Брат Пуле
Брат Пуле | |
---|---|
![]() Изображение Германо Пуле, любезно предоставлено Райаном Паладом, главой Центра исследований и творческого письма Таябас. | |
Рожденный | Аполинарио де ла Крус 22 июля 1815 г. |
Умер | 4 ноября 1841 г. Таябас , Таябас, генерал-капитан Филиппин, Испанская империя | ( 26 лет
Занятия |
|
Годы активности | 1832–1841 |
Известный | Братство восстания Сан-Хосе |
Аполинарио де ла Крус (22 июля 1815 г. - 4 ноября 1841 г.) [ 1 ] ), более известный как Германо Пуле ( Испанский: [eɾmano pule] , по-испански « Брат Пуле»; [ 2 ] [ 3 ] также пишется Hermano Puli ), был филиппинским религиозным лидером, который основал и возглавил Cofradía de San José ( Братство Святого Иосифа ). Кофрадия расовую была основана в 1832 году в ответ на дискриминационную практику католической церкви на Филиппинах . Во время испанского колониального периода католические религиозные ордена отказывались принимать в свои члены коренных филиппинцев. В отместку Пуле основал свой собственный религиозный орден, предназначенный исключительно для коренных филиппинцев. На пике своего развития кофрадия насчитывала от 4500 до 5000 членов из провинций Таябас , Батангас и Лагуна . Опасаясь вооруженного восстания, испанское колониальное правительство направило вооруженные силы для подавления кофрадиа - нападения, которому 23 октября 1841 года сопротивлялись Хермано Пуле и его последователи. Однако было отправлено больше войск, и кофрадия была окончательно подавлена колониальными военными. войска 1 ноября 1841 года. Затем Пуле был схвачен, предан суду и казнен.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Аполинарио де ла Крус родился 22 июля 1815 г. [ а ] в Баррио Пандак в городе Лукбан в провинции Таябас (ныне Кесон ) еще в те времена, когда Филиппины были заморской территорией Королевства Испания . Его родители — Пабло де ла Крус и Хуана Андрес — были крестьянами. [ б ] и набожные католики. [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ] Аполинарио де ла Крус был грамотным, но заявил, что у него не было формального образования. [ 5 ] [ 9 ] Несмотря на это, весьма вероятно, что он получил начальное религиозное образование и посещал местную государственную начальную школу в Лукбане. [ 5 ] [ 6 ] [ 10 ] В 1829 году он решил стать священником и попытался вступить в Орден проповедников в Маниле. В то время римско-католические религиозные ордена запрещали индио (коренным жителям Филиппин) присоединяться, поэтому заявление Де ла Круса было отклонено по единственной причине его расы. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Затем он решил работать донадо ( братом -мирянином ) в больнице Сан-Хуан-де-Диос , где его поместили в Кофрадия-де-Сан-Хуан-де-Диос , братство, связанное с больницей, открытой для индио . За это время он улучшил свои публичные выступления и изучил Библию наряду с другими религиозными писаниями. [ 1 ] [ 10 ] [ 11 ]
Братство Сан-Хосе
[ редактировать ]Формирование и расширение
[ редактировать ]В декабре 1832 года, в возрасте 18 лет, Де ла Крус вместе с индийским светским священником Бр. Сириако де лос Сантос и еще 19 человек из Таябаса основали Братство Великого Сообщества Славного Господа Святого Иосифа и Девы ( Розария сокращенно Братство Святого Иосифа , Братство Святого Иосифа). Затем он стал известен своим последователям как Брат Пуле . [ 10 ] [ 14 ] [ 15 ] Братство способствовало распространению христианских добродетелей, сосредоточенных вокруг культов Святого Франциска Ассизского и Девы Антиполо . [ 14 ] Они также включали элементы доколониальных верований, такие как использование ант-антинг (талисманов). [ 16 ] Большинство его приверженцев были из Таябаса, Лагуны , Кавите и Батангаса , а некоторые были из Камаринес-Норте и Камаринес-Сур . [ 1 ] [ 15 ] [ 17 ] Кофрадия Пуле , запретила испанцам и метисам присоединяться к церкви без разрешения Германо что было формой возмездия церкви за дискриминацию туземцев. [ 11 ] Хермано Пуле продолжал работать в больнице Сан-Хуан-де-Диос и регулярно переписывался со своими последователями посредством писем, которые зачитывались вслух членам кофрадии . Некоторые члены кофрадиа также нашли время посетить Хермано Пуле в Маниле . В отсутствие Эрмано Пуле кофрадию возглавил мэр Эрмано Октавио Игнасио «Чистилище» де Сан-Хорхе. [ с ] и Бр. Сириако делос Сантос, который был братства . казначеем и духовным наставником [ 13 ] [ 20 ] [ 21 ]
