Кто будет охранять самих охранников?
Quis custodiet ipsos custodes? — латинская фраза, встречающаяся в «Сатирах» (Сатира VI, строки 347–348), произведении римского поэта I–II веков Ювенала . Его можно перевести как « Кто будет охранять самих стражников? » или « Кто будет охранять сторожей? ».
Первоначальный контекст касается проблемы обеспечения супружеской верности , хотя сейчас эта фраза обычно используется в более широком смысле для обозначения проблемы контроля над действиями лиц, находящихся у власти , проблемы, обсуждавшейся Платоном в « Государстве» . [ нужна ссылка ] Неясно, была ли эта фраза написана Ювеналом или отрывок, в котором она встречается, был вставлен в его произведения.
Исходный контекст
[ редактировать ]Эта фраза, как ее обычно цитируют на латыни , происходит из сатир Ювенала, римского сатирика I–II веков . Хотя в современном использовании эта фраза имеет широкое применение к таким понятиям, как тиранические правительства , бесконтрольно репрессивные диктатуры и злоупотребления в полиции или судебной системе , а также коррупция , в контексте стихотворения Ювенала она относится к невозможности навязывания нравственного поведения женщинам, когда силовики ( custodes ) тленны ( Сатира 6 , 346–348):
Я слышу то, что ты когда-то предупредил, мой друг, |
Я всегда слышу увещевания моих друзей: |
Современные редакторы расценивают эти три строки как интерполяцию, вставленную в текст. В 1899 году студент Оксфордского университета Э. О. Винстедт обнаружил рукопись (теперь известную как О , от Oxoniensis ), содержащую 34 строки, которые, по мнению некоторых, были опущены в других текстах поэмы Ювенала. [ 1 ] Споры по поводу этой рукописи продолжаются, но даже если стихи написаны не Ювеналом, вполне вероятно, что в ней сохраняется первоначальный контекст фразы. [ 2 ] Если да, то исходный контекст таков (O 29–33):
... Я знаю |
... Я знаю |
Ссылка на политическую власть
[ редактировать ]
Эта фраза обычно используется для рассмотрения воплощения философского вопроса о том, как власть может быть привлечена к ответственности. Иногда его ошибочно приписывают прямой цитате из « как » Платона Государства в популярных средствах массовой информации, так и в академическом контексте. [ 3 ] нет Точной параллели в « Государстве» , но оно используется современными авторами для выражения беспокойства Сократа по поводу стражей, решение которого заключается в правильном обучении их души.
Можно найти несколько примеров ассоциации с Платоном в XIX веке, в которых часто опускается слово «ipsos». [ 4 ] [ 5 ] Джон Стюарт Милль цитирует это в «Соображениях о представительном правительстве» (1861), хотя и без ссылки на Платона. Платона Однако «Республика» почти никогда не упоминалась классическими латинскими авторами, такими как Ювенал, и было отмечено, что она просто исчезла из литературного сознания на тысячу лет, за исключением следов в трудах Цицерона и Святого Августина . [ 6 ] В «Республике» предположительно совершенное общество описано Сократом, главным героем этого сократического диалога .
Сократ предложил класс стражей для защиты этого общества, а кустоды (сторожа) из сатир часто интерпретируются как параллельные платоническим стражам ( филаки по-гречески). Ответ Сократа на эту проблему, по сути, заключается в том, что стражами будут манипулировать, чтобы они защитили себя от самих себя посредством обмана, который по-английски часто называют « благородной ложью ». [ 7 ] Как Леонид Гурвич отметил в своей лекции 2007 года о получении Нобелевской премии по экономике , один из собеседников Сократа в « Республике» , Главкон , даже заходит так далеко, что говорит: «Было бы абсурдно, если бы опекуну нужен был охранник». [ 8 ]
Вопрос об ответственности политической власти, восходящий к различным отрывкам Ветхого и Нового Заветов, привлекал большое внимание в христианской мысли средневековья и раннего Нового времени, особенно в связи с осуществлением власти в Церкви и в церковно-государственных отношениях. [ 9 ] В протестантской традиции это также оживило споры о том, кто должен быть последним арбитром в толковании Священного Писания. [ 10 ] [ 11 ]
В своем докладе Совету ООН по правам человека за 2013 год Альфред-Морис де Зайас , независимый эксперт ООН по содействию демократическому и справедливому международному порядку , разъяснил сохраняющуюся актуальность Жювеналя: «Решающее значение по-прежнему имеет убежденность в том, что правительство должно служить народу. и что его полномочия должны быть ограничены Конституцией и верховенством закона. Вопрос Жювеналя quis custodiet ipsos custodes (кто охраняет стражей?) остается центральной заботой демократии, поскольку народ всегда должен следить за конституционным поведением лидеров и подвергать их импичменту, если они действуют в нарушение своих обязанностей. Конституционные суды должны удовлетворить эту потребность, а гражданское общество должно проявить солидарность с правозащитниками и информаторами, которые отнюдь не являются непатриотичными, но оказывают демократическую услугу своим странам и миру». [ 12 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Вопрос «Кто следит за сторожами?» часто частично появляется в виде граффити, нацарапанных на фоне Алана Мура и Дэйва Гиббонса » графического романа « Хранители , но эта фраза никогда не встречается целиком. [ 13 ] Мур заявил в интервью, что название сериала напрямую связано с этим вопросом, хотя на момент интервью Мур не знал, откуда взялось это предложение. [ 14 ]
- Он часто появляется в романах Терри Пратчетта о Плоском мире , обычно его слышит от сэра Сэмюэля Ваймса , командира Городской стражи . Он отвечает на него в «Туд!» , правда, очень кратко, со строчкой «да». Когда его спрашивают, кто за ним присматривает, он отвечает: «Я тоже». Он также появляется в «Глиняных ногах» и «Я надену полночь» . Впервые появляется в игре Guards! Охранники! от гражданина, также обращенного к Ваймсу, как: «Quis custodiet custard?»
