2003 года, но 1 сентября столкновение на малой скорости танкера «Нефтерудовоз-57М» «Волготанкера» и латвийского «Зоя-I» во время перевалки вызвало трещину в корпусе «Нефтерудовоза» , с последующим разливом нефти , оцениваемым в 45 тонн (длина 44 тонны). тонн; 50 коротких тонн), из которых было извлечено только 9 т (8,9 длинных тонн; 9,9 коротких тонн). Предполагаемая неспособность «Волготанкера» локализовать разлив привела к тому, что власти Архангельской области прекратили операцию по перекачке нефти, экспортировав всего 220 000 тонн. Компания была оштрафована и ей было отказано в дальнейшей деятельности. [ 30 ]
Военное использование
[ редактировать ]Советские (а позже и российские) военно-морские стратеги долгое время считали, что хорошо спроектированная система каналов может помочь установить контакт между отдельными флотами, базирующимися на Черноморском, Балтийском, Арктическом, Тихоокеанском и Каспийском побережьях России. [ 31 ] Беломорканал также строился с расчетом на военное использование. [ 32 ] и в начале своей истории первые боевые корабли Северного флота прошли по каналу в Белое море из Балтийского моря, [ 33 ] [ 34 ] [ 23 ] До Второй мировой войны канал использовался для переброски военных судов между двумя морями 17 раз. [ 35 ]
Во время Великой Отечественной войны, в августе-сентябре 1941 года, канал использовался для переброски в Белое море ряда подводных лодок с Балтийского флота, в том числе подводных лодок К-3 , С-101 и С-102, Л-22 . [ 36 ] [ 37 ] Несколько недостроенных подводных лодок с ленинградского Балтийского завода и Горьковского завода " Красное Сормово" перешли на новый завод "Севмаш" в Северодвинске . [ 38 ]
С тех пор канал регулярно использовался для доставки подводных лодок транспортерным доком с Балтийского завода и Красного Сормово на Севмаш для достройки. [ 39 ]
Гидроэлектростанции
[ редактировать ]В систему каналов входят пять гидроэлектростанций общей производственной мощностью 240 МВт. [ 27 ]
День памяти
[ редактировать ]Канал дал название советской сигаретной марке «Беломорканал» .
есть памятник В Повенце погибшим во время строительства узникам, а в Беломорске, недалеко от берега Белого моря, есть мемориал поменьше. О канале даже была написана комедийная пьеса Николая Погодина .
Проект канала также дал русскому языку жаргонное слово « зека », « зек» , «з/к », означающее «заключенный». По- русски «заключенный», «заключенный» — заключенный ( заключенный ), в документах обычно сокращается до « з/к » и произносится как « зека » (зека). IPA: [zɨˈka] , «зех-КА»), которые постепенно трансформировались в « зек » и « зек », зэк (оба произносятся как IPA: [ˈzɛk] ). Это слово до сих пор используется в разговорной речи. Первоначально аббревиатура расшифровывалась как заключённый каналоармеец ( заключённый каналоармеец ), буквально «заключённый каналоармеец». Последний термин возник по аналогии со словами «красноармеец», означающими «член Красной Армии », или «трудармеец » (трудармиец ) . По советским данным, в 1932 году, когда Анастас Микоян посетил Беломорстроя стройку , Лазарь Коган спросил: «Товарищ Микоян, как нам их называть? (…) Я придумал слово: «каналоармеец» . Что вы думаете?» Микоян одобрил. [ 40 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Сроки работы шлюзов (Lock operation periods), from the site of the Russian Shipping Companies' Association. (in Russian)
- ^ «Беломорско-Балтийский канал | канал, Россия» .
- ^ Перейти обратно: а б Александр Кокурин, Юрий Моруков . Сталинские стройки ГУЛАГа.1930–53, Москва, Материк 2005, — 568 с. — С. 34.
- ^ Перейти обратно: а б Энн Эпплбаум ГУЛАГ: История (Лондон: Penguin, 2003), стр. 79
- ^ «Приложение – Стандартные размеры сосудов» (JPG) . Проверено 27 октября 2023 г.
- ^ «Глава 8: TPC и кривые смещения – Engineering360» . www.globalspec.com . Проверено 13 августа 2017 г.