Члены кофрадии собирались 19 числа каждого месяца в честь святого Иосифа, праздник которого приходится на 19 марта. Они также платили ежемесячную плату в размере одного реала , чтобы покрыть расходы на ежемесячные мессы и праздники. Ежемесячная месса проводилась в приходской церкви Лукбана под руководством приходского священника о. Мануэль Санчо. [ 14 ] [ 22 ] [ 23 ]
В 1837 году братство было переименовано в Братство старшего. Святой Иосиф, давший обет Святого Розария , проповедовал Евангелие в Лукбане, и Сариайе . Маджайджае [ 14 ] К 1841 году кофрадия выросла примерно до 4500–5000 членов. [ 1 ]
Подавление
[ редактировать ]Испанские власти не знали о существовании кофрадиа до 1840 года. Однако уже в 1833 году филиппинские священники заметили их деятельность в окрестностях гор Сан-Кристобаль и Банахау . [ 14 ] [ 24 ]
В 1840 году о. Антонио Матео, викарий Таябаса, с подозрением относился к ежемесячным мессам и сборам братства , поэтому о. Мануэль Санчо прекратил проводить мессы в братства честь [ 23 ] Затем Матео и Санчо обвинили кофрадиа в еретической деятельности. [ 24 ] Из-за религиозных преследований и растущего числа ее членов Хермано Пуле решил добиться признания кофрадии колониальным правительством и католической церковью. Сначала он обратился за признанием и разрешением к епископу Нуэва-Касереса, но его просьба была отклонена. Не обескураженный, он затем обратился за одобрением Real Audiencia , но его также проигнорировали. [ 1 ] [ 25 ]
Помимо обвинений в ереси, ходил слух, что кофрадия планировала убить алькальдов Камариниса и Лагуны. [ 26 ] Францисканские ежемесячного монахи Таябаса передали эту информацию гобернадорсильо Лукбана , который приказал провести рейд 19 октября 1840 года во время собрания кофрадиа . Власти арестовали 243 члена кофрадиа и конфисковали их кассу, два больших портрета Германо Пуле, изображенного в образе святого, и его письма к кофрадиа . [ 27 ] Испанский алькальде-мэр (губернатор провинции) Таябас дон Хоакин Ортега, чья жена была членом кофрадии , приказал освободить заключенных, мотивируя это тем, что это церковный вопрос. Позже, в начале 1841 года, кофрадия перебралась в Маджайджай, родной город «Чистилища» Сан-Хорхе. [ 26 ] [ 28 ]
Хермано Пуле немедленно направил письмо архиепископу котором осуждал действия монахов Таябас, обвинял их в избиениях и угрожал отлучением членов кофрадии Хосе Сеги в Манилу, в . Он также бросил вызов полномочиям монахов совершать такие действия, поскольку цели cofradia никогда не противоречили католической вере. 29 января 1841 года Пуле отправил письмо епископу Нуэва-Касереса, в котором еще раз подтвердил, что кофрадия не противоречит каноническому праву. Письмо было отправлено -провизору епископства юэз , который одобрил его о. Антонио Матео и о. Мануэль Санчо, отклонивший ходатайство Пуле. [ 1 ]
В июне 1841 года с помощью влиятельных сторонников (в том числе Доминго Рохас ) Пуле снова направил письмо в Real Audiencia с просьбой cofradía признать . Это письмо было направлено в канцелярию генерал-губернатора Марселино де Ораа Лекумберри . [ 29 ] Генерал-губернатор лично рассмотрел петицию и был обеспокоен правилом кофрадиа , запрещающим испанцам и метисам присоединяться к ним без разрешения Пуле. Это заставило Де Ораа поверить в то, что это подстрекательская организация, в которой религия использовалась как прикрытие для потенциального восстания против испанских властей. [ 12 ] [ 24 ] Затем де Ораа рекомендовал уволить Пуле из больницы Сан-Хуан-де-Диос и в июле 1841 года объявил кофрадию вне закона, приказав ее расформировать и арестовать ее членов. Пуле немедленно скрылся, чтобы избежать ареста. [ 1 ] [ 24 ] [ 25 ]