- « Кто наблюдает за наблюдателями » — эпизод сериала «Звездный путь: Следующее поколение» , в котором участвует группа антропологов, которые наблюдают за примитивной культурой из скрытого места, но обнаруживаются после несчастного случая. [ нужна ссылка ]
- «Кто наблюдает за сторожами?» нарисован баллончиком на витрине магазина электроники в конце первого эпизода фильма « Хранители» (2009) . В другом эпизоде показано, как бунтовщик, протестующий против линчевателей в масках, несет табличку с надписью «КТО СМОТРИТ НА ХРАНИТЕЛЕЙ?». [ нужна ссылка ]
- В «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» эта фраза написана от руки на опоре пола возле лестницы, когда Бэтмен несет ослабленного Супермена на плече в кульминационный момент их дуэли. [ 15 ]
- Кто наблюдает за птицами» . эпизод « двенадцатый Это высказывание ссылается на
- В » « Америка решает восьмом эпизоде четвертого сезона « Наследия » политический стратег-демократ Нейт Софрелли задает этот вопрос Шивон Рой, когда она сообщает ему о своих планах на ночь выборов в штаб-квартире Американской телевизионной сети (ATN). [ 16 ]
- Альбом 1980 года « Как долго мы будем терпеть массовые убийства?» Английская пост-панк -группа The Pop Group представляет песню Justice с припевом, содержащим слова «Кто охраняет охрану? Кто следит за полицией?». [ 17 ]
- Песня Quocustodiat [так в оригинале] из альбома Out of Order американской трэш-метал-группы Nuclear Assault 1991 года частично ссылается на эту фразу и содержит тексты, критикующие коррупцию и злоупотребление властью. [ 18 ]
- Он появляется в «Еретиках Дюны» Фрэнка Герберта.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Э. О. Винстедт 1899, «Бодлеанская рукопись Ювенала», Classical Review 13: 201–205.
- ^ Недавно Дж. Д. Сосин 2000, «Ювенал Авзония и фрагмент Винстедта», Classical Philology 95.2: 199–206, приводит доводы в пользу ранней даты написания стихотворения.
- ^ EgT Бесли и Дж. А. Робинсон, «Quis Custodiet Ipsos Custodes? Гражданский контроль над вооруженными силами», Журнал Европейской экономической ассоциации, т. 8, стр. 655–663, 2010 г.; и П. Корнинг, «Справедливое общество: наука о человеческой природе и стремление к социальной справедливости», University of Chicago Press, стр. 146, 2011.
- ^ Оксенхэм, HN (1878 г.). «Моральная и религиозная оценка вивисекции» . Джентльменский журнал и Историческая хроника . 243 (с июля по декабрь): 732.
- ^ Магуайр, Томас (1866). Очерк платоновской идеи . Лондон: Лонгманс, Грин, Ридер и Дайер. п. 39.
- ^ Джаяпалан, Н. (2002). Комплексное изучение Платона . Atlantic Publishers & Dist. п. 10.
- ^ Платон (2008) [ок. 380 г. до н. э.]. Республика . Бенджамин Джоуэтт , перевод; Электронная книга, созданная Сью Ашер и Дэвидом Видгером. Проект Гутенберг .
Как же тогда мы можем изобрести одну из тех необходимых лжи, о которых мы недавно говорили, — всего лишь одну королевскую ложь, которая может обмануть правителей, если это возможно, и, по крайней мере, остальную часть города?
- ^ Книга III, XII, 403E, с. 264 (греческий) и с. 265 (английский), том I, Платона, Республика (ΠΟΛΙΤΕΙΑ), с английским переводом Пола Шори, Лондон, William Heinemann Ltd.; Нью-Йорк: сыновья Г. П. Патнэма, 1930 г., цитируется Леонидом Гурвичем, « Но кто будет охранять стражей? », Нобелевская лекция, 8 декабря 2007 г., по состоянию на 27 апреля 2011 г.
- ^ Матис, Ханна В. (2019). «Песнь песней» в раннем средневековье . Брилл. стр. 117–38.
- ^ Эко, Умберто (1984). Семиотика и философия языка . Издательство Университета Индианы. п. 150.
- ^ Гуарино, Томас Г. (2013). Винсент Леринский и развитие христианской доктрины . Бейкер Академик. п. 119.
- ^ https://ap.ohchr.org/documents/dpage_e.aspx?si=A/HRC/24/38 , пункт 52.
- ^ Аткинсон, Дуг. Аннотированные стражи . http://www.capnwacky.com/rj/watchmen/chapter1.html . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Плаурайт, Фрэнк. «Превью: Хранители». Удивительные герои . 15 июня 1986 года.
- ^ «Отсылка к Стражам, которую вы пропустили в «Бэтмене против Супермена»» . Лупер .
- ^ «Эпизод в день выборов Преемника взвешивал реальные последствия махинаций Роев» . Время .
- ^ «Текст – Справедливость – Поп-группа» . Musixmatch.com .
- ^ Nuclear Assault – Quocustodiat , получено 18 июля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Сатира VI на латыни , в Латинской библиотеке.
- Сатира VI на английском языке (перевод Г.Г. Рамзи) в Интернет-справочнике по древней истории