- ^ Morukov 2003 , p. 159
- ^ Сроки работы шлюзов (Lock operation periods), from the site of the Russian Shipping Companies' Association. (in Russian)
- ^ Перейти обратно: а б « Экономика принудительного труда: Советский ГУЛАГ» , Глава 8: «Беломорско-Балтийский канал», Пол Р. Грегори» . Архивировано из оригинала 8 октября 2015 года . Проверено 13 августа 2017 г.
- ^ «ГУЛАГ, Проекты «Буря» — Беломорканал» , Gulag.eu . Проверено 28 августа 2011 г.
- ^ О. Файджес, The Whisperers 117 (2007)
- ^ Берман, Маршалл (1983). Все твердое растворяется в воздухе . Версо. п. 76. ИСБН 9780860917854 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж "Система исправительно-трудовых лагерей в СССР" . Retrieved 29 December 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б Рудер, стр. 21.
- ^ Хлевнюк, с. 35
- ^ О. Файджес, Шепчущиеся 114 (2007).
- ^ Перейти обратно: а б V.N. Zemskov, "Zaklyuchyonnye v 1930-e gody: socialno-demograficheskiye problemy" , p. 62 / В. Н. 3емсков «Заключенные в 1930-е годы: социально — демографические проблемы», стр. 62
- ^ Солженицын, Александр (2018). Архипелаг ГУЛАГ . Перевод Уитни, Томас; Уиллеттс, Гарри. Нью-Йорк: Винтажное издательство. стр. 198–208. ISBN 978-1784871512 .
- ^ Максим Горький, изд. (1977). Беломор: Отчет о строительстве нового канала между Белым и Балтийским морями (переиздание). Гиперион Пресс. п. 344. ИСБН 9780883554326 .
- ^ Рудер, Синтия Энн (1998). Делая историю для Сталина: История Беломорского канала . Университетское издательство Флориды. п. 248. ИСБН 9780813015675 .
- ^ Кляйн, Иоахим (1995). «Беломорканал: литература и пропаганда в сталинскую эпоху» . Журнал славянской филологии . 55 (1): 53–98. ISSN 0044-3492 . JSTOR 24002828 .
- ^ Перейти обратно: а б с "History of Karelia from antiquity to our time", editors: N.A. Korablev, V.G.Makurov, Yu.A.Savvateev, M.I.Shumilov; Petrozavodsk, Periodika Publishers, 2001. 944 pages. (История Карелии с древнейших времён до наших дней / Науч. ред. Н. А. Кораблёв, В. Г. Макуров, Ю. А. Савватеев, М. И. Шумилов — Петрозаводск: Периодика, 2001. — 944 с.: ил.) ISBN 5-88170-049-X
- ^ Перейти обратно: а б Хилл, Александр (2007). «Рождение Советского Северного флота 1937–42». Журнал славянских военных исследований . 16 (2): 65–82. дои : 10.1080/13518040308430560 . S2CID 143506251 .
- ^ Йокипии, Мауно . Братство по оружию: от Барбароссы до вступления Финляндии в войну [Brotherhood of Arms: from Barbarossa to Finland's entry into the war] (Фрагмент из книги «Финляндия на пути к войне: исследование о военном сотрудничестве Германии и Финляндии в 1940—1941 гг.») (in Russian). Archived from the original on 2008-12-20 . Retrieved 2010-05-19 .
- ^ Кархумяки — Наступательная операция Повенца, декабрь 1941 г .: 23:00 6 декабря 1941 г. Егеря и финские танки подошли к городу Повенца. Танки захватили город .
- ^ "Навстречу юбилею. Беломорско-Балтийскому каналу и системам связи — 70 лет" (PDF) . Archived from the original (PDF) on 17 June 2013.
- ^ Перейти обратно: а б с д и 75 лет ББК (75 лет Беломорско-Балтийскому каналу) (Официальный сайт Правительства Карелии, 07.08.2008) (на русском языке)
- ^ Нефтяники получили свое Archived 2016-08-16 at the Wayback Machine (The oilmen got their cargo), Murmansky Vestnik , No. 110, 16 June 2007. (in Russian)
- ^ "Силовые машины" отгрузили вторую партию оборудования, предназначенного для восстановления Саяно-Шушенской ГЭС. ( Silovye Machiny has shipped the second batch of equipment for the restoration of the Sayano-Shushenskaya Hydro Power Plant), RBK , 2011-08-25.
- ^ Перейти обратно: а б Алексей Бамбуляк, Бьёрн Франзен. Транспортировка нефти из российской части региона Баренцева моря, по состоянию на январь 2005 г. Архивировано 3 марта 2016 г. на Wayback Machine (на русском языке).