В сентябре 1841 года Хермано Пуле отправился из Манилы в Бэй, Лагуна , чтобы встретиться с членами кофрадиа , избежавшими захвата. [ 28 ] [ 30 ] Предвидя неминуемое нападение, Пуле и Чистилище собрали 4000 последователей в Баррио Исабанг на склонах горы Банахау . Группа язычников Этас из Сьерра-Мадре к братству. также присоединилась [ 31 ]
23 октября 1841 года мэр алькальда Хоакин Ортега по приказу из Манилы повел 300 человек в атаку на лагерь Кофрадиа . численностью 4000 человек Кофрадия смогла противостоять нападению, в результате которого погибли Ортега и многие из его людей. [ 8 ] [ 11 ] [ 32 ] Затем Пуле перенес свой лагерь в Алитао, недалеко от города Таябас , где его последователи короновали его как «короля тагалогов » . К тому времени он подумывал о расколе с Церковью. [ 1 ] [ 25 ]
Когда известие о поражении Ортеги дошло до генерал-губернатора, в Таябас было отправлено более хорошо вооруженное подкрепление из Манилы. 1 ноября 1841 года полковник Хоакин Уэт прибыл в Таябас с 800–1000 солдат. [ 11 ] [ 33 ] [ 34 ] Первоначально они предложили амнистию членам кофрадиа , за исключением Хермано Пуле и других высокопоставленных лидеров, но кофрадия отказалась. Перед прибытием полковника Уэта Пуле и лидеры кофрадиа пообещали своим последователям победу благодаря божественному вмешательству. Бойцов кофрадиа заставили поверить, что они неуязвимы для вражеских пуль, что ангелы с Небес сойдут и помогут им в бою, и, наконец, земля разверзнется и поглотит вражеские войска. [ 35 ] Бой между кофрадиа и правительственными войсками длился четыре часа. было убито от трех до пятисот мужчин, женщин, стариков и детей На стороне Кофрадия . Впоследствии в плен попали 500 человек, в том числе 300 женщин. Остальные кофрадиа скрылись в лесах и не преследовались. Только одиннадцать человек были ранены со стороны правительства. [ 11 ] [ 12 ] [ 36 ]
Захват, суд и казнь
[ редактировать ]Пуле бежал в Баррио Гибанга в Сариайе, но на следующий вечер был схвачен силами полковника Уэта. 4 ноября 1841 года, после упрощенного суда, состоявшегося в Casa Comunidad в городе Таябас, он был подвергнут пыткам, а затем расстрелян в возрасте 26 лет. Испанские власти четвертовали его тело . Его расчлененная голова, руки и ноги были выставлены по всей провинции Таябас. [ д ] [ 14 ] [ 15 ] [ 25 ]
Другие лидеры Братства — Октавий Игнатий «Чистилище» Святого Георгия, Дионисий Царей, Франсиско Эспиноза Креста, Григорий Михаил Иисус и около 200 других узников братства — также были казнены в тот же день, что и Пуле. . [ 1 ] [ 25 ] [ 36 ]
Последствия и наследие
[ редактировать ]
Общественная реакция и расследование Верховного суда
[ редактировать ]Резня в Алитао в 1841 году вызвала общественную полемику в Маниле, где были распространены листовки с критикой действий правительства. Реал Аудиенсия обвинила Де Ораа в том, что он не проконсультировался с ними перед отправкой войск, а также в его приказе не давать пощады бойцам кофрадия . Тем временем генерал-губернатор Де Ораа обвинил полковника Уэта в том, что он якобы превысил свои приказы. [ 37 ]
После расследования резни Верховный суд Испании официально объявил выговор генерал-губернатору Де Ораа. Суд подтвердил, что у Пуле и кофрадиа не было политических мотивов. Однако они признали, что кофрадия совершила церковное преступление за ведение религиозной деятельности без одобрения католической церкви. [ 1 ]
Мятеж полка Таябас
[ редактировать ]20 января 1843 года члены полка Таябас испанских вооруженных сил , дислоцированного в Маниле, под командованием сержанта Иринео Саманиего подняли мятеж в отместку за резню членов кофрадиа в ноябре 1841 года . Им удалось захватить форт Сантьяго и удерживать его несколько часов, но на следующий день они потерпели поражение. Восемьдесят два мятежника были немедленно казнены на Багумбаянском поле , а остальные были заключены в тюрьму. [ 25 ] [ 38 ] [ 39 ]
Возрождение Братства и происхождение колорума
[ редактировать ]В 1870 году Кофрадия де Сан-Хосе была возрождена под руководством Profeta y Pontifice («Пророк и Папа») Хуанарио Лабиоса. Члены возрожденной кофрадии утверждали, что были свидетелями предполагаемого совместного явления Богородицы Розария , Германо Пуле и Октавио Игнасио «Чистилище» де Сан-Хорхе. Деятельность возрожденной кофрадии закончилась в 1871 году, когда Лабиос и его последователи были схвачены и сосланы на Миндоро и Каламийские острова . [ 14 ] [ 15 ]
Выжившие члены Кофрадия -де-Сан-Хосе , жившие в окрестностях гор Сан-Кристобаль и Банахау, продолжали свою религиозную деятельность и были известны как колорумы , искаженное латинское выражение in saecula saeculorum («во веки веков»). '), который использовался на Мессе для завершения молитвы. В американскую колониальную эпоху термин «колорум» применялся ко всем культам и повстанческим группам, характеризующимся римско-католической преданностью, народными суевериями и поклонением героям. Некоторые из этих групп до сих пор действуют в различных провинциях Филиппин. [ 12 ] [ 16 ] [ 25 ]
Начиная с 1930-х годов, разговорное значение слова « колорум» на Филиппинах стало распространяться на любую незаконную деятельность, особенно на незарегистрированные общественные транспортные средства . [ 25 ] [ 40 ]
День памяти
[ редактировать ]Памятник Германо Пуле сейчас стоит на границе городов Таябас и Лусена . [ 41 ] Годовщина его смерти, 4 ноября, является праздником в Кесоне. [ 7 ] [ 42 ]
Пьеса . под названием «Первое исполнение «Последней страсти Германо Пуле»» была написана Розауро де ла Крус и впервые была исполнена в 1975 году [ 43 ] Он выиграл первый приз за одноактную пьесу в филиппинской категории на церемонии 1972 года вручения наград Palanca Awards . [ и ] [ 44 ]
исторический фильм брата Пули » «Агония и ярость режиссера Жиля Портеса с Альжуром Абреницей в главной роли в роли Германо Пули. В сентябре 2016 года вышел [ 45 ]
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Филиппинский историк Грегорио Ф. Зайде опубликовал дату рождения Германо Пуле как 22 июля 1815 года на основании записи о крещении Пуле от 23 июля 1815 года. [ 4 ] Эта дата признана Национальной исторической комиссией Филиппин . [ 1 ] Другая оценка датирована 23 июля 1814 года историком Таябы Райаном Паладом, поскольку Германо Пуле (Аполинарио де ла Крус) был назван в честь Св. Аполлинария Равеннского , праздник которого приходится на 23 июля. [ 5 ] Другие оценки включают: 31 июля 1815 года Дэвида Ривза Стёртеванта, 1814 год Рейнальдо Илето и Онофре Корпуса и 1815 год Дэвида Свита. [ 4 ]
- ↑ Онофре Корпус считал, что семья Хермано Пуле хорошо зарекомендовала себя в обществе из-за того, что они использовали фамилии до того, как генерал-губернатор Нарцисо Клаверия потребовал, чтобы все коренные филиппинцы приняли латиноамериканские фамилии в 1849 году. До этого указа многие филиппинцы не использовали фамилии. . [ 4 ] Несмотря на это, Мануэль Ф. Мартинес уверен, что семья Пуле не принадлежала к принципалу . [ 6 ]
- ^ Альтернативные формы его имени: «Октавио Игнасио де Сан Хорхе», [ 1 ] «Октавио Игнасио Сан Хорхе» [ 18 ] и «Октабио Сан Хорхе». [ 19 ]
- ↑ Квенни Энн Палафокс из Национальной исторической комиссии сообщает, что голова Пуле «хранилась в клетке для всеобщего обозрения, поскольку ее поместили на вершину шеста, воткнутого на обочине дороги, ведущей в город Маджайджай». [ 1 ] А Теодоро Агончилло писал, что голова Пуле была «повешена перед домом его родителей в Лукбане», а его руки и ноги «повешены внутри клеток и помещены в караульные помещения Таябаса». [ 14 ]
- ^ Заявки на конкурс Паланки представляют собой ранее неопубликованные произведения в рукописной форме. Таким образом, спектакль получил награду еще до своего первого представления. См . Награды Паланки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Палафокс, Кенни Энн Дж. (6 сентября 2012 г.). «193 года со дня рождения Аполинарио Дела Круса» . nhcp.gov.ph. Национальная историческая комиссия Филиппин . Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года . Проверено 15 марта 2019 г.