- ^ Хаунер, Милан Л. (2004), «Сталинская программа большого флота» , Обзор военно-морского колледжа , LVII (2 (весна)): 89, 96, заархивировано из оригинала 08 июля 2017 г. , получено 12 декабря 2012 г. 06
- ^ Morukov 2003 , p. 158
- ^ Хаунер 2004 , с. 103
- ^ Оселиус, Гуннар (2005), Взлет и падение советского военно-морского флота на Балтике, 1921–1941 , Серия Касс - Военно-морская политика и история, Psychology Press, стр. 22, ISBN 9780714655406
- ^ Morukov 2003 , p. 161
- ^ Смилли, Джон (2012), Морская война Второй мировой войны. Том 4: Германия отправляет Россию к союзникам , Том 4 ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ МОРСКАЯ ВОЙНА, Дональд А. Бертке, с. 214, ISBN 978-1937470036
- ^ «Подводные лодки на марках» . www.submarinesonstamps.co.il . Проверено 13 августа 2017 г.
- ^ Хаунер 2004 , стр. 100.
- ^ Полмар, Норман; Мур, Кеннет Дж. (2004), Подводные лодки времен холодной войны , Potomac Books, Inc., стр. 30, 142, 157–158, ISBN 9781597973199
- ^ "White Sea Baltic Canal named after Stalin. The History of the Construction" ( Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства . / Belomorsko-Baltiyskiy kanal imeni Stalina. Istoriya stroitel'stva ) Moscow, 1934, p. 138
Источники
[ редактировать ]- «Пейзаж и видение на Беломорско-Балтийском канале и визуальная экономика принудительного труда: Александр Родченко и Беломорско-Балтийский канал». Изображая Россию: исследования визуальной культуры . Издательство Йельского университета. 2008. стр. 168–174. дои : 10.2307/j.ctt5vm1n6 . ISBN 9780300119619 . JSTOR j.ctt5vm1n6 .
- Эпплбаум, А. (2003). «Беломорканал». ГУЛАГ: История . Даблдэй.
- Брансуик, А. (2009). Ледяные воды Беломорканала: рассказ (на французском языке). Южные законы. ISBN 978-2-7427-8214-7 .
- Дмитриев, Ю.А. (2003). Беломорско-Балтийский канал: от плана к реализации: Сборник документов . Петрозаводск: Неизвестно.
- Драшкочи, Дж. (2012). «Путь Перековки»: изменение жизни на сталинском Беломорско-Балтийском канале». Русское обозрение . 71 (1): 30–48. дои : 10.1111/j.1467-9434.2012.00641.x . JSTOR 41409422 .
- Гельдерн, СП (1995). «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина». В Стайтсе, Р. (ред.). Массовая культура в Советской России: сказки, стихи, песни, фильмы, пьесы и фольклор, 1917–1953 . Издательство Университета Индианы. стр. 190–201. ISBN 9780253329110 . JSTOR j.ctt16xwcdw.45 .
- Горький, М. ; Авербах, Л.; Георгиевич Фирин С. (1935). Беломорканал: отчет о строительстве нового канала между Белым и Балтийским морями . Перевод А. Уильямса-Эллиса. Лондон: Джон Лейн.
- Хлевнюк, О.В. (2004). История ГУЛАГа. От коллективизации к Большому террору . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0300092849 .
- Мякинен, Илкка (1993). «Библиотеки в аду: культурная деятельность в советских тюрьмах и трудовых лагерях с 1930-х по 1950-е годы». Библиотеки и культура . 28 (2): 117–142. JSTOR 25542531 .
- Моруков, М. (2003). «Беломорканал». У Пола Р. Грегори ; В.В. Лазарев (ред.). Экономика принудительного труда. Советский ГУЛАГ (PDF) (Интернет-изд.). Издательство Гуверовского института в Стэнфорде. стр. 151–162.
- Рудер, Калифорния (1998). Делая историю для Сталина: История Беломорского канала . Университетское издательство Флориды. ISBN 9780813015675 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Беломорканал
- Фотографии и дополнительная информация на онлайн-выставке «Принудительные трудовые лагеря» от Blinken Open Society Archives.
- Ледяные воды Беломорканала на сайте Анны Брунсвик, на французском языке.
62 ° 48' с.ш. 34 ° 48' в.д. / 62,800 ° с.ш. 34,800 ° в.д.