- ^ «Английский <> испанский словарь» . eubd1.ugr.es . Университет Гранады . Архивировано из оригинала 3 августа 2017 года . Проверено 9 июня 2017 г.
- ^ Мартинес 1999 , с. 100
- ^ Jump up to: а б с Диестро и др. 2001 , с. 42
- ^ Jump up to: а б с Палад 2001b , с. 67
- ^ Jump up to: а б Мартинес 1999 , с. 101
- ^ Jump up to: а б Маллари, Д.Т.-младший (13 ноября 2014 г.). Местного героя помнят на церемонии в Кесоне. Архивировано 8 ноября 2016 года в Wayback Machine . Филиппинский Daily Inquirer .
- ^ Jump up to: а б «Кто такой Хермано Пули?» . Филиппинская звезда . 29 июня 2015. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 15 марта 2019 г.
- ^ Диестро и др. 2001 , с. 43
- ^ Jump up to: а б с Колониальный 1979 , с. 31
- ^ Jump up to: а б с д и ж Горе 2008 , с. 106–107
- ^ Jump up to: а б с д Альтернативный 2004 , стр. 122–123
- ^ Jump up to: а б Франциско 2006 , стр. 533–534.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Агонсильо 1990 , стр. 107–108
- ^ Jump up to: а б с д Миранда 2008 , стр. 567–568
- ^ Jump up to: а б Герреро, Милагрос К. (1967). «Восстания в Колоруме: 1924–1931» (PDF) . Азиатские исследования: журнал критических взглядов на Азию . 5 (1). Кесон-Сити , Филиппины: Азиатский центр, Филиппинский университет Дилиман : 65–78. Архивировано из оригинала (PDF) 2 февраля 2017 г. Проверено 15 марта 2019 г.
- ^ Диестро и др. 2001 , с. 48
- ^ Мартинес 1999 , с. 111
- ^ Колониальный 1979 , с. 41
- ^ Мартинес 1999 , стр. 105–106
- ^ Диестро и др. 2001 , с. 46
- ^ Мартинес 1999 , с. 109
- ^ Jump up to: а б Диестро и др. 2001 , стр. 55–56
- ^ Jump up to: а б с д Колониальный 1979 , с. 32
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Константино 2008 , стр. 135–137.
- ^ Jump up to: а б Мартинес 1999 , с. 116
- ^ Колониальный 1979 , стр. 41–43
- ^ Jump up to: а б Колониальный 1979 , с. 57
- ^ Диестро и др. 2001 , стр. 58–59
- ^ Мартинес 1999 , с. 117
- ^ Колониальный 1979 , с. 58
- ^ Карнов 1989 , с. 444
- ^ Диестро и др. 2001 , с. 61
- ^ Мартинес 1999 , с. 120
- ^ Колониальный 1979 , с. 59
- ^ Jump up to: а б Колониальный 1979 , с. 62
- ^ Мартинес 1999 , с. 132
- ^ Палад 2001a , стр. 89–91
- ^ Мартинес 1999 , стр. 138–139
- ^ Риверо, Анхель (7 марта 2012 г.). «Покорение Колорума» . Филиппинская звезда . Манила. Архивировано из оригинала 24 марта 2017 года . Проверено 4 ноября 2017 г.
- ↑ Отордоз, Б.М. (2015, 19 июля). Бинай возглавит обряды для Хермано Пуле. Архивировано 14 сентября 2016 года в Wayback Machine . Манила Таймс .
- ^ Маллари, Дельфин-младший (3 ноября 2015 г.). «Праздник Кесона для местного героя» . Филиппинский Daily Inquirer . Архивировано из оригинала 11 августа 2017 года . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ Фернандес, Дорин (1983). «Современная филиппинская драма: Самый живой голос» . Филиппинские исследования . 31 (1). Кесон-Сити, Филиппины: Университет Атенео-де-Манила: 5–36. Архивировано из оригинала 3 августа 2017 года . Проверено 2 августа 2017 г.
- ^ «Премия Мемориала Дона Карлоса Паланки в области литературы | Победители 1972 года» . palancaawards.com.ph . Фонд Карлоса Паланки. Архивировано из оригинала 22 октября 2009 года . Проверено 15 марта 2019 г.
- ^ Табора, Брюлль (19 сентября 2016 г.). « Hermano Puli», «Heneral Luna» этого года, открывается 21 сентября» . Филиппинский Daily Inquirer . Архивировано из оригинала 20 сентября 2016 года . Проверено 22 сентября 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Агонсильо, Теодор (1990). История филиппинского народа (8-е изд.). Кесон-Сити , Филиппины: Издательство GAROTECH Publishing. стр. 100-1 107–108 . ISBN 978-9-71-871106-4 .
- Константино, Ренато (2008). История Филиппин: от испанской колонизации до Второй мировой войны . Нью-Йорк: Ежемесячный обзор Press . стр. 135–137. ISBN 978-0-85345-394-9 .
- Верно, Дуайт Дэвид; Боро-Кантри, Массачусетс. Королева; Глаз, Роберт; Ибьернас, Висенте Анхель (2001). «Несколько рассказов о жизни, истории и наследии брата Пули» Справа — Дуайт Дэвид А.; Наварро, Атой М.; Палад, Райан В. (ред.). Брат снова в истории (на филиппинском языке). Кесон-Сити: исторические развлечения и публикация Таяба. пп. 41–64. ISBN 978-971-92282-1-9 .
- Дука, Сесилио Д. (2008). Борьба за свободу: Учебник по истории Филиппин (1-е изд.). Манила: Книжный магазин REX. стр. 106–107. ISBN 978-971-23-5045-0 .
- Франциско, Хосе Марио (2006). «Христианство как церковь и история и рождение филиппинской нации в девятнадцатом веке». В Гилли, Шеридан; Стэнли, Брайан (ред.). Кембриджская история христианства: мировое христианство c.1815–c.1914 . Том. 8. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета . стр. 533–534. ISBN 978-0-521-81456-0 .
- Халили, Мария Кристина Н. (2004). История Филиппин (1-е изд.). Манила: Книжный магазин REX. стр. 122–123. ISBN 978-971-23-39349 .
- Илето, Рейнальдо Клеменья (1979). Страсти и революция: народные движения на Филиппинах, 1840–1910 гг . Кесон-Сити: Издательство Университета Атенео де Манилы . ISBN 978-971-550-232-0 .
- Карноу, Стэнли (1989). В нашем изображении: Американская империя на Филиппинах . Нью-Йорк: Рэндом Хаус . п. 444 . ISBN 978-0-394-54975-0 .
- Мартинес, Мануэль Ф. (1999). История провинции Кесон Том. 1. Параньяке , Филиппины: MFM Enterprises. ISBN 978-971-93060-0-9 .
- Миранда, Эвелин А. (2008). «Марианизация на Филиппинах». В Поддаре, Прем; Патке, Раджив; Дженсен, Ларс (ред.). Исторический спутник постколониальной литературы – Континентальная Европа и ее империи . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета . стр. 567–568. ISBN 978-0-7486-2394-5 .
- Палад, Райан (2001a). «История расформирования полка Таябас в 1843 году и возникновения суверенитета Кесона». Справа — Дуайт Дэвид А.; Наварро, Атой М.; Палад, Райан В. (ред.). Брат снова в истории (на филиппинском языке). Кесон-Сити: исторические развлечения и публикация Таяба. пп. 85–99. ISBN 978-971-92282-1-9 .
- Палад, Райан (2001b). «Много противоречий в жизни, истории и наследии брата Пули» Справа — Дуайт Дэвид А.; Наварро, Атой М.; Палад, Райан В. (ред.). Брат снова в истории (на филиппинском языке). Кесон-Сити: исторические развлечения и публикация Таяба. пп. 65–77. ISBN 978-971-92282-1-9 .
- 1815 рождений
- 1841 смертей
- Католическая церковь на Филиппинах
- Казненные филиппинцы
- Филиппинские христианские религиозные лидеры
- Филиппинские революционеры
- Филиппинские католики
- Филиппинские военизированные формирования
- Люди из Кесона
- Люди из Таябаса
- Люди из испанских колониальных Филиппин
- Люди, расстрелянные в Испании
- Тагальский народ
- Жертвы пыток
- Филиппинцы XIX века